Кафедра менеджмента организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра менеджмента организации



Кафедра менеджмента организации

 

УТВЕРЖДАЮ

 
Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

___________ В.И. Малюк

 

«20»января 2011 г.

 

 
Рег. № М-1164

 

 

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕЖДМЕНТ

 

 

Методические указания к изучению дисциплины и

выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Специальность 080507- Менеджмент организации

 

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составитель

 

канд. экон. наук, доц. Е. П. Рябинина

 

Рецензент

канд. экон. наук, проф. Т.А. Егорова

 

 

Подготовлено на кафедре

Менеджмента организации

 

Одобрено научно-методическим советом факультета

Менеджмента

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

Представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2011


Содержание.

1. Общие положения …….………………………………………...4

2. Методические указания к изучению дисциплины.………….. 5

Методические указания к выполнению контрольной работы..5

4. Контрольные задания …………………………………………..6

5. Требования к оформлению контрольной работы……………16

6. Список литературы……………………………………………16

Приложение 1………………………………………………….18

Приложение 2…………………………………………………..23

Приложение 3…………………………………………………..24
1. Общие положения.

Цель дисциплины «Стратегический менеджмент» - усвоение теоретических основ современных концепций и методов стратегического менеджмента и выработка у студентов навыков и умений в области разработки и реализации стратегий организаций.

Основные задачи дисциплины:

 

· изучение понятий, категорий и элементов стратегического менеджмента;

· ознакомление с процессом стратегического менеджмента в организации;

· изучение методов структуризации стратегических целей организации, анализа внешней и внутренней сред организации, конкурентного и портфельного анализа;

· освоение методов и моделей стратегического менеджмента.

 

Базой изучения данной дисциплины являются дисциплины: «Основы менеджмента», «Теория организаций», «Экономическая теория», «Экономика предприятия». Курс связан с такими дисциплинами как «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Антикризисное управление», «Исследование систем управления», «Управление конкурентоспособностью организации» и др.

Студент, изучивший дисциплину «Стратегический менеджмент», должен овладеть комплексом знаний и навыков, которые в дальнейшем помогут ему на практике эффективно осуществлять не только различные виды управленческой деятельности, но и быть способным к подготовке, обоснованию и принятию стратегических решений в организациях, функционирующих в условиях жесткой конкуренции и нестабильной внешней среды.

Предусмотренная учебным планом специальности для студентов заочной формы обучения контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студентов. Положительная оценка контрольной работы служит основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент».

2. Методические указания к изучению дисциплины.

 

Прежде чем начать изучение дисциплины, необходимо ознакомиться с Приложением 1 «Содержание дисциплины», а также со списком рекомендуемой литературы, приведенном в разделе 6. При изучении дисциплины и выполнение контрольной работы студент должен использовать учебную и специальную литературу, периодическую печать (газеты, журналы по экономике и менеджменту), а также собственный практический опыт. При выполнении контрольной работы нельзя ориентироваться только на рекомендуемую литературу, так как за время, прошедшее со времени издания методических указаний, могли выйти новые учебники, учебные пособия, статьи, специальные работы по стратегическому менеджменту, которые могут оказаться полезными при изучении курса и выполнении контрольной работы.

Использование только учебной литературы для выполнения задания является недостаточным для получения зачета по контрольной работе, а в ряде случаев и невозможно из-за отсутствия в учебниках соответствующего материала.

 

Методические указания к выполнению

Контрольной работы.

Цель контрольной работы – закрепление знаний и получение практических навыков в области обоснования и выбора стратегий организации.

Контрольная работа состоит из трех заданий, соответствующих основным разделам дисциплины «Стратегически менеджмент». Первое задание включает два теоретических вопроса по различным темам, взятым из программы дисциплины. Второе задание - исследовательское и связано с проведением укрупненного стратегического анализа конкретной организации. Третье задание – решение задачи формирования продуктовой стратегии организации с использованием модели портфельного анализа.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Студент выбирает свой вариант в зависимости от двух последних цифр номера его студенческого билета (табл. 1).

Таблица 1.

