I. Организационно-методиченский раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Организационно-методиченский раздел



МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Программа дисциплины федерального компонента для студентов

по специальности 030301.65 «Спортивная психология»

 

МОСКВА – 2009

 

Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ

Протокол № от «» 2010 г.

 

 

Составители:

Непопалов Владимир Николаевич - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.

 

Рецензент:

Шемет Ирина Сергеевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.

 

 

Программа дисциплины федерального компонента цикла ОПДсоставлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030301.65 «Психолог» по направлению - «Спортивный психолог».

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕНСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Накопленные социальными психологами за столетие исследовательской деятельности знания представляют не только сугубо научный, но и практический интерес. Поэтому данный курс призван, не только ознакомить студентов с основами социальной психологии — одной из центральных областей психологической науки, но расширить общепсихологические знания. Они позволяют ответить на многие конкретные вопросы повседневной жизни че­ловека как социального субъекта, т.е. участника реальных социальных процессов. Без этих знаний полноценная работа психолога-прикладника (а именно таков профиль психологиче­ской специальности в университете), в какой бы сфере общественной практики он ни был за­нят, невозможна.

Поэтому курс рассчитан на серьезное и достаточно обстоятельное изучение социально-психологической проблематики и преследует следующие основные задачи:

- познакомить студентов с научными основами социальной психологии, раскрыть содержа­ние данной учебной дисциплины;

- способствовать формированию у студентов научного подхода к объяснению психологиче­ских явлений социальной жизни людей в противовес обыденным, житейским представлениям;

- создать предпосылки для практической реализации социально-психологических знаний в различных сферах жизни общества,

Программа включает в себя 17 тем, содержательно объединенных в шесть разделов. По каждой теме приводится перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки усво­енных знаний и подготовки к экзамену. Рекомендуемая к изучению литература приводится в конце отдельных тем и в конце программы. Тематика контрольных работ не является строго фиксированной и может быть расширена с учетом, как содержания самой программы, так и интересов конкретных слушателей.

Разделы курса:

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. Социальная психология групп.

3. Социально-психологические закономерности общения.

4. Проблема личности в социальной психологии.

5. Основные направления практического применения социально-психологических знаний.

6. Общее представление о социально-психологическом тренинге.

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Тема 1.1. История и предмет социальной психологии.

Тема 1.2. Методы социальной психологии.

 

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Тема 2.1. Группа как объект социально-психологического изучения.

Тема 2.2. Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов.

Тема 2.3. Социальная психология малой группы.

Тема 2.4. Социально-психологический анализ развития групп и коллективов.

Тема 2.5. Межличностные отношения в малых группах.

Тема 2.6. Лидерство и руководство.

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Тема 3.1. Человек в системе социальных отношений.

Тема 3.2. Роль общения в жизни человека.

Тема 3.3. Общение как форма взаимодействия.

Тема 3.4. Межличностное восприятие (взаимное познание) в структуре общения.

Тема 3.5. Коммуникативный аспект общения.

Тема 3.6. Механизмы воздействия в процессе общения.

 

РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 4.1. Личность и группа.

Тема 4.2. Социализация и развитие личности.

РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Тема 5.1. Особенности и содержание прикладных социально-психологических исследований.

 

РАЗДЕЛ 6. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ

РАЗДЕЛ 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

НАУЧНОГО ЗНАНИЙ

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Тема 2.1. Группа как объект социально-психологического изучения

Проблема группы в социальной психологии. Истоки, основные этапы и задачи иссле­дования групп в социальной психологии.

Общности и группы. Группа и организация. Межгрупповое и внутригрупповое взаимодействие. Межгрупповая кооперация и конфликт.

Общая характеристика больших социальных групп. Классификация больших социаль­ных групп: классы, социальные слои, нации, профессиональные группы. Стихийные группы: толпа, масса, публика. Социальный и национальный характер как продукт жизнедеятельно­сти больших групп. Процессы коммуникации и стереотипизации в больших группах. Межгрупповые процессы на уровне больших социальных групп.

Ос­новные характеристики групп. Психологический признак общности - возникновение "мы-чувства". Феномен группового сознания. Классификация групп.

Понятие малой группы. Общая характеристика необходимых и достаточных призна­ков малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп: первичные и вто­ричные; формальные и неформальные; группы членства и референтные.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. В чем заключаются различия между социологической и социально-психологической традициями исследования групп?

