Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология и методика социологического исследования↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Курган 2009 История социологии 1.1.Социальные знания и идеи в античности и в средневековой Европе. Реальное и утопическое в социальных воззрениях античных философов. Элементы социологического знания в социальной утопии Платона («Государство» и «Закон»). Платон об обществе и государстве. Идеальное государство и его структура. Политическое господство и его социальные механизмы. Разделение общественного труда в идеальном государстве. Трансформация платоновских социально-политических воззрений у Аристотеля: вытеснение утопических мотивов реалистичными, этическая альтернатива социальной утопии. Аристотель о социальном взаимодействии. Основные формы социального общения: дружба, политическое общение и государство. Аристотелевская типология общественных классов и их взаимодействия. Развитие элементов социологического знания в рамках средневековой теологии. Аврелий Августин (Блаженный) и его учение о «двух градах». Развитие идеи естественного права и ее место в средневековых социальных воззрениях. Фома Аквинский: реставрация аристотелевской этической и социально-философской концепции на почве средневекового христианского миросозерцания. Понятие об естественном и божественном законах. 1.2. Развитие социальных представлений в Европе до Х1Х века. Европейский утопизм ХVI- ХVII вв. в исторической социологии. Т. Мор и социологические идеи «Утопии». Европейские просветители о роли разума в познании и развитии общества. Ш. Монтескье: идеи закона географического детерминизма и многофакторности в социальном развитии. Теории народного суверенитета общественного договора и социального неравенства у Ж.Ж. Руссо. Идея солидарности. Кантовская версия идеи и прогресса. Различение «гражданского общества» и государства у Гегеля. 1.3. Возникновение социологии как науки. О.Конт. Идейные истоки позитивизма. Закон трех стадий. Методологический натурализм. Система социологии. Принципы и методы социологии Конта. Организмическая модель общества в социальной статистике: от человеческого организма к организму вообще. Элементы функционализма в контовском «органицизме». Социальная динамика и идея общественного прогресса. Влияние системы Конта на последующее развитие социологии. 1.4. Основные направления развития социологической мысли в классический период (натуралистическая социология, социал-дарвинизм, расово-антропологическая и географическая школы). Использование в социологии теоретических моделей и методов естественных наук, эмпирических данных истории и этнографии. Эволюционизм как ведущий принцип в объяснении общественных процессов. Дарвинизм и социальный дарвинизм. Популярность идей Ч. Дарвина и Г. Спенсера и их влияние на социологию. Биологический редукционизм и обоснование связей социальных и биологических процессов. Трактовка межгрупповых конфликтов как главного фактора социальной жизни. Основные черты расово-антропологического направления: расово-антропологический детерминизм; расы как главный субъект социальных процессов; неравенство рас; определяющее влияние биологической наследственности на социальной поведение и культуру; попытка обосновать отрицательную роль расовых смешений для социального развития. Зарождение географического направления в социологии. Натуралистический и географический псевдодетерминизм. Статистические и динамические последствия влияния географической среды. Диффузионизм в исследовании социальных изменений – процессы заимствования и распространения культур как основа социального развития. 1.5. Социология Э. Дюркгейма. Теоретические источники дюркгеймовской социологии. Социология как эмпирическая наука. Антибиологизм и антипсихологизм Дюркгейма. Общество как реальность особого рода. Анализ общества как нормативной системы и исследование аномии. Важнейшие понятия системы. Понятие «разделения общественного труда» и солидарности; механическая и органическая солидарность. Идея «коллективного сознания». Понятие аномии. Категория «священного» и ее роль в дюркгеймовской социологии религии. Сущность и методология социологического изучения религии. 1.6. Социология Г. Зиммеля. Источники формирования мировоззрения. Этапы идейной эволюции. Теории социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов. Взаимодействие и общество. Социология как изучение социальных форм. Исследования отдельных социальных форм. Социология религии и социология морали. Проблематика культуры. 1.7. Социология М. Вебера. Теоретические источники веберовской социологии. Взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности – политикой, правом, религией и т.д. Социальная реальность. Понятие социального действия. Признаки и типы социального действия. Трактовка идеальных типов. Идеальный тип как инструмент историко-социологического исследования. Разработка Вебером специальных отраслей социологии. Связь хозяйства и общества. Протестанская хозяйственная этика и генезис капитализма по Веберу. Социология религии. Типы господства. Значение идей Вебера в истории социологии. 