Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природно-климатические условия.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА ОХРАНЫ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МАРИУПОЛЯ на 2012-2020 гг.
Мариуполь – 2012
Разработчики программы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ В 1998 году ведущими специалистами-экологами г. Мариуполя и Донецкой области была разработана «Программа охраны и оздоровления окружающей среды г. Мариуполя», рассчитанная на 15 лет (до 2012 года). Эта муниципальная «Программа…» была согласована металлургическими комбинатами города, санитарными органами, Министерством экологической безопасности Украины, Донецкой областной администрацией и утверждена Мариупольским городским Советом народных депутатов. «Программа…» позволила планомерно осуществлять природоохранную деятельность основных предприятий и организаций города, а городскому Совету постоянно контролировать реализацию намеченных природоохранных мероприятий, что дало значительный экологический эффект для г. Мариуполя. В 2006-2007 г.г. была произведена корректировка указанной «Программы…» под изменившиеся к тому времени условия работы основных предприятий города с уточнением перечня природоохранных мероприятий под новые условия работы (объем производства, сырье, энергосбережение и.т.д.) и сроков их осуществления. В связи с развившимся в 2008 году мировым экономическим кризисом и спадом производства скорректированная в 2006-2007 г.г. «Программа…» не смогла служить планом природоохранной деятельности для г. Мариуполя, потребовалась ее полная переработка. Кроме того, с началом выхода из экономического кризиса в 2010 году металлургический комбинат им. Ильича был включен в структуру ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ», в которую ранее вошел комбинат «АЗОВСТАЛЬ». Для фактически объединенных в единый металлургический комплекс меткомбинатов им. Ильича и «АЗОВСТАЛЬ» ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» намечает к 2020 году существенно изменить структуру и объемы производства на комбинатах. Так, на МК «АЗОВСТАЛЬ» намечен вывод из эксплуатации мартеновского цеха уже в 2011 году, вывод из эксплуатации к 2017 году аглофабрики, закрытие в те же сроки коксовых батарей №№ 6, 7 (коксовые батареи №№ 5, 8 уже не работает). Уже к 2017 году за счет совершенствования работы кислородно-конвертерного цеха МК «АЗОВСТАЛЬ» выплавку стали на комбинате намечается довести до 7,0 млн.т/год. На ММК им. Ильича также намечается вывести из эксплуатации мартеновский цех (две из 6 ТИ печей уже выведены), модернизировать кислородно-конвертерный цех с доведением выплавки стали до 3,6÷3,8 млн.т в год. В целом по комбинату намечено снижение производства чугуна и стали (за счет вывода мартеновского цеха). Безусловно, в экологической программе города намечаемая перспектива развития металлургии должна быть учтена, т.к. металлургические комбинаты являются основными загрязнителями окружающей среды в г. Мариуполе (например, по выбросам в атмосферу комбинаты дают ~ 98%). Поэтому, исполком городского совета издал распоряжение № 549р от 26.11.2010г. о разработке новой муниципальной программы охраны окружающей среды и утвердил рабочую группу специалистов для ее разработки. Данная «Программа охраны и оздоровления окружающей среды г. Мариуполя на 2012-2020 г.г.» разработана во исполнение указанного решения. Целью данной «Программы…» является обеспечение экологической безопасности в г. Мариуполе, стабилизация и постепенное улучшение состояния окружающей среды (несмотря на намечаемый рост производства стали), рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, а также координация действий местных органов власти и субъектов хозяйственной деятельности по решению экологических проблем города. 