2. Как трактуют группу исследователи социального поведения?

3. Перечислите возможные основания классификации групп.

4. Объясните различия в определении малой группы, обнаруживающиеся в работах различных авторов.

5. Укажите ключевые характеристики малой группы.

6. Выделите основные особенности больших социальных групп.

Тема 2.2. Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов

Соотношение социологического и социально-психологическо­го подхода к изучению больших социальных групп.

Этническая психология. Особенности психологического скла­да и характера этнических групп. Понятие "этнического стереотипа". Этническое сознание и самосознание. Межэтническое взаимодействие. Проблема национальных конфликтов.

Общественное мнение и общественное настроение - важнейшие характеристики массовых социальных процессов. Основные механизмы поведения передачи опыта - заражение и подражание. Эмоциональная сфера общественного сознания.

Психологические средства воздействия на общественное мне­ние. Роль средств массовой коммуникации при формировании об­щественного мнения и общественного настроения. Сознательное и стихийное воздействие на общественное мнение. Способы изучения общественного мнения.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1981, с. 189-221.

2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация как общение боль­ших социальных групп // Общение и оптимизация совместной де­ятельности. - М., 1987. С. 263-276.

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983. С. 143-172.

4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981.

5. Кон И.О. К проблеме национального характера // Исто­рия и психология. - М., 1971. С. 122-158.

6. Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в США: социологическая перспектива // Американская социология. - М., 1972, с. 314-329.

7. Семенов В.Е. Социально-психологический анализ матери­алов массовой информации, литературы и искусства // Социаль­ная психология. - Л., 1979.

8. Социальная психология и общественная практика. - М., 1985, с. 23-49.

9. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуника­ции (социологические наблюдения). - Л., 1977.

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Тема 3.1. Роль общения в жизни человека; функции и структура общения

Значение общения для развития человеческого общества и отдельного человека. Понятие общения. Виды и функции общения. Уровни общения.

Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Их взаимосвязь.

Акт общения. Фазы контакта. Уровни общения - от манипуля­ции к диалогу.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988, с. 78-96.

2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

3. Добрович А. Б. Учителю о психологии и психогигиене об­щения. - М., 1987, с. 66-121.

4. Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1974.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М., 1986, с. 3-30.

6. Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М., 1981, с. 3-23.

7. Хараш А.У. Восприятие человека человеком как воздей­ствие на его поведение // Психология межличностного познания. - М., 1981, с.25-41.

В структуре общения

Специфика анализа восприятия в социальной психологии и общей психологии. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению - основа установления взаимопонимания между ними.

Первое впечатление о другом человеке. Динамика межлично­стного восприятия в условиях совместной деятельности и обще­ния. Самопрезентация человека. Самораскрытие в общении.

Эффекты межличностного восприятия (эффект аналогии с собой, "ореола", стереотипизации, стремления к внутренней непротиворечивости, "симметричности").

Механизмы социальной перцепции. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Децентрация. Казуальная атрибуция как интерпретация причин поведения другого человека. Ее место и роль в межлич­ностном восприятии.

Обратная связь как информация о восприятии человека парт­нерами по общению. Пути повышения эффективности обратной свя­зи. Обратная связь в педагогическом общении.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988, с. 133-154.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982, с. 16-21, 111-144, 145-177.

3. Межличностное восприятие в группе. - М., 1981, с. 13-45, 66-85.

4. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Пер. с польск. - М., 1986, с. 172-231.

5. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М., 1987, с. 152-188, 208-217.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989, с. 17-25, 141-194.

7. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981.

Тема 3.4. Коммуникативный аспект общения

Коммуникация и общение. Строение коммуникативного процесса. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации. Проблема коммуникативного воздействия.

Специфика человеческого общения. Умение слушать другого человека - одно из базо­вых умений общения. Причины искажения информации в общении людей.

Роль языка в человеческом общении. Коммуникативные барье­ры и пути их преодоления. Проблема застенчивости.

Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика. Жесты. Тембр речи, интонация, эмоциональные включения в речь. Позы и взаимное расположение участников общения, психологичес­кое пространство. Контакт глазами. Средства внешней выразительности педагога. Актерское ис­кусство.