1.8. Начальный этап становления социологии в России. Своеобразие развития пореформенной России и его влияние на проблематику и содержательную эволюцию российской социологии. Возникновение и распространение социологии в российском обществе (П.Л. Лавров, Н.И. Ножин, А.И. Стронин, Н.К. Михайловский и др.). Черты и идеи ранней социологии. Основные этапы и направления развития социологии в России. Их эволюция, проблемы социальной динамики. 1.9. Характеристика основных направлений в российской социологии (органицизм, психологизм, географический детерменизм). Концепция социологической теории Л.И. Мечникова. Определение социологии как науки. Идея общественного прогресса и его индикаторов. Источник эволюции цивилизации. Социологические воззрения органической школы. А.И. Стронин, его социологическая парадигма и ее эвристическая ограниченность. Теория общества по П.Ф. Лилиенфельду. Психологическое направление в российской социологии. Е.В. Де Роберти как социолог, пропагандист и организатор социологической науки. 1.10. Социологические взгляды Н.Я. Данилевского. Работа Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Методология социального познания. Интерпретация классификации наук. Вывод Н.Я. Данилевского о «национальном характере» обществознания. Концепция культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Классификация культурно-исторических типов. Место культурно-исторических типов в развитии человечества. 1.11. Марксистское направление в российской социологии. Эволюция русского марксизма. Его направления (варианты): ортодоксальный марксизм; экономический детерминизм естественной социальной эволюции в России (Г.В. Плеханов); соединение теории сущего и теории должного (В.И. Ленин); неортодоксальный «легальный марксизм» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский). Пионеры марксистской социологии в России (Н.И. Зибер, И.Ф. Фесенко и др.). 1.12. Чикагская школа в социологии. Основные принципы непозитивистской социологии. Неопозитивистская методология и становление эмпирической социологии. Связь социологических исследований с социальным реформизмом в США первой трети ХХ в. Чикагская школа как соединение в социологии теории и социального эксперимента; методологический плюрализм. Город – как социальный организм. Р.Э. Парк, его теория социальной экологии и урбанистки. Образцы коллективного поведения как предмет социологии. Формирование образцов массового поведения и его социобиологическая детерминированность. 1.13. Структурно-функциональный анализ. Т. Парсонс. Традиция функционализма в истории западной социологии. Три основные проблемы в теории Парсонса: понятие и содержание социальной системы, ее структуры, структурных компонентов и функций; проблема социетального порядка, интеграции и стабильности социальных систем; проблема социальных изменений и эволюции. Мировоззренческое значение структурно-функциональной социологии Парсонса и ее влияние на последующее развитие этой общество обществоведческой дисциплины. 1.14. Теория символического интеракционизма Дж. Г. Мид. Джордж Герберт Мид – основатель «символического интеракционизма». Идейная близость Мида к Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи – крупнейшим американским прагматистам. Понятие социального «акта» - исходной посылки воссоздания реальности субъектом. «Социальность» общества и личности. Межиндивидуальные общения как основа социально-психологической концепции Мида. Совокупность взаимодействий, формирующая общество. Значение индивидуального социального действия. 1.15. Интегральная социология П.А. Сорокина. Социальное взаимодействие, социальная группа, народонаселение. «Интегральная» модель социологии. Концепция социальной стратификации и мобильности. Классификация страт: экономические, политические, профессиональные. Типы мобильности. Каналы социальной мобильности. Социология революции. Понятие культурной суперсистемы. 1.16. Теории социального конфликта. Теория конфликта: критическая реакция на структурный функционализм. «Новая социология» Чарльза Райта Миллса. Понятие властвующей элиты. Антикапиталистическая направленность теории Миллса. Роль критически мыслящей научно-гуманитарной интеллегенции в изменении социальной структуры. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа как альтернатива структурному функционализму. Льюис Козер: попытка синтеза функционализма и теории конфликта. Адаптационные и интегративные функции социального конфликта. Причины конфликта. Объективные и субъективные факторы в конфликте. 