Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символьные и строковые константы.

Поиск

Ввод-вывод

Сам по себе язык Си не обеспечивает никаких возможностей ввода-вывода. Все эти механизмы высокого уровня должны обеспечиваться явно вызываемыми функциями.

Финкции вывода:

-Int putchar(int c).Выводит один символ в поток стандартного ввода stdout

-int fputs(int c,FILE *f).Выводит один символ в файл f

-int puts(char *s).Выводит строку s до завершающего символа с кодом 0 в поток стандартного вывода.В конце выводится перевод строки

-int fputs(char *s,FILE *f).Выводит строку s до завершающего символа с кодом в файл f.

-int printf().Выводит текст,формат которого описан,в поток стандартного вывода.

Описание формата начинается с символа %

%d-целое число со знаком

%u- целое число без знака

%f-вещественное число

%с-символ

%s-строка

Финкции ввода:

-int getchar(void).читает один символ из потока стандартного вывода stdin

-int fgetc(FILE *f).Читает один символ из файла f

-char *fgets(char *s,int size,FILE *f).Читает из файла f строку размером не более чем size символо,включая символ конца строки и помещает ее по адресу s

-int scanf()Читает из стандартного потока ввода данные в соответствии с заданным форматом

 

24 Типы данных языка Си.

В Си имеются типы целых чисел различных размеров, со знаком и без, чисел с плавающей запятой, символов, перечисляемых типов (enum) и записей-структур (struct). Кроме того, язык Си предлагает тип объединение (union), с помощью которого можно либо хранить в одном месте памяти разнородные данные, не пересекающиеся по времени существования (это позволяет экономить память), либо обращаться к содержимому участка памяти, как к данным разных типов (что позволяет менять тип-интерпретацию данных, не меняя сами данные).

В Си существует несколько базовых типов:

char - единичный байт, может содержать один символ из допустимого символьного набора;

int - целое, обычно отображающее естественное представление целых в машине;

float - число с плавающей точкой одинарной точности;

double - число с плавающей точкой двойной точности.

Имеется также несколько квалификаторов, которые можно использовать вместе с указанными базовыми типами. Например, квалификаторы short (короткий) и long (длинный) применяются к целым:

short int sh;

long int counter;

В таких объявлениях слово int можно опускать, что обычно и делается.

Квалификаторы signed (со знаком) или unsigned (без знака) можно применять к типу char и любому целочисленному типу. Значения unsigned всегда положительны или равны нулю и подчиняются законам арифметики по модулю 2n, где n - количество битов в представлении типа. Так, если значению char отводится 8 битов, то unsigned char имеет значения в диапазоне от 0 до 255, a signed char - от -128 до 127 (в машине с двоич-

ным дополнительным кодом). Являются ли значения типа просто char знаковыми или беззнаковыми, зависит от реализации, но в любом случае коды печатаемых символов положительны.

Тип long double предназначен для арифметики с плавающей точкой повышенной точности. Как и в случае целых, размеры объектов с плавающей точкой зависят от реализации; float, double и long double могут

представляться одним размером, а могут - двумя или тремя разными размерами.

 

 

Арифметические константы.

 

Целая константа, например 1234, имеет тип int. Константа типа long завершается буквой l или L, например 123456789L; слишком большое целое, которое невозможно представить как int, будет представлено как long.

Беззнаковые константы заканчиваются буквой u или U, а окончание ul или UL говорит о том, что тип константы - unsigned long. Константы с плавающей точкой имеют десятичную точку (123.4), или экспоненциальную часть (1е-2), или же и то и другое. Если у них нет окончания, считается, что они принадлежат к типу double. Окончание f или F указывает на тип float, а 1 или L - на тип long double.

Целое значение помимо десятичного может иметь восьмеричное или шестнадцатеричное представление. Если константа начинается с нуля, то она представлена в восьмеричном виде, если с 0х или с 0Х, то — в шестнадцатеричном. Например, десятичное целое 31 можно записать как 037 или как 0X1F. Записи восьмеричной и шестнадцатеричной констант могут завершаться буквой L (для указания на тип long) и U (если нужно показать, что константа беззнаковая). Например, константа 0XFUL имеет значение 15 и тип unsigned long.

 

Символьные и строковые константы.

