Общая характеристика условий
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. — Характер работы предприятия и ее эффективность
определяется воздействием внешних и
внутренних условий развития предприятия. К внешним по отношению к предприятию относится вся рын. система хозяйствования с присущими
ей рын. институтами. К рын условиям • функционирования пр-я, кот-е и определяют пр. вс. успешность его развития, относятся как
его собств. ресурсы, так и способность их опт.
сочетать. Поэтому выделяют внутр. Факторы
развития двоякого рода:
1) факторы ресурсного обеспечения-это здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, ден. ср-ва, информация- т.е.все то, что обеспечивает пр-во продукции и оказание услуг.
2) Факторы, кот. обеспечивают наиб, эффективное соединение этих ресурсов, т.е.
_ управление предприятием в самом шир. смысле этого слова - организация пр-ва и труда, внедрение достижений н. и т., повышение квалификации работников. Особое место в совр. условиях приобретает коммерческая и снабженческая деятельность.
Учет этих факторов позволит решить 3 вида задач:
1.-изыскивать оптим. соотношения между затратами и результатами;
2.-определить наиболее привлекат. точки приложения инвестиций;
3.-находить наиболее эффективные способы реализации продукции;
На первый взгляд представляется, что наиболее важными явл. факторы 1гр, поскольку матер, ресурсы предст. основн. часть имущества предприятия, но успешная работа предполагает пр. вс. рациональное исп-е ресурсов. Такая оценка делает необходимым глубокое изучение конкр. эконом, показателей, которые отр-ют кач-во работы предпр: себест- ть продукции, прибыль, оборачиваемость о.с., использ-е инв. фонда, кот. наиболее полно изуч-ся в данном курсе.
Следует отметить, что предприятию необходимо знать, что производить и как, но важно ответить на вопрос- до каких пределов наращивать произв-во, чтобы предельн изд были наименьшими.
3. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.
Предприятие является основным звеном рыночной экономики. Именно оно служит производителем товаров и услуг, являясь основным субъектом рынка, который вступает в хозяйственные и правовые отношения с др.
субьектами рын. эк-ки. В условиях рыночных отношений деят-ть предприятия преобр форму предпр-ва. Под предпринимательством понимают инициативную, самостоятельную деятельность юридических лиц или граждан, направленную на получение прибыли. Права, обязанности, ответственности и гарантии предприни-мателя регулируются законодательством РФ. Им гарантируются след, права:
-заниматься предпринимательской деят-тью; -создавать предприятия; -приобретать необх. для их деят-ти имущество: -иметь равное право доступа всех субъектов к матер, трудовым, инф. и природным ресурсам;
- равные условия деят-ти предприятий.
независимо от вида собственности и орг- правовых норм,
-защита имущества предприятия от незаконного изъятия;
-недопущение недобросовестной конкуренции предприятия и монопольного положения на рынке; Предпринимательская деятельность м. осуществляться с образованием и без обр-я юр. лица гражданином или инд. Предпринимателем (после гос. регистрации). Проблема функционирования предприятия в рын. эк-ке является весьма многогранной и особенно в посл. годы активно изучается целым комплексом наук-экономических, социологических психологических, политических. Экономика пр-я изучает его, как основного субъекта рын. экономики, занятого производством и реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.
4.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Основные черты предприятия сводятся к след.:
1)Это юр. лицо;
2)Имеется расчетный счет в банке;
3)Организац. единство-т. е предприятие представляет собой определенным образом организованную структуру с присущей ей иерархией и порядком управления. Как организация, предприятие представляет собой единый объект и субъект управления; 4)Определенный средств пр-ва, т. е. пред-е объединяет экон. ресурсы для пр-ва эк. благ с целью получения прибыли;
5)Обособленное имущество-предприятие обладает соб. имуществом, кот. Самостоятельно использует в определ. целях. Обобщенной ден. хар-кой имущества предприятия явл- ся его баланс; 6)Имущественная ответственность-предприятие несет полн. ответственность по разл. обязательствам всем своим имуществом;
7)Предприятие предполагает реализацию принципа единоначалия, кот. основан на прямых административных формах управления; 8)Предприятие выступает в хоз. обороте от собств имени; 9)Предприятие самост. решает какую продукцию выпускать, какие совершать сделки, само получает прибыль и несет убытки, т. е. предприятие имеет оперативно-хоз и эк.самостоятельность.