1.17. Основные тенденции развития современной западной социологической мысли. Институциализация социологии ХХ века. Структура академической социологии: общая социологическая теория. Теории среднего уровня, эмпирические исследования. Макро-и микросоциологические теоретико-методологические перспективы в современной западной социологии. Идеи социального порядка, кризиса, конфликта, функционирования и развития в современной западной социологии. Кризис современной западной социологии. Поиски новых парадигм социологического знания за пределами ествественно-научной модели гуманитарного знания. Роль социологических исследований в формировании внутренней и внешней политики западных стран. Общая социология 2.1. Структура и функции социологии как науки. Структура социологической науки: теоретико-методологический, специально-теоретический и методологический разделы, социоинженерная и социотехнологическая области знания. Исследование общества на микро и макроуровне. Микросоциология – изучение поведения людей на межличностном уровне. Макросоциология – анализ общества как целостного организма. Сущность и место специальных теорий в структуре социологического знания. Специфика эмпирического уровня познания. Взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологии. 2.2. Системный подход к анализу общества. Социальная система как единство элементов, отношений и связей между ними. Основные элементы необходимые для поддержания целостности общества. Понятие «системного качества». Социальная структура как компонент социальной системы. Функции социальной системы. Границы социальной системы и понятие «внешней среды системы». 2.3. Социальная структура. Социальная стратификация и социальная мобильность. Понятие социальной структуры общества. Становление структуры как результат дифференциации и интеграции различных социальных процессов имеющих сознательный или стихийный характер. Понятие социальной стратификации. Основные подходы к изучению социальной стратификации. Основные принципы стратификации. Детерминация социальной стратификации общественным разделением труда, системой ценностей и культурных стандартов. Стратификация как объективный факт существования неравенства между людьми в обществе, как дифференциация и интеграция их социальных функций, как иерархия групп. Политическая стратификация и социальная структура общества. Понятие социальной мобильности. Формы и основные характеристики социальной мобильности. Горизонтальная и вертикальная мобильность, восходящая и нисходящая мобильность. Экономическая, политическая и профессиональная мобильность. Каналы вертикальной циркуляции. Понятие и признаки маргинальности. Люмпенизация. 2.4. Многовариантность развития социальных систем. Социальный выбор. Критические ситуации, кризисы, катастрофы в развитии социальных систем. Принципиальная вариативность развития социальных систем. Факторы, влияющие на варианты эволюции различных обществ. Конвергенция и дивергенция в социокультурной динамике.Проблема социального выбора как основной причины перехода социума на новый вариант развития. Соответствие социального выбора конкретного общества основным тенденциям мировой динамики. Стабильность общества как социальной системы. Линейный и нелинейный характер развития социальных систем. Принципиально кризисная природа социальной эволюции. Критические ситуации, системные кризисы, катастрофы как поэтапное нарастание социальной нестабильности. Проблема сохранения стабильности общественного развития. 2.5. Социальный конфликт: причины, динамика, варианты разрешения. Принципиальная конфликтность в развитии социальных процессов. Понятие социального конфликта. Причины и условия возникновения социальных конфликтов. Этапы развития конфликта. Способы разрешения конфликта. Социальные последствия конфликта. Современные концепции конфликта. Типология конфликтов. 2.6. Социальный институт: его элементы, виды, функции. Социальный институт как исторически сложившаяся форма организации и регуляции общественной жизни, обеспечивающая выполнение жизненно важных для общества функций. Институциализация – процесс становления социальных институтов. Институт как элемент социальной системы. Закономерности и условия функционирования социальных институтов. 2.7. Специфика социологического подхода к анализу личности. Понятия человек, индивид, личность. Социальные качества личности. Социальный статус личности. Понятие социального типа личности. Критерии типологизации личности. Основные направления актуализации личности. Структура внутреннего мира личности. Внешний мир личности. 2.8. Социальный процесс как функционирование, изменение и развитие общества. Его типология, формы и стадии. Глобализация социальных процессов в современном мире. Социальный процесс как комплекс взаимосвязанных социальных действий, как система состояний социальной системы, как движение элементов в системах и подсистемах. Социальный процесс как функционирование и развитие общества. Модели социальных процессов. Мировая цивилизация в начале третьего тысячелетия – основные тенденции развития. Глобальные проблемы современности. Динамика социокультурных процессов в пределах мирового пространства. 2.9. Массовое сознание: структура и механизм функционирования. Массовое сознание, как тип общественного сознания. Оценка социальной реальности в массовом сознании. Массовое сознание и поведение людей. Социальный конформизм. Социальное сопротивление. Социальные настроения. Социальные чувства.
