Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в курс «Национальная экономика»

Поиск

Национальная экономика

 

Сборник заданий

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

Составители: А. Е. Мрачковский, канд. экон. наук, доцент кафедры
«Экономика и организация труда»;

Е.А. Кипервар, ст. преподаватель кафедры «Экономика
и организация труда»

 

 

Рассмотрены основные вопросы функционирования национальной экономики. Раскрываются вопросы методологии исследования национальной экономики как многоуровневой хозяйственной системы страны с её взаимосвязями. Характеризуются типы национальных хозяйственных систем, макромодели экономического роста и развития национальной экономики, механизмы рыночной сбалансированности в национальной хозяйственной системе.

Для студентов дневной формы обучения направления 080100 «Экономика», изучающих дисциплину «Национальная экономика».

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

 

 

 
 


Семинарское занятие 1.

Введение в курс «Национальная экономика»

Вопросы семинара:

1. Предмет, цели и задачи изучения курса национальной экономики.

2. Национальная экономика как наука, исторические этапы ее развития, связь с социальными, математическими науками, управлением, мировой и национальной историей.

3. Определение предмета, целей и задач национальной экономики, ее места в экономической теории.

4. Различия между общей экономической теорией и национальной экономикой.

5. Развитие национальной экономики как науки.

Раздел 1. Типы национальных хозяйственных систем

Семинарское занятие 2.

Тема 1 «Государство и национальная экономика»

Вопросы семинара:

1. Взаимодействие экономических механизмов в национальной экономике.

2. Формирующий тип экономической системы.

3. Уровень развития национальной экономики, модели и типы экономического развития и роста.

4. Степень участия в мировой хозяйственной системе.

5. Экономическая безопасность страны.

Семинарское занятие 3.

Тема 2 «Параллельные сравнения командно-административной

И рыночной экономик»

Вопросы семинара:

1. Централизованно управляемая национальная экономика.

2. Рыночный тип национальной экономики.

3. Сопоставление командно-административной и рыночной экономик, их достоинства и недостатки.

4. Причины отказа от экономики командного стиля.

5. Период трансформации при переходе к рыночному типу экономики.

6. Институциональные преобразования.

7. Формирование рыночной инфраструктуры.

8. Экономические и социальные «эффекты» периода трансформации.

Раздел 2. Потенциал национальной экономики

И проблемы его эффективного использования

Семинарское занятие 4.

Тема 3 «Потенциал национальной экономики»

Вопросы семинара:

1. Характеристика составляющих потенциала национальной экономики.

2. Национальное богатство (достояние).

3. Экономический потенциал: ресурсы, мощности, рабочие места, предприимчивость.

4. Направления и уровень использования природных ресурсов, потенциала трудовых ресурсов, воспроизводимого капитала в России.

5. Методы оценки ресурсного потенциала национальной экономики.

Семинарское занятие 5.

Тема 4 «Производственный потенциал

Национальной экономики»

Вопросы семинара:

1. Производственный потенциал реального сектора экономики.

2. Отраслевая структура национальной экономики.

3. Особенности регионов-доноров и дотационных регионов страны.

4. Структурные сдвиги в экономике переходного периода, их оценка.

Семинарское занятие 6.

Тема 5 «Государственное регулирование экономики»

Вопросы семинара:

1. Экономическая политика государства.

2. Модели макроэкономической стабилизации и развития в условиях трансформации в рыночную систему.

3. Цели, приоритеты государственного регулирования в кризисный и послекризисный периоды (на примере России).

4. Меры государственного регулирования в кризисный и послекризисный периоды перехода к рынку в России.

5. Пропорции и макроэкономические показатели развития национальной экономики.

 

 

Семинарское занятие 7.

Тема 6 «Основные модели рыночной экономики»

Вопросы семинара:

1.Макроэкономическая модель рыночной экономики.

2. Понятие национальных счетов в национальной экономике.

3. Работа со статистической информацией РФ и других стран мира по системе национального счетоводства.

4. Методы определения и анализа важнейших макроэкономических показателей: ВВП, ВНП, ЧНП, НД и др., их сравнения во времени и в пространстве.

5. Проблемы двойного счета, сопоставимости, достоверности и полноты статистической информации на макро- и микроуровнях.

Раздел 3. Экономический рост и модели развития

Как параметры национальной экономики

Семинарское занятие 8.

Тема 7 «Модели экономического роста
национальных экономик»

Вопросы семинара:

1. Основные модели экономического роста в национальных экономиках стран.

2. Инвестиции и их роль в процессах простого и расширенного воспроизводства.

3. Мультипликатор Дж. М. Кейнса, особенности его применения.

4. Охарактеризовать «золотое правило» накопления Солоу.

5. Понятие «эффективность труда» и его влияние на национальную экономику.

6. Использование данных критериев для оценки кризисных процессов в России.

7. Инвестиционная политика.

8. Российские реформаторы прошлого и настоящего времени.

Семинарское занятие 9.

Тема 8 «Циклические процессы
в развитии национальных экономик»

Вопросы семинара:

1. Понятие экономических циклов в национальной экономики.

2. Общее представление о цикличности.

