Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «общество». Сферы общества↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «общество». Сферы общества Ответ: «общество – социальное окружение; исторический этап развития человечества; национально- государственное образование; различные объединения людей» Сферы общества: экономическая, социальная, политико – правовая, духовная. Сущность рыночной экономики Ответ: Спрос определяет предложение через готовность оплатить производимые товары и услуги. Чем больше спрос, тем больше цена товара при устойчивом производстве. Предложение влияет на спрос путем формирования ассортимента товаров и услуг, их цен, т.е. чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи. №2 Человек: индивид, индивидуальность, личность Ответ: индивид – представитель человеческого рода; индивидуальность – в биологии специфические черты, присущие определенной особи: цвет волос, глаз, кожи и т.д.; в психологии характеристика человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности; личность – человек со своими социально сформированными качествами. Экономическая сфера общества. Экономические системы Ответ: Экономика – (от греч. oikos – дом, хозяйство и nomos – правило, закон). 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни; 3) наука; 4) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. Экономические системы: рыночная экономика – экономическая система, основанная на многообразии форм собственности, собственниками средств производства и ресурсов являются частные лица и фирмы; командно-административная или плановая экономика – экономическая система, где собственником средств производства и ресурсов является государство; смешанная экономика – экономическая система, где собственниками средств производства и ресурсов являются как частные лица и фирмы, так и государство.
№3 Виды деятельности человека Ответ: Деятельность – занятие, труд. Материальная (практическая) деятельность: трудовая (производственная) деятельность, изобретательная деятельность, экономическая деятельность; Духовная деятельность: научная деятельность, религиозная деятельность, эстетическая деятельность (искусство), познавательная деятельность. Собственность и ее виды Ответ: Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам; право собственности является естественным и неотчуждаемым правом человека, закрепленным в Конституции. Виды собственности: индивидуальная собственность (частная собственность), общественная собственность (государственная собственность), групповая собственность (коллективная собственность), смешанная форма собственности – если собственники представляют различные формы(виды) собственности. №4 Деятельность и общение Ответ: Деятельность – занятие, труд. Способы человеческого общения: устное и письменное общение Равноправный диалог – предполагает осознание равенства партнеров Односторонний диалог – стремление одной стороны диктовать свои условия другой стороне. Цели общения: передача информации, обмен информацией Государство и экономика Ответ: Государство – особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения. Экономические инструменты вмешательства государства в рыночную экономику – это государственный бюджет. Важный показатель гос.расходы и гос.доходы. Если гос.расходы меньше гос.доходов, бюджет называется профицитным, если гос.расходы больше гос.доходов, бюджет называется дефицитным. Гос.долг – внешний (кредиты от частных нац.банков других стран и международных банков); внутренний (продажа государственных ценных бумаг на внутреннем рынке), кроме гос. бюджета – это денежно – кредитная политика и налоговая политика.
№5 Социальные нормы и отклоняющиеся поведение Ответ: Социальными нормами принято называть установленные обществом правила. Виды социальных норм: обычаи, традиции, правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные нормы, правила этикета, мода. Преступность, алкоголизм, наркомания – это формы отклоняющегося (девиантного) поведения, которые представляют общественную опасность. Ненаучное познание Ответ: Виды ненаучного познания: мифологическое, жизненный опыт, народная мудрость, паранаука, искусство. Миф с греческого «слово». Миф – это сказание в образной форме, передающее представление о мире, его происхождении и героях. В мифе были соединены зачатки знания, элементы верований, и т.д. Жизненный опыт, когда человек усваивает не только практические знания, но и оценивает нормы поведения. Усваивает без усилий действия по образцу. Основа народной мудрости – обобщенные практические знания разных людей. Для паранауки характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти факты. Искусство не ограничивается познанием мира, в искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. №6 Познавательная деятельность Ответ: Деятельность – занятие, труд. «Познание» - деятельность, направленная на получение знаний. Виды познания: общественное, индивидуальное; чувственное познание – это ощущение, восприятие, представление; рациональнее познание – понятие, суждение, умозаключение, истина. Сферы познания: научное познание – систематичность знаний; ненаучное познание – обыденное, религиозное познания. Формы истины – это абсолютная истина и относительная истина. Государство и его признаки Ответ: Государство – особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения. К внутренним функциям относятся: обеспечение безопасности и порядка, поддержания общих правил хозяйствования, развития средств связи. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, отстаивание государственных интересов в международных отношениях. Признаки государства: суверенитет, гос.символика – флаг, герб, гимн; гос.язык, денежная единица, территория, государство – собственник ресурсов и средств производства. №7 Духовная деятельность человека Ответ: Деятельность – занятие, труд. Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей. Так научные открытия, изобретения способствуют развитию производства материальных благ. Продукты духовного производства: музыка, картины, танец, теории и т.д. Результативность духовно – практической деятельности осуществляется музеями, архивами, библиотеками. Демократия Ответ: (от греч. demos – народ и kratos – власть, народовластие) – это форма политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Признаки демократии: выборность органов государства, равноправие граждан, равенство избирательных прав, политический плюрализм (право на самоопределение например в выборе идеологии), решение вопросов большинства голосов, признание интересов меньшинства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гласность. К институтам прямой (непосредственной) демократии относятся референдумы (всенародные собрания) – народ сам без посредников выносит решения, в отличие от представительной (опосредованной) демократии – через депутатов или других представителей. №8 Мировоззрение и его виды Ответ: Мировоззрение – это система взглядов на мир. Типы мировоззрения: обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности; религиозное мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащихся в таких памятниках мировой культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов; научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания. Предпринимательство Ответ: В соответствии с росс.законодательством, под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность отдельных граждан или их объединений, которая направлена на создание чего-либо нового, обладающего ценностью, и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их материальную ответственность. Согласно Конституции РФ (ст.34), каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с законодательством. Право на предпринимательскую деятельность является неотъемлемым правом любого гражданина. №11 Античные цивилизации Ответ: Особое влияние на историю народов Европы оказали Др.Грециия, Эллинистические государства (Эпоха А.Македонского, обломки империи А.Македонского – Греция, Македония, Персия, Египет…). Эллинистические – ассимиляция т.е смешение западной культуры в данном случае греческой культуры с восточной культурой пример: Персия, Египет…Особое влияние на историю Европы оказал Др.Рим. Европейским народам было от чего оттолкнуться – письменность(латинский алфавит), стал объединяющим фактором в культуре всех европейских народов. Такие языки как итальянский, французский, испанский, португальский, унаследовали звучность др.римского (латинского) языка, они вошли в группу романских языков, которые являются одной из основных частей всех европейских языков наряду с германскими, славянскими, кельтскими языками. №12 Общество и НТП Ответ: Под научно-техническим прогрессом понимают единое взаимообусловленное развитие науки и техники, при котором человечество приобретает все больший контроль над природой. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв. в связи с развитием мануфактурного производства – предприятии основанного на разделение труда. В XVIII-XIX вв. связи научного и технического прогресса становятся тесными в связи с развитием товарного (машинного) производства. Период XX-XXI- научно-техническая революция. Наука является ведущим фактором развития общественного производства. Наука и технология сливаются. Цивилизации Средневековья Ответ: На «развалинах» западно – римской империи (Римская цивилизация) 476 г. н.э., создаются варварские королевства в дальнейшем это европейские государства, такие как Великобритания, Германия, Австрия, Франция. Испания, Португалия, Италия…Будущая Европа унаследовала от греко-римской цивилизации античную культуру, вплоть до алфавита, в отличие. С IX-XV вв. н.э. формировались основные группы западно- европейского общества – духовенства в лице Папы Римского, епископов, кардиналов, аббатств, духовного рыцарства – Орден Тамплиеров…; военно – земледельческого сословия в лице королей, герцогов, маркизов, графов, баронов; податные сословия т.е те кто платил налоги – земледельческого сословия в лице крестьянства, городского – ремесленники, торговцы…Крупные города в Европе (Венеция, Флоренция, Бремен, Франкфурт на Майне…) боролись за вольности т.е за свою свободу в экономическом и политико-правовом плане. В дальнейшем появились союзы городов, например ГАНЗА – находился на территории совр. Германии, который занимался торговыми операциями, вел торговлю с другими странами. В Зап.Европе постепенно происходило зарождение гражданского общества, т.к.