Метод наблюдения в социологии. Понятие метода наблюдения в социологическом исследовании. Общая характеристика наблюдения как способа получения первичной социальной информации. Особенности социологического наблюдения. Соотношение метода наблюдения с другими методами сбора социологической информации. Сфера применения. Наблюдения в социальной практике. Классификация видов наблюдения, их характеристика. Преимущества и недостатки разных видов наблюдения. Этапы и процедуры применения метода наблюдения. Планирование социологического наблюдения и разработка его программы. Объект и предмет наблюдения. Условия его проведения. Определение целей и задач наблюдения. Выбор единиц и определение категорий наблюдения. Инструментарий наблюдения, карточка наблюдателя. Требования к наблюдателю, подготовка наблюдателей. Использование технических средств в наблюдении. Специфика обработки результатов наблюдения. Программа надежности и достоверности результатов наблюдения Коэффициент согласия, устойчивости и надежности в наблюдении. 3.11. Методы анализа документальных источников (традиционный (классический и контентный). Понятие документов в социологии. Документы как источник социологической информации. Классификация документов по различным основаниям: по форме фиксации, целевому назначению, степени персонификации, источникам информации и т.д. Проблемы достоверности различных видов документов. Оценка документов с точки зрения их адекватности, надежности, достоверности. Методы анализа документов: традиционный и формализованный. Традиционный (классический) анализ документов: сущность, достоинства и недостатки. Внешний и внутренний анализ документов. Проблема языка документов. Возможности семантического анализа. Виды традиционного анализа: исторический, психологический, юридический, лингвистический и т.д. Сущность контент-анализа документов и его общая характеристика. Основные направления его использования. Виды контент-анализа: поисковый и контрольный; направленный и ненаправленный; неколичественный и количественный. Общие принципы целесообразности применения контент-анализа. Требования к контент-анализу: объективность, систематичность, измеримость. Неколичественный контент-анализ. Количественный контент-анализ. Логическая модель предмета анализа как центральный элемент контент-анализа. Элементы логической модели: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) анализа. Их характеристика и содержание. Способы обеспечения надежности информации, получаемой контент-анализом. Программа контент-анализа. Методический инструментарий контент-анализа документов: кодировочная карточка, кодировочный бланк, инструкций кодировщику. Использование технических средств анализа, регистрация и обработка данных. Выборка документов для контент-анализа. Анализ и оценка эффективности применения метода. 3.12. Подготовка научного отчета по результатам социологического исследования. Отчет о социологическом исследовании как документ, подводящий итоги социологического исследования. Требования к составлению отчета. Авторство отчета. Виды отчетов: по типу исследования; по объему выполненных работ; по назначению; по авторству. Требования к языку и стилю отчета. Структура научного отчета. Титульный лист. Список исполнителей. Реферат. Введение. Обоснование актуальности исследуемой проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат. Характеристика объекта и предмета исследования. Основная содержательная часть как обоснование ответов на гипотезы исследования. Заключение: общие выводы по результатам исследования и рекомендации. Приложения к отчету. Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования: конкретность, выполнимость, материальная и организационная обеспеченность. Социальная статистика Статистика состава населения. Изучение состава населения в рамках социальной статистики и демографии, их взаимодополняющий характер. Основные характеристики состава населения. Информационная база изучения состава населения. Всеобщие и микропереписи как основной источник данных. Программа переписи. Использование социологических исследований в описании социальной структуры общества. Статистическая отчетность. Основные показатели состава населения: абсолютные относительные величины, ряды распределения и динамики. Группировки населения и основные принципы их построения. 