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ. Правовые основы программы изложены в следующих законодательных и нормативных актах Украины: · „Основні напрямки державної політики України у галузі охорони довкілля, використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки”, затверджені постановою Верховної Ради України від 05.03.1998 № 188. · Земельний кодекс України від 25.10.01 № 2768-ІІІ; · Водний кодекс України від 06.06.1995 № 213/95-ВР; · Кодекс України про надра від 27.07.1994 №132/94-ВР; · Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища” від 25.06.91 № 1264-12; · Закон України “Про охорону атмосферного повітря” від 16.10.1992 № 2707-ХІІ та Закон України “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у зв’язку з прийняттям Закону України “Про охорону атмосферного повітря” (від 21.06.01. № 2556-ІІІ)” від 24.10.02 № 198-ІV; · Закон України “Про відходи” від 05.03.98 № 187/98 (із змінами від 07.03.02 № 3073-ІІІ); · Закон України “Про загальнодержавну програму поводження з токсичними відходами” від 14.09.00 № 1947-ІІІ; · Закон України “Про внесення змін до деяких законопроектів України щодо відходів” від 07.03.02 № 3073-ІІІ; · Закон України “Про тваринний світ” від 13.12.01 № 2894-ІІІ; · Закон України “Про питну воду та питне водопостачання” від 10.01.02 № 2918-ІІІ; · Закон України “Про Загальнодержавну програму формування національної екологічної мережі України на 2000-2015 роки” від 21.09.00 № 1989-ІІІ; · Закон України “Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення” від 24.02.94 № 4004-ХІІ; · постанова Верховної Ради України від 05.03.98 № 188/98-ВР “Про основні напрями державної політики України у галузі охорони довкілля, використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки”; · постанова Верховної Ради України від 27.02.97 № 123/97-ВР “Про національну програму екологічного оздоровлення басейну Дніпра та поліпшення якості питної води”; · розпорядження Президента України від 21.10.92 № 163/92-рп “Про додаткові заходи для організації роботи щодо поліпшення якості питної води”. Кроме законодательных актов, природоохоронная деятельность регулируется решениями Правительства, постановлениями Верховного Суда Украины и другими подзаконными актами: · постанова Кабінету Міністрів України від 14.08.96 № 966 “Про затвердження порядку відшкодування збитків, завданих водокористувачам припиненням права або зміною умов спеціального водокористування (із змінами від 24.01.02 № 72)”; · постанова Кабінету Міністрів України від 17.09.96 № 1147 “Про затвердження переліку видів діяльності, що належать до природоохоронних заходів (із змінам від 17.11.01 № 1519)”; · постанова Кабінету Міністрів України від 11.10.02 № 1518 “Про внесення змін до деяких постанов Кабінету Міністрів України у сфері поводження з відходами”; · постанова Кабінету Міністрів України від 01.03.99 № 303 “Про порядок встановлення нормативів, збору за забруднення навколишнього природного середовища і стягнення цього збору (із змінами від 01.07.02 № 905)”; · постанова Кабінету Міністрів України від 28.12.01 № 1780 “Про затвердження Порядку розроблення та затвердження нормативів граничнодопустимих викидів забруднюючих речовин із стаціонарних джерел”; · постанова Кабінету Міністрів України від 13.10.00 № 1556 “Національний план дій з гігієни довкілля на 2000-2005 роки”; · постанова Верховного Суду України від 26.01.90 № 1 “Про практику розгляду судами справ про відповідальність за порушення законодавства про охорону природи (із змінами від 27.11.98 № 20)”; · наказ Міністерства екологічної безпеки України від 07.06.95 № 55 “Про затвердження Інструкції про здійснення державної екологічної експертизи”; · наказ Міністерства екологічної безпеки України від 20.10.97 № 167/97/24/105 “Про затвердження Інструкції щодо стимулювання працівників та розвитку і зміцнення матеріально-технічної бази спеціально уповноважених державних органів, стимулювання громадських інспекторів у галузі охорони природи та раціонального використання природних ресурсів”; · наказ Міністерства екологічної безпеки України від 27.10.97 № 171 “Про затвердження Методики визначення розмірів шкоди, зумовленої забрудненням і засміченням земельних ресурсів через порушення природоохоронного законодавства”; · наказ Міністерства екологічної безпеки України від 19.08.99 № 1598/194 “Про Порядок визначення відповідності діяльності об’єктів, які підлягають приватизації, вимогам екологічної безпеки”; · наказ Державного комітету статистики України від 13.05.96 № 135 “Про затвердження форми державної статистичної звітності по формі № 1 – екологічні витрати та Інструкції по її складанню (зі змінами від 12.08.98 № 282)”; · Постанова КМУ від 31.1293 № 1091 „про порядок розроблення екологічних програм”; · Программа охраны и оздоровления окружающей среды г. Мариуполя на 2006-2010 гг.
