Введение в тему «Постановка цели». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в тему «Постановка цели».



ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ

«ИСКУССТВО ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ»

Для студентов

 

Пояснительная записка.

Постановка целей– это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Постановка цели - безусловная предпосылка планирования, а следовательно, и успеха -заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к.цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.

Тренинг– безопасная среда развития, возможность экспериментировать и двигаться в сторону заранее определённой цели. Тренинги позволяют молодым людям в коллективе единомышленников, ощущая принятие и дружеское отношение, поработать над собой, разобраться со своим внутренним миром, отношениями между людьми. Это возможность задуматься и поменять что-то в жизни, стать более уверенным в своих силах, услышать мнение других ребят, понять, что его проблемы не «эксклюзивны» - многие его сверстники сталкиваются с подобными вещами.

Цели тренинга: овладение навыком постановки целей, развитие компетенции целеполагания, рост уровня самоактуализации и осмысленности жизни участниками тренинга.

Задачи тренинга:

  1. Осознание значения планирования и целеполагания для учебы и жизни в целом.
  2. Освоение видов и способов постановки целей.
  3. Осознание возможностей трансформации проблем в цели.
  4. Освоение технологий и принципов целеполагания.
  5. Освоение элементов позитивного мышления.

Форма работы – тренинг.

Методы:

  • Ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие поднимаемым темам.
  • Индивидуальная и групповая рефлексия.
  • Отработка умений и навыков в специальных упражнениях.
  • Групповые дискуссии.
  • Разбор конкретных ситуаций.
  • Метафорические притчи и истории.
  • Психофизиологические методики.
  • Мини-лекции.
  • Диагностические процедуры.
  • Релаксационные методы.
  • Мозговой штурм.
  • Выполнение домашних заданий.
  • Работа с видеоматериалами.
  • Видеоанализ.
  • Работа с раздаточными материалами.
  Тема Кол- во часов
1. Введение в тему «Постановка цели». Трансформация проблем в цели. (Секрет)  
2. Колесо баланса жизни: как объять необъятное и двигаться вперед  
3. ФКР. КРЕДО. (Разум человека, спортивная визуализация) Правила формулирования целей  
4. Ценности. Стратегические цели. Нацеленность на результат. Лестница мастерства.  
5. Мотивация достижения. Вдохновение. Как его создавать? Утренние и вечерние вопросы, Ник Вуйтич  

Введение в тему «Постановка цели».

Трансформация проблем в цели

Знакомство

Упражнение «Имена – это важно»

Широко распространенное упражнение, которое облегчает группe начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучива­ют имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание при задействовании кинесте­тической памяти.

Материалы: Множество мягких игрушек или свернутые шерстяные носки.

Группа встает в круг.

Объявите, что приглашаете группу к участию в ритуале, который со­вершают при приветствии жители тропических островов.

Игру начинает ведущий. Поднимает выбранный для игры предмет (игрушку) над головой и громко называет свое имя. Затем передаёт предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и пе­редать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает иг­рушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у ведущего в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направле­нии. Снова психолог громко произносит свое имя и передаёт предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей, более динамичной части тренинга.

Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Начинает первым ведущий: установив визуальный контакт с одним из участников, гром­ко называет его по имени и бросает ему игрушку. Поймавший продол­жает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не по­бывает в руках каждого участника хотя бы по два раза. Если группа велика по объему, обязательно убедитесь в том, что никого не забыли.

Теперь Вы приглашаете группу к следующей фазе упражнения. По­просите каждого члена группы сказать несколько слов благодарности тому, кто передает ему игрушку, обращаясь при этом к нему по имени. Например: «Большое спасибо, Мария». Но при этом может произойти так, что участнику передает игрушку человек, чье имя он еще не за­помнил. В этом случае игрок говорит: «Большое спасибо...» и ждет, что «неизвестный» ему представится. Через некоторое время темп игры можно ускорить.

На этом этапе можно ввести в действие вторую и третью игрушки (в за­висимости от величины группы) и продолжить процедуру знакомства. Обратите внимание на то, чтобы правила игры соблюдались. Един­ственное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что все участ­ники должны быть еще внимательнее, поскольку в помещении станет шумно. Игроки должны по-прежнему передавать друг другу предме­ты и благодарить того, кто передал им игрушку. На этом этапе созда­ется атмосфера живого экзотического ритуала, который помогает группе сделать первые шаги на пути к становлению ее как команды.

