Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдел практического обучения

Поиск

Отдел практического обучения

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Уральского института

ГПС МЧС России

полковник внутренней службы

А.А. Францев

«____» _______________ 2011 г

 

Рабочая учебная программа

Учебной практики в должности пожарного

 

Направление 280100 Безопасность жизнедеятельности

Специальность 280104.65 – Пожарная безопасность

 

Екатеринбург

 

 

Рабочая учебная программа учебной практики в должности пожарного по направлению подготовки 280100 – Безопасность жизнедеятельности, по специальности 280104.65 – Пожарная безопасность. Екатеринбург: ФГОУ ВПО Уральский институт ГПС МЧС России, 2011. - 34 с.

 

Авторы: Клещев А.В., старший преподаватель – методист отдела практического обучения, майор внутренней службы; Яковлев Д.А., преподаватель – методист отдела практического обучения, капитан внутренней службы

 

 

Рецензенты:

Шихотов В.Б., заместитель начальника УОП и ПАСР ГУ МЧС России по Свердловской области, подполковник внутренней службы;

Бучельников Д.Ю., начальник учебно-научного комплекса организации пожаротушения Уральского института ГПС МЧС России, полковник внутренней службы.

 

Рабочая учебная программа учебной практики в должности пожарного определяет организацию и содержание практики в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 280104.65 – Пожарная безопасность и предназначена для студентов Уральского института ГПС МЧС России.

 

Программа одобрена на заседании методического совета Уральского института ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы.

 

Рабочая учебная программа одобрена на заседании методического совета института «____»_________2011г., протокол № ___

 

Рабочая учебная программа одобрена на заседании ученого совета института «____»_________2011г., протокол № ___

 

© ФГОУ ВПО Уральский институт ГПС МЧС России, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

Целью учебной практики является:

- формирование и развитие у обучающихся профессионального мастерства, необходимого для самостоятельной работы в должности пожарного.

Для достижения данной цели предусматривается решение следующих основных задач:

- формирование у обучающихся навыков работы в должности пожарного;

- закрепление теоретических знаний, полученных в институте, с целью всестороннего их использования в дальнейшей практической деятельности;

- сбор и обобщение информации, для дальнейшего использования в учебном процессе.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

В результате учебной практики в должности пожарного студенты должны:

Знать:

- требования нормативных и руководящих документов (приказов, указаний, рекомендаций, уставов, наставлений и др.) регулирующих деятельность ГПС при организации службы, тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и обеспечении пожарной безопасности;

- организацию караульной службы;

- основные тактико-технические характеристики и тактические возможности пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения, имеющихся в пожарной части (далее - ПЧ);

- опасные факторы пожара и их воздействие на людей, приемы и способы прекращения горения;

- основы ведения действий по тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на различных объектах;

- правила по охране труда при несении службы, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- обязанности пожарного при несении службы на постах, в дозорах и во внутреннем наряде;

- обязанности пожарного при тушении пожаров;

- условия выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке;

Уметь:

-принимать закреплённое за номерами пожарного расчёта пожарно-техническое вооружение;

- выполнять служебные обязанности при несении службы;

- уверенно работать с пожарно-спасательным вооружением и оборудованием;

- готовить к работе и применять пожарно-спасательную технику основного назначения и средства связи, имеющиеся на вооружении ПЧ;

- выполнять нормативы по пожарно-строевой подготовке;

- выполнять действия в составе пожарного расчета и дежурного караула при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- выполнять работы по спасанию людей и эвакуации имущества;

- использовать немеханизированный пожарный, аварийно-спасательный инструмент при проведении вспомогательных и обеспечивающих работ;

- работать с различными стволами и приборами подачи огнетушащих веществ;

Владеть навыками:

- обнаружения и устранения неисправностей при обслуживании и эксплуатации пожарно-технического вооружения;

- исполнения обязанностей пожарного при ведении основных действий при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

- использования первичных средств пожаротушения;

- выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В соответствии с рабочим учебным планом учебная практика в должности пожарного проводится в 6 семестре в течение 4-х недель. На изучение дисциплины «Практика в должности пожарного» отводится следующее количество часов:


всего учебных часов - 159 ч.;

семинары - 15 ч.;

практические занятия - 87 ч.;

самостоятельная подготовка - 49 ч.;

зачет - 8 ч.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование разделов и тем
  Раздел 1. Организация службы и подготовки. Организация и несение дежурной службы.
          Раздел 2. Пожарно-тактическая подготовка   Ликвидация горения. Выполнение специальных работ на пожаре. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тушение пожаров в сложных условиях. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в жилых зданиях. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в общественных зданиях. Тушение лесных пожаров и пожаров на торфопредприятиях.
    Раздел 3. Пожарно-техническая подготовка Первичные средства пожаротушения. Механизированный пожарный инструмент. Средства спасания и самоспасания. Гидравлическое оборудование. Пожарные рукава и оборудование. Пожарные автомобили. Основные принципы и этапы АСР при ДТП.  
      Раздел 4. Пожарно-строевая подготовка   Развёртывание сил и средств. Действия пожарного-спасателя при проведении поисково-спасательных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Работа с ручными пожарными лестницами и на автоцистерне с лестницей.
    Раздел 5. Пожарно – профилактическая подготовка   Общие принципы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

Учебная практика в должности пожарного проводится в подразделениях ГПС МЧС России.

На весь период практики студент закрепляется приказом начальника подразделения ГПС за наиболее подготовленным должностным лицом со стажем работы не менее 3-х лет, который на весь период практики для студента будет являться непосредственным руководителем практики.

Работа студента осуществляется согласно данной программы практики, установленного в подразделении графика (режима) работы, в соответствии с планирующими документами подразделения на отчетный период.

Основной формой выполнения программы практики является несение службы студентом в должности пожарного дежурной смены (караула) подразделений ФПС, кроме случаев работы на высотах (учениях, пожарах), в непригодной для дыхания среде, в зоне непосредственного контакта с огнем, с компрессорами для наполнения газовых баллонов и сосудов, с электроустановками пожарных и аварийно – спасательных автомобилей и прицепов и выполнению обязанностей на посту безопасности ГДЗС.

Во время прохождения практики студент обязан:

- в первый день учебной практики составить индивидуальный план прохождения практики в должности пожарного (приложение №1), согласовать с руководителем учебной практики и утвердить у начальника подразделения ГПС.

- добиваться усвоения материалапо темам программы и выполнения установленных нормативов;

- совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарно-техническим вооружением;

- соблюдать установленный распорядок дня, требования наставлений, приказов, правил по охране труда, правила ношения формы одежды, дисциплину;

- иметь с собой предметы личной гигиены;

- выполнять работы по обслуживанию пожарно-технического вооружения и оборудования.

- по окончании рабочего дня отчитываться о проделанной работе перед непосредственным руководителем практики.

- по окончании практики (ее результатам) составить отчет о проделанной работе.

Студент имеет право:

- пользоваться в установленном порядке служебной документацией, нормативной и другой литературой для успешного выполнения индивидуального плана практики;

- пользоваться в установленном порядке имеющимися в подразделении оргтехникой, техническими и другими средствами;

- вносить предложения руководству подразделения и института по совершенствованию организации и проведению практики, а также деятельности подразделения.

Все вопросы практики студент решает через начальника подразделения, непосредственного руководителя практики и руководителя практики от института.

Использование студентов для выполнения заданий, не предусмотренных программой, а также их перемещение из одного подразделения в другое без согласования с учебным заведением запрещается.

Рекомендуется установление режима работы студента при прохождении учебной практики в должности пожарного с 08.30 - 17.30

В период дежурства запрещается отлучаться из расположения пожарной части без разрешения начальника караула. Освобождение от учебной практики, за исключением случаев болезни, в каждом случае решается начальником института.

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН

РАЗДЕЛ 1

 

Организация службы и подготовки

Практическое занятие № 1.