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ
ПЕРЕМЕН.
Переход от кризиса к подъему экономики коренным образом изменяет условия хозяйствования для российских предприятий, требует смены приоритетов:
1)На первый план выдвигается стратег, менеджмент, разработка конкретных целей развития пр-я на ряд лет вперед на основе обновления произв.фондов, освоения новых изделий, привлечения инвестиций;
2)В тех случаях, когда работа компании не соответствует изменившимся условиям, необходимо проводить решит. реструктуризацию с тем чтобы превратить предприятие в эфф-ю рын. фирму, кот ориентирована на удовлетворение платежеспособного спроса; 3)По многим предприятиям и организациям особенно актуальной явл-ся задача-выяснение отношений собственности, налаживание опт.
взаимодействия м/у собственниками и менеджментом; 4)Актуальной явл-ся задача эффективного ведения бизнеса на основе исп-я совр. систем. Например, на основе исп-я передовых форм управления, введения мировых стандартов кач- ва, освоение новых форм внутрипроизводств. упр-я, контроллинга, систем по снижению затрат, внедрение передовых методов продаж, в т. ч. с использованием Интернета;
5)Новые задачи стоят перед фин. мен-том, кот. д. опираться на междунар. ст-ты бухучета, вводимые в России в наст. время;
6)Все большее значение приобретает внешнеэк. деят- ть предприятия, особенно в преддверии нашей страны в ВТО
7)В кач-ве основной обобщающей задачи можно назвать упр-е чел-ми ресурсами, подбор профессиональной команды единомышленников, формирование коллектива, который способен решать новые задачи.
ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Классификация предприятий по виду и характеру
деятельности.
Разнообразие предприятий по условиям функционирования, характеру производства, специфике технологии и продукта и других признаков вызывает необходимость их классификации.
Как таковая группировка предприятий важна для понимания роли, возможности развития производства с учётом внешних и внутренних факторов, т.к. предприятия как объект микроэкономики испытывают воздействия как факторов народно - хозяйственного уровня (внешней среды), так и внутрипроизводственных факторов. Наиболее укрупнённой, понятной характеристикой предприятия является их отраслевая принадлежность. В первую очередь имеется в виду разделение предприятий по сферам деятельности: производственной и непроизводственной. Происходит разделение по менее крупным секторам: промышленность, с/х и т.д. Затем уточняется конкретная отраслевая принадлежность для предприятия. Т.е. при характеристике предприятия дают его отраслевую принадлежность как основную видовую черту, следовательно, важнейшей частью стратегии предприятия является изучение и определение основных направлений развития продукта, а всё остальное является следствием.
2. по размерам – хар-т кол-во занятых раб-в
-мелкие (до 50 зан-х)-средние (от 50-500)-крупные >500
3. по форме собственности (по статусу юр лица). В соответствии с принятой в стране социальной статистике, Р предпр-я по ф-м собств-и подразд-я: А) гос б)частные в) муницип г) обществ д) другие
4. по прин-ти капит-а и контроля над ним –национ-е, иностранные, - совм-е. Национ предпр-я – капитал которых прин-т предприятиям своей стр-ы. Национал принадл-ть опред также местопол и регистр основной компании. Иностр-е –капилал приндл иностр предприним-м, кот полностью в опред-й части обеспечив его контроль. Иностр предпр обр путём созд АО, путём скупки пакетов акций местных фирм. Смешанные по капиталу – капитал принадл предприним 2-х или более стран. Смеш предприятия назыв совм в тех случ, когда целью их созд явл осущ совместн предприним деят.
5. по правовому положению
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА.
