Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.

Поиск

Сектор эк - совокупность хозяйственных единиц, характеризующихся однородностью экономической деятельности или организационным и финансовым единством. С точки зрения форм собственности различают: государственный сектор, включающий в себя предприятия, организации, учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами; частный, не находящийся под контролем государства. С точки зрения конкретных видов экономической деятельности различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый. Выделяют также теневой сектор экономики, характеризующийся осуществлением противоправных хозяйственных операций и операций, не учитываемых статистикой. Отрасли экономики - совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. Различают: чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность); хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли; административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству. В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика). К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Правомерно выделение в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями. Хозяйственные комплексы (объединения, крупные предприятия и корпорации) являются экономическими системами разной степени сложности, в состав которых входят взаимосвязанные, взаимообусловленные или взаимозависимые элементы. Они ориентированы на реализацию заданной цели и имеют способность к воспроизводству за счет собственных и привлеченных ресурсов, что позволяет получать синергетический эффект.Хозяйственный комплекс включает в себя как оргструктурные, так и и воспроизводственные элементы, взимодействие между которыми осуществляется на основе соответствующих механизмов управления. Эффективность деятельности хозяйственного комплекса определяет масштаб и интенсивность воспроизводственных процессов, которые обеспечивают развитие системы за счет определенного набора ресурсов на основе установления коммуникационных связей и отношений между элементами и принятия решений по управлению ими.Единый хозяйственный комплекс страны можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, природно-ресурсной и т.д. Обычно выделяют три основных структурных элемента: отраслевой, межотраслевой, территориальный.


34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ.

Отраслевая структура национальной экономики — совокуп­ность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая ха­рактеризуется их количественным соотношением и взаимосвя­зями. Отрасли национальной экономики определяются как ка­чественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда.Выделяют следующие основные отрасли экономики: про­мышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищ­но-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населе­ния, образование, здравоохранение, физическую культуру, со­циальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения — финансовое посредничество, операции с недви­жимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспече­нию функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.Отраслевая структура экономики страны анализируется прежде всего на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основно­го капитала) по отраслям экономики.Все отрасли н/х делятся на производящие товары и оказывающие услуги. Для сопоставления отраслевой структуры экономики от­дельных стран мира, уровня их экономического развития ис­пользуется принятое в СНС разделение отраслей на три секто­ра. Первый включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вто­рой охватывает обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и прочие виды деятельности по производству то­варов. В третий сектор входят все остальные отрасли экономи­ческой деятельности (т.е. производство услуг).Национальная экономика Беларуси имеет сложную функ­циональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации. На этапе перехода к рыночным отношениям и под влиянием научно-технического прогресса отмечается возникновение новых структур — кон­цернов, финансово-промышленных групп, холдинговых ком­паний, свободных экономических зон, технопарков и др.


35. Промышленный комплекс Беларуси сохранил достаточно мощный производственно-технологический потенциал и конкурентные преимущества:

· здесь сконцентрирована треть основных промышленно-производственных фондов страны;

· трудится четвертая часть от общей численности работающих;

· в производстве и обращении задействована почти половина оборотных средств.

Разнообразие производимой и реализуемой промышленной продукции определяет профиль внешней торговли республики (около 90% в общем объеме экспорта) и обеспечивает большую часть валютных поступлений. Конкурентные преимущества промышленности по сравнению с другими отраслями проявляются и в более высоких темпах роста промышленной продукции по сравнению с ростом ВВП; в соотношении (в пользу отрасли) начисленной номинальной среднемесячной заработной платы промышленно-производственного персонала в промышленности и в народном хозяйстве; в более высоком уровне рентабельности реализованной продукции.

В промышленном комплексе Республики Беларусь сосредоточено 26 процентов от общей численности занятого в экономике населения и более 30 процентов основных средств. На основе использования этого потенциала создается 27,5 процента национального ВВП и около 90 процентов экспортируемых товаров.
В Беларуси функционирует более 20 тыс. промышленных предприятий и производств. Промышленность республики насчитывает в своем составе более 100 отраслей.

Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров.
В 1998 г. начата реализация Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 гг., определяющей основные параметры, направления и механизмы устойчивого роста промышленного производства, повышения его эффективности на базе активизации инвестиционной и инновационной деятельности, ускорения реструктуризации управления, а также совершенствования процессов в организационно-правовой, имущественной, технологической, кадровой, финансовой сферах.

Развитие промышленного комплекса базировалось на Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг., важнейшим источником которой явился рост объема производства (за 5 лет темп роста составил 151,7%), а также улучшение таких качественных показателей как производительность труда, снижение уровня материалоемкости и энергоемкости продукции.

