Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пашенцев Е. Н., д.и.н., профессор кафедры истории мировых цивилизацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Помощь в обновлении литературы по программе дисциплины(2000-2007 гг.), составлении списка интернет-источников, поготовке мультимедийных презентаций оказал творческий коллектив студентов 4-го курса исторического факультета. Научный руководитель проекта методического обеспечения программы дисциплины – профессор кафедры истории мировых цивилизаций Е. Н. Пашенцев, заместитель – ассистент Д. Ю. Базаркина. Рекомендовано к печати протоколом заседания Кафедры новой и новейшей истории от _______ № ______. (дата) (С) Пашенцев Е.Н., 2010 РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1.Соответствие образовательному стандарту.
Программа дисциплины «Новейшая история стран Европы и Америки» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «история» – по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Общая трудоемкость дисциплины «Новейшая история стран Европы и Америки»
1.2. Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи. Программа дисциплиныопирается на общие теоретико-методологические основы исторической науки и играет определяющую роль на завершающем этапе специальной подготовки бакалавра. «Новейшая история Европы и Америки» наиболее тесно связана с такими дисциплинами предшествующих лет обучения обучения как «История Древнего мира», «История средних веков» «Новая история Европы и Америки», «Новейшая история России» и др. В дальнейшем, в рамках прохождения дисциплин по выбору, таких как «Новейшая история Латинской Америки», «Коммуникационный менеджмент в современном бизнесе и политике», «Террористическая деятельность в странах Западной и Восточной Европы во 2-й пол. ХХ – нач. XXI в.» – система полученных по новейшей истории Европы и Америки знаний и навыков значительно расширяется и углубляется. 1.3.Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины.
Дисциплина «Новейшая история стран Европы и Америки» предназначенадля формирования у студентовсовременного видения процессов социально-экономического, политического и культурного развития стран Европы и Америки в период новейшей истории. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является - раскрыть общие закономерности и национальные особенности, характер и динамику развития стран Европы и Америки в период новейшей истории, обращая особое внимание на исторический опыт ведущих в социально-экономическом и культурном отношении стран: США, Великобритании, Германии и Франции. Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи: · определить основные закономерности социально-экономического развития стран Европы и Америки, этапы и особенности формирования современной системы капитализма, особенности межклассовых отношений и классовой борьбы; · раскрыть основные черты и общую направленность политической культуры стран Европы и Америки, содержание фашизма и псевдосоциалистической бюрократической системы; · исследовать становление, эволюцию, кризис и крушение Версальско-Вашингтонской системы; · раскрыть значение первой и второй мировых войн как проявления системного кризиса мирового капитализма; · показать характер формирования транснациональных политических и экономических союзов и объединений при ведущей роли США во второй половине ХХ столетия; · определить основные тенденции и противоречия европейской интеграции в конце ХХ - начале ХХ столетий. · сформировать общее представление об особенностях процессов модернизации и развития национальной государственности в странах Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки в эпоху Новейшего времени. · Сформулировать понимание возможностей консалтинговой деятельности на основе полученных знаний и приобретенных навыков. 1.4. Виды деятельности на которые ориентируется дисциплина. В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности в области новейшей истории Европы и Америки, а также консалтинговой деятельности, требующей профессиональной исторической подготовки.
1.5. Требования к уровню усвоения дисциплины. По окончании освоения дисциплины «Коммуникационный менеджмент» слушатель должен: ● Иметь представление о методологических основах «Новейшей истории стран Европы и Америки», общих закономерностях и национальных особенностях социально-политического, экономического и культурного развития стран Европы и Америки, движущих силах социального прогресса в современных условиях, особенностях проведения общенациональных избирательных компаний и осуществления лоббистской деятельности в странах Европы и Америки ● Знать, как провести предметный анализ документов органов государственной власти, политических партий, общественно-политических партий и движений, давать отпор ложной информации, бороться с другими формами манипулятивных технологий в общественно-политической сфере. ● Уметь оперировать основными понятиями и фактами в области новейшей истории, вести занятия по соответствующим программам дисциплины в средних общеобразовательных заведениях, самостоятельно анализировать вопросы программы дисциплины и др. ● Иметь навыки применения методов методов исторического исследования(описательно-повествовательного, сравнительно-исторического и др.) к материалам программы дисциплины, а также навыки измерения и моделирования общественно-политических ситуаций.
