Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 6. История зарубежной литературы XX века

 

1. Литература в контексте культуры и цивилизации ХХ столетия.

2. Кризис западноевропейской культуры на рубеже веков. Декаданс и модернизм. Философские основы декаданса и модернизма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд).

3. Характеристика основных литературных направлений конца XIX – начала XX в. (натурализм, символизм, неоромантизм, эстетизм, реализм).

4. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» – основной конфликт и его философско-этическое звучание; сущность противопоставления двух мироощущений (детского и взрослого) для выявления авторского понимания.

5. Понятие символа. Символизм во французской поэзии (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Символизм в драматургии (М. Метерлинк).

6. Эстетика модернизма. Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения.

7. Авангардистские течения как проявление стремления к обновлению искусства: экспрессионизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм: поиски новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «Я».

8. Роман «В поисках утраченного времени» как субъективная эпопея. Тема памяти в романе. Отход от традиции создания «социальных типов» и обращение к форме романа «потока сознания».

9. Экзистенциализм как литературное направление.

10. Роман Сартра «Тошнота» - философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Процесс открытия «фундаментальной абсурдности» бытия как основа сюжета и структура романа.

11. Смысл базовой метафоры в романе А. Камю «Чума».

12. Ф. Кафка – концепция мира и человека в творчестве, идея тотальной отчужденности личности в новелле «Превращение».

13. Американская литература в период между двумя мировыми войнами. Тема американской мечты и американской трагедии в творчестве писателей США. Отражение «века джаза» в романе Фицджеральда «Великий Гэтсби».

14. Отражение в литературе Южноамериканского мифа (Фолкнер, М. Митчелл).

15. Д. Стэйнбек «Гроздья гнева» – роман дороги, отражение социальных конфликтов в романе.

16. Поиски эстетического идеала в романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

17. «Проклятые» вопросы истории после катастрофы Второй мировой войны.

18. Сближение и взаимовлияние национальных литератур. Антитрадиционалистские тенденции к. 50 – нач. 60-х гг.

19. Социокультурная атмосфера после 1968 г. и проблема постмодернизма

20. Конец ХХ в. и традиции литературы Нового времени.

21. «Магический реализм» в творчестве Г.Г. Маркеса. «100 лет одиночества» – обобщение латиноамериканской жизни в метафорической форме.

22. Макондо – образ земли обетованной. Основные мифологемы романа.

23. Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике 6 поколений Буэндиа.

24. «Карнавал» в романе Маркеса «Сто лет одиночества».

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ

1. Мифологическое сознание, его трансформация в процессе исторического развития.

2. Эволюция мифологических представлений

3. Космогонические и эсхатологические греческие и скандинавские мифы - сходство и различие.

4. Понятие о «культурном герое» в олимпийской мифологии.

5. Историческая Троя и Троя Гомера (историческая и мифологическая основа поэм).

6. Отражение в поэмах Гомера черт родоплеменного строя и эпохи восхождения рабовладельческой цивилизации.

7. Характеры эпических героев в поэмах Гомера (Ахилл, Патрокл, Агамемнон, Гектор, Парис, Одиссей).

8. Возникновение лирики. Основные разновидности древнегреческого мелоса и его представители.

9. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Анакреонта. Анакреонтика последующих эпох.

10. Истоки происхождения трагедии. Структура трагедии. Устройство театра и театральных представлений в Греции.

11. Мифы о родовом проклятии в древнегреческой драматургии («Орестея» Эсхила, «Эдип-царь», «Антигона» Софокла) - их значение и трактовка.

12. Трагедия страстно любящей женщины у Еврипида - новая постановка вопроса («Медея», «Ипполит»).

13. Возникновение и развитие античной комедии (Аристофан, Менандр, Плавт) - проблематика, структура, маски.

14. Проблематика и жанровая структура древнегреческой литературы эпохи эллинизма, ее историческая обусловленность.

15. Неотерическая поэзия, традиции и новаторство. Изображение «истории» любви в лирике Катулла.

16. Прославление Августа, Мецената и Римской державы в творчестве Горация. Ода «К Мельпомене» - тема памятника.

