Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация финансовой работы

Поиск

В этом разделе необходимо ознакомиться со структурным подразделением, выполняющим финансовую работу на предприятии (финансовая служба, финансовая дирекция или бухгалтерия с планово-экономическим отделом), схематически отразить его организационную структуру. Рассмотреть содержание финансовой работы по трем направлениям:

1. Оперативная работа.

2. Финансовое планирование.

3. Контрольно-аналитическая работа.

При рассмотрении оперативной работы следует проанализировать организацию безналичных и наличных расчетов на предприятии.

В процессе исследования финансового планирования на предприятии необходимо изучить состав и порядок составления финансовых планов.

Во-первых, следует проанализировать платежный календарь предприятия (таблица 19), изучить направления использования денежных средств и источников их поступления.

 

Таблица 19 - Платежный календарь по расчетному счету хозяйствующего субъекта на первую неделю месяца

 

Показатели Сумма, тыс. руб.
1. Расходы денежных средств  
1.1. Неотложные нужды  
1.2. Заработная плата и приравненные к ней платежи  
1.3. Налоги  
1.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности  
1.5. Просроченная кредиторская задолженность  
1,6. Погашение ссуд банка  
1.7. Уплата процентов за кредит  
1.8. Прочие расходы  
1.9. Итого расходов  
2. Поступление денежных средств  
2.1. От реализации продукции  
2.2. От реализации ненужных товарно-материальных ценностей  
2.3. Поступление просроченной дебиторской задол­женности  
2.4. Прочие поступления  
2.5. Итого поступлений  
3. Балансирующие статьи  
3.1. Превышение поступлений над расходами  
3.2. Превышение расходов над поступлениями  

 

 

Во-вторых, ознакомиться с кассовым планом предприятия и дать оценку движения денежных средств через кассу (таблица 20).

 

Таблица 20 - Кассовый план хозяйствующего субъекта на квартал

 

Показатели Сумма, тыс. руб.
I. Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке  
1.1. Товарооборот от реализации продукции  
1.2 Прочие поступления  
1.3. Итого поступлений  
Из них:  
расходуется на месте  
сдается в кассу банка  
2. Расход наличных денег  
2.1. На оплату труда  
2.2. На командировочные расходы  
2.3. На хозяйственно-операционные расходы  
2.4. Итого  
3. Расчет выплат заработной платы  
3.1. Фонд оплаты труда  
3.2. Прочие выплаты  
3.3. Общая сумма фондов оплаты труда  
3.4. Удержания — всего  
В том числе:  
налоги  
добровольное страхование  
за питание  
прочие удержания  
3.5. Подлежит выдаче  
В том числе:  
из выручки  
из наличных денег, полученных в банке  
4. Календарь выдачи заработной платы  
и приравненных к ней выплат  
Дата  

 

 

В-третьих, составить кредитный план предприятия (таблица 21)

 

 

Таблица 21 - Кредитный план

Кредитор Дата выдачи кредита Сумма кредита, тыс.руб. Срок кредита Дата погашения кредита Сумма погашения кредита, тыс.руб. Срок пользования кредитом, месяцев Сумма. выплачиваемая за пользование кредитом, тыс.руб.
               
               

 

Кредитный план строится на основе потребности предприятия в кредитах.

В-четвертых, рассмотреть текущий финансовый план предприятия (таблица 22). Проанализировать поступление и использование денежных средств предприятия.

 

Таблица 22 –Баланс доходов и расходов (текущий финансовый план)

Шифр строки Разделы и статьи баланса Сумма, тыс. руб.
     