Символьная константа есть целое, записанное в виде символа, обрамленного одиночными кавычками, например 'х'. Значением символьной константы является числовой код символа из набора символов на данной машине. Например, символьная константа '0' в кодировке ASCII имеет значение 48, которое никакого отношения к числовому значению 0 не имеет. Когда мы пишем '0', а не какое-то значение (например 48), зависящее от способа кодировки, мы делаем программу независимой от частного значения кода, к тому же она и легче читается. Символьные константы могут участвовать в операциях над числами точно так же, как и любые другие целые, хотя чаще они используются для сравнения с другими символами.

Некоторые символы в символьных и строковых константах записываются с помощью эскейп-последовательностей, например \n (символ новой строки); такие последовательности изображаются двумя символами, но обозначают один.

Кроме того, произвольный восьмеричный код можно задать в виде '\ооо', где ооо - одна, две или три восьмеричные цифры (0...7) или '\xhh', где hh - одна, две или более шестнадцатеричные цифры (0...9, а...f, А...F). Таким образом, мы могли бы написать

#define VTAB '013' /* вертикальная табуляция в ASCII */

#define BELL '\007' /* звонок В ASCII */

или в шестнадцатеричном виде:

#define VTAB '\xb' /* вертикальная табуляция в ASCII */

#define BELL '\x7' /* звонок в ASCII */

 

Полный набор эскейп-последовательностей таков:

\а сигнал-звонок

\\ обратная наклонная черта

\b возврат на шаг (забой)

\f перевод страницы

\n новая строка

\r возврат каретки

\t горизонтальная табуляция \v вертикальная-табуляция

\? знак вопроса

\' одиночная кавычка

\” двойная кавычка

\ooo восьмеричный код

\xhh шестнадцатеричный код

Символьная константа '\0' - это символ с нулевым значением, так называемый символ null. Вместо просто 0 часто используют запись '\0', чтобы подчеркнуть символьную природу выражения, хотя и в том и другом случае запись обозначает нуль.

Строковая константа, или строковый литерал, - это нуль или более символов, заключенных в двойные кавычки, как, например, "Я строковая константа" или “” (пустая строка).

Кавычки не входят в строку, а служат только ее ограничителями. Так же, как и в символьные константы, в строки можно включать эскейп-последовательности; \", например, представляет собой двойную кавычку. Строковые константы можно конкатенировать ("склеивать") во время компиляции; например, запись двух строк "Здравствуй," " мир!" эквивалентна записи одной следующей строки: "Здравствуй, мир!".

Указанное свойство позволяет разбивать длинные строки на части и располагать эти части на отдельных строчках.

Фактически строковая константа - это массив символов. Во внутреннем представлении строки в конце обязательно присутствует нулевой символ '\0', поэтому памяти для строки требуется на один байт больше, чем число символов, расположенных между двойными кавычками. Это означает, что на длину задаваемой строки нет ограничения, но чтобы определить ее длину, требуется просмотреть всю строку.

Будьте внимательны и помните, что символьная константа и строка, содержащая один символ, не одно и то же: 'х ' не то же самое, что "х". Запись 'х' обозначает целое значение, равное коду буквы х из стандартного символьного набора, а запись "х" - массив символов, который содержит один символ (букву х) и ' \0'.

 

Переменные и их описания.

В Си любая переменная должна быть объявлена раньше, чем она будет использована; обычно все переменные объявляются в начале функции перед первой исполняемой инструкцией. В объявлении описываются свойства переменных. Оно состоит из названия типа и списка переменных, например:

int fahr, celsius;

int lower, upper, step;

В своем объявлении переменная может быть инициализирована, как, например:

char esc = ' \ \';

int i = 0;

К любой переменной в объявлении может быть применен квалификатор const для указания того, что ее значение далее не будет изменяться.

const double e = 2.71828182845905;

const char msg[] = "предупреждение: ";

Применительно к массиву квалификатор const указывает на то, что ни один из его элементов не будет меняться. Указание const можно также применять к аргументу-массиву, чтобы сообщить, что функция не изменяет этот массив:

int strlen(const char[]);

Реакция на попытку изменить переменную, помеченную квалификатором const, зависит от реализации компилятора.

Унарные операции в Си.

