III. Перечень тем, выносимых на экзамен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Перечень тем, выносимых на экзамен.



ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «ИСТОРИЯ»

(ИСТОРИЯ НОВОГО

И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ)

Под общей редакцией О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ



ББК 88

П78

 

П78

 

Пе­чата­ется по постановлению

Ученого совета исторического факультета

С.-Петербургского государственного университета

 

ПРОГРАММА итогового государственного экзамена по специальности 030401 «История» (история нового и новейшего времени) / Сост. Ушаков В.А. / Под общ. ред. О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина. – СПб., 2010. – 70 с.

 

 

Программа предназначена для студентов V курса дневного отделения, VI курса вечернего отделения, обучающихся по специальности 03.04.01 – «История» (история нового и новейшего времени).

 

ББК 88

 

 

© Авторы программ, 2010

© С.-Петербургский

государственный

университет, 2010


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Государственный экзамен по специальности 030401 — история (история нового и новейшего времени) является итоговым для студентов, специализирующихся по кафедре истории нового и новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Студенты, допущенные до сдачи государственного экзамена, должны учитывать, что содержательная часть вопросов, вынесенных для ответов, основывается не только на базовом курсе истории нового и новейшего времени стран Западной Европы и Америки, но и опирается на предметную структуру всей кафедральной специализации. В этой связи данный экзамен направлен на то, чтобы студенты могли продемонстрировать комплексный и глубокий уровень знаний по истории нового и новейшего времени стран Запада, показать всестороннее знание предмета и на полных основаниях претендовать на присвоение искомой квалификации.

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

 

Приступая к подготовке к государственному экзамену, студенты должны учитывать, что вынесенные для испытания вопросы не только охватывают основные исторические вехи истории нового и новейшего времени Западной Европы и Америки, но и содержат позиции источниковедческого и историографического характера. Каждый из предлагаемых вопросов предполагает наряду со знанием фактического материала умения ориентироваться в основной проблематике события или явления, устанавливать причинно-следственные связи и квалифицированно интерпретировать его в рамках широкого исторического контекста. Учитывая эти особенности экзаменационных вопросов, студенты должны ориентироваться на усвоение содержания, как необходимого материала, так и основной литературы по обсуждаемой проблеме, представлять себе круг типичных источников, уметь высказывать и аргументировать свое отношение к историографической полемике по вопросу, оценивать его актуальность, научное состояние и возможные перспективы дальнейшего изучения. Содержащийся в программе список основной литературы охватывает исследования и публикации по основной проблематике истории Западной Европы и Америки и является обязательным для подготовки, поскольку отражает современное состояние историографии. Представленная в списке литература отобрана таким образом, чтобы обеспечить студенту необходимую базу для системно-проблемного видения исторического процесса стран Запада в новое и новейшее время.

Приступая к непосредственной подготовке ответа на экзаменационные вопросы, студент обязан с опорой на научную литературу выявить и структурировать основные проблемы обсуждаемого вопроса, а также дать общую характеристику их источниковой базы. После того, как проблемно-историческая часть ответа будет соответствующим образом оформлена, студентам следует показать, какие из выделенных им аспектов приковывают наиболее пристальное внимание специалистов и только потом приступить к наполнению выделенных им проблем фактическим материалом.

Заключительная часть ответа должна включать итоговые выводы по обсуждаемому вопросу и оценку возможных перспектив его дальнейшего изучения. Каждая из частей ответа должна быть логичной, хорошо аргументированной: студенты должны быть готовы к тому, что члены государственной экзаменационной комиссии имеют право прервать его ответ и попросить при необходимости уточнить те или иные позиции излагаемого материала.

 

 

 

III. пЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН.

Введение.

1.1. Периодизация истории. Трактовка эпохи «Новая и новейшая история» в историографии.

Периодизация истории и формирование понятий “Новая история” и “Новейшая история” в исторической мысли Запада и России. Современные представления в отечественной и зарубежной науке об эпохе «Новое и новейшее время», ее периодизация и место в истории человечества, значение и содержание отдельных периодов и этапов.

