Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Организационно-методиченский раздел
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Программа дисциплины федерального компонента для студентов по специальности 030301.65 «Спортивная психология»
МОСКВА – 2009
Программа утверждена и рекомендована Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ Протокол № от «» 2010 г.
Составители: Непопалов Владимир Николаевич - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.
Рецензент: Шемет Ирина Сергеевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.
Программа дисциплины федерального компонента цикла ОПДсоставлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030301.65 «Психолог» по направлению - «Спортивный психолог».
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕНСКИЙ РАЗДЕЛ
Накопленные социальными психологами за столетие исследовательской деятельности знания представляют не только сугубо научный, но и практический интерес. Поэтому данный курс призван, не только ознакомить студентов с основами социальной психологии — одной из центральных областей психологической науки, но расширить общепсихологические знания. Они позволяют ответить на многие конкретные вопросы повседневной жизни человека как социального субъекта, т.е. участника реальных социальных процессов. Без этих знаний полноценная работа психолога-прикладника (а именно таков профиль психологической специальности в университете), в какой бы сфере общественной практики он ни был занят, невозможна. Поэтому курс рассчитан на серьезное и достаточно обстоятельное изучение социально-психологической проблематики и преследует следующие основные задачи: - познакомить студентов с научными основами социальной психологии, раскрыть содержание данной учебной дисциплины; - способствовать формированию у студентов научного подхода к объяснению психологических явлений социальной жизни людей в противовес обыденным, житейским представлениям;
- создать предпосылки для практической реализации социально-психологических знаний в различных сферах жизни общества, Программа включает в себя 17 тем, содержательно объединенных в шесть разделов. По каждой теме приводится перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки усвоенных знаний и подготовки к экзамену. Рекомендуемая к изучению литература приводится в конце отдельных тем и в конце программы. Тематика контрольных работ не является строго фиксированной и может быть расширена с учетом, как содержания самой программы, так и интересов конкретных слушателей. Разделы курса: 1. Место социальной психологии в системе научного знания. 2. Социальная психология групп. 3. Социально-психологические закономерности общения. 4. Проблема личности в социальной психологии. 5. Основные направления практического применения социально-психологических знаний. 6. Общее представление о социально-психологическом тренинге.
РАЗДЕЛ 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Тема 1.1. История и предмет социальной психологии. Тема 1.2. Методы социальной психологии.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП Тема 2.1. Группа как объект социально-психологического изучения. Тема 2.2. Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов. Тема 2.3. Социальная психология малой группы. Тема 2.4. Социально-психологический анализ развития групп и коллективов. Тема 2.5. Межличностные отношения в малых группах. Тема 2.6. Лидерство и руководство.
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ Тема 3.1. Человек в системе социальных отношений. Тема 3.2. Роль общения в жизни человека. Тема 3.3. Общение как форма взаимодействия. Тема 3.4. Межличностное восприятие (взаимное познание) в структуре общения. Тема 3.5. Коммуникативный аспект общения. Тема 3.6. Механизмы воздействия в процессе общения.
РАЗДЕЛ 4. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 4.1. Личность и группа. Тема 4.2. Социализация и развитие личности. РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Тема 5.1. Особенности и содержание прикладных социально-психологических исследований.
