Тема 20. Правовые основы денежного обращения и расчетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Правовые основы денежного обращения и расчетов



1. Понятие денежной системы, ее основные элементы. Де­нежная единица Российской Федерации. Денежная масса. Пра­вовые основы регулирования денежного обращения.

2. Правовые основы организации обращения наличных де­нежных знаков. Полномочия Банка России в этой сфере.

3. Безналичные денежные расчеты: правовые основы, фор­мы. Полномочия Банка России по регулированию безналичных расчетов. Роль кредитных организаций в осуществлении безна­личных расчетов. Правила ведения кассовых операций органи­зациями. Роль Банка России в их регулировании.

 

Тема 21. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

1. Понятие валюты и валютных ценностей. Законодательство о валютном регулировании.

2. Валютное регулирование: понятие и содержание. Полно­мочия органов государственной власти Российской Федерации по валютному регулированию и управлению валютными ценно­стями. Функции Банка России и банковской системы в валют­ном регулировании.

3. Валютные операции, их участники и правила осуществле­ния.

4. Валютный контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

 

1. Понятие и роль финансов.

2. Финансовая система, ее структура и развитие в Россий­ской Федерации на современном этапе.

3. Понятие и методы финансовой деятельности государства.

4. Понятие и виды финансово-правовых актов.

5. Финансово-плановые акты, их особенности.

6. Правовое положение и функции Министерства финансов РФ.

7. Система налоговых органов, их правовое положение и

функции.

8. Система банков, ее развитие в условиях перехода к рыноч­ной экономике.

9. Центральный банк РФ (Банк России). Особенности пра­вового положения, функции.

10. Федеральное казначейство (федеральная служба): право­вое положение, функции.

11. Понятие и предмет финансового права, основные осо­бенности финансового права как отрасли права.

12. Конституционные основы (принципы) финансового права.

13. Система и источники финансового права.

14. Понятие и виды финансово-правовых норм.

15. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и

виды.

16. Субъекты финансового права. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.

17. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права, их особенности и виды.

18. Понятие и значение финансового контроля.

19. Виды и органы финансового контроля.

20. Финансовый контроль, осуществляемый представитель­ными органами государственной власти и местного самоуправ­ления.

21. Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами.

22. Налоговые правонарушения и ответственность за них.

23. Финансовый контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ и его территориальными контрольно-ревизион­ными управлениями.

24. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.

25. Счетная палата РФ.

26. Ведомственный и внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль.

27. Аудиторский финансовый контроль.

28. Методы финансового контроля. Акт ревизии.

29. Понятие и роль государственного и местного бюджета.

30. Понятие и предмет бюджетного права, его источники.

31. Бюджетные правоотношения. Субъекты бюджетных пра­воотношений.

32. Бюджетная система и бюджетное устройство в Россий­ской Федерации.

33. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджет­ной системе.

34. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюд­жетной системе.

35. Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

36. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации.

37. Бюджетная компетенция (права) субъектов РФ.

38. Бюджетная компетенция (права) муниципальных образо­ваний.

39. Принцип сбалансированности бюджета, его механизм при наличии бюджетного дефицита. Стабилизационный фонд РФ.

40. Понятие бюджетного процесса, его стадии, финансовый (бюджетный) год, бюджетная классификация.

41. Общие правила составления, рассмотрения и утвержде­ния проекта бюджета.

42. Порядок составления, рассмотрения и утверждения фе­дерального бюджета России.

43. Порядок исполнения бюджета. Распорядители и получа­тели бюджетных средств.

44. Казначейское исполнение бюджета.

45. Контроль за исполнением бюджета. Отчет об исполнении бюджета.

46. Государственные и муниципальные целевые фонды, их роль и система.

 

47. Федеральные и территориальные внебюджетные фонды.

48. Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.

49. Финансы государственных и муниципальных предприя­тий и их правовой режим как института финансового права.

50. Финансовая деятельность государственных и муници­пальных предприятий, ее понятие, содержание и правовые ос­новы. Финансовый план предприятия.

51. Источники финансовых ресурсов государственных пред­приятий. Прибыль предприятий и порядок ее распределения.

