Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операционализация основных понятий.

ПРОГРАММА

социологического исследования по теме:

«Особенности формирования социальной активности студентов в условиях становления системы студенческого самоуправления учреждений профессионального образования».

1. Проблема исследования.

В современных условиях студенческое самоуправление в учреждениях профессионального образования находится в стадии активного формирования и развития. Данный процесс обусловлен такими тенденциями в социокультурном и гражданско-политическом развитии как: гуманизация и демократизация системы российского образования, вступление России в Болонский процесс, внедрение инновационных форм и методов учебно-воспитательной работы в вузах и ссузах, требований подготовки инициативных конкурентоспособных специалистов, обладающих лидерским потенциалом и целым комплексом профессиональных и личностных компетенций. Соответственно подготовка современного социально активного специалиста с высоким уровнем профессиональной и управленческой культуры становится одной из приоритетных задач системы профессионального образования. В настоящее время недостаточно социологической информации о формировании социальной активности студентов в условиях становления системы студенческого самоуправления.

Результаты исследования будут характеризовать особенности развития системы студенческого самоуправления и условий формирования в ней социальной активности. Полученные данные будут использованы в качестве аналитического материала для разработки модели, технологий, с учетом новых требований по подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов с соответствующим уровнем социальной активности.

 

2. Цели и задачи исследования.

Основной целью исследования является выявление особенностей и условий формирования социальной активности студентов в системе студенческого самоуправления учреждений профессионального образования.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

- выявление качеств и характеристик будущих специалистов, а также группы факторов, определяющих формирование взглядов и ценностных установок современного студенчества;

- анализ состояния системы студенческого самоуправления на современном этапе в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня;

- выявление составляющих компонентов и уровня социальной активности студенчества, совокупности необходимых условий для развития социальной активности посредством включенности системы студенческого самоуправления в социокультурную среду.

3. Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает студенчество как социальна группа.

Предметом исследования является социальная активность студентов в системе студенческого самоуправления.

4. Гипотеза исследования.

Предварительный анализ проблемы позволяет предположить, что система студенческого самоуправления в образовательных учреждениях может позитивно и эффективно влиять на формирование социальной активности студенчества при выполнении ряда условий. 1) организация самоуправления по направлениям, отражающим основные сферы социализации и социальной активности студентов; 2) организация жизнедеятельности образовательного учреждения с учетом реальных потребностей, нужд и интересов студенческой молодежи; 3) целостный системный характер развития студенческого самоуправления с осуществлением всех диагностических процедур, проведением мониторинга включенности студентов в различные его организационные формы, а также уровней развития составных компонентов социальной активности студенчества. Это дает нам основание предположить, что становление и функционирование эффективного студенческого самоуправления в процессе развития социальной активности студентов непосредственно взаимосвязано с формированием в образовательных учреждениях социокультурной среды. Опираясь на данную гипотезу исследования, предполагается решение поставленных задач.

5. Определение выборочной совокупности.

В ходе проведения социологического исследования необходимо получить статистические данные, позволяющие распространить выводы с точностью до 2,5% на всю группу студенчества. Отсюда объем выборки должен составить не менее 500 человек. Учитывая социально-демографический состав этой группы, данная выборка будет включать в себя

в разбивке

- по полу 44,4% мужчин и 55,6% женщин

- по уровню образовательного учреждения

60% студенты высших учебных заведений

40% студенты учреждений среднего профессионального образования

- по курсу обучения ссузы вузы

34,6% студенты 2 курса 44% 34%

52% студенты 3 курса 56% 40%

13,4% студенты 4 курса ----- 26%

Учитывая задачу анализа в целом состояния и функционирования системы студенческого самоуправления и условий формирования социальной активности, в выборку не включались студенты 1 и 5 курсов. Это обусловлено тем, что первокурсники находятся на начальном этапе включения в образовательно-воспитательное пространство. А выпускники в большей степени ориентированы на подготовку и защиту квалификации специалиста, и начало трудовой деятельности. Соответственно, базовой основой для активного включения и участия в деятельности системы студенческого самоуправления определены студенты 3,2,4 курсов обучения.

6. Методы сбора информации.