3. ИСХОДНАЯ БАЗА, ОРГАНИЗАЦИИ-РАЗРАБОТЧИКИ. В основу настоящей «Программы…» при оценке состояния окружающей среды г. Мариуполя положены данные наблюдений за 2011 год и предшествующие годы природоохранных служб города (морской гидрометеостанции, горсанэпидемстанции и др.), данные государственной статотчетности металлургических предприятий по выбросам в окружающую среду и другие справочные данные, приведенные в трудах экологических организаций города. При этом в разделах программы по охране атмосферного воздуха в расчет принимаются только выбросы промпредприятий, из которых ~98% составляют выбросы металлургических комбинатов им. Ильича и «АЗОВСТАЛЬ» (по данным Министерства экологии и природных ресурсов Украины) как это имело место в предыдущих программах (1998 г., корректировка 2006-2007 г.г.). Значительные затруднения при определении исходной базы по выбросам в окружающую среду от ММК им. Ильича и МК «АЗОВСТАЛЬ» и выявления тенденции роста либо снижения этих выбросов возникли в связи со значительным спадом производства в период экономического кризиса. Так, объем производства на ММК им. Ильича 5,4 млн.т/год чугуна и 6,9 млн.т/год стали в 2007 г. в период 2008÷2010 гг. снижался до 4,5÷3,6 млн.т/год чугуна и 5,6÷4,3 млн.т/год стали. На МК «АЗОВСТАЛЬ» эти показатели составляют: 2007 г.г. – 5,4 млн.т/год чугуна и 6,3 млн.т/год стали, 2008÷2010 гг. – до 4,1÷4,9 млн.т/год чугуна и 3,6÷5,4 млн.т/год стали. В 2011 году объем производства продукции на ММК им. Ильича и МК «АЗОВСТАЛЬ» приблизился к докризисному уровню: всего было произведено 10,2 млн.т/год чугуна и 11,7 млн.т/год стали. Поэтому все последующие показатели по выбросам в окружающую среду и их снижению за счет реализации мероприятий по охране окружающей среды базируются в настоящей программе на данных 2011 года. В разработке «Программы…» принимали участие ведущие предприятия и организации города: · отдел экологии горисполкома; · проектный институт ООО «ГИПРОМЕЗ» (воздушный бассейн); · Приазовский государственный технический университет (водный бассейн, отходы, прочие виды воздействия); · городская санэпидемстанция; · госинспекция охраны Азовского моря; · Мариупольская гидрометеорологическая обсерватория; · лаборатории защиты окружающей среды ММК им. Ильича и управление защиты окружающей среды МК «АЗОВСТАЛЬ». Из числа ведущих специалистов этих организаций, как уже отмечалось ранее, решением исполкома городского Совета народных депутатов №296р от 29.05.2012 г. была образована рабочая группа (Приложение 1). Работа над «Программой…», особенно ключевые ее разделы по ожидаемому развитию металлургии города и перечню мероприятий по охране окружающей среды для ММК им. Ильича и МК «АЗОВСТАЛЬ», осуществлялась в тесном контакте со специалистами-экологами ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ». Консультационные услуги оказывались специалистами Донецкого областного Госуправления охраны окружающей природной среды. Руководство всей работой осуществлялось руководителем рабочей группы, первым заместителем городского головы г. Мариуполя. 4. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРОДА И ЕГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА. Общие сведения. Город Мариуполь – крупный промышленный центр и морской порт юго-востока Украины, более чем с 230-летней историей. Общая площадь города с прилегающими поселками, административно относящимися к городу, составляет 24,4 тыс. га. Административно город разделен на 4 района: Жовтневый, Приморский, Ильичевский, Орджоникидзевский. Плотность населения в городской черте составляет 2685 человек на км2. Город граничит с Азовским морем, а также с Новоазовским, Володарским и Первомайским районами Донецкой области. Промышленный комплекс города насчитывает около 50 предприятий, в городе развит мелкий и средний бизнес – около 3 тыс. малых предприятий, на которых работают 42 тыс.