II. Организационно-методический раздел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Организационно-методический раздел



Примерная программа курса

Микроэкономика

I. Предмет курса

Курс исследует поведение отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов. Кроме того, микроэкономику интересует: каким образом эти "отдельные экономические агенты" принимают решения о распределении ограниченных ресурсов при условии, что они действуют абсолютно рационально, независимо от других людей и вне каких-либо правил поведения (институтов). Введение обозначенных условий в объект микроэкономического анализа делают микроэкономику универсальным методом анализа, позволяющим применять его не только в области экономики, но и к другим типам решений (в области культуры, образования, спорта и пр.).

Первая часть курса (неоклассическая экономическая теория) связана с проблемами потребительского выбора, теорией спроса, задачами фирм, выпуском и издержками, частичным равновесием и рынками факторов производства.

Вторая часть курса (институциональная экономическая теория) представляет собой множество теоретических направлений, каждое из которых имеет свое происхождение, но в целом они объединяются общими принципами анализа, которые объясняют природу фирмы, и помогают разобраться с проблемами асимметрии информации, учитывают влияние законодательства и культуры.

 

II. Организационно-методический раздел

 

Цель курса

Курс призван расширить и углубить полученные студентами на первом году обучения базовые знания в области теории экономики, и развить у студентов способность применять эти знания к анализу конкретных экономических ситуаций, в т.ч. и в области исполнительского искусства.

Задачи курса

Для достижения этой цели в ходе изучения курса необходимо: вооружить студентов знанием предпосылок, внутренней логики и следствий из основных микроэкономических моделей; развить у студентов способность к применению приобретенных знаний для анализа конкретных ситуаций и научить самостоятельно строить адекватные микроэкономические модели.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Освоение курса необходимо для профессиональной под так как курс дает не только знания базовой логики экономической теории, но и ставит в центр изучения процессов в рыночной экономике фигуру предпринимателя и задачи решаемые руководителями компаний. Вооружить будущих продюсеров и менеджеров исполнительского искусства методами микроэкономического анализа, на основании которых предполагается возможным объяснить изменения отдельных сторон жизни театрально-концертных коллективов, - представляется важным.

Это даст им правильное понимание истории предпринимательства в культуре и разбудит у них дух предпринимательства.

Курс микроэкономики закладывает основы для дальнейшего понимания и изучения социально-экономических проблем и готовит студентов к изучению программных курсов специальных дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания курса

 

Прослушав курс микроэкономика, студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения конкретных задач, связанных с проблемами потребительского выбора, теорией спроса (зрительского спроса), задачами фирм (театрально-концертных коллективов), выпуском (репертуарным предложением) и издержками, частичным равновесием и рынками факторов производства творческо-производственной деятельности. Также объяснить особенность принципов микроэкономической политики и роль государства в распределении ресурсов.

5. Методы и формы занятий:

· лекции (3 часа в неделю на очной форме обучения)

· семинары на которых решают задачи, обсуждают домашние задания и участвуют в работе семинара

· домашние задания

· консультации преподавателя

· самоподготовка

· написание и защита курсовой работы в конце семестра

· экзамен на котором показывают знание теоретических вопросов и умение применять их для решения задач.

 

III. Темы и краткое содержание

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Основные стадии развития предмета:

1. Экономия.
2. Политическая экономия.
3. Экономикс.

Позитивная и нормативная наука.

 

1.Микро- и макроэкономика.

2. Метод экономической теории

3. Экономический способ мышления.

 

Основные этапы развития метода.

 

1.Формальная логика как метод экономической науки.
2. Материалистическая диалектика как метод политической экономии.
3. Основы моделирования. Экономические модели и эксперименты.

4. Классификация моделей.

 

 

Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

 

Основы рационального экономического поведения.

 

1. Потребности и экономические блага:

а) Потребности;
б) Экономические блага и их классификация.

2. Ресурсы:

а) Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов;
б) Взаимозаменяемость и взаимодополняемость ресурсов.

3. Экономический выбор:

а) Свобода выбора и суверенитет потребителя;
б)Выбор цели. Выбор ресурсов. Понятие рационального ведения хозяйства.

Альтернативные затраты (издержки);
в) Понятие эффективности;
г) Кривая производственных возможностей и закономерности ее изменения;
д) Использование кривой производственных возможностей.

4. Права собственности.

 

Экономические системы.

1. Кругооборот экономических благ:

а) Простая модель кругооборота;
б) Роль государства в кругообороте.

2. Экономические цели общества:

а) Основные цели, их взаимосвязь и различие.
б) Экономическая теория и современная экономическая политика.

3. Основные типы экономических систем:

а) Традиционное общество;
б) Рыночная экономика;
в) Командная экономика;
г) Смешанные экономические системы.

4. Этапы развития человеческой цивилизации:

а) Доиндустриальная экономика;
б) Индустриальные системы;
в) Постиндустриальное общество.

Основная литература


Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Спрос и предложение

 

1.Рыночная система:

а) Организация рынка, трансакционные издержки;
б) Экономическая природа конкуренции;
в) Границы рынка.

2. Спрос.