52. Понятие и система государственных и муниципальных доходов.

53. Неналоговые доходы государства и муниципальных обра­зований.

54. Понятие, юридические особенности и роль налогов.

55. Система налогов и сборов. Порядок установления нало­говых платежей.

56. Государственная и таможенная пошлины.

57. Налоговое право и налоговое правоотношение. 58: Источники налогового права.

59. Основные элементы налогообложения.

60. Права и обязанности налогоплательщиков.

61. Федеральные налоги, их особенности и виды.

62. Характеристика налога на добавленную стоимость, акци­зов, налога на доходы физических лиц.

63. Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровней.

64. Федеральные пошлины и сборы.

65. Региональные налоги: общая характеристика и виды.

66. Специальные налоговые режимы.

67. Обязательные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды.

68. Налоговый контроль, его формы. Налоговые проверки, их виды.

69. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит.

70. Местные налоги и сборы: общая характеристика и виды.

71. Понятие государственного и муниципального кредита и долга.

72. Правовое регулирование сберегательного дела.

73. Страхование вкладов физических лиц в банках России. Агентство по страхованию вкладов.

74. Государственные и муниципальные внутренние займы как форма государственного и муниципального долга.

 

75. Организация имущественного и личного страхования.

76. Виды обязательного страхования.

77. Понятие государственных и муниципальных расходов и их финансирование. Два основных правовых режима финанси­рования.

78. Понятие и объекты сметно-бюджетного финансирования.

79. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения.

80. Внебюджетные средства бюджетных учреждений (дохо­ды, получаемые бюджетными учреждениями от своей деятель­ности).

81. Взаимоотношения Центрального банка РФ (Банка Рос­сии) с кредитными организациями.

82. Основы регулирования безналичных денежных расчетов.

83. Денежная система. Правовые основы обращения денеж­ных знаков.

84. Правила ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями, организациями.

85. Валютное регулирование и валютный контроль.

86. Органы и агенты валютного контроля, их компетенция.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ

РАБОТ И НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ

 

Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования по специальности 021100 «Юриспру­денция» предусматривает написание студентами курсовых ра­бот по финансовому праву.

Студенты дневной формы обучения, посещающие научный студенческий кружок по финансовому (налоговому, бюджетно­му, банковскому) праву, участвуют также в подготовке научных докладов. Научный доклад может быть подготовлен по проблем­ным вопросам курса для выступления на практических (семи­нарских) занятиях либо научных студенческих конференциях.

Научные работы по финансовому праву готовятся, как пра­вило, студентами, обучающимися на старших курсах, и, следо­вательно, обладающими навыками научно-исследовательской работы, а также опытом самостоятельного изучения правовых

проблем.

Целью и назначением курсовых работ по финансовому праву и его подотраслям является закрепление и углубление знаний студентов в указанной сфере. Курсовая работа позволяет повы­сить научно-теоретическую подготовку студентов, в том числе посредством самостоятельного изучения финансово-правовой литературы и нормативного материала. Написание этих работ направлено на пробуждение интереса к самостоятельной науч­но-исследовательской деятельности, развитие у студентов спо­собностей обобщать и систематизировать теоретические труды, материалы практики, нормативно-правовые акты и делать са­мостоятельные выводы.

Цель научного доклада — приобретение опыта самостоятель­ного изучения дополнительной научной (монографической) и иной литературы, финансово-правовых актов, справочного мате­риала, обобщения материалов практической деятельности финан­совых и кредитных органов, а также опыта публичного выступле­ния перед аудиторией с изложением сделанных выводов.

Таким образом, и курсовая работа, и научный доклад по финансовому праву являются важной частью процесса обуче­ния и подготовки юриста.

Курсовая работа по финансовому праву, являясь итоговой работой по окончании изучения соответствующего учебного курса (отсюда и ее название - «курсовая»), должна быть само­стоятельным, творческим трудом. Это одна из сложных форм студенческого научного исследования, включающая в себя не­сколько этапов: начальный - подготовка к написанию курсо­вой работы; основной — собственно написание работы и предо­ставление для отзыва и рецензирования; заключительный — защита курсовой работы.