  1. Поступления (приток денежных средств)  
  А. От текущей деятельности  
  Выручка от реализации продукции, работ и услуг, НДС, акцизов и таможенных пошлин  
  Прочие поступления:  
  средства целевого финансирования  
  поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях  
  Прирост устойчивых пассивов  
  Итого по разделу А  
  Б. От инвестиционной деятельности  
  Выручка от прочей реализации (без НДС)  
  Доходы от внереализационных операций  
  Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом  
  Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве  
  Итого по разделу Б  

Продолжение таблицы 22

     
  В. От финансовой деятельности  
  Увеличение уставного капитала  
  Увеличение задолженности,  
  в том числе: получение новых займов, кредитов  
  выпуск облигаций  
  Итого по разделу В  
  Итого доходов  
  2. Расходы (отток денежных средств)  
  А. По текущей деятельности  
  Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)  
  Платежи в бюджет – всего  
  в том числе:  
  налоги, включаемые в себестоимость продукции  
  Налог на прибыль  
  Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  
  Налоги, относимые на финансовые результаты  
  Налог на прочие доходы  
  Прирост собственных оборотных средств  
  Итого по разделу А  
  Б. По инвестиционной деятельности  
  Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы – всего  
  из них:  
  капитальные вложения производственного назначения  
  капитальные вложения непроизводственного назначения  
  Затраты на проведение НИОКР  
  Платежи по лизинговым операциям  
  Долгосрочные финансовые вложения  
  Расходы по прочей реализации  
  Расходы по внереализационным операциям  
  Содержание объектов социальной сферы  
  Прочие расходы  
  Итого по разделу Б  

 

Продолжение таблицы 22

     
  В. От финансовой деятельности  
  Погашение долгосрочных ссуд  
  Уплата процентов по долгосрочным ссудам  
  Краткосрочные финансовые вложения  
  Выплата дивидендов  
  Отчисления в резервный фонд  
  Прочие расходы  
  Итого по разделу В  
  Итого расходов  
  Превышение доходов над расходами (+)  
  Превышение расходов над доходами (-)  
  Сальдо по текущей деятельности  
  Сальдо по инвестиционной деятельности  
  Сальдо по финансовой деятельности  

В-пятых, изучить перспективные планы предприятия.

В процессе оценки организации финансового планирования следует изучить порядок составления кредитной заявки на предприятии.

В данном разделе необходимо рассмотреть порядок осуществления контроля за финансовым состоянием предприятия. Дать примерную оценку соответственно финансовых показателей всех финансовых планов фактическими данными по итогам каждого периода.

 

Финансовый менеджмент

В разделе следует охарактеризовать формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии. Особое внимание необходимо уделить изучение структуры управления предприятия управляющей подсистемы финансового менеджмента.

На основе приложения к балансу изучить состав и структуру дебиторской задолженности предприятия (таблица 23). Проанализировать причины изменений дебиторской задолженности за период исследования.

 

 

Таблица 23 - Состав и структура дебиторской задолженности предприятия

Наименование показателя Годы Изменения
     
Дебиторская задолженность, всего        
Из нее: краткосрочная        
в % к итогу        
в т.ч. покупатели и заказчики        
долгосрочные        
в % к итогу        
в т.ч. покупатели и заказчики        
учредителей по взносам в уставной капитал        
авансы выданные        

 

Дать оценку состава и структуры кредиторской задолженности за три года (таблица 24). Определить сумму просроченной задолженности и причины ее возникновения. Наметить возможные пути нормализации расчетов и оценить уровень погашаемости задолженности.

 

Таблица 24 - Состав и структура кредиторской задолженности предприятия.

Наименование показателя 200…г. 200…г. 200…г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Кредиторская задолженность, всего            
Из нее: краткосрочная            
в т.ч. расчеты с поставщиками и подрядчиками            
авансы полученные            
расчеты по налогам и сборам            
кредиты            
займы            
долгосрочная            
в т.ч. кредиты            
займы            
прочая            

 

В процессе прохождения практики необходимо изучить кредитные договоры по которым предприятию предоставляются кредиты. Провести анализ размера и стоимости полученных предприятием краткосрочных и долгосрочных кредитов.