власть пыталась вести «диалог» с народом, иногда власть уступала народу. №13 Развитие знаний об обществе Ответ: В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы и направления. Мифология как первоначальная форма познания и объяснения мира – одна из древнейших форм интеллектуального отношения человека к окружающему миру (мифы Др.Греции – 12 подвигов Геракла, миф о Прометее, об Ахиллесе…индийская мифология…). Первым источником философской мудрости в Индии стала ведическая литература («веда» с языка хинди – знание), составлялась в течении 9 столетий. Для др.индийцев зависимость жизни Человека, Земли, Космоса. В буддизме, возникшем в Индии в IV в.до н.э. раскрывается путь, который должен привести к преодолению страданий. Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности – 5 буддистских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздержаться от запрещенных половых контактов, не лгать, не пользоваться опьяняющими напитками. По представлениям др.китайцев мир разделен на два начала: инь и янь. Данные положения развивали сторонники даосизма («дао»-путь). Даосисты считали, что человек может быть бессмертен как телом так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений при помощи медитации. В др.Китае появилось учение, в центре которых была личность не «для себя», как в даосской школе мудрецов, а для общества. Это относится к философской школе Конфуция (Кон-Цзы)-VI-V вв.н.э. Отождествляя общество с государством Конфуций уделил внимание вопросам гос.устройства. Само государство это одна большая семья. Человек должен подчинятся установленному порядку. В период античности были заложены основы наук, которые существуют в наши дни (политология, социология, экономика…). Платон (V-IV вв. до н.э)– древнегреч.философ, он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в жилище, пище, одежде… такое поселение называется государством. Главная работа: «Государство». Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. По мнению Платона, не государство существует ради человека, а человек существует ради государства. Ученик Платона Аристотель (IV в. до н.э.), который впоследствии оказался его противником. Он сыграл огромную роль в становлении современной науки, т.к. он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохранилась до сих пор. Основная работа: «Политика», здесь он сформулировал первые признаки демократии. В частности он утверждал, что основой демократии считается средний класс, выборность органов власти. Платон к демократии относился негативно, поскольку свобода, которая является основным благом демократии, станет причиной ее гибели: по мнению Платона, из демократии постепенно рождается тирания, т.к тиран обычно приходит к власти как ставленник народа, потому что человек не умеет пользоваться своей свободой и рано или поздно направляет ее во вред себе и другим. Аврелий Августин (IV-V в. н.э.) средневековый философ. «О граде Божьим» - один из основных его трудов. Он первым выделил принцип верховенства церковной власти над светской. Идею божественного происхождения госуд.власти развивает и Фома Аквинский (XII-XIII вв.). Отход от чисто теологического т.е. богословского объяснения общественного развития происходит в эпоху возрождения. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия. Возникает понятие «гуманизм» - исторически определенная система взглядов, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие…Томас Мор «Утопия», Томмазо Кампанелла «Город солнца», Николло Макиавелли «Государь». Сен – Симон, Фурье, Оуэн. В новое время – XVI-XVII вв., развивается теория «общественного договора». В центре просветительских теорий были теория естественного права и общественного договора. Ее суть: каждый человек обладает «естественным» т.е. природным правом на жизнь и свое место в мире. Люди должны сами, добровольно отказаться от части своих естественных прав, передавая их, государству. Между государством (в лице государя) и народом заключается общественный договор: одна сторона в лице народа отдает часть своих прав, государство – берет на себя обязанность обеспечить обществу мир и согласие. Основатели теории анг.философы – Томас Гоббс, Джон Локк. Продолжателями теории естественного права и общественного договора были фран. и анг. Просветители XVIII в. – Жан Жак Руссо, Дени Дидро – говорили о том, что если правитель не выполняет обешания данные перед народом, то народ в праве свергнуть его. Монтескье говорил, о том, что жизнедеятельность народов зависит напрямую от той территории на которой они проживают. Адам Смит анг. ученый – экономист, доказал механизм работы спроса и предложения. На рубеже XVIII-XIX вв. последователи Т.Мора создали новое направление утопического социализма и коммунизма. Георг Гегель – нем.философ. ввел понятие гражданского общества, под этим термином он понимал сферу экономической жизни людей. Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали новую теорию общественного развития, суть которой составляет положение о способе производства, связанным с историческим развитием человечества, появляется идея классовой борьбы, понятие рабочий класс, диктатура пролетариата (рабочего класса) в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства. Последователи К.Маркса и Ф.Энгельса – Л.И.