Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Квалификация (степень) выпускника магистр
Профиль подготовки: «Теория и история государства и права; история правовых учений»
Форма обучения: очная
Москва, 2013
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.
Разработчик:
ГБОУ ВПО МГПУ доцент А.В.Львов
Рецензенты:
ФГБОУ ВПО МПГУ профессор М.В. Пономарев
ГБОУ ВПО МГПУ доцент А.В.Звонарев
Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права
Протокол № 01 от «26» сентября2013 г.
Заведующий кафедрой
профессор, кандидат юридических наук Северухин Владимир Александрович
Списки литературы проверены и согласованы с наличием в Фундаментальной библиотеке ГБОУ ВПО МГПУ.
Заведующая филиалом библиотеки О.Б. Маслякова
на юридическом факультете
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013
© Кафедра теории и истории государства и права, 2013
1. Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины является содействовать приобретению глубоких и упорядоченных знаний в области возникновение и развития теоретических знаний и представлений человека о таких явлениях как государство, право, политика, закон и др.; подготовить специалиста, обладающего знанием о роли и влиянии политических и правовых учений прошлого и настоящего и способного к творческому осмыслению и практическому применению опыта прошлого в своей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
– изучение типологических особенностей формирования и развития политико-правовых учений в условиях генезиса конкретных общественных систем,
– выявление основных этапов эволюции политических учений,
– анализ мировоззренческих основ концептуальных схем, положенных в основу тех или иных политических и правовых теорий и учений,
– формирование обобщающих знаний о субъектах политического процесса и основных общественных институтах, оказывающих существенное влияние на развитие политической и правовой теории,
– развитие умений, необходимых для рационально-критического анализа политических и правовых учений, выявления их социальной природы и взаимозависимостей с другими элементами общественной идеологии,
– формирование навыков по прогнозированию тенденций развития политической и правовой теории в современном обществе.
– ознакомление с состоянием научных исследований и научной проблематикой в области истории политических и правовых учений на современном этапе;
– расширение интеллектуального кругозора студента-юриста.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО
История политических и правовых учений относится к циклу профессиональных дисциплин и входит в состав базовой части ОП.
Областями профессиональной деятельности магистров, на которые ориентирует дисциплина «История политических и правовых учений», являются разработка и реализация правовых норм, правовое обучение и воспитание.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности магистров: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
Профильными для данной дисциплины являются нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая профессиональная деятельность магистров.
Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:
в области нормотворческой деятельности:
– участие в подготовке нормативно-правовых актов;
в области правоприменительной деятельности:
– обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
– составление юридических документов;
в области правоохранительной деятельности:
– обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
в области экспертно- консультационной деятельности:
– консультирование по вопросам права.
в области педагогической деятельности:
– преподавание правовых дисциплин;
– осуществление правового воспитания.
Для освоения дисциплины «История политических и правовых учений» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Теория государства и права», «История отечественного государства и права» «История зарубежного государства и права», «История Отечества», «Римского права»:
– анализ широкого круга социокультурных установок, формирующих идеологическую, концептуальную, методологическую, ценностно-мотивационную основу формирования определенных представлений о политике и праве как особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями и иными способами самоорганизации общества.
– представление о методологии и основных направлениях изучения политических и правовых учений, структурообразующих элементах политической и правовой теории, особенностях научного знания, юриспруденции и правотворчества в различные исторические эпохи;
– представление об эволюции политических и правовых учений с момента их зарождения до сегодняшнего времени, процессе формирования политических и правовых идей и доктрин в исторической ретроспективе;
– владение навыками анализа научного материала;
– понимание обусловленности политических и правовых учений экономической, политической, социальной структурами общества, национальными особенностями правосознания и традициями правопонимания и т.п.;
– знание типологии форм государства, политических режимов, форм правления и территориально-политического устройства государства;
– владение категориальным аппаратом юридической науки;
– умение анализировать социальные процессы и явления в контексте категорий законности, правопорядка, правомерного поведения;
– опыт аналитической деятельности в области теоретических и прикладных вопросов развития юридической науки;
– представление о политических и правовых учениях, оказавших влияние на становление и развитие отечественных государственно-правовых институтов;
– владение коммуникативными умениями, необходимыми для участия в учебных играх и дискуссиях, выполнения групповых учебно-исследовательских заданий;
– владение функциональными навыками, необходимыми для выполнения письменных учебных зданий в формате реферата, эссе, статьи, экспертного заключения, рецензии, курсовой работы, графического моделирования (перевода информации в графическую форму);
– владение основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе связанными с работой на компьютере и в глобальной информационной сети.