Остановите игру через 2 минуты и попросите любого желающего на­звать имена всех членов группы. В группе из восемнадцати человек почти всегда находятся трое или четверо, у которых это не вызывает сложностей. По желанию группы можно усложнить правила: предло­жите участникам поменяться местами и спросите, может ли кто-ни­будь теперь назвать все имена.

Принятие правил работы в группе

Предварительные разговоры о правилах фактически являются формой заключения психологического контракта между участниками, группой и ведущим.

Примерные правила

  1. Активная работа на занятии каждого участника.
  2. Внимательность к говорящему.
  3. Доверие друг к другу.
  4. Недопустимость насмешек.
  5. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
  6. Право каждого на свое мнение.
  7. Правило ноль-ноль: начинать вовремя.

Основное содержание занятия

Как вы понимаете слово цель?

Цель – это конечное желание, стремление, намерение чего-то достичь. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Далее, психолог раздает учащимся первые два листа из тетради к тренингу (обложка, которую необходимо подписать и 1-й рабочий лист). Ребята под руководством ведущего работают с вектором продвижения и личнойцелью на время тренинга.

Упражнение «Желания»

Материалы: бумага, ручки или карандаши, 2-й рабочий лист из тренинговой тетради

Процедура проведения. Каждому из участников предлагается на рабочем листе написать свои желания (самые разные). Желательно, чтобы их было порядка 20 шт. Потом на отдельные полоски бумаги выписывается фиксированное количество желаний - до 10. Отбор желаний ученики производят сами по произвольному признаку. Следующим шагом подростки объединяются в пары по принципу комфорта или интереса. Им предлагается по очереди предъявлять своему визави полоску-желание, описывая его (желание) самым подробным образом и приводя аргументы «за». В это время напарник держит полоску за другой край и на каждый аргумент «за» приводит свой аргумент «против». Т.о. получается условное «перетягивание». Если у какой-либо стороны заканчиваются аргументы, полоска с желанием остается у напарника. Так «тестируются» желания каждого из участников. На руках у них остаются только «заряженные» истинные желания, имеющие все шансы стать целями и быть реализованными.

Обсуждение.

Просмотр фильма «Секрет» (1ч). с последующим обсуждением

Рефлексия

Разминка

Упражнение «Шанхайцы»

На второе занятие могут прийти участники, которые по какой-либо причине пропустили первую встречу и процедуру знакомства. Кроме того, практика показывает, что некоторым учащимся требуется припомнить, как кого зовут. Кроме обозначенных выше задач, оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом ребята могут познакомиться или вспомнить имена друг друга без смущения и рассказать о себе.

Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это уп­ражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей попол­няли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «шанхай­цами». Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упраж­нения будет особенно важной.

Материалы: Вам потребуется веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу. Обычно это несколько метров.

Процедура проведения: Сначала попросите группу принять нужную позу. Для этого все вста­ют в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает зак­ручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль», которую Вы плотно обматываете веревкой. Луч­ше всего это сделать на уровне бедер, чтобы звенья «спирали» почув­ствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.

Теперь объясните группе задание: в этом положении участники долж­ны пройти некоторое расстояние. По пути каждый должен предста­виться и рассказать о себе что-нибудь необычное.

Постарайтесь сделать так, чтобы, выполняя Ваше задание, участники были застрахованы от опасностей. На их пути не должно быть лест­ниц, дверей, острых углов. Поясните группе, какой именно путь ей предстоит. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.

Перед выполнением задания напомните участникам, что они, несмот­ря на необычный способ передвижения, должны запомнить все, что будет говорить каждый из них.

После того как задание выполнено, все «освобожденные» возвраща­ются обратно в комнату и встают в круг. Теперь попросите рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Для этого поочередно указывайте рукой на каждого участника и спрашивайте всю группу, как зовут этого участника и что он рассказал во время движения. Вы должны быть готовы к тому, что ответы будут в большинстве случаев правильными (движение активизирует нашу память).

Основное содержание занятия

Психолог продолжает тему целеполагания, и просит обратиться ко 2-му рабочему листу из тетради по целеполаганию. Психолог предлагает кому-то из учащихся зачитать вслух варианты «Что такое цель?», по разным источникам.