человек (21,5% от общего числа работающих). Наличие в городе металлургических комбинатов, коксохимического производства, предприятий машиностроения и стройиндустрии, крупного морского порта, развитого городского автотранспорта, обуславливает значительные выбросы вредных веществ в воздушную и водную среду, загрязнение почв отходами производств. Так, количество вредных выбросов пыли и других вредных компонентов в атмосферный воздух, приходящееся на одного жителя города, превышает этот показатель по промышленно развитой Донецкой области в 2 раза, а по Украине в целом в 8 раз. Плотность выбросов пыли и газов в атмосферу составляет 15,6 тонн на 1 кв. км, что в 6 раз больше, чем в среднем по Украине. В настоящее время Донецкий регион является поставщиком до 40 % всех выбросов страны. Сверхнормативные выбросы промышленных предприятий и автотранспортных средств наносят значительный вред атмосфере больших индустриальных городов, таких как Мариуполь, - объём выбросов загрязняющих веществ в 2011 году составил ~ 415 тыс. т, от автотранспорта ~ 35 тыс. т. Выход из экономического кризиса, объединение металлургических производств, возрастание промышленного производства, изменения в социальной структуре, в структуре промышленных предприятий – всё это стимулировало разработку новой программы защиты и оздоровления окружающей среды города Мариуполя. Состояние атмосферы, природных водоемов в пределах городской черты (побережье Азовского моря, рек Кальмиус и Кальчик), почв не соответствует стандартам Украины и ЕС. Целью данной «Программы охраны и оздоровления окружающей среды Мариуполя на 2012 – 2020 гг.» является обеспечение экологической безопасности в г. Мариуполе, стабилизация и постепенное улучшение состояния окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, а также координация действий местных и государственных органов и субъектов хозяйственной деятельности по решению экологических проблем города. Мариуполь занимает второе место среди городов Донецкой области по численности населения. Население города в настоящее время составляет 485,8 тыс. человек. Естественная рождаемость населения – 0,67 %, естественная смертность – 1,5 %, естественное сокращение населения — 0,83 % (одно из наименьших в регионе). Смертность выше рождаемости в 1,8 раза. Сальдо миграции – +4,8 %. Общее сокращение населения города – 0,61 %. Средний возраст населения города – 40,7 лет. Среди постоянного населения: - 14,1 % лиц младше трудоспособного возраста - 60,0 % лиц трудоспособного возраста - 25,9 % лиц старше трудоспособного возраста. Таким образом, демографическая нагрузка населения – 668 лиц младше и старше трудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста. Около 59 % занятых в народном хозяйстве работают в промышленности, 11 % на транспорте. Город имеет развитую инфраструктуру: 69 общеобразовательных школ, 30 лечебных амбулаторий, 6 стадионов, 107 спортивных залов, 4 парка культуры и отдыха, 3 высших учебных заведения, из них 2 университета. Г. Мариуполь имеет торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с 18 городами Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Главная цель руководства города – вывести Мариуполь на европейский уровень в сфере экономики и благоустройства, по качеству образования, здравоохранения, культуры и спорта. Промышленный потенциал. Близость Донецкого каменноугольного бассейна, удобные морская и железнодорожная связь с сырьевыми и топливодобывающими районами, обусловили развитие города, как одного из крупнейших металлургических центров страны. Наряду с металлургией получили развитие машиностроение, промышленность строительных материалов, производство товаров народного потребления. На долю металлургических комбинатов приходится около 90 % всей выпускаемой в городе продукции. В городе работают два крупнейших металлургических комбината, входящих в ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ» – ММК им. Ильича и МК «АЗОВСТАЛЬ», лидер машиностроения Украины концерн «Азовмаш», государственное предприятие «Мариупольский морской торговый порт». Эти предприятия являются визитной карточкой не только Донбасса, но и всей Украины. Сегодня г. Мариуполь производит более трети промышленной продукции Донецкой области и около 8% продукции страны. ПАО «ММК им. Ильича» – предприятие с полным металлургическим циклом. В его состав входят: · аглофабрика с 12-ю агломашинами типа АКМ 85/160; · доменный цех в составе пяти доменных печей общим полезным объемом 8,15 тыс.