ТОП 10:

Пашенцев Е. Н., д.и.н., профессор кафедры истории мировых цивилизаций



Помощь в обновлении литературы по программе дисциплины(2000-2007 гг.), составлении списка интернет-источников, поготовке мультимедийных презентаций оказал творческий коллектив студентов 4-го курса исторического факультета.

Научный руководитель проекта методического обеспечения программы дисциплины – профессор кафедры истории мировых цивилизаций Е. Н. Пашенцев, заместитель – ассистент Д. Ю. Базаркина.

Рекомендовано к печати протоколом заседания

Кафедры новой и новейшей истории

от _______ № ______.

(дата)

(С) Пашенцев Е.Н., 2010


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

1.1.Соответствие образовательному стандарту.

 

Программа дисциплины «Новейшая история стран Европы и Америки»

составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по специальности «история» – по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Общая трудоемкость дисциплины «Новейшая история стран Европы и Америки»

  Семестр 1 Семестр 2 Итого
Аудиторнных часов
Самост. раб.
Итого

 

1.2. Место дисциплины в основной образовательной программе,

в том числе межпредметные связи.

Программа дисциплиныопирается на общие теоретико-методологические основы исторической науки и играет определяющую роль на завершающем этапе специальной подготовки бакалавра.

«Новейшая история Европы и Америки» наиболее тесно связана с такими дисциплинами предшествующих лет обучения обучения как «История Древнего мира», «История средних веков» «Новая история Европы и Америки», «Новейшая история России» и др.

В дальнейшем, в рамках прохождения дисциплин по выбору, таких как «Новейшая история Латинской Америки», «Коммуникационный менеджмент в современном бизнесе и политике», «Террористическая деятельность в странах Западной и Восточной Европы во 2-й пол. ХХ – нач. XXI в.» – система полученных по новейшей истории Европы и Америки знаний и навыков значительно расширяется и углубляется.

1.3.Предназначение, цели и задачи учебной дисциплины.

 

Дисциплина «Новейшая история стран Европы и Америки»предназначенадля формирования у студентовсовременного видения процессов социально-экономического, политического и культурного развития стран Европы и Америки в период новейшей истории.

В соответствии с назначением основной целью дисциплины является - раскрыть общие закономерности и национальные особенности, характер и динамику развития стран Европы и Америки в период новейшей истории, обращая особое внимание на исторический опыт ведущих в социально-экономическом и культурном отношении стран: США, Великобритании, Германии и Франции.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

· определить основные закономерности социально-экономического развития стран Европы и Америки, этапы и особенности формирования современной системы капитализма, особенности межклассовых отношений и классовой борьбы;

· раскрыть основные черты и общую направленность политической культуры стран Европы и Америки, содержание фашизма и псевдосоциалистической бюрократической системы ;

· исследовать становление, эволюцию, кризис и крушение Версальско-Вашингтонской системы;

· раскрыть значение первой и второй мировых войн как проявления системного кризиса мирового капитализма;

· показать характер формирования транснациональных политических и экономических союзов и объединений при ведущей роли США во второй половине ХХ столетия;

· определить основные тенденции и противоречия европейской интеграции в конце ХХ - начале ХХ столетий.

· сформировать общее представление об особенностях процессов модернизации и развития национальной государственности в странах Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки в эпоху Новейшего времени.

· Сформулировать понимание возможностей консалтинговой деятельности на основе полученных знаний и приобретенных навыков.

1.4. Виды деятельности на которые ориентируется дисциплина.

В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности в области новейшей истории Европы и Америки, а также консалтинговой деятельности, требующей профессиональной исторической подготовки.

 

1.5. Требования к уровню усвоения дисциплины.

По окончании освоения дисциплины «Коммуникационный менеджмент»слушатель должен:

● Иметь представлениео методологических основах «Новейшей истории стран Европы и Америки», общих закономерностях и национальных особенностях социально-политического, экономического и культурного развития стран Европы и Америки, движущих силах социального прогресса в современных условиях, особенностях проведения общенациональных избирательных компаний и осуществления лоббистской деятельности в странах Европы и Америки

● Знать, как провести предметный анализ документов органов государственной власти, политических партий, общественно-политических партий и движений, давать отпор ложной информации, бороться с другими формами манипулятивных технологий в общественно-политической сфере.

● Уметьоперировать основными понятиями и фактами в области новейшей истории, вести занятия по соответствующим программам дисциплины в средних общеобразовательных заведениях, самостоятельно анализировать вопросы программы дисциплины и др.