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Проблемы теории государства и права», «Конституционное право зарубежных стран», «Международное право», «Уголовное право», «Гражданское право», подготовки к Итоговой Государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные компетенции:
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
Профессиональные компетенции:
в правотворческой деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в организационно-управленческой деятельности:
- способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
– критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах древнего Востока, древней Индии и древнего Китая; политические и правовые учения древней Греции и Рима; политические и правовые идеи в исламской традиции; политические и правовые учения в феодальном обществе; возникновение буржуазной политико-правовой идеологии; теория естественного права; теория разделения властей; утопический социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX в. (Остин, Иеринг и др.) и XX в. (Дюги, Эрлих, Петражицкий, Кельзен и др.). Получить представление о месте, роли и социальной ценности истории политических и правовых учений в системе юридических наук; о важнейших политических и правовых понятиях и доктринах, а также формах их осмысления; об основных закономерностях возникновения и развития политических и правовых учений.
Уметь
– анализировать научные труды, представленные в курсе истории политических и правовых учений; сопоставлять разные теории и толковать их в соответствии с содержанием текстов научных трудов ученых-представителей данных теорий, документов и историческим контекстом; определять отличительные черты типов политической и правовой мысли, а также закономерности их развития; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблематике дисциплины, свободно оперировать понятиями курса истории политических и правовых учений.
Владеть
– навыками, необходимыми для научно-исследовательской и профессиональной деятельности;
– уметь формировать и аргументированного излагать собственное мнение, вести дискуссию, правильно и грамотно говорить.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| I
| | Аудиторные занятия (всего)
|
|
| | В том числе:
| | | | Лекции (Л)
|
|
| | Практические занятия (ПЗ)
|
|
| | Семинары (С)
| | | | Самостоятельная работа (всего)
|
|
| | В том числе:
| | | | подготовка к семинарским и практическим занятиям
|
|
| | подготовка к контрольным работам и тестированию
|
|
| | подготовка реферата, эссе
|
|
| | другие виды работ
|
|
| | Вид промежуточной аттестации: зачет
| | | | Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
| | 5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
(элемента модуля)
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары
| СРС
| Всего
|
| Предмет и методологические проблемы
истории политических и правовых учений.
|
|
|
|
|
|
| Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая
|
|
|
|
|
|
| Античные политические и правовые учения
|
|
|
|
|
|
| Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.)
|
|
|
|
|
|
| Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)
|
|
|
|
|
|
| Политическая и правовая мысль исламской цивилизации
|
|
|
|
|
|
| Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.)
|
|
|
|
|
|
| Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.)
|
|
|
|
|
|
| Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв.
|
|
|
|
|
|
| Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.
|
|
|
|
|
| 5.2. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
|
| Предмет и методологические проблемы
истории политических и правовых учений.
| Объект и предмет научной дисциплины «История политических и правовых учений». Понятие политико-правового учения. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Методологические принципы истории политических и правовых учений. История политических правовых учений в системе юридического образования.
|
| Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая
| Основные этапы развития политико-правового сознания в традиционном обществе. Особенности мифологического сознания. Переход от мифологического к религиозно-философскому мироощущению и влияние этого процесса на эволюцию политико-правовых воззрений. Теократические доктрины древнего мира (Египет, государства Междуречья, Иудея).
Древнейиндийская литература «шрути» и «смрити». Идеология брахманизма. Влияние индуистской духовной культуры на политическое развитие индийского общества. Трактат «Артхашастра» и его значение в политической науке. Современный этап развития индуистской социально-политической идеологии.
Буддизм как религиозная антитеза брахманистской традиции. Доктринальная специфика буддизма и ее влияние на социальный идеал буддистов. Эволюция понятия «дхарма».
Политическая идеология в китайско-конфуцианской традиции. Понятия «дао», «дэ» и «фа».
Идеологическая ориентация даосизма. Учение Лао-цзы. «Великое правление» (да чжи). Принцип у-вэй (деяние недеянием) как основа метода даосской власти.
Учение Конфуция. Принцип чжен мин («исправления имен»). Конфуцианская критика писанных законов (фа). Эволюция конфуцианской концепции государства.
