Социальное звучание инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное звучание инноваций



Генерируемый инновациями экономи­ческий рост позволяет повысить уровень жизни населения. Инновации способ­ствуют решению проблем занятости за счет создания новых высокооп­лачиваемых рабочих мест. Повышается уровень образования и здравоохране­ния. Социаль­ные и экономические субъекты трансформируются в единое целое. Обеспечивается единство нации. Во многих случаях смягчаются социальные противоречия и конфликты.

 

6. Влияние инноваций на окружающую среду

Интенсивность инновационных процессов в современном мире значи­тельно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окру­жающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за ко­торой неизбежно следует нарушение нормального кругооборота веществ в природе.

Но только на инновационном пути возможна гармонизация отноше­ний между человеком и природой. Научно-технические достижения позволя­ют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, рас­пространения рециклических технологий. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие.

 

Активизация международного научно-технического сотрудничества

Инновационные процессы приобретают международный характер. Объединяются ресурсы, идет процесс трансфера технологий, создаются мировые научно-инновационные инфраструк­туры, происходит стремительная интернационализация хо­зяйственной жизни.

При современных масштабах научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, даже наиболее развитой стране.

 

8. Обеспечение глобальной конкурентоспособности национальной экономики

Полноценная интеграция в мировую экономику невозможна без инноваций, наличия у страны адекватной научно-технологической базы, механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, наличиемквалифицированных специалистов.

 

Обеспечение национальной безопасности

Наличие мощного научно- инновационного потенциалапозволяет противостоять любому диктату извне, укреплять обороноспособность страны, противостоять ограничению доступа к передовым технологиям, созданию технологических цепей.

Интернационализация научно-технических и инновационных процессов уменьшает угрозу конфликтов, позволяет предотвращать террористические акты, другие противоправные действия, свести к минимуму негативные последствия катастроф, стихийных бедствий и т.п.

 

10. Использование научно-технических достижений в предотвращении антиобщественных проявлений.

Исходя из вышеизложенных аспектов общегосударственного значения инноваций создание благоприятных условий для инновационного развития – важнейшая задача белорусского государства.

Мировой опыт экономического развития

Инновационная активность большинства белорусских предприятий до сих пор остается на низком уровне. Поиск решения проблемы побуждает нас обратиться к зарубежному опыту.

Опыт США по выходу из кризиса тридцатых годов прошлого столетия.

Опыт Японии по развитию экономики после Второй мировой войны.

Современный опыт Китая.

Особенно полезен практический опыт новых индустриальных стран (Израиль, Бразилия, Чили, Мексика. Южная Корея, Малайзия). Их экономические системы близки по структуре и эффективности к белорусской. Именно эти страны в последние несколько десятилетий демонстрируют высокие устойчивые темпы экономического роста с акцентом на решение социальных вопросов.

Опыт новых индустриальных стран широко освещался на семинаре «Инновации, экономический рост и политика правительства», организованном Институтом Всемирного банка и Фондом Чили в марте 2004 г. в Сантьяго. Для Беларуси, сопоставимой по уровню развития с новыми индустриальными странами, особенно важны методы стимулирования их инновационного экономического роста.

 

Опыт Южной Кореи

Значительных успехов в этом направлении достигла Южная Корея. Ей удалось преодолеть кризис конца 1990-х гг. и встать на путь инновационного развития. Опыт этой страны особенно интересен для Беларуси, так как экономики обоих государств опираются на крупные промышленные предприятия.

В Южной Корее это чеболи – диверсифицированные промышленные конгломераты, организованные по принципу вертикальной интеграции и затрачивающие на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и инвестиции наибольший капитал в стране. Некоторое время назад они стали терять лидерство, особенно в высокотехнологических отраслях.

Правительство незамедлительно приступило к формированию новой концепции научно-технической политики. Важно, что в ходе реформы был сохранен научно-технический потенциал чеболи, однако произошла их внутренняя реструктуризация и, самое главное, появилась нацеленность на конечные коммерческие результаты и взаимодействие с другими институтами, в том числе новыми: национальными инновационными парками, бизнес-инкубаторами, венчурными компаниями, малыми высокотехнологическими предпринимательскими фирмами.

Крупные предприятия по-прежнему продолжают играть главную роль а новых инновационных системах, зато изменилась природа их инновационной деятельности. Чеболи начали активно сотрудничать с малыми и средними предпринимательскими структурами. Разработку новых технологических процессов и оборудования, расширение рыночной инфраструктуры они стали осуществлять при помощи самоокупаемых корпоративных исследовательских центров, которые активно взаимодействуют с государственными НИИ, университетами, специализированными малыми предпринимательскими компаниями. Наряду с корпоративными научно-конструкторскими центрами чеболи стали создавать сети дочерних венчурных компаний. Этот процесс в Южной Корее шел очень активно. Только за 1998-2001 гг. число самостоятельных исследовательских центров, образованных на базе крупных корпораций, увеличилось с 2 до 9 тыс., а венчурных компаний – с 2 до 11 тыс. Заметно активизировались малые и средние фирмы, которые, как правило, стремятся создавать альянсы с крупными корпорациями. Такое взаимодействие способствует быстрому и масштабному внедрению инноваций.

Таким образам, опыт Южной Кореи показал, что продуманная реорганизация традиционной научно-исследовательской системы и ее активная связь с новыми инновационными институтами может дать ощутимый толчок к повышению эффективности национальной экономики.

