Методики активизации процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики активизации процесса обучения



 

При изучении учебной дисциплины "Теория экономического анализа" для активизации учебного процесса предусмотрено применения современных учебных технологий, таких, как проблемные лекции, работа в малых группах, семинары-дискуссии, кейс- метод, деловые игры.

Проблемные лекции направленны на развитие логического мышления студентов. Круг вопросов темы лекции ограничивается двумя-тремя ключевыми моментами, внимание студентов концентрируется на материале, который не нашел отображения в учебниках, используется опыт зарубежных учебных заведений:

- при изложении теми “Анализ затрат на производство и себестоимости продукции" предлагается более детально остановится на рассмотрении вопроса "Анализ структуры затрат на производство";

- при изложении темы "Метод и методические приемы экономического анализа" предлагается более детально остановиться на рассмотрении вопроса "Методы и приемы факторного анализа".

Мини-лекции предусматривают изложение учебного материала за короткий промежуток времени и характеризуется значительной емкостью, сложностью логических построений, образов, доводов и обобщений. Мини-лекции проводятся, как правило, как часть занятия-исследования. На рассмотрение выносятся вопросы, которые зафиксированы в плане лекций, но излагаются они сжато (тема 4 "Анализ финансового состояния", тема 5 "Анализ прибыли и рентабельности").

Проблемные лекции и мини-лекции целесообразно объединять с такой формой активизации учебного процесса, как работа в малых группах.

Работа в малых групах дает возможность: структурирования лекций или практических (семинарские) занятий по форме и содержанию; участия каждого студента в работе над темой; формирования личностных профессиональных качеств и опыта социального общения.

После освещения проблемы или краткого изложения материала студентам предлагается объединяться в группы по 5-6 человек и презентовать в конце занятия свое видение и восприятия материала (тема 6 "Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)», тема 7 "Анализ использования трудовых ресурсов и затрат на оплату труда").

Презентации – выступления перед аудиторией для представления определенных достижений, результатов работы группы, отчета о выполнении индивидуальных заданий, ессе, докладов и для демонстрации учебных материалов (согласно графика семинарских занятий, самостоятельной и индивидуальной работы).

Семинары-дискуссии предусматривают обмен мнениями и взглядами участников относительно данной темы, что развивает мышление, помогает формировать взгляды и убеждения, вырабатывает умение формулировать мысли и высказываться, формирует навыки оценивания высказываний и предложений других участников семинара, критически подходить к собственным взглядам (тема 1 "Сущность, предмет, объект и задачи экономического анализа".

Деловые и ролевые игры - форма активизации студентов, в результате которой они задействованы в процессе инсценировки определенной производственной ситуации в роли непосредственного участника (тема 1 "Сущность, предмет, объект и задачи экономического анализа", тема 2 "Метод и методические приемы экономического анализа").

Кейс-метод - метод анализа конкретных ситуаций, который дает возможность приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности специалиста и предусматривает рассмотрение производственных, управленческих и других ситуаций, сложных конфликтных случаев, проблемной ситуации, инцидентов в процессе изучения учебного материала (тема 8 "Анализ долгосрочных активов предприятия").

 

13. Система текущего и итогового контроля знаний студентов

 

Система оценивания знаний, умений и навыков студентов предусматривает выставление оценок за всеми формами проведения занятий.

Проверка и оценивание знаний студентов может проводиться в следующих формах:

1. Оценивание работы студентов в процессе практических (семинарских) занятий;

2. Проведение промежуточного контроля;

3. Оценивание самостоятельной работы;

4. Оценивание выполнения индивидуального задания;

5. Проведение итогового (модульного) контроля.

Общая модульная оценка составляется из текущей оценки, которую студент получает во время практических (семинарских занятий) (оценка практического модуля), оценки за выполнения модульного задания (оценка теоретического модуля).

Общая оценка по дисциплине определяется как среднее арифметическое двух оценок модульного контроля.

Порядок текущего оценивания знаний студентов

Текущее оценивание осуществляется во время проведения практических (семинарских) занятий и имеет своїй целью проверку уровня подготовленности студента к выполнению конкретной работы (задания).

