Тема: Почва – гетерогенная среда обитания микроорганизмов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Почва – гетерогенная среда обитания микроорганизмов.



  1. Охарактеризуйте почву как трехфазную систему.
  2. Опишите механизм и этапы адгезии микроорганизмов на почвенных частицах.
  3. Что представляет собой жидкая фаза почвы?
  4. Проанализируйте газовый состав почвенного воздуха.
  5. Как устроены почвенные агрегаты?
  6. Перечислите особенности почвы как среды обитания.
  7. Какими факторами среды определяется численность и состав микробных сообществ почвы?
  8. Что такое «микробиологический профиль почвы»?
  9. Представьте схемы структуры микробного сообщества почвы, иллюстрирующие взаимоотношений различных групп почвенных микроорганизмов.
  10. На чем основаны принципы дублирования и обратимости микробиологических процессов в почве?
  11. Что такое «микробная сукцессия»?
  12. Какова роль микроорганизмов в почвообразовательных процессах и плодородии?

 

Тема: Биохимические циклы углерода, кислорода и азота.

  1. Какова роль микроорганизмов в биогеохимических циклах элементов в биосфере?
  2. Перечислите этапы круговорота углерода.
  3. Охарактеризуйте процессы биологического связывания СО2. Какие группы прокариот принимают участие в этих процессах?
  4. Какие микроорганизмы обеспечивают включение в круговорот углерода СН4 и СО?
  5. Какие организмы способны к гетеротрофной фиксации СО2?
  6. Опишите роль гетеротрофных микроорганизмов в разложении сложных органических безазотных веществ.
  7. Какова роль микроорганизмов в образовании и разложении гумуса?
  8. Захороненный углерод и его мобилизация с помощью микроорганизмов.
  9. В какой форме закреплен углерод в биосфере в виде залежей торфа, нефти, газа и гумуса?
  10. С круговоротом какого элемента неразрывно связан цикл О2?
  11. С каким процессом связано происхождение О2 на Земле?
  12. В виде каких соединений встречается азот в составе атмосферы Земли и почвы?
  13. Перечислите этапы круговорота азота в природе.
  14. Назовите наиболее динамичное звено в круговороте азота.
  15. Какие группы прокариот участвуют в процессе аммонификации?
  16. Какова судьба NH3, образовавшегося при микробном разложении азотсодержащих соединений растительного и животного происхождения?
  17. Что такое нитрификация? В чем состоит различие нитрозных и нитратных бактерий?
  18. Что такое гетеротрофная нитрификация? Какие организмы осуществляют этот процесс?
  19. Какова судьба, образующихся при нитрификации продуктов?
  20. Что собой представляет процесс иммобилизации азота аммонийных и нитратных соединений?
  21. В чем сущность процессов ассимиляционной и диссимиляционной денитрификации? Какие микроорганизмы участвуют в этих процессах? Какие условия окружающей среды способствуют протеканию денитрификации?
  22. Как сказывается денитрификация на плодородии почв?
  23. Является ли денитрификация положительным или отрицательным процессом?
  24. Кто впервые выделил азотфиксирующие микроорганизмы из почвы?
  25. Каково значение процесса фиксации молекулярного азота для растений?
  26. Какие группы прокариот способны к диазотрофии?
  27. На основании каких критериев определяется способность прокариот к диазотрофии?
  28. Приведите примеры свободноживущих и ассоциативных диазотрофов.
  29. В чем сущность процесса азотфиксации?
  30. Опишите строение нитрогеназы и механизм ее действия.
  31. В чем состоит причина неактивного воздействия О2 на нитрогеназу?
  32. Что произойдет, если внезапно прекратится микробная азотфиксация?

 

 

Тема: Природа, происхождение, культивирование и классификация вирусов.

1. Охарактеризуйте основные этапы развития вирусологии.

2. С именем какого ученого связано открытие вирусов?

3. Как с развитием вирусологии менялись представления о вирусах?

4. Назовите наиболее важные открытия в области вирусологии.

5. Назовите принципиальные отличия вирусов от про- и эукариот.

6. В чем заключается сходство вирусов с другими живыми организмами?

7. В чем состоят различия между вирусами и вироидами?

8. Объясните смысл терминов: «генетический паразитизм».

9. Объясните, почему термин «вирус» не имеет таксономического статуса.

10. Какие существуют гипотезы о происхождении вирусов?

11. Как осуществляется в лабораторных условиях культивирование и индикация вирусов?

12. Что такое первичные и полуперевиваемые культуры?

13. Какие таксономические категории используют при классификации вирусов?

14. Существует ли понятие «вид» в вирусологии?

15. Какие критерии положены в основу классификации вирусов?

 

Тема: Формы существования, морфология, размеры,

Химический состав и строение вирусов.

1. Какую форму имеют вирусные частицы?

2. Назовите самые мелкие и самые крупные вирусы.

3. Характерен ли для вирусов плеоморфизм?

4. Какие формы существования характерны для вирусов?

5. На какие две большие группы подразделяются вирусы по типу нуклеиновой кислоты?

6. Вирусы гаплоидны или диплоидны?

