Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие сектора, отрасли, хоз комплекса.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сектор эк - совокупность хозяйственных единиц, характеризующихся однородностью экономической деятельности или организационным и финансовым единством. С точки зрения форм собственности различают: государственный сектор, включающий в себя предприятия, организации, учреждения, находящиеся в государственной собственности и управляемые государственными органами; частный, не находящийся под контролем государства. С точки зрения конкретных видов экономической деятельности различают реальный сектор экономики, непроизводственный, финансовый. Выделяют также теневой сектор экономики, характеризующийся осуществлением противоправных хозяйственных операций и операций, не учитываемых статистикой. Отрасли экономики - совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. Различают: чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность); хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли; административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству. В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика). К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Правомерно выделение в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями. Хозяйственные комплексы (объединения, крупные предприятия и корпорации) являются экономическими системами разной степени сложности, в состав которых входят взаимосвязанные, взаимообусловленные или взаимозависимые элементы. Они ориентированы на реализацию заданной цели и имеют способность к воспроизводству за счет собственных и привлеченных ресурсов, что позволяет получать синергетический эффект.Хозяйственный комплекс включает в себя как оргструктурные, так и и воспроизводственные элементы, взимодействие между которыми осуществляется на основе соответствующих механизмов управления. Эффективность деятельности хозяйственного комплекса определяет масштаб и интенсивность воспроизводственных процессов, которые обеспечивают развитие системы за счет определенного набора ресурсов на основе установления коммуникационных связей и отношений между элементами и принятия решений по управлению ими.Единый хозяйственный комплекс страны можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, природно-ресурсной и т.д. Обычно выделяют три основных структурных элемента: отраслевой, межотраслевой, территориальный. 34.Отраслевая структура нац эк, его структурный анализ. Отраслевая структура национальной экономики — совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями. Отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда.Выделяют следующие основные отрасли экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения — финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др.Отраслевая структура экономики страны анализируется прежде всего на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основного капитала) по отраслям экономики.Все отрасли н/х делятся на производящие товары и оказывающие услуги. Для сопоставления отраслевой структуры экономики отдельных стран мира, уровня их экономического развития используется принятое в СНС разделение отраслей на три сектора. Первый включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Второй охватывает обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и прочие виды деятельности по производству товаров. В третий сектор входят все остальные отрасли экономической деятельности (т.е. производство услуг).Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации. На этапе перехода к рыночным отношениям и под влиянием научно-технического прогресса отмечается возникновение новых структур — концернов, финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, свободных экономических зон, технопарков и др. 35. Промышленный комплекс Беларуси сохранил достаточно мощный производственно-технологический потенциал и конкурентные преимущества: · здесь сконцентрирована треть основных промышленно-производственных фондов страны; · трудится четвертая часть от общей численности работающих; · в производстве и обращении задействована почти половина оборотных средств. Разнообразие производимой и реализуемой промышленной продукции определяет профиль внешней торговли республики (около 90% в общем объеме экспорта) и обеспечивает большую часть валютных поступлений. Конкурентные преимущества промышленности по сравнению с другими отраслями проявляются и в более высоких темпах роста промышленной продукции по сравнению с ростом ВВП; в соотношении (в пользу отрасли) начисленной номинальной среднемесячной заработной платы промышленно-производственного персонала в промышленности и в народном хозяйстве; в более высоком уровне рентабельности реализованной продукции. В промышленном комплексе Республики Беларусь сосредоточено 26 процентов от общей численности занятого в экономике населения и более 30 процентов основных средств. На основе использования этого потенциала создается 27,5 процента национального ВВП и около 90 процентов экспортируемых товаров. Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров. Развитие промышленного комплекса базировалось на Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг., важнейшим источником которой явился рост объема производства (за 5 лет темп роста составил 151,7%), а также улучшение таких качественных показателей как производительность труда, снижение уровня материалоемкости и энергоемкости продукции. В 2006 – 2010 гг. предполагается ускоренное обновление основных промышленных фондов и активизация инвестиционно-инновационной деятельности в целях модернизации производства. Приоритетными направлениями промышленной политики будут: ресурсо- и энергосбережение; новые материалы и новые источники энергии, медицина и фармакология, информационные и телекоммуникационные технологии, промышленные биотехнологии. Особое внимание будет уделено развитию производств, использующих местные сырьевые ресурсы – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, перерабатывающих отраслей АПК, промышленности строительных материалов. Активизируется маркетинговая деятельность, внутри- и межотраслевая кооперация, а также деятельность по санации, банкротству, перепрофилированию действующих неэффективных и бесперспективных предприятий и созданию новых, в т. ч. совместных и иностранных предприятий. Основными направлениями реализации указанных задач станут: Особое внимание будет уделено развитию топливно–энергетического комплекса, для чего предусматривается: -строительство АЭС в целях обеспечения энергетической безопасности; АПК-совокупность отраслей нац.эконом, осуществляющих производство и переработку с/х сырья, насыщение внутрен. рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. На долю АПК приходится пятая часть валовой добавленной стоимости в ВВП. В состав АПК входят: 1.Производственные сферы: с/х, лесное; отрасли производящие средства производства для с/х; отрасли переработки с/х сырья. 2. Обслуживающие сферы: Отрасли обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК. Цель развития - формирование эффективного и конкурентоспособного производства с/х продукции и сырья, его переработки с целью удовлетворения спроса внутреннего рынка и поставок на экспорт. Задачи: повышение уровня и качества жизни сельского населения; углубление институциональных преобразований и рациональных форм хозяйствования; обеспечение рентабельности с/х производства. Приоритет в АПК – перерабатывающая промышленность. Уделяется внимание экспортно ориентированным отраслям: картофелеперерабатывающей, производству льна. Важным показателем развития АПК выступает валовое производство продукции растениеводства и животноводства.В растениеводстве 2 основных компонента определяют валовую продукцию: -посевные площади и урожайность. В животноводстве- кол-во скота и птицы на начало периода и продуктивность скота и птицы. В АПК Беларуси ведется напряженная и всесторонняя работа по реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Основными целями Программы являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций. Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся: 1.Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труда, достижения установленных социальных стандартов. 2. Формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства. Важнейшим направлением развития сельского хозяйства должна стать интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Системно-комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов.