3. Цикличность процессов развития национальных экономик.

4. Типы экономических циклов.

5. Причины циклического развития рыночной экономики.

6. Фазы экономических циклов.

7. Проблема цикличности и длинных волн (по Н.Д. Кондратьеву).

8. Понятия кризиса, стагнации, стагфляции, оценка их последствий для национальной экономики.

9. Модели равновесной динамики.

10. Антицикличное регулирование.

11. Антикризисная политика и ее мероприятия.

12. Экономические кризисы в России.

Семинарское занятие 10.

Семинарское занятие 11.

Тема 10 «Планирование развития национальной экономики»

Вопросы семинара:

1. Особенности прогнозирования и стратегического планирования развития национальной экономики.

2. Виды государственных стратегий социально-экономического развития.

3. Взаимосвязь стратегического планирования и прогнозирования.

4. Основные виды социально-экономических прогнозов развития национальной экономики.

5. Классификация методов прогнозирования.

6. Стратегическое планирование как функция государственного регулирования экономики.

Семинарское занятие 12.

Тема 10 «Планирование развития национальной экономики»

Вопросы семинара:

1 Стратегические программы комплексного развития национальной экономики.

2. Программы комплексного развития национальной экономики и их использование при разработке стратегических планов.

3. Российские национальные проекты.

4. Программы по развитию и поддержке предпринимательства.

5. Программы, направленные на создание и развитие конкурентной рыночной среды.

6. Особенности антимонопольной политики в России.

7. Программы конверсии военной промышленности.

8. Инвестиционные программы в рыночной экономике.

9. Государственная политика доходов и занятости населения.

Семинарское занятие 13.

Семинарское занятие 14.

Тесты для самоконтроля

1. Нормативный компонент национальной экономики ориентирован на:

а) выработку решений, построение реальной экономической политики;

б) научное объяснение наблюдаемых экономических процессов и явлений;

в) построение научных гипотез;

г) выявление законо­мерностей функционирования экономических систем.

2. Национальная экономика – это:

а) наука;

б) пространственно определенная и национально специфическая организация экономической жизни;

в) все вышеуказанное.

3. Национальная экономика – это:

а) хозяйственная, социальная, организационная, технико-технологическая система страны;

б) экономика России, система ее хозяйственных связей;

в) сбалансированная хозяйственная система страны.

4. Социально ориентированной экономической системой является:

а) социальное рыночное хозяйство;

б) традиционная экономика;

в) «чистый капитализм»;

г) централизованно управляемая экономика.

5. Наиболее сильно осуществляется распределение и перераспределение ВВП в такой экономической системе, как:

а) командной экономике;

б) классическом рыночном хозяйстве;

в) социально ориентированном рыночном хозяйстве.

6. Предмет национальной экономики – это:

а) социально-экономические процессы воспроизводства, их сущность, взаимосвязи, динамика, факторы, тенденции и закономерности развития,

способы, формы и методы управления;

б) темпы и пропорции развития социально-экономических процессов воспроизводства в стране;

в) уровни функционирования и развития хозяйственной системы страны.

7. Методология национальной экономики – это:

а) совокупность методов расчетов показателей;

б) совокупность балансов и балансовых расчетов развития хозяйственной системы страны;

в) совокупность методов, приемов и средств анализа хозяйственных ситуаций, разработки и реализации хозяйственных решений.

8. Объект национальной экономики – это:

а) хозяйственная система страны, ее сферы, региональные, отраслевые и межотраслевые комплексы, крупные и крупнейшие корпоративные системы;

б) экономическое пространство страны;

в) хозяйствующие субъекты различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

9. Субъект национальной экономики – это:

а) федеральные (РФ), региональные (субъекты РФ) и муниципальные органы власти и хозяйственного управления;

б) органы хозяйственного руководства корпоративных систем и организационно-правовых форм хозяйствования;

в) органы хозяйственного руководства отраслей экономики и регионов страны.

Национальная экономика

 

Сборник заданий

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ

Составители: А. Е. Мрачковский, канд. экон. наук, доцент кафедры
«Экономика и организация труда»;

Е.А. Кипервар, ст. преподаватель кафедры «Экономика
и организация труда»

 

 

Рассмотрены основные вопросы функционирования национальной экономики. Раскрываются вопросы методологии исследования национальной экономики как многоуровневой хозяйственной системы страны с её взаимосвязями. Характеризуются типы национальных хозяйственных систем, макромодели экономического роста и развития национальной экономики, механизмы рыночной сбалансированности в национальной хозяйственной системе.

Для студентов дневной формы обучения направления 080100 «Экономика», изучающих дисциплину «Национальная экономика».

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

 

 

 
 


Семинарское занятие 1.

Введение в курс «Национальная экономика»

Вопросы семинара:

1. Предмет, цели и задачи изучения курса национальной экономики.

2. Национальная экономика как наука, исторические этапы ее развития, связь с социальными, математическими науками, управлением, мировой и национальной историей.

3. Определение предмета, целей и задач национальной экономики, ее места в экономической теории.

4. Различия между общей экономической теорией и национальной экономикой.

5. Развитие национальной экономики как науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.007 с.)