Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация педагогической практики

Поиск

Для прохождения педагогической практики студенты распределяются по два-три человека в класс, где выполняют весь объем работы, предусмотренной программой практики.

Прикрепление студентов к классу проводит факультетский руководитель совместно с администрацией школы.

На установочной конференции руководителем практики раскрываются задачи, содержание деятельности практикантов, требования к отчетной документации, утверждается распределение студентов по базовым школам, определяются сроки консультаций. Преподаватели кафедры проводят психолого-педагогический и методический инструктаж.

Каждый студент-практикант обязан являться в школу за 15 минут до начала учебных занятий и работать до окончания уроков и воспитательных мероприятий (не менее 6 часов).

Студенты-практиканты обязаны подчиняться общему распорядку школы, выполнять поручения руководителя практики и учителей начальных классов.

Каждый студент к концу первой недели на весь период практики составляет индивидуальный план работы, который утверждается факультетским руководителем практики (табл. 1).

Таблица 1

Образец оформления индивидуального плана работы

на период педагогической практики

 

Содержание деятельности Сроки выполнения Отметка о выполнении
1. Участие в установочной конференции 29.08.2012  
2. Выполнение заданий педагогической практики:    
1) Составление протокольной записи урока математики 06.09.2012  
2) Составление протокольной записи урока русского языка 09.09.2012  
3. Оформление и сдача отчётной документации 06.10.2012  
4. Организация воспитательного мероприятия для младших школьников 15.09.2012  
5. Участие в итоговой конференции 15.10.2012  

По вопросам проведения уроков, внеурочных занятий по предмету и воспитательных мероприятий студенты получают консультации у факультетского руководителя, преподавателей института по педагогике, психологии, частным методикам, а также учителей начальных классов. Для проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий студенты составляют подробные конспекты, которые проверяются и утверждаются методистом практики.

Пробные и зачетные уроки, внеурочные занятия и воспитательные мероприятия студенты проводят в присутствии методиста по частным методикам, преподавателя педагогики, а также свободных от уроков студентов. Зачетные уроки, внеурочные занятия и воспитательные мероприятия детально анализируются и оцениваются. Дифференцированная отметка проведенных студентом-практикантом уроков, внеурочных занятий по предметы и воспитательных дел выставляется в специальную ведомость, выданную деканатом факультета.

В течение всей практики студенты ведут рабочую тетрадь, в которой описывают свои наблюдения, содержание работы, фиксируют выполненные задания.

 

Руководство педагогической практикой

Непосредственное руководство педагогической практикой студентов осуществляет факультетский руководитель практики, преподаватели педагогики и частных методик, а также учителя начальных классов.

Обязанности руководителя педагогической практики:

I. Факультетский руководитель практики:

· обеспечивает планирование, организацию и учет результатов педагогической практики по факультету, составляет общефакультетский план-график ее проведения;

· подбирает школы для проведения педагогической практики, распределяет студентов по школам;

· составляет проект приказа о направлении студента на практику;

· организует и проводит установочную и итоговую конференции по педагогической практике;

· посещает школы, осуществляет контроль за ходом педагогической практики студентов;

· информирует деканат о ходе педагогической практики студентов, ее совершенствовании и устранении имеющихся недостатков.

II. Преподаватель педагогики, психологии и методикам обучения по предметам начальной школы:

· принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практики;

· проводит методические собеседования по актуальным проблемам обучения и воспитания младших школьников, консультирует студентов по вопросам организации воспитательной работы в начальных классах, организует «проигрывание» ими уроков и воспитательных мероприятий;

· посещает и совместно с преподавателями частных методик, учителями начальных классов анализирует занятия, проведенные студентами;

· оказывает помощь студентам в подготовке воспитательных мероприятий; посещает, анализирует и оценивает их;

· проверяет и оценивает конспект воспитательных мероприятий и его анализ;

· участвует в защите и оценке педагогической практики студентов.

 

 

Содержание педагогической практики

В период прохождения педагогической практики студенты выполняют следующие задания:

Задание 1. Составьте протокольную запись урока (русского языка (2), литературного чтения (1), математики (2), окружающего мира (1), изобразительного искусства (1), музыки (1), технологии (1)) и проанализируйте его по схеме. Протокольную запись урока оформите в таблице:

Протокольная запись урока

1. Дата проведения урока. Класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя, отчество учителя, количество учащихся на уроке.

2. Тема урока, определение места урока в общей системе уроков по теме.

3. Цель урока, которую определил учитель.

4. Готовность учащихся к уроку: санитарно-гигиеническое состояние класса, классной доски (чистота, наличие подготовленного дидактического материала); наглядные пособия, технические средства обучения; состояние рабочих мест учащихся.

Деятельность учителя и учащихся фиксируется в протокольной записи, представленной в таблице (табл.2).

Таблица 2

Образец оформления протокольной записи урока

 

Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
       

 

Описывая деятельность учителя на уроке обратите внимание на стиль общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический); характер общения (монолог, диалог, полилог); речь учителя (образность, яркость, эмоциональность, умение владеть голосом); педагогический такт (умение держаться, доброжелательность, требовательность, уважение к ребенку); внешний вид.

Характеризуя деятельность учащихся на уроке описывайте характер вопросов учителя к учащимся (репродуктивный, проблемный, подсказывающий); включенность учащихся в проблемные ситуации; способы развития познавательных интересов детей; привлеченность учащихся к формулировке правил и выводов; виды самостоятельной работы; формы организации работы с детьми (групповая, индивидуальная, фронтальная, их сочетание); умения учащихся выделять главное в теме, формулировать и задавать вопросы.

После завершения работы с протокольной записью урока, сделайте его анализ по следующей схеме:

5. Анализ структуры и организации урока (соответствие структуры урока его цели и типу; логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока; целесообразность распределения времени по этапам урока; организация начала и конца урока; оптимальный темп ведения урока; наличие плана и степень его выполнения).

6. Анализ содержания урока (соответствие содержания урока требованиям стандарта; логичность изложения; доступность изложения; научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике); выделение ведущих идей по данной теме; связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала; связь содержания урока с потребностями и интересами ученика; формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока).

7. Анализ деятельности учителя на уроке (правильность отбора методов, приемов и средств обучения; формирование у учащихся новых понятий; актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока); качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения); использование средств обучения (наглядных пособий, технических средств обучения, личностных особенностей учащихся); организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям и пр.); педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся).

8. Анализ работы учащихся на уроке (активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока; интерес к теме или к уроку; владеют ли учащиеся рациональными приемами работы, культура труда на уроке; выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для школы); наличие навыков самоконтроля; качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях); умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений; культура межличностных отношений; реакция на оценку учителя).

9. Анализ работы с домашним заданием (методы и приемы проверки домашнего задания; мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися; объем домашнего задания; характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный); посильность домашнего задания для всех учащихся; подготовленность домашнего задания всем ходом урока; методика задания на дом, инструктаж; предполагаемого отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

10. Психологический анализ урока (психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии; развитие внимание, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания; развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механическо-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), активизация основных процессов памяти – восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения; развитие мышления учащихся: создания проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышление; развитие воображение учащихся через образную задачу материала; приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками; привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность; способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом: знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мыслей и чувств каждого ученика, педагогический такт учителя).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.007 с.)