Тема 9. Конфликты в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Конфликты в организации



Роль конфликтов для развития и функционирования организации. Специфика конфликта в организации. Типологии конфликтов в организации.

Организационные конфликты. Производственные конфликты. Трудовые конфликты. Понятие, субъекты, причины организационно-управленческих конфликтов;

Инновационные конфликты Социальная база инновационных процессов. Формы противоречивых интересов, вызванных внедрением инноваций в организации. Основные причины, вызывающие инновационные конфликты. Деловые и межличностные типы инновационных конфликтов.

Особенности управления конфликтами в организации. Алгоритм анализа и разрешения конфликта.

Тема 10. Межгрупповой конфликт

Особенности межгрупповых конфликтов. Групповой конфликт и его разновидности: личность - группа и группа - группа. Специфика конфликта личность группа. Причины конфликтов данного типа. Классификация конфликтов данного типа по С.М.Емельянову. Функции групповых конфликтов по Л.Козеру. Понятие групповой атрибуции. Психологические и структурные изменения в противоборствующих группах: межгрупповая враждебность (Г.Лебон, З.Фрейд), объективный конфликт групповых интересов в реалистической теории Д.Кэмпбелла, внутригрупповой фаворитизм (К.Фергюсон и др.). Влияние на динамику и структуру конфликта различных факторов: механизма возникновения группы (биполярные и многополюсные группы), ситуации нулевой суммы конфликтного взаимодействия, наличия общих целей, степени агрессивности внешней среды и т.д. Формы межгрупповых конфликтов: совещания, переговоры, дискуссии, забастовки, митинги, собрания, демонстрации, встречи лидеров.

Причины и факторы групповых конфликтов. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Типология межгрупповых конфликтов. Политические конфликты. Этнические конфликты

Раздел V. Управление конфликтом

Тема 11. Прогнозирование, предупреждение и регулирование конфликтов.

Стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение. Прогнозирование конфликта как этап выявления его возможных причин и потенциального развития.

Предупреждение конфликта. Понятие карты конфликта, ее структурные элементы (Х.Корнелиус, Ш.Фейр). Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация действий комплекса детерминирующих конфликт факторов как вынужденная профилактика; эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта. Стимулирование конфликта: его субъект, средства, границы. Требования к руководителю на этапе стимулирования конфликта. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов.

Регулирование конфликта как форма ослабления остроты конфликта, ограничения и обеспечение его развития в сторону разрешения. Признание реальности конфликта, легитимация, структурирование групп и институциализация как основные стадии регулирования конфликта, использование технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений. Использование коммуникативных, информационных, социально-психологических и организационных технологий при регулировании конфликта.

Тема 12. Переговоры как способ регулирования конфликтов

Общая характеристика переговоров. Основные этапы переговорного процесса Стратегии ведения переговоров. Динамика переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Основные принципы ведения эффективной дискуссии: правило выслушивания, правило равенства, процедурное правило, правило безоценочных суждений, правило технологической оснащенности, правило преодоления тупиков. Ошибки переговорного процесса: организационные, поведенческие, коммуникативные.

 

Тема 13. Посредничество в конфликте.

Вмешательство в конфликт со стороны третьих лиц. Консультация, фасилитация, арбитраж, третейский суд, наблюдение как способы вмешательства в конфликт: границы использования, специфика. Понятие медиации. Факторы выбора формы посредничества в конфликте. Контрактные (официальные) и спонтанные (неофициальные) медиаторы. Принципы медиации. Функции медиатора. Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами и этапы медиативной процедуры. Эффективность медиаторства. Руководитель как посредник в конфликте. Медиаторство в условиях современной России.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Методические рекомендации для преподавателей

Преподавание дисциплины «Психология конфликта» должно строиться с учетом актуальных на сегодняшний день технологий образовательного процесса. Решение задач, поставленных перед преподавателем в рамках данного курса, в рамках дистанционного образования, предполагает сочетание традиционных лекций с семинарскими занятиями и консультациями в режиме on-line.

Особое внимание придается самостоятельной работе студентов, задачами которой являются: углубление и расширение теоретических знаний, формирование умений использовать эти знания, развитие познавательной активности и интересов студентов, самопознание и самоисследование.

Методические указания для студентов

Планы семинарских занятий

Семинар по теме 2 «История развития конфликтологических идей». Психологическая традиция изучения конфликтов

Вопросы для обсуждения

1. Психодинамический подход: З. Фрейд, К.Хорни, А.Адлер, Э.Эриксон.

2. Ситуационные подходы: концепция фрустрационной детерминации агрессии (Доллард,Миллер, Бандура); конфликт как ответ на конкурирующую ситуацию (Дойч, Шериф.)

3. Когнитивистские подходы: Курт Левин, теория баланса Хайдера, когнитивная схема У.Клар.

Рекомендуемая литература

1. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. -464 с.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.

3. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М. 1992.

 

Семинар по теме 7. «Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов»

Вопросы для обсуждения

1. Принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов

2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

3. Рациональные и иррациональные убеждения (по А. Эллису).

Рекомендуемая литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. С. 291-326.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. –СПб.: Питер, 2001. -464 с.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984.

4. Конфликтология (под ред. А.С. Кармина). С-Пт., 1999. С. 93-124.

5. Психология (под ред. А.А. Крылова). М., 1998. С. 366-374.

6. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб: Лань, 1997.

7. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М. 1996.

8. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд./Пер. с англ. Т. Саушкиной. – СПб.: Изд. «речь», 2002.- 352 с.

Планы практических занятий

Практическое занятие к теме 9. «Конфликты в организации»

Цель занятия: Отработка навыков анализа и управления конфликтом в организации.

Ход занятия. Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждой группе предоставляется описание конфликтной ситуации (ситуации можно предложить из реальной практики или дать студентам возможность придумать ее самим).

Каждая подгруппа должна проанализировать свою ситуацию по заранее заданному алгоритму и предложить один или несколько вариантов разрешения конфликта.

После окончания работы в подгруппах идет общегрупповое подведение итогов.

Раздаточный материал:

Алгоритм анализа конфликтов

 

· Определение участников конфликта: кто с кем вступил в кон­фронтацию, кто втянут в конфликтные отношения.

· Выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту (зону разногласий)

· Четко определить позиции участников конфликта

· Спрогнозировать степень разрушительности конфликта (для лю­дей, для дела, для организации).

· Желательно знать особенности характера, профессиональную компетентность основных участников конфликта, ресурсные возможности тех, кто их поддерживает (если они есть)

· Узнать намерения участников о приемлемых способах разрешения конфликта

· Поиск вариантов решения и оценка их последствий

· Выбор наиболее целесообразного из этих вариантов, в котором бы максимально объединились представления сторон о преследуемых ими целях и средствах достижения.

· Выработка окончательного решения вопроса с определением ответственности сторон.

Рекомендуемая литература

1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ. 1999. – Гл. 26.

2. Зайцев А.К. Социальная напряженность на производстве: действующие силы конфликта. - Калуга, 1991.

3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. – Ростов н/Д.: Феникс. 1998. С. 322-352.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.: Российское педагогическое агентство. 1997.

5. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: УЦ «Перспектива». 1997.

6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра. М. 1996.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.015 с.)