Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новаторство В.А. Жуковского в разработке жанров романтической элегии и баллады.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Слово о полку Игореве», его исторический и нравственный потенциал. Эпическое и лирическое в «Слове». Сюжет и композиция. Идея «Слова» – единение русских князей для защиты Руси от вражеских нападений. Образная система памятника: изображение князей, природы, образ Русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с ораторской прозой, воинской повестью и народной эпической песней. Проблема автора «Слова».
Литература: 1. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. 2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 4. История русской литературы. В 4-х тт. Т.1. Л., 1980; 5. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 6. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-XVII вв. Л., 1973.
2. Основные стили и жанры русской литературы XVIII века. Классицизм и сентиментализм. Становление русского классицизма. Его основоположники – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Идеология и эстетика классицизма. Теоретические трактаты. Реформа языка и стихосложения. Жанры. Расцвет классицизма в творчестве Фонвизина, Крылова, Державина. Сентиментализм, его идеология и эстетика. Карамзин как зачинатель сентиментальной повести и реформатор литературного языка.
Литература: 1. Русская литература XVIII века. Хрестоматия / Сост. 2. История русской литературы. В 4 тт. Т.1.Л., 1980; 3. Лебедева О.Б. Русская литература XVIII в. М., 2001: 4. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1939 (переиздано – 1998) 5. Западов В.А. Русская литература XVIII века. 1700-1775. 6. Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века. М., 1975. 7. Словарь русских писателей XVIII века. Вып.1. Л., 1988; 8. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1979; 9. Лотман Ю.В. Сотворение Карамзина. М., 1987.
Новаторство В.А. Жуковского в разработке жанров романтической элегии и баллады. Жуковский как поэт «элегической школы» начала XIX века. Его поэтические новации: принцип суггестии, лирический пейзаж («пейзаж души»), музыкальность стиха, мистические сюжеты. Жуковский как гений перевода и популяризатор в России восточной и европейской культур. Роль Жуковского как «учителя» Пушкина.
Литература: 1. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века. 1800-1830 годы. М.: Высшая школа. 2007. 2. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975; 3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1965; 4. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1975; 5. Янушкевич С.А. В мире Жуковского. М., 2006; 6. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. Пгр., 1918 (переиздано).
И.А. Крылов как создатель «русской басни». Характерность образов, сюжетов, поэтической речи. Предшественники Крылова в жанре басни – Эзоп, Лафонтен, Сумароков. Крылов как новатор, создатель «русской басни» (Белинский). Изобразительность и театрализованность его басен. Басни-эпиграммы («Пестрые овцы», «Лев и мужик», «Лягушки, просящие царя», «Кукушка и петух» и др.). Язык (сочетание разговорно-афористической стихии, «русизмов», с элементами высокого стиля). Легкость стихотворного размера (вольный ямб).
Литература: 1. Серман И.С. Крылов-баснописец // И.А. Крылов. Проблемы творчества. Л.,1975; 2. Каимова О. Феномен Крылова – баснописца // Литература в школе. 1998, №6.
5. Драматургическое новаторство комедии «Горе от ума» как комедия классицизма и новаторское произведение. Раздвоенность конфликта и трагикомизм главного героя (незадачливый влюбленный и одинокий просветитель). Пушкин и Гончаров о Чацком. Грибоедовская Москва. Новизна развязки. Преодоление традиционных амплуа. Язык (сочетание элементов ораторского, публицистического стиля с народно-афористической стихией), крылатые выражения. Стихотворный размер (вольный ямб) в его разговорном варианте.
Литература: 1. Пушкин А.С. Мысли о литературе. М.,1988; 2. Гончаров И.А. Мильон терзаний // А.С. Грибоедов в русской критике. Любое издание; 3. Пиксанов Н.Н. Послесловие и комментарии // 4. Фомичев С.А. Национальное своеобразие «Горя от ума» // Русская литература. 1969, №2; 5. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М. 1983; 6. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения.
Лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и новизна поэтического стиля. Принцип емкой изобразительности в лирике Пушкина. «Протеизм» поэта, «всеотзывчивость» его поэтического стиля. Расширение диапазона литературного языка. Вольнолюбивая лирика, ее мотивы: милосердие власти, культ закона, осуждение тирании («Вольность», «Деревня», «К Плюсковой», «Стансы», «Анчар» и др.). Культ дружбы и женской красоты («Мой первый друг, мой друг бесценный!», «19 октября», «На холмах Грузии», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна»). Тема назначения поэзии («Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Философская лирика («Свободы сеятель пустынный», «Демон», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»).
Литература: 1. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986; 2. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М., 1980; 3. Благой Д.Д. «Душа в заветной лире». Изд. 2-е. М., 1979.