м3; · мартеновский цех с шестью печами, из которых 3 печи емкостью по 900 т, 3 печи емкостью по 650 т (две малые печи из эксплуатации уже выведены); · кислородно-конвертерный цех с 3 конвертерами по 160 т; · прокатные цехи - слябинг 1150, листопрокатные станы 1700 и 3000, цех холодного проката, трубоэлектросварочный и баллонный цехи, трубопрокатный цех; · ремонтные и вспомогательные цехи; · энергетическое хозяйство (ТЭЦ, ПВС, котельные) имеет в своем составе 21 котлоагрегат различной производительности. На комбинате имеются мощности для полной переработки металлургических шлаков. Комбинат производит товарный чугун, сталь различных марок в слитках и слябах, горячекатаный и холоднокатаный лист, трубы горячекатаные и сварные, баллоны для сжатых газов, строительные материалы из металлургических шлаков. Потребляемое топливо — металлургический кокс, мазут, природный и доменный газы. В 2011 году на комбинате произведено: · агломерата - 12,0 млн.т; · чугуна - 5,2 млн.т; · стали - 6,2 млн.т; · проката - 4,8 млн.т. ПАО «МК «АЗОВСТАЛЬ» также является предприятием с полным металлургическим циклом и включает: · коксохимпроизводство с пятью действующими коксовыми батареями №№ 1БИС, 3, 4, 6, 7, (коксовая батарея № 2БИС недостроена и в эксплуатацию не введена, батареи №№ 5 и 8 из эксплуатации выведены). В составе коксохимпроизводства (бывший завод «Маркохим») действуют также цехи углеподготовки (блоки №№1, 2), улавливания химпродуктов коксования, получения роданистых солей, очистки коксового газа от сероводорода; · аглофабрику с двумя аглолентами площадью 62,5 м2 каждая; · доменный цех с пятью доменными печами общим полезным объемом 8,1тыс. м3; · мартеновский цех с одиннадцатью качающимися печами садкой по 430 т каждая (цех выведен из эксплуатации в 2011 г.); · кислородно-конвертерный цех с двумя конвертерами емкостью по 350 т и известково-обжиговое отделение с четырьмя шахтными и четырьмя вращающимися известковыми печами; · обжимной цех 1170; · прокатные цехи: рельсобалочный, крупносортный, толстолистовой стан 3600, прокатки помольных шаров, по производству рельсовых скреплений; · ремонтные и вспомогательные цехи. В составе ТЭЦ - ПЭВС установлены 10 котлоагрегатов среднего и высокого давления. На комбинате имеются мощности для полной переработки металлургических шлаков. Комбинат производит товарный чугун, сталь различных марок в слитках и слябах, железнодорожные рельсы, рельсовые накладки, стальные балки, швеллеры, прокат сложных профилей, крупноразмерный стальной лист, помольные шары, строительные материалы из переработанных шлаков. В коксохимическом производстве также получают сульфат аммония, бензол, техническую серу. Сырьем для производства служат железная руда, агломерат, окатыши, кокс, известняк и пр. Потребляемое топливо — коксующиеся угли, металлургический кокс, мазут, доменный, коксовый и природный газы. В 2011 году на комбинате произведено: · кокса - 2,34 млн.т; · агломерата - 1,97 млн.т; · чугуна - 4,9 млн.т; · стали - 5,6 млн.т. Крупнейшим машиностроительным предприятием является концерн «АЗОВМАШ». Список его основной продукции насчитывает около 200 наименований. Концерн является ведущим предприятием по изготовлению и поставке комплексов технологического оборудования для выплавки стали в кислородных конвертерах; производстве железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидких, затвердевающих, газообразных, сыпучих, пищевых и других видов грузов. Также предприятие специализируется на производстве разнообразных козловых и портальных кранов. Важное значение в промышленной инфраструктуре г. Мариуполя занимает Мариупольский торговый порт. В настоящее время это самый крупный порт на Азовском море. Пятнадцать причалов порта принимают к грузопереработке уголь, металлы, зерно, продовольственные и химические грузы. Грузооборот порта достигает 12 млн.т в год.
5. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОРОДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Выбросы в атмосферу. Как отмечалось ранее, основной вклад в общее загрязнение атмосферы города вносят предприятия черной металлургии — ПАО «МК «АЗОВСТАЛЬ» и ПАО «ММК им. Ильича», выбросы которых, по данным Министерства экологии и природных ресурсов, составляют порядка 98% от общегородских, поэтому выбросы в атмосферу от других предприятий города в данной Программе не учитывались. В 2007г. перед мировым экономическим кризисом при стабильной работе металлургического комплекса металлургическими комбинатами г. Мариуполя было выплавлено 13,2 млн.т стали. Выбросы в атмосферу от этих предприятий составили ~ 420 тыс.т в год. В последующие годы в связи с разразившимся мировым экономическим кризисом объем производства металлургической продукции существенно снизился и в 2009г. составил 8,9 млн.т. Выбросы в атмосферу также уменьшились и составили около 280тыс.т./год. В 2010…2011г.г. наметился существенный рост металлургического производства, объем продукции на металлургических комбинатах приблизился к докризисному: в 2011г. производство стали составило 11,8 млн.т/год. Выбросы в атмосферу также увеличились и составили почти 380 тыс.т. Динамика изменения объема продукции и количество выбросов в атмосферу за последние 5 лет приведены в таблице 5.1. Качественный состав выбросов в атмосферу от металлургических предприятий города за 2011 г. приведен в таблице 5.2. Динамика изменения объема выбросов в атмосферу от металлургических предприятий г. Мариуполя. Таблица 5.1.
Качественный состав выбросов в атмосферу от промпредприятий за 2011 г. Таблица 5.2.
Все приведенные в таблицах 5.1 и 5.2. данные по выбросам в атмосферу приняты по данным государственной статистической отчетности ПАО «МК «АЗОВСТАЛЬ» и ПАО «ММК им. Ильича». Из этих данных трудно сделать какие-либо выводы о динамике выбросов за предшествующие годы, т.к. в этот кризисный период объем производства значительно колебался. Соответственно колебались и выбросы в атмосферу. Тем не менее, приведенные данные по объемам производства и выбросам в атмосферу свидетельствуют о почти прямой зависимости между ними. Целью данной Программы является не только предотвращение дальнейшего роста выбросов, но и обеспечение их снижения за счет реализации воздухоохранных мероприятий. Из приведенных в таблицах данных также следует, что удельные выбросы вредных веществ в атмосферу на тонну произведенной стали составляют в среднем: для ПАО «МК «АЗОВСТАЛЬ» - 25кг/т, для ПАО «ММК им. Ильича» - 38кг/т. (для ПАО «ММК им. Ильича» удельные выбросы ~ на 50% выше за счет наличия мощной аглофабрики). В среднем по городу удельные выбросы загрязняющих веществ на тонну произведенной стали в 2011году составили 32кг/т. Из таблиц также следует: выбросы вредных веществ в атмосферу от промышленных предприятий города на единицу площади, составляют 1550 т/км2, в том числе взвешенных – 136 т/км2, сернистого ангидрида – 88 т/км2, оксида углерода – 1250 т/км2, оксидов азота – 76 т/км2. Удельные выбросы на 1 жителя города составили 0,778 т/чел в год, в т.ч. взвешенных – 68 кг/чел, сернистого ангидрида – 44 кг/чел, оксида углерода – 628 кг/чел, оксидов азота – 38 кг/чел. Свою лепту в загрязнение воздуха в городе вносит автотранспорт. По данным Минэкологии Украины доля автотранспорта в общих по Донецкой области составляет порядка 15%. Автомобильный парк г. Мариуполя непрерывно растет. Имеет место устойчивая тенденция роста численности личных автотранспортных средств населения. Так, за 5 лет число легковых автомобилей в городе возросло на 50%, грузовых и автобусов – на 25%. Особенностями передвижных источников выбросов являются: · непосредственная близость к жилым районам; · более высокая токсичность выбросов по сравнению с выбросами стационарных источников; · низкое расположение над земной поверхностью, что приводит к скоплению выбросов непосредственно в зоне дыхания людей и слабому их рассеиванию в атмосфере. В атмосферный воздух города автотранспортом выбрасывается около 30÷35 тыс.