Общая характеристика и основные проблемы истории стран Европы и Америки с конца XV и по начало XXI в.

Основная и дополнительная литература по темам программы, ее особенности.

 

История нового и новейшего времени, часть I (XV в. – 1870 гг.).

 

Раннее Новое время.

2.1. Великие географические открытия (ВГО). Европа в начале “Нового времени”.

Период ВГО. Географические открытия европейцев к концу XV - нач. XVI в. Путешествия Х. Колумба. Основные географические открытия ев­ропейцев в XVI - XVII вв. Колонизаторская деятельность и начало коло­ниальных империй европейцев. Европа и мир в период ВГО. Историчес­кое значение и последствия ВГО.

Характеристика традиционного (средневекового) общества и специ­фика этого типа общества в Европе. Предпосылки и условия формирова­ния потенциала развития и преобразования (модернизации) традицион­ного европейского общества в период углубления его кризиса в XVI - XVII вв. Соотношение изменений условий жизни и ее воспроизводства и изменений в общественном сознании. Экономические, научно-техничес­кие, организационные, психологические аспекты ранней предпринима­тельской деятельности. Период протоиндустриализации, развитие част­нособственнических рыночных отношений и изменение соотношения укла­дов в процессе первоначального накопления капитала. Источники и основные формы первоначального накопления капитала. Процесс классообразования: дифференциация традиционных сословных групп, возникно­вение пред буржуазии и предпролетариата, их дальнейший рост и разви­тие. Страны и районы, вступившие в процессы ускоренной модернизации традиционного общества и страны и районы - аутсайдеры. Основные тенденции и результаты социально-экономического и политического разви­тия, культурной и религиозной жизни, изменения общественной психо­логии в Европе и ее регионах (Зап. Европа, Юго-зап. Европа, Центр. Европа, Сев. Европа) с конца XV и по XVII в.

Культурное и духовное развитие европейского общества в начале эпохи “Новое время". Культура Возрождения - критика и постепенное преодоление средневековых представлений о природе, обществе и чело­веке, разработка основ нового мировоззрения, опирающегося на дости­жения естествознания. Средневековые ереси и критика католической церкви. Начало Реформации в Германских землях и Великая крестьянская война. Доктрины основных реформационных учений и протестантская Реформация: ее течения, социально-политическое и идеологическое со­держание. Реформация как общеевропейское движение: его особенности и судьбы в Скандинавии, Швейцарии, Нидерландах, во Франции, на Бри­танских островах. Католическая церковь в период Реформации и постреформационный католицизм.

Трансформация социально-политических систем в странах Европы в XVI - XVII вв.: изменение соотношений сил в обществе и формирование абсолютистских режимов. Их социальная опора, политическая идеология, значение складывавшейся общенациональной структуры государственных институтов. Общеевропейский контекст проблемы формирования абсолю­тизма, типология абсолютизма. Особенности режимов и политики абсо­лютизма в ведущих европейских странах (Франция, Англия, Испания, Австрия, Германские и Итальянские земли). “Слабый абсолютизм” и нарушение баланса сословно-классовых сил в условиях ускоренного формирования капиталистических отношений. Эпоха революций: вызревание революционных ситуаций, объективные предпосылки, движущие силы, особенности, итоги и историческое значение ранних буржуазных революций.

Этапы складывания политико-религиозной карты Европы с началом эпохи “Новое время”. Династическая карта и ее изменения в XVI - XVII вв. Политическое развитие субрегионов Европы, внутрирегиональные центры политического влияния, этнические и религиозные факторы консолидации или дестабилизации стран (религиозные войны), зоны территориальных конфликтов и стабильных границ. Борьба Габсбургов за создание универсальной католической империи, гегемония Испании в Зап. Европе и падение испанской мощи. Европа и Османская империя с конца XV - в XVI в., венециано-турецкие и австро-турецкие войны. Основные узлы противоречий, конфликты и войны с конца XV по нач. XVII в. (итальян­ские войны и противоборство Испании и Франции, борьба Испании и Англии за господство на морях, голландско-испанские войны и влияние Нидерландской революции на развитие международных отношений). Мо­дернизация европейского общества и изменение характера международ­ных отношений в XVI - нач. XVII в., динамика и особенности этих про­цессов. Изменения в международном праве и дипломатической службе, внешнеполитические доктрины и направления внешней политики европей­ских стран. Предпосылки и условия формирования системы международ­ных отношений в этот период.