В 2006 – 2010 гг. предполагается ускоренное обновление основных промышленных фондов и активизация инвестиционно-инновационной деятельности в целях модернизации производства. Приоритетными направлениями промышленной политики будут: ресурсо- и энергосбережение; новые материалы и новые источники энергии, медицина и фармакология, информационные и телекоммуникационные технологии, промышленные биотехнологии.

Особое внимание будет уделено развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей АПК, промышленности строительных материалов. Активизируется маркетинговая деятельность, внутри- и межотраслевая кооперация, а также деятельность по санации, банкротству, перепрофилированию действующих неэффективных и бесперспективных предприятий и созданию новых, в т. ч. совместных и иностранных предприятий.

Основными направлениями реализации указанных задач станут:
-ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение действующих производств в целях углубления переработки используемого сырья;
-организация новых специализированных производств, использующих современные технологии, передовые научные разработки.
-укрепление материально–технической базы отраслевой науки в целях создания высокоэффективных и конкурентоспособных образцов технологий и новых видов продукции.
-достижение высокого уровня качества выпускаемой техники, соответствующего действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза.

Особое внимание будет уделено развитию топливно–энергетического комплекса, для чего предусматривается:
-создание новых организационных основ для эффективного развития и функционирования энергетики в условиях рыночных отношений, в том числе проведение ценовой и налоговой политики, стимулирующей энергосбережение;
-модернизация нефтеперерабатывающих заводов в целях расширения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения глубины переработки нефти;
-дальнейшее совместное освоение нефтяных месторождений за рубежом, что позволит диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и существующий топливно–энергетический баланс в целях обеспечения энергетической безопасности государства.

-строительство АЭС в целях обеспечения энергетической безопасности;
-наращивание объемов хранения газа, нефти и продуктов ее переработки;
-развитие сетевой энергетической инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей;
36.Агропромышленный комплекс и задачи его развития.

АПК-совокупность отраслей нац.эконом, осуществляющих производство и переработку с/х сырья, насыщение внутрен. рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. На долю АПК приходится пятая часть валовой добавленной стоимости в ВВП. В состав АПК входят: 1.Производственные сферы: с/х, лесное; отрасли производящие средства производства для с/х; отрасли переработки с/х сырья. 2. Обслуживающие сферы: Отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК. Цель развития - формирование эффективного и конкурентоспособного производства с/х продукции и сырья, его переработки с целью удовлетворения спроса внутреннего рынка и поставок на экспорт. Задачи: повышение уровня и качества жизни сельского населения; углубление институциональных преобразований и рациональных форм хозяйствования; обеспечение рентабельности с/х производства. Приоритет в АПК – перерабатывающая промышленность. Уделяется внимание экспортно ориентированным отраслям: картофелеперерабатывающей, производству льна. Важным показателем развития АПК выступает валовое производство продукции растениеводства и животноводства.В растениеводстве 2 основных компонента определяют валовую продукцию: -посевные площади и урожайность. В животноводстве- кол-во скота и птицы на начало периода и продуктивность скота и птицы. В АПК Беларуси ведется напряженная и всесторонняя работа по реализации Государственной программы возрож­дения и развития села на 2005-2010 годы. Основными целями Программы являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономи­ки, повышения доходов сельского населения, уровня со­циально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций. Поставленные цели носят комплексный характер и мо­гут быть достигнуты при условии одновременной реали­зации двух приоритетных направлений, к которым отно­сятся: 1.Устойчивое социально-экономическое развитие сель­ских территорий, способствующее формированию необхо­димых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, дости­жения установленных социальных стандартов. 2. Формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства. Важнейшим направлением развития сельского хозяйс­тва должна стать интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внед­рения достижений научно-технического прогресса. Сис­темно-комплексное переоснащение отрасли высокопроиз­водительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов.

 


37.Сельское хозяйство в структуре АПК.

Сельское хозяйство занимает важное место в структу­ре национальной экономики, на долю которого приходится 7,8 % произведенного валового внутреннего продукта, 9,4 % трудовых ресурсов и 18 % основных средств (2009 г.). Сель­ское хозяйство призвано выполнять три важнейшие задачи: обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной бе­зопасности; снабжать пищевую и легкую промышленность в до­статочном количестве необходимым сырьем; сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения лю­дей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства заметно сократилась доля животноводства, которое на предыдущих этапах развивалось в значительной мере на привозных кормах, имело более высокую товарность, но вырос удельный вес продукции растениеводства (все кате­гории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах доля продукции растениеводства преобладает над продукцией животноводства, в то время как в сельскохозяйственных организациях - наоборот.

Растениеводство включает следую­щую структуру посевов (2009 год): зерновые и зернобобо­вые - 45,9 %, картофель - 7,4 %, кормовые - 38,3 %, овощи -4,2 %, технические культуры - 1,6 %. Достаточное увлажнение почвы обеспечивает в Беларуси высокую эффективность использования минеральных удобрений в сочетании с ор­ганическими. Необходимо строгое соблюдение технологии обра­ботки почв. В связи с этим ускоренного развития требуют исследования в области адаптивно-ландшафтного земледе­лия.