РАЗДЕЛ 6. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ РАЗДЕЛ 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЙ РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП Тема 2.1. Группа как объект социально-психологического изучения Проблема группы в социальной психологии. Истоки, основные этапы и задачи исследования групп в социальной психологии. Общности и группы. Группа и организация. Межгрупповое и внутригрупповое взаимодействие. Межгрупповая кооперация и конфликт. Общая характеристика больших социальных групп. Классификация больших социальных групп: классы, социальные слои, нации, профессиональные группы. Стихийные группы: толпа, масса, публика. Социальный и национальный характер как продукт жизнедеятельности больших групп. Процессы коммуникации и стереотипизации в больших группах. Межгрупповые процессы на уровне больших социальных групп. Основные характеристики групп. Психологический признак общности - возникновение "мы-чувства". Феномен группового сознания. Классификация групп. Понятие малой группы. Общая характеристика необходимых и достаточных признаков малой группы. Границы малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы членства и референтные. Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1. В чем заключаются различия между социологической и социально-психологической традициями исследования групп? 2. Как трактуют группу исследователи социального поведения? 3. Перечислите возможные основания классификации групп. 4. Объясните различия в определении малой группы, обнаруживающиеся в работах различных авторов. 5. Укажите ключевые характеристики малой группы. 6. Выделите основные особенности больших социальных групп. Тема 2.2. Социальная психология больших групп и массовых социальных процессов Соотношение социологического и социально-психологического подхода к изучению больших социальных групп. Этническая психология. Особенности психологического склада и характера этнических групп. Понятие "этнического стереотипа". Этническое сознание и самосознание. Межэтническое взаимодействие. Проблема национальных конфликтов. Общественное мнение и общественное настроение - важнейшие характеристики массовых социальных процессов. Основные механизмы поведения передачи опыта - заражение и подражание. Эмоциональная сфера общественного сознания. Психологические средства воздействия на общественное мнение. Роль средств массовой коммуникации при формировании общественного мнения и общественного настроения. Сознательное и стихийное воздействие на общественное мнение. Способы изучения общественного мнения. Рекомендуемая литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1981, с. 189-221. 2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация как общение больших социальных групп // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987. С. 263-276. 3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983. С. 143-172. 4. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. - М., 1981. 5. Кон И.О. К проблеме национального характера // История и психология. - М., 1971. С. 122-158.
6. Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в США: социологическая перспектива // Американская социология. - М., 1972, с. 314-329. 7. Семенов В.Е. Социально-психологический анализ материалов массовой информации, литературы и искусства // Социальная психология. - Л., 1979. 8. Социальная психология и общественная практика. - М., 1985, с. 23-49. 9. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (социологические наблюдения). - Л., 1977. РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ Тема 3.1. Роль общения в жизни человека; функции и структура общения Значение общения для развития человеческого общества и отдельного человека. Понятие общения. Виды и функции общения. Уровни общения. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Их взаимосвязь. Акт общения. Фазы контакта. Уровни общения - от манипуляции к диалогу. Рекомендуемая литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988, с. 78-96. 2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. 3. Добрович А. Б. Учителю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987, с. 66-121. 4. Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1974. 5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М., 1986, с. 3-30. 6. Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М., 1981, с. 3-23. 7. Хараш А.У. Восприятие человека человеком как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. - М., 1981, с.25-41. В структуре общения Специфика анализа восприятия в социальной психологии и общей психологии. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению - основа установления взаимопонимания между ними. Первое впечатление о другом человеке. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности и общения. Самопрезентация человека. Самораскрытие в общении. Эффекты межличностного восприятия (эффект аналогии с собой, "ореола", стереотипизации, стремления к внутренней непротиворечивости, "симметричности"). Механизмы социальной перцепции. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Децентрация. Казуальная атрибуция как интерпретация причин поведения другого человека. Ее место и роль в межличностном восприятии. Обратная связь как информация о восприятии человека партнерами по общению. Пути повышения эффективности обратной связи. Обратная связь в педагогическом общении. Рекомендуемая литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988, с. 133-154. 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982, с. 16-21, 111-144, 145-177. 3. Межличностное восприятие в группе. - М., 1981, с. 13-45, 66-85. 4. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Пер. с польск. - М., 1986, с. 172-231. 5. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М., 1987, с. 152-188, 208-217. 6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М., 1989, с. 17-25, 141-194. 7. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 1981. Тема 3.4. Коммуникативный аспект общения Коммуникация и общение. Строение коммуникативного процесса. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации. Проблема коммуникативного воздействия. Специфика человеческого общения. Умение слушать другого человека - одно из базовых умений общения. Причины искажения информации в общении людей. Роль языка в человеческом общении. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Проблема застенчивости. Невербальные средства общения. Мимика и пантомимика. Жесты. Тембр речи, интонация, эмоциональные включения в речь. Позы и взаимное расположение участников общения, психологическое пространство. Контакт глазами. Средства внешней выразительности педагога. Актерское искусство. Специфика межличностного общения. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Феномены межличностного влияния в общении. Рекомендуемая литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988, с. 97-112. 2. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1985. 3. Богомолова Н.Н. Специфика межличностного восприятия и массовой коммуникации // Межличностное восприятие в группе.- М., 1981, с. 251-269. 4. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. К вопросу о методах активной подготовку к педагогическому общению // Сов. педагогика. 1982. № 7. 5. Брудный А., Шукуров Э. Мир общения. - Фрунзе, 1977. 6. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. - М., 1991. 7. Зимняя И. А. Психологические аспекты организации устного пропагандистского общения и Формирование социалистической личности // Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983. 8. Коломинский Я.А. Беседы о тайнах психики. - М., 1976, с. 184-206. 9. Лабунская В. А. Невербальное поведение / соц.- перцептивный подход/. - Ростов-на-Дону, 1986, с. 5-35 и др. 10.Ладанов И.Л. Мастерство делового взаимодействия //Метод. пособие для менеджера. - М., 1989. 11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. Тема 4.2. Личность и группа Понятие личности в общей и социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода. Ролевые теории личности (Дж. Мид, М. Кун). Классификация ролей. Структурные особенности: образы "Я" и "Я-концепция". Проблема влияния группы на личность. Явление "социальной. фасилитации". Сравнение эффективности индивидуальной и групповой деятельности. Личность в коллективе. От конформности к самоопределению. Проблема социальной активности личности. Формы и способы влияния группы на личность в процессе совместной деятельности и общения. Роль коллективов в формировании личности.
Рекомендуемая литература 1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1987. Глава 6. 2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984. С. 39-63. 3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. 4. Кон И.С. Психология личности. М., 1967. 5. Кричевский Р.П., Дубовская Е.М. Социальная психология личности. Учеб. Пособ. - М., 2001. 6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. 7. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы./ Пер. с польск.- М., 1986, С. 227-255. 8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. 9. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х том. - Самара, 1999. МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Программа дисциплины федерального компонента для студентов по специальности 030301.65 «Спортивная психология»
МОСКВА – 2009
Программа утверждена и рекомендована Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ Протокол № от «» 2010 г.
Составители: Непопалов Владимир Николаевич - кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.
Рецензент: Шемет Ирина Сергеевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСиТ.
Программа дисциплины федерального компонента цикла ОПДсоставлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030301.65 «Психолог» по направлению - «Спортивный психолог».
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕНСКИЙ РАЗДЕЛ
Накопленные социальными психологами за столетие исследовательской деятельности знания представляют не только сугубо научный, но и практический интерес. Поэтому данный курс призван, не только ознакомить студентов с основами социальной психологии — одной из центральных областей психологической науки, но расширить общепсихологические знания. Они позволяют ответить на многие конкретные вопросы повседневной жизни человека как социального субъекта, т.е. участника реальных социальных процессов. Без этих знаний полноценная работа психолога-прикладника (а именно таков профиль психологической специальности в университете), в какой бы сфере общественной практики он ни был занят, невозможна. Поэтому курс рассчитан на серьезное и достаточно обстоятельное изучение социально-психологической проблематики и преследует следующие основные задачи: - познакомить студентов с научными основами социальной психологии, раскрыть содержание данной учебной дисциплины; - способствовать формированию у студентов научного подхода к объяснению психологических явлений социальной жизни людей в противовес обыденным, житейским представлениям; - создать предпосылки для практической реализации социально-психологических знаний в различных сферах жизни общества, Программа включает в себя 17 тем, содержательно объединенных в шесть разделов. По каждой теме приводится перечень контрольных вопросов и заданий для самопроверки усвоенных знаний и подготовки к экзамену. Рекомендуемая к изучению литература приводится в конце отдельных тем и в конце программы. Тематика контрольных работ не является строго фиксированной и может быть расширена с учетом, как содержания самой программы, так и интересов конкретных слушателей. Разделы курса: 1. Место социальной психологии в системе научного знания. 2. Социальная психология групп. 3. Социально-психологические закономерности общения. 4. Проблема личности в социальной психологии. 5. Основные направления практического применения социально-психологических знаний. 6. Общее представление о социально-психологическом тренинге.
РАЗДЕЛ 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Тема 1.1. История и предмет социальной психологии. Тема 1.2. Методы социальной психологии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (4.15 с.) |