 

2.3. Революция в Нидерландах. Создание независимого государства.

Социально-экономическое развитие Нидерландов в XVI в. Нидерланды под властью Испании. Предпосылки революции и складывание революционной ситуации. Начало революции и борьбы за независимость (1566-1567). Режим герцога Альбы. Восстание 1572 г. и зарождение республики (1572-1576). Восстание 1576 г. на юге, борьба за углубление револю­ции. Образование Республики Соединенных провинций, поражение рево­люции на юге (1579-1585). Война Соединенных провинций с Испанией за упрочение независимости (1580-е гг. - 1609). Двенадцатилетнее перемирие. Возобновление голландско-испанской войны (в рамках Трид­цатилетней войны) и признание независимости Соединенных провинций де-юре (Мюнстерский мир). Результаты революции в Нидерландах, её исторические особенности. Общественное развитие и экономика страны в XVII в. Голландская Ост-Индская компания и создание колониальной империи. Войны с Англией, Францией, Испанией и причины замедления экономического и общественного развития Голландии во втор. пол. XVII - XVIII вв.

 

Особенности социально-экономического и политического развития скандинавских стран в начале ХХ-го века. Ускорение процесса индустриализации и его особенности. Рост числа монополий и их влияние на экономику.

Усиление русификации Финляндии в начале ХХ-го века. Закон о воинской повинности и убийство генерал-губернатора Н.И. Бобрикова. Революция 1905-1907 гг. и Финляндия. Утверждение нового сеймовского устава.

Деятельность Комитета по делам шведско-норвежской унии в 1902-1904 гг. Коалиция партий венстре и хёйре вокруг общей программы норвежского суверенитета. Резолюция стортинга от 7 июня 1905 г. о расторжении шведско-норвежской унии. Народный референдум в августе 1905 г. Мирное расторжение шведско-норвежской унии. Избрание датского принца Карла на норвежский престол.

Внешняя политика скандинавских стран 1900-1914 гг. Принятие Швецией, Норвегией и Данией согласованных правил нейтралитета (1912 г.).

 

3.7. Страны Латинской Америки в 1868-1914 гг.

Политическая система независимых государств региона: особенности развития – универсальное и локальное.

Экономика региона: положение в аграрном секторе. Особенности промышленного переворота, роль иностранного каптала в развитии экономики.

Мексиканская революция (1910-1917 гг.).

 

3.8. Международное рабочее и социалистическое движение в 1871 – 1914 гг.

Первый Интернационал после поражения Парижской Коммуны. Прекращение его деятельности.

Борьба за создание Второго Интернационала. Борьба течений в международном социалистическом движении. Поссибилисты и марксисты. Неудача попытки поссибилистов создать свой интернационал. Международный социалистический конгресс 1889 г. в Париже. Основание Второго Интернационала. Принципы его деятельности.

Рабочее движение в 1890-х гг. Оппортунистическое течение во Втором Интернационале. Последние годы жизни Ф. Энгельса. Выступление ревизионистов.

Новые условия борьбы рабочего класса стран Западной Европы и США в эпоху монополистического капитализма. Усиление борьбы двух тенденций в рабочем движении. Рост оппортунизма. Борьба вокруг «казуса Мильерана».

Международное значение Первой русской революции.

Вопросы борьбы против милитаризма и войны во Втором Интернационале. Решения Штутгартского (1907 г.) конгресса. Базельский манифест 1912 г.

Причины победы оппортунизма в Интернационале накануне войны.

 

3.9. Международные отношения в 1898 – 1914 гг.

Развитие и обострение противоречий на международной арене в конце XIX – начале XX вв. Англо-германские и франко-германские противоречия. Милитаризм и маринизм – гонка сухопутных и морских вооружений. Первые империалистические войны за передел мира. Итоги испано-американской и англо-бурской войн.