Хозяйственные общества могут создаваться в ф-ме АО, ООО, О с доп отв-ю. Общество с ограниченной ответственностью (000) является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия его членов в делах общества. Характерным признаком этой коммерческой организации является деление ее уставного капитала на доли участников, которые не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает необходимость установления предельного числа участников такого общества. Ми- ровой опыт свидетельствует о необходимости границы на уровне от 30 до 50 участников, в отличие от акционерного общества, у которого, напротив, обычно предус-матривается необходимая минимальная численность участников. Необоснованное ограничение отечественным законодательством приватизации формой акционерного общества привело к созданию обществ с ограниченной ответственностью на базе приватизированных государственных предприятий с тысячами участников, что неадекватно отражает действительность. 14 января 1998 г. в Российской Федерации принят новый Закон об обществе с ограниченной ответственностью, который ограничивает численность участников до 50 человек, вводит новые формы правления, расширяет полномочия общего собрания. Высшим органом общества являет- ся общее собрание его участников. Теперь общее собрание определяет основные направления деятельности 000, решает вопросы участия в различных ассоциациях, передачи полномочий единоличного исполнительно- го органа коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю на основании договора на управление. Распределение чистой прибыли, размещение облигаций, назначение аудиторской проверки и утверждение ликвидационных балансов также являются прерогативой общего собрания.
Кроме того, общее собрание решает вопросы:
• изменения устава общества, в том числе изменения размера его уставного капитала;
• внесения изменений в учредительный договор;
• избрания и досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
• утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
• утверждения (принятия) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
• реорганизации или ликвидации общества.
Сегодня закон допускает возможность создания в обществе совета директоров, хотя это необязательно. Во многих обществах: банках, страховых и финансовых компаниях, торговых домах и т.д. — подобные сове- ты давно уже существуют и повышают управляемость данных обществ, а заодно защищают их участников от возможных злоупотреблений руководства. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с законом.
Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей, а каждая из них выражена ценной бумагой — акцией. Обладатели акций — акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков.
Акции Мб: именные и на предьявителя, простые и привилегированные. АО выпускает ещё и облигации – источник кредитования АО. Облигации – это ценная бумага, дающая право её владельцу на получение фиксированного %-та. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, текущей работой АО руководит правление.
Общ с доп-й ответственностью- это разновидность хоз общ-в, особенностью которых явл то, что при недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО м б привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке.
12.Кооперативы, унитарные предприятия. Производственный кооператив (артели) - это объединение граждан на основе членства для совместной производсетвеннои или иной хозяйственной деятельности основанной на их личном трудовом или ином участии и объединенном на основе имущественных паевых взносов.
Особенности:
I При управлении в ходе работы его высшего органа (собрания) каждый член кооператива имеет один голос независимо от его пая.
2. Для кооперативов не устанавливается зависимость доходов ею членов от величины паевых взносов. Индивидуальные заработки членов определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на з/п, в то время как доход членов ООО напрямую связан с их паевыми взносами. Ун итарные предприятия - что коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество В соответствии с Г.К. (статья 113) в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные унитарные предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Объединения.
Крупному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий в совместные (ассоциативные) структуры. Наиболее распространенными в развитых странах и России могут быть названы следующие объединения:
• Корпорация• Хозяйственная ассоциация• Концерн• Холдинговая компания• Консорциум• ФПГ - финансово промышленная группа• Картель• Трест• Синдикат
Корпорации - это АО, объединяющие деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты ишсресов, а также получения привилегий как юридическое лицо. Корпорация несёт ответственность по долгам налогам и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности. Хозяйственные ассоциации - это договорные объединения предприятий и организаций, которые создаются для совместной деятельности, выполнения однородных функций (статья 21). Ассоциации являются одной из наиболее мягких форм объединения, которая минимально ограничивает действия участников Предприятие и организация могут быть членом нескольких ассоциаций.
Концерн - это форма договорных крупных объединений (монополистического типа). Она позволяет использовать возможности крупномасштабного производства, благодаря наличию крупных производственных связей В современной российской экономике в форме концернов проявились бывшие отраслевые структуры министерства и главные управления. Особенность: он позволяет заметно диверсифицировать производство, привлечь значительные инвестиции и распределять их по наиболее рентабельным направлениям. Можно сказать, что концерн, являясь жёсткой структурой, обеспечивает взаимосвязь участников по существу экономических отношений, а не по договору.
Холдинговая компания объединяет предприятия, основным признаком которых является то, что они обладают контролем над другими компаниями за счёт владения их акциями. Это означает, что холдинг способен влиять на принимаемые решения предприятий, входящих в объединения.