Основным источником получения первичной социологической информации является анкетирование. Опрос респондентов предполагается провести по единой анкете (см. Приложение 2). Дополнительным источником информации к исследованию является анализ документов.

 

7. Интерпретация основных понятий.

В соответствии с поставленной целью в качестве основного понятия в данном исследовании выступает понятие «социальная активность молодежи», рассмотренное в условиях становления системы студенческого самоуправления в контексте социокультурной среды учреждений профессионального образования. Его и связанные с ним понятия можно интерпретировать следующим образом.

Структурная модель

Молодежь -специфическая социально-демографическая группа, включающая молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, имеющих общие социально-психологические характеристики и свойства, занимающих транзитное положение в системе общественного воспроизводства и развития общества.

Студенчество – специфическая социально-демографическая группа, имеющая групповые интересы, особый образ жизни и поведения, характеризующаяся основным видом учебно-познавательной деятельности, подготовкой к профессиональной деятельности в структуре учреждений среднего и высшего образования и пополнению рядов квалифицированных специалистов.

Социальная активность – особая характеристика личности, включающая проявления осознанной, инициативной, творческой деятельности, носящей социально-позитивный преобразующий характер изменений, как окружающей среды, так и самой личности.

Социокультурная среда -единое специфическое образовательно-воспитательное пространство, включающее определенные нормы и ценности, проявления корпоративной культуры, направленное на создание условий для эффективного профессионального, социального и личностного развития будущих специалистов.

Функциональная модель

Самоорганизация – автономное самопроизвольное функционирование какой-либо структуры или системы, при котором реализуются интересы и цели всех участников, а также происходит включение исполнителей в процессы постановки и решения общих задач.

Самоуправление – самостоятельное функционирование организации или системы,заключающееся в реальной возможности и праве самостоятельно, под свою ответственность решать важные вопросы своей жизнедеятельности, принимать управленческие решения для достижения конечных результатов, когда субъект-объектные отношения реализованы в одном лице, выполняющем функции и управляющего, и управляемого.

Студенческое самоуправление -особая форма инициативной, самостоятельной, добровольной общественной деятельности студентов, направленной на решение ряда важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, повышение её социальной активности, поддержку социальных инициатив и защиту прав студенческой молодежи. Студенческое самоуправление включает молодых людей в такие организационные структуры и проблемные ситуации, которые требуют проявления личной и коллективной инициативы, сознательности, творческого подхода, самостоятельности, организованности, ответственности, то есть всех основных составляющих компонентов социальной активности.

Формирование системы студенческого самоуправления – сложный процесс создания и развития в структуре образовательных учреждений самостоятельных студенческих организаций, предоставляющих возможности студентам для решения различных жизненных проблем, личностного и творческого развития, активного включения в жизнедеятельность учебного заведения, органа по делам молодежи и т.д.

Становление социальной активности студенческой молодежи – это процесс развития активно-личностного осознанного целенаправленного отношения студентов к различным видам и направлениям своей деятельности, связанный с профессиональным и личностным ростом, становлением базовых социальных и морально-психологических свойств и качеств личности, достижением состояния социальной зрелости.

Формирование социокультурной среды – процесс, в ходе которого воспитательное пространство становится местом саморазвития, творческой самореализации, личностного и профессионального становления будущих специалистов. При этом происходит поэтапное развитие социально-ориентированной позитивной системы ценностей у студенчества, включающей в себя инициативность, коллективизм, самостоятельность, стремление к инновациям, открытость и готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, стремление к всесторонней самореализации.

 

ПРОГРАММА

социологического исследования по теме:

«Особенности формирования социальной активности студентов в условиях становления системы студенческого самоуправления учреждений профессионального образования».

1. Проблема исследования.

В современных условиях студенческое самоуправление в учреждениях профессионального образования находится в стадии активного формирования и развития. Данный процесс обусловлен такими тенденциями в социокультурном и гражданско-политическом развитии как: гуманизация и демократизация системы российского образования, вступление России в Болонский процесс, внедрение инновационных форм и методов учебно-воспитательной работы в вузах и ссузах, требований подготовки инициативных конкурентоспособных специалистов, обладающих лидерским потенциалом и целым комплексом профессиональных и личностных компетенций. Соответственно подготовка современного социально активного специалиста с высоким уровнем профессиональной и управленческой культуры становится одной из приоритетных задач системы профессионального образования. В настоящее время недостаточно социологической информации о формировании социальной активности студентов в условиях становления системы студенческого самоуправления.