Оператор инкремента ++ добавляет 1 к своему операнду, а оператор декремента -- вычитает 1. Необычность операторов ++ и -- в том, что их можно использовать и как префиксные (помещая перед переменной: ++n), и как постфиксные (помещая после переменной: n++) операторы. В обоих случаях значение n увеличивается на 1, но выражение ++n увеличивает n до того, как его значение будет использовано, а n++ - после того.

 

Побитовые операции в Си.

В Си имеются шесть операторов для манипулирования с битами. Их можно применять только к целочисленным операндам, т. е. к операндам типов char, short, int и long, знаковым и беззнаковым.

& - побитовое И.

| - побитовое ИЛИ.

^ - побитовое исключающее ИЛИ. << - сдвиг влево.

>> - сдвиг вправо.

~ - побитовое отрицание (унарный).

Оператор & (побитовое И) часто используется для обнуления некоторой группы разрядов. Например,

n = n & 0177 обнуляет в n все разряды, кроме младших семи.

Оператор | (побитовое ИЛИ) применяют для установки разрядов; так, х = х! SET_ON устанавливает единицы в тех разрядах х, которым соответствуют единицы в SET_ON.

Поразрядные операторы & и | следует отличать от логических операторов && и ||, которые при вычислении слева направо дают значение истинности. Например, если х равно 1, а у равно 2, то х & у даст нуль, а х && у - единицу.

Оператор ^ (побитовое исключающее ИЛИ) в каждом разряде установит 1, если соответствующие разряды операндов имеют различные значения, и 0, когда они совпадают.

Операторы << и >> сдвигают влево или вправо свой левый операнд на число битовых позиций, задаваемое правым операндом, который должен быть неотрицательным. Так, х << 2 сдвигает значение х влево на 2 позиции, заполняя освобождающиеся биты нулями, что эквивалентно умножению х на 4. Сдвиг вправо беззнаковой величины всегда сопровождается заполнением освобождающихся разрядов нулями. Сдвиг вправо знаковой величины на одних машинах происходит с распространением знака ("арифметический сдвиг"), на других - с заполнением освобождающихся разрядов нулями ("логический сдвиг").

Унарный оператор ~ поразрядно "обращает" целое т. е. превращает каждый единичный бит в нулевой и наоборот. Например, х = х & ~077 обнуляет в х последние 6 разрядов.

Условные операторы в Си.

Условный оператор if

Синтаксис:

а) сокращённая форма

if (<выр>) <оператор1>;

б) полная форма

if (<выр>) <оператор1>;

else <оператор2>;

Выражение <выр> может быть арифметическим, логическим или отношением. Если значение <выр> не равно нулю, то исполняется <оператор1>.

В полной форме если <выр> равно нулю, то исполняется <оператор2>.

Условная трёхместная операция (?:)

Синтаксис:

<выр1>? <выр2>: <выр3>;

Первым вычисляется значение <выр1>.

Если оно не равно нулю (истинно), то вычисляется значение <выр2>. Значение <выр3> не вычисляется.

Если значение <выр1> равно нулю (ложно), то вычисляется значение <выр3>. Вычисление значения <выр2> не производится.

Пример:

Sign = x<0? -1: 1;

35. Оператор-переключатель.

Переключатели

Синтаксис:

switch(<выр>)

{

case <константа_1>: <операторы_1>;

case <константа_2>: <операторы_2>;

case <константа_L>: <операторы_L>;

default: <операторы>;

}

При входе в переключатель вычисляется значение <выр>. Если оно совпадает с одной из констант, то выполняются операторы, указанные в соответствующей ветви case. Например, если <выр>==<константа_L>, то выполняются <операторы_L>.

Если значение <выр> не совпадает ни с одной из констант, то выполняются операторы, указанные после default.

Если среди операторов исполняемой ветви нет какого-либо оператора перехода (break, goto, return, exit()), то исполняются операторы следующей ветви.

Если среди операторов исполняемой ветви встретился оператор break, то управление передаётся оператору, следующему за переключателем. Если встретился оператор goto, то управление передаётся на указанную метку.

Ветвь default, может располагаться в любом месте группы ветвей переключателя.

Пример:

switch (operand) {

case MULTIPLY: x *= y; break;

case DIVIDE: x /= y; break;

case ADD: x += y; break;

case SUBTRACT: x -= y; break;

case INCREMENT2: x++;

case INCREMENT1: x++; break;

case EXPONENT:

case ROOT:

case MOD: printf("Not done\n"); break;

default: printf("Bug!\n");

exit(1);

}

Если operand == MULTIPLY, то будет выполнено x *= y; и обработка переключателя (и исполнение программы) завершится.