Консорциум - это временное добровольное объединение предприятий и организаций, образуемое для решения конкретных проблем, реализации инвестиционных социальных и экологических проектов. Такая форма выбирается тогда, когда "заманчивый" проект связан с высокой прибылью, но требует значительных затрат на длительный срок при высокой степени риска. Картель - объединение предприятий обычно одной отрасли, которое предполагает совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта на основе установленных цен, квот, условий реализации. Синдикат форм и картельного соглашения которая предполагает реализацию продукции через единый сбытовой орган, создаваемый в виде АО или ООО. ПУЛ - это объединение картельного типа, которое предусматривает особый порядок распределения прибыли его участников. Прибыль поступает сначала в общий котёл, а затем распределяется между участниками в заранее определённых пропорциях.
ФПГ.
Ключевой проблемой структурной перестройки экономики России выступает создание благоприятных условий для инвестирования в промышленность и осуществления с участием финансового капитала инвестиционных программ, ориентированных на выпуск конкурентоспособ- ной на мировом рынке продукции. Одним из путей, обеспечивающих эффективное использование инвес-тиционных проектов, выступает формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом суще- ственно изменяется роль банков. Банки не ограничиваются предоставлением кредитов промышленным предприятиям, а становятся совладельцами, приобретая их акции. В то же время происходит внедрение промышленного капитала в банковскую сферу путем приобретения предприятиями контрольных пакетов акций банков или учреждения собственных банков. Внутригрупповое владение акциями создает взаимовыгодные условия для развития, ориен-тирует на закрепление деловых связей между заинте- ресованными предприятиями, служит средством защиты от поглощений. Важным условием эффективного функционирования ФПГ выступает такое распределение рисков между участниками, при котором каждое пред- приятие одновременно является страхователем и стра-ховщиком. В качестве критериев, обеспечивающих интеграцию интересов участников группы, в настоящее время выступают стабильность и безопасность при ус- тойчивом уровне риска и нормальной динамике прибыли.
Зарубежные эксперты выделяют следующие организационные особенности ФПГ:
• наличие финансового центра;
• наличие мозгового центра, вырабатывающего стратегию развития ФПГ и оказывающего консультационные услуги;
• формирование комплекса диверсифицированных производств;
• широкая сервисная и сбытовая сеть;
• четкий механизм координации деятельности на рынках;
• развитая система обмена информацией, ресурсами, финансами.
Крупнейшие ФПГ являются многоотраслевыми. Например, в США каждая компания из 500 самых крупных действует в 11 отраслях, а некоторые — в 20—30 отраслях. Специфической организационной структурой финансового капитала выступает конгломерат. По своей организационной структуре конгломерат не имеет ярко выраженного производственного ядра, а также техно- логической, рыночной и других форм общности кроме финансовой. Стратегия конгломератов ориентирована на конъюнктуру фондового рынка и рынка ссудного капитала. По характеру и способам формирования ФПГ Россия в настоящее время проходит стадию становления. Законом «О финансово-промышленных группах» предусматривается обязательное наличие в составе ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных учреждений. В состав участников могут входить также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иныефонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Поэтому финансово-промышленная группа рассматривается как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои матери-альные и нематериальные активы (системы участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. В настоящее время в России прошли государ-ственную регистрацию более 80 ФПГ, созданных за 1993—1997 гг. Процесс формирования ФПГ в России имеет некоторые особенности. ФПГ могут образовываться на основе крупного банка, учреждаемого на базе промышленного или торгового капитала. Затем банк создает ряд дочерних фирм (инвестиционный фонд, биржа, торговый дом, брокерская фирма), при помощи которых налаживаются связи с промышленностью.
15 Понятия имущества и предприятия капитала.
В осуществлении своей деятельности предприятие
должно располагать определенным набором ресурсов (факторов производства), т.е. элементов, которые используются для производства материальных благ.Под имуществом предприятия понимают обычно то. что предприятие имеет и использует в производственной деятельности. Более строго экономическое определение звучит так. Имущество предприятия - это материальные и нематериальные элементы, которые используются предприятием в производственной деятельности. Первоначально, имущество предприятия создается за с чет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов). Имущество может увеличиваться или уменьшаться, может являться предметом сделок залога отчуждений. Оно состоит из двух частей: материально вещественная и нематериально вещественная. К материально вещественным относятся: земля, здания, сооружения, машины, оборудования, сырье, п /ф, готовые изделия, денежные средства и т.д. К нематериальным элементам (они создаются в процессе жизнедеятельности предприятия) относятся: название фирмы, использованные товарные знаки, изобретения, лицензии, квалификация кадров и т.д. Они могут быть проданы или переданы. В общем виде имущество предприятия является предметом изучения разных дисциплин, прежде всего правовых. В нашем курсе имущество рассматривается как экономический ресурс, использование которого обеспечивает эффективную работу предприятия. Денежную оценку имущества предприятия называют капиталом. Капитал можно рассматривать с разных позиций. Различают капитал реальный, т. е. существующий в виде средств производства. Капитал денежный, который сущест-вует в виде денег, как источник.средств для обеспечения хозяйственной деятельности. Капитал бывает собственный и заемный.