Номер варианта Последние цифры студенческого билета  
      -        
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
              -
              -
        -   - -

 

Следует помнить, что выполнение контрольной работы предполагает не только реферативное изложение теоретического материала, но и пояснение рассматриваемых теоретических положений

примерами из деятельности предприятия, на котором работает студент, или из материалов, опубликованных в печати.

4. Контрольные задания.

Контрольное задание №1.

Вопросы контрольного задания составлены в соответствии с содержанием тем рабочей программы дисциплины.

Контрольное задание №1 предполагает развернутые ответы на два теоретических вопроса.

Вариант 0.

1. Сущность стратегического менеджмента. Значение и роль стратегического менеджмента в системе управления организацией.

2. Диверсификация. Виды и характеристика. Стратегии диверсификации.

Вариант 1.

1. Основные категории стратегического менеджмента.

2. Стратегии роста и их разновидности.

Вариант 2.

1. Диагностика внешней среды организации.

2. Реализация стратегий. Основные стадии выполнения стратегий. Стратегические изменения и их виды.

Вариант 3.

1. Модель формирования стратегии организации и механизм принятия стратегических решений.

2. Общие (базисные, эталонные) стратегические альтернативы развития бизнеса и их характеристика.

Вариант 4.

1. Миссия организации. Понятие и основные компоненты. Значение миссии для организации.

2. Продуктово-рыночные (портфельные) стратегии организации.

Вариант 5.

1. Внутренняя среда организации как потенциал в конкурентной борьбе. Анализ факторов внутренней среды организации.

2. Анализ отрасли и конкуренции в ней. Семь элементов отраслевого анализа.

Вариант 6.

1. Анализ конкуренции. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

2. Матрица Mc Kincey.

Вариант 7.

1. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). "Кривая опыта" и концепция "жизненного цикла", лежащие в основе матрицы БКГ.

2. Цели организации, их виды и характеристика. Ключевые области определения стратегических целей по П. Друкеру. Требования, предъявляемые к стратегическим целям организации.

Вариант 8.

1. Сущность и содержание SWOT-анализа среды организации.

2. Классификация стратегий организации. Корпоративные, деловые, функциональные стратегии, их особенности.

Вариант 9.

1. Иерархия целей организации (метод декомпозиции). Правила построения "дерева целей".

2. Конкурентные преимущества и базовые стратегии (по Портеру).

Вариант 10.

1. Анализ диверсифицированной компании (портфельный анализ).

2. Стратегический контроль.

Вариант 11.

1. Выбор стратегии, исходя из позиции, занимаемой организацией на рынке.

2. Ситуационный анализ, его содержание.

Вариант 12.

1. Оценка рыночной позиции конкурентов. Построение карты стратегических групп.

2. Виды функциональных стратегий.

Вариант 13.

1. Стратегия лидерства в издержках. Условия реализации и риски. Преимущество относительно пяти сил конкуренции.

2. Модель "Продукт-рынок" (матрица И. Ансоффа).

Вариант 14.

1. Стратегический ценовой анализ (анализ ценовой цепочки).

2. Выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли.

 

Контрольное задание №2.

Задание охватывает следующие темы рабочей программы дисциплины: «Стратегическое целеполагание» (тема 5), «Диагностика и анализ внешней среды организации» (тема 6), «Диагностика и анализ внутренней среды организации» (тема 7) [6.1: 2, 3, 4,5; 6.2: 3, 7, 14].

Данное контрольное задание является исследовательским и предполагает проведение некоторых этапов стратегического анализа, который предшествует обычно формированию стратегии организации.

Формулировка задания единая для всех студентов, без вариантов. Так как каждый студент будет проводить анализ конкретной организации, а каждая из них уникальна, то содержание задания будет различно.

В качестве организации для исследования может быть выбрана:

- организация, в которой студент работает;

- организация, с деятельностью которой он хорошо знаком;

- организация, информацию, о деятельности которой можно взять из газет или журналов.

 

Стратегический анализ должен включать следующие этапы (разделы):

 

1. Общая характеристика организации.