7. Перечислите виды ДНК и РНК вирусов. Какие из них характерны и для других организмов?

8. Что такое +нитевые и –нитевые вирусы? Какие из них не способны вызвать инфекционный процесс?

9. Назовите особенности многохромосомных вирусов.

10. Чем отличаются мультивирусы от моновирусов?

11. Охарактеризуйте ферменты вирусов.

12. Строение вирусов.

13. Как устроены просто организованные вирусы? Что представляют собой нуклеокапсид, капсомеры?

14. Какие два вида капсидов характерны для вирусов? Что представляют собой спиральный и изометрический капсиды?

15. Назовите функции капсида.

16. Как устроены сложноорганизованные вирусы? Что такое суперкапсид? Из каких молекул он построен?

17. Назовите путь формирования суперкапсида; функции липидного и углеводного компонентов.

18. Что представляют собой «шипы» вирусов? Их функции.

 

Тема: Взаимодействие вируса с клеткой. Бактериофаги.

1. Назовите три типа взаимодействия вируса с клеткой.

2. Перечислите этапы репродукции вирусов.

3. Какие молекулы в клетках человека и животных выполняют роль рецепторов, обеспечивающих прикрепление вирусов?

4. Где расположены рецепторы вирусов?

5. Какие известны механизмы проникновения вируса в клетку?

6. Каким образом в клетке хозяина происходит освобождение нуклеиновой кислоты от белков капсида?

7. Опишите схемы реализации вирусной генетической информации.

8. Как происходит экспрессия вирусного генома?

9. Синтез каких белков и ферментов кодирует вирусная нуклеиновая кислота?

10. Как протекает самосборка просто- и сложноорганизованных вирусов?

11. Назовите два способа выхода вируса из клетки.

12. Что представляет собой интегративный тип взаимодействия вируса с клеткой?

13. С именем какого исследователя связано открытие бактериофагов?

14. В каких экосистемах распространены бактериофаги?

15. По каким признакам фаги различаются между собой?

16. Опишите форму и размеры бактериофагов.

17. Какое строение имеют простые и сложные фаги?

18. Химический состав фагов.

19. Какие белки – ферменты, участвующие во взаимодействии с клеткой, обнаружены у фагов?

20. Проанализируйте различия между вирулентными и умеренными фагами.

21. Как различаются фаги по специфичности действия?

22. Охарактеризуйте основные этапы взаимодействия вирулентного фага с бактериальной клеткой.

23. Что такое эклипс-фаза? Какие события происходят в этой фазе?

24. Как протекает процесс самосборки фаговых частиц?

25. При помощи какого фермента происходит лизис бактериальной клетки при выходе фага в окружающую среду?

26. Охарактеризуйте умеренные фаги. Какие свойства для них характерны?

27. Дайте определение терминам: «Лизогения», «лизогенная культура», «профаг», «фаговая конверсия», «дефектные фаги».

28. Какие факторы способствуют отщеплению профаг от бактериальной хромосомы?

29. Получение и практическое использование фагов в биологии и медицине

30. В чем заключается изменчивость фагов?

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Бактериологическая лаборатория и основные особенности работы в ней. Правила техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории.

2. Типы современных микроскопов, их устройство. Правила микроскопии.

3. Приготовление препаратов «раздавленная капля», «висячая капля», «отпечаток», фиксированных окрашенных препаратов. Иммерсионная микроскопия.

4. Особенности морфологии различных представителей прокариот и эукариот (бактерии, бациллы, кокки, дрожжи, микромицеты, актиномицеты)

5. Простые и сложные методы окраски препаратов, суть методов окраски по Грамму, эндоспор, запасных веществ.

6. Бактериологическая посуда. Назначение ее отдельных видов.

7. Питательные среды, правила их приготовления, условия хранения.

8. Понятие «стерилизация», «дезинфекция», «тиндализация». Методы стерилизации (текучим паром, сухим, жаром, холодная стерилизация).

9. Правила приготовления питательных сред. Методы уплотнения питательных сред.

10. Методы посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды (поверхностный, глубинный, уколом, газоном, истощающий штрих). Метод почвенных комочков. Метод предельных разведений. Метод посева в жидкие питательные среды.

11. Основные условия и методы культивирования аэробных и анаэробных микроорганизмов на твердых и жидких питательных средах.

12. Культуральные свойства микроорганизмов при выращивании на твердых и жидких питательных средах. Форма, консистенция, края колоний разных микроорганизмов на плотных питательных средах.

13. Определения общего количества бактерий, грибов и актиномицетов на твердых питательных средах. Методы подсчета колоний.

14. Определение антагонистической активности микромицетов методом встречных культур и актиномицетов методом агаровых блоков.

15. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Понятие о санитарно-показательных микроорганизмах.

16. Микробиологический анализ молочнокислых продуктов. Методы выявления бактерий.

17. Методы оценки фитосанитарного состояния семян различных сельскохозяйственных культур.

18. Определение титра фага методом Грация и чувствительности определенных штаммов E. coli к фагу Т-4. «Колонии» фага.

19. Санитарно-бактериологический анализ воздуха. Понятие о санитарно-показательных организмах. Методы их выявления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.016 с.)