Отработка порядка смены дежурства, приёмки пожарной техники и пожарно-технического вооружения, распределение личного состава для несения службы.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Смена караула, порядок и продолжительность. Подготовка к смене. Проведение развода караулов. Приём и сдача дежурства. Сигналы и команды, подаваемые при смене.

Размещение личного состава и пожарной техники.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- назначение и задачи караульной службы. Должностные лица караула, их подчиненность, права и обязанности. Допуск в служебные помещения. Порядок допуска лиц, прибывших в подразделение. Внутренний распорядок. Форму одежды личного состава дежурной смены. Порядок приведения дежурной смены в боеготовность после возвращения с пожара или занятий.

уметь:

- осуществлять приемку–сдачу дежурства. Соблюдать внутренний распорядок дня;

владеть:

- навыками по организации караульной службы

 

Учебная литература.

Основная литература: [1, 2, 3, 5,6, 7, 8, 9,]

 

РАЗДЕЛ 2

 

Пожарно-тактическая подготовка

 

И техногенного характера.

Определение ЧС природного и техногенного характера. Причины возникновения чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС. Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера.

Виды классификации ЧС (по источникам возникновения, масштабам распространения, количеству поражённых, величине ущерба). Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера для региона, где проходила практика. Возможные сценарии развития чрезвычайных ситуаций, катастроф и аварий.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера для региона, где проходила практика. Возможные сценарии развития чрезвычайных ситуаций, катастроф и аварий.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- определение ЧС природного и техногенного характера. Причины возникновения чрезвычайной ситуации. Сущность процессов и явлений, лежащих в основе ЧС. Условия спасения людей при ЧС природного и техногенного характера. Виды классификации ЧС (по источникам возникновения, масштабам распространения, количеству поражённых, величине ущерба).

Учебная литература.

Основная литература: [ 31 ].

Практическое занятие.

Решение пожарно-тактической задачи по тушению пожара в жилом здании.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Способы и технические средства эвакуации людей. Использование средств связи. Способы и схемы подачи огнетушащих веществ на пожар. Прокладка рукавных линий на высоты.

Правила по охране труда.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- особенности развития пожаров в жилых зданиях, ведения разведки пожара и действий личного состава на этажах, в подвалах, на чердаках;

уметь:

- сочетать боевые действия по тушению пожара со спасанием и эвакуацией людей;

владеть:

- способами и схемами подачи огнетушащих веществ на пожар

Учебная литература.

Основная литература: [5, 7, 20, 23, 24, 27].

 

Практическое занятие.

Решение пожарно-тактической задачи по тушению пожара в общественном здании.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Определение решающего направления боевых действий. Участки работ на пожаре.

Обеспечение безопасных путей эвакуации людей, организация работ по спасанию, эвакуации и размещению больных и детей. Взаимодействие с обслуживающим персоналом объектов. Использование плана эвакуации, оперативных планов и карточек тушения пожара. Огнетушащие вещества, способы их подачи на пожар.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- оперативно – тактическую характеристику больниц, школ, гостиниц. Действия первого подразделения, прибывшего на пожар;

уметь:

- использовать план эвакуации, оперативный план, карточку тушения пожара;

владеть:

- приемами и способами определения решающего направления на пожаре.

Учебная литература.

Основная литература: [5, 7, 20, 23, 24, 27].

 

Практическое занятие.

Решение пожарно-тактической задачи по тушению пожара в лесном массиве.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Организация тушения пожаров. Способы и технические средства эвакуации людей. Использование средств связи. Сочетание боевых действий по тушению пожара со спасанием и эвакуацией людей. Способы и схемы подачи средств тушения.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- особенности ведения разведки пожара, организацию поисковых групп, определение главных направлений и путей эвакуации;

уметь:

- действовать в условиях тушения пожаров в лесах;

владеть:

- способами и техническими средствами эвакуации людей. Сочетанием боевых действий по тушению пожара со спасанием и эвакуацией людей.

Учебная литература.

Основная литература: [5, 7, 20, 23, 24, 27, 29].

