Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.49.Налогово-бюджетн. (фискальн.) политика. Мультипликатор
Фискальная политика - это совок. финанс. меропр. гос-ва по регулир. правительств. расходов и доходов для достиж. опред. соц.-эк. целей (антикризисное регулир., обеспеч. занятости, борьба с инфляцией и т.д.). Она м. б. стимулирующей во время бюджетн. дефицита и спада пр-ва и сдержив. в условиях инфляции и "перегрева" эк. Одним из важн. эл-тов и звеньев фискальн. политики выступ. гос. закупки тов. и услуг. Они подраздел. на два вида: для собств. потребл. и для регулир. рынка. Др. важн. эл-том фискальн. политики явл. налоги. Сама фискальн. политика осущ. разл. методами, кот. можно подразд. на две группы: прямые и косвенные финанс. методы. К прямым финансовым методам относ. гос. закупки и гос. инвестиции, а также субсидии и субвенции. Субвенция - это оказание помощи местным органам власти на решение соц. проблем. К косвенным методам относ. меропр., с пом. кот. гос-во воздейст. на финанс. возможности производителей тов. и услуг и размеры потреб. спроса населения: а) система налогооблож. (изменение ставок, размеров необлаг. минимума, льготы и т.д.); б) политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях; в) процентная (дисконтная) политика. Фискальн.политика в завис. от механизмов ее реагир. на изменение эк. ситуации подраздел. на два вида: дискреционную и встроенных стабилизаторов (автоматич). Под дискреционной фискальной политикой поним. сознательное манипулирование налогами и правит. расходами с целью изменения нац. объема пр-ва и занятости, контроля над инфляцией и ускор. эк. роста. Эта политика связ. с осущ. правит. программ занятости, соц., а также с измен. налоговой политики. Более действенной оказыв. налоговая политика (измен. ставок, объектов облож., введение аккордного (паушального) налога, т.е. налога в строго заданной сумме, его величина не завис. от измен. ЧНП и дохода) и др. Политика автоматич., или встроенных, стабилизаторов означ., что они работают в системе саморегулир. Сюда, прежде всего, относ. измен. в налоговых отчислениях, кот. происх. автоматически с ростом ЧНП. Автоматич. увел. не только сумма поступл., но и их уровень, если налоговая ставка прогрессивная. Частично к системе автоматических стабилизаторов относ. и пособия по безработице и соц. выплаты, а также индексация доходов в связи с инфляцией.
На практике политика встроенных стабилизаторов дополн. дискреционной политикой. Действенность фискальн. политики во многом опред. ее мультипликационным рез-том. Суть его в том, что увел. расходов приводит к возраст. ВНП в возраст. объеме. Мультипликатор опред. отношением прироста ВНП к приросту государственных расходов: Мгр= ВНП/ ГР(G) (формула из книги) Очевидно, что для определения прироста ВНП прирост государственных расходов необходимо умножить на мультипликатор: ВНП= Мгр ГР(G) (формула из книги) m = 1/ 1-MPC (формулы из консп.) m = 1/ 1- (MPC-MPM) (1-t) где MPC – предельн. склон. к потребл.; MPM – предельн. склон. к импорту; t – ставка налогов. Сокращ. расходов повлияет на объем пр-ва в сторону уменьш., что и примен. в условиях перепр-ва. Фискальн. политика в условиях дефицита бюджета способств. его уменьш. или устран. с пом. заимствования и выпуска денег (эмиссии). В условиях бюджетного избытка он устран. путем погашения гос. долга или изъятия денег из обращ. Фискальн. политика может не принести ожид. рез-тов и в случае чрезмерной инфляции, а также эффекта вытеснения инвестиций и уменьш. чистого экспорта. Поэтому в разв. эк. системах наряду с фискальн. политикой гос. регулир. предполаг. наличие жесткой монетарной политики, регулир. цен, занятости, таможенную и валютную политику. Бюджетн. и фискальн. политика явл. сост. частью макроэк. регулир. в целом. В. 50. Деньги и ден. сист. Деньги – товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости, форма стоимости всех других товаров. Д. облад. ликвидностью – способностью быть обмененными на тов. и услуги. Коцепции возн. Д.: 1) рационалистическая (Аристотель) – Д. явл. рез-тов соглашения между людьми. Совр. сторонниками явл. Самуэльсон и Гэлбрэйд. 