Оценивания проводится по 12-бальной шкале по таким критериям:

- понимание, степень усвоения теории и методологии проблем, которые излагаются (рассматриваются) – 4 балла;

- знакомство с рекомендованной литературой по курсу – 2 балла;

- умение объединять теорию с практикой – 3 балла;

- логика, структура, качество изложения материала – 3 балла.

Если некоторые из требований не будут выполнены, то оценка будет снижена.

Промежуточный контроль

Промежуточный модульный контроль уровня знаний студентов предусматривает выявление уровня овладения материала лекционного модуля и умения применять эти знания для решения конкретной практической ситуации. Может проводится в форме тестирования.

Используются следующие критерии оценивания:

- «отлично” (12-10 баллов) – правильных ответов – 20-18;

- “очень хорошо” (9 баллов) – правильных ответов – 17-16;

- “хорошо” (8-7 баллов) – правильных ответов – 15-13;

- “удовлетворительно” (6 баллов) – правильных ответов – 12-10;

- “достаточно” (5-4 балла) – правильных ответов – 9-7;

- “неудовлетворительно” (3 балла) – правильных ответов – 6-5;

- “неудовлетворительно” (2-1 балл) – правильных ответов – 4-2.

Критерии оценивания самостоятельного и (или) индивидуального задания

Индивидуальное задание оценивается по таким критериям:

1) самостоятельность выполнения;

2) логичность и последовательность изложения материала;

3) полнота раскрытия темы;

4) обоснованность выводов;

5) использование статистической информации;

6) наличие конкретных инноваций (предложений, разработок, обобщений);

7) качество оформления.

Если некоторые из требований не будет выполнено, то оценка преподавателем будет снижена (первого критерія - на 2 балла, второго - на 1 балл, третьего - на 2 балла, четвертого - на 1 балл, пятого - на 2 балла, шестого - на 3 балла, седьмого - на 1 балл).

Проведение модульного контроля.

Модульный контроль осуществляется и оценивается по двум составляющим: теоретический модуль и практический модуль. Теоретический модульный контроль проводится в письменной форме после того, как рассмотрен весь теоретический материал и выполненны практические задания в пределах каждого из двух модулей.

В соответствии с компетентностным подходом обучения задания модульного контроля содержат 3 практических задания (стереотипное, диагностическое, эвристическое) и 2 теоретических задания.

Стереотипное – которому отвечает первая практическая задача (максимум - 1 балл за задачу);

Диагностическое – которому отвечает вторая практическая задача (максимум - 3 балла);

Эвристическое – которому отвечает третья практическая задача (максимум - 4 балла).

Ответа на вопросы теоретического характера оцениваются максимум в 2 балла.

Условиями допуска к модульному контролю являются положительные оценки по текущего контроля знаемый студентов (наличие положительного практического модуля) (для студентов заочной формы обучения - защита контрольной работы с положительной оценкой).

Модульный контроль осуществляется в письменной форме.

Образец задания к модулю № 1

Теоретическая часть

1. Методы и приемы экономического анализа.

2. Информационная база экономическогоанализа

Практическая часть

Задание 1 (стереотипное). Установить влияние факторов на изменение рентабельности активов и рентабельности капитала методом цепных подстановок по следующим данным:

 

Показатели Отчетный год Предыдущий год
Чистая прибыль, грн.    
Средняя стоимость активов предприятия, грн.    
Средняя стоимость капитала предпри- ятия, грн.    

 

Задание 2 (диагностическое). Расчитать коэффициенты абсолютной, срочной и текущей ликвидности на начало и конец периода, проанализировать изменения коэффициентов и сделать вывод о платежеспособности предприятия по следующим данным (тыс. грн.):

 

  Актив На начало года На конец года   Пассив На начало года На конец года
Денежные средства и их эквиваленты     Краткосрочные обязательства, всего    
Оборотные активы, всего     Собственный капитал, всего    
в т.ч. запаси     Доходы будущих периодов, всего    
Затраты будущих периодов          
Баланс          

 

Задачние 3 (эвристическое). На основе маржинального подхода получить формулы запаса финансовой прочности, порога рентабельности, силы воздействия операционного рычага.

