И. Эггинк «великий князь Владимир избирает веру» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. Эггинк «великий князь Владимир избирает веру»



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1

КАРТИНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

ВАРИАНТ 2

Выполнил (а): ………………………………………………….

Группа: ……….…..……………………………………..

Проверил: М.В. Сапронов

Оценка: ______________


С. Иванов «Быт восточных славян»

 

Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные восточные, южные. Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Монах Нестор, автор древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", называет местом первоначального расселения славян район Дуная. Учёные полагают, что в I тыс. н.э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Использовали плуг (присутствует на картине), не известный на севере. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. На охоту брали лук со стрелами и копья. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество – сбор мёда диких пчёл. Автор в своей картине постарался указать все занятия славян.

Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали образовываться племенные союзы - один из основных шагов по направлению к возникновению государственности.


И. Глазунов «Два князя»

 

Согласно Повести временных лет, в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя – Олег. Стоит отметить, что в русско – византийском договоре князь Олег назван «великим русским князем», это означает, что он был полноценным правителем, а не регентом князя Игоря. "Повесть временных лет" сообщает, что уже через три года после вокняжения в Новгороде, в 882 году, Олег с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев, убив при этом правивших там Аскольда и Дира. Именно Олег объединяет под своей властью северо-западные и южные славянские земли, занимает Киев и объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев - столицей своего государства.Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 – 911 гг. В следствие чего был заключен достаточно выгодный договор о торговле между Киевом и Византией. После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Его княжение было долгим и деятельным. Князь Игорь активно занимается внешней и внутренней политикой своего государства. В 914 году князь Игорь воевал с древлянами, и после победы возложил на них большую дань. В 915 году князь Игорь заключает мир с печенегами, которые впервые появились на русской земле. В 941 году князь Игорь идет с войной на Византию. Поход был неудачным. Он становиться первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.

На картине изображен маленький Игорь на руках своего опекуна Олега. Как повествует летопись, в 882 г. Олег направился из Новгорода на юг, подчиняя своей власти славянские племена. Подойдя к Киеву, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира и приказал своим дружинникам убить их. При этом он поднял на руки Игоря и произнёс: «Вы не княжеского рода, а вот Игорь-княжич, сын Рюриков».

При княжении Олега и Игоря территория Киевского государства расширилась за счёт земель не только племенных княжений славян, но и племён неславянского происхождения. Так очертились контуры развития государства в средневековую империю. Продолжалось укрепление монархической формы правления – власти великого князя киевского.


А.М. Васнецов «Вече»

Вече — наиболее древний институт народовластия у славян, уходящий своими корнями во времена соседской общины, военной демократии, в родовой строй. В общем смысле вече означало совещание по важнейшим вопросам, когда решение принималось коллективно. На него могли собираться правители города, знать, в том числе князь, или городские “меньшие” люди, или воеводы городского ополчения, или, наконец, все горожане.

На протяжении веков содержание веча и его роль у восточных славян менялись. Прокопий Кесарийский в середине VI века писал о народоправстве склавинов и антов и приводил пример, когда для решения важного политического вопроса собрались “почти все анты” (видимо, в лице представителей племен). Позже у древлян летописец отмечал множество равноправных князей и решение вопросов народным собранием — всей “деревьской землей”. Упоминается в летописи также случай, когда черниговские князья созвали вятичей для привлечения их к совместным действиям. Именно последняя, наиболее интересная и важная форма веча — общегородское собрание — представлена на картине.

По-разному складывалась роль веча в разных городах и в разное время. Частенько города “указывали путь” князю и приглашали другого, нередко и князья заливали города кровью и имели “полную власть”. Против заправил веча восставали “черные люди”, отвергали их власть “пригороды” (города, подчиненные старшему городу). Вечевой строй прочно и надолго укрепился в Новгородской республике, северо-западных и западных русских землях.