Подготовка к написанию курсовой работы (начальный этап) включает, в свою очередь:

- выбор темы работы, согласование ее с научным руководи­телем;

- подбор научной литературы и нормативного материала по избранной теме и подготовка соответствующего библиографи­ческого списка, консультации с руководителем, составление предварительного плана курсовой работы;

- изучение учебной, специальной литературы, нормативно-правовых актов, материалов практики в соответствии с состав­ленной библиографией;

- составление окончательного варианта плана работы и со­гласование его с научным руководителем.

На основном этапе студент непосредственно приступает к написанию курсовой работы. Содержание ее должно включать введение, 2-3 главы (подразделенные на параграфы или без них) и заключение. Рекомендуемый объем курсовой работы - 20- 25 страниц печатного текста (кегль 14; через 1,5 интервала). Соответствующая структура рекомендуется и при подготовке научного доклада. Для выступления по теме доклада на конфе­ренции или заседании кружка целесообразно подготовить на его основе тезисы с кратким изложением главного содержания док­лада.

Во введении студент обосновывает актуальность избранной темы, ее теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи своей работы. Введение курсовой работы, как правило, не должно превышать 3-4 страниц.

Основная (исследовательская) часть работы имеет несколько глав, обычно подразделенных на параграфы. Следует учитывать, что наименование глав не должно совпадать с наименованием всей работы в целом, а наименование параграфов соответствен­но—с наименованием глав. Одна из глав (или ее часть) должна быть посвящена обобщению и критическому анализу теорети­ческих изысканий, имеющихся поданной проблеме. Остальные главы — более тщательному, глубокому прикладному исследо­ванию проблемных вопросов избранной темы.

Учитывая, что курсовая работа и научный доклад относятся к числу самостоятельных, творческих исследований, при их написании недопустимы плагиат (выдача чужого произведения либо его части за свое) и компиляция (использование результа­тов чужих исследований без самостоятельной обработки источ­ников). При заимствовании сведений, фактических данных или мнений других авторов необходимо по тексту работы делать сноски с указанием соответствующего источника.

В заключении работы кратко излагаются результаты исследо­вания и делаются основные выводы. Заключение может содер­жать рекомендации по совершенствованию финансово-право­вого законодательства, рекомендации по повышению эффек­тивности работы финансовых и кредитных органов и т. п.

В соответствии с ГОСТами оформляются титульный лист работы, а также сноски на источники опубликования исполь­зованной литературы, нормативных актов. При дословном ци­тировании необходимо заключать текст в кавычки, с указани­ем в сносках цитируемого источника. В сноске необходимо указать: фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, издательство или название журнала (газеты), год из­дания, номер журнала (либо дату выхода газеты), страницы. При изложении содержания положений используемой работы (без прямого цитирования) кавычки не требуются, но автор курсовой работы (научного доклада) обязан сделать ссылку на этот источник.

Список литературы и нормативных актов включает все ин­формационные источники, использованные автором в работе. Рекомендуется выделять следующие разделы:

— нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, облада­ющие равной юридической силой, располагаются в соответ­ствии с календарной очередностью их принятия);

· монографии;

· учебники и учебные пособия;

· статьи;

· авторефераты диссертаций;

· материалы правоприменительной практики (архивные, текущие).

Монографии, учебники, учебные пособия, сборники, науч­ные статьи, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи и т. д.

Первый (титульный) лист курсовой работы и научного док­лада отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, научном руково­дителе, дате (годе) выполнения. На втором листе курсовой ра­боты и научного доклада помещается оглавление (содержание). Оно включает все разделы работы (введение, главы и парагра­фы, заключение, список литературы) с указанием начальных страниц каждого раздела.

Первоначальный вариант выполненной курсовой работы (научного доклада) представляется научному руководителю для ознакомления и получения рекомендаций по устранению недо­статков. После внесения необходимых изменений, дополнений работа представляется на кафедру для получения окончательно­го отзыва руководителя и допуска заведующего кафедрой к за­щите.