1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков. Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение зачета и экзамена в 7-ом семестре (охватывает материал 1-15 тем настоящей программы) и итогового экзамена в 8-ом семестре (по материалам 16-30 тем программы). Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, коллоквиумов, проверки рефератов и курсовых работ, письменных контрольных, деловых игр.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в Новейшую историю стран Европы и Америки. Основное содержание и проблемы периодизации курса. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Отличительные черты цивилизаций Запада и Востока, российской цивилизации. Характер взаимодействия цивилизаций в современном мире (XX – XXI столетия). Характерные черты и особенности капитализма в Западной Европе и Америке накануне первой мировой войны.Мировая война 1914-1918 гг. Причины и характер первой мировой войны, цели воюющих сторон. Основные этапы войны. Национальный вопрос в политике воюющих стран. Февральская и Октябрьская революции в России, ленинская идея мировой революции и лозунг о «праве наций на самоопределение». 14 пунктов президента США В. Вильсона и особенности признания странами Антанты права на национальное самоопределение и автономизацию народов многонациональных империй. Факторы поражения австро-германского блока и образование новых государств в Восточной и Юго-Восточной Европе. Изменения в рабочем и социалистическом движении Европы и Америки в годы войны.Циммервальдское движение. Итоги Первой мировой войны. Оформление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Парижская мирная конференция и ее решения. Версальский мирный договор. Создание Лиги наций. Вашингтонская конференция и ее итоги. Генуэзская мирная конференция. Провал дипломатической и экономической блокады СССР. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Революционное обновление мира после победы Великой Октябрьской социалистической революции: надежды и реальность. Буржуазно-демократическая революции в Германии и Австро-Венгрии. Венгерская Советская республика. Развитие социально-политического кризиса в Европе в начале 1920-х гг. Причины зарождения и сущность фашизма. Возникновение и приход к власти фашистской партии в Италии. Возникновение и приход к власти НСДАП в Германии. Проблемы антифашистской борьбы в 1920-х – начале 1930-х гг. Капиталистическая стабилизация 1920-х годов. Финансово-экономическая стабилизация капиталистических стран. Эволюция политической системы стран Запада. Стабилизация в области международных отношений. Временный и неустойчивый характер стабилизации капиталистической системы. Англия и Франция в период обострения социально-классовых противоречий(1918-1923гг.). Рост влияния левых сил. Образование коммунистических партий. Политика правящих кругов в условиях капиталистической стабилизации(1924-1928гг.). Развитие и внедрение в массовое производство новых технологий. Последствия капиталистической рационализации производства. Соединенные Штаты Америки в 1920-е годы. Особенности социально-экономического и политического развития страны. Новая роль США в системе международных отношений. Причины и особенности мирового кризиса, его основные последствия для стран Запада. Основные социально-политические и экономические модели преодоления кризиса. Новый курс Ф. Д. Рузвельта в США и его историческое значение Внутренние и внешние факторы прихода к власти нацистов в Германии в 1933г. Политика массовых репрессий. Захватнические планы гитлеровской Германии и их осуществление. Политика народных фронтов в Европе и Латинской Америке: общее и особенное. Разработка концепции народного фронта Коминтерном. Народный фронт во Франции. Народный фронт и национально-революционная война в Испании. Борьба за народный фронт в Бразилии, Аргентине и Чили. Страны Латинской Америки в межвоенный период.Влияние первой мировой войны на Латинскую Америку. Массовые движения и либеральный реформизм в конце 10 – начале 20-х годов. Панамериканизм. Мексиканская революция 1910-1919 гг. и ее влияние на политическую культуру общества. «Революционный каудильизм». «Всемирная депрессия» 1929-1933 гг. и обострение обстановки в регионе. Нарастание межимпериалистических противоречий в 1930-е гг.. Мюнхенский сговор и его последствия. Крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Причины и характер второй мировой войны. Основные этапы войны. Создание и основные направления деятельности антигитлеровской коалиции. Развитие антифашистского сопротивления. Разгром фашизма в Европе. Капитуляция милитаристской Японии. Факторы и значение исторической победы. Ялтинско-потсдамская система международных отношений и начало «холодной войны». Решения Ялтинской и Потсдамской конференций и их значение. План Маршалла: причины советского отказа.