Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здравоохранения, медицинской информатики иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ учебно-методическое пособие для студентов лечебного факультета ИВАНОВО 2009 Учебно-методическое пособие составлено профессором кафедры общественного здоровья и здравоохранения, медицинской информатики и истории медицины, д.м.н. О.В.Тюриной
Рецензент: д.ф.н., профессор А.Г. Заховаева
Учебно-методическое пособие по истории медицины предназначено для студентов лечебного факультета медицинских вузов. В предложенном пособии в доступной форме излагается материал по дисциплине «история медицина», выделяются основные вопросы, рассматриваемые на лекциях и выносимые для обсуждения на семинарских занятиях, к каждой теме предложены контрольные тесты и подробный список основной и дополнительной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже спускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего. А.И. Герцен.
История медицины, как наука и предмет преподавания, имеет большое значение в системе подготовки будущего врача, углубляет и расширяет специальные медицинские знания, повышает общий и культурный уровень. Овладение медициной обязательно включает изучение развития медицинской теории и медицинской практики в связи с конкретными историческими условиями. Без исторического познания нет научного познания. Курс истории медицины призван показать неразделимую связь медицины и здравоохранения с явлениями общественной жизни, с общей культурой человечества, передовой естественнонаучной, философской мыслью. Автор данного учебного пособия преследует благородную цель – помочь будущему молодому специалисту приобрести основы знаний по истории медицины, привить интерес к этой дисциплине, в какой-то степени заложить основы исторического мышления, творческого подхода к оценке явлений в здравоохранении и медицинской науке, воспитание чувства гуманизма, чести и достоинства медицинского работника на основе положительных традиций мировой медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей. В учебном пособии отражены, во-первых, наиболее важные проблемы истории медицины, во-вторых, кратко излагается содержании каждой темы и выделяются основные вопросы, рассматриваемые на лекциях и выносимые для обсуждения на семинарских занятиях, в третьих, к каждой теме предложены контрольные тесты, в четвертых в самом начале каждой темы рекомендуется подробный список литературы. Материал учебного пособия отредактирован и приведен в соответствие с примерной программой Министерства образования РФ по дисциплине «История медицины» по специальности «Лечебное дело» (Москва,2011), о чем свидетельствует приведенный ниже тематический план.
Учебно-тематический план по курсу «История медицины»
Методика проведения практических занятий Основная цель практических - разбор, анализ важнейших этапов развития мировой медицины после предшествующей серьезной самостоятельной работы студентов над литературными источниками и лекционным курсом. На практических занятиях ведется активное собеседование со студентами о развитии медицины конкретного исторического периода. Вопросы для собеседования изложены в каждой теме. На занятиях заслушиваются и обсуждаются выступления студентов по учебно-исследовательской работе.
Учебно-исследовательская работа студентов Цель учебно-исследовательской работы: изучить деятельность выдающихся представителей медицины, их научное наследие, ученые записи и оценить значение их исследований для развития мировой медицины, глубокое изучение закономерностей развития медицины, медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества. Вид исследования: 1.Реферат, оформленный в виде альбома, с использованием иллюстраций, рисунков, фотокопий, репродукций и фотографий. Объем – 10-15 листов 2.Доклад с демонстрацией слайдов, фотографий, книг и т.п. 3. Курсовая работа, выполняемая студентами всей группы. Исходным материалом для исследования служат научные труды ученого, юбилейные речи, некрологи, а также художественная, публицистическая, библиографическая литература по избранной теме. Указатель литературы по каждой теме исследования приведен в соответствующем разделе. Приступая к исследованию, необходимо, прежде всего, ознакомиться с социально-экономической, общественно-политической характеристикой эпохи, представителем которой является данный ученый, обратив особое внимание на развитие медицины и медицинского образования, культуры и просвещения. В работе нужно отразить личное мнение исследователя (студента) о деятельности ученого, критику ошибочных концепций. Распределение тем проводится преподавателем на первом семинарском занятии.
