Квалификация (степень) выпускника магистр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация (степень) выпускника магистр



Профиль подготовки: «Теория и история государства и права; история правовых учений»

Форма обучения: очная

 

Москва, 2013

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

 

 

Разработчик:

ГБОУ ВПО МГПУ доцент А.В.Львов

Рецензенты:

ФГБОУ ВПО МПГУ профессор М.В. Пономарев

ГБОУ ВПО МГПУ доцент А.В.Звонарев

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права

Протокол № 01 от «26» сентября2013 г.

 

Заведующий кафедрой

профессор, кандидат юридических наук Северухин Владимир Александрович

Списки литературы проверены и согласованы с наличием в Фундаментальной библиотеке ГБОУ ВПО МГПУ.

Заведующая филиалом библиотеки О.Б. Маслякова

на юридическом факультете

 

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра теории и истории государства и права, 2013

 

 

1. Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины является содействовать приобретению глубоких и упорядоченных знаний в области возникновение и развития теоретических знаний и представлений человека о таких явлениях как государство, право, политика, закон и др.; подготовить специалиста, обладающего знанием о роли и влиянии политических и правовых учений прошлого и настоящего и способного к творческому осмыслению и практическому применению опыта прошлого в своей профессиональной деятельности.

 

Задачи дисциплины:

– изучение типологических особенностей формирования и развития политико-правовых учений в условиях генезиса конкретных общественных систем,

– выявление основных этапов эволюции политических учений,

– анализ мировоззренческих основ концептуальных схем, положенных в основу тех или иных политических и правовых теорий и учений,

– формирование обобщающих знаний о субъектах политического процесса и основных общественных институтах, оказывающих существенное влияние на развитие политической и правовой теории,

– развитие умений, необходимых для рационально-критического анализа политических и правовых учений, выявления их социальной природы и взаимозависимостей с другими элементами общественной идеологии,

– формирование навыков по прогнозированию тенденций развития политической и правовой теории в современном обществе.

– ознакомление с состоянием научных исследований и научной проблематикой в области истории политических и правовых учений на современном этапе;

– расширение интеллектуального кругозора студента-юриста.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

История политических и правовых учений относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части ОП.

Областями профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина «История политических и правовых учений», являются разработка и реализация правовых норм, правовое обучение и воспитание.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Профильными для данной дисциплины являются нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая профессиональная деятельность магистров.

Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области нормотворческой деятельности:

– участие в подготовке нормативно-правовых актов;

в области правоприменительной деятельности:

– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

– составление юридических документов;

в области правоохранительной деятельности:

– обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

в области экспертно- консультационной деятельности:

– консультирование по вопросам права.

в области педагогической деятельности:

– преподавание правовых дисциплин;

– осуществление правового воспитания.

Для освоения дисциплины «История политических и правовых учений» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Теория государства и права», «История отечественного государства и права» «История зарубежного государства и права», «История Отечества», «Римского права»:

– анализ широкого круга социокультурных установок, формирующих идеологическую, концептуальную, методологическую, ценностно-мотивационную основу формирования определенных представлений о политике и праве как особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями и иными способами самоорганизации общества.

– представление о методологии и основных направлениях изучения политических и правовых учений, структурообразующих элементах политической и правовой теории, особенностях научного знания, юриспруденции и правотворчества в различные исторические эпохи;

– представление об эволюции политических и правовых учений с момента их зарождения до сегодняшнего времени, процессе формирования политических и правовых идей и доктрин в исторической ретроспективе;

– владение навыками анализа научного материала;

– понимание обусловленности политических и правовых учений экономической, политической, социальной структурами общества, национальными особенностями правосознания и традициями правопонимания и т.п.;

– знание типологии форм государства, политических режимов, форм правления и территориально-политического устройства государства;

– владение категориальным аппаратом юридической науки;

– умение анализировать социальные процессы и явления в контексте категорий законности, правопорядка, правомерного поведения;