Животноводство.Молочно-мясо-льноводческая зона охватывает (всего 47 районов). На долю этой зоны приходится примерно 40 % общей площади сельскохозяйственных угодий и пашни. В этой зоне молочно-мясное скотоводство сочетается с про­изводством свинины.Зона молочно-мясного скотоводства, свиноводства с развитым льноводством на ее долю приходится примерно 20 % сельскохозяйственных угодий и пашни республики. Зона мясо-молочного животноводства и свекловодства объединяет 16 административных районов. Все районы этой зоны расположены в сырьевых зонах сахарных заводов. Она занимает около 14 % пашни с высоким естественным плодо­родием почв и столько же сельскохозяйственных угодий.Зона мясо-молочного скотоводства охватывает 22 райо­на полесской части республики. Она отличается от других зон высокой обеспеченностью естественными кормовыми угодьями. Пятая (пригородная) молочно-овоще-картофельная зона сосредоточена вокруг областных и крупных промышленных центров Беларуси. В нее входит 8 административ­ных районов. Распаханность сельскохозяйственных угодий здесь достигает 70 %, а почвы обладают довольно высоким естественным плодородием.

 


38.Строительный комплекс, его структура и задачи развития. Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основ­ных средств - промышленных предприятий, электростан­ций, железных и автомобильных дорог, линий электропере­дач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потреб­ности. В соответствии с назначением и особенностями воз­ведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. В 2009 году на строительство приходилось 10,7 % произво­димого в стране ВВП, что на 4,3 % больше, чем в 2000 году (6,4 %). В строительстве используется 3% основных средств и 8,7 % трудовых ресурсов (2009). Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности - де­ревообработке, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др. Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн кв. м в 1995 году до 228,2 млн кв. м в 2009. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 70,6 тыс. в 2009 г. Развитие строительства в республике непосредственно связано с проводимой в стране инвестиционной политикой. В Республике ежегодно разрабатывается Государственная инвестиционная программа и под нее выделяются средства из государственного бюджета. Указом Президента Республики Беларусь № 291 от 3 июня 2008 г. утверждены объемы строительства на 2009-2011 гг. Всего в республике за три года должно быть постро­ено 23,5 млн кв. м общей площади жилья; в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домов (квартир) средней площадью 70 кв. м. Динамика жилищного строительства по областям с 2009-2011 гг. предполагает увеличением объемов ввода в действия жилых домов. Наибольшие объемы ввода общей площади жилых домов отводится Миской и. Брестской области, наименьшие - Могилевской и Витебской. Появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных ма­териалов в малых городах и сельских поселениях. На мо­дернизацию и реконструкцию производственных баз стро­ительных организаций отрасль получит дополнительные средства. За пятилетие в строительный комплекс будет на­правлено не менее 3 трлн руб.

 


39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса.

Транспорт - одна из отраслей, которая формирует ин­фраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляют Минис­терство транспорта и коммуникаций. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % произ­водимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подраз­деляется на транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, реч­ной), воздушный, трубопроводный, гужевой. В республике функционирует Государственная про­грамма «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг., которая пре­дусматривает создание условий для развития национально экономики, обеспечение безопасности и обороноспособнос­ти, реализация социальной политики государства, а также Программа «Развития придорожного сервиса». В соответствии с «Программой развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года», утвержден­ной постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 26.03.2003 № 407, планировалось осуществить при­обретение в 2008 году морского судна.Актуальным для Беларуси является создание и разви­тие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении. В Республике Беларусь действовала Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001-2005 гг., в которой были отражены важнейшие направления разви­тия отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повы­сить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением развития гражданской авиации Республики Беларусь является обеспечение безопасности полетов, рен­табельной и прибыльной работы авиапредприятий, расши­рение объемов применения авиации в экономике страны, об­новление регулярных полетов на местных авиалиниях и др. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транс­порт. К магистральному трубопроводному транспорту отно­сятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах про­изводственного предприятия для продолжения технологи­ческого процесса. Нефтепроводный транспорт - наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Но-вополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепро­дуктов за пределы страны.

 


40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития.

Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хо­зяйственной деятельности общества, управлении государс­твом, системой обороны и всеми видами транспорта, а так­же для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в Республике Беларусь подразделяется на почто­вую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, те­левидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевиде­ние и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регу­лярную пересылку письменной корреспонденции, периоди­ческих изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют. 118 городских и районных уз­лов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предпри­ятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Моги­леве. На перевозке почты и пе­риодических изданий задействовано более 100 вагонов, око­ло 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем пре­доставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппара­тов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991-2003 гг. составил 1,5 млн шт. и их общее количество достигло 3,2 млн абонентов. Число квартирных телефон­ных аппаратов достигло 2,6 млн шт., причем их доля в об­щем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4 % (1990 г.) до 80,2 %. Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной сис­темой оплаты.Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспе­чивает спутниковую связь и рассылает письма по электрон­ной почте.Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений - телеграмм или фототе­леграмм. Отличительная особенность телеграфной связи -документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное разви­тие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, ис­пользуется также при передаче данных.Значительное развитие за последние годы получила мо­бильная связь. Она предназначена для передачи информа­ции между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Белару­си аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналого­вую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-ан­глийское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с 1993 г. интен­сивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новей­ших технологий, модернизация средств и систем связи, рас­ширение номенклатуры и повышение качества услуг, сни­жение эксплуатационных расходов.Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускорен­ная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, пре­доставляемых предприятиями связи.Для развития и модернизации материально-техничес­кой базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических ли­ний связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвя­зи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиове­щания и цифрового телевидения.


41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития.

Комплекс социально-культурных отраслей - совокупность видов деят, назначением кот является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Так, за 1991—2003 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 10,0 %. Доля занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого населения в экономике страны за 1991—2003 гг. возросла с 15 до 20,4 %.Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики РБ входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в общ.

Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Сохраняется сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений.

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Мин образования, Мин здравоохранения, Мин культуры, Мин спорта и туризма, Мин труда и социальной защиты, Мин информации, другими мин и ведомствами. Вместе с тем отмечаются следующие недостатки нынешних структур: отсутствие целостности управления, разнонаправленность действий министерств и других республиканских органов государственного управления при проведении социальной политики, слабость межведомственной координации, дублирование некоторых функций и обусловленное этим нерациональное использование финансовых ресурсов.

Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Переход к рыночным отношениям в РБ сопровождался экономическим кризисом и обострением социальных проблем. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. В 1992—1996 гг. отмечался резкий скачок расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов бюджета. Их доля в расходах бюджета увеличилась с 30,4 % в 1992 г. до 48,2 % в 1996 г.1. В последующие годы она снижалась и установилась на уровне 36,7 % в 2000 г. К 2003 г. расходы на социально-культурные мероприятия выросли до 39,4 %, однако не достигли уровня 1996 г. Наибольший удельный вес составляют" расходы на образование — 18,4 %, здравоохранение и физическую культуру — 14,2, мероприятия проводимой государством социальной политики — около 5,0 % расходной части консолидированного бюджета.


42.Образование в системе соц-культурного комплекса.

Образование - крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это про­цесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образова­ния. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техничес­кое, среднее специальное, высшее и послевузовское образо­вание. Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10 % от ВВП, что планируется до­стигнуть к 2020 году.Законом «Об образовании» (2002 г.) объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования установлен в размере не менее 10 % от ВВП. Ожидается, что такая норма финансирования бу­дет достигнута в ближайшее время и сохранится на период до 2020 г.Дошкольное образование является первой ступенью це­лостной системы образования. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских до­школьных учреждениях осуществляют Министерство здра­воохранения и органы здравоохранения на местах.Общее среднее образование призвано обеспечить духов­ное и физическое становление личности, подготовку мо­лодого поколения к полноценной жизни в обществе, вос­питание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, фор­мирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.Современная модель общеобразовательной школы вклю­чает: начальное образование (срок обучения - четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обуче­ния в базовом учебно-воспитательном учреждении; базовое образование (срок обучения - десять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования - основа для завершения общего среднего образования;'полное среднее образование (его продолжительность -одиннадцать лет с учетом уровня базового образования). Профессионально-техническое образование осуществля­ет подготовку молодежи к профессиональной деятельнос­ти в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходи­мых для присвоения квалификации рабочих и служащих.Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; вто­рое - интегрированное с высшим образованием и обеспечи­вающее получение углубленной специальной подготовки.Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, ко­торое будет направлено на качественное обновление, разви­тие информационных образовательных технологий и мето­дик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образователь­ных услуг населению. Основной формой получения образо­вания останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий мо­лодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местнос­ти путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнитель­ного высшего и среднего специального образования предус­матривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.


43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе.

Здравоохранение представляет собой систему государс­твенных, общественных и медицинских мероприятий, на­правленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отрас­лью осуществляют Министерство здравоохранения Респуб­лики Беларусь. Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и соци­альное обеспечение) составляет 4,5 %; сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения (2009 г.). Расходы на здравоохранение в 2009 году составили 3,9 % от ВВП.Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.Законом «О здравоохранении» (2002 г.) определены на­правления государственной политики в области охраны здо­ровья населения.В стране функционируют 1458 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (632 - в городах и 826 - в сельской местности), в том числе 454 поликлинических отделений больниц и ро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.017 с.)