Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальности 050715. 65 логопедия

КУРС 5 СЕМЕСТР

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………...3

Часть 1. Особенности организации и содержания деятельности студентов на практике в дошкольном образовательном учреждении на группах для детей с ФФНР, на логопункте

1.1 Цель и задачи педагогической практики……………………………….4

1.2 Организация работы студентов в период педагогической практики…7

1.3 Содержание деятельности студентов в период педагогической практики............................................................................................................9

1.4 Документация по педагогической практике в дошкольном образовательном учреждении на группах для детей с ФФНР, на логопункте

…………….14

1.5 Оценка результатов педагогической практики……………………….14

1.6 Обязанности студентов в период педагогической практики………...17

1.7 Обязанности факультетского руководителя педагогической практики………………………………………………………………..17

1.8 Обязанности методиста……………………………..18

1.9 Обязанности учителя-логопеда ………………………………….…19

 

Часть 2. Методические рекомендации к практике в общеобразовательной школе на логопункте

2.1 Примерная схема анализа (самоанализа) логопедического занятия (общая)

2.2 Речевая карта………………………………………………21

2.3 Схема обследования………………….21

2.5 Рекомендации к составлению индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребёнком………………………………. 28

2.6 Оформление конспекта занятия…………………………………..

2.7 Примерные образцы конспектов логопедических занятий……..

2.8 Оформление дневника педагогической практики………

2.9 Примерная схема отчета-самоанализа по практике……………

 

Литература …………………………………………………….……………..28


Введение

В современных концепциях развития педагогического образования в России подчёркивается значимость разработки научно обоснованных подходов к реализации широкого спектра задач, стоящих перед педагогической практикой студентов высших учебных заведений. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования педагогическая практика рассматривается как особый вид учебной деятельности студентов.

Педагогическая практика на логопедических пунктах в общеобразовательных школах для студентов отделения логопедии дневного обучения проводится на 3 курсе в течение 3 недель с отрывом от занятий. Эта практика является важным звеном в подготовке студентов к работе в качестве учителя-логопеда с детьми школьного возраста. В процессе практики студенты работают в качестве логопедов-практикантов.

Особую значимость данный вид практики приобретает в русле современного подхода к нарушениям речи, в соответствии с которым диагностика и коррекция отклонений в развитии детей является главным условием их эффективного обучения и воспитания, а также социальной адаптации. Программа разработана с учётом единых требований к проведению практики студентов САФУ и отражает специфику современного содержания профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов.

Логопедическая практика на логопункте в общеобразовательной школе позволяет студентам закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения теоретические знания по логопсихологии, логопедии, логопедическим технологиям, психолого-педагогической диагностике, педагогическим системам воспитания и обучения детей с нарушениями речи и другим дисциплинам. А также изучить организацию и содержание логопедической работы в условиях общеобразовательной школы, сформировать умения и навыки профессионально-практической работы по преодолению нарушений речи у детей на логопункте.

Содержание программы практики включает в себя практическую логопедическую, специальную психологическую, методическую и научно-исследовательскую подготовку студентов отделения логопедии к профессиональной деятельности. Реализация содержания указанных направлений в ходе педагогической практики осуществляется в рамках формирования у студентов соответствующих умений, получивших своё отражение в программных материалах педагогической практики студентов 3 курса, в соответствии со специальностью 050715.65 –Логопедия с дополнительной специальностью Специальная дошкольная педагогика и психология. Программа практики содержит методические рекомендации студентам по оформлению документации, необходимой в работе с детьми школьного возраста с речевыми нарушениями.

Часть 1. Цель, задачи, особенности организации и содержания деятельности студентов на практике на логопункте в ДОУ

Цель и задачи педагогической практики

Цель практики: овладение студентами системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада, (группах) для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Задачи практики:

1. Совершенствование теоретических знаний по логопедии, психолингвистике, психологии, педагогике, логопсихологии и других смежных дисциплин, вырабатывать у студентов умения применять эти знания в практической деятельности.

2. Формирование умения наблюдать, анализировать, критически осмысливать коррекционно-развивающий процесс в группах для детей с нарушениями речи.