4.2. Статистика занятости и безработицы. Занятость и безработица как важнейшая социально-экономическая проблема. Задачи статистики занятости и безработицы. Источники информации о занятости и безработице. Уровень занятости и безработицы, методологические проблемы их расчета. Полная, частичная, скрытая занятость, трудовые ресурсы. Фактическая и официальная безработица. Роль статистических данных в решении проблемы трудоустройства населения. Состав безработных. Распределение безработных по причинам увольнения. Распределение безработных по демографическим признакам и уровню образования. Продолжительность безработицы. Состав занятых по отраслям. Распределение занятых по секторам экономики. Показатели и методы расчета структуры занятости. Структура занятости населения по содержанию труда. 4.3. Уровень жизни населения. Статистика доходов населения. Понятие «уровень жизни населения». Проблема градации населения по уровню жизни. Составляющие уровня жизни. Различные аспекты изучения уровня жизни. Социальные нормативы и источники уровня жизни. Социальные нормативы и источники их формирования. Социальные потребности: понятие и классификация. Задачи изучения уровня жизни. Основные показатели уровня жизни населения в России и мировой практике. Обобщающие показатели, доходы населения, потребление и расходы, социальная дифференциация социальная дифференциация, имущество и жилище, малообеспеченные слои. Общая оценка уровня жизни. Сложности определения обобщающих показателей. Средняя взвешенная величина из частных показателей. Качество жизни и его составляющее. Состав доходов населения. Основные источники доходов. Показатели доходов: совокупный доход, номинальный доход, располагаемый доход, реальный доход. Методы расчета доходов населения, их динамика. Потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии. Социальная антропология 5.1. Социальная антропология в системе социокультурных наук, ее структура и функции. Человек в системе социокультурных связей как объект социальной антропологии. Социальное, культурное и личностное измерения жизненного мира людей. Предмет науки: онтологический и гносеологический аспекты. Структурное содержание ее предметной области. Соотношение социальной антропологии с другими социальными науками (философией, социологией, психологией, культурологией, социальной работой). 5.2. Антропокультурные универсалии: понятие и сущность. Антропология как наука о происхождении и биологической эволюции человека, о вариациях физического строения людей. Антропогенез. Социобиологические предпосылки изучения человека и его социальной организации. Социально-научные основания социальной антропологии (общая теория систем; теория коммуникации; социолингвистика; соц иальная экология и т.д.). 5.3. Социальная антропология: политическое, экономическое, психологическое и этологическое направление. Основные проблемы политической антропологии: социальные механизмы взаимодействия культуры и политики; модели, типы и технологии политического поведения; формы политической культуры; культурная динамика и политическая социализация, «политическая инженерия», проблема политической манипуляции, мифы и стереотипы в политике и т.д. Антропологические аспекты изучения экономики: обусловленность экономики человеческими потребностями в определенных благах и услугах, человеческая кооперация (разделение труда), сходные черты организации экономической деятельности. Генезис экономической культуры. Типы современной экономической культуры. Проблемы экономической социализации. Концепция первобытного мышления л. Леви-Брюля. Мифологическое мышление в традиционном и современном обществах. Измененные состояния человеческого сознания. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Иерархия потребностей человека согласно Э. Фромму и А. Маслоу. М.Мид о детстве в условиях различных культур. Этология как наука о поведении животных и человека. Теоретические основы поведения человека. Психобиологическая концепция культуры И. Эйбл-Эйбесфельда. Виды и функции ритуалов. Эмоционально-чувственные состояния: агрессия, насилие, ненависть, страх, любовь, привязанность и т.д. Потребность человека в общении и уединении. Человеческое одиночество. Формы коммуникаций и их развитие в онто- и филогенезе. Кооперация и ее роль в обществе. Теории агрессии. Война как комплексный этологический феномен. Кровное и социальное родство. Пол и культура социального поведения.
Социальная психология 6.1. Социальная среда и социализация личности. Понятие социальной среды. Виды социальной среды и ее структура. Содержание понятий и их соотношение: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Понятие социализации как регулятивный механизм во взаимоотношениях личности с обществом. Факторы социализации. Микро и макрофакторы: семья, группа, сверстник, средства массовой информации, церковь, школа. Процесс социализации в условиях социального кризиса. Механизмы и средства социализации. Социально-психологическая адаптация и самоутверждение личности. Понятие адаптации, ее виды, типы и уровни, закономерности. Причины социально-психологической дезадаптации и условия ее реабилитации. Самосознание, самооценка и самоидентификация. Самоутверждение личности в группе. Социальный уровень структуры личности. Социальные роли, установки, потребности, интересы. Иерархическая система регуляции поведения личности. 