На заключительном этапе осуществляется защита курсовой работы. Защита курсовых работ проводится комиссией, в состав которой включается не менее трех преподавателей — членов кафедры, в том числе с обязательным вхождением в нее научно­го руководителя. Защита осуществляется посредством устного выступления студента с докладом (7—10 мин.), отражающим основные положения курсовой работы.

Комиссия одновременно с содержательным компонентом курсовой работы оценивает умение докладчика лаконично, точ­но, с соблюдением правил логики и русского языка, излагать материал. Большое внимание комиссия обращает на знание сту­дентом финансово-правовой литературы (монографической и учебной) по избранной теме и смежным с ней, а также на уме­ние свободно оперировать специальными финансово-правовы­ми терминами и категориями.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ

(ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ

 

Дипломные работы студентов, обучающихся по основным образовательным программам специалиста и бакалавра, имеют статус выпускной квалификационной работы по направлению подготовки и специальности «Юриспруденция».

Перед началом выполнения дипломной работы по финан­совому праву, помимо настоящих методических рекоменда­ций, студенту необходимо также ознакомиться с Положением о подготовке и защите выпускных квалификационных (дип­ломных) работ, утвержденным Учебно-методическим советом вуза.

Дипломная работа по финансовому праву представляет со­бой логически завершенное теоретическое исследование одной из актуальных проблем в сфере финансового права. В этой ра­боте выпускник демонстрирует уровень овладения необходимы­ми теоретическими знаниями по курсу, а также степень освое­ния методов научного анализа правовых, финансово-экономи­ческих и социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы. Дипломная работа также характеризует практические умения и навыки студента, прояв­ляющиеся в конкретных предложениях по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отноше­ний, по улучшению правоприменительной практики, касаю­щейся финансовой деятельности государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций и т. д.

Дипломная работа — это единолично выполненное научно-практическое исследование, содержащее совокупность научных выводов и аргументированных положений, выносимых на за­щиту. Она должна отвечать следующим требованиям:

— иметь творческий характер, активно использовать акту­альные статистические данные, действующие нормативно-пра­вовые акты и материалы правоприменительной практики;

— характеризоваться логичностью и четкостью изложения материала, доказательностью и достоверностью фактов;

— отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации инфор­мации;

— быть оформленной в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиогра­фических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Выбор и утверждение темы дипломной работы. Начальная часть работы над дипломным исследованием — выбор темы. Это важ­ный и трудный этап. Как наиболее сложный вид студенческих научно-исследовательских работ дипломное исследование гото­вится, как минимум, в течение всего последнего курса обучения. Поэтому выбор темы должен осуществляться студентом еще раньше. Рекомендуется выбрать тему дипломной работы до нача­ла производственной практики и использовать время производ­ственной практики для сбора фактического материала по теме.

Тема дипломной работы должна быть актуальной и соответ­ствовать современному состоянию и перспективам развития финансово-правовой науки, правоприменительной и нормотворческой практики в указанной сфере. При определении темы необходимо учитывать ее значимость для совершенствования финансового, налогового, бюджетного законодательства, дея­тельности правоприменительных, законотворческих и иных го­сударственных и муниципальных органов и организаций, а так­же защиты интересов субъектов финансовых правоотношений.

Студентам предоставляется право избрать тему дипломной работы из перечня тем, разработанного на кафедре, либо пред­ложить свою тему (инициативная тема). Инициативная тема дипломной работы обсуждается на кафедре с целью выявления обоснованности и целесообразности ее разработки. По резуль­татам обсуждения кафедра утверждает либо мотивированно от­казывает в утверждении, если тема не представляет научной и практической значимости, если выбранной теме не соответству­ют творческий потенциал дипломника, возможности поиска необходимой литературы, фактических и статистических данных, прохождения практики в соответствующих органах.

После выбора темы студент в срок до 15 октября последнего года обучения (для студентов вечерней и заочной форм обуче­ния срок устанавливается деканом) обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой, в котором просит кафедру утвердить тему и назначить научного руководителя. При назначении научных руководителей учитываются пожела­ния студентов, а также равномерность распределения учебной нагрузки по руководству дипломными работами.