США, страны Европы и Латинская Америка в системе международных отношений в конце XIX в. – 1910-е гг.

Перегруппировка сил на международной арене в начале XX в. Англо-французское соглашение об Антанте. Урегулирование Францией отношений с Испанией и Италией.

Столкновение интересов великих держав на Дальнем Востоке в начале XX в. Англо-японский союз 1902 г. Русско-японская война. Позиция европейских держав и США. Попытка Германии оторвать Россию от союза с Францией. Свидание Вильгельма П и Николая П в Бьерке. Окончание русско-японской войны. Портсмутский мирный договор.

Первый Марокканский кризис. Позиция европейских держав и США. Альхесирасская конференция. Согласование военных программ Англии и Франции. Англо-русское соглашение 1907 г.

Роль Балкан в международных отношениях начала XX века. Аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Боснийский кризис 1908 – 1909 гг. – пролог первой мировой войны. Позиция европейских держав. Русско-итальянское соглашение в Раккониджи. Свидание Вильгельма П и Николая П в Потсдаме (ноябрь 1910 г.).

Агадирский (второй Марокканский) кризис. Итало-турецкая война.

Борьба европейских держав за влияние на Балканах. Национально-освободительное движение балканских народов. Создание Балканского союза. Первая и вторая балканские войны 1912 – 1913 гг.

Усиление влияния Германии в Турции. Миссия Лимана фон Сандерса.

Международная обстановка в лету 1914 г. Тройственный союз и Антанта накануне июльского кризиса: консолидация Антанты; трения в Тройственном союзе. Внешняя политика США и Японии.

Убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда. Начало июльского кризиса. Позиция держав. Германо-австрийские переговоры в Потсдаме. Беседы английского министра иностранных дел Э.Грея с немецким (6 и 9 июля) и русским (8 июля) послами в Лондоне. Визит президента Франции Р. Пуанкаре в Россию.

Австрийский ультиматум Сербии и позиция европейских стран. Объявление Австро-Венгрией войны Сербии. Вступление в войну Германии, России, Англии, Франции, вовлечение в войну Бельгии. Начало первой мировой войны.

 

Первая мировая война.

4.1. Ход военных действий и международные отношения в 1914 – 1918 гг.

Соотношение военных сил и военно-экономических потенциалов воюющих сторон. Стратегические планы стран германского блока и держав Антанты. Цели держав Антанты и стран германского блока в первой мировой войне. Межсоюзнические отношения и межсоюзнические конференции стран Антанты в ходе войны. Попытки германской дипломатии вывести из войны одного из своих противников – Францию или Россию – в результате заключения сепаратного мира.

Ход военных действий в 1914 г. на Западном и Восточном фронтах. Вступление в войну Японии. Военные действия на Дальнем Востоке. Вступление в войну Турции. Закавказский фронт первой мировой войны. Провал планов германского командования на молниеносную войну.

Ход военных действий в 1915 г. Позиционная война на Западе, активные боевые действия на Востоке. Вступление в войну на стороне Антанты Италии. Образование итальянского фронта первой мировой войны. Вступление в войну Болгарии на стороне германского блока. Поражение Сербии.

Военные действия на Западном и других фронтах в 1916 г. Вступление в войну на стороне Антанты Румынии. Поражение румынской армии.

Военные действия в 1917 г. Февральская революция в России. Вступление в войну США. Вовлечение в войну Греции. Октябрьская революция в России. Выход России из войны.

Ход военных действий в 1918 г. Поражение германской армии. Компьенское перемирие. Окончание первой мировой войны.

 

4.2. Страны Западной Европы и США в годы первой мировой войны.

Франция. Экономическое и политическое положение во Франции в период войны. Поддержка руководством социалистической партии и профсоюзов правительства в войне. «Гражданский мир». «Национальное единение» у власти. Военизация экономики. Забастовочное движение. Антивоенные выступления в тылу и на фронте. Политический кризис осени 1917 г. Правительство Клемансо.

