Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение психологии, ее основные отрасли. Связь психологии со смежными науками.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психология расположена как бы внутри пирамиды, стороны которой — естествознание, обществоведение и техника, а основание — философия. Но особо близка она медицине и педагогике. Ее близость всем этим наукам, даже совместная с ними разработка многих проблем, не лишают ее самостоятельности. Во всех своих отраслях и разделах психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и свои методы изучения этого предмета. В центре всех проблем психологии всегда находится личность и ее деятельность. И по мере того как в условиях развития социалистического общества повышается роль личности в общественном развитии, возрастает и значение психологии в системе наук. Научно-техническая революция (1), которая «в условиях социализ ма... обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление» (1), повышает требования к личности, ее психическим свойствам, состояниям и процессам. Возрастают требования к техническим знаниям, производственным навыкам, умениям и мастерству, повышается его ответственность за качество производственных действий и их безошибочность; ошибки в производственной деятельности становятся все более опасными. Усиливается потребность в эффективном использовании творческих возможностей производственников, а проявление умственных способностей возможно только при условии общественной и производственной активности человека. В результате возрастания роли психических факторов в общественной жизни и производстве непрерывно возрастает количество исследований, обогащающих психологическую науку все новыми и весьма важными психологическими закономерностями, являющимися основой педагогической, управленческой и производственной деятельности инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих. Психология накопила столь большой материал, что из нее выделились разделы, многие из которых стали самостоятельными психологическими науками, имеющими свои отрасли. В основе их всех лежит общая психология (2), изучающая общие закономерности психики, на которые опираются все частные психологические науки. Важнейшая задача общей психологии — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как всесторонне развитой, творческой личности. Личность формируется в деятельности. Поэтому вторая задача общей психологии — изучение психологической сущности деятельности человека. Главнейший вид деятельности — труд, психологическую сущность которого изучает психология труда (3), в свою очередь тесно связанная с целым рядом наук. Педагогическая психология как отрасль психологической науки изучает психологические проблемы воспитания и обучения. Она дает психологии труда знания по всем психологическим вопросам коммунистического воспитания, а также политехнического и профессионально-технического образования, раскрывает общие законы и закономерности усвоения учащимися знаний, формирования навыков, умений и мастерства (4). Она непосредственно связана с профессиональной педагогикой и, в частности, с психологией профессионально-технического образования. Изучая цели и содержание профессионально-технического образования, профессиональная педагогика исходит из требований производства, выраженных в психо логических характеристиках профессий, а в вопросах определения систем, форм и методов формирования профессионально-технических знаний, навыков и умений пользуется данными психологии (1). Здесь уместно отметить, что входящий сейчас в обиход термин «инженерная педагогика» неудачен, так как профессиональную педагогику и разрабатывают и применяют не только инженеры, но и другие педагоги, и мастера, и врачи, и музыканты, и художники. Возрастная психология подразделяется на психологию дошкольника, психологию младшего и старшего школьного, подросткового и юношеского возрастов, психологию старости. Она изучает возрастные особенности психических явлений (2). Социальная психология обогащает психологию труда, педагогическую и возрастную психологию, а также педагогические науки учением о малых группах и коллективах, межличностных отношениях, массовидных явлениях и психологической совместимости различных личностей в труде. Ее иногда называют «общественной психологией». Из всех групп людей наиболее совершенен трудовой коллектив, являющийся особо важным объектом изучения этой психологической науки (3). Психология религии как отрасль социальной психологии имеет значение для психологии производственно-технического обучения в связи с тем, что атеистическое воспитание — это неотъемлемая часть коммунистического воспитания (4). Медицинская психология вместе с психологией труда решает большой круг вопросов трудовой экспертизы, профессиональной ориентации, профессиональной адаптации и психологического профессионального отбора. Медицинская психология также изучает причины несчастных случаев на производстве, их последствия и пути их профилактики; нарушения дееспособности, вызывающие нарушения психических функций (в горячих цехах, при повышенном шуме, вибрации и т. д.); проблемы профессионального утомления; вопросы психогигиены в условиях производства (5). И наконец, поскольку без истории нет теории, система психологических наук замыкается историей психологии (6), тесно связанной с общей психологией и ее методологией (1). Таковы место психологии и психологии труда в системе наук и ее собственная система (2). Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки (наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, метод анкетирования и тестирования). Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности. Методы психологии – Совокупность способов и приемов изучения психических явлений. Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии. 1 группа – Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета. 2 группа – Эмпирические методы – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент. 3 группа – Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.). 4 группа – Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности). Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях. Необходимые Условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.124 (0.01 с.) |