Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Індивідуалізація навчально - виховної роботи у в нз

Поиск

Индивидуализация понимается рядом авторов как практическая организация педагогического процесса, с учетом принципов индивидуализации, строящихся на индивидуальном подходе как дидактическом принципе в процессе обучения.

Во втором десятилетии прошлого века на фоне духовной депрессии, вызванной первой мировой войной, в Европе получила широкое распространение индивидуальная психология, в основе которой лежит идея компенсации т.е. преодоления биологической слабости человеческого существа. Данное направление в психологии оказало сильное влияние на западную педагогику, социологию и психологию.

 

Таким образом, изучение индивидуальных особенностей учащихся и проблемы их учета в процессе образования уходят в глубокое прошлое. И, пожалуй, самый идеальный вариант учета индивидуальных особенностей существовал в бытность индивидуального обучения, домашнего воспитания. В это время педагог, работая с очень небольшим количеством учеников, мог строить процесс обучения, направленный на развитие конкретных качеств личности, выработки у нее определенных умений и навыков. С распространением массового обучения (при работе с десятками учеников) учесть особенности каждого стало практически невозможно. Учитель был поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен был добиваться высокого уровня обучения каждого ученика.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и озираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода.

В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он понимается как значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ученик без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности ученика. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика.

Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

Индивидуализация обучения определяется как «организация процесса обучения» – любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся: 1) от минимальной модификации и групповом обучении до полностью независимого обучения; 2) варьирование форм, целей, методов обучения и учебного материала; 3) использование индивидуального обучения по всем предметам, по части предметов, в отдельных частях учебного материала.

Индивидуальное обучение предполагает индивидуальную работу учителя и ученика в паре. Этот способ обучения возник с появлением первых школ, но требования массовой школы сделали его бесперспективным. До некоторых пор он использовался в работе с учеником на дому из-за болезни или работе с особо одаренными. На современном этапе, несмотря на все стремления педагогики перейти на индивидуализированное обучение данный способ обучения по ряду причин остается невозможен в практическом применении.

Наиболее же ёмкое определение индивидуализации обучения дала Инге Унт. Она понимает её как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.

Инге Унт также считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями; учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья); индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Также индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая – создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья – формирование различных типов школ и классов.

Создание учебных планов и программ, создание различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому-либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация.

Разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, укомплектование школ по профилям осуществляется в соответствии со склонностями и интересами учащихся. Учащиеся получают общее среднее образование по всем предметам типового учебного плана и более глубокие в области основ науки, которая имеет теоретическое значение для избранной специальности. Большое внимание уделяется постановке преподавания профильных предметов. В такой трактовке дифференциация выступает как средство индивидуализации обучения.

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному, половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.

3. зміст і форми індивідуальної роботи студентів

Виконання письмової індивідуальної роботи, яка має характер дослідження, є логічним завершенням вивчення навчальної дисципліни «Маркетинг», сприяє поглибленому її засвоєнню, систематизації, розширенню та закріпленню отриманих знань.

Основними задачами написання індивідуальної роботи є:

- відпрацювання навичок самостійної роботи з елементами наукового пошуку;

- відпрацювання навичок роботи з фаховою літературою, періодичними друкованими виданнями, звітністю підприємств;

- поглиблення, систематизація та закріплення теоретичних знань з навчальної дисципліни “Маркетинг”;

- оволодіння методами наукового аналізу;

- розвиток уміння узагальнювати теоретичний матеріал та використовувати його для розв’язання практичних задач;

- розвиток умінь формулювати самостійні висновки та розробляти практичні пропозиції.

В процесі написання індивідуальної роботи у разі необхідності студент може звертатися за консультаціями до викладача курсу. Консультації відбуваються згідно загального графіку консультацій викладачів, затвердженого навчальною частиною.

Оформлення індивідуальної роботи. Індивідуальну роботу друкують на комп’ютері з одного боку аркуша білого паперу формату А4 (210-297 мм) через полуторний міжрядковий інтервал. При комп’ютерному наборі використовують шрифт Times New Roman текстового редактора Word, розмір кегля14, поля – всі по 2 см. Нумерація сторінок – в правому нижньому або верхньому куті (на титульному листі номер сторінки не ставиться).

Роботу необхідно скріпити. Заголовки пунктів плану індивідуальної роботи друкують великими літерами симетрично до тексту. Крапку в кінці заголовка не ставлять. Відстань між заголовками і текстом має становити 2-3 інтервали. За дозволом викладача індивідуальна робота може бути подана в вигляді рукопису. При цьому слід враховувати, що при наведеному вище комп’ютерному форматі кожна сторінка містить близько 1500 знаків, тобто загальний обсяг роботи має бути перерахований.

Структура індивідуальної роботи:

• титульний лист – містить повну назву університету, факультету, дисципліни, тип та тему роботи, дані про студента (курс, форма навчання, спеціальність, група, ПІБ), дані про викладача (ПІБ).

• вступ (обсяг: 0,5 – 1 стор.): коротке обґрунтування вибору теми, формулюються завдання, які студент поставив і вирішив при опрацюванні даної теми, стисло викладається побудова і зміст роботи, вказується, що стало інформаційною базою при опрацюванні теми.

• основна частина (обсяг: 12 – 18 стор.).

• висновки (обсяг: 0,5 – 1 стор.): Формулюються основні висновки, які випливають із змісту всієї роботи.

• список використаної літератури - в алфавітному порядку за прізвищем автора.

Зразок оформлення списку джерел (всі дані – вигадані):

1. Іванов А.П. Маркетингові дослідження. // Маркетинг. – 2010. – № 3. – с.5-8.

2. Петров О.Г. Маркетинг. – К.: КНЕУ, 2008. – 209 с.

3. Сидоров Г.А. Реклама. // Маркетинг. – 2009. – № 5. // www.ad.ua/article=2&article58.html

Порядок здачі роботи. Виконана і оформлена відповідно до вимог індивідуальна робота у встановлений викладачем термін/на останнє семінарське заняття/ подається на перевірку в роздрукованому вигляді. Доцільність захисту робіт під час консультацій визначає викладач.

Оцінювання письмових індивідуальних робіт. Індивідуальна робота оцінюється викладачем за шкалою 0-10 балів.

Основні критерії оцінювання:

- відповідність індивідуальної роботи обраній темі і плану дослідження;

- повнота висвітлення питань;

- використання маркетингового термінологічного апарату;

- самостійність виконання роботи;

- якість оформлення роботи.

Студент несе відповідальність за дотримання вимог щодо змісту та оформлення індивідуальної роботи та регламенту її виконання. Робота оцінюється позитивно, якщо вона є самостійним дослідженням, виконана відповідно до вимог і у встановлений термін. За недотримання строків або вимог оцінка знижується. Посилання в тексті на використані джерела є обов’язковим (оформлюється так: у квадратних дужках - номер джерела за списком літератури і номер сторінки в даному джерелі. Наприклад [2, с. 54]. За неповні або неточно вказані дані про джерела оцінка знижується). При виявленні плагіату (плагіат – навмисне присвоєння авторства на чужий твір, наукового, літературного або мистецького характеру, повністю або частково) робота оцінюється у 0 балів. Якщо встановлена, що вся робота є повністю плагіатом, студент не має права на повторну здачу індивідуальної роботи.

Оцінка за індивідуальну роботу доводиться до відома студента в зазначений викладачем термін.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.008 с.)