Классическая и кейнсианская интерпретации кривой совокупного предложения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая и кейнсианская интерпретации кривой совокупного предложения.



Форма кривой АS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах.

 

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится, исходя из следующих условий:

- объем выпуска зависит только от количества фактов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;

- изменение в факторах производства происходят медленно;

- экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Кривая АS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (LRАS – кривая АS в долгосрочном периоде). Любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен (рис.4).

 

Кейнсианская модель рассматривает поведение экономики в сравнительно коротких отрезках времени (2-3 года). Анализ совокупного предложения строится, исходя из следующих условий:

 

- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

- цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие – медленно реагируют на рыночные колебания;

- реальные величины (объем выпуска, занятости, реальная заработная плата) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Кривая АS в этих условиях горизонтальна (SRАS - рис.5.).

 

 

Причины жесткости номинальных величин:

 

- длительность трудовых договоров;

 

- государственное регулирование номинальной заработной платы;

 

- ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, «порциями», с оглядкой на конкурентов);

 

- сроки действия контрактов на поставки сырья и продукции.

 

 

39. Предельная склонность к потреблению (с) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение потребительских расходов. Другими словами, это величина, на которую возрастает потребление при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.

Предельная склонность к сбережениям (s) - это доля дополнительного дохода, идущая на увеличение сбережений. Другими словами, это величина, на которую возрастают сбережения при увеличении личного располагаемого дохода на единицу.

Мультипликатор Кейнса (или мультипликатор накопления, множитель Кейнса) — коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению (ПСС) — 1/ПСС или обратной величине разницы единицы и предельной склонности к потреблению (ПСП) — 1/(1-ПСП). Данный коэффициент показывает, на сколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций.

Первоначальные инвестиции породят прирост национального дохода, поскольку лишь частично пойдут на сбережение, часть будет потрачена (потреблена), вследствие чего произойдет новый прирост национального дохода, но вновь меньший из-за откладываемых сбережений и так далее.

Рассмотрим на примере. Допустим, жители страны в среднем из 10 заработанных рублей проедают 8, а два кладут в банк. Их предельная склонность к сбережению равна 2/10 = 1/5.

Банк же те рубли, которые приносят жители, может выдать на кредиты. Сбереженные деньги вновь возвращаются в оборот. Домохозяйства, которые получили в банке кредиты, тратят их по своему разумению, а это значит продавцы в магазинах, к примеру бытовой техники, получают доход, равный сумме выданного кредита. Продавцы вновь из 10 заработанных рублей проедают 8, сберегая 2. Дальше все по кругу.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.

41. Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства. Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы - механизмы бюджетно-налоговой политики, работающие в режиме саморегулирования и самостоятельно (без вмешательства правительства) реагирующие на изменения экономической конъюнктуры.

Встроенный стабилизатор - любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реального объема национального производства, уровня цен и процентных ставок.

 

42. Государственный бюджет (госбюджет) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

43. Торговый дефицит - превышение импорта над экспортом ( экспорта над импортом - положительное сальдо), в результате чего возникает положительный или отрицательный торговый баланс. В торговый баланс включаются сделки с товарами и движимым имуществом, текущие счета, в которых отражаются услуги и туризм, транспорт, и иные невидимые статьи, например проценты и прибыли, полученные за рубежом Торговый баланс представляет собой часть совокупного платежного баланса. Факторы, влияющие на торговый баланс страны, включают положение (место) ее валюты по отношению к валютам стран, с которыми она ведет торговлю ("сильный" доллар США, например, делает товары, произведенные в иных странах, относительно дешевыми для американцев), производственные преимущества в ключевых отраслях (японские автомобили, например) или состояние экономики торгующей страны, где производство может удовлетворять или не удовлетворять спрос.

ИМПОРТ - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и др. из-за границы для реализации на внутреннем рынке ввозящей страны. Структура ввоза материальных ценностей (видимый импорт) определяется особенностями природных условий, структуры экономики страны и ее ролью в международном разделении труда. Страны прежде всего импортируют те виды минерального, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, которые в силу природных условий не могут у них производиться.

В последнее время в импорте промышленно развитых стран растет доля промышленных товаров, в том числе машин и оборудования, что объясняется углублением международной специализации и кооперации производства. Развивающиеся страны, для которых И. машин и оборудования крайне важен для индустриализации экономики, вынуждены в то же время ввиду отсталости сельского хозяйства, а подчас и его монокультурной направленности ввозить продовольствие. Затраты за рубежом на перевозку грузов и пассажиров, страхование, туризм, научно-технические знания и другие услуги, а также переводы компаний и частных лиц за границу составляют невидимый импорт.