 

Чилийский опыт «выращивания» инновационных бизнесов.

В этой стране создаются государственные и частные «фонды фондов», цель которых – поиск инновационных проектов, «выращивание» их на базе инновационных компаний и, в конечном счете, продажа на фондовом рынке. Фонд Чили – частная некоммерческая организация, специализирующаяся на поиске инновационных проектов и управлении инновациями, предоставлении широкого спектра научно-технологических услуг, но главное в ее деятельности – это «выращивание» инновационных компаний в традиционных отраслях (агробизнес, морские ресурсы, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, туризм, экология и образование). Организация была создана 30 лет назад, источники ее финансирования – государственные бюджетные средства на НИОКР, вложения частных компаний и собственные накопленные ресурсы.

За время своего существования Фонд Чили проработал сотни проектов, создал более 80 фирм, из них две трети проданы на фондовом рынке. И это далеко не мелкие компании. Так, в 1980-е гг. на основе заимствования в США и Канаде технологии разведения антарктического лосося была создана национальная компания, которая расширила свой бизнес до 1,3 млрд. долл. в год. Это яркий пример усилий инновационного фонда по «выращиванию» крупномасштабной инновационной национальной компании. За годы деятельности фонда доля самоокупаемости его проектов выросла с нуля до 87 %.

Важное направление в работе Фонда – создание высокопрофессиональной управленческой команды, обладающей сильным предпринимательским духом, готовой рисковать для достижения масштабных национальных и коммерческих целей. Команда менеджеров постоянно ищет новые методы инновационной деятельности, порой достаточно неординарные.

В качестве основного фактора, тормозящего широкое внедрение инноваций в национальную экономику, большинство чилийских исследователей и менеджеров считают человеческий: слабое восприятие обществом и бизнес-средой нововведений, инерционность мышления, низкая активность, оторванность образования от быстро меняющихся экономических условий.

 

Опыт Израиля

Израиля убедительно продемонстрировал, каким образом, опираясь на уникальный человеческий потенциал инженеров и ученых (преимущественно выходцев из СССР), можно создать прогрессивную инновационную систему.

В начале 1990-х гг. в рамках национальной программы была образована государственная компания ln-bal в виде ОАО, которая предоставила гарантии на инвестиции для венчурных инвестиционных фондов в размере 70 % от стартового капитала. В рамках этой программы были созданы четыре частных инвестиционных фонда, деятельность которых весьма жестко регламентировалась государством. В результате они не смогли достичь высокой финансовой эффективности и привлечь дополнительный капитал, поэтому через два года программа была свернута.

Учитывая этот негативный опыт, в 1993 г. была разработана новая национальная программа Yozma, в соответствии с которой была образована одноименная государственная инвестиционная компания с целью развертывания в стране сети национальных частных венчурных фондов. Правительство выделило в уставный фонд этой компании 100 млн. долл., которые были вложены в десятки вновь созданных частных инвестиционных фондов. При этом вводилось ограничение: пакет акций, принадлежащих правительству в этих фондах, не должен был превышать 40 %, т. е. контроль над ними оставили в частных руках.

К участию в создании частных фондов правительство активно приглашало крупные зарубежные инвестиционные компании, тогда как управление фондами осуществлялось израильскими менеджерами. Это обеспечило трансфер передового опыта развитых стран и накопление навыков управления местным персоналом.

Правительство с самого начала предлагало менеджерам в течение пяти лет с момента создания фонда выкупать государственные акции по фиксированной (стартовой) цене плюс 5-7 % годовых на вложенный капитал. Такая политика привела к удивительным результатам. Вложив в 1993 г. 100 млн. долл. в инвестиционную компанию Yozma «фонд фондов, правительству удалось привлечь дополнительно 150 млн. долл. частных инвестиций в десять венчурных фондов.

В совокупности это позволило создать необходимую критическую массу венчурного капитала в стране (около 0,5% ВВП) для инвестирования высокотехнологических проектов. Реализация этой государственной программы дала возможность увеличить за 7 лет количество венчурных фондов в 20 раз (с 5 до 100), а объем их капитала – в 25 раз (с 0,4 до 10 млрд. долл.).

Ежегодно в Израиле создаются 1000-1500 новых экспортно ориентированных высокотехнологических компаний. В результате экспорт высокотехнологичной продукции в этой стране вырос с 2,2 млрд. долл. в 1991 г. до 11 млрд. долл. в 2000 г., что дало возможность повысить ее долю в общем объеме экспорта Израиля до 46 % (один из самых высоких показателей в мире).

Еще один впечатляющий (и наиболее прогрессивный) результат такой политики – активный выход израильских компаний с IPO (первичное публичное размещение акций) на фондовые рынки США и Европы. К 2000 г. только в США торговали своими акциями свыше 150 высокотехнологических израильских (или совместных) компаний.

Таким образом, правительство Израиля продемонстрировало уникальный пример создания государственной инновационной компании для развертывания национальной сети венчурных инвестиционных фондов.

Опыт развивающихся стран можно преломить к конкретным условиям нашей страны. Его можно свести к следующему:

1. Для догоняющих стран характерной является

активная позиция государства в отношении стимулов для производителей независимо от формы собственности. Особо стимулируется государством экспорт, поскольку мировой рынок является лучшим индикатором конкурентоспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.011 с.)