Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы



Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы

 

 

«Утверждаю»

Декан факультета

________________________

«___» ____________200__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисцтплине «История социальной работы»

для направления бакалавр «Социальная работа» (040100) ОПД Ф.7

 

факультет Социально-психологический

 

   
курс 1 экзамен __2___ (семестр)
семестр 2  
лекции _________________32____(часов)  
практические занятия _____28___(часов)  
лабораторные занятия __________(часов)  
самостоятельные занятия __73___(часов)  
Всего часов _____________135_________  
Составители: к.и.н., ст. преп. Чигаева В.Ю. к.п.н., доцент Морозова Н.И.  

 

Кемерово, 2008

 

Рабочая программа дисциплины «История социальной работы» федерального компонента цикла ДН составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению бакалавр «Социальная работа» 040100

 

Рабочая программа обсуждена

на заседании кафедры

Протокол № ___ «____» _____________ 2008 г.

Зав. кафедрой Мартынова Т. Н. ___________

Одобрено методической комиссией
Протокол № ___ «____»______________2008 г.

Председатель: Морозова И. С. ___________

 

 

Пояснительная записка

 

Изучение исторических реалий социальной работы весьма важный и ответственный процесс. Именно в истории заключён многовековой фундаментальный опыт становления социальной работы в России и за рубежом, который необходимо воспринимать, от которого стоит отталкиваться и на ошибках которого необходимо учиться. В настоящее время, век кризисов, угроз социальной безопасности, глобальных катастроф он актуален как никогда. Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. В свою очередь, социальная работа как практическая деятельность, в главном, направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека. Однако социальная работа не ограничива­ется лишь достижением практических целей, но и несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и рав­новесия в обществе, предупреждение социальных кон­фликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Социальная работа выполняет роль общественного амортизатора.

В связи с этим актуальность и значимость учебной дисциплины «Истории социальной работы» заключается в изучении процесса становления и развития социальной работы в мире, как основы для дальнейшего изучения профессиональных и прикладных дисциплин по социальной работе и основы стратегии дальнейшего развития исследований и деятельности в этой области.

Курс «Истории социальной работы», изучаемый в рамках общепрофессиональных дисциплин, построен с учетом требований Государственного образовательного стандарта по направлению бакалавр «Социальная работа» 040100 и составлен на основе программ рекомендованных УМО ВУЗов РФ по образованию в области социальной работы.

Цель учебной дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по анализу процесса развития социальной работы как общественного института.

Задачи учебной дисциплины:

- показать общие закономерности и специфику развития социальной работы в России и за рубежом (в т.ч. эволюцию взглядов и концептуальных подходов);

- обосновать основные периоды ее развития;

- изучить изменение форм, методов и принципов социальной работы (в т.ч. для использование данного опыта в дальнейшей работе);

- расширить представление о роли, месте и значении социальной помощи в сохранении социальной стабильности и развитии общества;

- способствовать развитию гордости за будущую профессию и уверенности в правильности ее выбора.

Место дисциплины в системе социогуманитарного образования. Курс «История социальной работы» обеспечивает знакомство с основными историческими этапами развития призрения в России и за рубежом, со спецификой и тенденциями развития социальной работы на каждом историческом этапе, даёт студенту возможность повысить свой уровень знаний не только в сфере социальных наук, но и в сфере истории, международного социального права, психологии.

Структура дисциплины включает два раздела: история социальной работы в России и история социальной работы за рубежом. В неё входят понятийный аппарат, основные концепции, тенденции развития социальной работы в России и за рубежом. Качественное изложение всех аспектов дисциплины «История социальной работы», их актуализация обеспечивается её тесным взаимодействием со смежными дисциплинами и комплексным подходом к изучению.

Формы организации учебного процесса:

- лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы согласно предложенной рабочей программе;

- семинарские занятия в форме обсуждения основных, проблемных, дискуссионных вопросов, а также проверки самостоятельных работ, выполнение тестовых заданий, в форме фронтального опроса;

- организация самостоятельной работы, которая включает выполнение курсовых работ по заявленным темам.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Основные теоретические вопросы, рассматриваемые на лекциях, предполагают активную самостоятельную работу студентов. В целях актуализации, сопоставительного анализа, уточнения и понимания полученного объёма знаний студентам даются вопросы для самостоятельного изучения, на которые они должны дать ответы в устной или письменной форме.

