Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Перечень тем, выносимых на экзамен.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «ИСТОРИЯ» (ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ) Под общей редакцией О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ББК 88 П78
П78
Печатается по постановлению Ученого совета исторического факультета С.-Петербургского государственного университета
ПРОГРАММА итогового государственного экзамена по специальности 030401 «История» (история нового и новейшего времени) / Сост. Ушаков В.А. / Под общ. ред. О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина. – СПб., 2010. – 70 с.
Программа предназначена для студентов V курса дневного отделения, VI курса вечернего отделения, обучающихся по специальности 03.04.01 – «История» (история нового и новейшего времени).
ББК 88
© Авторы программ, 2010 © С.-Петербургский государственный университет, 2010 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Государственный экзамен по специальности 030401 — история (история нового и новейшего времени) является итоговым для студентов, специализирующихся по кафедре истории нового и новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Студенты, допущенные до сдачи государственного экзамена, должны учитывать, что содержательная часть вопросов, вынесенных для ответов, основывается не только на базовом курсе истории нового и новейшего времени стран Западной Европы и Америки, но и опирается на предметную структуру всей кафедральной специализации. В этой связи данный экзамен направлен на то, чтобы студенты могли продемонстрировать комплексный и глубокий уровень знаний по истории нового и новейшего времени стран Запада, показать всестороннее знание предмета и на полных основаниях претендовать на присвоение искомой квалификации.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
Приступая к подготовке к государственному экзамену, студенты должны учитывать, что вынесенные для испытания вопросы не только охватывают основные исторические вехи истории нового и новейшего времени Западной Европы и Америки, но и содержат позиции источниковедческого и историографического характера. Каждый из предлагаемых вопросов предполагает наряду со знанием фактического материала умения ориентироваться в основной проблематике события или явления, устанавливать причинно-следственные связи и квалифицированно интерпретировать его в рамках широкого исторического контекста. Учитывая эти особенности экзаменационных вопросов, студенты должны ориентироваться на усвоение содержания, как необходимого материала, так и основной литературы по обсуждаемой проблеме, представлять себе круг типичных источников, уметь высказывать и аргументировать свое отношение к историографической полемике по вопросу, оценивать его актуальность, научное состояние и возможные перспективы дальнейшего изучения. Содержащийся в программе список основной литературы охватывает исследования и публикации по основной проблематике истории Западной Европы и Америки и является обязательным для подготовки, поскольку отражает современное состояние историографии. Представленная в списке литература отобрана таким образом, чтобы обеспечить студенту необходимую базу для системно-проблемного видения исторического процесса стран Запада в новое и новейшее время. Приступая к непосредственной подготовке ответа на экзаменационные вопросы, студент обязан с опорой на научную литературу выявить и структурировать основные проблемы обсуждаемого вопроса, а также дать общую характеристику их источниковой базы. После того, как проблемно-историческая часть ответа будет соответствующим образом оформлена, студентам следует показать, какие из выделенных им аспектов приковывают наиболее пристальное внимание специалистов и только потом приступить к наполнению выделенных им проблем фактическим материалом. Заключительная часть ответа должна включать итоговые выводы по обсуждаемому вопросу и оценку возможных перспектив его дальнейшего изучения. Каждая из частей ответа должна быть логичной, хорошо аргументированной: студенты должны быть готовы к тому, что члены государственной экзаменационной комиссии имеют право прервать его ответ и попросить при необходимости уточнить те или иные позиции излагаемого материала.
III. пЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН. Введение. 1.1. Периодизация истории. Трактовка эпохи «Новая и новейшая история» в историографии. Периодизация истории и формирование понятий “Новая история” и “Новейшая история” в исторической мысли Запада и России. Современные представления в отечественной и зарубежной науке об эпохе «Новое и новейшее время», ее периодизация и место в истории человечества, значение и содержание отдельных периодов и этапов. Общая характеристика и основные проблемы истории стран Европы и Америки с конца XV и по начало XXI в. Основная и дополнительная литература по темам программы, ее особенности.
История нового и новейшего времени, часть I (XV в. – 1870 гг.).