Полученные от кафедр сведения о темах дипломных работ для каждого студента, научных руководителях оформляются распоряжением по вузу (факультету) не позднее, чем за 6 меся­цев до начала работы государственной экзаменационной комис­сии по защите выпускных квалификационных работ.

Порядок выполнения дипломной работы и представления ее к защите. Перед началом выполнения дипломной работы студент совместно с научным руководителем должен разработать и представить на утверждение заведующему кафедрой календар­ный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Календарный график составля­ется в трех экземплярах: для студента, научного руководителя и деканата.

В соответствии с темой руководитель выдает студенту зада­ние по сбору, изучению, обобщению материалов к дипломной работе и ее написанию. Один экземпляр задания остается у научного руководителя, а другой у студента. Руководитель кон­тролирует выполнение утвержденного плана работы (по этапам и в целом).

Поступившая на кафедру дипломная работа регистрируется в журнале кафедры и передается лаборантом научному руково­дителю. Научный руководитель дает письменный отзыв на дип­ломную работу (в двух экземплярах), в котором должна содер­жаться рекомендация о допуске ее к защите. При несоблюдении требований, предъявляемых к дипломным работам, и возмож­ности доработки ее в установленные сроки научный руководи­тель возвращает работу студенту с указанием о внесении необ­ходимых изменений и поправок.

На основании отзыва научного руководителя заведующий кафедрой решает вопрос о допуске работы к защите и делает соответствующую запись на титульном листе. При отрицательном отзыве научного руководителя вопрос о допуске диплом­ной работы к защите рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и студента. Выписка из протокола засе­дания кафедры по данному вопросу представляется в деканат.

Допущенная к защите дипломная работа направляется ка­федрой на рецензирование. Рецензентами могут быть препода­ватели других кафедр вуза, других вузов, сотрудники научных учреждений, имеющие ученую степень или ученое звание, а также практические работники по профилю дипломной работы, имеющие стаж работы на должностях, требующих наличия выс­шего юридического образования, не менее пяти лет.

В отзыве и рецензии отмечаются как достоинства, так и не­достатки дипломной работы, делается общий вывод о ее уровне и может быть предложена конкретная оценка. Внесение изме­нений в работу после получения отзыва не разрешается. Не позднее чем за две недели до защиты полностью подготовлен­ная дипломная работа с рецензией и отзывом научного руково­дителя направляется кафедрой в деканат.

Порядок защиты дипломной работы. Надлежащим образом оформленная дипломная работа вместе с отзывом и рецензией направляется деканатом в государственную аттестационную ко­миссию. Защита происходит на открытом заседании государ­ственной комиссии в порядке, установленном Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

На защите автор дипломной работы излагает ее существо и основные положения. Важно, чтобы студент заранее подготовил свое выступление. Оно должно быть тщательно продуманным и лаконичным. В этих целях рекомендуется первоначально изло­жить доклад в письменном виде. Это даст возможность откор­ректировать содержание и время выступления, которое не долж­но превышать 7—10 мин. Доклад должен отражать актуальность и разработанность темы, цель работы, методологию исследова­ния, основное содержание (по главам либо основным пробле­мам), полученные результаты и выводы, их теоретическую и практическую значимость, направления использования.

Затем членами комиссии могут быть заданы вопросы. После отиетов на вопросы слово предоставляется научному руководи­телю и рецензенту (в случае их отсутствия зачитывается отзыв и рецензия). Автору дипломной работы предоставляется слово для отпета на замечания, высказанные научным руководителем и рецензентом. Оценка по каждому дипломному исследованию определяется комиссией путем простого большинства голосов. Оглашает выставленные оценки ее председатель.

Структура и оформление выпускной квалификационной (дип­ломной) работы. Рекомендуется в структуре дипломной работы выделять следующие разделы: введение, основной текст, заклю­чение, приложения, список использованной литературы и ис­точников.

Во введении раскрываются: актуальность темы, цель и задачи исследования; степень освещения темы в литературе с указани­ем основных научных источников; положения, выносимые на защиту; практическая и теоретическая значимость и новизна дипломной работы.