а) Спрос и цена. Кривая индивидуального спроса.
б) Функция спроса.
в) Выигрыш потребителя. Совокупный рыночный спрос.

3. Предложение.

а) Предложение и цена. Кривая предложения.
б) Функция предложения.
в) Выигрыш производителя.

 

Рыночное равновесие.

1. Равновесие спроса и предложения:

а) Равновесная цена;
б) Равновесие и очередь;
в) Дефицит и излишки;
г) Контроль над ценами;
д) Государственные налоги и субсидии и их последствия.

2. Устойчивость равновесия:

а) Абсолютное и относительное равновесие. Неопределенность равновесия;
б) Локальная и глобальная устойчивость равновесия;
в) Паутинообразная модель.

3. Эластичность:

а) Эластичность спроса по цене (понятие, свойства, точечная эластичность, дуговая эластичность);
б) Зависимость ценовой эластичности от степени насыщения потребности в товаре;
в) Факторы эластичности. Эластичность и совокупная выручка. Перекрестная эластичность;
г) Эластичность спроса относительно дохода. Соотношение между коэффициентами эластичности;
д) Эластичность предложения;
е) Практическое значение теории эластичности.

 

Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

Кардиналистская (количественная) теория полезности.

 

1.Полезность и спрос:

а) Общая и предельная полезность;
б) Парадокс воды и алмаза.

2. Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории полезности):

а) Взвешенная предельная полезность потребителя;
б) Принцип оптимального выбора.

3. Функциональный и нефункциональный спрос. Социальные эффекты:

а) Эффект присоединения к большинству;
б) Эффект сноба;
в) Эффект Веблена.

4. Спекулятивный и нерациональный спрос.

 

Тема 6. ФИРМА КАК СОВЕРШЕННЫЙ КОНКУРЕНТ.

 

Равновесие фирмы.

1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде:

а) Условие равновесия. Принцип максимизации прибыли;
б) Предельная, допредельная и запредельная фирмы;
в) Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы;
г) Равновесие фирмы и равновесие отрасли.

2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде:

а) Понятие внутренней и внешней экономии;
б) Издержки в долгосрочном периоде и их взаимосвязь с издержками в краткосрочном периоде;
в) Кривая предложения фирмы и кривая предложения отрасли;
г) Механизм вхождения в отрасль и выхода из нее. Равновесие отрасли.

.

 

 

Тема 11. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Теория прав собственности.

1. Право собственности и его структура:

а) Предпосылки анализа.
б) Структура права собственности.
в) Процесс развития с точки зрения прав собственности.

2. Три системы собственности:

а) Роль трансакционных издержек.
б) Частная, общая и государственная собственность.
в) "Новая экономическая история".

3. Теория экономических организаций:

а) Основные формы контрактов.
б) Фирма как сеть контрактов.
в) Многообразие фирм.

 

V.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.

1. Принципы формирования потребностей
2. Экономические блага и их классификация.

3. Ресурсы и их виды
4. Альтернативные затраты
5. Кривая производственных возможностей и закономерности ее изменения;
6. Экономические системы.

7. Принципы формирования спроса

8. Принципы формирования предложения

9. Равновесие спроса и предложения

10. Эластичность спроса и предложения

11. Экономическая природа фирмы

12. Издержки фирмы

13. Выручка фирмы

14. Цели фирмы

15. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

16. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

17. Совершенная конкуренция

18. Чистая монополия

19. Монополистическая конкуренция.

20. Неценовая конкуренция

21. Олигополия

22. Антитрестовское законодательство и регулирование

23. Ценовая дискриминация и ее основные варианты
24. Монопсония
25. Рынок труда. Распределение доходов.

26. Экономическая рента

27. Капитал и процент

28. Рынок земли

29. Экономическая рента

30. Общее равновесие на рынке

31. Выбор в условиях неопределенности

32. Рынки с асимметричной информацией

33. Риск инвестиционных решений

34. Государство в рыночной экономике. Внешние эффекты.

35. Общественные блага

36. Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии.

 

V. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

 

1.Предмет экономической теории

2. Экономический способ мышления.

3. Основы рационального экономического поведения.

4. Экономические системы.

5. Спрос и предложение

6. Рыночное равновесие.

7. Теория полезности

8. Эластичность спроса

9. Полезность и спрос

10. Функциональный и нефункциональный спрос. Социальные эффекты.

11. Предпочтение потребителя

12. Положение равновесия потребителя

13. Изменение дохода потребителя и цен благ

15. Производство экономических благ с одним переменным фактором

 

 

16. Выбор производственной технологии..

17. Субъекты фирмы

18. Экономическая природа фирмы Цели фирмы. Равновесие фирмы.

20. Продукция и ее характеристики

21. Издержки фирмы

22. Формирование прибыли

23. Совершенная конкуренция

24. Несовершенная конкуренция: дуополия, олигополия

25. Монополистическая конкуренция

26. Рынок труда. Распределение доходов.

27. Рынок капитала. Ссудный процент.

28. Общее равновесие и эффективность обмена.

29. Экономика информации, неопределенности и риска

30. Государство в рыночной экономике.