Раннее Новое время. 2.1. Великие географические открытия (ВГО). Европа в начале “Нового времени”. Период ВГО. Географические открытия европейцев к концу XV - нач. XVI в. Путешествия Х. Колумба. Основные географические открытия европейцев в XVI - XVII вв. Колонизаторская деятельность и начало колониальных империй европейцев. Европа и мир в период ВГО. Историческое значение и последствия ВГО. Характеристика традиционного (средневекового) общества и специфика этого типа общества в Европе. Предпосылки и условия формирования потенциала развития и преобразования (модернизации) традиционного европейского общества в период углубления его кризиса в XVI - XVII вв. Соотношение изменений условий жизни и ее воспроизводства и изменений в общественном сознании. Экономические, научно-технические, организационные, психологические аспекты ранней предпринимательской деятельности. Период протоиндустриализации, развитие частнособственнических рыночных отношений и изменение соотношения укладов в процессе первоначального накопления капитала. Источники и основные формы первоначального накопления капитала. Процесс классообразования: дифференциация традиционных сословных групп, возникновение пред буржуазии и предпролетариата, их дальнейший рост и развитие. Страны и районы, вступившие в процессы ускоренной модернизации традиционного общества и страны и районы - аутсайдеры. Основные тенденции и результаты социально-экономического и политического развития, культурной и религиозной жизни, изменения общественной психологии в Европе и ее регионах (Зап. Европа, Юго-зап. Европа, Центр. Европа, Сев. Европа) с конца XV и по XVII в. Культурное и духовное развитие европейского общества в начале эпохи “Новое время". Культура Возрождения - критика и постепенное преодоление средневековых представлений о природе, обществе и человеке, разработка основ нового мировоззрения, опирающегося на достижения естествознания. Средневековые ереси и критика католической церкви. Начало Реформации в Германских землях и Великая крестьянская война. Доктрины основных реформационных учений и протестантская Реформация: ее течения, социально-политическое и идеологическое содержание. Реформация как общеевропейское движение: его особенности и судьбы в Скандинавии, Швейцарии, Нидерландах, во Франции, на Британских островах. Католическая церковь в период Реформации и постреформационный католицизм. Трансформация социально-политических систем в странах Европы в XVI - XVII вв.: изменение соотношений сил в обществе и формирование абсолютистских режимов. Их социальная опора, политическая идеология, значение складывавшейся общенациональной структуры государственных институтов. Общеевропейский контекст проблемы формирования абсолютизма, типология абсолютизма. Особенности режимов и политики абсолютизма в ведущих европейских странах (Франция, Англия, Испания, Австрия, Германские и Итальянские земли). “Слабый абсолютизм” и нарушение баланса сословно-классовых сил в условиях ускоренного формирования капиталистических отношений. Эпоха революций: вызревание революционных ситуаций, объективные предпосылки, движущие силы, особенности, итоги и историческое значение ранних буржуазных революций. Этапы складывания политико-религиозной карты Европы с началом эпохи “Новое время”. Династическая карта и ее изменения в XVI - XVII вв. Политическое развитие субрегионов Европы, внутрирегиональные центры политического влияния, этнические и религиозные факторы консолидации или дестабилизации стран (религиозные войны), зоны территориальных конфликтов и стабильных границ. Борьба Габсбургов за создание универсальной католической империи, гегемония Испании в Зап. Европе и падение испанской мощи. Европа и Османская империя с конца XV - в XVI в., венециано-турецкие и австро-турецкие войны. Основные узлы противоречий, конфликты и войны с конца XV по нач. XVII в. (итальянские войны и противоборство Испании и Франции, борьба Испании и Англии за господство на морях, голландско-испанские войны и влияние Нидерландской революции на развитие международных отношений). Модернизация европейского общества и изменение характера международных отношений в XVI - нач. XVII в., динамика и особенности этих процессов. Изменения в международном праве и дипломатической службе, внешнеполитические доктрины и направления внешней политики европейских стран. Предпосылки и условия формирования системы международных отношений в этот период.
2.3. Революция в Нидерландах. Создание независимого государства. Социально-экономическое развитие Нидерландов в XVI в. Нидерланды под властью Испании. Предпосылки революции и складывание революционной ситуации. Начало революции и борьбы за независимость (1566-1567). Режим герцога Альбы. Восстание 1572 г. и зарождение республики (1572-1576). Восстание 1576 г. на юге, борьба за углубление революции. Образование Республики Соединенных провинций, поражение революции на юге (1579-1585). Война Соединенных провинций с Испанией за упрочение независимости (1580-е гг. - 1609). Двенадцатилетнее перемирие. Возобновление голландско-испанской войны (в рамках Тридцатилетней войны) и признание независимости Соединенных провинций де-юре (Мюнстерский мир). Результаты революции в Нидерландах, её исторические особенности. Общественное развитие и экономика страны в XVII в. Голландская Ост-Индская компания и создание колониальной империи. Войны с Англией, Францией, Испанией и причины замедления экономического и общественного развития Голландии во втор. пол. XVII - XVIII вв.