Собственный капитал представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, которое полностью находится в его собственности. Он складывается из различных источников: из уставного капитала, различных взносов, прибыли. Заемный капитал - капитал, который привлекается предприятием в виде кредитов, финансовой помощи, ссуд под залог и т.д. Уставной капитал, как часть собственного капитала является основной исходной для ею первоначальной деятельности. Его величина фиксируется в момент регистрации предприятия и отражается в статистической
отчетности. _ Уставной капитал может наращиваться, прежде всего (если речь идет об АО) путем дополнительного выпуска акций, что происходит по решению общего собрания акционеров. В современной литературе последних лет используется понятие основного капитала. В недавнем прошлом широко использовался термин «ОФ» и «ОПФ». Введение в оборот понятия ОПФ было вызвано тем, что официальной идеологией и практикой решительно разграничились понятия фондов при капитализме и социализме. При капитализме владение этими средствами обусловлено возможностями хозяйственного субъекта, авансировать капитал на их приобретение. При социализме предприятия наделялось ОФ, и поэтому понятие капитал было не приемлемо для тех условий. С переходом к рынку в российской экономике понятие ОФ сохранилось. Хотя их надо приобретать за счет собственных средств или заемных ресурсов кроме того, к понятию ОПФ привыкли наши хозяйственники, это же понятие отражается в статистической отчетности. Поэтому понятия основной капитал и ОФ для рыночных агентов являются тождественными.
16 Экономическая сущность ОПФ. Состав и структура ОФ предприятия.
В общем, виде под ОПФ подразумевают стоимостное выражение средств труда. Главными при этом являются особенности переноса стоимости на готовую продукцию. Они выражаются в том, что ОПФ, функционируя длительное время, переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям, постепенно. Под ОПФ понимают часть средств производства, прежде всего средств труда, которые: 1.функционируют длительное время; 2.переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям; 3. сохраняют при этом свою естественную форму и свойства. ОФ предприятий разнообразны и различны по функциональному значению, по срокам службы, по особым местам в системе воспроизводства. ОПФ подразделяются по сферам деятельности, так в машинном производстве функционируют ~ 80%, а 20% в производственной сфере (наука, культура, образование). Среди отраслей машинного производ-ства наибольший объем приходится на промышленность, где сосредо-точено треть (34%) ОПФ народного хозяйства. Т.о. можно говорить об отраслевой структуре ОПФ. которая является одной из важнейших характеристик эффективности народно хозяйственного комплекса. Кроме отраслевой структуры выделяю отдельные руины ОПФ в каждом хозяйственном субъекте. Прежде всего, все ОФ предприятия делятся на 2 группы: ОПФ и ОФ непроизводственного назначения. Ко второй группе относятся объекты социального назначения (детские сады, спортивные сооружения, профилактории, а также жилой фонд, числящиеся на балансе предприятия). В процессе приватизации промышленных предприятий типовым положением предусмотрена передача жилого фонда, дошкольных и детских учреждений на баланс местных органов власти До последнего времени содержание жилого фонда связано с большими убытками (т.е. платежи за пользование услугами значительно меньше средств на содержание жилого коммунального хозяйства, поэтому эта сфера является дотируемой).
В том случаи, когда жилой фонд находится на балансе предприятия убытки ЖКХ погашаются самим предприятием, за счет прибыли.