Истоки и сущность «холодной войны». Революция и контрреволюция в странах ЦЮВЕ (1940-1960-е гг.). От демократической революции – к бюрократической диктатуре: социально-экономические и политические преобразования в странах ЦЮВЕ. Общее и особенное в преобразованиях. Изменения в социальной структуре населения восточноевропейских стран. Создание СЭВ(1949г.) и Организации Варшавского Договора(1955г.). Взаимоотношения с Советским Союзом: плюсы и минусы. Страны Запада в послевоенный период. Особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в 1940-1960-е гг. НТР и ее социально-политические последствия. Интеграционные процессы на Западе. Основные направления внешней политики США, Великобритании, Франции. Нарастание конфронтации с советским блоком. Берлинский (1961г.) и Карибский (1962г.) кризисы в международных отношениях. Гонка вооружений. Новая восточная политика ФРГ и ее значение. США: динамика развития в двухполюсном мире после Второй мировой войны. Новые возможности и новые проблемы. Демократы и республиканцы у власти: стратегическая преемственность и особенности политического курса.Роль США в системе международных отношений. Экономическое и политическое положение Франции после окончания II мировой войны (1945-1949 гг.). Причины социальной и политической нестабильности во Франции в 1950-е гг. Конец 4-ой республики (1958 г.). Политическая борьба в западной зоне оккупации Германии. Образование ФРГ. Причины и последствия «экономического чуда». ФРГ в системе форпостных государств. Великобритания: выбор новой модели развития в условиях кризиса империи. Итоги войны: переоценка ценностей правящей элитой и обществом в целом. Социально-экономическая политика лейбористов и консерваторов в 1940-1960-е гг. Основные направления внешней политики. Особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в 1970-1990 гг. США – закрепление лидирующей роли в капиталистическом мире. Интеграционные процессы в Европе: сущность, противоречия, значение. Консерватизм: традиции и современность. Кризис неолиберализма в США. Неоконсервативная модель развития Р. Рейгана.Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика М.Тзтчер. Экономические итоги и социально-политические издержки неоконсерватизма. Эволюция и крах бюрократической системы в Восточной Европе. Внутренние и внешние факторы системного кризиса «мирового социализма». Перестройка в СССР и реакция на нее в других «соцстранах». «Бархатные революции» 1989 - 1991 гг. и крах «коммунистических» режимов в странах Восточной Европы. Распад Югославии и развитие военно-политического конфликта на территории бывшей Югославии. Характерные черты и особенности социально-политического развития стран региона в 1990-е гг. Феномен возврата к власти в ряде стран (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия, Литва) “неокоммунистов” в 1993-1995 гг. Восточноевропейское цивилизационное пространство. Изменения во внешнеполитической ориентации восточноевропейских стран: причины и значение. Россия и бывшие страны «социализма»: перспективы новых взаимоотношений. Восточная Европа между Западом и Россией в 1995-2005 годах. Проблема расширения Европейского Союза и НАТО и позиция России. Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика накануне объединения. Уровень социально-экономического развития, науки, культуры и образования двух стран. Двусторонние отношения. Предпосылки и причины объединения. Перестройка в СССР как определяющий внешний фактор ликвидации ГДР. Основные этапы процесса поглощения Восточной Германии ФРГ Политико-культурные, социально-экономические и геополитические последствия объединения страны. Внутренняя и внешняя политика администрации Б. Клинтона.Американская экономика в 1990-гг. Социальное развитие и социальные противоречия.Первый срок пребывания на президентском посту Буша младшего.Борьба за мировое лидерство. Европа сегодня: ренессанс или упадок? Общая характеристика уровня социально – экономического и политического развития европейского общества и его перспективы в начале XXI в. Тенденции дифференциации, фрагментации и интеграции в развитии современной Европы. Информационно-коммуникативная революция и ее последствия Противоречия европейской интеграции. ЕС и его расширение. США и Европа. Россия и Европа. Движущие силы социального прогресса в современной Европе. Особенности экономического и социально-политического развития стран региона во второй половине XX столетия.Основные направления внутренней и внешней политики президентов Уго Чавеса (Венесузла) и Инасио Лулы (Бразилия). Латиноамериканская интеграция: достижения и трудности. Изменение роли латиноамериканских государств в системе международных отношений. Российско-латиноамериканские отношения на современном этапе развития. Международные отношения на пороге XXI века.Продвижение НАТО на восток.Глобализация функций блока.НАТО и общеевропейская безопасность. Поиск путей к созданию устойчивого многополярного мира на демократической основе.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.213 (0.008 с.) |