Если operand == INCREMENT2, то будет выполнено x++; x++; и обработка переключателя завершится.

Если operand примет значение EXPONENT, ROOT или MOD, то будет исполнено printf("Not done\n"); break;

36. Операторы цикла в Си.

Параметрический цикл For

Синтаксис:

for ([<выр1>]; [<выр2>]; [<выр3>]) <оператор>;

<оператор> повторно исполняется до тех пор, пока <выр2> не примет значения 0 («ложь»).

ДО ПЕРВОЙ итерации цикла вычисляется значение <выр1>. Обычно это используют для инициализации счётчика цикла. Затем вычисляется значение <выр2>.

ПОСЛЕ КАЖДОЙ итерации вычисляется значение <выр3>. Обычно это используют для увеличения значения счётчика цикла. Затем вычисляется значение <выр2>.

<выр1> и <выр3> могут состоять из нескольких выражений, разделённых запятыми.

Все параметры заголовка цикла необязательные, но оба разделителя ‘;’ должны иметь место. Т.е., допустимы формы

For(<выр1>;;) <оператор>;

For(;<выр2>;) <оператор>;

For(;;<выр3>) <оператор>;

For(<выр1>;;<выр3>) <оператор>;

и т.д.

Если отсутствует <выр2>, то его значение считается равным 1 («истина»).

Цикл с предусловием while

Синтаксис:

while (<выр>) <оператор>;

<оператор> повторно исполняется пока значение <выр> остаётся не равным нулю. Значение <выр> вычисляется ПЕРЕД каждой итерацией.

Цикл с постусловием do... while

Синтаксис:

do <оператор> while (<выр>);

<оператор> повторно исполняется пока значение <выр> остаётся не равным нулю. Значение <выр> вычисляется ПОСЛЕ каждой итерациеи.

 

 

Оформление функций.

По мере увеличения размера и сложности ваших программ вам следует разделить их на небольшие легко управляемые части, называемые функциями. Каждая функция в вашей программе должна выполнять определенную задачу. Например, если вы пишете программу платежей, можете создать одну функцию, определяющую количество часов, отработанных служащим, вторую функцию, определяющую сверхурочную оплату, третью функцию, выводящую на печать и т. д. Если программе необходимо выполнить определенную задачу, то она вызывает соответствующую функцию, обеспечивая эту функцию информацией, которая ей понадобится в процессе обработки.

39. Структура Си-программы. Разновидности переменных.

#include

void main() /* главная программа */

{

int x,y,z; /* объявление переменных целого типа */

x=5; y=6; /* операторы присваиания */

z=x+y;

printf("сумма=%d\n",z); /* стандартная функция вывода из библ. */

}

 

Переменные нужны там, где требуется хранить какую - либо информацию в памяти компьютера, например, промежуточные результаты вычислений и т. д. Практически ни одна программа не обходится без них. Переменная представляет собой область оперативной памяти с присвоенным именем, через которое можно к этой области обращаться. Имя может достигать 247 символов в длину, всегда должно начинаться с буквы латинского алфавита или знака подчеркивания, за которыми могут следовать другие буквы, цифры и подчёркивания. Регистр символов имеет значение.

Переменные могут хранить разные данные, и от этого зависит их тип. В C++ существует довольно много различных типов переменных, они делятся на целые, дробные, логические и символьные. Существует также отдельный тип для строк, но о нем отдельный разговор.

 

К целым типам относятся такие типы, как int, short (short int) и long. Переменные типа int занимают в памяти 32 бита. Переменные short в два раза "короче", о чем свидетельствует название. Они занимают в памяти 16 бит. Переменные типа long, соответственно, в два раза длиннее, занимают в памяти 64 бита.

Кроме перечисленных целых типов, существуют их беззнаковые разновидности. Как вы могли заметить, целые переменные могут принимать как положительные, так и отрицательные значения. Беззнаковые целые переменные могут принимать только положительные или нулевые значения. Чтобы сделать переменную беззнаковой, надо перед типом через пробел поставить ключевое слово unsigned.

К дробным типам относятся float и double - дробные числа одинарной и двойной точности соответственно. Переменные первого типа занимают в памяти 32 бита, второго типа - 64.

