Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие психологии, ее место в системе наук. Классификация отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.

Поиск

Понятие психологии, ее место в системе наук. Классификация отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.

2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.

3. Прикладные аспекты использования учения о социальной ответственности в юридической психологии (вмешательство свидетелей в критические ситуации, готовность доверять и содействовать незнакомым людям и др.)

4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость.

5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система К.Леонгарда – А.Е.Личко.

6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии.

7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.

8. Биопсихосоциальное содержание о морали, законопослушном и аномальном поведении.

9. Психологические аспекты правотворчества.

10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.

Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.

12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.

13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.

14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.

15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.

16. Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.

19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.

20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности

21. Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

22. Профессиональная деформация личности сотрудников правоохранительных органов.

23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.

24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.

25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.

26. Основные современные психологические теории, объясняющие криминальное поведения (теория социального научения А.Бандуры, дифференциальная теория «ассоциация - подкрепление» Р.Экерса, фрустрационная теория Л.Берковица)

27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение.

28. Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.

29. Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.

30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.

31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппления мышления, влияние меньшенства). Групповые нормы и ценности.

Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.

33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры

34. Психология в расследовании преступлений.

35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).

36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.

37. Юридико-психологическая характеристика краж.

38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.

39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.

40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.

41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.

42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.

43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.

44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.

45. Юридико-психологические особенности использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Психолог как специалист в уголовном процессе.

Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.

Состязательный подход в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность?

Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).

Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходность с судьей/присяжными)

Юридико-психологические аспекты суда присяжных.

Медицинский (психиатрический), психологический, юридический подходы к проблеме дееспособности.

Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.

Психологическая судебная и психиатрическая судебная экспертиза: современное понимание соотношения в России и за рубежом. Организация проведения психологических судебных экспертиз в России.

55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.

Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.

57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

63. Посмертно психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

65. Психологическая судебная экспертиза по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Психологические судебные комплексные экспертизы.

Прикладные аспекты использования учения о социальной ответственности в юридической психологии (вмешательство свидетелей в критические ситуации, готовность доверять и содействовать незнакомым людям и др.)

Вмешательство свидетеля. Люди реагируют не просто на объективную ситуацию, а на субъективную ее интерпретацию. К 80-му году имелось более 50 исследований вмешательства свидетелей, из которых большинство показывают, что люди с меньшей вероятностью приходят на помощь в присутствии других. Полагают, что присутствие других не дает человеку вмешаться, потому что он (а) определяет ситуацию как неэкстренную и (б) распыляет ответственность за действия.

В 1964 г. молодая женщина была убита на улице в Нью-Йорке на глазах у 38 ее соседей по дому, наблюдавших эту сцену из окон своих квартир. Хотя избиение продолжалось более получаса, ни один из них не вызвал полицию до тех пор, пока все не закончилось.

С.Милграм изучил происшедшую ситуацию. Оказалось, что это нормальное человеческое поведение. Мозг никогда не стремится информационно перезагружаться. Новая информация не запоминается. Любое поведение стремится к адаптивности. Если поведение не будет адаптивным, то оно приведет к гибели организма. Следовательно, мозг стремится к адаптивности и не стремится получать не нужную информацию. Поэтому каждый человек старается не вмешиваться в критической ситуации. В обычной ситуации никто никому не поможет, необходимо адресное обращение.

Такое поведение характерно для крупных населенных пунктов. Все зависит от величины населенного пункта и от социальных сетей. Люди склонны сбрасывать с себя социальную ответственность, что бы сохранить адаптивность поведения. В противном случае дезадаптация либо вмешательство в ситуацию.

4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость.

Законодатель преду­смотрел в УК РФ 1996 г. норму, регламентирующую ответствен­ность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменя­емости (уменьшенная, или ограниченная, вменя­емость). Статья 22 УК устанавливает, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройст­ва не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руко­водить ими, подлежит уголовной ответственности (ч. 1). Психичес­кое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2).

Анализ этой нормы позволяет сделать следующие выводы:

а) лица с психическим расстройством, не исключающим вменя­емости (психопаты, олигофрены, хронические алкоголики), под­лежат уголовной ответственности;

б) это обстоятельство учитывается судом при назначении нака­зания как смягчающее обстоятельство;

в) суду предоставляется право назначить принудительные меры медицинского характера.