Утверждено на заседании кафедры экономического анализа

Протокол №______ от ___________ 20___ г.

Заведующий кафедры

Преподаватель

 

Образец задания к модулю № 2

Теоретическая часть

1. Анализ комплектности продукции.

2. Анализ материалоемкости продукции

Практическая часть

Задание 1 (стереотипное). Определить интегральным методом влияние изменения численности персонала (Ч) и среднегодовой зароботной платы (ЗП) на фонд оплаты труда по следующим данным:

 

Показатели План Факт
Ч, чел.    
ЗП, тыс. грн.   9,5

 

Задание 2 (диагностическое). Рассчитать показатели фондоотдачи и фондоемкости продукции, выполнить факторной анализ и сделать соответствующие выводы, используя следующие данные:

 

  Показатель Ед. изме-рения 1 кв. 11 кв. 111 кв. 1У кв.
Объем товарной продукции тыс. грн.        
Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов, всего   -«-        
в том числе активная часть основных средств   -«-        
Удельный вес активной части фондов в общей их стоимости   %        
Фондоотдача всех фондов грн.        
Фондоотдача активной части фондов   грн.        

 

Задание 3 (эвристическое). В отчетном периоде объем реализованной продукции составил 870 млн. грн. Среднегодовая стоимость оборотных средств на предприятии составила на предприятии в отчетном периоде 88 млн. грн. В предыдущем году среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия составляла 70 млн. грн., а объем реализации продукции - 920 млн. грн. Определить оборачиваемость оборотных средств предприятия, коэффициент оборачиваемости оборотных средств предприятия и высвобождение (загрузка) оборотных средств предприятия за счет изменения их обачиваемости. Сформулировать выводы о деловой активности предприятия.

 

Утверждено на заседании кафедры экономического анали за

Протокол №______ от ___________ 20___ г.

Заведующий кафедры

Преподаватель

 

Ответы студентов при выполнении модульных заданий оцениваются по 12-балльной шкале в соответствии с квалификационными требованиями к бакалаврам и критериями оценивания учебных результатов студентов по дисциплине "Теория экономического анализа".

Оценка 12 баллов. Теоретические вопросы раскрыты полностью, с изложением оригинальных выводов, полученных на основе творческого обобщения програмного и дополнительного материалов, законодательных и нормативных актов. При выполнении практических заданий студент демонстрирует системные знания учебного материала, предусмотренные программой курса. Практические задачния выполнены как с использованием типового алгоритма, так и самостоятельно разработанного алгоритма, выводы к задачам аргументированы и обоснованы. Проявляет склонность к теоретико-эвристическим исследованиям.

Оценка 11 баллов. Теоретические вопросы раскрыты полностью, на основе программного и дополнительного материала, сделаны выводы и обобщения. Студень способен к решению задач творческого характера. При выполнении практических заданий студент применяет обобщенные знания учебного материала, которые предусмотрены программой курса. Практические задания выполняются как с использованием типового алгоритма, так и по самостоятельно разработанному алгоритму, содержат аргументированные выводы. При выполнении практических заданий студент допускает незначительные неточности. Проявляет склонность к теоретико-эвристическим исследованиям.

Оценка 10 баллов. Теоретические вопросы раскрыты полностью, программный материал изложен в соответствии с лекционным материалом курса, содержит систематизацию и анализ. Решает нетипичные задачи. При выполнении практических заданий студент показывает глубокие знания учебного материала, которые предусмотрены программой курса. Практические задания выполняются в целом правильно, в полном объеме, как с использованием типового алгоритма, так в несколько измененных условиях. При выполнении практических заданий студент допускает отдельные неточности.

Оценка 9 баллов. Теоретические вопросы раскрыты полностью, программный материал изложен в соответствии с лекционным материалом курса. Решает нетипичные задачи. При выполнении практических заданий студент эффективно применяет основные знания учебного курса, предусмотреные учебной программой. Практические задания выполняются в целом правильно, с использованием типового алгоритма, при их выполнении студент допускает отдельные несущественные ошибки.