 

Таблица 25 - Размер и стоимость краткосрочных кредитов по видам кредиторов

Кредитное учреждение 200…г. 200…г. 200…г.
Сумма кредита, тыс.руб. % ставка Сумма кредита, тыс.руб. % ставка Сумма кредита, тыс.руб. % ставка
             
             
             
             
             
             
             
Всего:            

 

 

Таблица 26 - Размер и стоимость долгосрочных кредитов по видам кредиторов.

Кредитное учреждение 200…г. 200…г. 200…г.
Сумма кредита, тыс.руб. % ставка Сумма кредита, тыс.руб. % ставка Сумма кредита, тыс.руб. % ставка
             
             
             
             
             
             
             
Всего:            

 

Изучить движение заемных средств на предприятии (таблица 27). Проанализировать изменения активов на конец года.

 

 

Таблица 27 - Показатели движения заемных средств.

Наименование показателя Движение средств Темп роста, %
Остаток на начало года Получено Погашено Остаток на конец года
Долгосрочные кредиты          
200…г.          
200…г.          
200…г.          
Краткосрочные кредиты          
200…г.          
200…г.          
200…г.          

 

Провести оценку эффективности использования заемного капитала на предприятии на основе расчета уровня эффекта финансового расчета (таблица 28).

 

Таблица 28 - Оценка эффективности использования заемного

капитала

Наименование показателя Годы
200…г. 200…г. 200…г.
Балансовая прибыль      
Среднегодовая сумма капитала  
Собственного  
Заемного  
Плечо финансового рычага  
Рентабельность совокупного капитала, %  
Средняя процентная ставка за кредит, %  
Темп инфляции, %  
Эффект финансового рычага, %      

 

Уровень ЭФР рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР=(1 – Н) (ЭР – СРСП) ЗС / СС, где

ЭФР – эффект финансового рычага

Н – ставка налога на прибыль, в долях единицы

ЭР – экономическая рентабельность, %

СРСП – средняя расчетная ставка процента по кредитам, %

ЗС – сумма краткосрочного кредита, тыс. руб.

СС – сумма собственных источников средств, тыс. руб.

 

 

На предприятии необходимо провести анализ кредитоспособности предприятия (таблица 29).

Для определения кредитоспособности заемщика необходимо установить критериальный уровень оценочных показателей и их классность (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности заемщика выявляются условия предоставления кредита.

Клиенты по характеру кредитоспособности делятся банками на 3-5 классов. Критериальные показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения заемщика ко второму классу, выше средних – к первому, а ниже средних к третьему.

Общая оценка кредитоспособности проводится в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого покупателя на класс кредитоспособности.

Первому классу заемщика присваивается от 100-150 баллов; второму классу – 151-250 баллов; третьему классу – свыше 251 балла. В соответствие с величиной коэффициентов ликвидности и финансовой независимости, заемщиков подразделяют на три класса (таблица 4.7)

 

 

Таблица 29 - Классы кредитоспособности заемщиков

Наименование показателя Класс Рейтинг показателя, %
     
Коэффициент текущей ликвидности более 2.0 от 1.5 до 2.0 менее 1.5  
Коэффициент быстрой ликвидности более 1.0 от 0.8 до 1.0 меняя 0.8  
Коэффициент финансовой независимости более 0.6 от 0.5 до 0.6 менее 0.5  

 

 

Рейтинг (значимость) показателя устанавливается специалистами банка и в соответствие с фактическими значениями показателей ликвидности и финансовой устойчивости определяется класс кредитоспособности заемщика (таблица 30).

 

 

Таблица 30 - Показатели для определения рейтинга заемщика

 

Наименование показателя Фактическое значение показателя Класс Рейтинг показателя, % Сумма баллов (гр3хгр4)
Коэффициент текущей ликвидности        
Коэффициент быстрой ликвидности        
Коэффициент финансовой независимости        
Итого - -    

 

 

Источники информации из формы №1 (баланс предприятия)

а) Текущие финансовые потребности рассчитываются как разница между текущими активами (запас сырья + незавершенное производство + запасы готовой продукции + дебиторская задолженность) - кредиторская задолженность;