Учение Мо-цзы (моизм).
Шан Ян (Гуньсун Ян) и философская школа фа-цзя (легизм). Учение Хань Фэя как синтез легистской доктрины и конфуцианской традиции.
Конфуцианская традиция на рубеже XIX-XX веков. Современный этап развития китайско-конфуцианской традиции. Китайский марксизм ХХ в. и современная реформаторская идеология.
|
| Античные политические и правовые учения
| Основные этапы развития политико-правовой мысли древней Греции и древнего Рима. Особенности античного миропонимания.
Этическая и политико-правовая интерпретация мифов в поэмах Гомера и Гесиода. Базовые понятия древнегреческой политической и правовой мысли «дике», «темис», «номос», «эвномия», «хюбрис».
Античная политическая мысль раннего периода (IX-VI вв. до н.э.). Семь мудрецов. Политико-правовые воззрения Пифагора. Философия Гераклита и его политико-правовые воззрения.
Период расцвета древнегреческой политической и правовой мысли (V – пер. пол. IV вв. до н.э.). Учение Демокрита о государстве, праве и законах. Доктрина о соотношении естественного и искусственного в полисе. Политико-правовые воззрения софистов. Старшая и младшая софистика.
Политическое учение и идеал Сократа.
Политико-правовое учение Платона.
Политическая наука и право в философской концепции Аристотеля.
Политико-правовая мысль периода эллинизма (вт. пол. IV – II вв. до н. э.). Политико-правовые воззрения Эпикура.
Политико-правовые воззрения стоиков.
Политико-правовое учение Полибия.
Политико-правовая мысль древнего Рима. Деятельность римских юристов. Складывание канона «классических юристов» (Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин). Концепция справедливости Ульпиана. Римские юристы о праве и законе.
Учение о государстве и праве Марка Туллия Цицерона.
|
| Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.)
| Христианство как основа европейской средневековой политико-правовой культуры. Эллинистический компонент раннехристианской традиции (космополитизм, стройная система познания, проблема личности свободы ее выбора). Патристика и христианские представления о дуализме власти. Концепция «двух градов» Аврелия Августина.
Доктрина «двух мечей» и рост светских притязаний церкви при Иннокентии III.
Развитие христианской политико-правовой идеологии в период схоластики. Теологическая картина мира и политико-правовое учение Фомы Аквинского.
Идея всемирной монархии и образ идеального правителя в сочинениях Данте Алигьери.
Политические идеи в трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира».
Возрождение юридической науки в средневековой Европе.
|
| Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)
| Особенности политико-правовой культуры Византии. Ее роль в становлении политико-правовой мысли древней Руси. Особенности древнерусской политико-правовой мысли. Понятия: «правда» и «закон».
Политические и правовые идеи в XI-XIV вв. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.) – первый русский политический трактат. Формирование основных политико-этических понятий русской мысли.
Политико-правовая теория в XV – пер.пол. XVII вв. Политическая полемика «стяжателей» и «нестяжателей» (иосифлян). Социально-политические воззрения Нила Сорского. Теория симфонии властей. Развитие идей Нила Сорского в работах Вассиана Патрикеева. Учение Максима Грека.
Теория власти Иосифа Волоцкого (Санина). Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
Политическая программа Ивана Пересветова.
Политическая полемика Ивана IV Грозного и Андрея Курбского.
Политико-правовая теория дьяка Ивана Тимофеева (Семенова).
| |
| Политическая и правовая мысль исламской цивилизации
| Возникновение и особенности мусульманской политико-правовой идеологии. Коран и сунна как первоисточник мусульманской правовой мысли. Мировоззренческие основы исламской традиции.
Формирование исламской политической традиции. Понятия «имамат» и «халифат». Шииты и сунниты. Суннитские школы (мазхабы): ханифитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский. Шариат и проблема развития мусульманского права (фикха).
Понятии «адала» (справедливость). Принцип утвержденности истины («икрар ал-хакк»). Степени утвержденности истины. «Основа» и «ветви». Понятие «связанности» (акада). Обеспечение и восстановление справедливости. Концепция срединности в мусульманском праве.
Учение Абу Наср Мухаммад аль-Фараби о добродетельном и невежественных городах. Политико-правовые аспекты философской концепции Абу-Али ибн Сины (Авицены). Рациональный метод познания и проблемы нормативного правового мышления в учении Абу-ль-Валида ибн Рушда (Аверроэса). Учение ибн Рушда об идеальном государстве.
