Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 15. Политическое прогнозирование (2 часа лекция, 2 часа самост. работы)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятия прогнозирования и прогноза. Прогнозирование как определение свойств или состояний объекта прогноза в какой-либо момент времени в будущем. Прогнозирование как механизм адаптации человека и общества к изменениям окружающей среды. Прогнозирование как вид научно-познавательной деятельности, результаты которой носят вероятностный характер и являются обоснованными. Политический прогноз как вероятностное, научно обоснованное суждение: о возможных состояниях политических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их развития (поисковый прогноз); о возможных путях и сроках достижения заданного состояния политических систем, процессов, субъектов (нормативный прогноз). Функции политического прогнозирования: показ альтернатив политического развития, выявление факторов, влияющих на реализацию альтернатив; показ наиболее предпочтительных (или наиболее неблагоприятных) для данного субъекта политики альтернатив развития, выявление факторов, на которые данный субъект политики может оказать влияние с целью достижения желаемого результата (или избегания нежелательного). Отличия научного прогноза от предсказания. Требования, предъявляемые к научному политическому прогнозу: в момент создания прогноза нельзя однозначно определить его истинность или ложность; наличие указания на интервал времени и место, где осуществится прогноз; достаточная конкретность, чтобы можно было однозначно определить, осуществился прогноз или нет. Стадии производства прогноза: подготовительная; создание модели объекта прогноза; формулировка самого прогноза, как правило, в виде «веера» основных альтернатив; верификация (определение степени достоверности) прогноза. Методы верификации политического прогноза: ретроспективный анализ объекта прогноза, анализ процесса производства прогноза, сопоставление прогнозов, полученных с использованием разных методов, изучение новых фактов. Основные причины расхождения достоверного прогноза с действительностью: прогноз всегда создается в условиях дефицита информации; воздействие общественно-политического прогноза на объект прогноза. Соотношение понятий политический анализ и политическое прогнозирование: точки зрения. Методы политического анализа и политического прогнозирования. Сценарные методы политического прогнозирования. Типология политических прогнозов: критерии классификации и типы прогнозов. По степени осознанности оснований прогноза (интуитивные и логические). По форме представления результатов (качественные и количественные). По уровню обобщения результатов прогноза (прогнозы индивидуального явления, эмпирической зависимости, теоретической закономерности). По методу прогнозирования (прогнозы на основе общенаучных методов и прогнозы на основе специальных научных методов). По масштабности объекта прогноза (сублокальные, локальные, суперлокалтные, субглобальные, глобальные, суперглобальные. По степени отдаленности срока осуществления прогноза (инструментальные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Самостоятельная работа студента (2 часа.): чтение литературы по теме, написание домашней работы, подготовка к зачету
Литература к разделу Основная
Дополнительная
Образовательные технологии Данная дисциплина преподается в форме лекций. Умение применять полученные знания в ходе конкретного анализа формируется в ходе написания домашних работ. Приобретенные знания, умения и навыки студенты демонстрируют в ходе подготовки реферата и на устном зачете. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
6. Основные теории происхождения государства 7. Возникновение наций и национальных государств, их роль и перспективы в современном мире. 8. Национально-государственное строительство в СССР и Российской Федерации. 9. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера и её критика. 10. Модели взаимодействия бюрократического аппарата и политической власти. Роль бюрократии в современной России. 11. Политическая партия: понятие, признаки и функции. Типологии политических партий 12. Понятие партийной системы. Типология партийных систем Дж. Сартори. 13. Партийная система современной России. Общая характеристика.
Темы для рефератов
4. Политическая система СССР и современной России: сравнительная характеристика. 5. Роль Государственной Думы в политической системе Российской Федерации.
7. Современные военные конфликты как политическое средство (анализ на примере одной из войн последних 20 лет).
13. Харизматические лидеры и их роль в истории. 14. Партийная система современной России и поздней Российской Империи: сравнительная характеристика.