3. Формирование умения организовывать и проводить диагностическое обследование, на основе которого разрабатывать перспективное планирование индивидуальной логопедической работы с ребёнком с фонетико-фонематическим нарушением речи.

4. Формирование умения организовывать и проводить логопедические занятия с дошкольниками, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи, учитывая их возрастные и индивидуальные психофизиологических особенности, используя творческий подход в решении коррекционно-развивающих задач.

5. Развитие интереса к научно-исследовательской работе по специальности.

6. Воспитание любви к профессии дошкольного логопеда, стремление развивать педагогические способности, совершенствовать профессионально значимые качества личности будущего педагога-дефектолога: ответственность, инициативность, доброжелательность, любознательность, самостоятельность.

1.2 Организация работы студентов в период педагогической практики

Педагогическая практика проводится на базе дошкольных образовательных учреждений на логопунктах или группах для детей с ФФНР в течение 3-х недель – на 3 курсе в 5 семестре очного обучения. График работы студентов-практикантов в качестве логопеда предполагает нахождение их в ДОУ ежедневно в течение 4-х часов. Руководство практикой осуществляет логопед базового учреждения и преподаватель кафедры логопедии.

Практика включает 3 этапа, каждый из которых имеет конкретное содержание.

На первом, подготовительном, этапе проходит установочная конференция, студенты знакомятся с дошкольным учреждением, изучают условия организации коррекционно-педагогического процесса, наблюдают за организацией коррекционно-речевой работы логопеда, изучают и анализируют медицинскую и педагогическую документацию, организуют и проводят диагностическое обследование дошкольников, выделяют основные разделы коррекционной работы, разрабатывают перспективный план индивидуальной логопедической работы с ребёнком.

Второй этап, который является основным, направлен на формирование умений самостоятельно организовывать и проводить коррекционно-речевую работу с детьми с ФФНР и их родителями в качестве логопеда.

На заключительном этапе студенты оценивают качество и устойчивость результатов проведенной логопедической работы, составляют отчеты о выполнении исследовательских заданий по проблеме речевого развития дошкольников с нарушением речи, оформляют документацию, готовятся к итоговой конференции.

1.3 Содержание деятельности студентов в период педагогической практики

Неделя 1

День 1:

- Знакомство с администрацией учреждения, коллективом педагогов, детьми, посещающими логопункт или логопедическую группу учреждения, организацией и содержанием коррекционно–педагогической работы.

- Знакомство с оформлением и оборудованием кабинета методиста, лого­педа, психолога. Анализ документации логопеда.

День 2:

- Наблюдение и анализ занятий логопеда. В ходе наблюдения студенту необходимо фиксировать разделы занятий: формирование артикуляционной моторики, развитие фонематического восприятия, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, формирование дыхания, голоса, интонационной стороны речи. В ходе анализа занятия логопед обращает внимание студентов на необходимость выделения основных задач занятия, подчинение им при­меняемых форм и приёмов работы.

- Подбор наглядного и речевого материала для диагностического ис­следования дошкольника с ФФНР.

- Знакомство с планами логопеда (перспективный, календарный). Ана­лиз планов работы логопеда.

День 3:

- Выбор ребёнка для логопедического обследования.

- Сбор информации о ребенке (изучение истории развития ребенка, инди­видуальной тетради, педагогической диагностики). В ходе сбора ин­формации о ребенке студент беседует с логопедом, воспитателем, психоло­гом, родителями об индивидуальных, психофизиологических особенностях и возможностях изучаемого дошкольника.

- Самостоятельное диагностическое исследование одного ребенка с после­дующим заполнением речевой карты на дошкольника.

День 4:

- Просмотр занятий логопеда, их анализ.

- Продолжение диагностического исследования выбранного ребенка.

- Изучение рекомендаций по составлению индивидуального плана кор­рекционно-развивающей работы с дошкольником с нарушением речи.

В ходе изучения методических материалов студенту необходимо обра­тить внимание на формулировку задач, подбор дидактического и речевого материала, приемы работы, типы заданий и упражнений, этапы работы в рамках каждого раздела индивидуального плана работы.

