Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная собственность.

Поиск

В современной экономике наряду с частной собственностью существует государственная собственность. Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности государству. В Российской Федерации различают две формы государственной собственности:

• федеральная собственность (собственность Российской Федерации в целом);

• собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

В России в соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными организациями во владение, пользование и распоряжение.

Установление государственной собственности позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с соответствующим выделением необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики.

Вместе с тем государственной собственности присущи и определенные недостатки. К ним относятся неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание экономических благ, бюрократический стиль управления, незаинтересованность в использовании новых достижений науки и техники, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции. Все это приводит к тому, что государственные организации оказываются часто менее эффективными по сравнению с аналогичными частными структурами.

В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности выступает муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне рассматривается как самостоятельная форма собственности. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, a также муниципальным образованиям. Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. К объектам муниципальной собственности относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы и т. д. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.

Иные формы собственности.

В современной экономике помимо основных форм собственности существуют и другие, производные формы собственности. К ним относится иностранная собственность, смешанная собственность, интеллектуальная собственность и др.

Под иностранной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным лицам: физическим и юридическим лицам, государствам, международным организациям.

Смешанная собственность – собственность, основанная на сочетании разных форм собственности (с участием иностранной собственности или нет).

В современной экономике, функционирующей на основе информационных технологий, большую роль играет интеллектуальная собственность. Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуального труда. Это — открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и другие продукты, а также произведения искусства.

Права интеллектуальной собственности защищены особыми законами. В России к ним относятся Федеральные законы: «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин» «О правовой охране топологий интегральных схем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Патентный закон Российской Федерации».

Таким образом, современная рыночная экономика предполагает многообразие форм и видов собственности. Это многообразие позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной формы собственности и в то же время корректировать возможные отрицательные социально- экономические последствия.

Трансформация форм собственности в России

Основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление огосударствления, т. е. ликвидация тоталитарного государственного господства в данной сфере. Широкий комплекс мер по разгосударствлению и приватизации в России обусловил значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности. Разгосударствление охватывает весь комплекс преобразований хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Другим направлением преобразований отношений собственности в экономике является приватизация. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях объектов государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Как отношения собственности составляют основу хозяйственной системы, так и приватизация - процесс трансформации этих отношений является ядром экономических реформ, создавая в стране слой самостоятельных хозяйствующих субъектов, способствуя формированию в экономике конкурентной среды, освобождая государство от непосильной для него ноши экономической ответственности и перенося эту ответственность на самих хозяйствующих субъектов.

Лекция 5. Конкуренция. Фирма в условиях различных видов конкуренции.

Понятие и формы конкуренции

Понятие совершенной конкуренции и её характерные черты.

Понятие и виды несовершенной конкуренции.

Характерные черты чистой монополии.

Характерные черты монополистической конкуренции.

Характерные черты олигополия.

Понятие и формы конкуренции

Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы.

По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую, неценовую, недобросовестную. По степени ограничения конкуренции различают типы рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция представлена соперничеством производителей аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Этот вид конкуренции называют ещё предметной или межфирменной. Внутриотраслевая конкуренция втягивает производителей (продавцов) в борьбу за технический процесс, побуждает к скорейшему использованию достижений науки и техники, к совершенствованию применяемых технологии и техники производства; к совершенствованию организации управления производством; к повышению квалификации работников и т. д. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция втягивает экономических субъектов отрасли, в борьбу за совершенствование всех условий производства, стимулирует поиск экономного и наиболее эффективного использования всего многообразия материальных и людских ресурсов (основных и оборотных средств предприятий), способов обеспечения высокого качества товаров, услуг и обслуживания покупателей (потребителей).

Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме. Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли. Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль. Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль. Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая.

Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи. Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы.

В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция». К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством.

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.007 с.)