Цель - виды, намерение, конец, мечта, идеал, стремление. С этой целью, на сей конец. Цель жизни, предмет сладчайших грез. (Словарь синонимов Русского языка)

Цель - филос., есть представление, которое человек стремится осуществить… Понятие цели есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная форма волевой мотивации… (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Данная работа проводится для того, чтобы показать учащимся, что цели могут быть связаны с

- желаниями, стремлениями.
- Цели связаны с намереньем.
- Цели связаны с образами и представлениями, «конструкциями» будущего.
- Цели связаны с волей и сознанием.
- Цель – это интегратор процессов.
- Цель - это то, что является основой любого действия и также является результатом.

В этой части можно спросить у учащихся их мнение, Какая из формулировок им ближе, понятнее и почему?

Колесо «Баланс жизни»

Материалы: лист рабочей тетради карандаши, фломастеры, ручки.

Процедура проведения. Ведущий выдает учащимся лист из рабочей тетради «Колесо «Баланс жизни».

Психолог предлагает ребятам написать возле каждого сектора, что для них в жизни является самым важным. (Возможные названия: учеба, друзья, увлечения/хобби, семья, родители, учителя, внешность, здоровье и т.п.)

Далее вводится шкала от 1 до 10. Предлагается описать одним-двумя предложениями каждый сектор на «10». Как это дружба на «10»? учёба на «10»? (именно для тебя!). Далее необходимо внутри секторов отметить реальное положение дел по каждому сектору, поставив определенную цифру на этой шкале, отчеркнув часть сектора и закрасив его тем цветом, который захочется использовать. В результате получается целостная картина того, что в жизни на текущий момент является важным и существенным для каждого участника. диаграмма, Вывод, который может сделать группа – на таком «колесе» далеко не уедешь.

Следующий шаг – выбор «запускающего» сектора. Это такой сектор, изменения в котором смогут затронуть каждый (или большинство) из остальных частей колеса. Например, учащийся выбирает здоровье. Если буду здоров, то меньше буду пропускать занятия в школе, а это повлияет на успешность обучения. Если буду здоров, то буду внешне хорошо выглядеть, родители не будут за меня переживать, чаще буду видеться с друзьями, смогу больше уделять внимание своему хобби, и т.д.

Таким образом, прикидкой прорабатывается колесо баланса. Как только запускающий сектор определен, он помечается вектором с движением вовне. Далее можно дать возможность высказаться участникам, что получилось, какой из секторов стал запускающим.

Рефлексия

Разминка

Упражнение «Работа в команде»

Это упражнение одновременно является ритуалом, игрой и экспериментом. Здесь должны быть задействованы все основополагающие качества для успешной работы в команде. Помимо коммуникации, взаи­мопонимания и взаимодействия от участников потребуется творческая энергия и интуиция.

Материалы: Вам потребуется несколько воздушных шариков, которые надо пред­варительно надуть, а также достаточно большое помещение, чтобы участники могли свободно двигаться.

Процедура проведения. Попросите участников разбиться на группы по три или четыре чело­века.

Тройки равномерно распределяются по помещению, так чтобы не ме­шать друг другу двигаться, и берутся за руки. Каждая команда полу­чает воздушный шар.

Теперь их задача состоит в том, чтобы удерживать шар в воздухе, не помогая себе при этом руками (можно задействовать лишь плечи или локти). Дайте командам немного потренироваться. Пусть во время тре­нировки они попытаются удерживать шар в воздухе при помощи раз­ных частей тела.

После тренировки начинается сама игра: Вы называете ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар. Через 15-20 секунд вы называете другую часть тела (голову, колени, локти, нос, левое плечо, правая нога и т. д.).

После этого этапа можно усложнить задачу, комбинируя команды, на­пример: «Голова и локоть». Это значит, что игроки должны сначала удерживать шар головой, затем — локтем (при этом не важно, кто из игроков подбрасывает шар, меняя положение тела, важно, чтобы была соблюдена последовательность).

Вы можете называть и более изощренные комбинации (например, со­стоящие из трех и более позиций, причем в последовательности, кото­рая будет наиболее неудобна для игроков). Напоминайте игрокам, чтобы они удерживали шар в воздухе и в перерывах между Вашими командами. Когда Вы собираетесь закончить игру, дайте такую коман­ду: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.

Основная часть

Материал: листы рабочей тетради, ручки, карандаши.

