Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Пропаганда в современном обществе↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Введение 1. Цель дисциплины Основная цель данного курса состоит в изучении методов и технологий пропаганды. При этом приоритет отдается практическим занятиям, на которых анализируются различные реальные ситуации, а собственно лекционный материал сводится к минимуму. В ходе изучения курса студенты отрабатывают практические навыки применения пропагандистских методов. Задачи дисциплины 1. Дать систему представлений о психологических особенностях пропаганды. 2. Дать представление об изученных на сегодняшний день методах и технологиях пропаганды. 3. Сформировать теоретическую базу, позволяющую анализировать современные методы формирования общественного мнения.
2. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Для овладения спецкурсом необходимы знания и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы теории коммуникаций», «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций», «Маркетинг».
Требования к уровню освоения содержания спецкурса 1) В ходе спецкурса студенты знакомятся с существующими методами и технологиями пропаганды, осваивают различные формы и способы применения этих приемов в современных условиях. 2) В ходе спецкурса студенты на практических примерах отрабатывают навыки применения методов пропаганды. 3) Также студенты приобретают практические навыки в адаптации пропагандистских методов для различных сфер и субъектов.
4. Методическая новизна спецкурса Методика преподавания данного спецкурса непосредственно связана с целью и задачами программы. Реализация поставленных задач обеспечивается благодаря сочетанию различных форм обучения: лекций, семинаров и самостоятельной подготовки. В ходе лекций обеспечивается теоретическая подготовка. Семинары проводятся в виде практических занятий, на которых студенты разрабатывают и обсуждают различные подходы к применению методологии ситуационного анализа. Самостоятельная подготовка необходима для закрепления пройденного материала и работы над освоением методики.
II. Содержание спецкурса
Тема 1. Пропаганда в современном обществе Истоки, методы, перспективы сущность пропаганды. Актуальность изучения и использования пропаганды в современном мире. Понятие пропаганды. Цели и задачи пропаганды. Основные понятия теории пропаганды. Типология пропаганды. (Политическая пропаганда. Экономическая пропаганда. Военная пропаганда. Дипломатическая пропаганда. Дидактическая пропаганда. Идеологическая пропаганда. Избегающая пропаганда.) Идеология и пропаганда.
Тема 2. Характеристики пропаганды Внешние характеристики пропаганды. Индивидуальное и массовое. Тотальная пропаганда. Непрерывность и продолжительность пропаганды. Организация пропаганды. Внутренние характеристики пропаганды. Знание психологической основы. Фундаментальные изменения в обществе. Своевременность. Пропаганда и правда (проблема фактичности; намерение и интерпретация). Категории пропаганды. Политическая пропаганда и социологическая пропаганда. Пропаганда агитации и пропаганда интеграции. Вертикальная и горизонтальная пропаганда. Рациональная и иррациональная пропаганда
Тема 3. Условия для существования пропаганды Социологические условия. Индивидуалистическое общество и массовое общество. Мнение. Средства массовой коммуникации. Объективные условия всеобщей пропаганды. Необходимость среднего стандарта жизни. Средняя культура. Информация. Идеология. Тема 4. Исторический опыт пропаганды Политическая пропаганда. Риторическое искусство античности и средних веков. Религиозные техники формирования сознания (традиционные и новые). Пропаганда эпохи Возрождения. Политическая пропаганда Наполеона. Фашистская система политической пропаганды. Ленин и принципы коммунистической пропаганды. Особенности политической пропаганды Мао Дзе Дуна. Американская система.
Тема 5. Психологическая война Понятие психологической войны. Типология. Цели. Операции. Специфика форм психологического воздействия. Психологическое воздействие. Понятие психологической войны. Основные понятия и постулаты психологического воздействия. Проблема эффективности. Опыт политической пропаганды в современном информационном воздействии – основные этапы, элементы, проблемы. Военная пропаганда.Китайские стратегические подходы (Сунь-Цзы). Первая мировая война (специфика английской пропаганды). Пропаганды Второй мировой войны (фашистская, советская, американская, английская). Повстанческие армии (УПА и др.)