И. Пряшников «В 1812 году»

Отечественная война 1812 года война между Россией и наполеоновской Францией на территории России в 1812 году. Началась она как война между буржуазной Францией и феодально-крепостнической Россией в результате столкновения их интересов в Европе. Продвижение французской армии вглубь России, рост насилия над населением, пожары в Смоленске и Москве, падение дисциплины в армии Наполеона и превращение значительной её части в банду мародёров и грабителей привело к нарастающему сопротивлению со стороны населения России. Началась партизанская война и организация ополчения. Действия стихийно организованных отрядов самообороны местных жителей обозначалось термином «народная война». Силы партизан состояли из отрядов русской армии, действующих в тылу войск Наполеона; бежавших из плена русских солдат; добровольцев из числа местного населения.

Именно в картине Пряшникова Отечественная война 1812 года изображена как народная. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Главным итогом Отечественной войны 1812 года стало практически полное уничтожение Великой Армии Наполеона. Победа над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского владычества и возвысила международный авторитет России. Победа России в войне 1812 года позволила отстоять независимость и сохранить территориальную целостность страны. Также способствовала росту национального самосознания и консолидации русского народа, положило начало зарождению общественного движения (декабризма), оказала плодотворное влияние на развитие русской национальной культуры.

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1

КАРТИНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ

ВАРИАНТ 2

Выполнил (а): ………………………………………………….

Группа: ……….…..……………………………………..

Проверил: М.В. Сапронов

Оценка: ______________


С. Иванов «Быт восточных славян»

 

Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные восточные, южные. Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Монах Нестор, автор древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", называет местом первоначального расселения славян район Дуная. Учёные полагают, что в I тыс. н.э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Использовали плуг (присутствует на картине), не известный на севере. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. На охоту брали лук со стрелами и копья. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество – сбор мёда диких пчёл. Автор в своей картине постарался указать все занятия славян.

Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали образовываться племенные союзы - один из основных шагов по направлению к возникновению государственности.


И. Глазунов «Два князя»

 

Согласно Повести временных лет, в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя – Олег. Стоит отметить, что в русско – византийском договоре князь Олег назван «великим русским князем», это означает, что он был полноценным правителем, а не регентом князя Игоря. "Повесть временных лет" сообщает, что уже через три года после вокняжения в Новгороде, в 882 году, Олег с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев, убив при этом правивших там Аскольда и Дира. Именно Олег объединяет под своей властью северо-западные и южные славянские земли, занимает Киев и объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев - столицей своего государства.Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 – 911 гг. В следствие чего был заключен достаточно выгодный договор о торговле между Киевом и Византией. После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Его княжение было долгим и деятельным. Князь Игорь активно занимается внешней и внутренней политикой своего государства. В 914 году князь Игорь воевал с древлянами, и после победы возложил на них большую дань. В 915 году князь Игорь заключает мир с печенегами, которые впервые появились на русской земле. В 941 году князь Игорь идет с войной на Византию. Поход был неудачным. Он становиться первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.

На картине изображен маленький Игорь на руках своего опекуна Олега. Как повествует летопись, в 882 г. Олег направился из Новгорода на юг, подчиняя своей власти славянские племена. Подойдя к Киеву, Олег хитростью выманил правивших там Аскольда и Дира и приказал своим дружинникам убить их. При этом он поднял на руки Игоря и произнёс: «Вы не княжеского рода, а вот Игорь-княжич, сын Рюриков».

При княжении Олега и Игоря территория Киевского государства расширилась за счёт земель не только племенных княжений славян, но и племён неславянского происхождения. Так очертились контуры развития государства в средневековую империю. Продолжалось укрепление монархической формы правления – власти великого князя киевского.


И. Эггинк «Великий князь Владимир избирает веру»

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. Прежде того, как принять христианство, князь Владимир тщательно ознакомился с различными вероисповеданиями. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Так, Владимир говорит «немцам»: «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли), но с православными долго беседовал (этот момент и изображен на картине).

Крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.019 с.)