Основной текст рекомендуется распределять по главам и па­раграфам. В них излагаются решения поставленных в диплом­ной работе задач. Содержание глав и параграфов должно отве­чать их названиям, содержать сравнительный анализ, постанов­ку научных проблем и обоснованные предложения по их решению. В конце каждого параграфа подводятся итоги и дела­ются выводы.

В заключении подводятся общие итоги исследования, в обоб­щенном виде излагаются выводы и предложения автора.

Приложения включают проекты нормативно-правовых доку­ментов, статистические и социологические анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы и т. д. Каждое прило­жение нумеруется и содержит один информационный массив.

Список литературы и нормативных актов включает все ин­формационные источники, использованные автором. Рекомен­дуется выделять следующие разделы:

— нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, облада­ющие равной юридической силой, располагаются в соответ­ствии с календарной очередностью их принятия);

— монографии;

— учебники и учебные пособия;

— статьи;

— авторефераты диссертаций;

— материалы правоприменительной практики (архивные, текущие).

Рекомендации по подготовке дипломных работ Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, авторефе­раты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном по­рядке по авторам, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи.

Первый (титульный) лист дипломной работы отражает ин­формацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, специальности, научном руководи­теле, дате (годе) выполнения, допуске работы к защите.

На втором листе дипломной работы помещается оглавление. Оно включает все разделы работы (введение, главы и парагра­фы, заключение, приложения, список литературы и норматив­ных актов) с указанием начальных страниц каждого раздела.

Текст дипломной работы печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 на пишущей машинке с использова­нием черной ленты средней жирности, без существенных де­фектов шрифта или на принтере (шрифт «Times», кегль 14).

Основной текст и текст приложений печатается через два интервала на пишущей машинке или через 1,5 интервала на принтере; текст постраничных сносок (примечания) печатается через один интервал (на странице размещается 29—30 строк). Ширина полей: верхнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм, нижнее — 25 мм. Нумерация страниц производится ввер­ху, в середине страницы. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо до­полнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: — 4 —, 4.). Абзацы делаются с отступом от левого поля на пять знаков (ударов) — при печатании на пишу­щей машинке или 1,25 см — на принтере.

Текст должен быть тщательно выверен. Опечатки исправля­ются на пишущей машинке или аккуратно от руки шариковой ручкой (с черной пастой). Обязанность выверять текст и вно­сить соответствующие исправления лежит на авторе дипломной работы.

Оптимальный общий объем дипломной работы специалиста, как правило, 50—60 машинописных страниц (бакалавра 40—50 страниц) основного текста (без приложений и списка литературы).

Дипломная работа должна быть сброшюрована в твердом переплете в двух экземплярах. Никакие надписи на переплете не допускаются. При сдаче дипломной работы на кафедру автор ставит свою подпись и дату на последней странице работы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

 

Проверочное испытание по финансовому праву в соответ­ствии с государственным образовательным стандартом осуще­ствляется в форме экзамена. Экзаменационные вопросы по финансовому праву обновляются и утверждаются на заседании кафедры ежегодно. С базовыми вопросами студент вправе озна­комиться в любой период обучения. Перечень вопросов соот­ветствует учебной программе по финансовому праву, которая разрабатывается кафедрой, а затем утверждается на ее заседа­нии.

Непосредственно перед сессией экзаменационные вопросы обновляются с учетом произошедших в законодательстве изме­нений. Экзаменационные билеты включают до трех вопросов по различным разделам финансового права. Обновленный пе­речень вопросов выдается студентам перед началом экзамена­ционной сессии. Билеты студентам не выдаются.

Экзамен принимает преподаватель кафедры, как правило, имеющий ученое звание профессора или доцента, которому было поручено вести курс лекций. В случае, когда отдельные разделы курса читаются несколькими преподавателями, экзамен может проводиться с их участием, но с выставлением одной оценки. На экзаменах вправе присутствовать заведующий кафедрой. Он же вправе разрешать присутствие на них преподавателей кафед­ры в порядке получения педагогического опыта. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения ректора вуза, проректора по учебной работе или декана не допускается.

