Кафедра технологии внешнеторговых сделок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра технологии внешнеторговых сделок



Кафедра технологии внешнеторговых сделок

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе, профессор

________________А.А.Вологдин

«» _________________2010г.

Программа по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

для студентов дневных отделений

факультета экономистов-международников,

факультета внешнеторгового менеджмента,

международно-правового факультета

факультета финансов

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры.

Протокол № 10 от «10» мая 2010 г.

 

Москва, 2010


 

 

Разработчик программы: к.т.н., профессор В.Д.Зазулинский;

Рецензент: к.в.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга В.В. Кочетков

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организационно-методический раздел  
2. Распределение учебных часов по дисциплине  
3. Система оценки знаний студентов  
4. Содержание дисциплины  
5. Темы семинарских занятий  
6. Контрольные вопросы для самостоятельной работы  
7. Перечень вопросов к зачету  
8. Рекомендуемая литература  

 

 


I. Организационно-методический раздел

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина. Это наука о сохранении здоровья и безопасности человек в среде обитания, призванная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать и осуществлять методы и средства защиты человека, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Настоящая программа разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Госкомвуза от 03.06.1995 и примерной программой дисциплины, утвержденной Минобразованием России в 2000 г.

Программа учитывает специфику Академии, особенности объектов экономики, принципы функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Темы, предусмотренные программой, могут уточняться в календарных планах с учетом изменений и появления новых руководящих документов в области безопасности жизнедеятельности.

Изучение дисциплины завершается написанием реферата на профессиональную тему и сдачей зачета.

Цель дисциплины – подготовить обучаемых для прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайной ситуации по защите персонала учреждения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, применения противником современных средств поражения, а также в ходе ликвидации их последствий; привить навыки управления организацией в экстремальных ситуациях; обеспечить знание руководящих документов в области безопасности жизнедеятельности; выработать у обучаемых осознанную ответственность за негативные стороны деятельности человека, нарушающие гармонию окружающей среды.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются: возможные чрезвычайные ситуации мирного и военного времени; формы проявления и методы борьбы с террором; современное состояние и негативные факторы среды обитания; морально-психологический фактор в проблеме безопасности жизнедеятельности; принципы обеспечения функционирования объектов экономики и учреждений в экстремальных условиях, основы управления безопасностью жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с поставленной целью обучаемые должны знать: нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; последствия воздействия на человека вредных и поражающих факторов, методы выбора защитных мероприятий и средств на основе альтернативных решений по схеме «эффективность - затраты» для достижения успеха защиты человека и устойчивого функционирования объекта; меры и способы ликвидации чрезвычайных ситуаций; структуру и организацию объектового звена РСЧС и ГО; основы управления организацией в ЧС.

Специалист должен уметь:

- эффективно применять средства и способы защиты от возникающих опасностей;

- организовывать и осуществлять мероприятия по повышению безопасности персонала учреждения (объекта);

- принимать обоснованное и быстрое решение при возникновении экстремальных ситуаций.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарах и практических занятиях, а также самостоятельно под руководством преподавателя.

При проведении занятий целесообразно применять технические средства обучения, образцы защитных средств и измерительной аппаратуры; проводить дискуссии, имитационные обучающие меры, использовать диапозитивы, учебные кинофильмы, видео и аудио-материалы.

Формы занятий должны быть преимущественно активными. Умелое использование имеющегося на кафедре комплекса средств обучения по дисциплине в сочетании со словесно-логическим способом информации позволяет эффективно, качественно и доступно провести любое занятие.

 

II. Распределение учебных часов по дисциплине

Т Е М Ы Количество часов
Всего В том числе
Лекции Семинары Самост. работа
  Чрезвычайные ситуации (опасности) мирного и военного времени        
1. Экологический кризис и пути выхода из него        
2. Терроризм и формы его проявления        
3. Опасные химические вещества (АХОВ) и их поражающее действие        
4. Пожары, их источники и поражающее действие        
  Защита и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях        
5. 5 Содержание и концепция защиты населения и территории РФ        
6. 6 Основы управления учреждением в экстремальных условиях        
7. 7 Химическая безопасность и защита населения        
8. 8 Радиационная безопасность и защита населения        
9. 9 Ликвидация последствий ЧС мирного и военного времени        
  Всего:        

Текущий контроль – домашнее задание (1 реферат)

Итоговый контроль -зачёт


III. Система оценки знаний студентов

а) Текущая (ежемесячная) аттестация:

· письменный экспресс-опрос на семинаре – до 4 баллов;

· выступление (доклад) на семинаре – до 7 баллов;

· контрольная работа до 7 баллов;

· всего за семестр – до 40 баллов.

Б) Итоговая аттестация:

· разработка и защита реферата – до 30 баллов;

· зачет – до 30 баллов;

· всего за семестр – до 60 баллов.

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет науки «Безопасность жизнедеятельности». Система «человек-среда обитания », аксиома о потенциальном негативном воздействии. Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания», современные методы обеспечения жизнедеятельности.

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке экономиста-международника, менеджера и юриста.

Достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности.

Раздел 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО

И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) по сфере возникновения и масштабу распространения. Характеристика и последствия ЧС природного, техногенного, биолого-социального, экологического и военного характера.

Экологический кризис и пути его преодоления.

Терроризм и формы его проявления. Ядерный терроризм. Меры борьбы с терроризмом и правила поведения при терактах.

ЧС военного времени. Поражающие факторы ядерного взрыва и аварий на радиационно опасных объектах (РОО).

Основные формы химической и радиационной опасности. Поражающее действие опасных химических (АХОВ) и радиоактивных веществ. Радиационно и химически опасные объекты России. Характеристика очагов поражения при авариях на РОО и ХОО.

 

V. Темы семинарских занятий

Семинар №1. Экологический кризис России и пути выхода из него

1. Классификация чрезвычайных ситуаций и основные экологические проблемы.

2. Влияние интенсивного развития экономики на окружающую среду.

Темы докладов

1. Атмосфера и ее защитные функции.

2. Экологические последствия аварии на АЭС.

3. Современная война и ее неизбежные экологические последствия.

4. Экологический кризис и его основные характеристики.

5. Последствия землетрясений и наводнений.

6. Прогноз опасностей и угроз на территории России.

7. Концепция экологической безопасности.

8. Качество окружающей среды и здоровье людей.

 

Темы докладов

1. Цели и способы террористических актов.

2. Методы борьбы с террором.

3. Как вести себя при террористических актах.

4. Психология террористической деятельности.

5. Особенности терроризма в современной России.

6. Проблемы ядерного терроризма.

7. Поражающее действие ядерного взрыва.

Темы докладов

1. Россия и национальная безопасность.

2. Военная безопасность России.

3. Содержание ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС».

4. Экономические аспекты защиты населения и территорий от ЧС.

5. Порядок эвакуации населения.

6. Концепция национальной безопасности РФ.

7. Пожарная безопасность и профилактика.

8. Экономическое регулирование защиты населения и территорий от ЧС.

Семинар №4.

Контрольная работа по всем темам дисциплины.

VI. Контрольные вопросы для самостоятельной работы

Наглядные пособия

1. Кинофильмы, диапозитивы по всем видам дисциплины.

2. Натурные образцы и макеты средств защиты, измерительная аппаратура, средства спецобработки.

3. Коллективное убежище Ш класса.

 

Тираж ___15____ экз. Заказ № _______ _______________________________________________________________

Отпечатано в ГОУ ВПО Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.

 

 

Кафедра технологии внешнеторговых сделок

«Утверждаю»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.160.129 (0.061 с.)