Англия. Экономическое и политическое положение Англии в период войны. Рост военной промышленности. Увеличение сельскохозяйственного производства. Поддержка лидерами лейбористской партии и тред-юнионов правительства в войне. Правительственная политика милитаризации труда. Развитие забастовочного движения. Восстание в Ирландии. Военный кабинет Д. Ллойд-Джорджа. Политические стачки 1917 г. Конференция в Лидсе. «Мирная декларация» Ллойд-Джорджа.

США. США в период нейтралитета. Агрессивная политика в отношении стран Латинской Америки. Укрепление позиций США в Канаде и на Дальнем Востоке. Политическая борьба в США по вопросу о вступлении в войну. Президентские выборы 1916 г. Пацифистские маневры В. Вильсона. Вступление США в войну. Экономическое и политическое положение США в период участия в войне.

Италия. Заявление о нейтралитете. Политическая борьба в Италии по вопросу об участии в войне или нейтралитете. Тайные переговоры с Германией и Антантой об условиях участия в войне. Вступление в войну на стороне Антанты. Экономическое положение во время войны. Неудачи итальянской армии. Нарастание антивоенных настроений. Революционный кризис 1917 г.

Германия. Соглашение руководства СДПГ и профсоюзов с правительством о «гражданском мире» на время войны. Деятельность левых социалистов-интернационалистов в годы войны. Группа «Спартак». Милитаризация германской экономики во время войны. Милитаризация труда. Возрастание роли верховного командования в политической жизни страны. Нарастание революционных и антивоенных настроений в тылу и на фронте. Обострение внутриполитического положения в 1917 г. Раскол СДПГ. Образование Независимой социал-демократической партии. Политический кризис 1917 г. в Германии и «мирная резолюция» рейхстага. Революционное движение на флоте. Правительство Макса Баденского. Просьба о перемирии. Капитуляция. Компьенское перемирие.

Австро-Венгрия. Состояние экономики Австро-Венгрии во время войны. Милитаризация экономики и труда. Режим военной диктатуры. Антиавстрийские и антивоенные выступления. Нарастание внутриполитического кризиса. Подъем национально-освободительного движения славянских народов Австро-Венгрии. Распад Двуединой монархии. Капитуляция.

Страны Северной Европы. Скандинавский нейтралитет и «северная» политика великих держав во время. Военно-хозяйственный бум 1914–1916 гг. в северных странах.

Изменения социально-экономического и политического положения в Великом княжестве Финляндском. Егерское движение. Февральская революция в России и Финляндия. Политика Временного правительства в отношении Великого княжества. Провозглашение независимости Финляндии и начало рабочей революции. Гражданская война и Германская военная интервенция в Финляндию. Белый террор.

Социальные и хозяйственные трудности в Скандинавских странах на завершающей стадии Первой мировой войны. Политические изменения в 1917-1918 гг. Скандинавские государства и советская Россия.

 

Вторая мировая война

4.1. Начало второй мировой войны (1939-1941 гг.)

Причины и характер второй мировой войны. Этапы войны.

Начало второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Объявление Англией и Францией войны Германии. Поражение польской армии. «Странная война» на Западном фронте и ее причины. Советско-финляндская война и ее воздействие на развитие международных отношений. Московский мирный договор 1940 г.

Значение захвата Германией нейтральных государств Дании и Норвегии. Окончание «странной войны»: нападение немецких войск на Бельгию и Голландию. Вступление в войну Италии. Поражение Франции, его причины и последствия.

Англо-американское сотрудничество в начале войны. «Ленд-лиз». Создание тройственного пакта. Агрессия против Греции и Югославии.

Установление «нового порядка» и противодействие ему.

 

4.2. Образование антигитлеровской коалиции

Политическая и военная подготовка Германии к нападению на Советский Союз. «Миссия Гесса». Начало Великой Отечественной войны, провал «Блицкрига».

Складывание антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия. Вступление США во вторую мировую войну. Война на Тихом океане и в Африке. Смысл и значение англо-советского и советско-американских соглашений, достигнутых весной-летом 1942 г.

 

4.3. Коренной перелом в ходе второй мировой войны. Развал фашистского блока.

