Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Мир благ, окружающий человека

Поиск

Экономика

Конспект лекций

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. МИР БЛАГ, ОКРУЖАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА

Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВНОЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

Тема 3. РЕСУРСЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР И ГРАНИЦЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Тема 6. ВИДЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Тема 7. ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕЙ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тема 8. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема 9. РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Тема 10. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 11. ПОВЕДЕНИЕ ПРОДАВЦОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ

Тема 12. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ НА РЫНКЕ И ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

Тема 13. РЕАКЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ДОХОДА И ЦЕНЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ БЛАГ

Тема 14. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тема 15. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ

Тема 16. ИЗОКВАНТА И ИЗОКОСТА. РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. ЭФФЕКТ МАСШТАБА

Тема 17. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИРМА

Тема 18. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА: ИХ ВИДЫ, ДИНАМИКА

Тема 19. ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ

Тема 20. ПРИНЦИПЫ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ

Тема 21. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МОНОПОЛИЯ

Тема 22. РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ: МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ПОЛИПОЛИЯ)

Тема 24. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА

Тема 25. СПРОС НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Тема 26. РЫНОК ТРУДА

Тема 27. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ЗАНЯТОСТЬ

Тема 28. РЫНОК КАПИТАЛА

Тема 29. ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА И ИНВЕСТИЦИИ

Тема 30. РЫНОК ЗЕМЛИ

Тема 31. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА

Тема 32. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Тема 33. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ И НЕРАВЕНСТВО

Тема 34. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Тема 35. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ

Тема 36. КРУГООБОРОТ ДОХОДОВ И ПРОДУКТОВ

Тема 37. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И СПОСОБЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

Тема 38. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

Тема 39. РАСПОЛАГАЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД

Тема 40. ИНДЕКСЫ ЦЕН

Тема 41. БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ФОРМЫ

Тема 42. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Тема 43. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тема 44. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Тема 45. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема 46. СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Тема 47. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ

Тема 48. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Тема 49. ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Тема 50. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГИ

Тема 51. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 52. ДЕНЬГИ И ИХ ФУНКЦИИ

Тема 53. ПРОПОРЦИИ ДЕНЕЖНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР

Тема 54. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ

Тема 55. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Тема 56. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 57. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ

Тема 58. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 59. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Тема 60. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

Тема 61. ВАЛЮТНЫЙ КУРС

Тема 1. МИР БЛАГ, ОКРУЖАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА

Особой разновидностью благ являются услуги, которые формируют отдельный экономический сектор – сферу услуг

1. Понятие блага. Блага – это все то, что удовлетворяет естественные потребности людей.

2. Структура благ. Наука выработала множество различных критериев, по которым можно классифицировать блага: созданы они человеком или природой, могут быть замещены в потреблении другими благами или нет, являются главными или второстепенными и т. д. (рис. 1.1)

 

Рис. 1.1.Основные классификации благ

 

Услуги – вид человеческой деятельности, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий потребности человека. Современный мир имеет тенденцию к переходу от экономики, производящей товары, к экономике, оказывающей услуги.

3. Нерыночные и рыночные формы благ. Созданные блага люди первоначально использовали для своих собственных нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно ей на смену пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. В результате возникла специфическая разновидность экономических благ – товар.

Товар – это продукт труда, предназначенный на продажу.

4. Ценность благ для людей. При товарном хозяйстве обмен благами происходит на рынке. Этот обмен выгоден и продавцам, и покупателям, если он доброволен и равнозначен. Следовательно, блага надо соизмерять. Люди научились это делать с помощью денег.

Но что лежит в основе равнозначного обмена благ: затраты труда на его производство или полезность благ для потребителя?

В экономической науке имеются две теории, объясняющие это явление, причем обе ведут истоки от классической школы А. Смита, Д. Рикардо и Д. С. Милля, – это трудовая теория стоимости и теория убывающей предельной полезности.