6.3. Структура, классификация и динамика социальных групп. Группа как объект социально-психологического исследования. Понятие группы. Методологические проблемы изучения групповой деятельности. Динамические процессы в малой группе. Определение малой группы и ее границы. Классификация малых групп. Первичные, вторичные, формальные, неформальные. Группы членства и референтные группы. Отличие групп по времени их существования. Реальные и условные группы. Понятие и структура класса. Национальная психика в социальной психологии. Факторы формирования национально-психологических явлений. Содержание национально-психологических особенностей. Психологическая характеристика политического сознания, политических явлений. Религия и ее соотношение с другими явлениями. Структура и содержание религиозного сознания. Типы стихийных групп. Толпа. Масса. Публика. Аудитория. Способы воздействия в стихийных группах. Заражение. Ситуация паники. Психология внушения. Теория подражания. Социальные движения. Структура, динамика, стадия и типология группового конфликта. Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов: деформации организационно-ролевой структуры отношений, стиль лидерства, психологические особенности членов группы, социальная напряженность в макроокружении. Структура, динамика и стадии конфликта. Прогноз его завершения или разрешения. Типология конфликтов. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Ролевые и межличностные конфликты. Конфликты в семье и на производстве. Конфликты в микро- и макрогруппах. Личностный фактор в разрешении конфликтов. Психокоррекционные методы и обучение людей разрешению конфликтов. Социология коммуникации 9.1. Системность коммуникации и виды коммуникативных систем. Система языка и коммуникативных систем. Критерии определения типов коммуникативных систем – естественных (естественный вербальный язык, язык жестов, мимики, телодвижений) и искусственных (язык эсперанто, логико-математический язык, музыкальная нотация, химические символы и др.); их общие и отличительные характеристики. Различные виды искусственных коммуникативных систем – априорные, апостериорные и смешанные; их функции и эффективность. Языки программирования. Информационные языки. 9.2. Уровни коммуникативных систем. Обоснование уровней коммуникативных систем. Критерии их выделения. Семиотический уровень. Понятие знака и символа (Ч.Пирс, Ч.Моррис, А.А.Ветров, Ю.С.Степанов). Типология знаков. Их сущность и функции. Социальная обусловленность знака. Понятие о синтактике, семантике, прагматике как о семиотических аспектах, их соотнесенность с социальной коммуникацией. Лингвистический (языковой) уровень. Вербальная основа языкового уровня коммуникации. Понимание речевых актов и их типология. Металингвистический (метаязыковой) уровень. Понятие «метаязык». Основная функция коммуникативных систем метаязыкового уровня. Высказывание и научный дискурс как коммуникативные единицы. Специфика научного дискурса. Паралингвистический (невербальный) уровень. Широкое и узкое понимание паралингвистики. Невербальная основа паралингвистического уров ня. Виды невербальных коммуникативных средств – фонационных, кинесических и графических; их функции. Синтетический уровень. Природа синтетического уровня коммуникации – каналы, средства, единицы, функции. 9.3. Категории и функции социальной коммуникации. Социологические доминанты. Понятие категории в социальной коммуникации. Разграничение понятий социального статуса, коммуникативной роли и социального стереотипа. Понятие функции в социальной коммуникации. Основные и базовые функции социальной коммуникации. Частные функции социальной коммуникации как социологические доминанты. Факторы, обусловливающие актуализацию социологических доминант коммуникации: стратификационный, ситуационный, оценочный и функциональный.
9.4. Языковая личность и межличностная коммуникация. Обоснование понятия «языковая личность» в социологическом аспекте (Ж.Пиаже, Л.Колберг, З.Фрейд, Т.Парсонс, Ч.Кули, Дж.Мид, Ю.А.Сорокин). «Языковое существование» как одна из важнейших сфер деятельности человека. Структура языковой личности. Вербально-семантические, когнитивные и прагматические (мотивационные) характеристики в теоретико-гносеологической модели языковой личности (Ю.Н.Караулов). 9.5. Массовая коммуникация (теоретический аспект). Массовая коммуникация как социальное явление и процесс. Массовая коммуникация, средства массовой информации (СМИ) и технические средства коммуникации. Различные теории, обосновывающие сущность и функции массовой коммуникации на базе доминирующих факторов, определяющих место и роль массовой коммуникации в развитии и деятельности общества. Массовая коммуникация в социолингвистике (А.Д.Швейцер, Л.П.Крысин) и социопсихолингвистике (Е.Ф.Тарасов). Различные подходы к моделированию массовой коммуникации (Дж. Лассуэл, Б.Вестли и М.Маклеан, Г.Гербнер). Основные теоретические проблемы массовой коммуникации.
