Рабочая программа по предмету 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа по предмету



Рабочая программа по предмету

«Русский язык» 5 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Москва: «Просвещение»,2010 год.

 

По программе - 6 часов в неделю (204 часа в год)

По учебному плану – 6 часов в неделю (204 часа в год)

Структура школьного курса русского языка в 5 классе построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Значительное место отводится повторению, что предусматривает прочное усвоение материала. Пятая часть всего учебного времени выделена на развитие связной речи.

Тематическое планирование построено с учётом специальных целей преподавания русского языка в школе – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая и коммуникативная компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:

Ø формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

Ø вооружение основами знаний о родном языке;

Ø развитие языкового и эстетического материала;

Ø формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;

Ø овладение нормами русского языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося;

Ø обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция формируется в процессе овладения учащимися знаниями о самой науке «Русский язык».

Общепредметные задачи:

Ø воспитание любви к родному языку;

Ø развитие логического мышления школьников;

Ø обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

Ø формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Данная программа составлена для обучающихся и воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения с ограниченными возможностями в здоровье (школа VII вида) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Для усиления коррекционной направленности в программу по русскому языку включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся. Наряду с общеобразовательными при обучении русскому языку ставятся следующие коррекционные задачи:

Ø формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

Ø уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

Ø развитие связной речи;

Ø формирование навыков учебной работы

Ø развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Ø Восполнение пробелов в развитии учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

Ø Специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;

Ø Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

Ø Активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

Ø Воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к русскому языку;

Ø Развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

Для решения этих задач целесообразно подбирать доступный, интересный материал, давать его небольшими дозами, постепенно усложняя его, использовать памятки, алгоритмы разборов, опорные схемы.

Работа над грамматическим и лексическим материалом должна вестись одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.

Усвоение программного материала возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем пропедевтических упражнений. Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографической зоркости.

Упражнения по развитию речи проводятся в устной и письменной форме. Задание предваряется устной работой под руководством учителя. При выборе тем учитывается их характер: близость опыту и интересам учащихся, доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформления.

Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими требованиями:

Ø Преподносить новый материал предельно развернуто;

Ø Отводить значительное место практической деятельности обучающихся, работе со схемами, таблицами и т.д.;

Ø Систематически повторять пройденный материал;

Ø Уточнять и расширять словарный запас.

Методические приемы: объяснение материала по частям (от простого к сложному), многократное повторение материала, составление опорных схем, применение наглядных средств обучения, игровые формы учебной деятельности, создание ситуации успеха.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: уроки знакомства с новым материалом, комбинированный урок, уроки обобщения и систематизации знаний, урок закрепления изученного материала, уроки-практикумы, урок нетрадиционной формы (презентация, путешествие).

Основные методы обучения:

Словесные методы: работа с учебником, рассказ учителя, беседа, лекция, объяснение;

Наглядные методы: методы иллюстрации, использование ИКТ

Методы проверки и оценки ЗУН: устный (индивидуальный, фронтальный, групповой), письменный (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, проверочная работа, диктант, сочинение, изложение, зачет), самоконтроль (составление плана, самопроверка при выполнении упражнений).

Основные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый; формы контроля: диктант, сочинение, изложение, тестирование, зачет, самостоятельная работа, письменное домашнее задание.

Способы проверки домашнего задания: проверка тетрадей, разбор отдельных частей задания в классе, взаимопроверка.

 

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображении, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения.

Курс русского языка в 5 классе включает следующие разделы: «Язык. Речь. Общение», «Повторение изученного в начальных классах», «Текст», «Синтаксис. Пунктуация. Культура Речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».

Раздел «Язык. Речь. Общение» раскрывает роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами, знакомит с компонентами речевой деятельности.

Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале года и в конце выделяются специальные часы. В материал повторения включаются вопросы из области фонетики, орфоэпии, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации.

Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем проводится в два этапа. Например, темы разделов «Лексика», «Словообразование» даются в 5 и 6 классах.

В программе 5 класса также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи: речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.

Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Нормативной базой организации образования и преподавания русского языка в 5 классе являются следующие документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ об «Образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

3. О федеральном перечне учебников / Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

5. Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047

6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

7. Приказ № 64ОД от 01.09.2014 г.об утверждении учебного плана МСК(О)У№122 на 2014-2015 уч. год.

8. Приказ № 58 от 01.09.2014 г. об утверждении учебного графика-календаря и циклограммы работы МСК(О)У №122 на 2014-2015 уч. год.

9. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600(Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 19739).

10. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федарации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

12. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

13. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

14. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области от 05.12.2013 г. № 014591.

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Ø разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов:

Ø разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

Ø соблюдать произносимые нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Ø Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Ø Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации.

Ø Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи.

Ø Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Ø Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).

Ø Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Ø Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Ø Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Ø Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Реализация национально-регионального компонента: обучение русскому языку предусматривает введение НРЭК в объеме не менее 10- 15% учебного времени, отведенного на изучение курса.

Критерии оценивания

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть дос­тупными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 клас­са – 35-40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опре­деленной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобре­тенных навыков. И т о г о в ы е

д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать та­кие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представ­лены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунк­тограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфо­грамм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непрове­ряемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полуго­дия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего клас­са.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографи­ческие и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не про­водилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо рабо­тает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенно­го значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименова­ниях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречи­ях, образованных от существительных с предлогами, правописание кото­рых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательны­ми и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращал­ся! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен дру­гой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в на­рушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следую­щая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а так­же при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунк­туационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфо­графических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфогра­фических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутст­вии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отмет­ки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографиче­ских и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуацион­ных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) зада­ния, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекоменду­ется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л ­л о м "1".

 

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

• смешение лексики разных исторических эпох;

• употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

• бедность и однообразие синтаксических конструкций;

• нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

• стилистически неоправданное повторение слов;

• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

• неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Выведение итоговых отметок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладе­ние умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуаци­онной грамотности.

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определе­нии следует считать фактическую подготовку ученика по всем показате­лям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стиму­лировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение при­дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от­метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложе­ний за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­вались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.

Рабочая программа по предмету

«Русский язык» 5 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык, 5-9 классы». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Москва: «Просвещение»,2010 год.

 

По программе - 6 часов в неделю (204 часа в год)

По учебному плану – 6 часов в неделю (204 часа в год)

Структура школьного курса русского языка в 5 классе построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Значительное место отводится повторению, что предусматривает прочное усвоение материала. Пятая часть всего учебного времени выделена на развитие связной речи.

Тематическое планирование построено с учётом специальных целей преподавания русского языка в школе – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Языковая и коммуникативная компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач:

Ø формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

Ø вооружение основами знаний о родном языке;

Ø развитие языкового и эстетического материала;

Ø формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;

Ø овладение нормами русского языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося;

Ø обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция формируется в процессе овладения учащимися знаниями о самой науке «Русский язык».

Общепредметные задачи:

Ø воспитание любви к родному языку;

Ø развитие логического мышления школьников;

Ø обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

Ø формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Данная программа составлена для обучающихся и воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения с ограниченными возможностями в здоровье (школа VII вида) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку.

Для усиления коррекционной направленности в программу по русскому языку включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся. Наряду с общеобразовательными при обучении русскому языку ставятся следующие коррекционные задачи:

Ø формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

Ø уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

Ø развитие связной речи;

Ø формирование навыков учебной работы

Ø развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.

Ø Восполнение пробелов в развитии учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

Ø Специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;

Ø Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;

Ø Активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;

Ø Воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к русскому языку;

Ø Развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.153 с.)