17. Своеобразие любовных элегий Овидия. Условно-поэтический образ Коринны.

18. «Метаморфозы» Овидия - отражение философии эпохи, своеобразие композиции.

19. Идеологическая и мифологическая основа поэмы Вергилия «Энеида». Тематика поэмы: прославление Августа и империи, обоснование божественности власти, историческая миссия Рима.

20. Пропаганда морали стоицизма в трагедиях Сенеки, новое прочтение мифов («Медея», «Федра»).

21. Развитие сатиры в римской литературе - Марциал (изображение социальных пороков в эпиграммах), Ювенал (гневный характер сатир).

22. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Философский смысл вставной новеллы об Амуре и Психее.

23. Переход от античности к христианству. Латинская литература: Аврелий Августин (проповедь аскетизма, учение о граде божьем). Каролингское Возрождение (Алкуин).

24. Исландский эпос: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» СнорриСтурлусона. Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах.

25. «Прорицание Вёльвы» - тема гибели богов (дохристианские мифологические представления северных европейских народов).

26. Национальный героический эпос Средневековья, социально-исторические предпосылки возникновения, обусловленность характеров.

27. Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах», отражение в эпосе элементов дохристианского мифологического сознания (древний пласт) и феодально-рыцарского сознания автора.

28. История и вымысел в «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде».

29. Куртуазия (формирование рыцарской культуры). Морально-этический рыцарский кодекс и его отражение в провансальской лирике трубадуров.

30. Тематическое и жанровое своеобразие провансальской поэзии трубадуров. Формирование авторского начала. (Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Джеффри Рюдель)

31. Истоки возникновения рыцарского романа, отличие рыцарского романа от героического эпоса. Типология рыцарского средневекового романа. Кретьен де Труа.

32. Средневековый рыцарский роман о нравственном совершенстве (романы о Граале и о рыцарях Круглого стола). «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.

33. «Тристан и Изольда». Проблема Судьбы и морали.

34. Средневековые университеты. Поэзия вагантов как выражение карнавальной культуры и культуры «аристократии духа».

35. Поэтическое новаторство творчества Ф. Вийона. Развитие жанра баллады. Маргинальность Вийона, ее отражение в творчестве.

36. Поэзия «нового сладостного стиля»: новое понимание любви, трансформация образа Прекрасной Дамы. Возникновение сонета, его художественные особенности.

37. «Новая жизнь» Данте как первая европейская художественная биография. Композиция и художественные особенности книги, образ Беатриче.

38. «Божественная комедия» Данте как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения: аллегоричность и символичность ее художественного мира, формирование нового взгляда на человека.

39. Замысел поэмы «Божественная комедия» Данте, проблема жанра, роль мистических чисел в композиции и строфике поэмы.

40. Композиция, символика и образы дантовского ада («Божественная комедия»).

41. Отражение в литературе перехода от Средневековья к Ренессансу (на примере литературных произведений по выбору).

42. Петрарка и Боккаччо - люди новой эпохи (на примере их творчества: новая тематика, проблематика, герои).

43. История создания «Писем темных людей», образцы общественно-политической и антиклерикальной сатиры.

44. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - новая педагогическая система и первая социальная утопия (Телемская обитель).

45. Герой эпохи Возрождения в трагедиях Шекспира (Ромео и Джульетта, Отелло, Гамлет).

46. Историческая обусловленность возвышенной иронии образа рыцаря Печального образа у Сервантеса. Литературная антитеза «СанчоПанса - Дон Кихот» - последователи и параллели.

47. Формирование жанра социальной утопии (Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Телемская обитель), Томас Мор «Утопия», Томазо Кампанелла «Город Солнца»).

48. Основные литературные направления XYII века - ренессансный реализм, барокко, классицизм (на примере произведений одной из национальных литератур).

49. Классицизм в западноевропейской и русской литературе: сходство и различие.

50. Основные принципы классицистической драматургии. «Сид» Корнеля - первое великое произведение французского классицизма: особенности конфликта, образов, композиции.

51. Ж.-Б. Мольер - великий реформатор комедии. Судьба комедии «Тартюф». Образ Тартюфа как типический характер эпохи абсолютизма.