– опыт аналитической деятельности в области теоретических и прикладных вопросов развития юридической науки;

– представление о политических и правовых учениях, оказавших влияние на становление и развитие отечественных государственно-правовых институтов;

– владение коммуникативными умениями, необходимыми для участия в учебных играх и дискуссиях, выполнения групповых учебно-исследовательских заданий;

– владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате реферата, эссе, статьи, экспертного заключения, рецензии, курсовой работы, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);

– владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Проблемы теории государства и права», «Конституционное право зарубежных стран», «Международное право», «Уголовное право», «Гражданское право», подготовки к Итоговой Государственной аттестации.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

Общекультурные компетенции:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

 

Профессиональные компетенции:

в правотворческой деятельности:

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в организационно-управленческой деятельности:

- способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

 

в научно-исследовательской деятельности:

способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать

– критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах древнего Востока, древней Индии и древнего Китая; политические и правовые учения древней Греции и Рима; политические и правовые идеи в исламской традиции; политические и правовые учения в феодальном обществе; возникновение буржуазной политико-правовой идеологии; теория естественного права; теория разделения властей; утопический социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX в. (Остин, Иеринг и др.) и XX в. (Дюги, Эрлих, Петражицкий, Кельзен и др.). Получить представление о месте, роли и социальной ценности истории политических и правовых учений в системе юридических наук; о важнейших политических и правовых понятиях и доктринах, а также формах их осмысления; об основных закономерностях возникновения и развития политических и правовых учений.

 

Уметь

– анализировать научные труды, представленные в курсе истории политических и правовых учений; сопоставлять разные теории и толковать их в соответствии с содержанием текстов научных трудов ученых-представителей данных теорий, документов и историческим контекстом; определять отличительные черты типов политической и правовой мысли, а также закономерности их развития; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике дисциплины, свободно оперировать понятиями курса истории политических и правовых учений.

 

Владеть

– навыками, необходимыми для научно-исследовательской и профессиональной деятельности;

– уметь формировать и аргументированного излагать собственное мнение, вести дискуссию, правильно и грамотно говорить.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
I  
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
подготовка к семинарским и практическим занятиям      
подготовка к контрольным работам и тестированию      
подготовка реферата, эссе      
другие виды работ      
Вид промежуточной аттестации: зачет      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Практические занятия Семинары СРС Всего
  Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений.          
  Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая          
  Античные политические и правовые учения          
  Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.)          
  Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)          
  Политическая и правовая мысль исламской цивилизации          
  Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.)          
  Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.)          
  Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв.          
  Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.          