В настоящее время среди ученых укрепилось мнение о том, что обе они дополняют друг друга и могут быть объединены в одну общую теорию.

 

Тема 19. ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ

1. Результирующий показатель деятельности фирмы. В результате продажи произведенной продукции на рынке предприниматель получает выручку.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Если валовой доход очистить от издержек, то получится итоговый результат деятельности предприятия в форме прибыли или убытка.

2. Сущность прибыли и ее функции. Прибыль – это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы. Современная теория предпринимательского поведения источником прибыли считает:

– труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;

– плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;

– доход от применения в производстве капитала, инвестиций;

– экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Прибыль – внутренняя пружина развития рыночной экономики: стремясь ее получить, фирма совершенствует производство, что стимулирует рост инвестиций, а те в свою очередь приводят к расширению рабочих мест, росту объемов производства и, в итоге, обеспечивают развитие отрасли и национальной экономики в целом.

При этом прибыль выполняет три основные функции: а) распределительную, б) стимулирующую и в) информационную.

3. Разновидности прибыли. Арифметически прибыль – это разница между доходом и издержками. Если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как известно, различны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.

Нормальная прибыль – необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса (цены выбора сферы приложения капитала). Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.

Экономическая прибыль – это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль), поэтому ее часто называют сверхприбылью.

Хозяйственная прибыль – это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

Если из бухгалтерской прибыли вычесть неявные издержки, то получится чистая экономическая прибыль (рис. 19.1).

 

Рис. 19.1. Издержки производства, прибыль, доход

Помимо рассмотренных прибыль может принимать и другие формы, например монопольную и учредительскую.

 

Тема 26. РЫНОК ТРУДА

1. Особенности рынка труда. Рынок труда – специфический рынок, так как на нем продаются не просто товары и услуги, а способность людей их создавать. Этот рынок не может существовать на принципе полного саморегулирования. Государство издревле регулирует трудовые отношения в экономике.

Важнейшей категорией рынка труда является заработная плата – сумма денег, которую получает работник за труд. Однако заработная плата – это не только форма дохода для продавца, но и цена труда – для покупателя, уплаченная им за право использования в течение определенного времени.

2. Спрос на рынке труда. Рыночный спрос на труд в соответствии с законом спроса находится в обратной зависимости от величины зарплаты. Эта зависимость находит графическое выражение в кривой спроса на труд (рис. 26.1).

Кривая спроса на труд w\ специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Именно эту ситуацию и иллюстрирует верхнее LD ограничение кривой LD.

Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).

 

Рис. 26.1. Кривая спроса на труд

L – труд; W – заработная плата; LD – спрос на труд

 

Рис. 26.2. Кривая

L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда.

Рис. 26.3. Модификация предложения труда кривой предложения труда

L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда; AC – эффект дохода; BC – эффект замещения.

 

Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формируется минимальная заработная плата, обеспечивающая минимум работнику.

3. Предложение на рынке труда. Предложение труда на рынке также зависит от размера заработной платы, но эта зависимость противоположна спросу: с ростом зарплаты увеличивается предложение (рис. 26.2).

На стороне предложения труда проявляются два эффекта – замещения и дохода.

Совместное действие этих эффектов приводит к тому, что кривая предложения модифицируется и принимает необычную форму (рис. 26.3).

4. Равновесная цена на фактор «труд». Если объединить графики спроса и предложения труда, то получится график, характеризующий равновесную цену (рис. 26.4).

 

Рис. 26.4. Равновесная цена фактора «труд»

L, LE, LE 1, LE 2– труд; W, W E, W E 1, WE 2– заработная плата; LD – спрос на труд; LS – предложение труда; E – равновесие на рынке фактора «труд»; E 1, E 2 – отклонение от равновесия

 

 

Тема 28. РЫНОК КАПИТАЛА

1. Современные трактовки капитала. В экономической теории термин «капитал» применяется в нескольких значениях:

1) как фактор производства;

2) как приложение капитала к определенной сфере – финансовый капитал, человеческий капитал;

3) как система отношений наемного труда – капитализм.

