В.49.Налогово-бюджетн. (фискальн.) политика. Мультипликатор 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.49.Налогово-бюджетн. (фискальн.) политика. Мультипликатор



Фискальная политика - это совок. финанс. меропр. гос-ва по регулир. прави­тельств. расходов и доходов для достиж. опред. соц.-эк. целей (антикризисное регулир., обеспеч. занятости, борьба с инфля­цией и т.д.). Она м. б. стимулирующей во время бюджетн. дефицита и спада пр-ва и сдержив. в условиях инфляции и "перегрева" эк.

Одним из важн. эл-тов и звеньев фискальн. политики выступ. гос. закупки тов. и услуг. Они подраздел. на два вида: для собств. потребл. и для регулир. рынка. Др. важн. эл-том фискальн. политики явл. налоги. Сама фискальн. политика осущ. разл. методами, кот. можно подразд. на две группы: прямые и косвенные финанс. методы. К прямым финансовым методам относ. гос. закупки и гос. инвестиции, а также субсидии и субвенции. Субвенция - это оказание помощи местным органам власти на решение соц. проблем.

К косвенным методам относ. меропр., с пом. кот. гос-во воздейст. на финанс. возможности производителей тов. и услуг и размеры потреб. спроса населения:

а) система налогооблож. (изменение ставок, разме­ров необлаг. минимума, льготы и т.д.);

б) политика ускоренной амортизации в фондо- и науко­емких отраслях;

в) процентная (дисконтная) политика.

Фискальн.политика в завис. от механизмов ее реагир. на изменение эк. ситуации подраздел. на два вида: дискреционную и встроенных стабилизаторов (автоматич).

Под дискреционной фискальной политикой поним. сознательное манипулирование налогами и правит. расходами с целью изменения нац. объема пр-ва и занятости, контроля над инфляцией

и ускор. эк. роста. Эта политика связ. с осущ. правит. программ занятости, соц., а также с измен. нало­говой политики. Более действенной оказыв. налоговая политика (измен. ставок, объектов облож., введение аккорд­ного (паушального) налога, т.е. налога в строго заданной сумме, его величина не завис. от измен. ЧНП и дохода) и др.

Политика автоматич., или встроенных, стаби­лизаторов означ., что они работают в системе саморе­гулир. Сюда, прежде всего, относ. измен. в налоговых отчислениях, кот. происх. автомати­чески с ростом ЧНП. Автоматич. увел. не только сумма поступл., но и их уровень, если нало­говая ставка прогрессивная. Частично к системе автома­тических стабилизаторов относ. и пособия по безра­ботице и соц. выплаты, а также индексация до­ходов в связи с инфляцией.

На практике политика встроенных стабилизаторов дополн. дискре­ционной политикой.

Действенность фискальн. политики во многом опре­д. ее мультипликационным рез-том. Суть его в том, что увел. расходов приводит к возраст. ВНП в возраст. объеме.

Мультипликатор опред. отношением прироста ВНП к приросту государственных расходов:

Мгр= ВНП/ ГР(G) (формула из книги)

Очевидно, что для определения прироста ВНП прирост государственных расходов необходимо умножить на муль­типликатор:

ВНП= Мгр ГР(G) (формула из книги)

m = 1/ 1-MPC (формулы из консп.)

m = 1/ 1- (MPC-MPM) (1-t)

где MPC – предельн. склон. к потребл.; MPM – предельн. склон. к импорту; t – ставка налогов.

Сокращ. расходов повлияет на объем пр-ва в сторону уменьш., что и примен. в усло­виях перепр-ва.

Фискальн. политика в условиях дефицита бюджета способств. его уменьш. или устран. с пом. заимствования и выпуска денег (эмиссии). В условиях бюджетного избытка он устран. путем погашения гос. долга или изъятия денег из обращ. Фискаль­н. политика может не принести ожид. рез-тов и в случае чрезмерной инфляции, а также эффекта вытеснения инвестиций и уменьш. чистого экспорта. Поэтому в разв. эк. системах наряду с фискальн. политикой гос. регулир. предполаг. наличие жесткой монетарной политики, регулир. цен, занятости, таможенную и валютную политику. Бюджетн. и фискальн. политика явл. сост. частью макроэк. регулир. в целом.

В. 50. Деньги и ден. сист.

Деньги – товар особого рода, стихийно выделившийся из массы других товаров на роль всеобщего эквивалента стоимости, форма стоимости всех других товаров.

Д. облад. ликвидностью – способностью быть обмененными на тов. и услуги.