Логический тип всего один, и называется он bool. Как следует из названия, этот тип предназначен для хранения логических значений "истина" (true) или "ложь" (false).

Символьный тип тоже единственный. Он называется char и может хранить один символ, точнее, его номер в кодировке ASCII, в этом отношении этот тип близок целым типам. Диапазон значений типа char - целые числа от -128 до 127 (от 0 до 255 для unsigned char), то есть все символы латинского и национального алфавитов, цифры, знаки препинания и специальные символы, такие как переход на следующую строку и т.д. При этом следует помнить, что одиночные символы в C++ заключаются в апострофы.

Строки как отдельный тип появились только в C++, в обычном C строки представляли из себя массивы из символов в буквальном смысле, и работа с ними во многом напоминала работу с массивами.

Адресная арифметика.

Указатели и динамическое выделение памяти были вкратце представлены в разделе 2.2.

Указатель – это объект, содержащий адрес другого объекта и позволяющий косвенно

манипулировать этим объектом. Обычно указатели используются для работы с

динамически созданными объектами, для построения связанных структур данных, таких,

как связанные списки и иерархические деревья, и для передачи в функции больших

объектов – массивов и объектов классов – в качестве параметров.

Каждый указатель ассоциируется с некоторым типом данных, причем их внутреннее

представление не зависит от внутреннего типа: и размер памяти, занимаемый объектом

типа указатель, и диапазон значений у них одинаков5. Разница состоит в том, как

компилятор воспринимает адресуемый объект. Указатели на разные типы могут иметь

одно и то же значение, но область памяти, где размещаются соответствующие типы,

может быть различной:

• указатель на int, содержащий значение адреса 1000, направлен на область

памяти 1000-1003 (в 32-битной системе);

• указатель на double, содержащий значение адреса 1000, направлен на область

памяти 1000-1007 (в 32-битной системе).

Когда мы применяем операцию взятия адреса (&) к объекту типа int, то получаем

результат типа int*

 

 

Указатели и функции.

Указатели и динамическое выделение памяти были вкратце представлены в разделе 2.2.

Указатель – это объект, содержащий адрес другого объекта и позволяющий косвенно

манипулировать этим объектом. Обычно указатели используются для работы с

динамически созданными объектами, для построения связанных структур данных, таких,

как связанные списки и иерархические деревья, и для передачи в функции больших

объектов – массивов и объектов классов – в качестве параметров.

Каждый указатель ассоциируется с некоторым типом данных, причем их внутреннее

представление не зависит от внутреннего типа: и размер памяти, занимаемый объектом

типа указатель, и диапазон значений у них одинаков5. Разница состоит в том, как

компилятор воспринимает адресуемый объект. Указатели на разные типы могут иметь

одно и то же значение, но область памяти, где размещаются соответствующие типы,

может быть различной:

• указатель на int, содержащий значение адреса 1000, направлен на область

памяти 1000-1003 (в 32-битной системе);

• указатель на double, содержащий значение адреса 1000, направлен на область

памяти 1000-1007 (в 32-битной системе).

Когда мы применяем операцию взятия адреса (&) к объекту типа int, то получаем

результат типа int*

По мере увеличения размера и сложности ваших программ вам следует разделить их на небольшие легко управляемые части, называемые функциями. Каждая функция в вашей программе должна выполнять определенную задачу. Например, если вы пишете программу платежей, можете создать одну функцию, определяющую количество часов, отработанных служащим, вторую функцию, определяющую сверхурочную оплату, третью функцию, выводящую на печать и т. д. Если программе необходимо выполнить определенную задачу, то она вызывает соответствующую функцию, обеспечивая эту функцию информацией, которая ей понадобится в процессе обработки.

Форматный ввод-вывод.

Две функции: printf для вывода и scanf для ввода (следующий раздел) позволяют преобразовывать численные величины

в символьное представление и обратно. Они также позволяют генерировать и интерпретировать форматные строки. Функция

printf(control, arg1, arg2,...)

преобразует аргументы в текстовую форму в соответствии с форматами, заданными в управляющей строке control, и выдает

результат в стандартный вывод. Управляющая строка содержит два типа объектов: обычные символы, которые просто копиру-

ются в выходной поток, и спецификации преобразований, каждая из которых вызывает преобразование и печать очередного аргу-

мента printf.