22. Сравнительный анализ постиндустриального общества и коммунизма как глобальных универсальных моделей будущего. 23. Основания легитимности власти в позднем СССР и современной России. Вопросы к зачету На зачете студенту предлагается устно ответить на один из вопросов, приведенных в пункте 9.1 в качестве вопросов для оценки качества освоения дисциплины. 10. Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в ходе написания домашних работ и реферата. Оценка за реферат включает оценку за самостоятельную работу студента в процессе подготовки реферата. Самостоятельная работа студента в ходе написания домашних работ оценивается отдельно: Осам.работа. Учитывается правильность и аргументированность ответов на вопросы и задания домашних работ. Правильный, но не аргументированный ответ оценивается неудовлетворительно. Оценки за домашние работы преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти бальной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем (зачетом) и выставляется в рабочую ведомость: Осам.работа=
Оценка за реферат является оценкой за текущий контроль. Учитывается полнота и логичность работы, ее самостоятельность, обоснованность выводов. Реферат, содержание которого не соответствует заявленной в названии теме, оценивается неудовлетворительно. Оценка за реферат выставляется в рабочую ведомость. Общая накопленная оценка предполагает учет оценки за текущий контроль (реферат) и оценки за самостоятельную работу (по итогам написания домашних работ). Отекущий = Ореферат О накопленная = k1* Отекущий + k2* Осам.работа k1 = 0,5; k2 = 0,5
Результирующая оценка предполагает учет накопленной оценки и оценки, полученной студентом на зачете. Эта оценка выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Орезульт = k3 * Онакопл + k4*Озачет K3 = 0,6; K4 = 0,4;
На зачете преподаватель учитывает знания студента, понимание той или иной проблемы, а также его способность давать определения политологических категорий, умение рассуждать логически, структурировать материал. Накопленная оценка, оценка, полученная на зачете, и результирующая оценка выставляются в ведомость. Способ округления оценки за самостоятельную работу, накопленной и результирующей оценок: арифметическое округление. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. При пересдаче предварительно накопленные баллы учитываются. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник Категории политической науки/Рук. Авторского коллектива А.Ю. Мельвиль. М.:МГИМО, РОССПЭН, 2002. С.13-70, 73-113, 115-150, 152-253, 261-290, 294-316, 357-424, 481-514, 519-582, 585-631. http://www.alleng.ru/d/polit/pol044.htm
11.2. Основная учебная и научная литература 1. Алмонд Г., Пауэлл Дж, Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002 http://podelise.ru/docs/49810/index-3946-1.html 2. Археменко А.С. Политический анализ и политическое прогнозирование. М., 2006. Гл.1-3. http://all-politologija.ru/knigi/politicheskij-analiz-i-prognozirovanie-axremenko
http://gendocs.ru/v40292/
http://www.politstudies.ru/N2004fulltext/2004/1/9.htm
http://www.polisportal.ru/index.php?page_id=51&id=245
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Duverg/intro.php
http://www.civisbook.ru/publ.html?id=438 8. Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология. Хрестоматия/ Под ред. М.А. Василика. М., 2000. Гл.7. С.319-331. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/35.php
http://www.politcom.ru/tables/pkult.pdf
http://www.studmed.ru/karozers-t-konec-paradigmy-tranzita_a804b1d47a4.html# 11. Льюкс С. Власть: радикальный взгляд. М., 2010. С. 27-48. http://www.razym.ru/naukaobraz/psihfilosofiya/156756-lyuks-stiven-vlast-radikalnyy-vzglyad.html
14. Маннгейм М. Идеология и утопия// Политология: хрестоматия/ Под ред. М.А. Василика. М., 2000. Гл.14. С.600-613. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/64.php http://www.politstudies.ru/fulltext/2011/1/4.pdf
http://www.aspe.spb.ru/_private/niskanen.pdf (перевод на русский язык).
http://www.alleng.ru/d/polit/pol065.htm
http://www.alleng.ru/d/polit/pol010.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Schum/index.php 20. Яковенко И. Г. От империи к национальному государству (попытка концептуализации процесса). Полис. 1996. №6. С.117-128. http://litopys.org.ua/rizne/igyak.htm
11.3. Дополнительная учебная и научная литература
2. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000 3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.,2001. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/anders/index.php
http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/A/1995-3-Arato-Koncepcija_grazhdanskogo_obshestva.pdf
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Aron/index.php
http://all-politologija.ru/knigi/politicheskij-analiz-i-prognozirovanie-axremenko
http://lib.rus.ec/a/95236
http://www.civisbook.ru/publ.html?id=715
http://www.star.takelink.ru/knigi_uchebniki/nauka_obrazovanie/134212-poliarhiya-uchastie-i-oppoziciya.html
http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/society_of_spectacle.html
http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-12706
http://www.razym.ru/biz/politica/191482-ivanov-vv-teoriya-gosudarstva.html 17. Ильин М.В., Мелешкина Е.Ю., Мельвиль А.Ю. Формирование новых государств: внешние и внутренние факторы консолидации. – Полис, 2010, № 3.
http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/I/1997-4-2-Ingleheart_Postmodern.pdf
http://lib.rus.ec/b/402466
http://www.politstudies.ru/fulltext/2010/3/9.pdf
http://kordonsky.ru/?p=114
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001076/st000.shtml
http://www.politstudies.ru/fulltext/2009/1/6.pdf
http://www.7iskusstv.com/2012/Nomer4/Majburd1.php 27. Мартин Т. Империя положительной деятельности. Нации и национализм в СССР. М., 2011. http://lib.rus.ec/b/346040 28. Масловский М.В. Теория бюрократии Макса Вебера и современная политическая социология. Нижний Новгород, 1997. http://www.pandia.ru/text/77/158/13942.php 29. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории / Под редакцией Н. Конегена, П. Шуберта. –М., 2004. 30. Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный анализ. М., 2008.
http://ecsocman.hse.ru/data/457/681/1219/Byur._dlya_HH1_veka.pdf
http://www.alleng.ru/d/polit/pol065.htm
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/27.php
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/71.php
http://lib.rus.ec/b/79038
http://www.alleng.ru/d/polit/pol041.htm
http://lib.rus.ec/b/137216
48. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998. http://lib.rus.ec/b/384448/read#t9
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Cigank/index.php
http://jim-11.narod.ru/stat/shabo.htm 51. Шмитт К. Государство и политическая форма. М., 2010. http://www.razym.ru/biz/politica/178794-shmitt-k-gosudarstvo-i-politicheskaya-forma.html
11.4. Электронные ресурсы 1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php 2. http://reforme-2004.net/ 3. http://www.politstudies.ru/ 4. http://grachev62.narod.ru/catalog.htm 5. http://www.politnauka.org/
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.008 с.) |