Мігель де Сервантес та театр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мігель де Сервантес та театр



Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) родился в небольшом городе Алькаладе Энарес в семье небогатого врача, по происхождению дворянина. Жизнь писателя, полное пылких увлечений и горьких разочарований, неразрывно связано с судьбой страны. Смолоду Сервантес много и успешно учился и получил хорошую гуманитарное образование. В Мадриде, куда переехала семья, он поступил на службу к папского посла Джулио Аквавива и, будучи в его свиту, в 1568 г. побывал в Италии. Поездка принесла много впечатлений Сервантесу, дала возможность ближе познакомиться с итальянской литературой, распространила его кругозор. На эти ранние годы приходятся и попытки поэтического творчества. Первая публикация его стихов относится до 1569 г. После смерти Аквавива Сервантес вынужден был искать другой службы и в 1570 г. стал солдатом.

Творческий путь Сервантеса полон напряженных поисков. Писатель обращался ко всем существующим тогда в испанской литературе жанров, написал лирические поэзии, драматические произведения, пасторальный роман («Галатея», 1585), рыцарский роман («Персилес и Сихизмунда», 1607), реалистические новеллы и бессмертный роман "Дон Кихот".

Значительным вкладом в испанскую литературу была драматургия Сервантеса. Не все из нее сохранилось. До нашего времени дошли стихотворные драмы «Алжирские нравы» и «Разрушение Нумансии», сборник пьес «Восемь комедий и восемь интермедий новых, которые никогда не выставлялись», опубликованная в 1615 p., и еще несколько пьес, напечатанных без имени автора. Сам писатель в предисловии к сборнику указывал, что он создал «двадцать или тридцать комедий».

Драмы написанные сразу по возвращении Сервантеса с Алжира и отражают его впечатления и переживания, связанные с пребыванием в неволе. Особенно выдающимся произведением является «Разрушение Нумансии» - героическая трагедия, написанная на основе исторического факта-осады старинного испанского города Нумансии римскими войсками Сципиона Младшего. В старинных хрониках, трудах латинских историков, в испанских романсах, которые внимательно перечитал Сервантес, рассказывалось, что осада продолжалась много лет, а когда Сципион наконец вошел в город, то нашел его опустошенным и мертвым. Нумансийци все уничтожили, все, как один, причинили себе смерть, чтобы не стать пленниками Сципиона. Больше воображение Сервантеса, который не понаслышке знал неволю и непоборнисть протеста против нее, поразило самоуничтожения массы людей из ненависти к рабству. Это и определило идейно-художественную интерпретацию драматургом исторического факта в плане возвеличивания патриотизма, свободы и героизма борьбы за нее.

Содержание трагедии в основном составляет картина [292] гибели героического народа. Целая серия отдельных сцен передает невероятные страдания нумансийцив от голода и болезней, полную безвыходность их положения и одновременно удивительную внутреннюю несокрушимость и страстную ненависть к рабству. Такие картины и создают образ народа, который является главным героем трагедии. Сервантес вводит многочисленные персонажи, каждый из них является определенной личностью, но все они настолько чувствуют себя неотделимыми от масс и проникнуты общей волей - не покориться завоевателю, что воспринимаются как единый образ.

Гибель народа показана в трагедии как проявление его силы, любви к свободе и непоколебимой преданности родине. Провозглашением славы героическому народу и заканчивается трагедия. Когда Сципион вступил в город после гибели нумансийцив, он застал там единую живого человека - подростка Вириата, который стоял на высокой башне. Римский полководец надеется иметь хотя бы одного пленника. Он обещает Вириату богатство и свободу, если юноша добровольно сдастся. Но Вириат, провозгласив верность родному городу и решению нумансийцив умереть свободными и оставить завоевателю один только пепел, бросается с башни. Сципион не может не признать величия такой гибели. «Твой поступок укрывает тебя славой и развеивает в прах мои победы», - говорит он.

Завершает трагедию выступление аллегорического персонажа - Славы, которая произносит хвалу нумансийцям и тем, для кого будет служить примером их героизм и патриотизм.

Со «Разрушение Нумансии» в испанскую драматургию вошел новый жанр - национально-героическая трагедия.

Испанский театр неоднократно возрождал «Разрушение Нумансии» на сцене в моменты великих национальных испытаний. В начале XIX в. ее ставили в осажденной войсками Наполеона Сарагосе. Зимой 1937ьр. во время героической обороны Мадрида от фашистских армий трагедия шла на сцене «Театра Сарсуэла». Величие и гордость духа нумансийцив вдохновляла защитников испанской столицы. [293]

Комедии Сервантеса проникнуты гуманистическим взглядом на человека. По своим темам и тональностью они разные: в одних сильнее выражены романтические мотивы, другие более реалистичные. Сервантес допускал и сочетание в одной пьесе высокого и низкого, драматизма и иронии. Сюжеты драматург обычно брал с романсов или итальянских гуманистических произведений. Комедия «Алжирские тюрьмы» была переработкой ранней драмы «Алжирские нравы».

