Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.)



Мировоззренческие итоги развития науки в ХХ в. Современная картина мира и ее принципиальная незавершенность.

Постэйнштейновская космологическая революция. Открытие структурной бесконечности Вселенной. Теория макро-микро-симметрии (Г.М. Идлис, М.А. Марков). Антропный принцип (Б.Д. Картер, Г.М. Идлис, Р.Г. Дикке, Дж. А. Уиллер, С.В. Холкинг), его мировоззренческое и методологическое значение. Слабый и сильный антропный принцип по Б.Д. Картеру.

“Новая наука жизни” Руперта Шелдрейка. “Царство человеческого бессознательного” Станислава Грофа. “Цельность и внутренний порядок” Бома. “От бытия к становлению” Ильи Пригожина.

Новые исследовательские программы. Развитие “науки о науке”. Особенности стиля мышления в науке в конце ХХ в. Новые формы организации науки. Дифференциация и интеграция. Возрастание взаимодействия наук, усиление тенденции к интеграции знаний. Сциентизм и антисциентизм. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Роль науки в решении глобальных проблем современной цивилизации. Будущее науки.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

.

Тема Количество часов
  Теоретические и методологические основы истории науки и техники  
  Роль науки и техники в истории человечества. Доцивилизационный уровень развития человечества.  
  Знания о мире и человеке, уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях  
  Научная и техническая культура античности  
  Научные знания и технические достижения средневековой Европы  
  Эпоха Возрождения. Начало Нового времени.  
  Научная революция XVII века. Рождение современной науки.  
  Научно-техническое развитие в XVIII и XIX веке.  
  Переворот в естествознании конца XIX- начала XX веков.  
  Научно-техническая революция середины XX века.  
  Наука и техника второй половины XX века.  
  Итого  


7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (образовательные технологии)

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:

Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, лекция с запланированными ошибками, контекстная лекция.

Семинарские занятия: кейс-технология, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе.

Самостоятельная работа: логический анализ текстов, критический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, решение логических задач, выполнение познавательных заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Исторический материал, сообщаемый учащимся на занятии, позволяет учителю активизировать познавательную деятельность учащихся. Данные из истории не только развивают любознательность, производят эмоциональное воздействие, но и вызывают потребность в самообразовании, формируют творческие качества личности за счет рассмотрения необычных фактов.

Дисциплина "История техники и технологической культуры мировых цивилизаций" способствует углублению историко-инженерного мировоззрения обучаемых. Наряду с историей мировых цивилизации, мировой художественной культурой, философией а также ряда общетехнических и специальных дисциплин: физики, сопротивления материалов, черчения, технологии конструкционных материалов, резания материалов и других она позволяет, базируясь на методологии этих и других дисциплин, рассмотреть закономерности и основные этапы развития технического знания и техники, влияние техники на человека и природную среду.

Структура курса включает в себя аудиторные занятия (лекции и семинарские занятия) и самостоятельную работу студентов.

Курс начинается с изучения роли и места истории техники в истории развития человечества. Здесь же считается рациональным рассмотреть законы и закономерности развития техники. На этой основе рассматривается зарождение и уровень техники в ранних цивилизациях, далее рассматриваются вопросы зарождения и развития металлургии, создания и развития станкостроения и машиностроения. Уделено внимание зарождению и развитию (с XV по XX век) современной техники.

Так же предлагается углубленно рассмотреть зарождение и формирование научных основ конструирования машин.

В заключение изучается в историческом плане влияние науки и техники на человека и природную среду.

Рекомендации к практическим (семинарским) занятиям

Семинарское занятие в вузе - одна из самых распространенных форм учебного процесса, при которой происходит непосредственное общение студента с преподавателем.

В ходе семинаров глубже усваивается учебный материал, приобретаются навыки творческой работы над первоисточниками и другими различными материалами, формируются исследовательские навыки.

В практике работы вузов установлены три типа семинарских занятий, имеющих различные цели:

- направленные на углубленное изучение учебного курса;

- направленные на основательную проработку отдельных важных в методологическом отношении тем;

- семинары исследовательского типа с независимой от лекций
тематикой по отдельным частным проблемам.

Подготовка к семинарскому занятию начинается с ознакомления с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг предложенных к обсуждению вопросов и последовательность их изучения.

Затем следует проработать с конспектом лекций по каждому пункту плана семинара, прочитать соответствующие разделы учебника и других источников.

При подготовке к семинару могут быть даны различные задания: изучение литературы по теме семинара и составление конспекта или тезисов; проведение наблюдений с последующим анализом; выполнение практических заданий; подготовка рефератов или докладов; и т.д.

Поэтому выступление на семинаре может быть разным по форме: чтение рефератов, доклад, содоклад, дополнение, поправка, и т.п.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы, ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике, способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время.

При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.

Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и представить его для отчета в форме тезисов, опорных материалов, рекомендаций, схем и т.п.

Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на лабораторных занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях.

В случае пропуска лекций и лабораторных занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала.

Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал.

Для подготовки к практическим работам нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии.

Подготовка к зачёту должна осуществляться на основе лекционного материала, материала практических занятий с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление, прокомментирует материал многочисленными примерами, которые в лекциях, как правило, не приводятся.

Если материал понятен, то затрачивать время на консультации совсем необязательно. На консультацию нужно идти лишь с целью уяснения непонятного материала.

Изучать курс рекомендуется по разделам в следующем порядке: Ознакомиться с рабочей программой по изучаемому разделу. Прочитать и продумать методические указания к изучаемому разделу. Изучить материал раздела по рекомендованным учебникам и пособиям, руководствуясь программой курса и методическими указаниями.

Для лучшего усвоения курса необходимо, работая с учебником, кратко конспектировать основные положения. Такая работа с учебником облегчает усвоение материала. Для более глубокого изучения истории техники необходима дополнительная самостоятельная работа по поиску занимательных фактов, сведений, новостей, подборке материалов и т.п.

Наиболее эффективной формой самостоятельной работы студентов (наравне с работой с литературой по отдельным разделам курса) является подготовка, написание и защита рефератов по конкретным разделам истории техники. Тематика рефератов приведена ниже. Однако считается наиболее целесообразным подготовка рефератов в соответствии с тематикой дипломных проектов студентов.

Основные виды самостоятельной работы студентов по курсу «История техники и технологической культуры мировых цивилизаций», распределение самостоятельной работы студентов по видам работы,

представлено в таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Распределение самостоятельной работы студентов

по видам работы

 

Вид самостоятельной работы Семестр Кол-во часов
1. Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе), конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации.    
2. Подготовка к практическим работам курса    
6. Работа с вопросами для самопроверки.    
7. Подготовка к зачету    
Всего    

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения курса "«История техники и технологической культуры мировых цивилизаций» обучаемый должен:

ПОНИМАТЬ: историю техники как составную часть истории развития человечества, тенденции развития техники, влияние (положительное и отрицательное) техники на развитие человечества и состояние окружающей природной среды;

ЗНАТЬ: основополагающие моменты и факты, закономерности зарождения и развития техники и технологии

УМЕТЬ: применять полученные знания к анализу исторического разви­тия отдельных важнейших направлений техники и технологий (металлургия, машиностроение, робототехника, станкостроение, и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.01 с.)