Специфика межличностного общения. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Феномены межличностного влияния в общении.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988, с. 97-112.

2. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1985.

3. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия и массовой коммуникации // Межличностное восприятие в группе.- М., 1981, с. 251-269.

4. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. К вопросу о методах активной подготовку к педагогическому общению // Сов. педаго­гика. 1982. № 7.

5. Брудный А., Шукуров Э. Мир общения. - Фрунзе, 1977.

6. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М., 1991.

7. Зимняя И. А. Психологические аспекты организации уст­ного пропагандистского общения и Формирование социалистической личности // Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.

8. Коломинский Я.А. Беседы о тайнах психики. - М., 1976, с. 184-206.

9. Лабунская В. А. Невербальное поведение / соц.- перцеп­тивный подход/. - Ростов-на-Дону, 1986, с. 5-35 и др.

10.Ладанов И.Л. Мастерство делового взаимодействия //Метод. пособие для менеджера. - М., 1989.

11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

Тема 4.2. Личность и группа

Понятие личности в общей и социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода. Ролевые теории личности (Дж. Мид, М. Кун). Классификация ролей. Структурные особенности: образы "Я" и "Я-концепция".

Проблема влияния группы на личность. Явление "социальной. фасилитации". Сравнение эффективности индивидуальной и груп­повой деятельности.

Личность в коллективе. От конформности к самоопределению. Проблема социальной активности личности. Формы и способы влияния группы на личность в процессе со­вместной деятельности и общения. Роль коллективов в формировании личности.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1987. Глава 6.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984. С. 39-63.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обу­чение. - Л., 1985.

4. Кон И.С. Психология личности. М., 1967.

5. Кричевский Р.П., Дубовская Е.М. Социальная психология личности. Учеб. Пособ. - М., 2001.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

7. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы./ Пер. с польск.- М., 1986, С. 227-255.

8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

9. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х том. - Самара, 1999.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Программа дисциплины федерального компонента для студентов

по специальности 030301.65 «Спортивная психология»

 

МОСКВА – 2009

 

Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ

Протокол № от «» 2010 г.

 

 

Составители:

Непопалов Владимир Николаевич - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.

 

Рецензент:

Шемет Ирина Сергеевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.

 

 

Программа дисциплины федерального компонента цикла ОПДсоставлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030301.65 «Психолог» по направлению - «Спортивный психолог».

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕНСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Накопленные социальными психологами за столетие исследовательской деятельности знания представляют не только сугубо научный, но и практический интерес. Поэтому данный курс призван, не только ознакомить студентов с основами социальной психологии — одной из центральных областей психологической науки, но расширить общепсихологические знания. Они позволяют ответить на многие конкретные вопросы повседневной жизни че­ловека как социального субъекта, т.е. участника реальных социальных процессов. Без этих знаний полноценная работа психолога-прикладника (а именно таков профиль психологиче­ской специальности в университете), в какой бы сфере общественной практики он ни был за­нят, невозможна.

Поэтому курс рассчитан на серьезное и достаточно обстоятельное изучение социально-психологической проблематики и преследует следующие основные задачи:

- познакомить студентов с научными основами социальной психологии, раскрыть содержа­ние данной учебной дисциплины;

- способствовать формированию у студентов научного подхода к объяснению психологиче­ских явлений социальной жизни людей в противовес обыденным, житейским представлениям;

- создать предпосылки для практической реализации социально-психологических знаний в различных сферах жизни общества,

Программа включает в себя 17 тем, содержательно объединенных в шесть разделов. По каждой теме приводится перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки усво­енных знаний и подготовки к экзамену. Рекомендуемая к изучению литература приводится в конце отдельных тем и в конце программы. Тематика контрольных работ не является строго фиксированной и может быть расширена с учетом, как содержания самой программы, так и интересов конкретных слушателей.

Разделы курса:

1. Место социальной психологии в системе научного знания.

2. Социальная психология групп.

3. Социально-психологические закономерности общения.

4. Проблема личности в социальной психологии.

5. Основные направления практического применения социально-психологических знаний.

6. Общее представление о социально-психологическом тренинге.

 

 

РАЗДЕЛ 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Тема 1.1. История и предмет социальной психологии.

Тема 1.2. Методы социальной психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (4.15 с.)