2. Спрос и предложение капитала. На рынок фактор производства «капитал» поступает в двух взаимосвязанных формах – физической и денежной. Рыночный спрос на капитал формируют предприниматели.

Рыночное предложение фактора «капитал» осуществляют домохозяйства. Величина капитала, предлагаемого домохозяйствами на рынке, зависит от процентной ставки, выплачиваемой за пользование заемным ресурсом: чем она выше, тем активнее поступает капитал на рынок.

Однако здесь есть предел для любого из домохо-зяйств, так как у людей возникает противоречивое желание между стремлением увеличить как будущее, так и текущее потребление: первое требует роста сбережений, второе – сокращения. Следовательно, в предложении капитала действует тот же механизм эффекта замены и эффекта дохода, что и при предложении на рынке труда (рис. 28.1).

 

Рис. 28.1. Предложение капитала и действие эффекта замены и эффекта дохода

i – процентная ставка; S – сбережения; K – предложение капитала; M – точка смены направления интереса; KM – эффект дохода; MN – эффект замены.

В этом процессе есть, общая закономерность: при низких ставках процента обычно преобладает эффект замены, а при очень высоких – эффект дохода. На рынке капитала, как и любого другого фактора производства, действует механизм прокатной и капитальной цены, поэтому единицей изменения капитала служит национальная валюта (рубль), а прокатная цена – годовой процент за его использование.

 

Тема 30. РЫНОК ЗЕМЛИ

1. Рыночные отношения в аграрном комплексе

2. Спрос и предложение на фактор «земля»

3. Цена земли

1. Рыночные отношения в аграрном комплексе. Экономические отношения, складывающиеся в сфере сельскохозяйственного производства, принято называть аграрными отношениями. Они специфичны, так как фактор «земля» проявляется здесь по-особенному:

1) в отличие от других факторов производства земля имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию людей, так как практически ее невозможно создать;

2) это природный фактор, а не результат человеческой деятельности;

3) количество земли, находящейся в руках людей, всегда жестко ограничено.

Вследствие перечисленных причин аграрные отношения нельзя свести к рыночному механизму спроса и предложения. Скорее, на передний план выходят вопросы землевладения (отношения собственности) и землепользования (хозяйствования на земле).

2. Спрос и предложение на фактор «земля».

Спрос и предложение в сельском хозяйстве взаимодействуют на принципиально иной основе, чем обычно, – предложение земли является абсолютно неэластичным. Спрос так же специфичен, будучи вторичным, производным от спроса на блага. Например, спрос на землю для выращивания льна зависит от моды на льняные ткани. Если одежда из льна перестает пользоваться спросом у населения, то снижается и спрос на землю (рис. 30.1).

 

Рис 30.1 Равновесие на рынке фактора «земля»

N – фактор «земля»; D 1, D 2 —спрос на землю; S – предложение земли; P 1, P 2 – цена земли (арендная плата); E 1, E 2 – равновесие спроса и предложения

 

3. Цена земли. Цена земли является капитальной ценой фактора «земля». Она зависит от размера земельного дохода, который можно получить, став собственником этой земли, а также ставки ссудного процента.

Покупатель приобретает землю не ради почвы, а того дохода, который она принесет. При этом он стоит перед выбором: либо купить землю и получить с нее доход, либо вложить деньги в банк под ссудный процент и также получить доход. Выбирается всегда лучший вариант. Именно по этой причине цена земли и связана с расчетом ссудного процента.

Цена земли не ограничивается перечисленными факторами. На нее воздействуют инфляция, уровень предпринимательского риска, сложившиеся традиции и ценности населения и др.

 

Тема 31. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА

1. Рента как доход с земли. Земельная рента – это доход от фактора «земля», предложение которого на рынке неэластично. Она рассчитывается как излишек выручки над издержками предпринимателя. Фактор «земля» может принадлежать собственнику, который сам ведет бизнес, или использоваться временно, на заемной основе. Это различие фиксируется в понятии «арендная плата». Она больше земельной ренты на величину имеющихся на земле сооружений, построек и ссудного процента за право пользования землей.