Лучшей комедией реалистичного плана является «Педро де Урдамалес». Написана она в духе традиций плутовского романа, а сам образ Педро взят из народных песен и рассказов. Пьеса не имеет развитой драматического действия, она состоит из отдельных эпизодов, в которых главным действующим лицом является Педро - человек чрезвычайно бодра, остроумна и одарена, способна на всевозможные превращения. Он выступает как наемник, нищий, цыган, студент, актер. Через этот образ и подается критика различных социальных пороков и предрассудков.

Высоко ценятся интермедии Сервантеса - живые юмористические сцены, сюжеты которых взяты из повседневной действительности. Персонажи интермедий - это крестьяне, ремесленники, бедные, но гордые идальго, развратные монахи, нищие студенты, воры, мошенники, ревнивые старики, веселые женщины, глупые мужчины. Хотя интермедии возникли на основе пасос Лопе де Руэда, они по своим искусством стоят несравненно выше их. Вьинтермедиях Сервантес проявил большое знание народного быта и человеческой психики. Привлекательность его произведений - в живости действия, остроумия и тонком юморе, богатстве и яркости языка. Выдающийся русский драматург А. Н. Островский переложил интермедии Сервантеса русском языке и оценил их как «истинные жемчужины искусства» за их юмором, яркостью и силой изображения самого обычного жизни.

Большая заслуга Сервантеса - в создании национальной гуманистической новеллы. В 1613 г

14. Історичні хроніки В. Шекспіра "Річард Ш

Успех исторических хроник в значительной мере объясняется ростом английского национального сознания после опустошительных гражданских войн 15 в., а также после морской победы Англии в 1588 г. над испанской «Непобедимой Армадой».

Историческая хроника, приближающаяся к трагедии, «Ричард III» завершает цикл пьес, посвященных войне Алой и Белой Розы. В Ричарде III воплощается мрачный дух братоубийственной розни. Это человек жестокий, коварный, лицемерный. Он уверенно идет по трупам к намеченной цели. Гнусность свою Ричард прикрывает цитатами из Евангелия. Рожденный уродом, своими поступками он мстит природе и людям. Он злодей выдающийся, наделенный разнообразными талантами: умен, проницателен, смел, побеждает там, где, казалось бы, победа невозможна. В его образе Шекспир показал падение великого человека: «чем более велик человек, тем он страшнее в своем падении».

В ином ключе написаны Шекспиром исторические хроники «Генрих IV», «Генрих V», относящиеся к концу 90-х гг. 16 в. Генрих IV, став королем, не оправдал надежд феодальной элиты, и в стране начали разгораться мятежи, возглавляемые родом Перси. Самой яркой фигурой среди мятежников, изображенных драматургом, является молодой Генри Перси, прозванный Хотспер (горячая шпора), который в последствии гибнет от руки сына Генриха IV принца Гарри. В хмурый мир напряженных политических страстей сэр Джон Фальстаф вносит искры беззаботного смеха и пестрые узоры хитроумной выдумки. Там, где Фальстаф, там громкий смех, веселье, озорные выходки. Неугасимый дух жизнелюбия эпохи Возрождения переполняют тучного рыцаря, но в то же время Фальстаф со своими подручными грабит богомольцев, идущих в Кентербери, и торговцев, едущих в Лондон. На поле брани тучный рыцарь озабочен лишь сохранением своей драгоценной жизни. Для Фальстафа честь – пустой звук. Непосредственным продолжением «Генриха IV» является хроника «Генрих V», занимающая особое место среди хроник Шекспира. Эта пьеса – панегирик в честь мудрого короля, объединяющего англичан в едином патриотическом порыве. Этим идеальным королем является сын Генриха IV – молодой Генрих V, совершающий успешный поход на Францию. Драматург придает ему черты «народного короля». Он уверенно и легко чувствует себя среди простых людей. В Англии времен Шекспира все это напоминало скорее царство мечты, чем реальную повседневность. В той атмосфере, которая царит в «Генрихе V», утрачивал свой былой смысл «фальстафовский фон». По воле драматурга Фальстаф умирает от огорчения. Приятели тучного рыцаря мелькают то здесь, то там. Их убогое ничтожество только лишний раз подчеркивает душевное благородство молодого короля, посвятившего свою жизнь служению родине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.009 с.)