Ленин, Антонио Грамши (основатель коммунистической. партии в Италии), считал, что путь к коммунистической цивилизации должен быть мирным – реформы в рамках конституции с расширением демократии. Что такое цивилизация? Ответ: Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный, общественный) – 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества; например российская, китайская, индийская цивилизации…; 2) все достижения современного человечества; 3) в культурно – исторической периодизации – этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (норма права). Процесс становления цивилизации рассматривается как «наращивание» социальной основы, социального потенциала развития общества. Ряд ученых разрабатывали теорию локальных цивилизаций, существующих одновременно и различающихся в силу особенностей природных, исторических и культурных условий формирования и развития. (Данилевский, Освальд Шпенглер Арнольд Тойнби). Так Данилевский (основная работа: «Россия и Европа» 1869), обосновал теорию, согласно которой не существует Всемирной истории, есть лишь теория локальных цивилизаций. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по котором каждая цивилизация имеет циклический характер: стадия зарождения, период оформления культурной и политической независимости, стадия расцвета, период упадка. Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из состояния младенчества. Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский, а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития. Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918). Как и Данилевский, Шпенглер решительно отвергал общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. А.Тойнби в своем труде «Постижение истории» (1934—1961) рассматривает историю человечества, как независимое друг от друга, параллельное движение особых культурно – исторических типов обществ: цивилизаций. Он выделил белее 20-ти локальных цивилизаций, из них сохранилось к сер. ХХ в. 7-8, одна из них российская. №14 Теории развития общества Ответ: Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Традиционное общество – первое по времени возникновения общества вообще. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционное общество - аграрное общество т.е. сельскохозяйственное. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения). В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом. Индустриа́льное о́бщество (лат. industria – промышленность) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность. Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности, для которого характерны - разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации (рост городов). Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество. Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий попадают, в частности, США, страны Евросоюза, Австралия, Япония, Канада, Россия. Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена. Относительное преобладание доли услуг над материальным производством не обязательно означает снижение объёмов производства. Просто эти объёмы в постиндустриальном обществе увеличиваются медленнее, чем увеличиваются объёмы оказанных услуг. Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание: любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг: правительство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, интернет — это всё услуги. К сфере услуг относится производство и продажа программного обеспечения. Покупатель не обладает всеми правами на программу. Он пользуется её копией на определённых условиях, то есть получает услугу. Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества. Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество». В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции, информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному). Д. Белл выделяет три технологических революции: изобретение паровой машины в XVIII веке научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке создание компьютеров в XX веке Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям. Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства. Российская цивилизация Ответ: Вся история России – это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического пространства. По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию, поэтому наше государство очень часто называют страной Евразийской зоны. Россия сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере своего продвижения на Восток: Урал, Сибирь, Д.Восток. Так во времена правления Ивана Грозного внешняя политика в направлении захвата и освоении восточных земель была удачной. Казанское, Астраханское ханства были присоединены, как и ряд других…Ногайская Орда, Башкирия (добровольное вхождение), Сибирское ханство… Богатые природными ресурсами Сибирь, Урал в дальнейшем стали объектом как переселенческой политики российского правительства, так и постоянным источником дохода казны – рудники, в дальнейшем горнодобывающая промышленность на Урале (русские предприниматели Демидовы), лес, ценный мех – в Сибири. №15 Образование и его роль в развитии общества Ответ: Среди социальных институтов современного общества, например таких как семья, образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование – это особый социальный институт, целью которого является общая и профессиональная подготовка членов общества. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Структура современного российского образования: школы, лицеи, гимназии – получение неполного или полного среднего общего образования; профессиональные лицеи, училища – начальное профессиональное образование; техникумы, колледжи – среднее профессиональное образование; институты, академии, университеты – высшее образование. Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; компьютеризацию процесса образования. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Основной целью образования является приобщение людей к достижениям человеческой цивилизации и сохранение ее культурного достояния. №17 Наука и общество Ответ: Наука – это исторически развивающаяся система достоверных, логически непротиворечивых знаний о законах природы, общества и мышления; это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; это система знаний, духовное производство, хранение и распространение знаний. Наука – следствие общественного разделения труда, она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий. Предпосылки для возникновения науки появляются в странах Древнего востока: Египте, Вавилоне, Индии. Китае. Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Греки первыми совершили переход от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии – влияние церкви и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом — духовным производством. Важнейшими социальными функциями науки являются: наука формирует мировоззрение – это система взглядов на мир; наука связана с технических прогрессом; наука помогает создавать прогнозы развития общества.
№18 Этнические общности Ответ: Этнос, исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Основные условия возникновения Э. о. — общность территории и языка — выступают затем и в качестве её главных признаков. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу признаков относят не только язык. Но и общую историческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане, многие нации Америки и т. п.). Дополнительными условиями сложения Э. о. могут служить общность религии, близость компонентов Э. о. в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе Этногенеза (с греч. этнос – народ, генез/генезис – происхождение т.е. происхождение народа), под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для Э. о. черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов Э. о. появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним, так др. греки называли себя эллинами, восточно – славянские племена русичами... Сформировавшаяся Э. о. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д. Э. о. подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации т.е объединения, ассимиляции т.е. смешения и т. п. Для более устойчивого существования Э. о. стремится к созданию своей социально-территориальной организации (в классовом обществе — государства). С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существования, войдя в более крупный этнос, или дать начало другим этническим общностям. Современное человечество Ответ: Человечество — динамичная, постоянно развивающаяся система, совокупность всех людей, когда-либо населявших Земной шар (мира), пребывающих на жизненном этапе от рождения из материнской утробы до смерти; как объединение персон, живших в историческую эпоху; как совокупное количество индивидов, личностей, граждан. Человечество подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Часть результата деятельности человечества принято называть культурой. Человечество — активная часть животного мира биосферы, способная не только приспособить её под свои нужды, но и полностью изменить её облик. Состав Человечества. Человечество расселено по континентам Земли, и это расселение явилось причиной большого разнообразия народов. Такое разнообразие характерно и для континентов, смотрите, например, население Евразии. Человечество можно рассматривать как совокупность населения Земли и созданной им техносферы. Человечество можно рассматривать также как совокупность государств. Человечество разделено на расы, которые разделены на племена, народности, а те, в свою очередь, на субкультуры, нации. Разделение не является абсолютным — различные группы могут смешиваться, вливаясь друг в друга или образуя новые группы. Человечество во временном аспекте. Есть предположения о существовании других цивилизаций на Земле, предшествующих современной (Атлантида, например). Может рассматриваться во временном аспекте, как фратрия (или род), существующая не менее 2-х миллионов лет с выделением трёх этапов: раннее человечество, древнее человечество и современное человечество. В настоящем времени современное человечество – совокупность государств, проводящих политику защиты своих национальных интересов. №19 Духовная сфера общества Ответ: Духовная сфера жизни общества – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль, дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом, кроме того духовная сфера общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Мораль — это совокупность правил поведения; наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир; искусство — отражение окружающей действительности в художественных образах; религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.013 с.) |