Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Понятие конфликта и конфликтные ситуации.

Тема 1: Понятие конфликта и конфликтные ситуации.

 

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также о принципах, способах, приёмах их конструктивного регулирования. Объектом конфликтологии являются конфликты в целом. Цель науки – создать модель разрешения конфликта, стратегии, методы управления конфликтами и найти почву для согласия сторон.

Спорная ситуация – различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий. Если эта ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
«Любому конфликту предшествует спорная ситуация, но далеко не всякая спорная ситуация ведёт к конфликту».

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон. Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимо следующее:

· значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

· наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов;

· превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Таким образом, конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта, а конкретно конфликт, начинается после инцидента (повод, который ущемляет пусть даже не умышлено, ущемляет одну из сторон)

 

Схема превращения спорной ситуации в конфликт.

 

Уже в конфликтной ситуации проявляются возможные участники конфликта (субъекты) – минимум 2 человека. Объект конфликта – то на что претендует каждая из конфликтующих сторон. Конфликт (лат. - столкновение) – столкновение интересов, представлений, желаний нескольких сторон.

Динамика конфликта

 

В динамике каждого конфликта можно фиксировать следующее:

Спорная ситуация, которая перерастает в конфликт. Ситуацию – возникновение инцидента – развитие конфликта – завершение. Если же мы изменим конфликтную ситуацию, то можно прекратить конфликт, а если нет, то возможно начало нового конфликта.

Признаки конфликта:

- наличие ситуации (конфликтной)

- неделимость объекта конфликта

- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие

 

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора.

Формула конфликта:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент

Суть конфликта:

- проблема конфликта (противоречия лежащие в основе конфликтной ситуации)

- причина конфликта (конкретные обстоятельства взаимодействия конкретных людей)

- повод конфликта (ситуация, которая привела взаимоотношения людей из скрытого конфликта в открытое противостояние)

 


Тема 2: Характеристика конфликта как социального феномена.

Важнейшими параметрами конфликта являются: сущность конфликта, его структура, причины конфликта, динамика.

Само слово «конфликт» пришло из латыни и означает столкновение сторон, мнений, сил. С течением времени исследователи стремились дополнить первоначальную характеристику. Учитывая многообразие наук, вносящих вклад в изучение этих проблем, в наиболее общем виде конфликт можно определить как способ развития и завершения противоречий.

Структура конфликта.

Конфликтная ситуация, позиции участников, объект конфликта, предмет конфликта, инцидент, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, развитие конфликта, разрешение конфликта, стороны конфликта.

Причиной возникновения любого конфликта являются противоречия, а они возникают там где есть рассогласование: целей, интересов, позиций, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств, межличностных отношений и т.д.

Р.Л.Кричевский выделил 3 группы причин конфликта. Он считал что конфликты могут быть обусловлены следующим:

1.трудовым процессом; 2. психологическими особенностями человеческих отношений (симпатия, антипатия, культурные различия); 3.личностным своеобразием членов группы (неумение контролировать себя).

 

Причины:

Объективные причины конфликта:

а)естественные столкновения интересов людей в процессе жизнедеятельности;

б) недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизни материальных и духовных благ;

в) слабая разработанность и использование нормативных процедур разрешения противоречий;

г) образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и с быстрыми переменами;

д) стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

Организационно – управленческие причины:

А) функционально – организационные (неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой);

Б) структурно – организационные (несоответствие структуры организации требованиям деятельности);

В) ситуативно-управленческие причины (ситуативные ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными);

Г) личностно-функциональные причины (несоответствие качеств сотрудников для занимаемой должности).

Социально – психологические причины:

А) потери и искажение информации в процессе межличностной или межгрупповой коммуникации;

Б) естественный различный подход к оценке сложных событий;

В) психологическая несовместимость;

Г) внутригрупповой фаворитизм;

Д) ограниченные способности людей к децентрации (умение поставить себя на место другого);

Е) несбалансированное ролевое взаимодействие людей;

Ж) напряженные межличностные отношения;

З) стремление к власти;

И) конкурентный характер взаимодействия;

К) различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга.

Личностные причины:

А) субъективная оценка поведения партнера как недопустимого;

Б) низкая конфликтоустойчивость;

В) завышенный или заниженный уровень притязаний;

Г) низкий уровень социально-психологической компетентности

Д) низкий уровень эмпатии;

Е) несовпадение типов темпераментов, характеров, акцентуации характеров.

Динамика.

1-2: возникновение объективной проблемной ситуации;

2-3: осознание объектом проблемной ситуации;

3-4: попытки решить проблему без конфликта;

4-5: возникновение предконфликтной ситуации;

5-6: инцидент;

6-7: эскалация; (обострение, вынос проблемы на следующий уровень)

7-8: сбалансированное противодействие;

8-9: завершение конфликта;

9-10: частичная нормализация отношений;

10-11: полная нормализация отношений.

Динамику конфликта разделяют на 3 периода:

1-5: предконфликт (латентный период);

5-9: собственно конфликт (открытый период);

9-11: послеконфликтная ситуация (латентный период).

1-7: нарастающее напряжение конфликта – дифференциация;

7-11: интеграция – спадание напряжения конфликта.


Тема 1: Понятие конфликта и конфликтные ситуации.

 

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также о принципах, способах, приёмах их конструктивного регулирования. Объектом конфликтологии являются конфликты в целом. Цель науки – создать модель разрешения конфликта, стратегии, методы управления конфликтами и найти почву для согласия сторон.

Спорная ситуация – различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий. Если эта ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
«Любому конфликту предшествует спорная ситуация, но далеко не всякая спорная ситуация ведёт к конфликту».

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон. Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимо следующее:

· значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

· наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов;

· превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Таким образом, конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта, а конкретно конфликт, начинается после инцидента (повод, который ущемляет пусть даже не умышлено, ущемляет одну из сторон)

 

Схема превращения спорной ситуации в конфликт.

 

Уже в конфликтной ситуации проявляются возможные участники конфликта (субъекты) – минимум 2 человека. Объект конфликта – то на что претендует каждая из конфликтующих сторон. Конфликт (лат. - столкновение) – столкновение интересов, представлений, желаний нескольких сторон.

Динамика конфликта

 

В динамике каждого конфликта можно фиксировать следующее:

Спорная ситуация, которая перерастает в конфликт. Ситуацию – возникновение инцидента – развитие конфликта – завершение. Если же мы изменим конфликтную ситуацию, то можно прекратить конфликт, а если нет, то возможно начало нового конфликта.

Признаки конфликта:

- наличие ситуации (конфликтной)

- неделимость объекта конфликта

- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие

 

Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора.

Формула конфликта:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент

Суть конфликта:

- проблема конфликта (противоречия лежащие в основе конфликтной ситуации)

- причина конфликта (конкретные обстоятельства взаимодействия конкретных людей)

- повод конфликта (ситуация, которая привела взаимоотношения людей из скрытого конфликта в открытое противостояние)

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.006 с.)