Результаты исследования будут характеризовать особенности развития системы студенческого самоуправления и условий формирования в ней социальной активности. Полученные данные будут использованы в качестве аналитического материала для разработки модели, технологий, с учетом новых требований по подготовке компетентных, конкурентоспособных специалистов с соответствующим уровнем социальной активности.

 

2. Цели и задачи исследования.

Основной целью исследования является выявление особенностей и условий формирования социальной активности студентов в системе студенческого самоуправления учреждений профессионального образования.

В ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

- выявление качеств и характеристик будущих специалистов, а также группы факторов, определяющих формирование взглядов и ценностных установок современного студенчества;

- анализ состояния системы студенческого самоуправления на современном этапе в профессиональных образовательных учреждениях различного уровня;

- выявление составляющих компонентов и уровня социальной активности студенчества, совокупности необходимых условий для развития социальной активности посредством включенности системы студенческого самоуправления в социокультурную среду.

3. Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает студенчество как социальна группа.

Предметом исследования является социальная активность студентов в системе студенческого самоуправления.

4. Гипотеза исследования.

Предварительный анализ проблемы позволяет предположить, что система студенческого самоуправления в образовательных учреждениях может позитивно и эффективно влиять на формирование социальной активности студенчества при выполнении ряда условий. 1) организация самоуправления по направлениям, отражающим основные сферы социализации и социальной активности студентов; 2) организация жизнедеятельности образовательного учреждения с учетом реальных потребностей, нужд и интересов студенческой молодежи; 3) целостный системный характер развития студенческого самоуправления с осуществлением всех диагностических процедур, проведением мониторинга включенности студентов в различные его организационные формы, а также уровней развития составных компонентов социальной активности студенчества. Это дает нам основание предположить, что становление и функционирование эффективного студенческого самоуправления в процессе развития социальной активности студентов непосредственно взаимосвязано с формированием в образовательных учреждениях социокультурной среды. Опираясь на данную гипотезу исследования, предполагается решение поставленных задач.

5. Определение выборочной совокупности.

В ходе проведения социологического исследования необходимо получить статистические данные, позволяющие распространить выводы с точностью до 2,5% на всю группу студенчества. Отсюда объем выборки должен составить не менее 500 человек. Учитывая социально-демографический состав этой группы, данная выборка будет включать в себя

в разбивке

- по полу 44,4% мужчин и 55,6% женщин

- по уровню образовательного учреждения

60% студенты высших учебных заведений

40% студенты учреждений среднего профессионального образования

- по курсу обучения ссузы вузы

34,6% студенты 2 курса 44% 34%

52% студенты 3 курса 56% 40%

13,4% студенты 4 курса ----- 26%

Учитывая задачу анализа в целом состояния и функционирования системы студенческого самоуправления и условий формирования социальной активности, в выборку не включались студенты 1 и 5 курсов. Это обусловлено тем, что первокурсники находятся на начальном этапе включения в образовательно-воспитательное пространство. А выпускники в большей степени ориентированы на подготовку и защиту квалификации специалиста, и начало трудовой деятельности. Соответственно, базовой основой для активного включения и участия в деятельности системы студенческого самоуправления определены студенты 3,2,4 курсов обучения.

6. Методы сбора информации.

Основным источником получения первичной социологической информации является анкетирование. Опрос респондентов предполагается провести по единой анкете (см. Приложение 2). Дополнительным источником информации к исследованию является анализ документов.

 

7. Интерпретация основных понятий.

В соответствии с поставленной целью в качестве основного понятия в данном исследовании выступает понятие «социальная активность молодежи», рассмотренное в условиях становления системы студенческого самоуправления в контексте социокультурной среды учреждений профессионального образования. Его и связанные с ним понятия можно интерпретировать следующим образом.