б) Собственные оборотные средства определяются как разница между постоянными пассивами и постоянными активами (собственные средства (капитал) + долгосрочная задолженность - основные средства);

в) Потенциальный излишек (дефицит) денежных средств – это разница между а) и б);

г) Реальный излишек (дефицит) денежных средств рассчитывается на базе потенциального излишка (дефицита) с учетом уже имеющихся краткосрочных вложений и краткосрочного кредита; исходя из полученного результата, определить, нужен ли предприятию краткосрочный кредит

По основным сельскохозяйственным культурам и видам животных рассчитать за последний анализируемый год порог безубыточности, запас финансовой прочности, валовую прибыль (убыток). Определить основные пути роста прибыли (снижение убытков) (таблица 31).

 

Таблица 31 - Показатели потребности предприятия в краткосрочном кредите

   
Тенденция финансового потребления  
Собственные оборотные средства  
Потенциальный излишек (недостаток) денежных средств  
Реальный излишек (недостаток) денежных средств  
Сумма необходимого краткосрочного кредита  

 

Таблица 32 - Расчет основных элементов операционного анализа по (указывается с.-х. культура, вид животноводческой продукции)

В тысячах рублей

Наименование показателя Факт 200...г. План на 200...г.
Выручка от реализации    
Переменные затраты    
Валовая маржа    
Коэффициент ВМ    
Постоянные затраты    
Прибыль (убыток)    
Порог рентабельности    
Запас финансовой прочности    

 

Порог рентабельности, тыс. руб. = Постоянные затраты / Коэффициент валовой маржи

Валовая маржа = Выручка от реализации - переменные затраты

Коэффициент валовой маржи = Валовая маржа / Выручка от реализации

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - порог

рентабельности

 

Налоги и налогообложение

В разделе необходимо дать анализ расчетов налогов за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) в зависимости от вида налога по конкретному предприятию. Расчеты налогов (декларации) должны прилагаться к отчету. Указать и рассмотреть причины налоговой задолженности. Предложить мероприятия по совершенствованию налогового механизма на предприятии, по результатам оценки налоговой нагрузки. При выполнении данного раздела, необходимо воспользоваться периодической печатью.

При характеристики системы налогообложения предприятия следует рассмотреть порядок исчисления и уплаты налогов:

1. При общей системе налогообложения (для предприятий производства и переработки)

2. При специальном режиме налогообложения (ЕСХН)

Исследование порядка начисления и уплаты налогов на предприятии следует начать с изучения состава и структуры налоговых платежей (таблица 1).

При этом следует проанализировать наряду с начисленной суммой налогов и величину, уплаченную за каждый период.

 

Таблица 33 - Состав и структура налогов платежей предприятия

Наименование показателя 200…г. 200…г. 200…г.
Начислено за год, тыс.руб. Удельный вес, % Уплачено за год, тыс. руб. Начислено за год, тыс.руб. Удельный вес, % Уплачено за год, тыс. руб. Начислено за год, тыс.руб. Удельный вес, % Уплачено за год, тыс. руб.
Налог на прибыль                  
Налог на добавленную стоимость                  
Налог на имущество организаций                  
НДФЛ                  
Земельный налог                  
ЕСН                  
Прочие налоги                  
Итого налоговых платежей                  

 

В ходе прохождения практики студенты должны ознакомиться с порядком начисления налога на прибыль. При этом расчет налога на прибыль следует сделать за 4 квартала последнего года исследования или за 3 года (таблица 34).

 

Таблица 34 - Расчет налога на прибыль предприятия за 200… год.

Наименование показателя Квартал или месяц Квартал или месяц Квартал или месяц
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.      
2. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и прочего имущества, тыс. руб.      
3. Доходы от внереализационных операций, тыс. руб.      
4. Расходы по внереализационным операциям, тыс. руб.      
5. Налоговая база для исчисления налога на прибыль, тыс. руб.      
6. Ставка налога, %      
7. Итого начислено налога на прибыль организаций, тыс. руб.      