Тема 6. Социология и пропаганда Социо-политические эффекты. Пропаганда и идеология (традиционные взаимоотношения, новые взаимоотношения). Влияние эффектов на структуру общественного мнения. Модификация содержательные элементов общественного мнения. От мнения к действию. Пропаганда и группировка. Разделение групп. Влияние эффектов на политические партии, на профсоюзы, на церковь.
Тема 7. Психология и пропаганда. Классификация видов психологического воздействия в пропаганде. Информационно-психологическое воздействие. Психогенное воздействие. Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие. Нейролингвистическое воздействие. Психотронное воздействие. Специфика и возможности каждого вида применительно к процессу массовой коммуникации. Психологические эффекты пропаганды. Психологическая кристаллизация. Отчуждение через пропаганду. Эффект психологического разобщения. Создание необходимости в пропаганде. Двусмысленность психологических эффектов. Основные направления исследований (Воздействие на эмоции. Сочетание рационального и эмоционального воздействия. Использование психологического нажима. Воздействие на подсознание. Массовизация. Психологические принципы пропагандистского воздействия. (убеждающего воздействия, суггестивного воздействия, быстроты информационного воздействия, соответствующего разъяснения фактов, удовлетворения информационных потребностей).
Тема 8. Пропаганда в информационном обществе Доктрина Тоффлера-Фукуямы-Хантингтона. Основные положения стратегии информационной войны. Информационная безопасность и информационное оружие. Виртуальность общества и социальной информации. Проблема информационной безопасности – психологические и правовые аспекты.
Темы семинаров-практикумов:
Тема 4. Исторический опыт пропаганды Практическое занятие Цель: адаптация исторических методов пропаганды для современных ситуаций Роли для групп: 1. Администрация города 2. Градообразующее предприятие 3. Общественно-политическое движение Задачи: 1. Разработать технологию изменения направленности и силы побуждений (влечений и желаний) людей, живущих в городе. 2. Разработать технологию изменения межличностных отношениях жителей города 3. Разработать технологию изменения волевой активности (поведения) Основные этапы работы над кейсом: 1. планирование; 2. формулирование рабочих целей; 3. определение и изучение объекта воздействия; 4. выбор конкретных видов, форм, методов, способов и приемов осуществления психологического воздействия; 5. разработка содержания (технологии применения основных составляющих) психологического воздействия; 6. определение его коммуникативных контуров и условий осуществления, а при необходимости и создание их; 7. обеспечение контроля за эффективностью проведения конкретных операций и мероприятий.
Описание условий и объекта пропаганды см. в Приложении № 1.
Тема 5. Психологическая война Практическое занятие Цели: 1. определить основные принципы стратегического подхода 2. отработать на практике использование в пропагандистских кампаниях различных стратагем и стратегических подходов Правила 1. Студенты распределяется на 2-3 группы 2. Каждая группа готовит свой стратегический план, который основывается на различных типах пропаганды + включает в себя использование одной (или двух) стратагем Возможные роли для групп: 1. Администрация города 2. Городское Собрание Депутатов 3. Градообразующее предприятие 4. Представительство федеральной ФПГ Цель для каждой группы Разработать стратегический ход воздействия на молодежь среднего города на период до 1 года Объекты воздействия: 1. Потенциальный активный электорат 2. Трудовой ресурс 3. Протестные группы График работы групп: § 15 минут на обсуждение основных понятий и установочных данных § 15 минут на подготовку стратегических ходов § 5 минут на презентацию каждой группы § 1 - 5 минут - Введение дополнительного фактора § 1 - 5 минут - на корректировку § 10 минут на обсуждение от каждой группы их корректировок Описание условий и объекта пропаганды см. в Приложении № 2. Темы курсовых работ