Коцепции возн. Д.:

1) рационалистическая (Аристотель) – Д. явл. рез-тов соглашения между людьми. Совр. сторонниками явл. Самуэльсон и Гэлбрэйд.

2) эволюционная(Маркс) – Д. – это историч. категория тов. пр-ва, объективно обусловленная рез-тами длительного процесса обмена.

Ф-ции Д.:

1. мера стоимости: измер. стоимость тов., служит посредником при опред. цены, мысленно предст. Д.;

2. ср-во обращения: служат посредником при обмене тов. и услуг, реальные Д.;

3. ср-во накопл. и сохр. богатства: способность Д. исп. соотв. стоимость того, что было продано сегодня для буд. покупки, бумажн. Д., полноц. Д.(золото, платина);

4. ср-во платежа: служат ср-вом погашения долга, кредитные Д.;

5. мировые Д.: служат ср-вом междунар. эк. расчетов.

(4, 5 – по Марксу).

Виды Д.: 1) символические -ден. ср-во, чья покуп. способночть выше, чем издержки на их пр-во: 2) монетные; 3) бумажные-заменители настоящ., выпуск. в виде банкнот; (2+3=наличные); 4) безналичные-Д., нах. на банк. счетах; 5) ден. чеки – заменители наличн. Д.; 6) электронные; 7) кредитные –нах. на банк. счетах и кот. банк распоряж. по своему усмотр.; 8) «почти Д.»- Д., помещ. в банк на опред. срок; 9) товарные – товары-посредники в обмене.

Ден. система – форма организации ден. обращения в стране, слож. исторически и закрепл. законом.

Эл-ты Д.С.: 1) наименование ден. един.; 2) масштаб цен (весовое содерж. золота, принятое в стране в кач-ве ден. един.). Тройская унция – совр. весовая един. золота и др. Ме=31,1 гр.; 3) виды гос. знаков, имеющ. законную платежную силу, порядок выпуска и обращения; 4) регламентация безналичного расчета; 5) гос. аппарат, осущ. регулир. ден. обращения.

Для совр. Д.С. стран хар-ны: 1) ослабл. связи с золотом; 2) господст. неразменных на золото кредитн. Д.; 3) выпуск Д. в порядке кредитования Эк.; 4) распростр. безналичн. оборота; 5) гос. регул. ден. обращ.; 6) хронич. инфляция.

Ден. агрегаты – разл. группир. ликвидных активов, включ. реальные и потенц. ден. ср-ва, кот. м.б. исп. для обслуж. тов.-ден. операций.

Д. АГР, в Бел.:

1) М0 – наличн. Д. в обороте. Банкноты и монеты в обращ. на руках физ. лиц и в кассах юрид. лиц;

2) М1 = М0+депозит до востр. в бел. рублях;

3) М2 = М1+др. депозиты в бел. рублях (срочн. депозиты);

4) М2* = М2+ср-ва в ценных бум. в бел. рублях (рублёвая ден. масса)

5) М3 = М2*+депозиты в иностр. валюте+депозиты в драг. металлах (широкая ден. масса).

Закон ден. обращ.: кол-во Д., необх. для обращ. = сумме цен товаров, деленное на скорость оборота одноименных ден. един. (рубль, доллар).

MV = PQ, где M –масса Д. в обращ., V- скорость обращ. Д., P- абсол. уровень цен, Q- реальный объем пр-ва.

 


Предложение денег.

Спрос на деньги должен покрываться их пред ложением. В современ. рыночн. экономике предлож. д. созда­ется банковской системой: централь­н. и коммерч. банками стра­ны. Центральн. банк выпускает в об­ращение монеты, бумаж. деньги в форме банкнот различного достоин­ства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд бизнесменам, населению.Для определения предложения де­нег денежную массу разбивают на нес­колько групп, которые называют де нежными агрегатами Ml, M2, МЗ...

В основе их выделения лежит степень ликвидности компонентов ( способностьсразу и без затрат быть использованными), входящих в денежный агрегат. Причем при переходе от агрегата Ml к агрегату М2 и т.д. она снижается, а само понятие денег приобретает более широкое значение. В агрегат М1 входят наличные деньги (монеты, бумаж. деньги); вклады до востребования (чековые ), т. е. вклады, на к-рые в любое время м. б. выписаны чеки. Þ Ml — это деньги, используемые в качестве средства обращения.

В определении агрегата М2 в разных странах сущ. серьезные расхождения. В экономич. теории под деньгами традиционно понимают Ml.