Особенности социально-экономического и политического развития скандинавских стран в начале ХХ-го века. Ускорение процесса индустриализации и его особенности. Рост числа монополий и их влияние на экономику. Усиление русификации Финляндии в начале ХХ-го века. Закон о воинской повинности и убийство генерал-губернатора Н.И. Бобрикова. Революция 1905-1907 гг. и Финляндия. Утверждение нового сеймовского устава. Деятельность Комитета по делам шведско-норвежской унии в 1902-1904 гг. Коалиция партий венстре и хёйре вокруг общей программы норвежского суверенитета. Резолюция стортинга от 7 июня 1905 г. о расторжении шведско-норвежской унии. Народный референдум в августе 1905 г. Мирное расторжение шведско-норвежской унии. Избрание датского принца Карла на норвежский престол. Внешняя политика скандинавских стран 1900-1914 гг. Принятие Швецией, Норвегией и Данией согласованных правил нейтралитета (1912 г.).
3.7. Страны Латинской Америки в 1868-1914 гг. Политическая система независимых государств региона: особенности развития – универсальное и локальное. Экономика региона: положение в аграрном секторе. Особенности промышленного переворота, роль иностранного каптала в развитии экономики. Мексиканская революция (1910-1917 гг.).
3.8. Международное рабочее и социалистическое движение в 1871 – 1914 гг. Первый Интернационал после поражения Парижской Коммуны. Прекращение его деятельности. Борьба за создание Второго Интернационала. Борьба течений в международном социалистическом движении. Поссибилисты и марксисты. Неудача попытки поссибилистов создать свой интернационал. Международный социалистический конгресс 1889 г. в Париже. Основание Второго Интернационала. Принципы его деятельности. Рабочее движение в 1890-х гг. Оппортунистическое течение во Втором Интернационале. Последние годы жизни Ф. Энгельса. Выступление ревизионистов. Новые условия борьбы рабочего класса стран Западной Европы и США в эпоху монополистического капитализма. Усиление борьбы двух тенденций в рабочем движении. Рост оппортунизма. Борьба вокруг «казуса Мильерана». Международное значение Первой русской революции. Вопросы борьбы против милитаризма и войны во Втором Интернационале. Решения Штутгартского (1907 г.) конгресса. Базельский манифест 1912 г. Причины победы оппортунизма в Интернационале накануне войны.
3.9. Международные отношения в 1898 – 1914 гг. Развитие и обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX вв. Англо-германские и франко-германские противоречия. Милитаризм и маринизм – гонка сухопутных и морских вооружений. Первые империалистические войны за передел мира. Итоги испано-американской и англо-бурской войн. США, страны Европы и Латинская Америка в системе международных отношений в конце XIX в. – 1910-е гг. Перегруппировка сил на международной арене в начале XX в. Англо-французское соглашение об Антанте. Урегулирование Францией отношений с Испанией и Италией. Столкновение интересов великих держав на Дальнем Востоке в начале XX в. Англо-японский союз 1902 г. Русско-японская война. Позиция европейских держав и США. Попытка Германии оторвать Россию от союза с Францией. Свидание Вильгельма П и Николая П в Бьерке. Окончание русско-японской войны. Портсмутский мирный договор. Первый Марокканский кризис. Позиция европейских держав и США. Альхесирасская конференция. Согласование военных программ Англии и Франции. Англо-русское соглашение 1907 г. Роль Балкан в международных отношениях начала XX века. Аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Боснийский кризис 1908 – 1909 гг. – пролог первой мировой войны. Позиция европейских держав. Русско-итальянское соглашение в Раккониджи. Свидание Вильгельма П и Николая П в Потсдаме (ноябрь 1910 г.). Агадирский (второй Марокканский) кризис. Итало-турецкая война. Борьба европейских держав за влияние на Балканах. Национально-освободительное движение балканских народов. Создание Балканского союза. Первая и вторая балканские войны 1912 – 1913 гг. Усиление влияния Германии в Турции. Миссия Лимана фон Сандерса. Международная обстановка в лету 1914 г. Тройственный союз и Антанта накануне июльского кризиса: консолидация Антанты; трения в Тройственном союзе. Внешняя политика США и Японии. Убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда. Начало июльского кризиса. Позиция держав. Германо-австрийские переговоры в Потсдаме. Беседы английского министра иностранных дел Э.Грея с немецким (6 и 9 июля) и русским (8 июля) послами в Лондоне. Визит президента Франции Р. Пуанкаре в Россию. Австрийский ультиматум Сербии и позиция европейских стран. Объявление Австро-Венгрией войны Сербии. Вступление в войну Германии, России, Англии, Франции, вовлечение в войну Бельгии. Начало первой мировой войны.