37.Сельское хозяйство в структуре АПК. Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики, на долю которого приходится 7,8 % произведенного валового внутреннего продукта, 9,4 % трудовых ресурсов и 18 % основных средств (2009 г.). Сельское хозяйство призвано выполнять три важнейшие задачи: обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т.е. быть гарантом продовольственной безопасности; снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем; сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма. В структуре валовой продукции сельского хозяйства заметно сократилась доля животноводства, которое на предыдущих этапах развивалось в значительной мере на привозных кормах, имело более высокую товарность, но вырос удельный вес продукции растениеводства (все категории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах доля продукции растениеводства преобладает над продукцией животноводства, в то время как в сельскохозяйственных организациях - наоборот. Растениеводство включает следующую структуру посевов (2009 год): зерновые и зернобобовые - 45,9 %, картофель - 7,4 %, кормовые - 38,3 %, овощи -4,2 %, технические культуры - 1,6 %. Достаточное увлажнение почвы обеспечивает в Беларуси высокую эффективность использования минеральных удобрений в сочетании с органическими. Необходимо строгое соблюдение технологии обработки почв. В связи с этим ускоренного развития требуют исследования в области адаптивно-ландшафтного земледелия. Животноводство.Молочно-мясо-льноводческая зона охватывает (всего 47 районов). На долю этой зоны приходится примерно 40 % общей площади сельскохозяйственных угодий и пашни. В этой зоне молочно-мясное скотоводство сочетается с производством свинины.Зона молочно-мясного скотоводства, свиноводства с развитым льноводством на ее долю приходится примерно 20 % сельскохозяйственных угодий и пашни республики. Зона мясо-молочного животноводства и свекловодства объединяет 16 административных районов. Все районы этой зоны расположены в сырьевых зонах сахарных заводов. Она занимает около 14 % пашни с высоким естественным плодородием почв и столько же сельскохозяйственных угодий.Зона мясо-молочного скотоводства охватывает 22 района полесской части республики. Она отличается от других зон высокой обеспеченностью естественными кормовыми угодьями. Пятая (пригородная) молочно-овоще-картофельная зона сосредоточена вокруг областных и крупных промышленных центров Беларуси. В нее входит 8 административных районов. Распаханность сельскохозяйственных угодий здесь достигает 70 %, а почвы обладают довольно высоким естественным плодородием.
38.Строительный комплекс, его структура и задачи развития. Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных средств - промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно-бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально-культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др. В 2009 году на строительство приходилось 10,7 % производимого в стране ВВП, что на 4,3 % больше, чем в 2000 году (6,4 %). В строительстве используется 3% основных средств и 8,7 % трудовых ресурсов (2009). Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности - деревообработке, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др. Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн кв. м в 1995 году до 228,2 млн кв. м в 2009. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 70,6 тыс. в 2009 г. Развитие строительства в республике непосредственно связано с проводимой в стране инвестиционной политикой. В Республике ежегодно разрабатывается Государственная инвестиционная программа и под нее выделяются средства из государственного бюджета. Указом Президента Республики Беларусь № 291 от 3 июня 2008 г. утверждены объемы строительства на 2009-2011 гг. Всего в республике за три года должно быть построено 23,5 млн кв. м общей площади жилья; в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домов (квартир) средней площадью 70 кв. м. Динамика жилищного строительства по областям с 2009-2011 гг. предполагает увеличением объемов ввода в действия жилых домов. Наибольшие объемы ввода общей площади жилых домов отводится Миской и. Брестской области, наименьшие - Могилевской и Витебской. Появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных материалов в малых городах и сельских поселениях. На модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций отрасль получит дополнительные средства. За пятилетие в строительный комплекс будет направлено не менее 3 трлн руб.