К ограниченной вменяемости чаще приводит расстройство личности, реже умственная отсталость. В настоящее время медицинский критерий нужно учитывать, но он ничего не определяет.

Юридический подход – способность нести ответственность, определять права и обязанности. В случае ограниченной вменяемости – оценка степени регуляции поведения. Способен осознавать характер своих действий, но не способен не совершать их.

Психологический подход – способность осознавать и руководить своим поведением.

 

Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме юриста. Психологическая культура юриста.

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Профессии данного типа связаны: с медицинским обслуживанием; с обучением и с воспитанием, с бытовым обслуживанием, с правовой защитой.

Профессионально важные качества: развитые коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость, быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.

Профессия юриста относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Профессия юриста относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями, взаимодействием с другими людьми. Для этого требуется эрудированность, находчивость, оригинальность мышления, стремление к развитию и постоянному обучению.

Разработка профессиограмм представляет проведение подробного описания наиболее распространенных и ведущих юридических профессий с указанием их характерных функций. Цель разработки профессиограмм - ориентация на изучение относительно устойчивых, стабильных, свойств, характеризующих юриста-специалиста в его практической деятельности.

Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В.Чуфаровский. В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную.

Дадим общую характеристику каждой из этих аспектов(видов) деятельности:

социальный - подчеркивает социальную значимость профессии юриста как организатора борьбы с правонарушениями, защитника прав и законных интересов граждан;

поисковый - состоит в сборе информации, необходимой для решения юридического дела;

реконструктивный - представляет собой завершающий анализ собранной информации по юридическому делу, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;

коммуникативный - означает умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;

организационный - заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации.

Психологическая культура юриста включает: комплекс общепсихологических знаний, в особенности в области психологии личности и деятельности, знание психологии юридического труда и психологических характеристик отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования.

 

17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

Профессиональная деятельность юристов протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда, профессиональным общением. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный процессуальный характер, как особый вид профессиональной деятельности. Профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность, являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.,

Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

· способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

· проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

· доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

· свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

· умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

· способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

· адекватную самооценку;

· чувство юмора.

Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность), легко ранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Одним их факторов профессиональной пригодности юриста является коммуникативная компетентность, к основным характеристикам которой относятся: терпимость, эмоциональная устойчивость, уважительное отношение к различным участникам общения, доброжелательность, эмпатия, способность к сотрудничеству, диалогу, мобильность стиля общения, адекватная самооценка. Формирование и развитие этих качеств, являющихся неотъемлемым атрибутом профессии специалиста в области права, становятся важной составляющей его профессиональной подготовки на юридических факультетах вузов.

Психология допроса.

Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, развития его умений психологического воздействия на допрашиваемого и правильного выбора тактики действий в зависимости от личностных качеств допрашиваемого. В психологической литературе выделяются коммуникативные качества допрашивающего: выдержка, эмоциональная устойчивость, общительность, умение слушать, вежливость, чуткость, умение познавать внутренний мир человека, наблюдательность, интерес к людям, способность быстро и верно оценивать психическое состояние человека, чувство ответственности и нестандартность мышления.

Без понимания личности допрашиваемого невозможно построение продуктивной тактики допроса. При этом следует помнить о значительных трудностях процесса допроса. Одной из таких трудностей является отрицание вины обвиняемым. Следователю необходимо разобраться в мотивах отрицания вины. Среди таковых могут быть: а) страх обвиняемого перед наказанием; б) желание избежать неблагоприятных последствий для себя, родственников и близких; в) боязнь огласки и общественного осуждения; г) личное неприязненное отношение следователя к допрашиваемому и т.д..

Другой трудностью допроса является самооговор допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и др.). Важно не только установить факт самооговора, но и выявить его причины. К числу мотивов самооговора можно отнести: а) стремление избавить от наказания действительного виновника; б) боязнь огласки каких-либо компрометирующих фактов; в) желание получить от заинтересованного в самооговоре лица определенную материальную выгоду; г) желание ускорить расследование; и т.д..