Темы учебно-исследовательских работ 1 Учение Гиппократа. 2. Гален и его учение. 3. Авиценна, его вклад в развитие медицины. 3. Выдающиеся врачи эпохи Возрождения. 4. Леонардо-да-Винчи - художник, естествоиспытатель, анатом. 5. Андреас Везалий – основоположник научной анатомии. 6. Парацельс в истории медицины. 7. Луи Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии 8 Открытие и внедрение перкуссии: Л.Ауэнбруггер 9 Открытие опосредованной аускультации: Р.Т.Лаэннек 10. История создания термометра. Введение термометрии в клиническую практику. 11 С.Г. Зыбелин - первый русский профессор медицины. 12. Н.М. Максимович-Амбодик - основоположник акушерства и педиатрии России. 13. С.Ф. Хотовицкий - основоположник педиатрии России. 14. М.Я. Мудров - один из основоположников терапии России. 15. Н.И. Пирогов - выдающийся представитель мировой и российской медицины. 16.И.М. Сеченов - отец русской физиологии. 17.И.И. Мечников и его учение о невосприимчивости к инфекционным болезням. 18.С.П. Боткин - создатель экспериментального метода в медицине. 19.Учение о болезни и диагнозе в трудах российских ученых XIX в. (Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов). 20. И.П. Павлов - великий физиолог мира. 21. Люди большого мужества в медицинской науке 22. Развитие учения об антисептике и асептике в медицине. 23. История открытия и применения обезболивания в медицине.
24. Нобелевские премии в области медицины и физиологии. 25. Медицинские эмблемы. 26.История становления и развития международных медицинских организаций: Международного Комитета Красного Креста, Лиги Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца; Всемирной организации здравоохранения и движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны». 27. Международное сотрудничество в области здравоохранения на современном этапе.
При изложении материала рекомендуется пользоваться следующей примерной схемой: · Введение. Обоснование цели. · Жизненный путь ученого. · Практическая, научная, общественная и педагогическая деятельность ученого. · Заключение. Значение научных трудов ученого для развития медицины.
Требования к оформлению реферата. Текст (рукописный или машинописный) должен быть только на одной стороне листа. 1. На титульном листе необходимо указать название вуза, кафедру, Ф.И.О. преподавателя, название работы. В нижнем правом углу листа пишется Ф.И.О. исполнителя, курс, факультет, группа. 2. При оценке работы учитывается ее художественное оформление: зарисовки, рисунки, фотографии, цветные иллюстрации, выполненные исследователем. Примечание Не разрешается использовать вырезки из книг, научных журналов.
ТЕМА 1 История медицины как наука. Врачевание в первобытном обществе Цели изучения темы
1Знать источники изучения истории медицины. 2.Знать основные источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру. 3.Ознакомиться с современными представлениями о происхождении человека. 4.Иметь представление о зарождении врачевания в первобытном человеческом стаде 5.Иметь представление о гипотезе «золотого века» и ее опровержении. 6.Знать рациональные приемы врачевания первобытного человека и фантастические представления о здоровье людей в период расцвета первобытного общества. 7.Иметь представление о сфере деятельности профессиональных служителей культа в период разложения первобытного общества. 8.Знать определение традиционной, научной и народной медицины, а также роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения. Основная литература. 1.Сорокина Т.С. История медицины. М,2008. 2. Лисицын Ю.П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед.».-2004.-393 с Дополнительная литература 1.Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во УДН, 1987.- С.4-30. 2.Сорокина Т.С. Народное врачевание и традиционная медицина: Терминология// Проблемы соц. гигиены и истории медицины,- 1994.- № 3.- С. 54 - 56. 3.Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: Вып. 1. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.- М.: МТП “Эрус”, 1992.-29 с. 4. http://medoboz.ru 5. http://medicinform.net
Методические указания История медицины – наука, изучающая развитие медицинской теории и практики различных общественно- экономических формаций в неразрывной связи с общей культурой человечества. Это наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины. Она состоит из двух больших разделов - общего и частного. Общий раздел истории медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности, черты, достижения и открытия знаменитых ученых медиков. Частный раздел изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, деятельность выдающихся врачей той или иной медицинской специальности. Комплексное преподавание общей и частной истории медицины составляет единую систему историко-медицинской подготовки студентов-медиков. К основным принципам истории медицины относят следующие: историзм, достоверность, выделение главного и второстепенного, преемственность идей и открытий. История медицины воссоздает прошлое на основе изучения фактов (источников). Исторические источники – все, что создано ранее человеческим обществом и дошло до наших дней в виде материальной и духовной культуры, письменности, данных языка, идеологии, нравов, обычаев. Все исторические источники делятся на 7 групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклор), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы. История первобытного общества изучает человеческое общество от возникновения человека (примерно 2 млн. лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (IV тыс. до н. э.). Периоды первобытной истории: 1. Становление первобытного общества - первобытное человеческое стадо (свыше 2 млн. лет тому назад – около 40 тыс. лет назад). 