Первая мировая война. 4.1. Ход военных действий и международные отношения в 1914 – 1918 гг. Соотношение военных сил и военно-экономических потенциалов воюющих сторон. Стратегические планы стран германского блока и держав Антанты. Цели держав Антанты и стран германского блока в первой мировой войне. Межсоюзнические отношения и межсоюзнические конференции стран Антанты в ходе войны. Попытки германской дипломатии вывести из войны одного из своих противников – Францию или Россию – в результате заключения сепаратного мира. Ход военных действий в 1914 г. на Западном и Восточном фронтах. Вступление в войну Японии. Военные действия на Дальнем Востоке. Вступление в войну Турции. Закавказский фронт первой мировой войны. Провал планов германского командования на молниеносную войну. Ход военных действий в 1915 г. Позиционная война на Западе, активные боевые действия на Востоке. Вступление в войну на стороне Антанты Италии. Образование итальянского фронта первой мировой войны. Вступление в войну Болгарии на стороне германского блока. Поражение Сербии. Военные действия на Западном и других фронтах в 1916 г. Вступление в войну на стороне Антанты Румынии. Поражение румынской армии. Военные действия в 1917 г. Февральская революция в России. Вступление в войну США. Вовлечение в войну Греции. Октябрьская революция в России. Выход России из войны. Ход военных действий в 1918 г. Поражение германской армии. Компьенское перемирие. Окончание первой мировой войны.
4.2. Страны Западной Европы и США в годы первой мировой войны. Франция. Экономическое и политическое положение во Франции в период войны. Поддержка руководством социалистической партии и профсоюзов правительства в войне. «Гражданский мир». «Национальное единение» у власти. Военизация экономики. Забастовочное движение. Антивоенные выступления в тылу и на фронте. Политический кризис осени 1917 г. Правительство Клемансо. Англия. Экономическое и политическое положение Англии в период войны. Рост военной промышленности. Увеличение сельскохозяйственного производства. Поддержка лидерами лейбористской партии и тред-юнионов правительства в войне. Правительственная политика милитаризации труда. Развитие забастовочного движения. Восстание в Ирландии. Военный кабинет Д. Ллойд-Джорджа. Политические стачки 1917 г. Конференция в Лидсе. «Мирная декларация» Ллойд-Джорджа. США. США в период нейтралитета. Агрессивная политика в отношении стран Латинской Америки. Укрепление позиций США в Канаде и на Дальнем Востоке. Политическая борьба в США по вопросу о вступлении в войну. Президентские выборы 1916 г. Пацифистские маневры В. Вильсона. Вступление США в войну. Экономическое и политическое положение США в период участия в войне. Италия. Заявление о нейтралитете. Политическая борьба в Италии по вопросу об участии в войне или нейтралитете. Тайные переговоры с Германией и Антантой об условиях участия в войне. Вступление в войну на стороне Антанты. Экономическое положение во время войны. Неудачи итальянской армии. Нарастание антивоенных настроений. Революционный кризис 1917 г. Германия. Соглашение руководства СДПГ и профсоюзов с правительством о «гражданском мире» на время войны. Деятельность левых социалистов-интернационалистов в годы войны. Группа «Спартак». Милитаризация германской экономики во время войны. Милитаризация труда. Возрастание роли верховного командования в политической жизни страны. Нарастание революционных и антивоенных настроений в тылу и на фронте. Обострение внутриполитического положения в 1917 г. Раскол СДПГ. Образование Независимой социал-демократической партии. Политический кризис 1917 г. в Германии и «мирная резолюция» рейхстага. Революционное движение на флоте. Правительство Макса Баденского. Просьба о перемирии. Капитуляция. Компьенское перемирие. Австро-Венгрия. Состояние экономики Австро-Венгрии во время войны. Милитаризация экономики и труда. Режим военной диктатуры. Антиавстрийские и антивоенные выступления. Нарастание внутриполитического кризиса. Подъем национально-освободительного движения славянских народов Австро-Венгрии. Распад Двуединой монархии. Капитуляция. Страны Северной Европы. Скандинавский нейтралитет и «северная» политика великих держав во время. Военно-хозяйственный бум 1914–1916 гг. в северных странах. Изменения социально-экономического и политического положения в Великом княжестве Финляндском. Егерское движение. Февральская революция в России и Финляндия. Политика Временного правительства в отношении Великого княжества. Провозглашение независимости Финляндии и начало рабочей революции. Гражданская война и Германская военная интервенция в Финляндию. Белый террор. Социальные и хозяйственные трудности в Скандинавских странах на завершающей стадии Первой мировой войны. Политические изменения в 1917-1918 гг. Скандинавские государства и советская Россия.