Семинарские занятия проводятся в форме обсуждения, опроса основных и проблемных вопросов, проверки самостоятельных работ, решения тестовых заданий.

Объёмы и сроки изучения дисциплины.

Дисциплина «История социальной работы» общим объёмом 135 часов изучается в течение 2 семестра и включает лекционные, семинарские занятия и самостоятельную (курсовую) работу.

Виды контроля знаний студентов и их отчётности.

- текущий контроль самостоятельной работы путём периодической проверки процесса написания курсовых работ по предусмотренным темам с последующей оценкой.

- оценка студентов по результатам ответов на семинарских занятиях.

- оценка выполнения тестовых заданий по всем темам на семинарских занятиях.

- экзамен.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины, предназначенной для студентов 1 курса социально-психологического факультета (специальность «Социальная работа»).

Бакалавр по социальной работе должен знать:

– основные исторические концепции социальной работы, исторические даты, факты, события.

Бакалавр по социальной работе должен уметь:

– пользоваться исторической информацией для разработки стратегий профессиональной деятельности и иметь представление об особенностях исторического процесса социальной работы и её место в развитии общества и государства.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности:

– экзамен, курсовая работа

Критерии оценки знаний студентов:

– отлично– полный, глубокий, тщательный ответ; продемонстрировал владение профессиональной терминологией;

– хорошо– затруднялся сформулировать ответ; - затруднялся раскрыть содержание.

– удовлетворительно – неглубоко и неполно проявил знания теории; возникают затруднения при ответе на вопросы.

– неудовлетворительно – не владеет профессиональной терминологией и имеет нечеткое представление о теоретической основе изучаемого курса.

Содержание дидактической единицы дисциплины включает в себя:

- Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества.

- Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы.

- Международно-правовые нормы и принципы социальной работы.

- Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России.

- Международный опыт социальной работы.

 

 

2. Тематический план

 

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля
        Общий Аудиторная работа Самостоя тельная работа    
            Лекции Практи ческие (или семинар ские) Лабортор ные        
               
Дневная форма обучения
Раздел 1. История социальной работы в России
1. Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы в России.           Сам. работа опрос
2. Архаический период благотворительности. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи славян (до Х в.).           Сам. работа опрос
3. Княжеская и церковная поддержка (X – XII вв.).           Сам. работа опрос, тесты
4. Церковно-государственная помощь в XIV – XVII вв.           Сам. работа опрос
5. Государственное призрение во второй пол. XVII – первой пол.XIX в.           Сам. работа опрос, тесты
6. Государственное призрение, общественная и частная благотворительность во второй половине XIX – начале ХХ вв.           Сам. работа опрос
1. Государственное обеспечение в СССР (1917 –1991 гг.)           Сам. работа опрос
2. Новейший период истории социальной работы в России.           Сам. работа опрос, тесты
Раздел 2. История социальной работы за рубежом
3. Социальная работа как неотъемлемая часть общественного устройства зарубежных стран. Исторические корни социальной работы           Сам. работа опрос
4. Государственно-правовые основы социальной работы как профессиональной деятельности за рубежом           Сам. работа опрос
5. Основные модели социальной работы           Сам. работа опрос, тесты
6. Социальная поддержка и социальное обслуживание в системе социальной работы, обслуживание за рубежом           Сам. работа опрос
7. Основные методы и специфические методики социальной работы с различными категориями населения           Сам. работа опрос
8. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в области социальной работы           Сам. работа опрос, тест
              Экзамен
  · Промежуточный контроль: На каждом занятии студенты самостоятельно выполняют небольшие задания, содержащие вопросы по тематике предыдущей лекции · Курсовая работа – 2 семестр
  · Итоговый контроль: 2 семестр – экзамен
                         

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Первой пол. XIX в.

Становление системы государственного призрения во второй пол. XVII – первой пол. XVIII в. Основные тенденции административной, конфессиональной системы помощи, организация институтов социального патронажа и социального контроля. Попытки социальных реформ при царях Алексее Михайловиче (1645 – 1676) и Федоре Михайловиче (1676 – 1682).

Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающихся: 1. создание сети учреждений для нетрудоспособных; 2. борьба с детской безнадзорностью; 3. борьба с проституцией и сексуальными преступлениями; 4. борьба против профессионального нищенства; 5. организация государственных работ для трудоспособных нищих и система надзора за нищими; 6. борьба с «безразборчивой милостыней» и поиски источников финансирования системы государственного призрения. Проблемы организации и финансирования социальных институтов помощи.

Социальная политика в Российской империи в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762). Развитие системы государственного призрения при Екатерине II:.1. Создание системы государственного призрения. «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», приказы общественного призрения. 2. Создание идеологической основы и общественного мнения с целью привлечения общества к делу общественного призрения. 3. Ужесточение мер против нищих и проституток.

Народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, дома смирительные - основные институты приказов общественного призрения. Историческое значение приказов для становления отечественной модели помощи и защиты.

Приказы общественного призрения при Александре I. Реформы графа В.С. Кочубея – попытка решения проблемы устройства совершеннолетних воспитанников сиротских заведений.

Ведомственная и общественная благотворительность. Общества на особых основаниях, их роль и значение для становления государственной политики в деле помощи нуждающимся. Частная благотворительность. Церковная благотворительность.

Формирование теоретических подходов к общественному призрению. Социально-административное и реформистское направления мысли в области общественного призрения - Ф.Салтыков, А.Курбатов.

Историческое значение теории и практики общественного призрения пореформенного периода российской истории

Содержание семинарских занятий

Вопросы для самоконтроля

1. Какие древнейшие процессы, отражающие общинные формы защиты и поддержки, «сохранены» в современных языковых конструкциях? (милостыня, приймак, помочи, мирская помощь, призрение, благотворительность, юродивый).

2. Назовите работы по истории социальной работы в России, изданные свет последнее десятилетие ХХ - начале ХХI вв.?

3. Основные системы, типы, виды социальной помощи?

4. Общие принципы благотворительности, на которых основывается современная система социальной помощи за рубежом и в России?

5. В чем отличие терминов «общественное призрение» и «благотворительность»?

Литература

Основная

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н., и др. Исторический опыт социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1994.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы: учебное пособие для вузов. – М., 2003.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2001.

4. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1995.

Дополнительная

1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. – М., 1993.

2. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки//Вопросы истории. – М, 1991.

3. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. – М., 1987.

4. Иванов Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания. – М., 1981.

5. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб., 1894.

6. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.

7. Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях/Проблемы социальной работы в России. – М., 1995.

8. Стог А. О общественном призрении. – СПб, 1818.

9. Ульянова Г.Н. Исследования истории благотворительности в России: тенденции последнего десятилетия // Милосердие и благотворительность в российской провинции. – Екатеринбург, 2002. – Вып. 2.

10. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенность общинно - родовых форм поддержки нуждающихся?

2. Роль хозяйственных механизмов помощи в системе родовых связей и отношений?

3. Какие основные представления о жизненном сценарии личности находят отражение в русском фольклоре?

4. Расшифруйте понятия - выхованцы, толока, вервь, волхвы, дарообмен, институт «приймаков», институт вдов, калики, обряд, помочи, праздник, язычество.

5. Какие формы помощи и взаимопомощи были характерны для русской крестьянской общины в XIX в.

 

Литература

Основная

1. Ключевский В.О. Курс русской истории в 9-ти т. – М., 1987. – Т. 1.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): учебное пособие для вузов. – М., 2003.

3. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории: учебник. – М., 1984

4. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

1. Балабанова Е.С. Особенности российской экономической ментальности http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol01_3/balabanov.htm

2. Белецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. –М., 1978.

3. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века)/Русские: семейный и общественный быт. – М., 1989.

4. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. – Киев, 1982.

5. Деркач В.П. К вопросу о «двоеверии» в Древней Руси//Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. – М., 1995.

6. От Корсуня до Калки. – (История Отечества в романах, повестях, документах. Век X – XIII). – М., 1990.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. – М., 1989.

8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику основным этапам развития княжеского попечительства с X по XIII вв.?

2. Перечислите формы княжеского призрения (проиллюстрируйте их примерами социальной деятельности русских князей)?

3. Какие категории призреваемых выделялись по Уставу 996 г. и кто был обязан помогать нуждающимся?

4. Почему княжеское призрение относится к открытой системе благотворительности?

5. Каково было отношение к нищенству на Руси?

6. Теория «милостыни» в памятниках древней литературы Х- XIII вв.