Начало коренного перелома в ходе второй мировой войны и его воздействие на международные отношения. Начало распада фашистского блока. Роспуск Коминтерна и его причины. Московское совещание министров иностранных дел.

Тегеранская конференция. Боевые действия англо-американских войск в

Италии. Капитуляция Италии.

Открытия второго фронта в Западной Европе и его значение. Ход военных действий на Западе. Освобождение Франции, Бельгии и Нидерландов. Заговор против Гитлера в Германии и его провал.

Латинская Америка и Вторая мировая война.

 

4.4. Завершение второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства.

Крымская конференция глав ведущих государств Антигитлеровской коалиции и ее решения.

Разгром войск Германии, окончание войны в Европе.

Боевые действия на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана в 1943-1945 гг. Объявление СССР войны Японии. Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства.

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

 

Великобритания:

  1. Английские революции XVII в. Причины, ход, результаты.
  2. Великобритания в XVIII в.: экономика, внутренняя и внешняя политика. Оформление парламентской системы.
  3. Борьба за парламентскую реформу в Великобритании. Чартизм.
  4. Внешняя и колониальная политика Великобритании в XIX в. основные направления и этапы.
  5. Либеральные реформы в Великобритании в конце XIX – начале XX в.
  6. Великобритания между двумя мировыми войнами.
  7. Распад Британской колониальной империи.
  8. Развитие Великобритании в 1950-1970 гг.
  9. Великобритания в 1980-е – 2000-е гг.

 

Германия:

  1. Германские государства во второй половине ХVII-ХVIII в. и годы революционных и наполеоновских войн.
  2. Революция 1848 г. в Германии.
  3. Объединение Германии (1862-1871 гг.).
  4. Германия после объединения. Канцлерство Отто Бисмарка.
  5. Рабочее движение в Германии в последней трети XIX – начале XX в. СДПГ.
  6. Внешняя политика Германии в конце XIX – начале XX в.
  7. Ноябрьская революция в Германии.
  8. Веймарская республика в Германии, 1919-1933 гг.
  9. Германия в период III Рейха.
  10. Германская проблема после Второй мировой войны (1945-1949 гг.). Образование двух германских государств.
  11. Развитие ФРГ и ГДР в 50-е – 80-е гг. XX в.
  12. Объедание ФРГ и ГДР. Германия на современном этапе.

 

Франция:

  1. Развитие Франции в XVII в.
  2. Французское Просвещение XVIII в.
  3. Французская революция XVIII в. Причины, основные этапы.
  4. Переворот 18 брюмера. Внутренняя и внешняя политика Консульства и Империи.
  5. Революционные и наполеоновские войны.
  6. Франция в период Реставрации. Июльская революция 1830 г.
  7. Революция 1848 г. во Франции.
  8. Парижская Коммуна 1871 г.
  9. Франция в последней трети XIX – начале XX в.
  10. Развитие Франции между двумя мировыми войнами.
  11. Франция в годы IV Республики (1946-1958 гг.).
  12. Проблемы становления и развития V Республики во Франции. Внутренняя и внешняя политика в конце 50-х – в 80-е гг. XX в.
  13. Развитие Франции на современном этапе: 1990-е – 2000-е гг.

 

Соединенные Штаты Америки:

  1. Колониальный период в истории США: социально-экономическое и общественно-политическое развитие североамериканских колоний Англии в XVII – XVIII вв.
  2. Война за независимость в Северной Америке и образование США.
  3. Конституция США. Американская политическая система, ее развитие в конце XVIII-XIX вв.
  4. Гражданская война в США 1861-1865 гг. и Реконструкция Юга (1865-1877 гг.)
  5. Экономическое и политическое развитие США в последней трети XIX в. и «эра прогрессистских реформ»
  6. США в 20-х – начале 30-х гг. XX в.: экономическое и политиче­ское развитие.
  7. США в годы Второй мировой войны: внутренняя и внешняя политика.
  8. Мировой экономический кризис и «Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта.
  9. Внутренняя и внешняя политика США в 40-х – 70-х гг. XX в.
  10. Развитие США на современном этапе: 1980-е – 2000-е гг.