 

РАЗДЕЛ 3

Пожарно-техническая подготовка

Практическое занятие.

Работа с первичными средствами пожаротушения.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Гидравлические испытания корпусов огнетушителей, проверка качества зарядов. Зарядка и приведение в действие огнетушителей. Проверка пригодности огнетушителей. Заполнение эксплуатационной документации.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- классификацию огнетушителей, состав заряда, принцип действия, устройство, область применения;

уметь:

- пользоваться огнетушителями, вести эксплуатационную документацию;

иметь представление:

- проверке качества заряда, гидравлических испытаниях корпусов огнетушителей, их пригодности;

владеть:

- навыками работы первичными средствами пожаротушения.

Учебная литература.

Основная литература: [5, 11, 30].

 

Практическое занятие.

Работа с ручным пожарным и аварийно-спасательным инструментом.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

ГАСИ «Спрут», «Медведь». Назначение, краткая характеристика и порядок применения пожарного оборудования. Уход и сбережение.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- назначение, краткую характеристику и порядок применения механизированного инструмента;

уметь:

- использовать механизированный пожарный инструмент;

владеть:

- способами выявления неисправностей и их устранения.

Учебная литература.

Основная литература: [5, 30].

 

Практическое занятие.

Испытание средств спасания и самоспасания.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Особенности ухода за лестницами в зимнее время. Мероприятия, обеспечивающие безопасность при использовании.

Спасательные веревки, сроки и порядок испытания. Эксплуатационная документация. Правила охраны труда при использовании.

Пояс пожарный спасательный, карабин пожарный: сроки и порядок испытания. Эксплуатационная документация.

Испытание ручных пожарных лестниц, поясов пожарных спасательных и пожарных карабинов. Оформление документации.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- назначение, виды, устройство, технические характеристики ручных пожарных лестниц. Сроки испытаний средств спасания и самоспасания;

уметь:

- проводить проверку технического состояния средств спасания и самоспасания при приемке дежурства;

владеть:

- навыкамиведения эксплуатационной документации;

Учебная литература.

Основная литература: [5, 12, 13, 14, 19 ].

Практическое занятие.

Испытание пожарных рукавов.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Типы рукавов. Группы рукавов. Конструкция рукавов. Технические требования к напорным рукавам по ГОСТ. Подготовка рукавов к использованию. Эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и хранение напорных рукавов. Методика испытания напорных рукавов. Работы, выполняемые при ежедневном техническом обслуживании пожарного оборудования.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- назначение пожарных рукавов и рукавного оборудования. Классификацию пожарных рукавов;

уметь:

- проводить проверку технического состояния рукавного оборудования при приемке дежурства;

владеть:

- методамииспособами испытания пожарных рукавов и рукавного оборудования. Ведением эксплуатационной документации.

Учебная литература.

Основная литература: [5, 26, 30].

 

РАЗДЕЛ 4

Пожарно-строевая подготовка

РАЗДЕЛ 5

Пожарно-профилактическая подготовка

Зданий и сооружений.

Понятие профилактика пожаров и её задачи. Понятие горючая среда, источник зажигания и пути распространения пожара в зданиях и сооружениях. Конструктивные особенности зданий и сооружений института. Общие сведения о поведении строительных конструкций в условиях пожара, ликвидации ЧС. Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Возможные препятствия при вынужденной эвакуации в аварийной ситуации. Основные направления обеспечения безопасности людей на пожаре, ликвидации ЧС.

Дидактические единицы для самостоятельного изучения.

Возможные препятствия при вынужденной эвакуации в аварийной ситуации. Основные направления обеспечения безопасности людей на пожаре, ликвидации ЧС.

В результате изучения темы обучающиеся должны:

знать:

- общие сведения о поведении строительных конструкций в условиях пожара, ликвидации ЧС. Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Возможные препятствия при вынужденной эвакуации в аварийной

ситуации. Основные направления обеспечения безопасности людей на пожаре, ликвидации ЧС;

уметь:

- осуществлять наблюдения за противопожарным состоянием объекта;

Учебная литература.