52. Отражение социальных противоречий эпохи абсолютизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

53. Литература Просвещения - новая философия, новые герои, новые жанры.

54. Английское Просвещение: социальная и педагогическая направленность романа Д. Дефо, памфлетно-аллегорическое изображение действительности Дж. Свифтом.

55. Сентиментализм: основная тематика, проблематика произведений, новый герой (Стерн, Ричардсон). «Страдания юного Вертера» Гете.

56. Народные мотивы в лирике Р. Бёрнса.

57. Французское Просвещение: философские повести Вольтера, теория «естественного человека» в творчестве Руссо, «Энциклопедия» Дидро.

58. Идеи Просвещения и Предромантизма в творчестве Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь»). Герой Шиллера как типичный представитель «Бури и натиска».

59. Романтические баллады Шиллера.

60. Особенности замысла и композиции поэмы Гете «Фауст». Роль Прологов в поэме.

61. Философский смысл поэмы Гете «Фауст». Нравственные искания смысла жизни доктора Фауста.

62. Образы Сатаны в «Потерянном рае» Мильтона и Мефистофеля в поэме «Фауст» Гете - сходство и различие.

63. Итальянская комедия дель арте: особенности образов-масок, роль импровизации (творческие разногласия Гоцци и Гольдони).

64. Исторические, политические и философские истоки романтизма начала 19 века. Основные черты метода и жанры романтизма. Романтический гротеск и романтическая ирония.

65. Периодизация немецкого романтизма и его основные представители. Двоемирие и романтический гротеск в творчестве Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес»).

66. «Озерная школа» в Англии; мир как борьба враждующих сил в «Старом моряке» Кольриджа, «Нас семеро» Вордсворта.

67. Эволюция тираноборческой темы в творчестве Байрона: от отчаяния эгоцентрика к ответственности гуманиста.

68. Жанровые черты поэмы «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона. Концепция личности байроновского героя.

69. Концепция истории и романтический герой в творчестве В. Скотта.

70. Французская романтическая поэзия: концепция природы, богатство внутреннего мира, трагизм и одиночество.

71. Гюго о трех этапах развития искусства. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест французского романтизма. «Эрнани» как практическое воплощение нового направления в искусстве.

72. Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Основные представители американского романтизма.

73. Индейская тема и ее трактовка в романтической литературе США: исторический мелодраматический роман Дж Ф. Купера и фольклорная стилизация Г. У. Лонгфелло («Песнь о Гайавате»).

74. Специфика двоемирия американского романтизма (по новеллам Э. По): сочетание полета фантазии с практицизмом.

75. Кризис западноевропейской культуры на рубеже веков: ощущение динамизма и нестабильности, философские основы декаданса и модернизма (Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд). Модернизм: М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вульф, Ф. Кафка (на примере творчества одного писателя по выбору).

76. Особенности критического реализма начала ХХ века: Дж. Голсуорси, Т. Манн, Т. Драйзер, Л. Фейхтвангер, С. Цвейг, М Твен.

77. Литературный процесс на рубеже XIX-XX веков: характеристика основных направлений (натурализм (Э. Золя, А. Франс), символизм (П. Верлен, А. Рембо), неоромантизм (Хаггард, Р. Киплинг, Р.Л. Стивенсон, А. Конан-Дойль), эстетизм (О. Уайльд)).

78. Авангардистские течения начала ХХ века: дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм (основные принципы творчества, художественные особенности, жанры, представители).

79. Драматургия первой половины ХХ века: реалистический театр Б. Шоу, «театр смерти» Метерлинка, «эпический театр» Брехта, психологическая драматургия США, «театр абсурда» Ионеско и Беккета.

80. «Огонь» А. Барбюса и антивоенные романы писателей «потерянного поколения» (Ремарк, Хемингуэй, Олдингтон).

81. Антиутопии ХХ века (О. Хаксли, Дж. Оруэлл) и «массовая культура».

82. «Магический реализм» и «необарокко» в творчестве писателей Латинской Америки ХХ века: Г. Маркес, Кортасар, Борхес, Карпентьер.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зарубежная литература»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.5 (0.011 с.)