ТОП 10:

Понятие и социальное назначение государства. Признаки государства



Понятие и социальное назначение государства. Признаки государства

Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества 4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Признаки государства:

1. Государственная власть является публичной Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

Публичная власть — это власть, которая: а) распространяется на все общество; б) выступает от имени всего общества; в) действует в интересах всего общества;

г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

2. Территориальное деление населения В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

3. Наличие специального аппарата власти Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

4. Наличие налогов и займов Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

5. Суверенитет Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти; б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

Соотношение государственного суверенитета, национального и народного

Национальный суверенитет — полновластие нации, т.е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства. Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.

Народный суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов.

 

Теории происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства, которые отличаются друг от друга парадигматически (парадигма — это способ постановки и решения научных проблем) по следующим причинам:

а) разные реальные исторические условия в разных обществах; б) разные философские основы построения теорий.

теории происхождения государства:

1. Теологическая (теократическая) 2. Патриархальная (патерналистская) 3. Договорная 4. Теория насилия 5. Органическая 6. Психологическая 7. Материалистическая

При изучении обратить внимание на следующие аспекты:

а) период формирования теории; б) основные представители теории; в) суть (основные положения) теории; г) оценка теории (степень ее научной и практической полезности).

Современные отечественные исследователи основываются на материалистической теории и дополняют ее положениями других теорий.

Материалистическая теория

Период формирования — II пол. XIX в.

Представители — Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Георгий Плеханов.

Кратко теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Основные положения:

Государство возникло в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов. В этих условиях государство выступило как орудие экономически господствующего класса — собственников средств производства. С помощью государства этот класс становится и политически господствующим.

Определяющую роль в возникновении и развитии государства играет классовая борьба.

Пути формирования государства:

1) присвоение прибавочного продукта; 2) присвоение должностей по наследству.

Оценка теории: достоинство — учет экономического и классового факторов; недостаток — недооценка других факторов.

Основные коррективы, вносимые современными исследователями:

1) придается большое значение роли неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) ;

2) различаются пути возникновения государства:

а) европейский — сначала возникает частная собственность на средства производства и классы, а затем государство как орудие господствующего класса;

б) азиатский — сначала возникает государство, а затем классы. Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства, а не наоборот, как утверждал Ф. Энгельс;

3) роль классовой борьбы в возникновении и развитии государства считается незначительной.

 

Понятие и признаки права.

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Понятие права многозначно, оно содержит в себе разные смыслы: в самом широком смысле слова под правом понимают некие возможности: 1 Морального. 2 Политического и иного св-ва.

В узко специальном же смысле под правом понимается юридический инструмент связанный с Гос и с определёнными юр последствиями, однако и в данном случае право понимается неоднозначно ибо выделяют суб (объективное) право.

Если под суб-ным правом понимают вид и меру юр поведения позволяющею субъекту удовлетворить его собственные интересы, то под объективным правом понимают систему юр норм (законодательство) и др. формы права.

Субъективным право называется потому что зависит от воли /сознания конкретного суб и принадлежит ему (право на образование).

Объективным правом называется потому что включает в себя общие правила поведения не зависящие от нашего сознания и не принадлежащие конкретному Л.

Объективное право – система обще обязательных формально определённых юр норм выражающих классовую /обще соц /религиозно /национальную и иную волю (и соответствующие интересы) устанавливаемых и обеспечиваемых гос и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

Нормативность. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п

Общеобязательность. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы. Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность.. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы.

Неопубликованный закон применению не подлежит. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения. Язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому. Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. В праве выражается общая, интегрированная воля населения. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции. Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Содержание права собственности: право владения, право пользования, право распоряжения.

Право собственности (как институт гражданского права) - совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения. Право собственности (в объективном смысле) - юридически обеспеченная возможность собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

Содержание права собственности.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Под правом владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность фактического обладания вещью, хозяйственного господства над ней. Владение, не имеющее правового основания, является незаконным.

Право пользования - юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств, получения от неё плодов, доходов, продукции.

Право распоряжения - возможность определения юридической судьбы вещи, собственник вправе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в том числе передавать имущество в доверительное управление), отдавать имущество в залог, обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (например, изменять назначение и состояние вещи, осуществлять переработку, даже уничтожать вещь).

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица

Статья 1141. Общие положения по закону

1. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. 2. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

Статья 1118. Общие положения

1. Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.

2. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

3. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания через представителя не допускается.

4. В завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается.

5. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.

Правовое регулирование государственной и муниципальной службы в РФ. Общие положения законодательства.

Правовое регулирование государственной и муниципальной службы осуществляется нормами различных отраслей права, вместе с тем основная часть (определяющая организацию государственной и муниципальной службы, основы правового статуса служащих) относится к отрасли административного права.

Административное право как отрасль права и учебная дисциплина в последние годы существенно меняется. Принятый Федеральный закон “Об Основах государственной службы РФ”, другие нормативные правовые акты, принятые как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах Федерации, регулируют государственно-служебные отношения, составляющие предмет юридической дисциплины – служебное право.

Термин “служебное право” (“правовое обеспечение государственной и муниципальной службы”) используется в следующих аспектах: для того чтобы определить особую отрасль (подотрасль) права, отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки, учебную дисциплину.

Служебное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере внутренней организации государственной и муниципальной службы, установления правового статуса государственных и муниципальных служащих, практического функционирования государственной и муниципальной службы с целью обеспечения деятельности как самих государственных и муниципальных служащих, выполняющих задачи и функции публичной (государственной и муниципальной) власти, так и всей государственной администрации.

 

Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации

1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Основные принципы муниципальной службы

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего; 3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих; 4) стабильность муниципальной службы; 5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы; 8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; 9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Понятие и социальное назначение государства. Признаки государства

Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.

Социальное назначение каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства - обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.

Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом.

Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества 4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Признаки государства:

1. Государственная власть является публичной Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

Публичная власть — это власть, которая: а) распространяется на все общество; б) выступает от имени всего общества; в) действует в интересах всего общества;

г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

2. Территориальное деление населения В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

3. Наличие специального аппарата власти Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

4. Наличие налогов и займов Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

5. Суверенитет Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти; б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.014 с.)