Каждая спецификация преобразования начинается с символа "%" и заканчивается символом преобразования (буквой, опреде-

ляющей тип преобразования). Между "%" и символом преобразования могут находиться:

- Знак минус, который вызывает выравнивание преобразованного аргумента по левому краю поля.

- Строка цифр, задающая минимальную ширину поля. Преобразованное число будет напечатано в поле по крайней мере этой ширины, а если необходимо, то и в более широком. Если преобразованный аргумент имеет меньше символов, чем указанная ширина поля, то он будет дополнен слева (или справа, если было указано выравнивание по левому краю) заполняющими символами до этой ширины. Заполняющим символом обычно является пробел, а если ширина поля указывается с лидирующим нулем, то этим символом будет нуль (лидирующий нуль в данном случае не означает восьмеричной ширины поля).

- Точка, которая отделяет ширину поля от следующей строки цифр.

- Строка цифр (точность); указывает максимальное число символов строки, которые должны быть напечатаны, или число печатаемых справа от десятичной точки цифр для переменных типа float или double.

- Модификатор длины l, который указывает, что соответствующий элемент данных имеет тип long, а не int.

Осуществляющая ввод функция scanf является аналогом printf и позволяет проводить в обратном направлении многие

из тех же самых преобразований. Функция scanf(control, arg1, arg2,...) читает символы из стандартного ввода, интерпретирует их в соответствии с форматом, указанном в аргументе control, и помещает результаты в остальные аргументы. Управляющая строка описывается ниже; другие аргументы, каждый из которых должен быть указателем, определяют, куда следует поместить соответствующим образом преобразованный ввод.

Управляющая строка обычно содержит спецификации преобразования, которые используются для непосредственной интерп-

ретации входных последовательностей. Управляющая строка может содержать:

- пробелы, табуляции или символы новой строки ("символы пустых промежутков"), которые игнорируются;

- обычные символы (не %), которые предполагаются совпадающими со следующими отличными от "символов пустых промежутков" символами входного потока;

- спецификации преобразования, состоящие из символа %, необязательного символа подавления присваивания *, необязательного числа, задающего максимальную ширину поля и символа преобразования.

 

48.Строкой называется последовательность символов,с которой обращаются как с одним элементом.Строка может содержать буквы,цифры,различные спец.символы.В СИ строковые литералы,или строки-константы заключаются в двойные кавычки.

Строка в СИ является массивом символов,который заканчивается нулвым символом (‘\0’).Доступ к строке осуществляется через указатель,ссылающийся на первый символ строки.Значением строки является адрес ее первого символа.Таким образом,в СИ правомерно сказать, что строка-это указатель,фактически указатель на первый символ строки.Строка может быть привоена в обьявлении либо массиву символов, либо переменной типа char*.

Структуры.

В современных языках программирования существует особый тип данных, который мо-

жет включать в себя несколько элементов более простых (причем разных!) типов.

Структура – это тип данных, который может включать в себя несколько полей - элементов

разных типов (в том числе и другие структуры).

Одно из применений структур – организация различных баз данных, списков и т.п.

Поскольку структура - это новый тип данных, его надо предварительно объявить в начала

программы.

struct Book {

char author[40]; // автор, символьная строка

char title[80]; // название, символьная строка

int year; // год издания, целое число

int pages; // количество страниц, целое число

};

Для обращения ко всей структуре используется ее имя, а для обращения к отдельному по-

лю имя этого поля ставится через точку. Элементы структуры вводятся последовательно по

одному. Заполнять их можно в любом порядке. С полем структуры можно работать так же, как

и с переменной соответствующего типа: числовые переменные могут участвовать в арифмети-

ческих выражениях, со строками можно выполнять все стандартные операции.

Book b;

strcpy (b.author, " А.С. Пушкин ");

b.year = 1998;

Структуры служат для обработки большого объема информации, поэтому чаще всего в

программе используются массивы структур. Они объявляются так же, как обычно, но предва-

рительно (выше) надо объявить саму структуру как новый тип данных.

Для обращения к полю структуры также используют точку, но теперь надо указать в квад-

ратных скобках еще номер нужной структуры, например

Book A[20];

...

A[12].pages = 50;

for (i = 0; i < 20; i ++) // цикл по всем структурам в массива

puts(A[i].title); // вывести название книги

Структуры, так же, как и любые другие типы, могут быть параметрами функций и проце-

дур.