7. Драматургия А.С. Пушкина Трагедийность конфликтов и лаконизм формы («Маленькие трагедии», «Борис Годунов»). Отражение в «Борисе Годунове» событий «смутного времени». Пушкин и Карамзин. Трагедия совести царя Бориса и драма русского народа с его стихийной мятежностью, безучастием и чувством совиновности (финал). «Борис Годунов» как народно-историческая трагедия, преодоление в ней традиций классицизма (отказ от «трех единств», новый слог и стихотворный размер, открытый финал). «Маленькие трагедии». Использование «вечных» (архетипических) сюжетов. Искусство емкой детали и подтекста. Принцип композиционной симметрии. Нравственный потенциал драматургии Пушкина.
Литература: 1. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). М., 1974; 2. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Т.2. 3. Беляк Н.В., Виролайнен М.Н. «Маленькие трагедии» как культурный эпос новоевропейской истории // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 14. Л., 1991; 4. Маркович В.М. Цикл «Маленькие трагедии» как исследовательская проблема // Поэтика русской литературы. М., 2006. С. 315-340.
Проза А.С. Пушкина. Философская и нравственная проблематика. Искусство емкой детали («Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»). «Повести Белкина». Пародирование сентиментальной повести и романтической новеллы. «Станционный смотритель» как повесть – миф; создание традиции гуманного сочувствия «маленькому человеку». Поэтика прозаического цикла (множественность точек зрения, своеобразие новеллистических финалов, искусство детали и подтекста). «Пиковая дама». Мистический сюжет и его философское наполнение. «Капитанская дочка». Пушкин о «русском бунте». Пугачев, Екатерина II и тема милосердия власти. История и вымысел.
Литература: 1. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988; 2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974; 3. Берковский Н.Я. «Повести Белкина» Пушкина // 4. Лежнев А.З. Проза Пушкина. М., 1966; 5. Хализев В.Е., Шешукова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». М., 1985; 6. Дебрецени П. Блудная дочь. Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1985.
9. Поэмы А.С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник»). Эволюция жанра, типы героев, стиль. Жанрово-стилевая оригинальность поэмы «Руслан и Людмила»: пародирование «высокого» классицизма, легкость слога, сказочные мотивы, юмор. Поэма «Цыганы»: романтическая фабула «европеец среди дикарей». Осуждение «цивилизованного» героя. Эволюция темы Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». Трагический конфликт государства и «маленького человека» и его символическое воплощение в поэме «Медный всадник».
Литература: 1. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965; 2. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974;
Ранняя юмористика А.П. Чехова. Пародия, анекдот, гротеск («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.). Переосмысление темы «маленького человека». «Смерть чиновника» как пародия на «Шинель» Гоголя.
Литература: 1. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. М., 1982; 2. Полоцкая Э.А. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1976. 3. Сухих И.Н. Поэтика Чехова. Л., 1987; 4. Кройчик Л. Неуловимый Чехов. Этюды о творчестве писателя. Воронеж, 2007.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Слово о полку Игореве», его исторический и нравственный потенциал. Эпическое и лирическое в «Слове». Сюжет и композиция. Идея «Слова» – единение русских князей для защиты Руси от вражеских нападений. Образная система памятника: изображение князей, природы, образ Русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль «Слова», его связь с ораторской прозой, воинской повестью и народной эпической песней. Проблема автора «Слова».
Литература: 1. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. 2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 4. История русской литературы. В 4-х тт. Т.1. Л., 1980; 5. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 6. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-XVII вв. Л., 1973.
2. Основные стили и жанры русской литературы XVIII века. Классицизм и сентиментализм. Становление русского классицизма. Его основоположники – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Идеология и эстетика классицизма. Теоретические трактаты. Реформа языка и стихосложения. Жанры. Расцвет классицизма в творчестве Фонвизина, Крылова, Державина. Сентиментализм, его идеология и эстетика. Карамзин как зачинатель сентиментальной повести и реформатор литературного языка.
Литература: 1. Русская литература XVIII века. Хрестоматия / Сост. 2. История русской литературы. В 4 тт. Т.1.Л., 1980; 3. Лебедева О.Б. Русская литература XVIII в. М., 2001: 4. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М., 1939 (переиздано – 1998) 5. Западов В.А. Русская литература XVIII века. 1700-1775. 6. Западов В.А. Русская литература последней четверти XVIII века. М., 1975. 7. Словарь русских писателей XVIII века. Вып.1. Л., 1988; 8. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1979; 9. Лотман Ю.В. Сотворение Карамзина. М., 1987.
Новаторство В.А. Жуковского в разработке жанров романтической элегии и баллады. Жуковский как поэт «элегической школы» начала XIX века. Его поэтические новации: принцип суггестии, лирический пейзаж («пейзаж души»), музыкальность стиха, мистические сюжеты. Жуковский как гений перевода и популяризатор в России восточной и европейской культур. Роль Жуковского как «учителя» Пушкина.
Литература: 1. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века. 1800-1830 годы. М.: Высшая школа. 2007. 2. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975; 3. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1965; 4. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1975; 5. Янушкевич С.А. В мире Жуковского. М., 2006; 6. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. Пгр., 1918 (переиздано).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.012 с.) |