Основная литература: [ 2, 3, 5 ].


 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИКИ

В течение практики студент собирает материалы к отчету по учебной практике в должности пожарного. По завершению прохождения практики он должен сформировать отчет. С отчетом обязательно должен ознакомиться непосредственный руководитель практики, после чего он дает письменный отзыв о выполнении студентом программы практики, приобретенных им умениях и навыках с выставлением оценки за практику. Данный отзыв заверяется подписью руководителя подразделения и печатью организации.

Отчет оформляется на стандартной бумаге формата A4 только машинописно, общим объемом не менее 30 страниц. В него включаются необходимые материалы, таблицы, рисунки, графики и т.п., в приложения – копии документации, отражающей непосредственную деятельность практиканта.

Форма титульного листа отчета по практике приведена в приложении №2

Предлагается следующая последовательность изложения материала в отчете по практике:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Характеристика подразделения - места прохождения практики

5. Описание непосредственных функциональных обязанностей и результатов, достигнутых в течение практики

6. Предложения по совершенствованию практики.

7. Заключение.

8. Литература.

9. Приложения.

При оформлении отчета следует ориентироваться на использование принятых в делопроизводстве методов.

Подготовленный материал представляется на бумажном носителе – листах формата А4 (210 х 297 мм) с оставлением полей; все страницы отчета нумеруются арабскими цифрами внизу страницы. Текст, рисунки и таблицы размещаются на одной стороне листа с соблюдением полей слева 2,5 см, сверху 1,5 см, снизу 1,5 см, справа 1,0 см. Рекомендуемый шрифт – «Times New Roman», размер шрифта – 12-14, расстояние между строками – 1,5 интервала.

Весь иллюстрированный материал может быть представлен таблицами и рисунками (схемы, диаграммы, блок-схемы и другой графический материал является рисунками), которые должны иметь соответствующий номер и название. В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки и другой графический материал.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Список литературы должен содержать перечень источников, используемых при выполнении отчета.

Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера; оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

Результаты практики подводятся в два этапа.

1 этап – в подразделении, где по результатам практики студенты представляют наработанные в процессе прохождения практики документы и сдают зачет руководству подразделения. Итоговая оценка выставляется в отчет по практике и отражается в отзыве на студента.

2 этап – в учебном заведении, где студенты защищают отчеты по практике в соответствии с графиком защиты.

Формальным основанием для допуска студента к сдаче зачета по практике является полностью оформленный отчет, индивидуальный план работы и отзыв, подписанные руководителем от базы практики и заверенные печатью подразделения.

Зачет по результатам практики принимает комиссия, назначаемая приказом начальника института, состоящая из научно-педагогического состава профилирующих кафедр, отдела практического обучения. Защита отчетов по практике, как правило, состоит в кратком докладе студента, его ответов на вопросы членов комиссии касающихся теоретической и практической подготовки.

При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом отчетных документов по практике, отзывы руководителей практики от подразделений, качество ответов на вопросы в ходе защиты отчетов.

В результате защиты отчетов по практике студенты получают оценку по пятибалльной шкале. Оценка одновременно проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и учи­тываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом института. В случае уважительной причины студенты, не получившие зачет по практике, направляются на повторное прохождение практики.

РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРАКТИКИ

Организация работы по руководству практикой осуществляется начальником подразделения, в котором она проводится.

На начальника подразделения возлагается:

организация полного выполнения программы, индивидуальных планов практики, контроль за их реализацией;

представление студентов личному составу подразделения, разъяснение их правового положения, роли и места руководителей практики и других сотрудников подразделения;

ознакомление студентов с обстановкой, задачами и компетенцией, структурой, установленным графиком (режимом) работы подразделения;

проведение инструктажа по правилам охраны труда и пожарной безопасности с отметкой в Журнале учета проведенных инструктажей с личным составом;

проведение воспитательной работы со студентами;

проведение входного (перед началом практики) и итогового (после окончания практики) контроля знаний студентов;

создание необходимых условий (обеспечение рабочим местом, необходимым имуществом, нормативными правовыми актами, литературой и т д.);

анализ работы студентов и оказанием им помощи в успешном выполнении программы практики;

обобщение итогов практики.