2. Виды земельной ренты. Собственник фактора «земля» реализует свои права на доход либо в составе арендной платы, получаемой с арендатора, либо непосредственно через рыночную цену, если он сам ведет бизнес. При этом земельная рента достается ему в двух формах.

1. Абсолютная рента – дополнительный доход собственника земли, взимаемый с любого участка земли вне зависимости от его качества и местоположения. В абсолютной ренте находит выражение неэластичность предложения земли на рынке.

2. Дифференциальная (разностная) рента – дополнительный доход, возникающий из-за природных и экономических различий в условиях хозяйствования. В дифференциальной ренте (дифренте) находит выражение монополия на землю как объект хозяйствования (пока производитель обрабатывает землю, на ней никто не может ничего делать). Если дифрента возникает в результате деятельности на лучших и средних по плодородию и местоположению участках, то ее принято называть диф-рентой I, а если она возникает вследствие дополнительных вложений в землю, улучшение ее качества – то диф-рентой II. Этот вид дифренты может возникнуть на любых участках земли, включая худшие. Более того, в период аренды она достается не собственнику земли, а арендатору.

 

Тема 38. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

1. Понятие национального дохода. Национальный доход – это суммарный доход от использования в течение года в экономике всех факторов производства. Он выражается суммой денежных доходов, полученных населением за участие в экономической жизни общества.

Целевое назначение национального дохода (НД) – образовать фонд потребления населения и фонд накопления для расширения производства, поэтому он, с одной стороны, характеризует уровень благосостояния населения в настоящее время, а с другой – возможности роста экономики в будущем.

Показатель национального дохода является ведущим элементом системы национальных счетов, в которой отслеживается его распределение не только в домашнем хозяйстве, но и среди акционерных обществ, правительственных учреждений, финансовых структур и частных некоммерческих организаций.

2. Факторный состав национального дохода. При определении величины НД различают четыре элемента по-факторного дохода:

1) заработная плата – оплата наемного труда работников и служащих с социальными начислениями (страховые платежи за работника, социальное обеспечение, выплаты частных пенсионных фондов);

2) рентный доход – арендная плата за землю, жилье, помещения, оборудование, имущество;

3) процентный доход – положительный итог операций на рынке ценных бумаг и поступления от индивидуальных вложений в бизнес;

4) прибыль – доходы некорпорированного сектора экономики (единоличных хозяйств, партнеров, кооперативов и др.) и корпораций, прибыль которых из-за ее распадения на дивиденды и нераспределяемую часть, использующуюся для расширения производства, облагается дважды – как доход фирмы и как доход акционера.

 

Тема 40. ИНДЕКСЫ ЦЕН

1. Характеристика цены. Цена – стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, включенные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанавливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения.

Существуют разнообразные классификации цен в зависимости от критерия их оценки. Например, по объему продаж и виду товаров различают оптовые, розничные цены и тарифы (расценки), а по степени свободы формирования – твердые (фиксированные), регулируемые и рыночные.

Величины цен, их рост и падение задевают каждого в рыночной экономике, влияют на уровень жизни, поэтому их динамику важно отслеживать. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, который рассчитывается в виде денежной оценки произведенных в обществе благ. Общий уровень цен в различные периоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен.

 

2. Потребительская корзина. Государственные статистические органы ведут учет изменения уровня цен с помощью целой системы индексных показателей. В частности, индексы различаются по охвату товаров, включенных в набор, т. е. сопоставимой «корзины», по которой идет сравнение цен. Существуют:

а) индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг средней семьей. Обычно потребительская «корзина» насчитывает 300–400 наиболее употребительных в быту благ;

б) индекс цен производителя, рассчитываемый по «корзине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения. Этот индекс более динамичен по сравнению с ИПЦ, так как более чувствителен к научно-техническому прогрессу;

в) дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзи – ны» предполагает все конечные товары и услуги.