1. Тотальная пропаганда. 2. Политическая пропаганда и социологическая пропаганда. 3. Идеология и пропаганда. 4. Риторическое искусство античности и средних веков. 5. Религиозные техники формирования сознания (традиционные и новые). 6. Пропаганда эпохи Возрождения. 7. Политическая пропаганда Наполеона. 8. Фашистская система политической пропаганды. 9. Ленин и принципы коммунистической пропаганды. 10. Особенности политической пропаганды Мао Дзе Дуна. 11. Американская система пропаганды. 12. Психологическая война. 13. Опыт политической пропаганды в современном информационном воздействии – основные этапы, элементы, проблемы 14. Китайские стратегические подходы (Сунь-Цзы) в пропаганде. 15. Специфика английской пропаганды в Первую мировую войну. 16. Фашистская пропаганда Второй мировой войны 17. Советская пропаганда Второй мировой войны 18. Пропаганда союзников в годы Второй мировой войны 19. Пропагандистская деятельность повстанческих армий (УПА и др.) 20. Влияние пропаганды на структуру общественного мнения. 21. Влияние эффектов пропаганды на политические партии 22. Влияние эффектов пропаганды на профсоюзы. 23. Влияние эффектов пропаганды на церковь. 24. Стратегии информационной войны. 25. Информационная безопасность и информационное оружие. 26. Виртуальность общества и социальной информации. 27. Технологии пропаганды ЧРИ во время Чеченского конфликта 1995-1996 гг. 28. Специфика пропаганды на примере коммунистической пропаганды в СССР – внешнеполитическая пропаганда. 29. Специфика пропаганды на примере советской пропаганды космических достижений СССР. 30. Специфика пропаганды на примере антикоммунистической пропаганды против СССР 60-х – 80-х годов ХХ века.
Экзамен.
Итоговая оценка по курсу будет формироваться из следующих составляющих: 1. разработка собственного кейса 25% оценки 2. участие в практических занятиях 25% оценки 3. итоговый экзамен 50% оценки
V. Учебно-методическое обеспечение курса 1. Рекомендуемая литература (основная) 1. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. – М., Высш.шк. 2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. - М.: Мысль, 1971. 3. Войтасик Л., Психология политической пропаганды / Пер. с польского В.Н.Поруса; Предисловие и общ. ред. Ю.А. Шерковина. - М.: Прогресс, 1981. 4. Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. – М.: Воениздат, 1983. 5. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. – М.: Наука, 1980. 6. Гуревич П.С. Социальная мифология. – М.: Мысль, 1983. 7. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общей редакцией А.Е.Тараса. – Мн.: Харвест, 1999. 8. Теория и практика идеологической работы: Курс лекций. – М.: 1989.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 1. Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. 2. Артемов В., Против клеветы и домыслов. Сущность, методы, практика контрпропаганды. М., Изд-во политической лит-ры, 1987. 3. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: От мифов – к реалиям. – М., Мистерия, 1993. 4. Григорьянц А.Г. «Психологическая война» и современная культура. – М.: Моск. Рабочий, 1985. 5. Деркач А., Понасюк А. Убеждающее воздействие в идеологической работе: стратегия и тактика. М., 1991. 6. Доценко Е.Л. Психологическое определение манипуляции // Вопросы психологии. - N 10, 1990. 7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, Изд. МГУ, 1997. 8. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. Российское общество: становление демократических ценностей. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. http://pubs.carnegie.ru/books/1999/09ar/05.asp 9. Завадский И.И. Информационная война - что это такое? http://www.smolny-un.spb.ru/1/it.htm 10. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сб. обзоров / [В.С.Агеев, Я.М.Бергер]. – М.: ИНИОН, 1989. 11. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: системно-экологический анализ. – М.: РАУ, 1989. 12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Независимое военное обозрение. № 46 (169), сетевая версия 26 ноября 1999 г. 13. Корякин А.В. Идеологическая детерминанта групповой интеграции. Н.Новгород, 1994. 14. Куликов Г.А. Психология внушения. – Иваново: Пед. ин-т., 1978.. 15. Лайнбарджер П. Психологическая война. – М.: Воениздат, 1962. 16. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. 17. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М.: Политиздат, 1977. 18. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике: социально-психологический анализ//Социально-психологические проблемы идеологии и политики: Сб. обзоров. М., 1991. 19. Основы коммунистической пропаганды. М., 1978. 20. Психология коллектива. М., 1979. 21. Разлогов К. Конвейер грез и психологическая война. М., 1986. 