Иметь навыки применения методов методов исторического исследования(описательно-повествовательного, сравнительно-исторического и др.) к материалам программы дисциплины, а также навыки измерения и моделирования общественно-политических ситуаций.

 

1.6. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Итоговый контроль.Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение зачета и экзамена в 7-ом семестре (охватывает материал 1-15 тем настоящей программы) и итогового экзамена в 8-ом семестре ( по материалам 16-30 тем программы).

Текущий контроль.Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, коллоквиумов, проверки рефератов и курсовых работ, письменных контрольных, деловых игр.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение в Новейшую историю стран Европы и Америки. Основное содержание и проблемы периодизации курса. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Отличительные черты цивилизаций Запада и Востока, российской цивилизации. Характер взаимодействия цивилизаций в современном мире (XX – XXI столетия).

Характерные черты и особенности капитализма в Западной Европе и Америке накануне первой мировой войны.Мировая война 1914-1918 гг.

Причины и характер первой мировой войны, цели воюющих сторон. Основные этапы войны. Национальный вопрос в политике воюющих стран. Февральская и Октябрьская революции в России, ленинская идея мировой революции и лозунг о «праве наций на самоопределение». 14 пунктов президента США В. Вильсона и особенности признания странами Антанты права на национальное самоопределение и автономизацию народов многонациональных империй. Факторы поражения австро-германского блока и образование новых государств в Восточной и Юго-Восточной Европе.

Изменения в рабочем и социалистическом движении Европы и Америки в годы войны.Циммервальдское движение.

Итоги Первой мировой войны. Оформление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Парижская мирная конференция и ее решения. Версальский мирный договор. Создание Лиги наций. Вашингтонская конференция и ее итоги. Генуэзская мирная конференция. Провал дипломатической и экономической блокады СССР. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Революционное обновление мира после победы Великой Октябрьской социалистической революции: надежды и реальность. Буржуазно-демократическая революции в Германии и Австро-Венгрии. Венгерская Советская республика. Развитие социально-политического кризиса в Европе в начале 1920-х гг.

Причины зарождения и сущность фашизма. Возникновение и приход к власти фашистской партии в Италии. Возникновение и приход к власти НСДАП в Германии. Проблемы антифашистской борьбы в 1920-х – начале 1930-х гг.

Капиталистическая стабилизация 1920-х годов. Финансово-экономическая стабилизация капиталистических стран. Эволюция политической системы стран Запада. Стабилизация в области международных отношений. Временный и неустойчивый характер стабилизации капиталистической системы.

Англия и Франция в период обострения социально-классовых противоречий(1918-1923гг.). Рост влияния левых сил. Образование коммунистических партий. Политика правящих кругов в условиях капиталистической стабилизации(1924-1928гг.). Развитие и внедрение в массовое производство новых технологий. Последствия капиталистической рационализации производства.

Соединенные Штаты Америки в 1920-е годы. Особенности социально-экономического и политического развития страны. Новая роль США в системе международных отношений.

Причины и особенности мирового кризиса, его основные последствия для стран Запада. Основные социально-политические и экономические модели преодоления кризиса. Новый курс Ф. Д. Рузвельта в США и его историческое значение

Внутренние и внешние факторы прихода к власти нацистов в Германии в 1933г. Политика массовых репрессий. Захватнические планы гитлеровской Германии и их осуществление.

Политика народных фронтов в Европе и Латинской Америке: общее и особенное. Разработка концепции народного фронта Коминтерном. Народный фронт во Франции. Народный фронт и национально-революционная война в Испании. Борьба за народный фронт в Бразилии, Аргентине и Чили.

Страны Латинской Америки в межвоенный период.Влияние первой мировой войны на Латинскую Америку. Массовые движения и либеральный реформизм в конце 10 – начале 20-х годов. Панамериканизм. Мексиканская революция 1910-1919 гг. и ее влияние на политическую культуру общества. «Революционный каудильизм». «Всемирная депрессия» 1929-1933 гг. и обострение обстановки в регионе.

Нарастание межимпериалистических противоречий в 1930-е гг. .

Мюнхенский сговор и его последствия. Крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Причины и характер второй мировой войны. Основные этапы войны.

Создание и основные направления деятельности антигитлеровской коалиции. Развитие антифашистского сопротивления. Разгром фашизма в Европе. Капитуляция милитаристской Японии. Факторы и значение исторической победы.

Ялтинско-потсдамская система международных отношений и начало «холодной войны». Решения Ялтинской и Потсдамской конференций и их значение. План Маршалла: причины советского отказа.Истоки и сущность «холодной войны».