Работа с файлами.

Файлы бывают текстовые (в которых можно записывать только буквы, цифры, скобки и

т.п.) и двоичные (в которых могут храниться любые символы из таблицы).

Текстовые файлы

При вводе из текстового файла надо читать последовательно все элементы, обрабатывая

(так же, как и для линейных массивов) ошибки отсутствия или недостатка данных в файле.

Двоичные файлы

С двоичным файлом удобно работать тогда, когда данные записала (или будет читать)

другая программа и их не надо просматривать вручную. Основное преимущество этого способа — скорость чтения и записи, поскольку весь массив читается (или записывается) сразу единым блоком.

Описание функций работы с файломи находятся в библиотеке stdio.h

Сначала надо создать указатель на переменную типа FILE (FILE* file;).

Открытие файла производится вызовом функции fopen (file = fopen(file_name, "w");)

Первый параметр этой функции - имя файла, второй - указывает в каком режиме должен быть открыт файл. "w" - открыть для записи, "r" - открыть для чтения, "a" - дополнение файла(это наиболее используемые режимы, хотя есть и другие). Запись и считывание данных из файла осуществляется следующими функциями: fputc, fputs, fgetc, fgets, fprintf, fscanf(описание этих функций смотрите в stdio.h).

Закрытие файла осуществляется вызовом функции fclose (fclose(file);).

Ввод-вывод

Сам по себе язык Си не обеспечивает никаких возможностей ввода-вывода. Все эти механизмы высокого уровня должны обеспечиваться явно вызываемыми функциями.

Финкции вывода:

-Int putchar(int c).Выводит один символ в поток стандартного ввода stdout

-int fputs(int c,FILE *f).Выводит один символ в файл f

-int puts(char *s).Выводит строку s до завершающего символа с кодом 0 в поток стандартного вывода.В конце выводится перевод строки

-int fputs(char *s,FILE *f).Выводит строку s до завершающего символа с кодом в файл f.

-int printf().Выводит текст,формат которого описан,в поток стандартного вывода.

Описание формата начинается с символа %

%d-целое число со знаком

%u- целое число без знака

%f-вещественное число

%с-символ

%s-строка

Финкции ввода:

-int getchar(void).читает один символ из потока стандартного вывода stdin

-int fgetc(FILE *f).Читает один символ из файла f

-char *fgets(char *s,int size,FILE *f).Читает из файла f строку размером не более чем size символо,включая символ конца строки и помещает ее по адресу s

-int scanf()Читает из стандартного потока ввода данные в соответствии с заданным форматом

 

24 Типы данных языка Си.

В Си имеются типы целых чисел различных размеров, со знаком и без, чисел с плавающей запятой, символов, перечисляемых типов (enum) и записей-структур (struct). Кроме того, язык Си предлагает тип объединение (union), с помощью которого можно либо хранить в одном месте памяти разнородные данные, не пересекающиеся по времени существования (это позволяет экономить память), либо обращаться к содержимому участка памяти, как к данным разных типов (что позволяет менять тип-интерпретацию данных, не меняя сами данные).

В Си существует несколько базовых типов:

char - единичный байт, может содержать один символ из допустимого символьного набора;

int - целое, обычно отображающее естественное представление целых в машине;

float - число с плавающей точкой одинарной точности;

double - число с плавающей точкой двойной точности.

Имеется также несколько квалификаторов, которые можно использовать вместе с указанными базовыми типами. Например, квалификаторы short (короткий) и long (длинный) применяются к целым:

short int sh;

long int counter;

В таких объявлениях слово int можно опускать, что обычно и делается.

Квалификаторы signed (со знаком) или unsigned (без знака) можно применять к типу char и любому целочисленному типу. Значения unsigned всегда положительны или равны нулю и подчиняются законам арифметики по модулю 2n, где n - количество битов в представлении типа. Так, если значению char отводится 8 битов, то unsigned char имеет значения в диапазоне от 0 до 255, a signed char - от -128 до 127 (в машине с двоич-

ным дополнительным кодом). Являются ли значения типа просто char знаковыми или беззнаковыми, зависит от реализации, но в любом случае коды печатаемых символов положительны.