39.Транспорт, его виды, задачи развития транспортного комплекса. Транспорт - одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6 % производимой электроэнергии, 66 % бензина, 52 % дизельного топлива. Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования. По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой. Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой. В республике функционирует Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг., которая предусматривает создание условий для развития национально экономики, обеспечение безопасности и обороноспособности, реализация социальной политики государства, а также Программа «Развития придорожного сервиса». В соответствии с «Программой развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 № 407, планировалось осуществить приобретение в 2008 году морского судна.Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении. В Республике Беларусь действовала Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001-2005 гг., в которой были отражены важнейшие направления развития отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повысить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением развития гражданской авиации Республики Беларусь является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Нефтепроводный транспорт - наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Но-вополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.
40.Отрасль связи в нац эк, задачи развития. Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют. 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991-2003 гг. составил 1,5 млн шт. и их общее количество достигло 3,2 млн абонентов. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 2,6 млн шт., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4 % (1990 г.) до 80,2 %. Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет-услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений - телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи -документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналоговая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БЕЛСЕЛ», которое с 1993 г. интенсивно развивает телекоммуникационные услуги, а в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.Для развития и модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения. 41.Состав соц-культ комплекса нац эк, задачи развития. Комплекс социально-культурных отраслей - совокупность видов деят, назначением кот является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастает. Так, за 1991—2003 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 10,0 %. Доля занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого населения в экономике страны за 1991—2003 гг. возросла с 15 до 20,4 %.Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан. В сферу государственной социальной политики РБ входят вопросы, связанные с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в общ. Комплекс включает учреждения, организации и предприятия различных форм собственности и видов хозяйствования. Сохраняется сеть социально-культурных учреждений; она представлена прежде всего объектами (поликлиники, детские сады, клубы и т.д.), находящимися на балансе предприятий, которые предоставляют своим работникам бесплатные или частично оплачиваемые дополнительные социальные услуги. Зарождается частный сектор, создаваемый предпринимательскими структурами, домашними хозяйствами; наиболее высока его доля в сфере культуры и развлечений. В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Мин образования, Мин здравоохранения, Мин культуры, Мин спорта и туризма, Мин труда и социальной защиты, Мин информации, другими мин и ведомствами. Вместе с тем отмечаются следующие недостатки нынешних структур: отсутствие целостности управления, разнонаправленность действий министерств и других республиканских органов государственного управления при проведении социальной политики, слабость межведомственной координации, дублирование некоторых функций и обусловленное этим нерациональное использование финансовых ресурсов. Состояние отраслей социально-культурного комплекса определяется уровнем и направленностью развития национальной экономики, использованием имеющихся у общества финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов. Переход к рыночным отношениям в РБ сопровождался экономическим кризисом и обострением социальных проблем. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели. В 1992—1996 гг. отмечался резкий скачок расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов бюджета. Их доля в расходах бюджета увеличилась с 30,4 % в 1992 г. до 48,2 % в 1996 г.1. В последующие годы она снижалась и установилась на уровне 36,7 % в 2000 г. К 2003 г. расходы на социально-культурные мероприятия выросли до 39,4 %, однако не достигли уровня 1996 г. Наибольший удельный вес составляют" расходы на образование — 18,4 %, здравоохранение и физическую культуру — 14,2, мероприятия проводимой государством социальной политики — около 5,0 % расходной части консолидированного бюджета. 42.Образование в системе соц-культурного комплекса. Образование - крупнейшая отрасль комплекса, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики. Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование. Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10 % от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.Законом «Об образовании» (2002 г.) объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования установлен в размере не менее 10 % от ВВП. Ожидается, что такая норма финансирования будет достигнута в ближайшее время и сохранится на период до 2020 г.Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских дошкольных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения и органы здравоохранения на местах.Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.Современная модель общеобразовательной школы включает: начальное образование (срок обучения - четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обучения в базовом учебно-воспитательном учреждении; базовое образование (срок обучения - десять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования - основа для завершения общего среднего образования;'полное среднее образование (его продолжительность -одиннадцать лет с учетом уровня базового образования). Профессионально-техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое - обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе - интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению. Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местности путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнительного высшего и среднего специального образования предусматривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций. 43.Здравоохранение в соц-культурном комплексе. Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь. Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 4,5 %; сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения (2009 г.). Расходы на здравоохранение в 2009 году составили 3,9 % от ВВП.Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.Законом «О здравоохранении» (2002 г.) определены направления государственной политики в области охраны здоровья населения.В стране функционируют 1458 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (632 - в городах и 826 - в сельской местности), в том числе 454 поликлинических отделений больниц и ро
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.017 с.) |