2. Расцвет первобытного общества – эпоха первобытной общины (матрилинейный род) - 40 тыс. лет назад – 10-е тыс. до н.э.) 3.Разложение первобытного общества – эпоха классообразования (патриархат, поздний матриархат (с 10 по 5 тыс. до н. э.). Указанные хронологические границы весьма условные, т.к. в разных регионах земного шара человечество развивалось крайне неравномерно. Весь этот период был бесписьменный, поэтому история первобытного общества реконструируется на основе данных археологии, этнографии, палеопатологии, палеоантропологии, палеоботаники, палеопсихологии, этнографии. В современной исторической науке существует две гипотезы по поводу прародины человечества: моно-и полицентризма. Согласно первой гипотезе тип современного человека сложился в высокогорных районах Центральной и Южной Африки, гипотеза полицентризма допускает существование нескольких центров формирования человека: в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии. Определение границы между животным миром и человеком (критерии человека) имеет два подхода: антропологический и философский. В основе антропологического подхода биологическое своеобразие человека, определяющееся гоминидной триадой (прямохождение, свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, относительно крупный, высокоразвитый мозг). В основе философского подхода лежит социальная сущность человека – орудийная деятельность, мышление, язык, общественные отношения. Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей – архантропов (около 2 млн. лет назад до 200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей – палеантропов (неандертальцев) – около 300-200 тыс. лет назад – 40-35 тыс. лет назад. Древнейшие люди - архантропы были прямоходящие и вели кочевой или полукочевой образ жизни. На основе эмпирического опыта и обобщения его результатов архантропы научились выделять среди веществ растительного, животного и минерального происхождения лекарственные средства и использовать их при залечивании недугов. Так называемая формирующаяся медицина возникает когда объектом помощи становится другой человек. Условия для возникновения, «формирующейся медицины» появились в стадах неандертальцев, к периоду жизнедеятельности древних людей – палеоантропов - предков человека современного вида. Появилась традиция передачи накопленного опыта. Неандертальцы владели методами иммобилизации конечностей и репозицией костных обломков. Вскрывали наружные абсцессы, накладывали швы на рану, В период расцвета первобытного общества значительно расширилась территория обитания человека. Были освоены Северная Европа, Сибирь, Австралия, Америка. Развитие первобытного коллективизма, орудий труда способствовали развитию социальных отношений, что выразилось в возникновении общинно-родового строя - сначала в виде ранней родовой общины охотников, рыболовов, собирателей, а позднее, в форме более развитой общины, земледельцев и скотоводов. На ранних стадиях кровное родство устанавливалось между потомками одной матери - матрилинейно. Врачеванием занимались как женщины, так и мужчины. Первые занимались им потому, что это требовала забота о детях и других членах общины. Мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Первобытные люди излечивали болезни желудка, применяя эвкалиптовую смолу, останавливали кровотечение с помощью паутины, золы, при змеиных укусах высасывали кровь, при кожных заболеваниях делали промывание мочой, прикладывали глину. К числу ранних оперативных вмешательств относятся ритуальное обрезание и кесарево сечение. В качестве первых хирургических инструментов использовались каменные, костяные ножи, рыбья чешуя, колючки, шипы и т.п. Первобытный человек умел проводить трепанацию черепа. Анализ многочисленных трепанированных черепов показал, что в 70% случаев трепанация заканчивалась успешно. Первобытный человек не выделял себя из окружающей природы и верил, что находится в кровном родстве с животными и растениями, которым приписывал человеческие свойства. Так зародились различные виды фантастических верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, мантика, система немотивированных, но категорических запретов- «табу». Фетишизм - вера в сверхъестественные силы неодушевленных предметов. С этим представлением связано изготовление специальных амулетов, талисманов (от ранения, различных заболеваний). Тотемизм- вера человека в существование родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения. Тотем считался "отцом", прародителем, защитником от бед, болезней. Магия - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события или явления природы. Мантика - вера в способность человека сверхъестественным способом предсказывать те или иные явления. Близка к магии, но отличается по целям. Задача - не вызвать какие-либо события, а только узнать о них. С использованием мантики в медицине берет начало не только прогноз, но и обыкновенные методы обследования больного, прежде всего осмотр. Методы мантики основаны на выявлении отклонений от обычного, среднестатистического состояния. Табу - система немотивированных и категорических запретов, регулирующих поведение людей в первобытных коллективах." Табу " - в переводе с полинезийского означает "особо отмеченный". В состоянии "табу" находилось 2 типа людей или предметов: одни определялись как "священные", другие - как «грязные". Нарушитель либо осквернял священное, либо осквернялся о «нечистое». Анимизм - вера во всеобщее одухотворение природы. Связаны эти представления с ранними формами культа умерших. Болезнь понималась как вселение в тело заболевшего духа умерших предков. У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для вселившегося духа. Разложение первобытно - общинного строя IX-V тыс. до н.