 

Латинская Америка:

  1. Борьба за независимость в Латинской Америке в конце XVIII – первой четверти XIX в. Причины, ход, результаты.
  2. Особенности становления национальных государств в Латинской Америки в XIX в.
  3. Симон Боливар – Освободитель: государственный и военный деятель. Идеолог войны за независимость.
  4. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
  5. Особенности революционного процесса на Кубе во второй половине XX в.

 

Италия и Испания:

  1. Итальянские государства в XVII-XVIII вв. и годы революционных и напо­леоновских войн.
  2. Объединение Италии, 1859-1870 гг.
  3. Гражданская война в Испании: 1936-1939 гг.
  4. Фашистский режим в Италии: 1922-1943 гг.
  5. Политическое развитие Италии после Второй мировой войны.

 

Страны Северной Европы:

1. Особенности становления и развития абсолютизма в Дании и Швеции.

2. Скандинавские страны в период наполеоновских войн.

3. Скандинавизм как духовное и политическое движение в странах Северной Европы ХIХ в.

4. Скандинавский нейтралитет и «северная» политика великих держав во время Первой мировой войны.

5. Страны Северной Европы накануне и в период Второй мировой войны.

 

Революционное, социалистическое движение:

  1. Утопический социализм и его главные представители (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
  2. Карл Маркс и марксизм в контексте истории второй половины XIX века. I и II Интернационалы.
  3. Революционный подъем в Европе, 1918-1923 гг. Рабочее и социалистическое движение в межвоенный период. Коминтерн.
  4. Проблемы развития международного рабочего движения после окончания Второй мировой войны.

 

Международные отношения:

  1. Тридцатилетняя война. Особенности развития международных отношений во второй половине XVII в.
  2. Основные европейские войны XVIII в. и их влияние на соотношение сил в Европе.
  3. Венская система международных отношений.
  4. Франко-прусская война 1870-1871 гг. и европейская дипломатия.
  5. Основные тенденции в развитии международных отношений в последней трети XIX – начале XX в.
  6. Возникновение Первой мировой войны. Причины и характер
  7. Итоги Первой мировой войны. Версальско-вашингтонская система.
  8. Международные отношения в Европе в 20-х гг. XX в.
  9. Международные отношения в Европе в 1933-1939 гг. Проблемы коллективной безопасности.
  10. Политический кризис в Европе 1939 г. Начало Второй мировой войны.
  11. Образование антигитлеровской коалиции. Ялтинская и Потсдамская конференции.
  12. Итоги Второй мировой войны. Парижская мирная конференция 1946 г.
  13. Политика разрядки. Хельсинкские соглашения 1975 г.
  14. Интеграционные процессы на Западе во второй половине XX – начале XXI вв.
  15. Основные тенденции в международных отношениях на современном этапе.

 


VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО КАЖДОМУ ВОПРОСУ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭКЗАМЕН.

Оценка «отлично» ставится за ответ, который содержит исчерпывающее в рамках поставленного вопроса изложение относящейся к нему проблематики; студент демонстрирует соответствующие навыки и умения, свободно ориентируется в основных структурных элементах темы, анализирует увязывающие их в единое целое концепты, ведет аргументированную критику историографии вопроса и при этом не допускает ошибок и неточностей; ответ не должен быть репродуктивным и основываться исключительно на фактографии вопроса: особо важными являются способности экзаменующегося к креативному и творческому мышлению в рамках поставленной задачи, при этом он должен по указанию комиссии свободно переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой, быть готовым к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст.

Оценка «хорошо» ставится за ответ, который содержит в целом полное в рамках поставленного вопроса изложение относящейся к нему проблематики; студент демонстрирует соответствующие навыки и умения, в целом свободно ориентируется в основных структурных элементах темы, анализирует увязывающие их в единое целое концепты, ведет аргументированную критику историографии вопроса и при этом допускает незначительные неточности; ответ не должен быть репродуктивным и основываться исключительно на фактографии вопроса: особо важными продолжают оставаться способности экзаменующего к кретивному и творческому мышлению в рамках поставленной задачи, при этом он должен по указанию комиссии в целом свободно переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой, быть готовым к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст.