Тип long double предназначен для арифметики с плавающей точкой повышенной точности. Как и в случае целых, размеры объектов с плавающей точкой зависят от реализации; float, double и long double могут

представляться одним размером, а могут - двумя или тремя разными размерами.

 

 

Арифметические константы.

 

Целая константа, например 1234, имеет тип int. Константа типа long завершается буквой l или L, например 123456789L; слишком большое целое, которое невозможно представить как int, будет представлено как long.

Беззнаковые константы заканчиваются буквой u или U, а окончание ul или UL говорит о том, что тип константы - unsigned long. Константы с плавающей точкой имеют десятичную точку (123.4), или экспоненциальную часть (1е-2), или же и то и другое. Если у них нет окончания, считается, что они принадлежат к типу double. Окончание f или F указывает на тип float, а 1 или L - на тип long double.

Целое значение помимо десятичного может иметь восьмеричное или шестнадцатеричное представление. Если константа начинается с нуля, то она представлена в восьмеричном виде, если с 0х или с 0Х, то — в шестнадцатеричном. Например, десятичное целое 31 можно записать как 037 или как 0X1F. Записи восьмеричной и шестнадцатеричной констант могут завершаться буквой L (для указания на тип long) и U (если нужно показать, что константа беззнаковая). Например, константа 0XFUL имеет значение 15 и тип unsigned long.

 

Символьные и строковые константы.

Символьная константа есть целое, записанное в виде символа, обрамленного одиночными кавычками, например 'х'. Значением символьной константы является числовой код символа из набора символов на данной машине. Например, символьная константа '0' в кодировке ASCII имеет значение 48, которое никакого отношения к числовому значению 0 не имеет. Когда мы пишем '0', а не какое-то значение (например 48), зависящее от способа кодировки, мы делаем программу независимой от частного значения кода, к тому же она и легче читается. Символьные константы могут участвовать в операциях над числами точно так же, как и любые другие целые, хотя чаще они используются для сравнения с другими символами.

Некоторые символы в символьных и строковых константах записываются с помощью эскейп-последовательностей, например \n (символ новой строки); такие последовательности изображаются двумя символами, но обозначают один.

Кроме того, произвольный восьмеричный код можно задать в виде '\ооо', где ооо - одна, две или три восьмеричные цифры (0...7) или '\xhh', где hh - одна, две или более шестнадцатеричные цифры (0...9, а...f, А...F). Таким образом, мы могли бы написать

#define VTAB '013' /* вертикальная табуляция в ASCII */

#define BELL '\007' /* звонок В ASCII */

или в шестнадцатеричном виде:

#define VTAB '\xb' /* вертикальная табуляция в ASCII */

#define BELL '\x7' /* звонок в ASCII */

 

Полный набор эскейп-последовательностей таков:

\а сигнал-звонок

\\ обратная наклонная черта

\b возврат на шаг (забой)

\f перевод страницы

\n новая строка

\r возврат каретки

\t горизонтальная табуляция \v вертикальная-табуляция

\? знак вопроса

\' одиночная кавычка

\” двойная кавычка

\ooo восьмеричный код

\xhh шестнадцатеричный код

Символьная константа '\0' - это символ с нулевым значением, так называемый символ null. Вместо просто 0 часто используют запись '\0', чтобы подчеркнуть символьную природу выражения, хотя и в том и другом случае запись обозначает нуль.

Строковая константа, или строковый литерал, - это нуль или более символов, заключенных в двойные кавычки, как, например, "Я строковая константа" или “” (пустая строка).

Кавычки не входят в строку, а служат только ее ограничителями. Так же, как и в символьные константы, в строки можно включать эскейп-последовательности; \", например, представляет собой двойную кавычку. Строковые константы можно конкатенировать ("склеивать") во время компиляции; например, запись двух строк "Здравствуй," " мир!" эквивалентна записи одной следующей строки: "Здравствуй, мир!".

Указанное свойство позволяет разбивать длинные строки на части и располагать эти части на отдельных строчках.

Фактически строковая константа - это массив символов. Во внутреннем представлении строки в конце обязательно присутствует нулевой символ '\0', поэтому памяти для строки требуется на один байт больше, чем число символов, расположенных между двойными кавычками. Это означает, что на длину задаваемой строки нет ограничения, но чтобы определить ее длину, требуется просмотреть всю строку.

Будьте внимательны и помните, что символьная константа и стро<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.013 с.)