 

Тема 42. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

1. Понятие инфляции и ее формы. Инфляция как экономическое явление обусловлена существованием бумажных денег.

Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

Инфляция проявляется в первую очередь в уровне цен, ее можно зафиксировать через индекс инфляции:

 

С определенной долей условности можно выделить следующие формы инфляции по скорости протекания:

1. Инфляционный фон экономики – характеризуется незначительным, в пределах нескольких процентов, ростом цен в течение года и связан с колебанием конъюнктуры, активностью предпринимателей на рынке, стремящихся максимизировать свою прибыль. Этот уровень инфляции не несет угрозы рыночной экономике и при необходимости может быть легко ликвидирован с помощью правительственных мер.

2. Инфляция в границах двух-трех десятков процентов – является первым симптомом в растройстве денежного хозяйства. Ее принято называть «ползучей» (регулируемой) инфляцией. В целом в этих условиях экономика страны может свободно развиваться.

3. Галопирующая (быстрая) инфляция – свидетельствует не только о расстройстве денежного обращения, но и о серьезных нарушениях в кредитно-денежной сфере. Галопирующая инфляция измеряется одной-двумя сотнями процентов за год. В целом в условиях быстрой инфляции развитие экономики страны затруднено, хотя и возможно.

4. Гиперинфляция характеризуется астрономическим ростом цен – от нескольких сотен процентов в год и выше. Верхнего предела гиперинфляция не имеет: известен случай годовых темпов роста цен в 3,8х1027(Венгрия, август 1945 – июль 1946 г.). Главный признак гиперинфляции – «уход» населения от денег, переход на «товарные» деньги – альтернативные ценности. В условиях гиперинфляции развитие производства невозможно.

Американский экономист Филипп Кэган ввел формальный критерий гиперинфляции: считать ее началом месяц, в течение которого цены впервые выросли более чем на 50 %, а концом – месяц, в котором цены не достигают этой величины плюс еще один год.

Перечисленные формы инфляции являются разновидностями открытой инфляции. Альтернативой ей является скрытая, подавленная инфляция. В условиях жесткой политики правительства, устанавливающего фиксированные, неизменные цены, инфляция проявляется только в обесценивании денег, что находит выражение в возникновении хронического дефицита и постоянных очередей за товарами.

В современной экономике инфляционные процессы накладываются на цикличность деловой активности, и если инфляция развивается на фоне экономического спада, ее принято называть стагфляцией, а если на фоне роста налогообложения (реакция государства на обесценение денег) – таксфляцией.

Если темпы роста инфляции в стране замедляются, то такой процесс называется дезинфляцией. Более того, инфляция может вообще прекратиться, и ей на смену придет обратный процесс общего снижения цен – дефляция. Дефляционный механизм в конечном счете ведет к тем же результатам, что и инфляция – деформирует все хозяйственные связи в экономике.

2. Инфляция спроса и предложения. В современной западной экономической теории все проявления инфляции сведены к факторам на стороне покупателей (инфляция спроса) и факторам на стороне продавца (инфляция издержек).

Инфляция спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Главные ее причины:

– расширение государственных заказов (военных и социальных);

– увеличение спроса на средства производства при полной загрузке предприятия и полной занятости;

– рост покупательной способности населения вследствие повышения заработной платы.

Здесь избыточный спрос наталкивается на ограниченное предложение, которое не успевает за спросом, и происходит общий рост товарных цен, т. е. инфляция.

Инфляция издержек – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны предложения.

Главные причины:

– олигополистическая практика ценообразования;

– экономическая и финансовая политика государства;

– рост цен на факторы производства.

Механизм возникновения инфляции со стороны производителей является зеркальным отражением инфляции спроса.

Инфляционные ожидания населения могут привести к тому, что инфляция спроса и предложения начнут сочетаться друг с другом и возникнет инфляционная спираль (рис. 42.1).