На непосредственного руководителя практики возлагается:

организация составления студентами в первый день практики индивидуального плана практики на весь период ее прохождения;

проведение занятий в объеме предусмотренном в настоящей программе;

контроль за соблюдением студентами правил по охране труда и технике безопасности при прохождении практики;

ознакомление студентов с противопожарным состоянием объектов, оперативной обстановкой с пожарами на участке (объекте, районе), характером и особенностями выполняемой работы в период практики;

повседневное руководство работой студентов;

постоянный учет и оценка работы студентов, контроль за ведением ими соответствующей документации, соблюдением дисциплины и установленного графика (режима) работы подразделения, изучение их личных и деловых качеств;

подготовка (по необходимости) для начальника подразделения материалов по итогам практики для обобщения и выработки предложений по ее совершенствованию;

составление на студента отзыва (приложение №3) по результатам практики и представление их начальнику подразделения на утверждение.

В отзыве непосредственный руководитель практики обязательно должен отразить:

качество выполнения студентом программы и индивидуального плана;

знание нормативных документов и умение пользоваться ими в работе;

наличие навыков в организации и несении караульной службы;

организаторские способности студента;

дисциплинированность, исполнительность;

оценку за практику и рекомендации по улучшению подготовки студентов.

 

Перечень вопросов

для подготовки к итоговому зачёту по учебной практике в должности пожарного

 

Организация службы и подготовки

 

1. Назначение, задачи и функции ГПС МЧС России.

2. Основные понятия:

- пожарная охрана;

- государственная противопожарная служба;

- чрезвычайная ситуация;

- готовность;

- караульная служба;

- силы и средства;

- караул (дежурная смена пожарного подразделения);

- расчёт на основном пожарном автомобиле.

3. Должностные лица дежурной смены.

4. Обязанности пожарного.

5. Состав внутреннего наряда дежурной смены.

6. Обязанности дневального по гаражу.

7. Обязанности дневального по служебным помещениям.

8. Допуск в служебные помещения пожарной части.

9. Порядок смены дежурства.

10. Приём и сдача дежурной смены.

11. Сигналы и команды, подаваемые при смене дежурства.

 

Пожарно-тактическая подготовка

1. Пожарная тактика и её задачи.

2. Виды огнетушащих веществ.

3. Силы и средства пожарной охраны.

4. Дать определение отделения пожарной охраны и караула.

5. Основы управления тушением пожара.

6. Факторы, способствующие развитию пожара.

7. Основные элементы зданий и сооружений.

8. Классификация зданий по назначению, этажности, степени огнестойкости.

9. Поведение железобетонных и деревянных конструкций в условиях пожара.

10. Меры по повышению предела огнестойкости конструкций.

11. Пути распространения огня.

12. Обязанности пожарного при тревоге и пути следования на пожар.

13. Цель и задачи разведки пожара.

14. Способы ведения разведки пожара.

15. Обязанности пожарного, входящего в состав разведки. Правила охраны труда.

16. Пути и способы спасания людей.

17. Обязанности пожарного при эвакуации материальных ценностей.

18. Роль первого ствола в тушении пожара.

19. Обязанности пожарного при вскрытии и разборке строительных конструкций. Правила охраны труда.

20. Выполнение специальных работ на пожаре.

21. Особенности тушения пожаров в сложных условиях (при недостатке воды, в условиях низких температур, при сильном ветре, на объектах с наличием взрывчатых и отравляющих веществ).

22. Особенности тушения пожаров в жилых зданиях.

23. Особенности тушения пожаров в общественных зданиях.

24. Особенности тушения пожаров в зданиях повышенной этажности.

 

Пожарно-техническая подготовка

 

1. Комплект боевой одежды, назначение, виды, правила сбережения, подгонки, боевой одежды.