 

Необходимо привести данные об особенностях деятельности организации, характеристику рынка, конкуренции и т.п. Желательно использовать цифровые данные, диаграммы, таблицы.

 

2.Миссия организации.

 

Миссия в обобщенном виде отражает главное предназначение организации; ее место и роль в отрасли и на рынке; принципиальное отличие от других; культуру и имидж; философию бизнеса (базовые взгляды, ценности, предпочтения); совокупность важнейших задач, выгод для клиента; социальную ответственность перед обществом и своими работниками; основные области деятельности и виды выпускаемой продукции; используемые технологии; концепцию управления. Неотъемлемым элементом миссии является лозунг.

 

3 .Анализ макросреды организации.

 

Для изучения влияния макросреды организации можно использовать PEST- анализ (Political, Economical, Socio-cultural, Thechnological), который даёт возможность идентифицировать основные политические, экономические, социально-культурные и технологические силы, влияющие на деятельность компании. Необходимо дать количественную оценку внешних возможностей и опасностей для организации, используя экспертный метод оценок и составляя профиль внешней среды организации. Важность факторов для организации оценивается в баллах: от 0 (нейтральные) до 5 (очень важные). Воздействие факторов оценивается по шкале: +50 (сильное положительное воздействие, сильная возможность), 0 (отсутствие воздействия, нейтральность), -50 (сильное отрицательное воздействие, сильная опасность). Форма оценки, приведена в таблице 2.

 

Таблица 2.

Задание.

· Сформировать портфельную (продуктовую) стратегию предприятия, используя матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы).

· Сопоставить и оценить рассматриваемые стратегические зоны хозяйствования – СЗХ, используя матрицу БКГ.

· Сделать выбор перспективных СЗХ и дать стратегические рекомендации предприятию.

Исходные данные.

На предприятии выделены 6 потенциальных стратегических зон хозяйствования - СЗХ Экономическая характеристика каждой СЗХ по вариантам представлена в таблицах.

Вариант 0.

Варианты 1, 2, 3.

 

В вариантах меняются значения показателей относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 0.

 

 

№ варианта Относительная доля рынка СЗХ
           
  0,6 0,4 0,44 0,2 1,2 1,2
  1,2 0,46 2,1 1,2 0,8 2,1
  0,8 1,8 0,2 1,6 0,4 0,8

Варианты 4, 5, 6.

 

В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 0.

 

№ варианта Рост рынка СЗХ, %
           
             
             
             

Вариант 7.

Варианты 8, 9, 10,11.

В вариантах меняются значение показателя рост рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.

№ варианта Рост рынка СЗХ, %
           
             
             
             
             

 

Варианты 12, 13, 14.

 

В вариантах меняются значения показателя относительной доли рынка, значения остальных показателей остаются те же, что и в варианте 7.

 

  № варианта Относительная доля рынка СЗХ
           
  0,9 1,5   1,2 0,3 0,1
  1,4 0,8 1,2 1,8 0,1 0,6
  1,8 0,3 0,8 0,3 1,4 0,5

Порядок решения.

1. Построить матрицу БКГ и оценить позиции рассматриваемых СЗХ. В качестве критериев оценки СЗХ принимаются темпы роста рынка и относительная доля рынка.

В качестве масштаба оценки (средние значения в матрице) могут применяться: средний рост рынка в отрасли в размере 10% и относительная доля рынка в отрасли на уровне 1,0. т.е. объемы продаж предприятия и сильнейшего конкурента равны. На матрице планируемые объемы реализации по каждой СЗХ показываются в виде кругов, диаметр которых пропорционален объему реализации по данному СЗХ. Сектором в этих кругах показывается доля покрытия затрат.

2.Определить покрытие затрат - величину,получаемую после вычета переменных затрат из выручки от реализации (или удельных переменных затрат из цены). Величина покрытия затрат предназначена для покрытия постоянных затрат за определенный период (например, за год). Эту величину необходимо максимизировать так, чтобы она была больше или равна сумме постоянных затрат и запланированной прибыли для предприятия.