Эффективность допроса зависит от целесообразного и своевременного применения различных приемов психологического воздействия на допрашиваемого. Среди таких приемов отмечают: “последовательность”, “внезапность”, “выжидание”, “снятие напряженности”, “форсированный темп допроса”, “замедленный темп допроса”, “создание впечатления о хорошей осведомленности допрашиваемого”, “вызов”, “создание психической напряженности у допрашиваемого”, “настройку”, “пресечение лжи”, “опору на положительные качества личности допрашиваемого”, “использование “слабых мест” у допрашиваемого”, “повторность допросов” и т.д.

Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложных алиби в процессе предварительного следствия.

Под маскировкой часто понимаются действия преступника или правонарушителя, имеющие своей целью сокрытие подлинных намерений, дезинформацию и введение в заблуждение работников органов правопорядка.

Маскировка может выражаться в сокрытии своих переживаний и психических состояний, в совершении действий с какими-либо предметами, в контактах с другими людьми. Кроме того, маскировочные действия могут быть направлены на сокрытие личных планов, оценок, отношений, то есть сокрытие истинных психологических переменных в поведении преступника.

Одной из разновидностей маскировок является инсценировка. Обычно инсценировка включает в себя систему маскировочных действий для создания искусственной картины происшествия в целях сокрытия преступления.

С психологической точки зрения инсценировка криминальной ситуации может быть охарактеризована как опосредованное межличностное взаимодействие, возникающее в процессе расследования преступления между двумя сторонами (противниками): следователем (а также другими работниками органов правопорядка) и преступником - субъектом инсценировки. Инсценировка реализуется посредством активных воздействий субъекта инсценировки на противника (следователя и других работников органов правопорядка) с использованием передачи лживой информации о своих истинных целях и намерениях и направленных на формирование искаженной картины криминальной ситуации.

Часто встречающейся разновидностью инсценировки является ложное алиби. Суть ложного алиби сводится к попыткам преступника убедить работников органов правопорядка в том обстоятельстве, что он не имел физической возможности совершить преступление, так как в момент его совершения находился в другом месте. Возможны два варианта действий преступников для создания ложного алиби: 1) сокрытие преступниками времени совершения преступления посредством “размывания” границ его временных параметров; 2) изменение времени совершения преступления путем “смещения” его фактических временных параметров на более поздний или более ранний период.

Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.

Заключение судебно-психологической экспертизы как источник доказательства, должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, структуру и содержание Заключение должно быть написано понятным языком, научные термины должны быть разъяснены. Заключение должно состоять из трех частей: 1) вводной, 2) исследовательской и 3) заключительной.

Во вводной части указываются время и место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же указываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств. Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается повторная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Перед судебно-психологической экспертизой стоят задачи: определить уровень интеллектуального развития и уровень развития эмоционально-волевой сферы подэкспертного, а также индивидуально-типологические особенности личности, которые могут иметь значение при разрешении данного дела. В процессе судебно-психологической экспертизы определяется, способен ли данный подросток полностью осознавать характер и значение совершенных им действий, а также регулировать свою деятельность в процессе правонарушения.

Особое место в экспертной оценке занимает анализ личностной значимости цели действий у подростка.

Нередко следственным работникам в процессе следственных действий с подростками приходится сталкиваться с явлениями личностной незрелости подростка, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение совершаемых им действий.

При назначении судебно-психологической экспертизы на предмет осознания подростками своих действий и умения руководить ими следователь, анализируя материалы уголовного дела, должен обратить внимание на следующие моменты:

- цель совершенного преступления;

- соотношение цели и средств ее достижения;

- определенность и стойкость цели;

- соответствие способов достижения цели личностным характеристикам подследственного.

Для оценки способности осознавать значение совершаемых действий и руководить ими рекомендуются следующие типовые вопросы:

1.Каковы интеллектуальные и индивидуально-психологические характеристики подростка?

2.Если учитывать особенности его психического развития, мог ли он полностью осознавать значение совершаемых им действий?

3.Каковы особенности психического состояния подэкспертного в период инкриминируемых ему действий?

4.Если принять во внимание особенности психического развития подэкспертного и особенности его психического состояния, в какой мере он мог руководить своими действиями? Дополнительно можно уточнить, имеются ли в структуре личности подэкспертного свойства, оказавшие существенное влияние на особенности его поведения в ситуации деликта и на особенности его показаний (например, агрессивность, внушаемость, лживость как устойчивая личностная характеристика, гиперсексуальность и др.).