- Разработка конспектов индивидуальных занятий с ребенком.

День 5:

- Просмотр фронтального / подгруппового логопедического занятия, его анализ.

-Обобщение и систематизация результатов работы по диагностиче­скому исследованию речевого развития ребенка. В ходе работы студенту не­обходимо описать структуру речевого дефекта, определить ведущее наруше­ние в структуре речевого дефекта, составить заключение по разделам обсле­дования и общее логопедическое заключение, сформулировать диагностиче­ские и методические выводы.

- Составление индивидуального плана коррекционно-развивающей ра­боты, основанного на результатах диагностического исследования.

- Разработка конспектов фронтального / подгруппового занятий.

Подведение итогов первой недели практики.

Неделя 2

День 1-5:

- Представление и обсуждение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с детьми, подготовленного студентами.

- Подбор речевого и наглядного материала для индивидуальных, фронтальных / подгрупповых логопедических занятий. Предварительно студент составляет конспекты открытых занятий и заверяет их у методиста (преподавателя кафедры).

- Проведение консультативной работы с родителями по итогам диагностического исследования ребенка. В ходе консультации студент ин­формирует родителей ребенка о полученных результатах исследования (раскрывает нарушения в речевом развитии ребенка, причины их возникновения), знакомит родителей с индивидуальной программой речевого развития ребенка.

- Проведение индивидуальных логопедических занятий согласно календарному плану, их самоанализ (студент проводит 2 индивидуальный занятия).

- Подготовка конспекта фронтального занятия (студент проводит 1 фронтальное / подгрупповое занятие).

- Подготовка наглядного материала для педагогов ДОУ (стенд, папка-передвижка) с целью пропаганды знаний о речевых нарушениях и их коррекции.

Подведение итогов второй недели практики.

Неделя 3

День 1-5:

- Подбор речевого и наглядного материала для индивидуальных, фронтальных / подгрупповых открытых логопедических занятий. Предварительно студент составляет конспекты открытых занятий и заверяет их у методиста (преподавателя кафедры).

- Проведение индивидуальных логопедических занятий в соответствии с задачами, обозначенными в индивидуальном плане (2 занятия), с их анализом.

- Проведение 1 фронтального / подгруппового занятия по плану логопеда, его анализ.

- Подготовка наглядного материала для родителей (стенд, папка-передвижка) с целью пропаганды знаний о речевых нарушениях и их коррекции.

- Изготовление дидактического пособия для кабинета логопеда и методического кабинета ДОУ (возможно подготовить видеоматериалы по обследованию ребёнка или проведению логопедического занятия).

- Выполнение плана научно-исследовательской работы.

Подведение итогов третьей недели практики.

Оформление итоговой документации. Составление отчетов студентов о выполнении всех видов исследовательских заданий.

Сдача документации.

Проведение заключительной конференции по итогам практики в ДОУ.

 

Каждый студент в течение практики должен выполнить следующие виды работ:

1. Изучить и проанализировать медицинскую (историю развития) и педагогическую документацию, используемую в работе логопеда.

2. Провести самостоятельно диагностическое обследование речи 1 ребенка, внести полученные данные в речевую карту, сформулировать логопедическое заключение о состоянии речи.

3. Разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком на 1 месяц.

4. Провести одно мероприятие с родителями (консультация или родительское собрание).

5. Спланировать, подготовить конспекты и провести все виды логопедических занятий, начиная со 2-й недели практики. Предоставить конспекты логопедических занятий:

- фронтального / подгруппового занятия – 2

- индивидуального занятия – 4

6. Подготовить наглядно-иллюстрированный материал для проведения логопедических занятий.

7. Подготовить наглядный материал (стенд, папка-передвижка) с целью пропаганды знаний о речевых нарушениях и их коррекции. Тематика наглядных материалов определяется логопедом.

8. Проанализировать различные виды занятий, проведенные логопедом, студентами, фиксируя результаты в дневнике практики.

9. Провести научно-исследовательскую работу по проблеме речевого развития дошкольников, имеющих нарушения речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.008 с.)