Политико-правовое учение Абд-ар-Рахмана ибн Халдуна. Ибн Халдун о цикличности общественного и политического развития. Понятие «мульк».
Классическая теория халифата Абу-ль-Хасана аль-Маварди.
Джемаль ад-Дин аль-Афгани и «исламская реформация» XIX в. Зарождение панисламской идеологии. Развитие политической идеологии в учениях мусульманских реформаторов Абд ар-Рахмана аль-Кавакаби и Муххаммеда Абдо. Концепция халифата (великого имамата) Мухаммеда Рашида Риды. Критика теории халифата Али Абдель Разиком. Современный исламский радикальный модернизаторский фундаментализм
| |
| Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.)
| Предпосылки процесса модернизации в европейском позднесредневековом обществе. Политико-правовые идеи в миропонимании Возрождения. Движение «гражданского гуманизма» в политико-правовой мысли итальянского Ренессанса.
Политическое учение Н.Макиавелли.
Социально-политические и духовные истоки Реформации. Доктринальное особенности реформационных учений и их ценностно-мотивационная ориентация. Влияние Реформации на складывание национальной политической культуры. Умеренное (бюргерское) и радикальное (крестьянско-плебейское) течения Реформации в Германии. Религиозно-политическое учение Мартина Лютера. Религиозно-политическое учение Жана Кальвина.
Католическая реформа XVI в. Учреждение инквизиции и начало Контрреформации.
Утопическая мысль. Понятие «утопия». Особенности утопической мысли. «Утопия» Томаса Мора. «Город Солнца» и «Монархия Мессии» Томмазо Кампанеллы.
Социально-политическая природа абсолютизма. Роль религиозных войн в формировании идеологии абсолютизма. Политико-правовое учение Жана Бодена. Учение о суверенитете.
Методологическая основа политико-правовой идеологии нового типа. Формирование ньютоновской научной картины мира и торжество идеи экспериментального, эмпирического знания. Человек и общество в метафизической картине мира. Идея единства естественных законов общества и природы.
Политико-правовая идеология эпохи ранней буржуазной революции в Нидерландах. Гуго Гроций и его сочинение «О праве войны и мира». Понятие «естественного права» и морально-правовой императив общественных отношений.
Развитие рационалистического подхода к проблемам общества и государства в трудах Бенедикта Спинозы. Политико-правовое учение Б.Спинозы. Теория конституционной монархии.
Концепция патриархального происхождения государства Р.Фильмера. Учение Т.Гоббс о государстве и праве.
Политическая идеология России. Идеология просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Социально-политическая программа И.Т. Посошкова. Политические и правовые воззрения Феофана Прокоповича и «теория просвещенного абсолютизма».
| |
| Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.)
| Особенности политико-правовой идеологии французского Просвещения.
Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Теория о разделении властей.
Учение о праве и государстве Жан-Жака Руссо. «Общественный договор» Руссо. Французская утопическая мысль.
Политико-правовые воззрения Джона Локка. «Воинствующий консерватизм» Эдмунда Бёрка. Зарождение утилитаризма (И.Бентам). Бентамовский принцип полезности.
Своеобразие американского Просвещения. Общественно-политические идеи Б.Франклина. Развитие американской общественно-политической идеологии в период конституционного строительства (Т. Джефферсон, Т.Пейн). «Федералист» (Дж.Адамс, А.Гамильтон, Дж. Мэдисон).
Становление национальной политической культуры в Германии в эпоху Просвещения. Учение о государстве и праве С.Пуффендорфа. Политико-правовые воззрения Х.Томазия. Политические и правовые взгляды Х.Вольфа.
Философия государства и права Иммануила Канта. Категорический императив Канта. Теория правового государства.
Политико-правовая мысль итальянского Просвещения. Учение Д.Вико о политике, государстве и праве. Критика феодальной юстиции и обоснование гуманистических принципов уголовного права и процесса в работе Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях».
Русская политико-правовая мысль. Модель ограниченной монархии в учении М.М.Щербатова. Политико-правовые взгляды С.Е.Десницкого. Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева. Политико-правовые воззрения М.М. Сперанского. Либеральный монархизм Н.М.Карамзина. Политические воззрения декабристов. Республиканская политическая программа в «Русской Правде» П.И. Пестеля. Конституционные проекты Н.М. Муравьева.
| |
| Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв.
| Историческая школа права (Г.Гуго, К.-Ф.Савиньи, Г.Пухта).