2) эволюционная (Маркс) – Д. – это историч. категория тов. пр-ва, объективно обусловленная рез-тами длительного процесса обмена. Ф-ции Д.: 1. мера стоимости: измер. стоимость тов., служит посредником при опред. цены, мысленно предст. Д.; 2. ср-во обращения: служат посредником при обмене тов. и услуг, реальные Д.;
3. ср-во накопл. и сохр. богатства: способность Д. исп. соотв. стоимость того, что было продано сегодня для буд. покупки, бумажн. Д., полноц. Д.(золото, платина); 4. ср-во платежа: служат ср-вом погашения долга, кредитные Д.; 5. мировые Д.: служат ср-вом междунар. эк. расчетов. (4, 5 – по Марксу). Виды Д.: 1) символические -ден. ср-во, чья покуп. способночть выше, чем издержки на их пр-во: 2) монетные; 3) бумажные- заменители настоящ., выпуск. в виде банкнот; (2+3= наличные); 4) безналичные- Д., нах. на банк. счетах; 5) ден. чеки – заменители наличн. Д.; 6) электронные; 7) кредитные – нах. на банк. счетах и кот. банк распоряж. по своему усмотр.; 8) «почти Д.» - Д., помещ. в банк на опред. срок; 9) товарные – товары-посредники в обмене. Ден. система – форма организации ден. обращения в стране, слож. исторически и закрепл. законом. Эл-ты Д.С.: 1) наименование ден. един.; 2) масштаб цен (весовое содерж. золота, принятое в стране в кач-ве ден. един.). Тройская унция – совр. весовая един. золота и др. Ме=31,1 гр.; 3) виды гос. знаков, имеющ. законную платежную силу, порядок выпуска и обращения; 4) регламентация безналичного расчета; 5) гос. аппарат, осущ. регулир. ден. обращения. Для совр. Д.С. стран хар-ны: 1) ослабл. связи с золотом; 2) господст. неразменных на золото кредитн. Д.; 3) выпуск Д. в порядке кредитования Эк.; 4) распростр. безналичн. оборота; 5) гос. регул. ден. обращ.; 6) хронич. инфляция. Ден. агрегаты – разл. группир. ликвидных активов, включ. реальные и потенц. ден. ср-ва, кот. м.б. исп. для обслуж. тов.-ден. операций. Д. АГР, в Бел.: 1) М0 – наличн. Д. в обороте. Банкноты и монеты в обращ. на руках физ. лиц и в кассах юрид. лиц; 2) М1 = М0+депозит до востр. в бел. рублях; 3) М2 = М1+др. депозиты в бел. рублях (срочн. депозиты); 4) М2* = М2+ср-ва в ценных бум. в бел. рублях (рублёвая ден. масса) 5) М3 = М2*+депозиты в иностр. валюте+депозиты в драг. металлах (широкая ден. масса). Закон ден. обращ.: кол-во Д., необх. для обращ. = сумме цен товаров, деленное на скорость оборота одноименных ден. един. (рубль, доллар). MV = PQ, где M –масса Д. в обращ., V- скорость обращ. Д., P- абсол. уровень цен, Q- реальный объем пр-ва.
Предложение денег. Спрос на деньги должен покрываться их пред ложением. В современ. рыночн. экономике предлож. д. создается банковской системой: центральн. и коммерч. банками страны. Центральн. банк выпускает в обращение монеты, бумаж. деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд бизнесменам, населению.Для определения предложения денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют де нежными агрегатами Ml, M2, МЗ... В основе их выделения лежит степень ликвидности компонентов (способностьсразу и без затрат быть использованными), входящих в денежный агрегат. Причем при переходе от агрегата Ml к агрегату М2 и т.д. она снижается, а само понятие денег приобретает более широкое значение. В агрегат М1 входят наличные деньги (монеты, бумаж. деньги); вклады до востребования (чековые), т. е. вклады, на к-рые в любое время м. б. выписаны чеки. Þ Ml — это деньги, используемые в качестве средства обращения. В определении агрегата М2 в разных странах сущ. серьезные расхождения. В экономич. теории под деньгами традиционно понимают Ml.
Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии, управлением процессом создания денег коммерческими банками. Он определяет необходимое кол-во денег исходя из состояния экономики страны вне связи с уровнем гроцентной ставки. Поэтому кривая предложения денег Sm представляет собой вертикальную линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке, соответствующей количеству денег в стране. Оптимальным для денежн. рынка явл. равновесие между спросом на д. и их предлож. Графически оно достигается при пересечении кривых Dm и Sm в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента is, т.е. 1ену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения как предложения денег, так и спроса на них. % ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежн. рынка. Спрос на деньги. В кажд. гос-ве сущ. национальн. денежн. система, т.е. форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Ее основн. элементами явл. денежная единица; масштаб цен; виды гос. денежных знаков; порядок их эмиссии и обращения; регламентация безличного оборота; гос. ортаны, осущ. регулирование денежного дохода. Определяющ. элемент – деньги. Они покупаются и продаются на денежном рынке, к-рый включает финансовые институты, обеспеч. взаимодействие спроса на деньги и их предложения; денежные потоки, входящие/выходящие из этих учереждений. Элементами механизма функционир. денежного рынка явл. спрос,предложение на деньги, цена денег (процентная ставка). Совокупный спрос на д. – общее кол-во денег, к-рые домашние хозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. MV = PQ Подходы к спросу на деньги:1) количественная теор. денег: спрос на д. зависит от уровня цен, кол-ва денег, реального объема произ-ва. M – предлож. д. (кол-во д.), V – кол-во оборотов, к-рое совершадт д. в экономике в теч. года, P – уровень цен, Q – реальн. уровень произ-ва (P*Q – номинальный ВВП). M = PQ/V. 2) кейнсианский подход = теория предпочтения ликвидности: 3 мотива: трансакционный(д. необх. для того, чтобы на них покупались товары и услуги)(Граф.1), мотив предосторожности(д. необх. для осущ. важных расходов), спекулятивный (между проц. ставкой и спекулятивным мотивом сущ. противоположная зависимость)(Граф.2). По Кейнсу спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня нац. дохода и обратной от проц. ставки.
3) современ. теор. денег – развитие кейнсианск. т. за счет включения большего числа активов (акций). 2 составляющие: - спрос на д. для сдел ок (зависит от: 1) объема номинального ВВП (чем производительность товаров и услуг, темцены на них, тем больше надо денег для обслуживания платежных и торговых операцийÞспрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номин. ВВП); 2) скорости обращения денег (скорость - кол-во денег для сделок¯)) - спрос на д. как средство сохранения богатства (спрос на д. со стороны активов). 3 варианта сбережения: в виде денег (д. ликвидны(могут быть сразу, без затрат использованы), не приносят дохода), покупка ценных бумаг (менее ликвидны, приносят доход), покупка недвижимости и др. мат. ценностей с целью их накопления, а не потребления (хар-но для инфляционной экономики). Выбор между деньгами и ценными бумагами и определяет колебания процентн. ставки. уровень процентн. ставки Þ спрос на облигации Þ ¯спроса на деньги (при фиксированном объеме сбережений)и наоборот. Т.о. существует обратная зависимость между спросом на деньги как средство сохр. богатства и движением процентной ставки. 3 основн. фактора, опред. величину номинального спроса на деньги: 1) спрос на д. находится в прям. зависимости от абсолютн. Ур-ня цен; 2) он пропорционален реальному объему нац. дохода; 3)он находится в обратной зависимости от ур-ня проц. ставки. Граф.1: спрос на деньги ак средство сохранен. богатства. Прямая никогда не будет касаться оси абсцисс, т.к. существ. ставка процента i, при к-рой неудобства хранен. сбережений не будут компенсироваться доходом от них и никто не будет предъявлять спрос на них. Граф. 2: предположим, что необходим. кол-во денег не связано с изменен. ставки ссудного процента i. Тогда при заданных объеме ВВП и скорости обращения денег крив. спроса на деньги для сделок будет иметь вид вертикальн. прямой. Граф. 3: Совокупный спрос на деньги можно получить, суммировав спрос деньги для сделок Dt и спрос на деньги со стороны активов Da. Кривая общего спроса Dm не касается оси абсцисс, т.к. норма процента не может упасть ниже min предельной ставки. Она не касается и оси ординат, т.к. составляющая спроса на деньги Dt не зависит от ставки процента. каждому Ур-ню нац. произв-ва соответствует своя кривая спроса на деньги.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.214 (0.015 с.) |