 

Оценку практического применения Налогового кодекса РФ в части определения размера НДС, налоговых вычетов и порядка уплаты на предприятии следует отразить в таблице 35.

 

Таблица 35 - Расчет НДС за квартал 200…года.

Наименование показателя 1 месяц 2 месяц 3 месяц
1. Налоговая база, всего, тыс. руб.      
2. Налоговая ставка, %      
3. Итого начислено НДС, тыс. руб.      
4. Налоговые вычеты, всего, тыс. руб.      
5. Того уплачено НДС, тыс. руб.      

 

С переходом России к рыночной экономике и введением основного фактора сельхозпроизводства в оборот, возросла возможность правильного определения суммы земельного налога и своевременного его перечисления. Порядок расчета земельного налога на предприятии студент должен отразить в таблице 4. В таблице необходимо отразить как структуру сельскохозяйственных угодий предприятия, так и ставки принятые к расчету.

 

Таблица 36 - Расчет земельного налога.

Наименование показателя 200…г. 200…г. 200…г.
Площадь с/х угодий по группам почв, га: - пашня - сенокосы      
- пастбища - многолетние насаждения      
Налоговая ставка по группам почв, (руб./га): - пашня - сенокосы - пастбища - многолетние насаждения      
Сумма налога, (руб.) - пашня - сенокосы - пастбища - многолетние насаждения      

 

Оценить практическое значение начисления т уплаты налога на имущество предприятия и проанализировать изменения за исследуемый период (таблица 37).

 

Таблица 37 - Расчет налога на имущество предприятия за 200..год.

Наименование показателя полугодие 9 мес. год.
Среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества за отчетный период, тыс. руб.      
Установленная ставка налога, %      
Сумма налога на имущество по расчету за отчетный период (стр. 1хстр. 2) тыс. руб.      
Начислено в бюджет налога на имущество за отчетный период, тыс. руб.      
Причитается к уплате в бюджет налога на имущество (стр3- стр4), тыс. руб.      

 

Предоставление с ___ года сельскохозяйственным предприятиям возможности начисления и уплаты вместо всех налогов и сборов одного – Единого социального налога требуется развитие эффективности использования двух режимов налогообложения. Поэтому а случае, если с/х предприятие не перешло на специальный режим налогообложения необходимо провести расчет сумм ЕСХН и анализ изменения налоговых платежей по сравнению с общей системой.

Таблица 38 - Расчет ЕСХН

Наименование показателя 1-е полугодие 200…г. За 200…г.
1 Доходы от реализации с/х продукции, всего, тыс. руб.    
2 Расходы от реализации с/х продукции, всего, тыс. руб.    
3 Налоговая база, тыс. руб.    
4 Ставка налога, %    
5 Сумма ЕСХН, тыс. руб.    

По итогам изучения порядка налогообложения предприятия следует произвести оценку налоговой нагрузки предприятия (таблица 7).

 

Таблица 39 - Расчет налоговой нагрузки предприятия в тыс. руб.

Наименование показателя 1-й способ 2-й способ
1 Выручка от реализации    
2-Общая сумма налоговых платежей    
3 Затраты на производство за вычетом косвенных налогов    
4 Фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов    
5 НБ    

 

Оценить тяжесть налогового бремени по следующим формулам:

НБ= (Н общ/ В общ) х 100%, где

НБ- налоговая бремя,

Н общ – общая сумма налогов,

В общ – общая сумма выручки от реализации.

Показатель налогового бремени,рассчитанный в соответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации.

НБ= (В- Ср – Пч)/(В – Ср)х 100%,где

НБ - налоговое бремя,

В - выручка от реализации,

Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов,

Пч - фактическая прибыль,остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.

Данные формулы показывают,во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли. остающейся в распоряжении экономического субъекта.

В конце отчета подводятся итоги производственной практики, т.е. оформляются выводы и предложения, где студент делает основное заключение из анализа информации и увязывает его с предположениями по каждому разделу отчета. Выводы и предложения должны быть аргументированы и конкретны.