В составе ОПФ выделяют 2 части: активную и пассивную. К активной части относятся машины и оборудования. Именно они непосредствен-но участвуют в производстве продукции и определяют производствен-ную мощность предприятия. К пассивной части ОФ относятся здания к сооружения. Важным является оптимальное соотношение активной и пассивной частей. Эта структура ОФ в современна экономике значительно отличается от тех соотношении, которые сложились в советское время. Имеется в виду резкое снижение удельного веса машин и оборудования, при увеличении пассивной части ОФ (прежде всего зданий). Такое соотношение активной и пассивной частей в составе ОФ нельзя считать положительной. В стране действует единая классификация ОПФ. которая отражается в статистичес-кой отчетности. В соответствии с ней все ОФ делятся на группы: 1.Здания; 2.Сооружения; 3.Машины и оборудования рабочие силовые измерительные и регулирующие приборы и устройства вычислительная техника 4.Передаточное устройство; 5.Транспортные средства; 6.Инструменты и хозяйственный инвентарь (сроком службы больше 1 года и стоимостью более 100 минимальных окладов).
Для других отраслей народного хозяйства, прежде всего для аграрного сектора, выделяют, как относящиеся к ОФ, следующие группы, рабочий скот,продуктивный скот, многолетние насаждения
Исчисление идет в процентном соотношении. Данная величина дает представление видовой структуы ОФ которая- значительно различается по отраслям промышленности Например: В электроэнергетике велика доля группы силовые машины и оборудование. В машиностроении рабочие машины и оборудования. В швейной промышлен-ности - доля зданий. Следует подчеркнуть, что структура ОПФ заметно различается и в основных производствах предприятий одной отрасли (текстильная промышленность).
Виды оценки ОФ.
ОПФ учитывают и планируют в натуральных показателях и в денежном выражении. Здания - кв. м., куб. м. Силовые машины - к. вт. Рабочие машины - шт., ед. Однако, натуральные показатели оценки ОФ, как и все натуральные показатели являются конкретными понятиями, имеют серьезный недостаток, они не могут быть суммированы, т.е. не позволяют получить сводный результат по всему предприятию, отрасли. Поэтому наибольшее распространение получи-ла денежнаястоимостная оценка ОПФ. Общую значимость она приобрела в связи с приватизацией, с вовлечением ОПФ в рыночный товарооборот.Тот факт, что ОФ функционируют длительное время, переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям, обусловило применение нескольких видов оценки ОФ. Выделяют 4 вида оценки ОФ: по первоначальной стоимости по восстановительной стоимости по остаточной стоимости по ликвидационной стоимости
Первоначальная стоимость - стоимость приобретения ОФ, с учетом затрат на транспортировку и монтаж. На основании этой стоимости производится начисление амортизации. По этой стоимости ОФ планируются и учитываются в повседневной деятельности. Именно по этой стоимости ОФ числятся на балансе предприятия, поэтому ее нередко называют балансовой. С течением времени, в силу различных обстоятельств, стоимость ОФ в рыночной среде изменяется (инфляция) Поэтому на балансе предприятия числятся одинаковые ОФ приобретенные в разное время и имеющие, поэтому разную стоимость. Чтобы устранить такой разнобой в оценке ОФ их периодически подвергают переоценке, при которой устанавливают восстанови-тельную стоимость ОФ. Восстановительная стоимость - это стоимость на момент переоценки. Т.о., если первоначальная стоимость отражает условия производства, то восстановительная стоимость отражает условия воспроизводства ОФ. После переоценки ОФ числятся на балансе предприятия по восстановительной стоимости, которая становится балансовой стоимостью. Остаточная стоимость - это стоимость еще не перенесенная на продукцию (она осталась). Ее определяют путем вычитания из первоначальной или восстанови-тельной стоимости величины износа (амортизация).Этот вид стоимости является актуальным в современных условиях, т.к. именно остаточная- стоимостъ лежит в основе рыночных сделок с имуществом редприятия.
Стоимость, по которой ОФ списываются, называется ликвидационной стоимостью. Она определяется путем количественного измерения (станки путем взвешивания метала и умноженного на цену метала)
18 4. Переоценки ОФ, их необходимость и порядок проведения.
В процессе хозяйственной деятельности субъекты рынка сталкиваются с тем, на приобретенные объекты постоянно изменяется. Т.о. одинаковые объекты числятся на балансе предприятия по разной стоимости. Переоценки и проводятся с целью устранения этого несоответствия. В условиях сравни-тельно стабильных цен в частых переоценках не было необходимости. В рыночных условиях необходимость в периодических оценках связано, прежде всего, с инфляцией, а так же с другими факторами, как лежащими в сфере производства средств производства, а так и в сфере обращения.