ЭКСПОРТ - (лат. exporto - вывожу) вывоз за границу для реализации на внешних рынках товаров, услуг и капитала. Э. товаров - вывоз материальных благ определенного свойства; Э. услуг возмещаемое предоставление зарубежным партнерам услуг производственного или потребительского характера; Э. капитала - инвестирование средств в целях организации собственного производства за рубежом. Э. является результатом международного разделения труда, материальная основа импорта вследствие того, что выручка от Э. служит источником средств для оплаты импорта. Имеют место следующие виды Э. товаров: вывоз товаров, произведенных или переработанных в данной стране; вывоз товаров (особенно сырья или полуфабрикатов) для изготовления или переработки за рубежом с последующим их возвратом; временный вывоз отечественных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.) с последующим их возвратом или вывозом временно иностранных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.); внутрифирменные поставки товаров или по прямым производственным связям предприятий; реэкспорт — вывоз товаров, ввезенных ранее из-за границы без дополнительной их переработки в реэкспортирующей стране, проданных на международных аукционах, биржах и т.д.

44. Сущность денег заключается в том, что они служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Характеризуется их участием в:

• осуществлении различных видов общественных отношений; сущность денег не может быть неизменной: она должна отражать развитие экономических отношений в обществе и изменения самих денег;

• распределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. Здесь проявление сущности неодинаково, так как различные возможности денег обусловлены разными социально-экономическими причинами;

• определении цен, выражающих стоимость товаров. Изготовление

товаров (оказание услуг) осуществляется людьми с помощью орудий труда, с использованием предметов труда. Произведенные товары обладают стоимостью, которая определяется совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда и вновь созданной живым трудом стоимости.

Основные функции денег:

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

Прочие функции денег

Также иногда выделяют такие функции денег:

Средство формирования сокровищ. Если в условиях натуральных денег для сохранения баланса, между денежной и товарной массами требовалось уменьшить количество денег в обращении, они начинали откладываться в виде сокровищ. Сокровища отличаются от накоплений тем, что накопления являются формой аккумуляции средств для конкретной цели; при достижении необходимого размера или в нужное время они тратятся. Сокровища делают без конкретной цели. Основная причина их образования — невозможность (либо нежелание) эффективного использования всего объёма наличных денег. Сокровища начинают тратить, когда потребность экономики в денежной массе увеличится. В современных условиях символических денег роль сокровищ в регулировании денежной массы незначительна.

Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы (в первую очередь золото в форме монет или слитков), иногда, драгоценные камни. В наши дни эту роль обычно выполняют некоторые национальные валюты — доллар США, фунт стерлингов, евро и иена, хотя экономические субъекты могут использовать в международных сделках иные валюты. В некоторых странах законы запрещают использовать для сделок внутри страны иностранную валюту, в других это не запрещено. Евро является примером объединения валютных систем ряда стран, которое позволило решить проблему межгосударственных платежей между этими странами путём перехода на единую валюту.

45. УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА - уравнение, имеющее вид MV=PQ, где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Р - цена, Q - объем продаж товаров и услуг. Представляет собой макроэкономическое соотношение, именуемое уравнением Фишера; служит одним из важных инструментов монетаристской доктрины. Согласно уравнению обмена масса денег в обращении прямо пропорциональна уровню цен и объему производства (продаж) товаров и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Скорость оборота денег. Изменение спроса на средства оказывается в изменении желания экономических субъектов иметь в своем распоряжении конкретный запас денежных средств как высоколиквидных активов. Если такое желание увеличивается, то расходование денег станет менее интенсивным, чем их поступление, и денежное обращение замедлит. И наоборот, если спрос на средства уменьшается, то расходование их будет интенсивнее поступлений и денежное обращение ускорится. Поэтому быстрота обращения денег и спрос на средства можно рассматривать как два взаимосвязанные показателя с обратной зависимостью.

Влияние на быстроту обращения денег со стороны товарного предложения определяется главным образом интенсивностью тех экономических процессов, которые он обслуживает, изменениями объема, структуры и эффективности общественного производства, характеристики и скорости товарных потоков на этапе обмена, развитием рыночных связей, сбалансированностью рынка и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.009 с.)