7. Каковы идеи милосердия и спасения в литературном наследии древнерусских книжников?

8. Расшифруйте понятия - балич, братчина, больница, затвор, «задушный человек», ктитор, милосердие, нищие, погост, приход, скудельницы.

 

Литература

Основная

1. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): учебное пособие для вузов. – М., 2003.

2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М., 1984

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

1. Бибанов Т.П., Вронский М.В., Гречин В.П. Предпринимательство и благотворительность в России: история и современность. – Н.-Новгород, 1994.

2. Горемыкина В.И. Классовый и политический характер «нищелюбия» древнерусских князей//Вопросы истории. – Минск, 1975. – Вып. – № 2.

3. Деркач В.П. К вопросу о «двоеверии» в Древней Руси//Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. – М., 1995.

4. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. – Киев, 1987.

5. Златоструй. Древняя Русь Х-ХП1 в. – М., 1990.

6. Изборник 1076 г. – М., 1965.

7. Как была крещена Русь. – М., 1988.

8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1994.

9. Ключевский В.О. Курс русской истории в 9-ти т. – М., 1987. – Т. 1.

10. Фроянов И.Я. Древняя Русь. – М.-СПб., 1995.

11. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию//Россия в XX веке. Историки мира спорят. – М., 1994.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные формы поддержки нуждающихся существуют в данный период? В чем их отличие от монастырской практики помощи «людям церкви» в X-XIII вв.?

2. Какие государственные институты брали на себя задачи по обеспечению превентивных мероприятий по локализации голода, массовых эпидемий.

3. Почему решения Стоглавого Собора не были осуществлены на практике?

4. Почему на протяжении изучаемого периода большое внимание со стороны государства уделяется проблеме выкупа пленных?

5. Дайте определения следующим понятиям: братский двор, божедомье, житные дворы, нищепитательство, призрение, прощенник, убогий дом, шпитальня.

Литература

Основная

1. Знаменский П.В. История Русской ЦерквиЯ: учебное пособие. – М., 2000.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): учебное пособие для вузов. – М., 2003.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI в. T.I. M., 1952.

2. Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба крестьянства в XIV-XVI вв. – М., 1966.

3. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVII века. М.,1977.

4. Горсей Джером. Записки о России. XVI – начало XVII в. М., 1990.

5. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. – М., 1994.

6. Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., 1987.

7. История православного монашества. – М., 1999.

8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. Приложения. – М., 1994.

9. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в.//Сост. Д.С.Лихачев, Л.А.Дмитриев. М., 1978; М., 1986.

10. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М., 1978.

11. Проезжая по Московии (Россия XVI – XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

12. Смолич И.К. Русское монашество. – М., 1999.

13. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

14. Трехсотлетие Дома Романовых. 1613-1913. Репринт юбилейного издания 1913 г. М., 1991.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем историческое значение введения в структуру губернского управления приказов общественного призрения?

2. Какова стратегия деятельности приказов общественного призрения?

3. Раскройте сущность общественного реформирования в проектах Ф. Салтыкова и А. Курбатова?

4. Как отражены «проблемы благоденствия» народа в «Русской Правде» П.И. Пестеля?

5. Каковы подходы к вопросам социальной патологии Я.П. Козельского и А.Н. Радищева?

6. Какие факторы в культурно-историческом развитии государства привели к реформированию монастырской системы помощи?

7. Какими мерами решалась проблем проституции в XVIII – первой половине XIX вв.?

8. Какие виды частной благотворительности первой пол. XIX в. можно выделить? Назовите наиболее известных благотворителей данного периода?

9. Дайте определения следующим понятиям: приказы «на особых основаниях», зазорные дома, зазорные младенцы, прядильные дома, смирительные дома.

 

Литература

Основная

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.П., и др. Исторический опыт социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1994.

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): учебное пособие для вузов. – М., 2003.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

1. В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII века. – М., 1988.

2. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. – М.-Л., 1945. – Т.1.

3. Де Кюстин А. Николаевская Россия. – М., 1990.

4. Егошина В.П., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. – М., 1994.

5. Зубанова С.Г. Православная церковь в России в XIX веке: социальный и духовно-культурный аспекты. – М., 1995.

6. Мыльников А.С. Искушение чудом: «Русский принц», его прототипы и двойники - самозванцы. – Ленинград, 1991.