Каждый участник должен, ориентируясь на свое колесо баланса, выбрать и сформулировать (пока черновым образом) две цели (рекомендуем отрабатывать постановку целей на одной учебной и одной не учебной целях.)

Прежде чем перейти к определению учащимися собственных целей, психолог знакомит их с принципами постановки целей и просит на своих листах придумать и зарисовать условное обозначение каждого пункта.

Рефлексия

 

Ценности.

(1 час)

«Круг приветствия»,«Хвастовство»

Во время первого круга приветствия каждый должен похвастаться перед группой каким- либо своим продвижением в области достижения поставленных им целей, своих проявленных способностях, сильными сторонами в освоении «искусства постановки целей».

Вопросы

  • Кто вы в ваши лучшие моменты?
  • Какие качества вы цените в друзьях?
  • Если бы вам предложили прожить один день в виде животного, какое животное вы бы выбрали? Что для вас существенного в жизни в роли этого животного?
  • Если бы вы строили дом, каким бы он был? Почему вы хотите иметь именно такой дом? Чем это ценно для вас?

Пиковые моменты времени

  • Определите те особые пиковые моменты, которые приносили особенное удовлетворение. Сконцентрируйтесь на конкретном «моменте», отбросьте детали.
  • Что важное произошло в тот момент? С какими ценностями соотносился тот момент? Какие ценности сопутствовали вашей жизни на тот момент?

Необитаемый остров

Если бы вы попали на необитаемый остров…

  • Какие 5 музыкальных произведений вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?
  • Какие 5 предметов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?
  • Какие 5 фильмов вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?
  • Каких 5 людей вы бы взяли с собой? Почему они так важны для вас?

Обязательные потребности

Чего еще в жизни, кроме основных жизненных потребностей, вам необходимо достичь или иметь? Какие ценности должны безоговорочно присутствовать в вашей жизни, без которых вы лишились бы счастья?

Радость и удовлетворение

Что в жизни доставляет вам наибольшую радость и удовлетворение и придает вам новые силы? В чем важность этих вещей?

Вопросы для устранения проблем

  1. Что в этой проблеме(в этом дне правильно, замечательно)?
  2. Что пока еще требует доработки?
  3. Что я хочу сделать, чтобы достичь желаемого положения вещей?
  4. Чего я хочу не делать, чтобы достичь желаемого положения вещей?
  5. Есть дела, которые необходимо выполнить- иначе ситуация измениться к худшему.
  6. Как мне взяться за них, чтобы они были мне в удовольствие?

ЕЖЕДНЕВНЫЕ МОТИВАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Семь способов сохранить мотивацию для достижения целей

1: Визуализируйте свои цели

Самый подходящий момент для визуализации своих целей — утро, когда вы

просыпаетесь. Прежде, чем начать выполнение этого упражнения, заведите на всякий

случай будильник, чтобы он прозвонил через пятнадцать минут, на случай, если вы

заснете во время упражнения. Наша цель - остаться бодрствовать и визуализировать, пока

мозг находится на альфа - уровне это состояние мозга, когда мы почти спим или видим

сны. Расслабьтесь, закройте глаза и выполните следующие шаги:

В мыслях медленно сосчитайте от 10 до нуля. После каждой цифры делайте секундную

паузу.

Досчитав до нуля, представьте себе, как вы достигаете поставленной цели, или

представьте себе конкретную цель, которую вы хотите достичь. Задействуйте все органы

восприятия: обоняние, слух, вкус, прикосновение; почувствуйте всем телом, как вы

достигаете цели.

Повторяйте про себя: «Я абсолютно уверен, что достигну своих целей!»

Потом скажите себе; «Сейчас я сосчитаю от одного до пяти, когда я дойду до пяти, я

открою глаза и буду чувствовать себя совершенно свободно и непринужденно. Я буду

чувствовать себя лучше, чем раньше».

2: Укрепляйте свои цели

Напишите свои цели большими буквами па листах бумаги (можете приклеить рядом

картинку) и развесьте их по всей квартире. Так вы будете везде видеть «свои цели», и это

будет напоминать вам о том, что мотивирует вас и ради чего вообще вы живете.

3: Говорите о своих целях

Отличный способ еще сильнее обязать себя достичь поставленных испей, сохранить

мотивацию и сделать поставленные цели частью своей жизни - это рассказать о них

другим. Люди, которым вы доверитесь, должны быть так же, как и вы, воодушевлены

вашими целями. Не доверяйте своих целей тем, кто может посчитать вас выдумщиком или

нереальным мечтателем из-за ваших целей! Найдите кого-нибудь, кто также стремится

достичь своих целей, помогайте друг другу и взаимно поддерживайте друг друга на этом

пути.