Восстановительная стоимость в ходе переоценки может быть получена несколькими способами Основные: индексный. при нем используются коэффициенты, дифференцируемые по периодам приобретения ОФ. Т.е. та балансовая стоимость, по которой ОФ числились на балансе предприятия, умножалось на соответствующий коэффициент в зависи-мости от срока приобретения. Эти индексы утверждались постановле-нием правительства и подлежали обязательному учету. Эти индексы обычно дифференцировались по основным группам ОФ (реже по отраслям). Т.о., восстановительная стоимость получается путем умножения балансовой стоимости на соответствующий коэффициент изменения цен, который отражает уровень и динамику инфляции в стране. В последнее время на ряду с индексным методом для переоценки ОФ применяют и другой метод близких к экспертному При этом рыночная оценка стоимости ОФ на основе реально складываю-щейся ситуации на рынке ресурсов. Ее получают на основе докумен-тов, оформленных договоров производителей и учредителей, реальных цен, опубликованной инфляции на данный объект цен ОФ Такой метод оценки ОФ был разрешен при переоценке 1997г., которая проводилась не по состоянию на 1 января, а в течении всего года. Для проведения переоценок в стране создана специальная структура РОО для работы, в рамках которого требуется соответствующий сертификат.
19 5. Износ ОФ 5.1. Физический износ: факторы, влияющие на него.
В процессе функционирования ОФ подвергаются износу физии-ческому и моральному. Физический износ - это утрата ОФ своей потребительной стоимости. Он проявляется в частности в снижении технико-эксплуатационный характер работы оборудования (снижение производительности, рост обрывности, рост затрат на ремонт и обслуж- ивание). Степень физического износа ОФ зависит от ряда факторов:
1. От экстенсивного использования (использование во времени).
2. От состояния окружающей среды (влажности, запыленность и т.п.). 3. Квалификация работников (основные рабочие. ремонтные работники). 4. От интенсивного использования, т.е. использование в единицу рабочего времени (по производительности) (имеется ввиду такой основной параметр, определяющий произюдит-сльность оборудования, как скорость рабочего времени). 5. Качество изготовления оборудования 6. От характера используемого сырья.
7. Степень стандартизации ОФ. Основным способом преодоления физического износа ОФ является ремонт. В текстильной промышлен-ности в течение многих лет формировалась система ремонтного оборудования (ППР), включающая проведение капитального, среднего, планового и текущего ремонтов. Осуществление капитального и среднего ремонта занимаются РМО (ремонтно-мсханичсский отдел), РМЦ (ремонтно-механический цех), а изготовлением оснастки и запасных частей к текстильному оборудованию занимаются ЦММ
(центральные механические мастерские). подразделения подчиняются либо главному механику, либо главному инженеру предприятия. И в настоящее время они имеются далеко не на всех текстильных предприятиях. Поскольку сокращение объемов производства сделало не эффективным сохранение этих структур. Капитальный ремонт осуществляется строго по графику (один раз в 5 лет); сдача оборудования из ремонта производиться по акту, с выставлением оценки - хорошо или отлично, в зависимости от которой работникам ремонтного подразделения начисляется премия.
20. 5.2. Моральный износ: сущность и формы преодоления.
Моральный износ - это утрата ОФ своей стоимости. Речь идет о том, что обычно в ходе НТП производятся новые образцы и виды оборудо-вания другой техники, обычно с меньшими затратами (в связи с освоением производства и повышения производительности труда в машиностроении, ОФ могут становиться дешевле). В этих условиях эксплуатация устаревших видов становится не выгодной. Различают 2 вида морального износа. 1-ый род вызван тем, что аналогичные бразцы техники производятся с меньшими затратами, становятся дешевле.
2-ой род так же обусловлен НТП, обусловлен тем, что производятся новые виды оборудования и другие элементы ОФ, которые хотя и стоят дороже, но имеют значительно лучшие, по сравнению с базовыми, технико-экономические показатели. Средством преодоления обоих видов морального износа является модернизация оборудования (частичная замена деталей), техническая реконструкция производства.
Моральный износ (или по определению академика С. Г. Струмилина, «экономическое старение») основных фондов происходит вследствие двух причин (дв
|