7. Очерки русской культуры XVIII в. Часть вторая. – М., 1987.

8. Пестель П.И. «Русская Правда»/Восстание декабристов. – М.-Л., 1958. – Т. VII.

9. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения. – М., 1951.

10. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей. – М., 1990.

11. Трехсотлетие Дома Романовых. 1613-1913. Репринт юбилейного издания 1913 г. – М., 1991.

 

Тема 6. Государственное призрение, общественная и частная благотворительность во второй половины XIX – начале ХХ вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние отмены крепостного права на изменение характера общественного призрения.

2. Земское призрения. Динамика развития общественного призрения после отмены приказной системы поддержки.

3. Городская система общественного призрения: новые тенденции и древнейшие традиции.

4. Развитие церковной благотворительности во второй половине XIX.

5. Основные социальные проблемы российского общества и пути их решения в пореформенный период.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему возвращаются в данный период к возрождению приходской системы помощи? В чем ее отличие от предшествующего периода?

2. Что нового появляется в деятельности учреждений «на особых основаниях»?

3. Причины образования Министерства государственного призрения?

4. В чем своеобразие отечественной модели теории общественного призрения в данный период?

5. Дайте характеристику основных направлений познания теории общественного призрения в данный период. Какова их роль в становлении отечественной теории социальной работы?

Литература

Основная

1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк: учебное пособие. – М., 1993.

2. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учебное пособие. – М., 2001.

Дополнительная

1. Бибанов Т.П., Вронский М.В., Гречин В.П. Предпринимательство и благотворительность в России: история и современность. – Н.-Новгород, 1994.

2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. – М.,1989.

3. Власов П.Б. Обитель милосердия. – М., 1991.

4. Думова Н.Г. Московские меценаты. – М., 1992.

5. Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения России. – СПб., 1874.

6. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб., 1894.

7. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.

8. Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом или наказ на будущее?//Социальная работа. – 1991. – № 1.

9. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию//Россия в XX веке. Историки мира спорят. – М., 1994.

10. Энциклопедический словарь. – СПб. 1896. – Т. XIX.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы поднимались в отечественной теории социального обеспечения в начале 20-х гг. ХХ в.?

2. Дайте анализ теоретических подходов к проблемам социальной поддержки населения в 30-х годах.

3. Какие идеи советского периода истории социальной работы, по вашему мнению, в области социального обеспечения необходимо развивать, а от каких следует отказаться?

Литература

Основная

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н., и др. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994.

2. Социальное обеспечение в СССР: учебное пособие. – М., 1986.

3. Социальное обеспечение и страхование в СССР: учебное пособие. – М., 1964.

4. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1994-1995. – Т.1-3.

5. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1995.

Дополнительная

1. Бабкин В.А. Советская система социального обеспечения. – M., 1971.

2. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История Российской государственности. – М., 1995.

3. Ханкин А.Д., Шарапов М.Е. и др. Трудовое устройство, профессиональное обучение и бытовое обслуживание инвалидов/50 лет советского социального обеспечения. – М., 1968.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные направления деятельности правительства в сфере защиты прав человека в новейший период истории?

2. Назовите основные в области поддержки и защиты населения в данный период.

3. Каковы современные тенденции отечественной благотворительности. В чём их сущность и историческое своеобразие.

4. В чём проявляется специфика социальной работы как профессиональной деятельности?

5. Каковы особенности социентальных подходов?

6. В чём заключается специфика благотворительных учреждений в 20 веке?

 

Литература

Основная

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н., и др. Исторический опыт социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1994.

2. Социальное обеспечение в СССР: учебное пособие. – М., 1986.

3. Социальное обеспечение и страхование в СССР: учебное пособие. – М., 1964.

4. Фирсов М.В. Антология социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1994-1995. – Т.1-3.

5. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. – М., 1995.

Дополнительная

1. Бабкин В.А. Советская система социального обеспечения. – M., 1971.

2. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История Российской государственности. – М., 1995.

3. Ханкин А.Д., Шарапов М.Е. и др. Трудовое устройство, профессиональное обучение и бытовое обслуживание инвалидов/50 лет советского социального обеспечения. – М., 1968.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы взгляды на благотворительность представителей Киренской школы?

2. В чём специфика средневековых представлений о благотворительности на Западе?

3. Каковы характерные черты благотворительности за рубежом в филантропический период?

