Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «общество». Сферы общества

Поиск

Понятие «общество». Сферы общества

Ответ: «общество – социальное окружение; исторический этап развития человечества; национально- государственное образование; различные объединения людей»

Сферы общества: экономическая, социальная, политико – правовая, духовная.

Сущность рыночной экономики

Ответ: Спрос определяет предложение через готовность оплатить производимые товары и услуги. Чем больше спрос, тем больше цена товара при устойчивом производстве. Предложение влияет на спрос путем формирования ассортимента товаров и услуг, их цен, т.е. чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.

№2

Человек: индивид, индивидуальность, личность

Ответ: индивид – представитель человеческого рода; индивидуальность – в биологии специфические черты, присущие определенной особи: цвет волос, глаз, кожи и т.д.; в психологии характеристика человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности; личность – человек со своими социально сформированными качествами.

Экономическая сфера общества. Экономические системы

Ответ: Экономика – (от греч. oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон). 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни; 3) наука; 4) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции.

Экономические системы: рыночная экономика – экономическая система, основанная на многообразии форм собственности, собственниками средств производства и ресурсов являются частные лица и фирмы; командно-административная или плановая экономика – экономическая система, где собственником средств производства и ресурсов является государство; смешанная экономика – экономическая система, где собственниками средств производства и ресурсов являются как частные лица и фирмы, так и государство.

 

 

№3

Виды деятельности человека

Ответ: Деятельность – занятие, труд. Материальная (практическая) деятельность: трудовая (производственная) деятельность, изобретательная деятельность, экономическая деятельность; Духовная деятельность: научная деятельность, религиозная деятельность, эстетическая деятельность (искусство), познавательная деятельность.

Собственность и ее виды

Ответ: Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам; право собственности является естественным и неотчуждаемым правом человека, закрепленным в Конституции.

Виды собственности: индивидуальная собственность (частная собственность), общественная собственность (государственная собственность), групповая собственность (коллективная собственность), смешанная форма собственности – если собственники представляют различные формы(виды) собственности.

№4

Деятельность и общение

Ответ: Деятельность – занятие, труд.

Способы человеческого общения: устное и письменное общение

Равноправный диалог – предполагает осознание равенства партнеров

Односторонний диалог – стремление одной стороны диктовать свои условия другой стороне.

Цели общения: передача информации, обмен информацией

Государство и экономика

Ответ: Государство – особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения.

Экономические инструменты вмешательства государства в рыночную экономику – это государственный бюджет. Важный показатель гос.расходы и гос.доходы. Если гос.расходы меньше гос.доходов, бюджет называется профицитным, если гос.расходы больше гос.доходов, бюджет называется дефицитным. Гос.долг – внешний (кредиты от частных нац.банков других стран и международных банков); внутренний (продажа государственных ценных бумаг на внутреннем рынке), кроме гос. бюджета – это денежно – кредитная политика и налоговая политика.

 

№5

Социальные нормы и отклоняющиеся поведение

Ответ: Социальными нормами принято называть установленные обществом правила. Виды социальных норм: обычаи, традиции, правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные нормы, правила этикета, мода. Преступность, алкоголизм, наркомания – это формы отклоняющегося (девиантного) поведения, которые представляют общественную опасность.

Ненаучное познание

Ответ: Виды ненаучного познания: мифологическое, жизненный опыт, народная мудрость, паранаука, искусство. Миф с греческого «слово». Миф – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях. В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д. Жизненный опыт, когда человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу. Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей. Для паранауки характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти факты. Искусство не ограничивается познанием мира, в искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности.

№6

Познавательная деятельность

Ответ: Деятельность – занятие, труд. «Познание» - деятельность, направленная на получение знаний. Виды познания: общественное, индивидуальное; чувственное познание – это ощущение, восприятие, представление; рациональнее познание – понятие, суждение, умозаключение, истина. Сферы познания: научное познание – систематичность знаний; ненаучное познание – обыденное, религиозное познания. Формы истины – это абсолютная истина и относительная истина.

Государство и его признаки

Ответ: Государство – особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения. К внутренним функциям относятся: обеспечение безопасности и порядка, поддержания общих правил хозяйствования, развития средств связи. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях. Признаки государства: суверенитет, гос.символика – флаг, герб, гимн; гос.язык, денежная единица, территория, государство – собственник ресурсов и средств производства.