Студент вправе расширить перечень таблиц в целях более глубокого анализа и с учетом темы будущего дипломного исследования.

 

 


Методические рекомендации по составлению отчета в кредитных организациях

 

Целью практики выступает закрепление, углубление и применение на практике теоретических знаний, изучение опыта работы кредитных организаций, приобретение навыков самостоятельной работы в финансово-кредитной сфере, сбор необходимой информации для написания работы

Все студенты должны ознакомиться со следующими основными компонентами деятельности предприятий и финансово-кредитных институтов:

- изучить организационно-правовые основы деятельности кредитного учреждения (организационно-правовая форма деятельности, функциональная направленность; организационная структура управления и система управления финансами с основной характеристикой работы каждого подразделения);

- дать финансово-организационную характеристику банка (показатели работы учреждения в динамике за несколько лет);

- рассмотреть основные направления деятельности учреждения (пассивные операции, активные операции, прочие банковские услуги с обобщением соответствующих данных);

- охарактеризовать систему банковского менеджмента и маркетинга и их роль в деятельности кредитного учреждения;

- изучить особенности налогообложения деятельности кредитных учреждений;

- произвести общую оценку основных направлений деятельности и финансово - экономического состояния кредитного учреждения.

Собранную информацию следует оформить в виде отчета, в содержание которого можно включить следующие разделы:

Введение

1. Финансово-экономическая характеристика кредитного учреждения

1.1 Организационно правовые основы деятельности банка

1.2 Экономико-финансовая характеристика банка

2. Организация деятельности кредитного учреждения

2.1 Пассивные операции банка

2.1.1 Собственные средства банка: состав и порядок формирования

2.1.2 Операции по формированию ресурсной базы банка

2.2 Активные операции банка

2.2.1 Кредитные операции

2.2.2 Операции с ценными бумагами

2.3. Прочие банковские операции и услуги

2.3.1 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

2.3.2 Валютные операции

2.3.2 Банковские услуги

3. Банковский менеджмент и маркетинг.

4. Налогообложение банковской деятельности.

Выводы и предложения

Приложения

Структура отчета может быть изменена в части подразделов в зависимости от круга осуществляемых операций и объемов деятельности кредитного учреждения.

Во введении отражается необходимость, цели, задачи производственной практики, объект и период исследования, используемый материал, методы исследования.

 

 

1. Финансово-экономическая характеристика кредитного учреждения

При написании раздела«Финансово-экономическая характеристика кредитного учреждения» необходимо ознакомиться с правовым обеспечением деятельности кредитного учреждения, его уставом, порядком регистрации и лицензирования, составом акционеров; изучить организационно-правовую форму и форму собственности, год образования, место нахождения, направлением деятельности, организационную структуру управления и систему управления финансами, включая особенности работы подразделений кредитного учреждения.

Далее необходимо ознакомится с основными показатели работы учреждения в динамике за несколько лет (таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные показатели деятельности банка

В тысячах рублей

Наименование показателя 200… г. 200… г. 200… г. 200.. г. в % к 200… г.
         
Собственный капитал Активы Чистая прибыль Кредитный портфель всего        

 

 

Продолжение таблицы 1

         
в том числе: корпоративных клиентов физических лиц        
Вклады физических лиц Средства, привлеченные от нефинансовых предприятий и организаций        

 

Дать оценку обеспеченности коммерческого банка трудовыми ресурсами, фондами и финансовыми ресурсами. Осветить проблемные вопросы использования ресурсного потенциала.

Проанализировать на основе показателей таблицы 2 состав и структуру доходов банка. Определить возможные пути увеличения доходов.

Таблица 2 – Состав и структура доходов банка

  Наименование показателя 200… г. 200… г. 200…г. Отклонение, +/-
сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма, тыс. руб. удельный вес, % сумма тыс. руб. удельный вес, %
               
Проценты, полученные за размещение средств


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.78.215 (0.01 с.)