э. Основное содержание периода - зарождение частной собственности, частного хозяйства. Разложение первобытно-общинного строя протекало в 2 основных формах: 1) патриархата; 2) позднего матриархата, которые развивались параллельно. В области врачевания продолжалось накопление навыков, приемов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, создавались медицинские инструменты из металла, применялась ампутация конечностей. Вызревало классовое неравенство, укреплялся культ племенных покровителей, развивались религиозные представления. Появлялись профессиональные служители культа, которые сохраняли и передавали знания, толковали обычаи, занимались врачеванием, выполняли религиозные функции. Конец первобытной истории совпадает с началом истории классовых обществ. Медицина- народная, традиционная, научная В современном мире существуют три глобальных направления медицинской деятельности: народная медицина, традиционная медицина и научная медицина. Народное врачевание- понятие достаточно широкое и исторически наиболее древнее. Оно включает совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанные в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества – от возникновения человека до наших дней. Традиционная медицина – понятие более узкое и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Научная медицина - опирается прежде всего на научный эксперимент, в ходе которого проверяются эмпирические знания, научные и философские идеи, создаются научно обоснованные концепции, гипотезы, теории. По своей сути научная медицина интернациональна. Научная медицина нетрадиционная в историческом контексте. Контрольные тесты
Тема 2
Врачевание в странах Древнего Востока (Месопотамии, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае). Цели изучения темы 1. Знать общие черты развития врачевания в странах Древнего мира. 2. Знать источники информации о врачевании в странах Древнего мира. 3. Иметь представление о двух направлениях врачевания Древней Месопотамии. 4. Ознакомиться с гигиеническими традициями в Вавилонии и Ассирии. 5. Иметь представление о культе умерших и связанном с ним бальзамировании умерших в Древнем Египте. 6. Ознакомиться с врачебной специализацией и врачебной этикой Древнего Египта. 7. Иметь представление о древнейших санитарно-технических сооружениях в Древней Индии. 8. Иметь представление о развитии оперативных методов лечения и врачебной этике в Древней Индии. 9. Знать философские основы китайской традиционной медицины. 10. Иметь представление о методах обследования больного в Древнем Китае. Учение о пульсе. 11. Иметь представление о системе традиционного врачевания “чжень-цзю”, лекарственном врачевании, профилактической направленности китайской медицины. Основная литература 1. Сорокина Т.С. История медицины. М.,2004- С.38-112. 2 Лисицын Ю.П. История медицины.- изд. «Гэотар-Мед.».-2004.- С.20-42..
Дополнительная литература
1. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории.- М.: Наука, 2000.- 798 с. 2.Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учебное пособие.- 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во УДН, 1987.- 168 с.. 3.Сорокина Т.С. Народное врачевание и традиционная медицина: Терминология// Проблемы соц. гигиены и истории медицины,- 1994.- № 3.- С. 54 - 56. 4.Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологи: Вып.2.- М.: МГП «Эрус»,1992.- 88 с. 5.Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов.- М.: Медицина, 1985.-120
Методические указания История Древнего Востока охватывает историю многочисленных различных народов и племен, ранее других – за несколько тысяч лет до н.э, вышедших на арену исторического существования и оставивших после себя наиболее древние исторические памятники. В этом смысле говорят, что Древний Восток – колыбель человеческой культуры. В числе первых рабовладельческих государств были Месопотамия, Египет, Индия, Китай и др. Среди общих черт развития врачевания в странах древнего мира основными являются следующие: - изобретение письменности (с IV тыс. до н.э.) и создание первых медицинских текстов (III тыс. до н.э.); - формирование 2 направлений лечебной практики: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового врачевания, основанного на религиозных верованиях; - развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических); - подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах); - создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций; - развитие классового подхода к врачеванию; - формирование основ врачебной этики; - развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания.