Структурная модель

Молодежь -специфическая социально-демографическая группа, включающая молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, имеющих общие социально-психологические характеристики и свойства, занимающих транзитное положение в системе общественного воспроизводства и развития общества.

Студенчество – специфическая социально-демографическая группа, имеющая групповые интересы, особый образ жизни и поведения, характеризующаяся основным видом учебно-познавательной деятельности, подготовкой к профессиональной деятельности в структуре учреждений среднего и высшего образования и пополнению рядов квалифицированных специалистов.

Социальная активность – особая характеристика личности, включающая проявления осознанной, инициативной, творческой деятельности, носящей социально-позитивный преобразующий характер изменений, как окружающей среды, так и самой личности.

Социокультурная среда -единое специфическое образовательно-воспитательное пространство, включающее определенные нормы и ценности, проявления корпоративной культуры, направленное на создание условий для эффективного профессионального, социального и личностного развития будущих специалистов.

Функциональная модель

Самоорганизация – автономное самопроизвольное функционирование какой-либо структуры или системы, при котором реализуются интересы и цели всех участников, а также происходит включение исполнителей в процессы постановки и решения общих задач.

Самоуправление – самостоятельное функционирование организации или системы,заключающееся в реальной возможности и праве самостоятельно, под свою ответственность решать важные вопросы своей жизнедеятельности, принимать управленческие решения для достижения конечных результатов, когда субъект-объектные отношения реализованы в одном лице, выполняющем функции и управляющего, и управляемого.

Студенческое самоуправление -особая форма инициативной, самостоятельной, добровольной общественной деятельности студентов, направленной на решение ряда важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, повышение её социальной активности, поддержку социальных инициатив и защиту прав студенческой молодежи. Студенческое самоуправление включает молодых людей в такие организационные структуры и проблемные ситуации, которые требуют проявления личной и коллективной инициативы, сознательности, творческого подхода, самостоятельности, организованности, ответственности, то есть всех основных составляющих компонентов социальной активности.

Формирование системы студенческого самоуправления – сложный процесс создания и развития в структуре образовательных учреждений самостоятельных студенческих организаций, предоставляющих возможности студентам для решения различных жизненных проблем, личностного и творческого развития, активного включения в жизнедеятельность учебного заведения, органа по делам молодежи и т.д.

Становление социальной активности студенческой молодежи – это процесс развития активно-личностного осознанного целенаправленного отношения студентов к различным видам и направлениям своей деятельности, связанный с профессиональным и личностным ростом, становлением базовых социальных и морально-психологических свойств и качеств личности, достижением состояния социальной зрелости.

Формирование социокультурной среды – процесс, в ходе которого воспитательное пространство становится местом саморазвития, творческой самореализации, личностного и профессионального становления будущих специалистов. При этом происходит поэтапное развитие социально-ориентированной позитивной системы ценностей у студенчества, включающей в себя инициативность, коллективизм, самостоятельность, стремление к инновациям, открытость и готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, стремление к всесторонней самореализации.

 

Операционализация основных понятий.

Для выявления особенностей формирования социально активной молодежи в условиях становления системы студенческого самоуправления учреждений профессионального образования респондентам были предложены вопросы по 4 основным блокам:

1. Вопросы, касающиеся качеств и характеристик современного студента и специалиста, факторов их определяющих: совокупность качеств, характерных для современного студенчества (вопрос №1); совокупность черт и качеств, необходимых современному специалисту (вопрос №2); совокупность факторов, влияющих на становление будущего специалиста (вопрос №3); формирование личностных качеств в процессе участия в общественной деятельности (вопрос №28); совокупность факторов, определяющих повышение личностной активности студентов (вопрос №29).