Революция и контрреволюция в странах ЦЮВЕ

(1940-1960-е гг.). От демократической революции – к бюрократической диктатуре: социально-экономические и политические преобразования в странах ЦЮВЕ. Общее и особенное в преобразованиях. Изменения в социальной структуре населения восточноевропейских стран. Создание СЭВ(1949г.) и Организации Варшавского Договора(1955г.). Взаимоотношения с Советским Союзом: плюсы и минусы.

Страны Запада в послевоенный период. Особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в 1940-1960-е гг. НТР и ее социально-политические последствия. Интеграционные процессы на Западе. Основные направления внешней политики США, Великобритании, Франции. Нарастание конфронтации с советским блоком. Берлинский (1961г.) и Карибский (1962г.) кризисы в международных отношениях. Гонка вооружений. Новая восточная политика ФРГ и ее значение.

США: динамика развития в двухполюсном мире после Второй мировой войны. Новые возможности и новые проблемы. Демократы и республиканцы у власти: стратегическая преемственность и особенности политического курса.Роль США в системе международных отношений.

Экономическое и политическое положение Франции после окончания II мировой войны (1945-1949 гг.). Причины социальной и политической нестабильности во Франции в 1950-е гг. Конец 4-ой республики (1958 г.).

Политическая борьба в западной зоне оккупации Германии. Образование ФРГ. Причины и последствия «экономического чуда». ФРГ в системе форпостных государств.

Великобритания: выбор новой модели развития в условиях кризиса империи. Итоги войны: переоценка ценностей правящей элитой и обществом в целом. Социально-экономическая политика лейбористов и консерваторов в 1940-1960-е гг. Основные направления внешней политики.

Особенности социально-экономического и политического развития стран Запада в 1970-1990 гг. США – закрепление лидирующей роли в капиталистическом мире. Интеграционные процессы в Европе: сущность, противоречия, значение.

Консерватизм: традиции и современность. Кризис неолиберализма в США. Неоконсервативная модель развития Р. Рейгана.Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика М.Тзтчер. Экономические итоги и социально-политические издержки неоконсерватизма.

Эволюция и крах бюрократической системы в Восточной Европе. Внутренние и внешние факторы системного кризиса «мирового социализма». Перестройка в СССР и реакция на нее в других «соцстранах». «Бархатные революции» 1989 - 1991 гг. и крах «коммунистических» режимов в странах Восточной Европы. Распад Югославии и развитие военно-политического конфликта на территории бывшей Югославии. Характерные черты и особенности социально-политического развития стран региона в 1990-е гг. Феномен возврата к власти в ряде стран (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия, Литва) “неокоммунистов” в 1993-1995 гг. Восточноевропейское цивилизационное пространство. Изменения во внешнеполитической ориентации восточноевропейских стран: причины и значение. Россия и бывшие страны «социализма»: перспективы новых взаимоотношений. Восточная Европа между Западом и Россией в 1995-2005 годах. Проблема расширения Европейского Союза и НАТО и позиция России.

Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика накануне объединения. Уровень социально-экономического развития, науки, культуры и образования двух стран. Двусторонние отношения. Предпосылки и причины объединения. Перестройка в СССР как определяющий внешний фактор ликвидации ГДР. Основные этапы процесса поглощения Восточной Германии ФРГ Политико-культурные, социально-экономические и геополитические последствия объединения страны.

Внутренняя и внешняя политика администрации Б. Клинтона.Американская экономика в 1990-гг. Социальное развитие и социальные противоречия.Первый срок пребывания на президентском посту Буша младшего.Борьба за мировое лидерство.

Европа сегодня: ренессанс или упадок? Общая характеристика уровня социально – экономического и политического развития европейского общества и его перспективы в начале XXI в. Тенденции дифференциации, фрагментации и интеграции в развитии современной Европы. Информационно-коммуникативная революция и ее последствия Противоречия европейской интеграции. ЕС и его расширение.

США и Европа. Россия и Европа. Движущие силы социального прогресса в современной Европе.

Особенности экономического и социально-политического развития стран региона во второй половине XX столетия.Основные направления внутренней и внешней политики президентов Уго Чавеса (Венесузла) и Инасио Лулы (Бразилия). Латиноамериканская интеграция: достижения и трудности. Изменение роли латиноамериканских государств в системе международных отношений. Российско-латиноамериканские отношения на современном этапе развития.

Международные отношения на пороге XXI века.Продвижение НАТО на восток.Глобализация функций блока.НАТО и общеевропейская безопасность. Поиск путей к созданию устойчивого многополярного мира на демократической основе.

 

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.01 с.)