№7

Духовная деятельность человека

Ответ: Деятельность – занятие, труд. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей. Так научные открытия, изобретения способствуют развитию производства материальных благ. Продукты духовного производства: музыка, картины, танец, теории и т.д. Результативность духовно – практической деятельности осуществляется музеями, архивами, библиотеками.

Демократия

Ответ: (от греч. demos – народ и kratos – власть, народовластие) – это форма политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Признаки демократии: выборность органов государства, равноправие граждан, равенство избирательных прав, политический плюрализм (право на самоопределение например в выборе идеологии), решение вопросов большинства голосов, признание интересов меньшинства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гласность. К институтам прямой (непосредственной) демократии относятся референдумы (всенародные собрания) – народ сам без посредников выносит решения, в отличие от представительной (опосредованной) демократии – через депутатов или других представителей.

№8

Мировоззрение и его виды

Ответ: Мировоззрение – это система взглядов на мир. Типы мировоззрения: обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности; религиозное мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащихся в таких памятниках мировой культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов; научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания.

Предпринимательство

Ответ: В соответствии с росс.законодательством, под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность отдельных граждан или их объединений, которая направлена на создание чего-либо нового, обладающего ценностью, и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их материальную ответственность. Согласно Конституции РФ (ст.34), каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с законодательством. Право на предпринимательскую деятельность является неотъемлемым правом любого гражданина.

№11

Античные цивилизации

Ответ: Особое влияние на историю народов Европы оказали Др.Грециия, Эллинистические государства (Эпоха А.Македонского, обломки империи А.Македонского – Греция, Македония, Персия, Египет…). Эллинистические – ассимиляция т.е смешение западной культуры в данном случае греческой культуры с восточной культурой пример: Персия, Египет…Особое влияние на историю Европы оказал Др.Рим. Европейским народам было от чего оттолкнуться – письменность(латинский алфавит), стал объединяющим фактором в культуре всех европейских народов. Такие языки как итальянский, французский, испанский, португальский, унаследовали звучность др.римского (латинского) языка, они вошли в группу романских языков, которые являются одной из основных частей всех европейских языков наряду с германскими, славянскими, кельтскими языками.

№12

Общество и НТП

Ответ: Под научно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие науки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства – предприятии основанного на разделение труда. В XVIII-XIX вв. связи научного и технического прогресса становятся тесными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Период XX-XXI- научно-техническая революция. Наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются.

Цивилизации Средневековья

Ответ: На «развалинах» западно – римской империи (Римская цивилизация) 476 г. н.э., создаются варварские королевства в дальнейшем это европейские государства, такие как Великобритания, Германия, Австрия, Франция. Испания, Португалия, Италия…Будущая Европа унаследовала от греко-римской цивилизации античную культуру, вплоть до алфавита, в отличие. С IX-XV вв. н.э. формировались основные группы западно- европейского общества – духовенства в лице Папы Римского, епископов, кардиналов, аббатств, духовного рыцарства – Орден Тамплиеров…; военно – земледельческого сословия в лице королей, герцогов, маркизов, графов, баронов; податные сословия т.е те кто платил налоги – земледельческого сословия в лице крестьянства, городского – ремесленники, торговцы…Крупные города в Европе (Венеция, Флоренция, Бремен, Франкфурт на Майне…) боролись за вольности т.е за свою свободу в экономическом и политико-правовом плане. В дальнейшем появились союзы городов, например ГАНЗА – находился на территории совр. Германии, который занимался торговыми операциями, вел торговлю с другими странами. В Зап.Европе постепенно происходило зарождение гражданского общества, т.к.власть пыталась вести «диалог» с народом, иногда власть уступала народу.