4. В чём специфика периода общественной благотворительности за рубежом?

5. Укажите этапы становления светской системы социальной помощи и раскройте их содержание.

6. Каковы основные тенденции в развитии благотворительности в Западной Европе и США в конце XVIII – начале ХХ вв.?

7. Раскройте сущность организации «Армия спасения».

 

Литература

Основная

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы: учебное пособие. – М., 1992.

2. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России: учебное пособие. – М., 1992.

3. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. – М.: Владос, 2000.

Дополнительная

1. Евгархий Схоластик Церковная история. – СПб., 1999.

2. История античности. – М., 1992. – Т. 1, 2.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чём заключается сущность международных отношений в социальной сфере?

2. Перечислите специализированные учреждения – межправительственные организации универсального харак­тера, действующие при ООН и занятые в социальной сфере. Каковы их основные функции?

3. Каковы основные положения Декларации о социальном благосостоянии, про­грессе и развитии 1969 г.?

4. Раскройте содержание Копенгагинской декларации 1995 г.

5. Какова сущность организации ЮНИСЕФ?

6. Раскройте содержание «Конвенции о правах ребенка» 1989 г.

7. Осветите основные пункты Конвенции о статусе бежен­цев принятой ООН в 1951 г.

8. Раскройте основные положения «Декларации о правах умственно отсталых» и «Декларации о правах инвалидов».

9. «Руководящие принципы для дальнейшего планирования и последующих действий в отношении молоде­жи». Каковы основные принципы молодёжной стратегии?

10. Укажите наиболее важные положе­ния Европейской социальной хартии.

Литература

Основная

1. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др. Теория и методология социальной работы. – М.,1994.

2. Доэл М., Шалдоу С. Практика социальной работы: учебное пособие. – М., 1995.

3. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997.

4. Энциклопедия социальной работы. – М., 1993. – Т.1-3.

Дополнительная

1. Брандз Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М., 1993.

2. Бюллетень научной информации. – М., 1992-1993. – Вып. 1- 4.

3. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. – М., 1993.

4. Мизес Я.Ф. Социализм. Экономический и социологический анализ. – М., 1994.

5. Мюнхмайер Р. Новые аспекты социальной работы в условиях модернизации //Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 2.

6. Парсонс Т. Человек в современном мире. – М., 1985.

7. Ригина Н.Ф. Совершенствование стандартов социальной работы в Великобритании //Российский журнал социальной работы. – 1996. – № 2.

8. Социальная помощь семье и детям. – М., 1992. – Вып. II.

9. Стэхэм Д, Профессиональная социальная работа в Великобритании //Российский журнал социальной работы. – 1996. – №2.

10. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах. – М., 1993 - 1995. – Вып.1-6.

11. Форшберг М. Развитие в Швеции политики социального обеспечения с 1930-х годов до наших дней //Российский журнал социальной работы. – 1996. – № 1.

12. Чобринский С.И. Социальная работа и социальные программы в США – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Кто является родоначальником гештальт-терапии?

2. Охарактеризуйте понятие «контакт» в рамках гештальт-подхода.

3. В чём состоит суть теории «ментального метаболизма»?

4. Какова сущность гештальт-подхода в социальной работе за рубежом?

5. Проблема «незавершённой ситуации».

6. Какие техники гештальт-терапии вы знаете?

7. Кто является основоположником бихевиоризма?

8. Каковы методы поведенческого консультирования в бихевиористском подходе?

9. Сущность метода «наводнения» в бихевиористском подходе.

10. Каковы цели поведенческого консультирования?

 

Литература

Основная

1. Российская энциклопедия социальной работы. – М., 1997.

2. Теория и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: ГАСНУ, 1995.

3. Теория и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: МГСУ, 1994.

4. Энциклопедия социальной работы. – Барнаул, 1993.

5. Энциклопедия социальной работы. – М., 1993. – Т.1.

Дополнительная

1. Козлов А.А. Парадигмы социальной работы //Социальная работа: теория, технология, образование. – М., 1996. -№ 1.

2. Мазур Е. С. (1996) Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1995 год. – М.: МГИ.

3. Наранхо К. Гештальт-терапия. – Воронеж: Модэк, 1995.

4. Немиринский О. В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. – М.: МГИ, 1999.

5. Окландер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 1997.

6. Перлз Ф. С. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.248 с.)