Цель экзамена — проверка и оценка уровня полученных сту­дентом специальных познаний по учебной дисциплине финан­сового права, а также умения логически мыслить, аргументиро­вать избранную научную позицию, реагировать на дополнитель­ные вопросы, ориентироваться в массиве финансово-правовых норм, дефиниций и категорий финансового права. Оценке под­лежит также правильность и грамотность речи студента. Допол­нительной целью экзамена является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, экзамен по финансовому праву проверяет сложившуюся у сту­дента систему знаний по данной отрасли права и играет боль­шую роль в подготовке будущего юриста, способствует получе­нию фундаментальной и специальной подготовки в области юриспруденции.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на ка­чественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам, утвержденным кафедрой, в качестве экзаменацион­ных. Согласно Государственному образовательному стандар­ту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» примерный учебный план по финансовому праву для студентов очной формы обучения, утвержденный Министерством образования РФ 27 марта 2000 г., включает прослушивание студентами лекций, а также участие в практи­ческих (семинарских) занятиях на протяжении одного семестра (5-й семестр) в общем количестве 144 ч. Объемность и массив­ность нормативно-правового и научного материала по совре­менному российскому финансовому праву, в том числе наличие Двух кодифицированных актов (Бюджетного и Налогового ко­дексов), не позволяет студентам за время семестра проработать и обсудить с преподавателем на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала, в том числе нор­мативного, при изучении курса финансового права студенты должны освоить самостоятельно. В связи с этим экзамен при­зван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса финансового права, объединить отдельные темы в единую систе­му, увидеть перспективы развития науки финансового права, а также финансового законодательства.

При подготовке к экзамену по финансовому праву у студен­тов возникает немало вопросов и трудностей, начиная с вопро­сов о том, как и по каким учебникам готовиться и как выстро­ить ответ, чтобы получить наивысшую оценку, и заканчивая «опросами о том, как изложить свою собственную научную позицию по проблемным темам курса.

Рекомендуемые для подготовки к экзаменам учебники и спе­циальную литературу преподаватели называют студентам еще на первых лекциях. Как правило, это книги центральных изда­тельств, рекомендованные Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки или специальности «Юриспруденция». Примером может быть выдержавший не одно издание учебник «Финансовое право»1. Большую помощь при подготовке к экзамену окажет студентам и настоящий учеб­но-методический комплекс, содержащий краткий курс финан­сового права и словарь-справочник.

Студент в целях получения качественных и системных зна­ний должен начинать подготовку к экзамену задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса по фи­нансовому праву. Для этого на кафедрах имеются базисные (ос­новные) вопросы. Целесообразно воспользоваться программой курса, помещенной в настоящем пособии.

Следует иметь в виду и такую специфическую особенность финансового права, как наличие специальных терминов и по­нятий, подлежащих отдельному запоминанию. Ведь несмотря на то что многие из этих понятий близки экономическим, они, однако, отличаются от них своей правовой направленностью и содержанием (например, «бюджетный кредит», «трансферт», «бюджетная ссуда», «депозитные средства», «бюджетное обяза­тельство» и т. п.). Кроме того, многие понятия иных отраслей права, в частности гражданского, не применимы к финансовым (налоговым) отношениям, что нашло законодательное закреп­ление (ст. 11 НК РФ). В связи с этим возникает необходимость запоминания «нового» (по сравнению с курсом экономической теории, гражданским и предпринимательским правом) содер­жания уже известных студенту терминов, а также изучения большого количества новых достаточно сложных терминов и финансово-правовых категорий. Названные особенности и спе­цифические черты финансового права не позволяют получить высокий балл тем студентам, которые пытаются «одолеть» курс лишь за период экзаменационной сессии. Не выручает здесь ни высокий уровень общетеоретической подготовки, ни высокий интеллектуальный уровень студента. Гарантией запоминания и усвоения материала по курсу финансового права является сис­тематическое (от лекции к лекции, от семинара к семинару) его изучение. Усвоению проблемных тем курса помогают участие студентов в коллоквиумах, имитационных играх, выступления с докладами на практических занятиях и научных студенческих кон­ференциях, а также написание контрольных и курсовых работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.063 с.)