Оценка 8 баллов. Теоретический вопрос раскрыт полностью, программный материал излагается с незначительными погрешностями или без обобщений. Дает определения основных понятий, анализирует, сравнивает, строит заключения. При выполнении практических заданий студент применяет основные знания учебного курса, предусмотренные учебной программой. Практические задания выполняются в целом правильно, с использованием типового алгоритма, при их выполнении студент допускает несущественные ошибки. Пользуется дополнительной информацией.

Оценка 7 баллов. Теоретический вопрос раскрыт полностью, однако при изложении программного материала допущены незначительные ошибки. Дает определения основных понятий, анализирует, сравнивает, строит заключения. При выполнении практических заданий студент применяет основные знания учебного курса, предусмотреные учебной программой. Практические задания выполняются в целом правильно, с использованием типового алгоритма, но содержат неточности и имеют недостаточное обоснование. При их выполнении студент допускает несущественные ошибки. Пользуется дополнительной информацией.

Оценка 6 баллов. Теоретический вопрос раскрыт неполностью, допущены существенные погрешности или ошибки. Студент с достаточным пониманием воссоздает основной учебный материал. Дает определение основных понятий, решает задачи типового характера. Может частично обосновать ответ, иллюстрировать примерами. При выполнении практических заданий студент без достаточного понимания применяет учебный материал, допускает ошибки.

Оценка 5 баллов. Теоретический вопрос раскрыт неполностью, допущены существенные погрешности, которые влияют на содержание ответа. На уровне элементарного понимания воссоздает основные положения учебного материала. При выполнении практических заданий студент без достаточного понимания применяет учебный материал, допускает значительные ошибки. Может частично обосновать свой ответ.

Оценка 4 балла. Теоретический вопрос раскрыт неполностью, с существенными ошибками, без понимания излагает учебный материал, с ошибками дает определения основных понятий. Не в состоянии привести примеры. При выполнении практических задач студент без достаточного понимания применяет учебный материал, допускает значительного количества ошибок, которые самостоятельно исправить не может, сталкивается со значительными трудностями при анализе и сравнении экономических явлений и процессов.

Оценка 3 балла. Теоретический вопрос раскрыт неполностью или на уровне отдельных фрагментов, которые представляют незначительную часть учебного материала. При выполнении практических задач допускает довольно большого количества грубых ошибок, которые самостоятельно исправить не может, сталкивается со значительными трудностями при анализе экономических явлений и процессов, выявляет способности к изложению мыслей по проблеме на элементарном уровне.

Оценка 2 балла. Студент выполнить практическое задание не может, сталкивается со значительными трудностями при анализе экономических явлений и процессов, при раскрытии теоретических вопросов выявляет способности к изложению мыслей по проблеме на элементарном уровне, владеет материалом на уровне отдельных фрагментов.

Оценка 1 балл. Студент выполнить практическое задание не может, сталкивается со значительными трудностями при анализе экономических явлений и процессов. Теоретический вопрос не раскрыт, студент не владеет материалом даже на уровне отдельных фрагментов.

Каждое задание оценивается отдельно определенным количеством баллов в соответствии с уровнем их сложности, суммарное количество которых составляет 12 баллов в соответствии с квалификационными требованиями к бакалаврам по направлению подготовки "Учет и аудит":

 

Теоретические задания

Задание 1 (теоретическое) - 2,0 балла.

0,5 – владение теоретическими знаниями и применение базовых понятий теории экономического анализа в контексте поставленной проблемы;

0,5 – системность, последовательность и аргументированность изложения материала;

0,5 – осознанно применяет все виды дополнительной информации для раскрытия или решение проблемы;

0,5 – ответ содержит анализ, систематізацію, обобщение.

Задание 2 (теоретическое) - 2,0 балла.

0,5 – владение теоретическими знаниями и применение базовых понятий теории экономического анализа в контексте поставленной проблемы;

0,5 – системность, последовательность и аргументированность изложения материала;

0,5 – осознанно применяет все виды дополнительной информации для раскрытия или решения проблемы;

0,5 – ответ содержит анализ, систематізацію, обобщение.

Практические задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.053 с.)