№13

Развитие знаний об обществе

Ответ: В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Мифология как первоначальная форма познания и объяснения мира – одна из древнейших форм интеллектуального отношения человека к окружающему миру (мифы Др.Греции – 12 подвигов Геракла, миф о Прометее, об Ахиллесе…индийская мифология…). Первым источником философской мудрости в Индии стала ведическая литература («веда» с языка хинди – знание), составлялась в течении 9 столетий. Для др.индийцев зависимость жизни Человека, Земли, Космоса. В буддизме, возникшем в Индии в IV в.до н.э. раскрывается путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности – 5 буддистских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздержаться от запрещенных половых контактов, не лгать, не пользоваться опьяняющими напитками. По представлениям др.китайцев мир разделен на два начала: инь и янь. Данные положения развивали сторонники даосизма («дао»-путь). Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений при помощи медитации. В др.Китае появилось учение, в центре которых была личность не «для себя», как в даосской школе мудрецов, а для общества. Это относится к философской школе Конфуция (Кон-Цзы)-VI-V вв.н.э. Отождествляя общество с государством Конфуций уделил внимание вопросам гос.устройства. Само государство это одна большая семья. Человек должен подчинятся установленному порядку. В период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни (политология, социология, экономика…). Платон (V-IV вв. до н.э)– древнегреч.философ, он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в жилище, пище, одежде… такое поселение называется государством. Главная работа: «Государство». Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. По мнению Платона, не государство существует ради человека, а человек существует ради государства. Ученик Платона Аристотель (IV в. до н.э.), который впоследствии оказался его противником. Он сыграл огромную роль в становлении современной науки, т.к. он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохранилась до сих пор. Основная работа: «Политика», здесь он сформулировал первые признаки демократии. В частности он утверждал, что основой демократии считается средний класс, выборность органов власти. Платон к демократии относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению Платона, из демократии постепенно рождается тирания, т.к тиран обычно приходит к власти как ставленник народа, потому что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Аврелий Августин (IV-V в. н.э.) средневековый философ. «О граде Божьим» - один из основных его трудов. Он первым выделил принцип верховенства церковной власти над светской. Идею божественного происхождения госуд.власти развивает и Фома Аквинский (XII-XIII вв.). Отход от чисто теологического т.е. богословского объяснения общественного развития происходит в эпоху возрождения. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия. Возникает понятие «гуманизм» - исторически определенная система взглядов, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие…Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелла «Город солнца», Николло Макиавелли «Государь». Сен – Симон, Фурье, Оуэн. В новое время – XVI-XVII вв., развивается теория «общественного договора». В центре просветительских теорий были теория естественного права и общественного договора. Ее суть: каждый человек обладает «естественным» т.е. природным правом на жизнь и свое место в мире. Люди должны сами, добровольно отказаться от части своих естественных прав, передавая их, государству. Между государством (в лице государя) и народом заключается общественный договор: одна сторона в лице народа отдает часть своих прав, государство – берет на себя обязанность обеспечить обществу мир и согласие. Основатели теории анг.философы – Томас Гоббс, Джон Локк. Продолжателями теории естественного права и общественного договора были фран. и анг. Просветители XVIII в. – Жан Жак Руссо, Дени Дидро – говорили о том, что если правитель не выполняет обешания данные перед народом, то народ в праве свергнуть его. Монтескье говорил, о том, что жизнедеятельность народов зависит напрямую от той территории на которой они проживают. Адам Смит анг. ученый – экономист, доказал механизм работы спроса и предложения. На рубеже XVIII-XIX вв. последователи Т.Мора создали новое направление утопического социализма и коммунизма. Георг Гегель – нем.философ. ввел понятие гражданского общества, под этим термином он понимал сферу экономической жизни людей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали новую теорию общественного развития, суть которой составляет положение о способе производства, связанным с историческим развитием человечества, появляется идея классовой борьбы, понятие рабочий класс, диктатура пролетариата (рабочего класса) в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства. Последователи К.Маркса и Ф.Энгельса – Л.И.Ленин, Антонио Грамши (основатель коммунистической. партии в Италии), считал, что путь к коммунистической цивилизации должен быть мирным – реформы в рамках конституции с расширением демократии.

Что такое цивилизация?

Ответ: Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества; например российская, китайская, индийская цивилизации…; 2) все достижения современного человечества; 3) в культурно – исторической периодизации – этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (норма права). Процесс становления цивилизации рассматривается как «наращивание» социальной основы, социального потенциала развития общества. Ряд ученых разрабатывали теорию локальных цивилизаций, существующих одновременно и различающихся в силу особенностей природных, исторических и культурных условий формирования и развития. (Данилевский, Освальд Шпенглер Арнольд Тойнби). Так Данилевский (основная работа: «Россия и Европа» 1869), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной истории, есть лишь теория локальных цивилизаций. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по котором каждая цивилизация имеет циклический характер: стадия зарождения, период оформления культурной и политической независимости, стадия расцвета, период упадка. Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский, а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития. Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Как и Данилевский, Шпенглер решительно отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. А.Тойнби в своем труде «Постижение истории» (1934—1961) рассматривает историю человечества, как независимое друг от друга, параллельное движение особых культурно – исторических типов обществ: цивилизаций. Он выделил белее 20-ти локальных цивилизаций, из них сохранилось к сер. ХХ в. 7-8, одна из них российская.