т в год загрязняющих веществ (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды и др.). Основная их часть приходится на летний период времени. Наибольшее воздействие выбросы автотранспорта оказывают на жилые кварталы, прилегающие к главным транспортным магистралям города (пр. Ленина, Металлургов, Строителей, ул. Краснофлотская, Торговая и пр.). Для решения вопроса снижения выбросов автотранспорта необходимо выполнить специальные исследования по выбросам по выбросам на конкретных магистралях по времени суток, по интенсивности движения и типу транспортных средств и т.д. Данной программой предусмотрено выполнение такой работы, после чего могут быть разработаны конкретные мероприятия по снижению влияния автотранспорта.
Воздействие на почвы. Особенность почвы как природного ресурса — ее невозобновляемость. Истощение почвы, снижение или полная потеря плодородия ведут к уничтожению микроорганизмов, разрушению структуры почвы, гибели растительного и животного мира.Отсюда выявляются и такие направления по охране земель:1. сохранение и повышение плодородия почв и других качеств земли;2. защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, загрязнения всевозможными отходами, разрушения;3. защита сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарниками, мелколесьем и других процессов ухудшения технического состояния земель;4. рекультивация нарушенных территорий;5. сохранение снятого плодородного слоя земли;6. временная консервация деградированных сельскохозяйственных угодий и другие мероприятия по охране земель в рамках международных и национальных программ.Путем правильного, рационального землепользования можно добиться охраны такого важнейшего природного ресурса, как земля. Следствием этого является экологизация функции управления земельным фондом и землепользованием в условиях научно-технического прогресса.Другой аспект — охрана земель, используемых как пространственный базис для размещения промышленности, транспорта, населенных пунктов, добычи полезных ископаемых. Здесь продуктивное качество земли — ее почвенный слой — не используется, и поэтому обращение с ней становится недопустимо вольным, а почвенный слой, на создание которого уходят десятки и сотни лет, безвозвратно губится. Охраняя землю, снижая до минимума вредные последствия технического освоения земли, закон Украины предусматривает использование под промышленное, городское строительство, магистральные трубопроводы непригодных, непродуктивных для ведения сельского хозяйства земель либо земель худшего качества.Правительством Украины определена нормативная стоимость освоения низкопродуктивных и непродуктивных земель для рекультивации их под плодородные угодья. Закон регламентирует охрану земель от засорения и загрязнения промышленными и хозяйственными выбросами, сточными водами и отходами производства. Твердые, жидкие и газообразные отходы черной и цветной металлургии, угольной, химической и пищевой промышленности, тепловых электростанций, бытовой мусор городов занимают большие площади плодородных земель, ухудшают почвенное плодородие близлежащих земель. Только под складирование твердых отходов производства в связи с разработкой и добычей полезных ископаемых на Украине занято до 400 тыс. га. Шлаконакопители Лисичанского и Славянского содовых заводов заняли более 250 га земли, Коммунарский и Мариупольский металлургические комбинаты — около 400 га. Радиус вредного воздействия газовых выбросов на почву составляет от 2 до 12 км, а общая площадь загрязнения земель Украины газовыми выбросами доходит до 9 млн. га.Рациональное использование земли и ее охрана входят в единую систему природоохранного законодательства, так как земля органически связана с другими объектами природы и в регламентации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.013 с.) |