22. Репко С.И. Отечественный опыт ведения спецпропаганды (1918 - 1991). – М.: Воен. ун-т, 1994. 23. Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. - Из - во Ростовского университета, 1984. 24. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.,1994. 25. Севрюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. – Челябинск: Обл. изд-во, 1996. 26. Смолян Г.Л. Сетевые информационные технологии и проблемы безопасности личности, Институт системного анализа РАН, http://intra.rfbr.ru/pub/vestnik/V3_99/2_4.htm 27. Социология и идеологическая борьба: критический анализ буржуаз. социологич. концепций: [Сб. статей] / АН СССР, Инс-т социолог. исслед., Сов. социолог. ассоциац. Отв. Ред. В.Н.Иванов. – М.: Инст-т. социол. исслед., 1978. 28. Социология и пропаганда / Отв. ред. В.Н.Иванов: АН СССР, Инст-т. социол. исслед. – М.: Наука, 1986. 29. Теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Реферативный сборник. – М., 1985. 30. Техника дезинформации и обмана / Под ред. Я.Н.Засурского. – М.: Мысль, 1978. 31. Язык и стиль буржуазной пропаганды/Под ред. Я.Н.Засурского,.Д.Пароятниковой. Изд. Московского университета, 1988. Основные понятия курса
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ - это различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. ИДЕОЛОГИЯ (от греч. Idea – идея, образ и logos – слово, понятие) – система взглядов, идей, выражающих коренные. Интересы больших общественных групп, народов, классов, обществ, социальных движений. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – это влияние на людей (отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирование определенных типов поведения. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА – совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2
I. Введение 1. Цель дисциплины Основная цель данного курса состоит в изучении методов и технологий пропаганды. При этом приоритет отдается практическим занятиям, на которых анализируются различные реальные ситуации, а собственно лекционный материал сводится к минимуму. В ходе изучения курса студенты отрабатывают практические навыки применения пропагандистских методов. Задачи дисциплины 1. Дать систему представлений о психологических особенностях пропаганды. 2. Дать представление об изученных на сегодняшний день методах и технологиях пропаганды. 3. Сформировать теоретическую базу, позволяющую анализировать современные методы формирования общественного мнения.
2. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования Для овладения спецкурсом необходимы знания и навыки, приобретенные в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы теории коммуникаций», «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций», «Маркетинг».
Требования к уровню освоения содержания спецкурса 1) В ходе спецкурса студенты знакомятся с существующими методами и технологиями пропаганды, осваивают различные формы и способы применения этих приемов в современных условиях. 2) В ходе спецкурса студенты на практических примерах отрабатывают навыки применения методов пропаганды. 3) Также студенты приобретают практические навыки в адаптации пропагандистских методов для различных сфер и субъектов.
4. Методическая новизна спецкурса Методика преподавания данного спецкурса непосредственно связана с целью и задачами программы. Реализация поставленных задач обеспечивается благодаря сочетанию различных форм обучения: лекций, семинаров и самостоятельной подготовки. В ходе лекций обеспечивается теоретическая подготовка. Семинары проводятся в виде практических занятий, на которых студенты разрабатывают и обсуждают различные подходы к применению методологии ситуационного анализа. Самостоятельная подготовка необходима для закрепления пройденного материала и работы над освоением методики.
II. Содержание спецкурса
Тема 1. Пропаганда в современном обществе Истоки, методы, перспективы сущность пропаганды. Актуальность изучения и использования пропаганды в современном мире. Понятие пропаганды. Цели и задачи пропаганды. Основные понятия теории пропаганды. Типология пропаганды. (Политическая пропаганда. Экономическая пропаганда. Военная пропаганда. Дипломатическая пропаганда. Дидактическая пропаганда. Идеологическая пропаганда. Избегающая пропаганда.) Идеология и пропаганда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.34 (0.009 с.) |