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений.   Объект и предмет научной дисциплины «История политических и правовых учений». Понятие политико-правового учения. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Методологические принципы истории политических и правовых учений. История политических правовых учений в системе юридического образования.
  Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая Основные этапы развития политико-правового сознания в традиционном обществе. Особенности мифологического сознания. Переход от мифологического к религиозно-философскому мироощущению и влияние этого процесса на эволюцию политико-правовых воззрений. Теократические доктрины древнего мира (Египет, государства Междуречья, Иудея). Древнейиндийская литература «шрути» и «смрити». Идеология брахманизма. Влияние индуистской духовной культуры на политическое развитие индийского общества. Трактат «Артхашастра» и его значение в политической науке. Современный этап развития индуистской социально-политической идеологии. Буддизм как религиозная антитеза брахманистской традиции. Доктринальная специфика буддизма и ее влияние на социальный идеал буддистов. Эволюция понятия «дхарма». Политическая идеология в китайско-конфуцианской традиции. Понятия «дао», «дэ» и «фа». Идеологическая ориентация даосизма. Учение Лао-цзы. «Великое правление» (да чжи). Принцип у-вэй (деяние недеянием) как основа метода даосской власти. Учение Конфуция. Принцип чжен мин («исправления имен»). Конфуцианская критика писанных законов (фа). Эволюция конфуцианской концепции государства. Учение Мо-цзы (моизм). Шан Ян (Гуньсун Ян) и философская школа фа-цзя (легизм). Учение Хань Фэя как синтез легистской доктрины и конфуцианской традиции. Конфуцианская традиция на рубеже XIX-XX веков. Современный этап развития китайско-конфуцианской традиции. Китайский марксизм ХХ в. и современная реформаторская идеология.
  Античные политические и правовые учения Основные этапы развития политико-правовой мысли древней Греции и древнего Рима. Особенности античного миропонимания. Этическая и политико-правовая интерпретация мифов в поэмах Гомера и Гесиода. Базовые понятия древнегреческой политической и правовой мысли «дике», «темис», «номос», «эвномия», «хюбрис». Античная политическая мысль раннего периода (IX-VI вв. до н.э.). Семь мудрецов. Политико-правовые воззрения Пифагора. Философия Гераклита и его политико-правовые воззрения. Период расцвета древнегреческой политической и правовой мысли (V – пер. пол. IV вв. до н.э.). Учение Демокрита о государстве, праве и законах. Доктрина о соотношении естественного и искусственного в полисе. Политико-правовые воззрения софистов. Старшая и младшая софистика. Политическое учение и идеал Сократа. Политико-правовое учение Платона. Политическая наука и право в философской концепции Аристотеля. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вт. пол. IV – II вв. до н. э.). Политико-правовые воззрения Эпикура. Политико-правовые воззрения стоиков. Политико-правовое учение Полибия. Политико-правовая мысль древнего Рима. Деятельность римских юристов. Складывание канона «классических юристов» (Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин). Концепция справедливости Ульпиана. Римские юристы о праве и законе. Учение о государстве и праве Марка Туллия Цицерона.
  Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.) Христианство как основа европейской средневековой политико-правовой культуры. Эллинистический компонент раннехристианской традиции (космополитизм, стройная система познания, проблема личности свободы ее выбора). Патристика и христианские представления о дуализме власти. Концепция «двух градов» Аврелия Августина. Доктрина «двух мечей» и рост светских притязаний церкви при Иннокентии III. Развитие христианской политико-правовой идеологии в период схоластики. Теологическая картина мира и политико-правовое учение Фомы Аквинского. Идея всемирной монархии и образ идеального правителя в сочинениях Данте Алигьери. Политические идеи в трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира». Возрождение юридической науки в средневековой Европе.
  Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)   Особенности политико-правовой культуры Византии. Ее роль в становлении политико-правовой мысли древней Руси. Особенности древнерусской политико-правовой мысли. Понятия: «правда» и «закон». Политические и правовые идеи в XI-XIV вв. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.) – первый русский политический трактат. Формирование основных политико-этических понятий русской мысли. Политико-правовая теория в XV – пер.пол. XVII вв. Политическая полемика «стяжателей» и «нестяжателей» (иосифлян). Социально-политические воззрения Нила Сорского. Теория симфонии властей. Развитие идей Нила Сорского в работах Вассиана Патрикеева. Учение Максима Грека. Теория власти Иосифа Волоцкого (Санина). Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим». Политическая программа Ивана Пересветова. Политическая полемика Ивана IV Грозного и Андрея Курбского. Политико-правовая теория дьяка Ивана Тимофеева (Семенова).  
  Политическая и правовая мысль исламской цивилизации Возникновение и особенности мусульманской политико-правовой идеологии. Коран и сунна как первоисточник мусульманской правовой мысли. Мировоззренческие основы исламской традиции. Формирование исламской политической традиции. Понятия «имамат» и «халифат». Шииты и сунниты. Суннитские школы (мазхабы): ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Шариат и проблема развития мусульманского права (фикха). Понятии «адала» (справедливость). Принцип утвержденности истины («икрар ал-хакк»). Степени утвержденности истины. «Основа» и «ветви». Понятие «связанности» (акада). Обеспечение и восстановление справедливости. Концепция срединности в мусульманском праве. Учение Абу Наср Мухаммад аль-Фараби о добродетельном и невежественных городах. Политико-правовые аспекты философской концепции Абу-Али ибн Сины (Авицены). Рациональный метод познания и проблемы нормативного правового мышления в учении Абу-ль-Валида ибн Рушда (Аверроэса). Учение ибн Рушда об идеальном государстве. Политико-правовое учение Абд-ар-Рахмана ибн Халдуна. Ибн Халдун о цикличности общественного и политического развития. Понятие «мульк». Классическая теория халифата Абу-ль-Хасана аль-Маварди. Джемаль ад-Дин аль-Афгани и «исламская реформация» XIX в. Зарождение панисламской идеологии. Развитие политической идеологии в учениях мусульманских реформаторов Абд ар-Рахмана аль-Кавакаби и Муххаммеда Абдо. Концепция халифата (великого имамата) Мухаммеда Рашида Риды. Критика теории халифата Али Абдель Разиком. Современный исламский радикальный модернизаторский фундаментализм  
  Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.) Предпосылки процесса модернизации в европейском позднесредневековом обществе. Политико-правовые идеи в миропонимании Возрождения. Движение «гражданского гуманизма» в политико-правовой мысли итальянского Ренессанса. Политическое учение Н.Макиавелли. Социально-политические и духовные истоки Реформации. Доктринальное особенности реформационных учений и их ценностно-мотивационная ориентация. Влияние Реформации на складывание национальной политической культуры. Умеренное (бюргерское) и радикальное (крестьянско-плебейское) течения Реформации в Германии. Религиозно-политическое учение Мартина Лютера. Религиозно-политическое учение Жана Кальвина. Католическая реформа XVI в. Учреждение инквизиции и начало Контрреформации. Утопическая мысль. Понятие «утопия». Особенности утопической мысли. «Утопия» Томаса Мора. «Город Солнца» и «Монархия Мессии» Томмазо Кампанеллы. Социально-политическая природа абсолютизма. Роль религиозных войн в формировании идеологии абсолютизма. Политико-правовое учение Жана Бодена. Учение о суверенитете. Методологическая основа политико-правовой идеологии нового типа. Формирование ньютоновской научной картины мира и торжество идеи экспериментального, эмпирического знания. Человек и общество в метафизической картине мира. Идея единства естественных законов общества и природы. Политико-правовая идеология эпохи ранней буржуазной революции в Нидерландах. Гуго Гроций и его сочинение «О праве войны и мира». Понятие «естественного права» и морально-правовой императив общественных отношений. Развитие рационалистического подхода к проблемам общества и государства в трудах Бенедикта Спинозы. Политико-правовое учение Б.Спинозы. Теория конституционной монархии. Концепция патриархального происхождения государства Р.Фильмера. Учение Т.Гоббс о государстве и праве. Политическая идеология России. Идеология просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Социально-политическая программа И.Т. Посошкова. Политические и правовые воззрения Феофана Прокоповича и «теория просвещенного абсолютизма».  
  Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.) Особенности политико-правовой идеологии французского Просвещения. Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Теория о разделении властей. Учение о праве и государстве Жан-Жака Руссо. «Общественный договор» Руссо. Французская утопическая мысль. Политико-правовые воззрения Джона Локка. «Воинствующий консерватизм» Эдмунда Бёрка. Зарождение утилитаризма (И.Бентам). Бентамовский принцип полезности. Своеобразие американского Просвещения. Общественно-политические идеи Б.Франклина. Развитие американской общественно-политической идеологии в период конституционного строительства (Т. Джефферсон, Т.Пейн). «Федералист» (Дж.Адамс, А.Гамильтон, Дж. Мэдисон). Становление национальной политической культуры в Германии в эпоху Просвещения. Учение о государстве и праве С.Пуффендорфа. Политико-правовые воззрения Х.Томазия. Политические и правовые взгляды Х.Вольфа. Философия государства и права Иммануила Канта. Категорический императив Канта. Теория правового государства. Политико-правовая мысль итальянского Просвещения. Учение Д.Вико о политике, государстве и праве. Критика феодальной юстиции и обоснование гуманистических принципов уголовного права и процесса в работе Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Русская политико-правовая мысль. Модель ограниченной монархии в учении М.М.Щербатова. Политико-правовые взгляды С.Е.Десницкого. Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева. Политико-правовые воззрения М.М. Сперанского. Либеральный монархизм Н.М.Карамзина. Политические воззрения декабристов. Республиканская политическая программа в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Конституционные проекты Н.М. Муравьева.  
  Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв. Историческая школа права (Г.Гуго, К.-Ф.Савиньи, Г.Пухта). Философия государства и права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегелевская диалектика. Учение о правовом государстве. Либеральная политическая идеология. Политико-правовые воззрения Дж.С.Милля. Радикальный либерализм А.Б.Констана де Ребека. Проблемы «новой свободы» и неотъемлемых прав личности в учении Б.Констана де Ребека. Политическое учение Алексиса де Токвиля. Немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л.Штейн, К. фон Роттек). Политико-правовая концепция русского либерализма (К.Кавелин, Б.Чичерин, А.Градовский, Н. Коркунов). Консервативная политическая идеология. Консервативное течение английской политической мысли (С.Т.Кольридж, Б.Дизраэли, Т.Карлейль). Французская политическая мысль эпохи Реставрации (Ж. де Местр, Л.-Г.-А. де Бональд). Политическая утопия русских консерваторов и неоконсерваторов (К.Победоносцев, К.Леонтьев, Н. Данилевский, Л.Тихомиров). Теократическая утопия Вл.Соловьева. Идеологии «третьего пути» (христианская демократия, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Солидаризм и корпоративизм как базовые принципы идеологий «третьего пути». Солидаризм. Утверждение идей светской солидаристской идеологии во Франции в XIX в. (О.Конт). Идеи солидаризма в русской философии начала ХХ в. (Н.Лосский, С.Франк, И.Ильин). Юридический и социологический позитивизм. Учение юридического позитивизма Д.Остина. Социологичесий позитивизм Г.Спенсера. «Реалистическая» теория государства и права Рудольфа фон Иеринга. Социологическое направление немецкой государственно-правовой теории (Л. Гумплович). Дуалистическая теория государства Георга Еллинека. Неокантианская политико-правовая философия (Р.Штаммлер). Политико-правовые воззрения Фридриха Ницше. Политико-правовая концепция русского либерального и революционного народничества (Н. Михайловский, П.Лавров, П.Ткачев). «Русская идея» в политических концепциях славянофилов (А.Кошелев, И.Аксаков, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Ю.Самарин). Политико-правовая идеология западничества (А.Чаадаев, Н.Чернышевский, В.Белинский, А.Герцен, Н. Огарев). Анархизм. Традиции классического анархизма (анархо-индивидуализм М.Штирнера, анархо-федерализм П.Ж.Прудона и М.А.Бакунина, анархо-коммунизм П.А. Кропоткина). Анархо-синдикализм (Ж.Сорель). Доктрины утопического социализма К.А.Сен-Симона, Ф.М.Ш.Фурье, Р.Оуэна, Э.Кабэ. Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса о государстве и праве. Исторический материализм. Понятие отчуждения и проблема его преодоления в трудах К.Маркса. Классовый характер государства и права.  
  Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв. Аналитическая юриспруденция (Г.Харт). Позитивистский нормативизм (Чистая теория права) Ганса Кельзена. Прагматический позитивизм. (Д.Фрэнк). Концепция власти в философском позитивизме Г.Ф.Шершеневича. Социологический позитивизм (С.Муромцев, М.Ковалевский). Социологическая юриспруденция. Политико-правовые идеи солидаризма в XX веке (Э.Дюркгейм, Л.Дюги). Социологическая школа - О.Эрлих., Р.Паунд. Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. Правовой «реализм» («конструктивный скептицизм) и «неореализм» (А.Хегерстрём, А.Росс, К. Левеллин др.). Возрожденное естественное право. Русская школа возрожденного естественного права (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский). Послевоенное направление в естественном праве (Л.Фуллер, Р.Дворкин и др.). Концепция «общественного договора» Д.Роулза. Интегративная юриспруденция (П. Виноградов, А.Ященко). Правовая социология Питирима Сорокина. Либеральная идеология в ХХ в. – от классической концепции к социальному либерализму. Обновленная трактовка понятий «свобода», «социальная справедливость», принципа верховенства частной собственности. Изменение либеральной концепции государственной власти. Становление идеологии социального либерализма в США и Великобритании в начале ХХ в. (Т.Рузвельт, В.Вильсон, Д.Ллойд Джордж, Ф.Д.Рузвельт). Новый либерализм Л.Т.Хобхауса и Дж.А.Хобсона. Роль неклассической экономической теории в развитии социального либерализма. Юридический институционализм (М.Ориу) и идеология «государства благосостояния» (К.Г.Мюрдаль). Эволюция консервативной идеологии в ХХ в. Либертарная идеология – консервативный либерализм ХХ века (Ф.фон Хайек, Ф.фон Мизес, К.Поппер). Русский политический неоконсерватизм. «Вехи»: утопический социально-политический идеал и Новое Средневековье (С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Струве, С.Франк, И.Ильин). Либерально-консервативный синтез в условиях ускоренной модернизации. Этатистские концепции государственной власти. «Теория элит» (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, М.Вебер). Теории технократии (Дж.Бернхем, М.Дюверже). Историческая природа фашизма. Политическая идеология фашизма. Национал-социализм. Развитие марксистской идеологии в трудах «второго поколения» марксистов (К.Каутский, Э.Бернштейн, В.Плеханов, П.Лафарг). Предпосылки ревизии классического марксизма. Обоснование отказа от революционной философии и приоритета классового принципа в работе Э.Бернштейна «Социальные проблемы» (1899 г.). Политико-правовые взгляды В.И.Ленина. Дискуссии о советском праве и «революционная» теория права (Д.Курский, П. Стучка, М.Рейснер). Меновая теория права Е.Б. Пашуканиса. Совещание 1938 г. и официальное правопонимание (А.Вышинский). Попытки обновления идеологической базы социалистического строительства в 60-х-80-х гг. Новые подходы к праву (С.Кечекьян, А. Пионтковский, А.Стальгевич, Я.Миколенко). Либертарная концепция В.С.Нерсесянца. Западный марксизм во второй половине ХХ в. Неомарксизм и «новые левые» (Д.Лукач, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр).  
           

 

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля Количество часов/зачетных единиц Формируемые компетенции Общее количество компетенций
Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений   ОК-1 ОК-3 ПК-2       ПК-10  
Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая   ОК-1 ОК-3            
Античные политические и правовые учения   ОК-1 ОК-2         ПК-10  
Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.)   ОК-1 ОК-2            
Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)   ОК-1 ОК-3         П К-10  
Политическая и правовая мысль исламской цивилизации   ОК-1 ОК-2         П К-10  
Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.)   ОК-1 ОК-3            
Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.)   ОК-1 ОК-2     ПК-11      
Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв.   ОК-1 ОК-2 ОК-3       ПК-10  
Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.   ОК-1 ОК-2 ОК-3       ПК-10  

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
Лекционное Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений Обзорная лекция 2/2
Лекционное Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая Информационная лекция 2/2
Практическое Античные политические и правовые учения Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.) Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.) Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политическая и правовая мысль исламской цивилизации Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.) Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.) Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв. Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
Практическое Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв. Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум  
      32/4

 

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.051 с.)