Социология религии Объект и субъект общественного мнения. Основные виды объектов: факты, события, явления, процессы объективной и субъективной действительности. Критерии объекта суждения. Роль средств массовой информации в формировании объектов общественного мнения. Многообразие субъектов общественного мнения. Носитель и выразитель общественного мнения. Монизм и плюрализм общественного мнения. Методы изучения общественного мнения.
13. Политическая социология 13.1. Социальные механизмы политического поведения и участия. Социальная сущность и формы проявления политического поведения и участия. Социальные механизмы политического поведения и участия в сообществах разного типа. Факторы участия субъекта в политике: характер социальной напряженности, степень идеологической мобилизации и индоктринации сознания. Индивидуальное, групповое и массовое политическое участие. Организованные и стихийные, официальные и неофициальные формы массового политического поведения. Особенности участия в митингах, демонстрациях, кампаниях гражданского неповиновения, политических забастовках и насильственных действиях против властей. Социологические исследования политического поведения и участия в России. Показатели и эмпирические индикаторы политического поведения и участия. 13.2. Политическая социализация. Политическая социализация как механизм приобщения индивида к системе политических ценностей общества и как механизм воспроизводства наличной структуры политических отношений. Особенности политической социализации в различных национальных, конфессиональных, профессиональных и возрастных группах. Политическое реформирование и процессы ресоциализации общества. Непосредственная и опосредованная формы политической социализации. Социологические исследования основных агентов политической социализации: семьи, школы, молодежных и религиозных организаций, армейского, учебного и трудового коллектива. Роль СМИ и политических партий в процессах социализации. 13.3. Социология выборов. Место и функции выборов в политическом процессе. Методология и техники социологического анализа предвыборной ситуации: исследование уровня политической и электоральной активности, анализ политических ценностей и предпочтений различных социальных групп и регионов, анализ данных прошлых выборов и референдумов, геодемографический анализ и исследование проблемного поля. Абсентеизм и его причины. Основные этапы и динамика избирательной кампании. Основные принципы управления избирательной кампанией. Главные политические субъекты и типовые стратегии избирательной борьбы. Команда кандидата и особенности ее функционирования на различных выборах. Технологии политического рекламирования кандидата и оценка ее эффективности. Моделирование избирательного процесса и прогнозирование результатов предвыборной борьбы. 13.4.Социологические исследования политических партий и общественных движений. Социология политических партий М. Дюверже. Cоциальные условия возникновения политических партий. Воздействие социальной и институциональной сред на строение и особенности функционирования партий. Основные этапы становления многопартийности в России. Политическая партия как один из способов институционализации социального движения. Национальные, религиозные, социально-экономические, социокультурные движения и формы их политической самоорганизации. Политические семьи и межпартийные блоки. Отличия политических партий от групп интересов.Показатели и эмпирические индикаторы функционирования политических партий. Социология семьи 14.1. Функции, структура и типология семьи. Специфика рассмотрения семьи как социального института и как малой социальной группы. Специфические и неспецифические функции семьи. Влияние общества на функции семьи, модификация функций. Структура семьи по составу, размеру, числу поколений. Ядро семьи. Многообразие критериев типологизации семьи. 14.2. Жизненный цикл семьи. Семейная динамика как смена одних семейных событий другими. Иерархия строения жизненного цикла, выделение его стадий. Длительность семейного цикла, полный семейный цикл. Возможности построения схем семейного цикла, учитывающих реальные тенденции возникновения, формирования и распада семей в России. Критерии классификации семейных событий от момента становления до распада семейной целостности. Родительство как главный критерий семейного цикла. 14.3. Развод и его последствия. Сущность развода — распад семьи. Законодательные основы развода. Демографические аспекты и динамика разводимости. Факторы разводимости: макросоциальные условия, микросоциальная среда, факторы стабильности и факторы, дестабилизирующие брак. Последствия развода для взрослых и детей. 14.4. Государственная политика в отношении семьи. Необходимость и сущность семейной политики. Объект и субъект семейной политики. Цели, содержание и средства семейной полити |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.018 с.) |