Доля покрытия затрат - это относительная долявеличины покрытия затрат в объеме выручки от реализации. Этот показатель характеризует внутрипроизводственное соотношение между ценой и производительностью. Доля покрытия затрат показывает прибыльность каждого продукта. Оптимизация этого показателя возможна путем изменения ассортимента продукции, а также улучшения организационно-технологических условий производства.

 

3.На основе анализа матрицы БКГ сформировать портфельную (продуктовую) стратегию предприятия. Продуктовая стратегия предприятия формируется по отдельным зонам хозяйствования (СЗХ) и может содержать следующие стратегические решения:

· изменение объемов реализации (цены или количества);

· снижение уровня постоянных затрат;

· снижение уровня переменных затрат и т.п.

· исключение из продуктового "портфеля" предприятия;

· изменение относительной доли на рынке;

· увеличение инвестирования;

· введение жесткого контроля инвестиций и перераспределение денежных средств между отдельными видами бизнеса и т.п.

 

При формировании продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:

· "звезды" оберегать и укреплять;

· по возможности избавляться от "собак", если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

· для "дойных коров" необходимы жестокий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль менеджеров высшего уровня;

· "дикие кошки" подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в "звезды";

· комбинация продуктов "кошки"," звезды" и "коровы" приводит к наилучшим результатам функционирования - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

· комбинация "кошки" и "звезды" ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

· комбинация "коровы" и "собаки" ведет к падению продаж и рентабельности.

 

5.Требования к оформлению контрольной работы.

 

Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и распечатана. В виде исключения, контрольная работа может быть исполнена в рукописном варианте.

Контрольная работа состоит из следующих частей: титульного листа, содержания, основной части, списка литературы и приложений (при необходимости).

Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с приложением 2.

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится).

В содержании обязательно указываются страницы. На титульном листе должна быть указана дата выполнения контрольной работы и стоять личная подпись студента.

Основная часть включает в себя выполнение трех заданий. По каждому заданию рекомендуется текстовый материал сопровождать иллюстрациями: таблицами, рисунками, схемами, графиками. Ход проводимых исследований и принятия управленческих решений, должен сопровождаться пояснениями. По каждому заданию должны быть сделаны выводы. Рисунки и таблицы необходимо оформлять в соответствии с существующими требованиями.

Список литературы, необходимой для выполнения контрольной работы оформляется по правилам заполнения ГОСТ 7.1-2003. Ссылки на использованную литературу должны присутствовать в каждом задании.

 

Список литературы.

6.1. Основная литература.

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. / Пер. с англ. А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2009.

2. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2008.

3. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций/ В.Д. Маркова, С.А Кузнецова. - М.: Новосибирск: ИНФРА - Сибирское соглашение, 2008.

4. Рябинина Е.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.П. Рябинина.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

5. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. А.Н. Петрова. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

6. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

6.2. Дополнительная литература.

1. Алавердов А.Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке: Учебник.- М.: Маркет ДС, 2009.

2. Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. - М.: Вершина, 2006.

3. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

4. Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах? Учебное пособие. - М.: Велби, Проспект, 2006.

5. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Учебник / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин.- 2-е изд., стереотипное. - М.: ОМЕГА-Л, 2006.

6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления/ СпбГУ; Высшая школа менеджмента.-2-е изд. - СПб.: Высшая школа менеджмента: Изд-во СпбГУ, 2008.

7. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Курс MBA по стратегическому менеджменту: Пер. с англ / Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэнделл.- 3-е изд., перераб. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: Учебное пособие для вузов/ Под ред. И.И. Мазура. - М.: Экономика", 2001.

10. Минцберг Г. С. Стратегический процесс/ Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С.; Пер. с англ. - СПб.: Изд. "Питер", 2001.

11. Минцберг Г. Школы стратегий: Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента/ Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Дж.: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000.

12. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник/ В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко - М.: КНОРУС, 2006.

13. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 8-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2007.

14. Томпсон А.А., мл. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа/ А.А Томпсон-мл., А.Дж Стрикленд Ш. Пер. с англ. под ред. Н.М. Макаровой.- 12-е изд.- М.: Вильямс, 2003.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины "Стратегический менеджмент".