№14

Теории развития общества

Ответ: Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Традиционное общество – первое по времени возникновения общества вообще. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционное общество - аграрное общество т.е. сельскохозяйственное. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения). В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом. Индустриа́льное о́бщество (лат. industria – промышленность) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации (рост городов). Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США, страны Евросоюза, Австралия, Япония, Канада, Россия. Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена. Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг. Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: правительство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет — это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу. Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества. Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество». В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции, информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному). Д. Белл выделяет три технологических революции: изобретение паровой машины в XVIII веке научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке создание компьютеров в XX веке Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям. Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

Российская цивилизация

Ответ: Вся история России – это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию, поэтому наше государство очень часто называют страной Евразийской зоны. Россия сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на Восток: Урал, Сибирь, Д.Восток. Так во времена правления Ивана Грозного внешняя политика в направлении захвата и освоении восточных земель была удачной. Казанское, Астраханское ханства были присоединены, как и ряд других…Ногайская Орда, Башкирия (добровольное вхождение), Сибирское ханство… Богатые природными ресурсами Сибирь, Урал в дальнейшем стали объектом как переселенческой политики российского правительства, так и постоянным источником дохода казны – рудники, в дальнейшем горнодобывающая промышленность на Урале (русские предприниматели Демидовы), лес, ценный мех – в Сибири.

№15

Образование и его роль в развитии общества

Ответ: Среди социальных институтов современного общества, например таких как семья, образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование – это особый социальный институт, целью которого является общая и профессиональная подготовка членов общества. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Структура современного российского образования: школы, лицеи, гимназии – получение неполного или полного среднего общего образования; профессиональные лицеи, училища – начальное профессиональное образование; техникумы, колледжи – среднее профессиональное образование; институты, академии, университеты – высшее образование. Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; компьютеризацию процесса образования. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Основной целью образования является приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния.

№17

Наука и общество

Ответ: Наука – это исторически развивающаяся система достоверных, логически непротиворечивых знаний о законах природы, общества и мышления; это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; это система знаний, духовное производство, хранение и распространение знаний. Наука – следствие общественного разделения труда, она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий. Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего востока: Египте, Вавилоне, Индии. Китае. Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Греки первыми совершили переход от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии – влияние церкви и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: наука формирует мировоззрение – это система взглядов на мир; наука связана с технических прогрессом; наука помогает создавать прогнозы развития общества.

 

№18

Этнические общности

Ответ: Этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. — общность территории и языка — выступают затем и в качестве её главных признаков. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу признаков относят не только язык. Но и общую историческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане, многие нации Америки и т. п.). Дополнительными условиями сложения Э. о. могут служить общность религии, близость компонентов Э. о. в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе Этногенеза (с греч. этнос – народ, генез/генезис – происхождение т.е. происхождение народа), под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для Э. о. черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов Э. о. появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним, так др. греки называли себя эллинами, восточно – славянские племена русичами... Сформировавшаяся Э. о. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Э. о. подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации т.е объединения, ассимиляции т.е. смешения и т. п. Для более устойчивого существования Э. о. стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе — государства). С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существования, войдя в более крупный этнос, или дать начало другим этническим общностям.

Современное человечество

Ответ: Человечество — динамичная, постоянно развивающаяся система, совокупность всех людей, когда-либо населявших Земной шар (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан. Человечество подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Часть результата деятельности человечества принято называть культурой. Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик. Состав Человечества. Человечество расселено по континентам Земли, и это расселение явилось причиной большого разнообразия народов. Такое разнообразие характерно и для континентов, смотрите, например, население Евразии. Человечество можно рассматривать как совокупность населения Земли и созданной им техносферы. Человечество можно рассматривать также как совокупность государств. Человечество разделено на расы, которые разделены на племена, народности, а те, в свою очередь, на субкультуры, нации. Разделение не является абсолютным — различные группы могут смешиваться, вливаясь друг в друга или образуя новые группы. Человечество во временном аспекте. Есть предположения о существовании других цивилизаций на Земле, предшествующих современной (Атлантида, например). Может рассматриваться во временном аспекте, как фратрия (или род), существующая не менее 2-х миллионов лет с выделением трёх этапов: раннее человечество, древнее человечество и современное человечество. В настоящем времени современное человечество – совокупность государств, проводящих политику защиты своих национальных интересов.

№19

Духовная сфера общества

Ответ: Духовная сфера жизни общества – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль, дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом, кроме того духовная сфера общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Мораль — это совокупность правил поведения; наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир; искусство — отражение окружающей действительности в художественных образах; религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.013 с.)