 

Микроэкономика читается на очном отделении продюсерского ф-та в 3 семестре, в количестве 45 уч. часов (32-лекционных; 7- практических). На заочном отделении 16 часов.

VII. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Микроэкономика: практический подход (Managerial Ekonomics):Учебник,6-е изд., переработ. и доп.,- М.: КНОРУС. 2011..

2. Микроэкономика: Уч. пособие для ВУЗов – С.Петербург.:ПИТЕР – 2011.

3. Тарусевич Л.С., Грибенников П.И., Мусскин А.С.Микроэкономика.:. – Юрайт, 2011.

4. Нуреев Р.М. Сборник задач по микроэкономике.: Уч.пособие.- М.: Норма, 2009.

5. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М. 2005.

6. Нуреев Курс микроэкономики: Учебник для вузов.—2-е изд., изм. – М.:Норма, 2007.

7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. СПб: Экономическая школа, 2004.

8. Нуреев P.M. Основы экономической теории. М. Высшая школа 1996.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. Дело. 1993

10. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М. Республика 1992.

 

2.Рекомендуемая дополнительная литература


1. Самуэльсон П. Экономика.- М.: НПО "Алгон". 1992.

2. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика. Дело.1992.

3. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1.

4. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Вашингтон. 1985.

6. Баумоль У. Экономическая теория..

7. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. //В кн.: Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: 1993

8. Пиндайк Р. и Рубинфельд Д. Микроэкономика.

9. Хэл Р. Вэриан Микроэкономика. Проежуточный уровеь. Современный подход: Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Н.Л.Фроловой.- М.:ЮНИТИ. 1997.

.

Составила программу Городецкая Л.А., доцент кафедры менеджмента сценических искусств, продюсерского ф-та, РАТИ.

 

 

Примерная программа курса

Микроэкономика

I. Предмет курса

Курс исследует поведение отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов. Кроме того, микроэкономику интересует: каким образом эти "отдельные экономические агенты" принимают решения о распределении ограниченных ресурсов при условии, что они действуют абсолютно рационально, независимо от других людей и вне каких-либо правил поведения (институтов). Введение обозначенных условий в объект микроэкономического анализа делают микроэкономику универсальным методом анализа, позволяющим применять его не только в области экономики, но и к другим типам решений (в области культуры, образования, спорта и пр.).

Первая часть курса (неоклассическая экономическая теория) связана с проблемами потребительского выбора, теорией спроса, задачами фирм, выпуском и издержками, частичным равновесием и рынками факторов производства.

Вторая часть курса (институциональная экономическая теория) представляет собой множество теоретических направлений, каждое из которых имеет свое происхождение, но в целом они объединяются общими принципами анализа, которые объясняют природу фирмы, и помогают разобраться с проблемами асимметрии информации, учитывают влияние законодательства и культуры.

 

II. Организационно-методический раздел

 

Цель курса

Курс призван расширить и углубить полученные студентами на первом году обучения базовые знания в области теории экономики, и развить у студентов способность применять эти знания к анализу конкретных экономических ситуаций, в т.ч. и в области исполнительского искусства.

Задачи курса

Для достижения этой цели в ходе изучения курса необходимо: вооружить студентов знанием предпосылок, внутренней логики и следствий из основных микроэкономических моделей; развить у студентов способность к применению приобретенных знаний для анализа конкретных ситуаций и научить самостоятельно строить адекватные микроэкономические модели.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Освоение курса необходимо для профессиональной под так как курс дает не только знания базовой логики экономической теории, но и ставит в центр изучения процессов в рыночной экономике фигуру предпринимателя и задачи решаемые руководителями компаний. Вооружить будущих продюсеров и менеджеров исполнительского искусства методами микроэкономического анализа, на основании которых предполагается возможным объяснить изменения отдельных сторон жизни театрально-концертных коллективов, - представляется важным.

Это даст им правильное понимание истории предпринимательства в культуре и разбудит у них дух предпринимательства.

Курс микроэкономики закладывает основы для дальнейшего понимания и изучения социально-экономических проблем и готовит студентов к изучению программных курсов специальных дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания курса

 

Прослушав курс микроэкономика, студенты должны знать основные понятия экономической теории и уметь их применять для решения конкретных задач, связанных с проблемами потребительского выбора, теорией спроса (зрительского спроса), задачами фирм (театрально-концертных коллективов), выпуском (репертуарным предложением) и издержками, частичным равновесием и рынками факторов производства творческо-производственной деятельности. Также объяснить особенность принципов микроэкономической политики и роль государства в распределении ресурсов.

5. Методы и формы занятий:

· лекции (3 часа в неделю на очной форме обучения)

· семинары на которых решают задачи, обсуждают домашние задания и участвуют в работе семинара

· домашние задания

· консультации преподавателя

· самоподготовка

· написание и защита курсовой работы в конце семестра

· экзамен на котором показывают знание теоретических вопросов и умение применять их для решения задач.

 

III. Темы и краткое содержание

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Основные стадии развития предмета:

1. Экономия.
2. Политическая экономия.
3. Экономикс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.09 с.)