Оценка «удовлетворительно» ставится за ответ, который содержит достаточно полное в рамках поставленного вопроса изложение относящейся к нему проблематики; студент демонстрирует соответствующие навыки и умения, но при этом испытывает сложности в определении наиболее значимых структурных элементов темы, допускает неточности в анализе увязывающих их в единое целое концептов, затрудняется вести исчерпывающую и аргументированную критику историографии вопроса; ответ носит репродуктивный характер и основываться исключительно на фактографии вопроса; при этом студент по указанию комиссии затрудняется переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой, не готов к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст.

Оценка «неудовлетворительно» ставится за ответ, который не содержит достаточно полного в рамках поставленного вопроса изложения относящейся к нему проблематики; студент недостаточно полно демонстрирует соответствующие навыки и умения; при этом он допускает серьезные ошибки в определении наиболее значимых структурных элементов темы, затрудняется в анализе увязывающих их в единое целое концептов, не может вести исчерпывающую и аргументированную критику историографии вопроса; ответ носит исключительно репродуктивный характер, при этом студент допускает фактические ошибки и неточности; не может по указанию комиссии переключаться с изложения одного аспекта проблемы на другой и не готов к тому, что стоящая перед ним задача может подразумевать выход за рамки обсуждаемого сюжета в более широкий историко-культурный контекст.

 


Содержание

 

Общие положения……………………………………………………..3

Методические указания по подготовке к экзамену…………………4

Перечень тем, выносимых на экзамен……………………………….6

Примерный перечень вопросов по государственному экзамену по специальности……………………………………………………… 58

Список основной литературы и документов с выходными

данными……………………………………………………………….62

Критерии оценки по каждому вопросу экзаменационного билета и методика определения итоговой оценки за экзамен……………….68

 

 

____________________________________________________________________________

 

 

Программа государственного экзамена по специальности 030401 «История»

(история нового и новейшего времени)

Под общей редакцией О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина

Зав. редакцией Г.И. Чередниченко

Редактор Ф.С. Бастиан

Обложка А.В. Калининой

Техн. редактор Л.Н. Иванова

Компьютерная верстка А.Х. Эль-Ашкар

Подписано в печать с оригинала-макета 09.02.2007. Ф-т 60х84/16.

Усл. печ. л. 7,21. Уч.-изд. л. 8,98. Тираж 100 экз. Заказ №

 

РОПИ С.-Петербургского государственного университета.

199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.

 

Типография Издательства СПбГУ. 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.

Не предназначено для продажи

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «ИСТОРИЯ»

(ИСТОРИЯ НОВОГО

И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ)

Под общей редакцией О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ



ББК 88

П78

 

П78

 

Пе­чата­ется по постановлению

Ученого совета исторического факультета

С.-Петербургского государственного университета

 

ПРОГРАММА итогового государственного экзамена по специальности 030401 «История» (история нового и новейшего времени) / Сост. Ушаков В.А. / Под общ. ред. О.Ю. Пленкова, В.Е. Возгрина. – СПб., 2010. – 70 с.

 

 

Программа предназначена для студентов V курса дневного отделения, VI курса вечернего отделения, обучающихся по специальности 03.04.01 – «История» (история нового и новейшего времени).

 

ББК 88

 

 

© Авторы программ, 2010

© С.-Петербургский

государственный

университет, 2010


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Государственный экзамен по специальности 030401 — история (история нового и новейшего времени) является итоговым для студентов, специализирующихся по кафедре истории нового и новейшего времени исторического факультета Санкт-Петербургского университета. Студенты, допущенные до сдачи государственного экзамена, должны учитывать, что содержательная часть вопросов, вынесенных для ответов, основывается не только на базовом курсе истории нового и новейшего времени стран Западной Европы и Америки, но и опирается на предметную структуру всей кафедральной специализации. В этой связи данный экзамен направлен на то, чтобы студенты могли продемонстрировать комплексный и глубокий уровень знаний по истории нового и новейшего времени стран Запада, показать всестороннее знание предмета и на полных основаниях претендовать на присвоение искомой квалификации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.165 с.)