Вторая мировая война 4.1. Начало второй мировой войны (1939-1941 гг.) Причины и характер второй мировой войны. Этапы войны. Начало второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Объявление Англией и Францией войны Германии. Поражение польской армии. «Странная война» на Западном фронте и ее причины. Советско-финляндская война и ее воздействие на развитие международных отношений. Московский мирный договор 1940 г. Значение захвата Германией нейтральных государств Дании и Норвегии. Окончание «странной войны»: нападение немецких войск на Бельгию и Голландию. Вступление в войну Италии. Поражение Франции, его причины и последствия. Англо-американское сотрудничество в начале войны. «Ленд-лиз». Создание тройственного пакта. Агрессия против Греции и Югославии. Установление «нового порядка» и противодействие ему.
4.2. Образование антигитлеровской коалиции Политическая и военная подготовка Германии к нападению на Советский Союз. «Миссия Гесса». Начало Великой Отечественной войны, провал «Блицкрига». Складывание антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия. Вступление США во вторую мировую войну. Война на Тихом океане и в Африке. Смысл и значение англо-советского и советско-американских соглашений, достигнутых весной-летом 1942 г.
4.3. Коренной перелом в ходе второй мировой войны. Развал фашистского блока. Начало коренного перелома в ходе второй мировой войны и его воздействие на международные отношения. Начало распада фашистского блока. Роспуск Коминтерна и его причины. Московское совещание министров иностранных дел. Тегеранская конференция. Боевые действия англо-американских войск в Италии. Капитуляция Италии. Открытия второго фронта в Западной Европе и его значение. Ход военных действий на Западе. Освобождение Франции, Бельгии и Нидерландов. Заговор против Гитлера в Германии и его провал. Латинская Америка и Вторая мировая война.
4.4. Завершение второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства. Крымская конференция глав ведущих государств Антигитлеровской коалиции и ее решения. Разгром войск Германии, окончание войны в Европе. Боевые действия на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана в 1943-1945 гг. Объявление СССР войны Японии. Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства.
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Великобритания:
Германия:
Франция:
Соединенные Штаты Америки:
Латинская Америка:
Италия и Испания:
Страны Северной Европы: 1. Особенности становления и развития абсолютизма в Дании и Швеции. 2. Скандинавские страны в период наполеоновских войн. 3. Скандинавизм как духовное и политическое движение в странах Северной Европы ХIХ в. 4. Скандинавский нейтралитет и «северная» политика великих держав во время Первой мировой войны. 5. Страны Северной Европы накануне и в период Второй мировой войны.