2. Теплоотражательный костюм: назначение, комплектность, материал изготовления, область использования.

3. Назначение, устройство, правила эксплуатации и испытание пожарного пояса и карабина.

4. Снаряжение пожарного: назначение, комплектность и правила ухода за снаряжением.

5. Немеханизированный пожарный инструмент: назначение, типы ломов, багров, крюков, порядок применения, техническое обслуживание при хранении и эксплуатации.

6. Правила охраны труда при работе с немеханизированным пожарным инструментом.

7. Механизированный пожарный инструмент (гидравлический, пневматический, электрический), ГАСИ «Спрут», «Медведь», назначение, виды, область применения. Правила охраны труда с механизированным пожарным инструментом.

8. Назначение, комплектность электрозащитных средств, порядок использования. Правила охраны труда при резке электропроводов.

9. Порядок приемки при заступлении на дежурство и сроки испытания электрозащитных средств.

10. Спасательные веревки: назначение, устройство, правила испытания и проверки перед занятиями.

11. Назначение аварийно-спасательного инструмента ИРАС: устройство, виды работ, выполняемых с помощью ИРАС. Правила охраны труда при использовании.

12. Всасывающие рукава: виды, назначение, устройство и порядок их испытания. Правила размещения на пожарных автомобилях

13. Напорные рукава: назначение, виды, устройство, маркировка, правила размещения на пожарных автомобилях. Порядок их испытания, оформление результатов испытания.

14. Правила эксплуатации напорных пожарных рукавов в зимнее время.

15. Назначение, устройство, виды соединительных пожарных головок, область применения.

16. Водосборник: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы.

17. Всасывающая сетка: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы.

18. Пожарные стволы РC-70, РСК-50, ГПС-600, Пурга – 5, ОРТ – 50, РСП – 50, РСКЗ - 70, ПЛС, СВП-4 назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы.

19. Пожарные разветвления: назначение, устройство, виды, область применения.

20. Рукавное оборудование: зажимы, задержки, седла и мостики. Назначение, устройство, виды, область применения.

21. Лестница - палка: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы, охрана труда при использовании ЛП.

22. Лестница - штурмовка: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы, охрана труда при использовании ЛШ.

23. Выдвижная 3-х коленная лестница: назначение, устройство, правила проверки при смене караулов. Уход после работы, правила по охране труда при её использовании.

24. Сроки и порядок испытания ручных пожарных лестниц. Оформление результатов испытания.

25. Правила охраны труда при работе с пожарным оборудованием.

26. Классификация пожарных автомобилей. Основные конструктивные элементы пожарной автоцистерны, тактико-технические данные пожарных автомобилей, находящихся на вооружении учебной пожарной части института.

27. Правила охраны труда при работе на пожарных автоцистернах.

28. Дисциплина и правила ведения радиообмена.

29. Правила охраны труда при организации связи на пожаре.

30. Специальные пожарные автомобили: назначение, область применения, тактико – технические характеристики.

Пожарно-строевая подготовка

(практическая отработка упражнений)

 

1. Назначение и задачи ПСП.

2. Место ПСП в боевой подготовке личного состава Государственной противопожарной службы.

3. Взаимосвязь ПСП с другими дисциплинами.

4. Требования мер безопасности к пожарно-техническому вооружению и пожарной технике.

5. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Требования к боевой одежде и снаряжению.

6. Сбор и выезд по тревоге. Требования правил охраны труда.

7. Прокладка рукавной линии из скаток и "гармошки".

8. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатки, "восьмеркой".

9. Прокладка рукавных линий в лестничных клетках различными способами. Требования правил охраны труда.

10. Переноска, установка разветвления, присоединение рукавов к нему и работа, с действующими стволами лежа, стоя, с колена. Требования правил охраны труда.

11. Подъем рукавной линии на высоты при помощи ручных пожарных лестниц и спасательных веревок. Требования правил охраны труда.

12. Снятие, переноска, уста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.230 (0.011 с.)