2. Вопросы, касающиеся формирования и организации деятельности студенческого самоуправления в учреждениях профессионального образования: информированность студенчества об организационных формах студенческого самоуправления и их представленности в образовательных учреждениях (вопрос №4, №6); каналы информации о деятельности студенческого самоуправления (вопрос №5); участие в деятельности студенческого самоуправления и конкретных его формах (вопрос №7, №14); потенциальные возможности участия в деятельности студенческого самоуправления и конкретных его формах (вопрос №8); условия, необходимые для привлечения студентов в самоуправленческую деятельность (вопрос №9); причины, ограничивающие участие студентов в самоуправлении (вопрос №10); цели деятельности органов самоуправления в учебном заведении (вопрос №11); роль органов студенческого самоуправления в жизни молодежи (вопрос №12); ценностное отношение студентов к деятельности органов самоуправления (вопрос №17) и причины негативной оценки студенческого самоуправления (вопрос №18); оценка значимых видов и направлений деятельности студенческого самоуправления в учебном заведении (вопрос №16); участие студентов в решении вопросов жизнедеятельности образовательного заведения (вопрос №13); возможности личностного развития посредством участия в деятельности студенческого самоуправления (вопрос №15).

3. Вопросы, касающиеся компонентов и уровня развития социальной активности студенчества в образовательных учреждениях: оценка понятия социальной активности студенческой молодежи (вопрос №19); значимые компоненты и направления социальной активности студенчества (вопрос №21); уровень учебной успеваемости студентов (вопрос №22, №23); уровень научно-исследовательской деятельности студентов (вопрос №25); участие студентов в конкретных направлениях общественной работы и уровень удовлетворенности (вопрос №26, №27); организация структуры свободного времени студентов (вопрос №24); оценка уровня социальной активности современного студенчества (вопрос №20); удовлетворенность уровнем организации жизнедеятельности образовательного учреждения (вопрос №31); агенты, занимающиеся организацией жизнедеятельности образовательного учреждения (вопрос №30).

4. Индивидуальные данные о респонденте: пол (вопрос №32); возраст (вопрос №33); наименование учебного заведения (вопрос №34) и факультета/специальности (вопрос №36); курс обучения (вопрос №35); семейное положение (вопрос №37); место жительства (вопрос №38).

Уважаемые студенты!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании, касающемся вопросов социальной активности студенческой молодежи в системе студенческого самоуправления учреждений профессионального образования. Ваше участие в данном исследовании, обдуманные и искренние ответы на вопросы анкеты окажут конкретную помощь в научной и практической работе. Просим Вас внимательно прочитать вопросы анкеты, и обвести кружком ту позицию ответа (цифру), которая наиболее соответствует Вашему мнению. Если ни один из имеющихся ответов не отражает Вашу точку зрения, напишите свой вариант в оставленном для этого месте. Анкета является анонимной. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

1. Какие из нижеприведенных качеств, по Вашему мнению, наиболее характерны для современных студентов? (Укажите не более 5 вариантов ответов)

1. ответственность

2. самостоятельность

3. инициативность

4. индивидуализм

5. целеустремленность

6. пассивность в общественной жизни

7. организованность

8. коллективизм

9. трудолюбие

10. творческий поиск, стремление к инновациям

11. патриотизм

12. равнодушие, безразличие

13. безответственность

14. образованность

15. потребительское отношение к жизни

16. другое (напишите)_______________________________________________

2. Какие черты и качества, на Ваш взгляд, должны быть присущи современному специалисту (выпускнику ссуза/вуза)? (Укажите не более 5 вариантов ответов)

1. коммуникабельность, высокая культура общения

2. организаторские умения и навыки

3. ответственность, дисциплинированность

4. конкурентоспособность

5. стремление к саморазвитию, самореализации

6. инициативность

7. креативность (творческий подход к работе)

8. самостоятельность, умение отстаивать свою позицию

9. лидерские качества

10. профессионализм

11. широкий кругозор

12. другое (напишите)_______________________________________________

3. Какие факторы более всего влияют на становление Ваших взглядов и убеждений? (Укажите не более 5 вариантов ответов)

1. семья

2. друзья

3. студенческая среда

4. преподаватели

5. общественная, культурная, спортивная жизнь учебного заведения

6. студенческие, молодежные общественные/политические организации

7. молодежная субкультура

8. средства массовой информации (телевидение, Интернет и др.)

9. культура, искусство (известные музыканты, актеры, писатели и др.)

10. политическая жизнь общества, государства

11. экономическая жизнь общества

12.другое (напишите)____________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.014 с.)