Революционное, социалистическое движение:
Международные отношения:
VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО КАЖДОМУ ВОПРОСУ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭКЗАМЕН. Оценка «отлично» ставится за ответ, который содержит исчерпывающее в рамках поставленного вопроса изложение относящейся к нему проблематики; студент демонстрирует соответствующие навыки и умения, свободно ориентируется в основных структурных элементах темы, анализирует увязывающие их в единое целое концепты, ведет аргументированную критику историографии вопроса и при этом не допускает ошибок и неточностей; ответ не должен быть репродуктивным и основываться исключительно на фактографии вопроса: особо важными являются способности экзаменующегося к креативному и творческому мышлению в рамках поставленной задачи, при этом он должен по указанию комиссии свободно переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой, быть готовым к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст. Оценка «хорошо» ставится за ответ, который содержит в целом полное в рамках поставленного вопроса изложение относящейся к нему проблематики; студент демонстрирует соответствующие навыки и умения, в целом свободно ориентируется в основных структурных элементах темы, анализирует увязывающие их в единое целое концепты, ведет аргументированную критику историографии вопроса и при этом допускает незначительные неточности; ответ не должен быть репродуктивным и основываться исключительно на фактографии вопроса: особо важными продолжают оставаться способности экзаменующего к кретивному и творческому мышлению в рамках поставленной задачи, при этом он должен по указанию комиссии в целом свободно переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой, быть готовым к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст. Оценка «удовлетворительно» ставится за ответ, который содержит достаточно полное в рамках поставленного вопроса изложение относящейся к нему проблематики; студент демонстрирует соответствующие навыки и умения, но при этом испытывает сложности в определении наиболее значимых структурных элементов темы, допускает неточности в анализе увязывающих их в единое целое концептов, затрудняется вести исчерпывающую и аргументированную критику историографии вопроса; ответ носит репродуктивный характер и основываться исключительно на фактографии вопроса; при этом студент по указанию комиссии затрудняется переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой, не готов к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст. Оценка «неудовлетворительно» ставится за ответ, который не содержит достаточно полного в рамках поставленного вопроса изложения относящейся к нему проблематики; студент недостаточно полно демонстрирует соответствующие навыки и умения; при этом он допускает серьезные ошибки в определении наиболее значимых структурных элементов темы, затрудняется в анализе увязывающих их в единое целое концептов, не может вести исчерпывающую и аргументированную критику историографии вопроса; ответ носит исключительно репродуктивный характер, при этом студент допускает фактические ошибки и неточности; не может по указанию комиссии переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой и не готов к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст.
Содержание
Общие положения……………………………………………………..3 Методические указания по подготовке к экзамену…………………4 Перечень тем, выносимых на экзамен……………………………….6 Примерный перечень вопросов по государственному экзамену по специальности……………………………………………………… 58 Список основной литературы и документов с выходными данными……………………………………………………………….62 Критерии оценки по каждому вопросу экзаменационного билета и методика определения итоговой оценки за экзамен……………….68
____________________________________________________________________________
Программа государственного экзамена по специальности 030401 «История» (история нового и новейшего времени) Под общей редакцией О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина Зав. редакцией Г.И. Чередниченко Редактор Ф.С. Бастиан Обложка А.В. Калининой Техн. редактор Л.Н. Иванова Компьютерная верстка А.Х. Эль-Ашкар Подписано в печать с оригинала-макета 09.02.2007. Ф-т 60х84/16. Усл. печ. л. 7,21. Уч.-изд. л. 8,98. Тираж 100 экз. Заказ №
РОПИ С.-Петербургского государственного университета. 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
Типография Издательства СПбГУ. 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41. Не предназначено для продажи ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «ИСТОРИЯ» (ИСТОРИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ) Под общей редакцией О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ББК 88 П78
П78
Печатается по постановлению Ученого совета исторического факультета С.-Петербургского государственного университета
ПРОГРАММА итогового государственного экзамена по специальности 030401 «История» (история нового и новейшего времени) / Сост. Ушаков В.А. / Под общ. ред. О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина. – СПб., 2010. – 70 с.
Программа предназначена для студентов V курса дневного отделения, VI курса вечернего отделения, обучающихся по специальности 03.04.01 – «История» (история нового и новейшего времени).
ББК 88
© Авторы программ, 2010 © С.-Петербургский государственный университет, 2010 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Государственный экзамен по специальности 030401 — история (история нового и новейшего времени) является итоговым для студентов, специализирующихся по кафедре истории нового и новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Студенты, допущенные до сдачи государственного экзамена, должны учитывать, что содержательная часть вопросов, вынесенных для ответов, основывается не только на базовом курсе истории нового и новейшего времени стран Западной Европы и Америки, но и опирается на предметную структуру всей кафедральной специализации. В этой связи данный экзамен направлен на то, чтобы студенты могли продемонстрировать комплексный и глубокий уровень знаний по истории нового и новейшего времени стран Запада, показать всестороннее знание предмета и на полных основаниях претендовать на присвоение искомой квалификации.
II. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.012 с.) |