 

Рис. 42.1. Инфляционная спираль

а) инициированная инфляцией спроса; б) инициированная инфляцией предложения;

Р – общий уровень цен; y – объем национального производства;

АD, AD I, AD II – совокупный спрос; AS, AS I, AS II – совокупное предложение.

 

3. Социально-экономические последствия инфляции. Последствия инфляции сложны и противоречивы. Небольшая инфляция даже полезна экономике, так как она оживляет деловую активность. Но постепенно на всех – от потребителей на рынке и вплоть до государства – распространяется критическая точка инфляции, когда ее общий положительный эффект становится отрицательным.

Быстрая, галопирующая инфляция уже привносит элемент дезорганизации в экономику, усиливает диспропорции через неравномерность роста цен, искажает спрос и предложение, приводит к перепроизводству одних товаров и недопроизводству других. В итоге потребители начинают защищаться от инфляции путем избавления от обесценивающихся денег.

Предпринимательский сектор не может в этих условиях вырабатывать стратегию своего поведения на рынке. Банки, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании, будучи основными кредиторами предпринимательского сектора, также несут потери. Правительство, сталкиваясь с разладом в кредитно-денежной сфере, получает налоги обесцененными деньгами.

Помимо негативных экономических инфляция порождает и социальные последствия:

а) является своеобразным сверхналогом на все слои населения, от которого никто не может защититься;

б) ухудшает материальное положение работников наемного труда, так как реальная заработная плата отстает от номинальной, а та в свою очередь – от резко растущих цен на товары и услуги;

в) является каналом перераспределения национального дохода от одних групп населения к другим, при этом в безусловном проигрыше оказываются получатели фиксированных доходов: бюджетники, пенсионеры, рантье, студенчество;

г) наносит ущерб лицам творческих, свободных профессий, обесценивая их большие, но нерегулярные разовые доходы;

д) подрывает занятость населения.

4. Кривая Филлипса. Связь инфляции с безработицей можно проиллюстрировать с помощью кривой А.У. Филлипса (1914–1975), профессора лондонской школы экономики, предложившего ее в 1958 г. Проанализировав экономику Великобритании за сто лет (1861–1956), Филлипс построил кривую, показывающую обратную зависимость между изменением ставки зарплат и р уровнем безработицы.

Так как за ростом зарплаты стоят рыночные цены платы стоят рыночные цены товаров, на которые она расходуется, американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу впоследствии преобразовали теоретическую кривую Филлипса, заменив ставки зарплаты темпом роста товарных цен, т. е. инфляцией (рис. 42.2).

 

Рис. 42.2.

Модифицированная кривая Филлипса

В таком виде график часто используется для выработки макроэкономической политики. Если правительство считает чрезмерно высоким существующий уровень безработицы в стране, то принимает меры налогово-бюджетной и финансово-кредитной политики стимулирования спроса. Их результатом является расширение производства, создание новых рабочих мест, т. е. движение экономики из точки в U2P2 Если же экономика в этой точке будет демонстрировать чрезмерную активность (перегрев), то вступят в действие противоположные меры – кредитные ограничения и сокращение государственных расходов, вызывающие движение экономики из U2P2 в U3P3

5. Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика государства может проводиться методами активной и адаптивной политики. Активная политика проводится с целью ликвидации причин инфляции, а адаптивная – для приспособления к ней экономики и смягчения ее отрицательных последствий.

Активная антиинфляционная политика предполагает использование метода шоковой терапии, при которой за короткий период времени уничтожаются причины инфляции как на стороне спроса, так и предложения, и которая заключается в следующем:

а) уменьшаются государственные расходы;

б) растут налоги;

в) формируется бездефицитный бюджет;

г) проводится жесткая кредитно-денежная политика;

д) сдерживается рост зарплаты;

е) развивается рыночная инфраструктура;

ж) вводится фиксированный курс валюты;

з) усиливаются конкурентные начала экономики за счет борьбы с монополиями.