4: Слушайте мотивационные кассеты или посещайте мотивационные семинары

Таким образом, вы снова обретете мотивацию дли достижения своих целей, откроете

новые цели и получите энергию для работы. Кроме того, на подобных семинарах вы

познакомитесь с людьми, думающими так же как и вы.

Олин из способов энергично и мотивированно начать новый рабочий день - это так

называемый мотивационный завтрак.

В дороге слушайте мотивационные кассеты, содержание которых связано с вашими

целями. Это в любом случае разумнее, чем слушать негативные новости.

5: Найдите наставника

Найдите кого-нибудь, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь, и имеет достаточно

знаний и опыта, чтобы помочь вам реализовать ваши мечты, цели и желания. Составьте

расписание ваших встреч или телефонных разговоров.

6: Напишите свои цели на небольших карточках

Вот один из замечательных способов постоянно получать мотивацию для достижения своих целей. Напишите свои важнейшие цели, те, которых вы хотели бы достичь в течение одного года, месяца, или даже цели на определенный день. Положите их в кошелек, в рюкзак, в машину, в папку. Эти карточки очень удобны, ведь они

могут быть у вас под рукой всякую минуту, вы можете просматривать их, например, в

маршрутке, застряв в дорожной пробке и т.п. Это гораздо лучше, чем злиться на все и вся вокруг себя.

7: Сформируйте победоносную группу

Найдите четырех-пятерых друзей, коллег и других людей, которые имеют подобный образ

мыслей и также сильно хотят достичь своих целей. Регулярно (еженедельно, ежемесячно)

встречайтесь с ними и обменивайтесь опытом, знаниями, источниками и средствами для

достижения целей.

Дж. Эндрюс

Просмотр видеофрагмента с Ником Вуйтичем

Рефлексия.

 

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ

«ИСКУССТВО ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ»

Для студентов

 

Пояснительная записка.

Постановка целей– это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Постановка цели - безусловная предпосылка планирования, а следовательно, и успеха -заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к.цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.

Тренинг– безопасная среда развития, возможность экспериментировать и двигаться в сторону заранее определённой цели. Тренинги позволяют молодым людям в коллективе единомышленников, ощущая принятие и дружеское отношение, поработать над собой, разобраться со своим внутренним миром, отношениями между людьми. Это возможность задуматься и поменять что-то в жизни, стать более уверенным в своих силах, услышать мнение других ребят, понять, что его проблемы не «эксклюзивны» - многие его сверстники сталкиваются с подобными вещами.

Цели тренинга: овладение навыком постановки целей, развитие компетенции целеполагания, рост уровня самоактуализации и осмысленности жизни участниками тренинга.

Задачи тренинга:

  1. Осознание значения планирования и целеполагания для учебы и жизни в целом.
  2. Освоение видов и способов постановки целей.
  3. Осознание возможностей трансформации проблем в цели.
  4. Освоение технологий и принципов целеполагания.
  5. Освоение элементов позитивного мышления.

Форма работы – тренинг.

Методы:

  • Ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие поднимаемым темам.
  • Индивидуальная и групповая рефлексия.
  • Отработка умений и навыков в специальных упражнениях.
  • Групповые дискуссии.
  • Разбор конкретных ситуаций.
  • Метафорические притчи и истории.
  • Психофизиологические методики.
  • Мини-лекции.
  • Диагностические процедуры.
  • Релаксационные методы.
  • Мозговой штурм.
  • Выполнение домашних заданий.
  • Работа с видеоматериалами.
  • Видеоанализ.
  • Работа с раздаточными материалами.
  Тема Кол- во часов
1. Введение в тему «Постановка цели». Трансформация проблем в цели. (Секрет)  
2. Колесо баланса жизни: как объять необъятное и двигаться вперед  
3. ФКР. КРЕДО. (Разум человека, спортивная визуализация) Правила формулирования целей  
4. Ценности. Стратегические цели. Нацеленность на результат. Лестница мастерства.  
5. Мотивация достижения. Вдохновение. Как его создавать? Утренние и вечерние вопросы, Ник Вуйтич  

Введение в тему «Постановка цели».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.24 с.)