58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

В отношении свидетелей и потерпевших перед СПЭ может быть поставлен вопрос об их

принципиальной способности, с учетом индивидуально-психологических и возрастных

особенностей, уровня психического развития, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Основные вопросы, решаемые данным видом экспертизы:

• Каковы индивидуальные особенности познавательной деятельности свидетеля (потерпевшего)?

• Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие способность

правильно воспринимать события или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?

• Каково было психическое состояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать каких)?

• С учетом психологических особенностей, психического состояния свидетеля (потерпевшего) и условий, в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемый их правильно воспринимать?

• Если учесть психологические особенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах?

• Если учесть уровень психического развития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?

 

59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Объектом данного вида СПЭ могут быть лица женского и мужского пола, пострадавшие от сексуального насилия. На практике этот вид экспертизы проводится, как правило, в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших — жертв половых преступлений.

Одним из квалифицирующих признаков изнасилования и насильственных действий сексуального характера является использование виновным беспомощного состояния жертвы. Правоприменитель определяет беспомощное состояние как невозможность жертвы преступления понимать характер и значение совершаемых с нею действий или невозможность оказывать сопротивление виновному из-за своего физического или психического состояния: малолетнего возраста, физических недостатков, расстройств душевной деятельности или иного болезненного или бессознательного состояния и т. п.

В компетенцию психологической экспертизы входит оценка способности психически здоровой потерпевшей понимать характер и значение преступных действий виновного и оценка способности оказывать сопротивление в зависимости от уровня психического развития, в частности уровня интеллектуальных способностей, от индивидуально-психологических особенностей и психического состояния в момент деликта.

Основаниями для назначения данной экспертизы могут быть малолетний возраст (до 14 лет) или несовершеннолетие (14-18 лет) потерпевшей. А также сведения о ее «неправильном» или провоцирующем поведении, непоследовательность и противоречивость ее показаний, сведения о пассивном и неоднозначном поведении потерпевшей в отсутствие явного насилия и угроз со стороны виновного и т. п.

На разрешение судебно-психологической экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы.

1.Каковы основные индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они отразились при совершении в отношении нее противоправных действий?

2.Учитывая возрастные особенности и уровень интеллектуального развития, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

3.В каком психическом состоянии находилась потерпевшая до, во время и после совершения в отношении нее противоправных действий, какова динамика развития этих состояний?

4.Могла ли она, с учетом ответов на 1-й, 2-й и 3-й вопросы, оказывать сопротивление?

 

60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Данный вид экспертизы назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта). Это состояние предусмотрено законодателем в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений.

Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужения сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация.

В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователем ставятся следующие вопросы:

- Каковы индивидуально-психологические особенности подследственного?

- Каковы особенности межличностных отношений жертвы и подследственного (социально-психологическая характеристика динамики их межличностных взаимоотношений, их конфликта, анализ способов разрешения конфликтных ситуаций и др.)?

- Как выявленные личностные характеристики могли повлиять на особенности поведения подследственного в исследуемой ситуации?

- В каком психическом состоянии находился подследственный в момент совершения деликта?

- Находился ли подследственный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?

 

 

61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок и т. д., по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т. п.), а у следователя или суда возникают при этом сомнения в психофизиологических возможностях, которые обеспечивают выполнение ими функций управления техникой.

В роли экспертов по данному виду СПЭ выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии.

В настоящее время СПЭ применяют при расследовании происшествий на всех видах транспорта: хотя, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании ДТП. СПЭ направлена здесь на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, имел техническую возможность предотвратить данное ДТП. Поэтому объектом СПЭ могут быть не только водители, но и потерпевшие и свидетели-очевидцы.

Перед экспертами-психологами прежде всего ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), исходя из его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства ДТП в своих показаниях. Могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением психофизиологических особенностей водителя, а также вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и в тех условиях, в которых произошло ДТП.

В отношении других участников автодорожного происшествия эксперт может установить (в случае наезда) вероятную скорость движения пешехода с учетом его физич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.21.209 (0.014 с.)