Медицина Древней Месопотамии. Страна, расположенная по течению рек Тигра и Евфрата, от Армянских гор на севере до Персидского залива на юге, получила у греков название Месопотамии (Междуречья), другое наименование – Двуречье. С глубокой древности земли Месопотамии заселяли шумеры: - занимали южное Двуречье и их северные соседи – аккадцы. Расцвет шумеро – аккадской культуры приходится на 2 –ю половину III тыс. до н.э. В этот период население Месопотамии говорило на 2 разных языках: шумерском и аккадском (вавилоно-ассирийском). Шумерский язык к началу II тыс. до н.э. стал «мертвым» языком ученых текстов, однако его не прекращали изучать до I века н.э. С начала II тыс. до н.э. начинается история Вавилонского царства, которое с небольшими перерывами существовало в течение 4 столетий. В Верхней Месопотамии с конца III тыс. до VII в. до н.э. существовала другая великая держава – Ассирийское царство. Главное место в хозяйственном и культурном развитии принадлежало Вавилону. В целом идеология древней Месопотамии была религиозной. Традиционная медицина Месопотамии уходит своими корнями в первобытно-общинный строй. Условно можно выделить 2 основных ее направления: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту (искусство заклинателей). Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных признаков болезни: остановить лихорадку и жар, ликвидировать отеки. Использовались различные травы, коренья, овощи (лук, чеснок, огурцы, горох), минеральные средства, нефть, животные продукты (мед, воск, рыбий жир), экскременты птиц, овец и т.д.. Лекарства варили на меде, пиве, уксусе, воде и вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, тампонов. «Врач» - «знающий масло», «знающий воду». Главным приемом врачеваний ашипу – было чтение заклинаний. Важное место в обрядах ашипу занимали магические числа. Искусство ашипу лежало в сфере сегодняшней психотерапии. Однако за этим искусством скрывалось и лекарственное лечение. Неудачный исход врачевания ашипу объяснял «волей богов», его престиж оставался высоким всегда. Репутация асу была более уязвима – неудачи относили за счет врачевателя. Таким образом, асу постепенно утрачивал свои позиции. Строение тела человека в древней Месопотамии не знали. Вскрытие трупов не проводили. Развивалось родовспоможение, которым занимались женщины: разрешалось после смерти рожениц путем кесарева сечения спасти живого младенца. Один из источников изучения медицины в Месопотамии – свод законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) - мудрого и деспотичного правителя. Это большой каменный столб высотой 2,25 м. Вся поверхность столба покрыта текстом - собрания статей судебника, выведенных клинописью. Статьи 18 и 19 – посвящены условиям деятельности врача и его судебной ответственности. За удачное лечение врачу полагалось хорошее вознаграждение, за неудачу – штраф. Высокая плата за врачевание была связана с большим риском этой профессии: воздаяние равным за равное (око за око, зуб за зуб). Подход к врачеванию был классовый. Передача медицинских знаний осуществлялась только в узком кругу посвященных. Подготовка врачей осуществлялась: 1) в традиционных семейных школах, 2) в храмах. Имелись приюты для неизлечимых. Развитие коммунальной гигиены. В Месопотамии система очистки сточных вод долгое время не сооружалась. Природные и искусственные водоемы были очень заражены В Ассирии водопровод появился более чем за 2 столетия до сооружения первого римского водопровода. Медицина была тесно связана с астрологией (при прогнозе болезни большое значение придавалось положению светил), авгурией – предсказанием по птицам, экзиспцией – гаданием по внутренностям животных. На протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказала большое влияние на развитие научных знаний в Азии, где вместе с клинописью распространялись и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменений до начала нашей эры.
Медицина Древнего Египта Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил. Источники медицинских знаний: иерографические надписи на саркофагах, пирамидах, папирусы, названные именами первых владельцев, издателей, месту находки. Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти 3.5 тысячелетий. Культ животных занимал значительное место в верованиях египтян. Особо почиталась змея. Особенностью египетской религии является заупокойный культ – верили в загробную жизнь – продолжение земной. Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. На его основе развивалась мумификация (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования – предотвратить гниение, тление тела. Каждая мумия содержит ценнейшую информацию, закодированную в ней. Представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания их о строении человеческого тела были глубокими и сравнимы только с достижениями древних индийцев. В середине II тыс. до н.э. в Древнем Египте описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Бальзамирование способствовало развитию химии. Современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта – «Кемет» или «Кхемет». Успешно развивалась косметика. Причины болезни. Причины болезни древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты и т.п), так и со сверхъестественными представлениями. Египтяне были убеждены, что все людские недуги происходят от пищи. Вот почему серьезное внимание они уделяли очищению желудочно-кишечного тракта. Большое значение в Древнем Египте придавалось соблюдению гигиенических требований. По свидетельству Геродота: «Египтяне пьют воду только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое. Обрезают себя ради чистоты. Предпочитают быть опрятными, нежели красивыми». Деятельность врачей подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном лечении. Нарушая же их, мог поплатиться жизнью. У врачей Древнего Египта существовала специализация. Издавна существовала профессия врачевателя зубов, которые лечили консервативно. Врачебные школы открылись для посторонних. Принимали в школы и хорошо подготовленных состоятельных иноземцев. Требования к учащимся были очень высокими. За аморальные поступки строго наказывали. Все выпускники школ приносили торжественную клятву, обязуясь бороться за жизнь пациентов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.138 (0.012 с.) |