 

 

Раздел 1. Основные понятия и категории стратегического менеджмента.

Тема 1. Сущность и значение стратегического

менеджмента.

Стратегический менеджмент как вид менеджмента и как процесс принятия стратегических решений. Цели и задачи стратегического менеджмента. Принципы стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент и долгосрочное планирование. Сравнительные характеристики оперативного и стратегического менеджмента.

Основные понятия стратегического менеджмента:

стратегия, стратегическая зона хозяйствования, стратегическая единица бизнеса, портфель предприятия, ключевые (корневые) компетенции.

 

Тема 2. Становление и развитие стратегического менеджмента.

Предпосылки возникновения стратегического менеджмента, этапы его развития.

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.

Две концепции стратегического менеджмента (маркетинговая и ресурсная модели).

Виды стратегического управления. Управление на основе решения стратегических задач. Управление по слабым сигналам. Управление в условиях стратегических неожиданностей.

Стратегическое управление. Стратегический маркетинг.

 

Тема 3. Стратегии предприятия.

Стратегия предприятия. Различные подходы к толкованию понятия «стратегия организации». Модель формирования стратегии организации.

Значение классификаций стратегий для принятия стратегических решений. Признаки классификации и типы стратегий.

Уровни стратегии организации. Понятие и содержание корпоративной, деловой и функциональной стратегий организации.

Конкурентные и портфельные стратегии.

 

Тема 4. Ключевые элементы процесса стратегического менеджмента.

Модель процесса стратегического менеджмента, характеристика его элементов. Целеполагание. Формирование стратегий предприятия. Выполнение стратегии. Стратегический контроль.

Факторы, определяющие выбор стратегии.

 

Организации.

Ситуационный анализ, его содержание. SWOT-анализ. Понятие и значение. Определение сильных и слабых сторон организации. Определение и оценка возможностей и угроз.

Стратегический ценовой анализ. Ценностная цепочка М. Портера.

Оценка конкурентной позиции организации. Признаки сильной и слабой конкурентной позиции. Оценка конкурентной позиции организации относительно основных конкурентов.

 

Тема 8. Основные стратегии развития бизнеса.

Понятие базисных (эталонных) стратегий как отражения четырех разных подходов к росту предприятия: ограниченный рост, рост, сокращение, комбинированная стратегия. Типология стратегий.

Стратегии концентрированного роста и их стратегические альтернативы.

Стратегии интегрированного роста и их разновидности.

Стратегии сокращения. Виды и характеристика.

Стратегии диверсифицированного роста.

Наступательные стратегии. Выбор объекта для наступления. Фронтальное и фланговое наступления. Оценка возможностей реализации и защиты конкурентов.

Оборонительные стратегии. Основные способы защиты конкурентной позиции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример оформления первой страницы титульного листа контрольной работы.

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра менеджмента организации

 

Контрольная работа по дисциплине

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Выполнил:_________________________________

(Фамилия И.О.)

 

студент _____курса _____спец. ______________

(срок обучения)

группа ______№ зачет. книжки_______________

 

Подпись:____________________________________

 

 

преподаватель:__________________________

(Фамилия И.О.)

 

должность:_________________________________

УЧ. СТЕПЕНЬ, УЧ. ЗВАНИЕ

Оценка:________________ дАТА:_______________

 

Подпись:____________________________________

 

Санкт-Петербург

201_

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Кафедра менеджмента организации

 

УТВЕРЖДАЮ

 
Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

___________ В.И. Малюк

 

«20»января 2011 г.

 

 
Рег. № М-1164

 

 

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕЖДМЕНТ

 

 

Методические указания к изучению дисциплины и

выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

Специальность 080507- Менеджмент организации

 

 

Санкт-Петербург


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составитель

 

канд. экон. наук, доц. Е. П. Рябинина

 

Рецензент

канд. экон. наук, проф. Т.А. Егорова

 

 

Подготовлено на кафедре

Менеджмента организации

 

Одобрено научно-методическим советом факультета

Менеджмента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.215 с.)