Философия государства и права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегелевская диалектика. Учение о правовом государстве.
Либеральная политическая идеология. Политико-правовые воззрения Дж.С.Милля. Радикальный либерализм А.Б.Констана де Ребека. Проблемы «новой свободы» и неотъемлемых прав личности в учении Б.Констана де Ребека. Политическое учение Алексиса де Токвиля. Немецкий либерализм (В. фон Гумбольдт, Л.Штейн, К. фон Роттек). Политико-правовая концепция русского либерализма (К.Кавелин, Б.Чичерин, А.Градовский, Н. Коркунов).
Консервативная политическая идеология. Консервативное течение английской политической мысли (С.Т.Кольридж, Б.Дизраэли, Т.Карлейль). Французская политическая мысль эпохи Реставрации (Ж. де Местр, Л.-Г.-А. де Бональд). Политическая утопия русских консерваторов и неоконсерваторов (К.Победоносцев, К.Леонтьев, Н. Данилевский, Л.Тихомиров). Теократическая утопия Вл.Соловьева.
Идеологии «третьего пути» (христианская демократия, солидаризм, народничество, анархо-синдикализм). Солидаризм и корпоративизм как базовые принципы идеологий «третьего пути».
Солидаризм. Утверждение идей светской солидаристской идеологии во Франции в XIX в. (О.Конт). Идеи солидаризма в русской философии начала ХХ в. (Н.Лосский, С.Франк, И.Ильин).
Юридический и социологический позитивизм. Учение юридического позитивизма Д.Остина. Социологичесий позитивизм Г.Спенсера.
«Реалистическая» теория государства и права Рудольфа фон Иеринга. Социологическое направление немецкой государственно-правовой теории (Л. Гумплович). Дуалистическая теория государства Георга Еллинека. Неокантианская политико-правовая философия (Р.Штаммлер).
Политико-правовые воззрения Фридриха Ницше.
Политико-правовая концепция русского либерального и революционного народничества (Н. Михайловский, П.Лавров, П.Ткачев). «Русская идея» в политических концепциях славянофилов (А.Кошелев, И.Аксаков, К.Аксаков, А.Хомяков, И.Киреевский, Ю.Самарин). Политико-правовая идеология западничества (А.Чаадаев, Н.Чернышевский, В.Белинский, А.Герцен, Н. Огарев).
Анархизм. Традиции классического анархизма (анархо-индивидуализм М.Штирнера, анархо-федерализм П.Ж.Прудона и М.А.Бакунина, анархо-коммунизм П.А. Кропоткина). Анархо-синдикализм (Ж.Сорель).
Доктрины утопического социализма К.А.Сен-Симона, Ф.М.Ш.Фурье, Р.Оуэна, Э.Кабэ.
Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса о государстве и праве. Исторический материализм. Понятие отчуждения и проблема его преодоления в трудах К.Маркса. Классовый характер государства и права.
| |
| Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.
| Аналитическая юриспруденция (Г.Харт). Позитивистский нормативизм (Чистая теория права) Ганса Кельзена. Прагматический позитивизм. (Д.Фрэнк). Концепция власти в философском позитивизме Г.Ф.Шершеневича. Социологический позитивизм (С.Муромцев, М.Ковалевский).
Социологическая юриспруденция. Политико-правовые идеи солидаризма в XX веке (Э.Дюркгейм, Л.Дюги). Социологическая школа - О.Эрлих., Р.Паунд.
Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. Правовой «реализм» («конструктивный скептицизм) и «неореализм» (А.Хегерстрём, А.Росс, К. Левеллин др.).
Возрожденное естественное право. Русская школа возрожденного естественного права (П.И.Новгородцев, Б.А.Кистяковский).
Послевоенное направление в естественном праве (Л.Фуллер, Р.Дворкин и др.).
Концепция «общественного договора» Д.Роулза.
Интегративная юриспруденция (П. Виноградов, А.Ященко).
Правовая социология Питирима Сорокина.