Перечисленные меры приводят к резкому снижению как самой инфляции, так и инфляционных ожиданий населения, что создает условия для устойчивого экономического роста. Вместе с тем шоковая терапия ведет к значительному спаду производства и росту безработицы, очень понижает жизненный уровень населения и ведет к росту социальной напряженности в обществе.

Адаптивная политика предполагает использование метода постепенного сокращения инфляции – градуирования. Постепенное сокращение излишней денежной массы в обращении позволяет избежать шока в сфере занятости и производства, а также чрезмерной социальной напряженности в обществе, однако и не обманывает инфляционных ожиданий населения, которые подпитываются проводимыми при этом правительством периодическими индексациями доходов населения. Эти индексации рассматриваются как защита от сложившегося уровня инфляции, но одновременно являются причиной нарастания ее в будущем.

Правительство не свободно в выборе своей политики, так как отдельные ее формы в разной степени затрагивают интересы групп населения и секторов экономики.

Таким образом, заранее определить наиболее эффективный путь борьбы с инфляцией не представляется возможным: все зависит от конкретных условий, сложившихся в национальной экономике, и тех возможностей, которыми располагает правительство.

 

Тема 55. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

1. Кредитные отношения. В рыночной экономике деньги постоянно обращаются, поэтому временно свободные финансовые средства должны поступать на денежные рынки и пускаться в дело.

Кредит – движение заемного капитала, осуществляемое на принципах срочности, возвратности, платности, обеспеченности и целевого назначения полученных во временное пользование денежных ресурсов.

Кредит выполняет важные функции в экономике:

– перераспределяет деньги: от тех, у кого они свободны, к тем, кто в них нуждается;

– способствует экономии издержек обращения, так как не требует выпуска государством дополнительных денег в обращение;

– ускоряет концентрацию и централизацию бизнеса. Кредит имеет многообразные формы (рис. 55.1):

 

Рис. 55.1. Виды кредита

2. Понятие банковской деятельности. Банки – это экономические институты, которые обслуживают систему кредитных отношений в обществе.

 

Агенты рынка обращаются в банк в следующих случаях:

– при наличии временно свободных средств;

– при временной нехватке средств;

– для денежных расчетов с контрагентами (рис. 55.2).

 

Рис. 55.2. Банковская деятельность

Существуют три основных вида вкладов в банк:

1) депозит, или вклад до востребования. Население с помощью такого вклада осуществляет небольшие сбережения, которые оно может изъять из банка в любой момент, а фирмы открывают расчетные счета с целью осуществления текущих операций;

2) срочный вклад, или депозит на срок. Деньги помещаются в банк с обязательством не использовать их до определенного срока;

3) депозитный сертификат представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о приеме банком вклада на условиях срочного счета. Такие ценные бумаги могут быть объектом залоговых операций или расчета на рынке ценных бумаг.

Предоставление банком кредитов осуществляется в форме денежных ссуд, различающихся по срочности:

– краткосрочные – до 1 года;

– среднесрочные – от 1 до 5 лет;

– долгосрочные – свыше 5 лет.

3. Структура кредитно-банковской системы. Кредит-но-банковская система представляет собой валютно-фи-нансовую структуру экономики, состоящую из банков двух уровней и специализированных кредитных и финансовых организаций.

Центральный банк страны является первым уровнем банковской системы. Его основными функциями являются:

– эмиссия (выпуск) денег в обращение и их изъятие из него;

– функция банка правительства, что предполагает финансирование им государственных программ, обслуживание государственного долга и бюджетного сектора, проведение кредитно-денежной политики;

функция банка банков выражается в рефинансировании экономики через предоставление коммерческим банкам возможности получить кредит при нехватке у них средств. Население и фирмы Центральный банк кредитами не обслуживает.

функция надзора и контроля финансовых рынков и банков.

Коммерческие банки составляют второй уровень банковской системы страны. Они предназначены для кредит-но-расчетного обслуживания населения и фирм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.02 с.)