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии, управлением процессом создания денег коммерческими банками. Он определяет необходимое кол-во денег исходя из состояния экономики страны вне связи с уровнем гроцентной ставки. Поэтому кривая предложения денег Sm представля­ет собой вертикальную линию, перпендикулярную оси абсцисс в точке, соответствующей количеству денег в стране .

Оптимальным для денежн. рынка явл. равновесие между спросом на д. и их предлож. Графически оно достигается при пересечении кривых Dm и Sm в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента is, т.е. 1ену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения как предложения денег, так и спроса на них. % ставка, реагируя на эти изменения, восстанавливает равновесие денежн. рынка.

Спрос на деньги.

В кажд. гос-ве су­щ. национальн. денежн. система, т.е. форма организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная за­коном. Ее основн. элементами явл. денежная единица; масштаб цен; виды гос. денежных знаков; порядок их эмиссии и обращения; регламентация безличного оборота; гос. ортаны, осущ. регулирование денежного дохода. Определяющ. элемент – деньги. Они покупаются и продаются на денежном рынке, к-рый включает финансовые институты, обеспеч. взаимодействие спроса на деньги и их предложения; денежные потоки, входящие/выходящие из этих учереждений. Элементами механизма функционир. денежного рынка явл. спрос,предложение на деньги, цена денег (процентная ставка). Совокупный спрос на д. – общее кол-во денег, к-рые домашние хозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент.

MV = PQ

Подходы к спросу на деньги:1) количественная теор. денег: спрос на д. зависит от уровня цен, кол-ва денег, реального объема произ-ва . M – предлож. д. (кол-во д.), V – кол-во оборотов, к-рое совершадт д. в экономике в теч. года, P – уровень цен, Q – реальн. уровень произ-ва (P*Q – номинальный ВВП). M = PQ/V.

2) кейнсианский подход = теория предпочтения ликвидности: 3 мотива: трансакционный(д. необх. для того, чтобы на них покупались товары и услуги)( Граф.1), мотив предосторожности(д. необх. для осущ. важных расходов), спекулятивный (между проц. ставкой и спекулятивным мотивом сущ. противоположная зависимость)( Граф.2). По Кейнсу спрос на деньги находится в прямой зависимости от уровня нац. дохода и обратной от проц. ставки.

3) современ. теор. денег – развитие кейнсианск. т. за счет включения большего числа активов (акций). 2 составляющие:

- спрос на д. для сделок ( зависит от: 1) объема номинального ВВП ( чем ­ производительность товаров и услуг, тем­цены на них, тем больше надо денег для обслуживания платежных и торговых операцийÞспрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номин. ВВП); 2) скорости обращения денег ( скорость ­ - кол-во денег для сделок¯))

- спрос на д. как средство сохранения богатства (спрос на д. со стороны активов). 3 варианта сбережения: в виде денег ( д. ликвидны(могут быть сразу, без затрат использованы), не приносят дохода), покупка ценных бумаг (менее ликвидны, приносят доход), покупка недвижимости и др. мат. ценностей с целью их накопления, а не потребления ( хар-но для инфляционной экономики ).

Выбор между деньгами и ценными бумагами и определяет колебания процентн. ставки. ­ уровень процентн. ставки Þ ­ спрос на облигации Þ ¯спроса на деньги (при фиксированном объеме сбережений)и наоборот. Т.о. существует обратная зависимость между спросом на деньги как средство сохр. богатства и движением процентной ставки.

3 основн. фактора, опред. величину номинального спроса на деньги: 1) спрос на д. находится в прям. зависимости от абсолютн. Ур-ня цен; 2) он пропорционален реальному объему нац. дохода; 3)он находится в обратной зависимости от ур-ня проц. ставки.

Граф.1: спрос на деньги ак средство сохранен. богатства. Прямая никогда не будет касаться оси абсцисс, т.к. существ. ставка процента i, при к-рой неудобства хранен. сбережений не будут компенсироваться доходом от них и никто не будет предъявлять спрос на них. Граф. 2: предположим, что необходим. кол-во денег не связано с изменен. ставки ссудного процента i. Тогда при заданных объеме ВВП и скорости обращения денег крив. спроса на деньги для сделок будет иметь вид вертикальн. прямой. Граф. 3: Совокупный спрос на деньги можно получить, суммировав спрос деньги для сделок Dt и спрос на деньги со стороны активов Da. Кривая общего спроса Dm не касается оси абсцисс, т.к. норма процента не может упасть ниже min предельной ставки. Она не касается и оси ординат, т.к. составляющая спроса на деньги Dt не зависит от ставки процента. каждому Ур-ню нац. произв-ва соответствует своя кривая спроса на деньги.

 






Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.009 с.)