Либеральная идеология в ХХ в. – от классической концепции к социальному либерализму. Обновленная трактовка понятий «свобода», «социальная справедливость», принципа верховенства частной собственности. Изменение либеральной концепции государственной власти. Становление идеологии социального либерализма в США и Великобритании в начале ХХ в. (Т.Рузвельт, В.Вильсон, Д.Ллойд Джордж, Ф.Д.Рузвельт). Новый либерализм Л.Т.Хобхауса и Дж.А.Хобсона. Роль неклассической экономической теории в развитии социального либерализма. Юридический институционализм (М.Ориу) и идеология «государства благосостояния» (К.Г.Мюрдаль).
Эволюция консервативной идеологии в ХХ в. Либертарная идеология – консервативный либерализм ХХ века (Ф.фон Хайек, Ф.фон Мизес, К.Поппер).
Русский политический неоконсерватизм. «Вехи»: утопический социально-политический идеал и Новое Средневековье (С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Струве, С.Франк, И.Ильин).
Либерально-консервативный синтез в условиях ускоренной модернизации. Этатистские концепции государственной власти. «Теория элит» (Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс, М.Вебер). Теории технократии (Дж.Бернхем, М.Дюверже).
Историческая природа фашизма. Политическая идеология фашизма. Национал-социализм.
Развитие марксистской идеологии в трудах «второго поколения» марксистов (К.Каутский, Э.Бернштейн, В.Плеханов, П.Лафарг). Предпосылки ревизии классического марксизма. Обоснование отказа от революционной философии и приоритета классового принципа в работе Э.Бернштейна «Социальные проблемы» (1899 г.). Политико-правовые взгляды В.И.Ленина.
Дискуссии о советском праве и «революционная» теория права (Д.Курский, П. Стучка, М.Рейснер). Меновая теория права Е.Б. Пашуканиса. Совещание 1938 г. и официальное правопонимание (А.Вышинский).
Попытки обновления идеологической базы социалистического строительства в 60-х-80-х гг. Новые подходы к праву (С.Кечекьян, А. Пионтковский, А.Стальгевич, Я.Миколенко). Либертарная концепция В.С.Нерсесянца.
Западный марксизм во второй половине ХХ в. Неомарксизм и «новые левые» (Д.Лукач, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Ж.-П.Сартр).
| | | | | | | |
5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Наименование дисциплинарного модуля
| Количество часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
| Общее количество компетенций
| Предмет и методологические проблемы
истории политических и правовых учений
|
| ОК-1
| ОК-3
| ПК-2
| | | | ПК-10
|
| Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая
|
| ОК-1
| ОК-3
| | | | | |
| Античные политические и правовые учения
|
| ОК-1
| ОК-2
| | | | | ПК-10
|
| Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.)
|
| ОК-1
| ОК-2
| | | | | |
| Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)
|
| ОК-1
| ОК-3
| | | | | П К-10
|
| Политическая и правовая мысль исламской цивилизации
|
| ОК-1
| ОК-2
| | | | | П К-10
|
| Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.)
|
| ОК-1
| ОК-3
| | | | | |
| Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.)
|
| ОК-1
| ОК-2
| | | ПК-11
| | |
| Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв.
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| | | | ПК-10
|
| Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.
|
| ОК-1
| ОК-2
| ОК-3
| | | | ПК-10
|
|
Образовательные технологии
Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)
| Тема занятия
| Образовательные технологии
(в том числе интерактивные)
| Объем, ауд.
часов/в том
числе в интерактивной
форме
| Лекционное
| Предмет и методологические проблемы истории политических и правовых учений
| Обзорная лекция
| 2/2
| Лекционное
| Политико-правовые воззрения в эпоху древних цивилизаций. Политическая и правовая мысль древней Индии и древнего Китая
| Информационная лекция
| 2/2
| Практическое
| Античные политические и правовые учения
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политические и правовые учения Западной Европы (V-XIV вв.)
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политическая и правовая мысль древней Руси (XI-XVI вв.)
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политическая и правовая мысль исламской цивилизации
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политическая и правовая мысль в Европе в период раннего Нового времени (XV-XVII вв.)
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политические и правовые учения эпохи Просвещения и ранних буржуазных революций (XVIII - начало XIX вв.)
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политическая и правовая мысль в XIX – начале ХХ вв.
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| Практическое
| Политическая и правовая мысль в ХХ – начале XXI вв.
| Семинар-беседа с элементами дискуссии, практикум
|
| | | | 32/4
|
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
|