Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Необходимые коммуникативные теории↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания Общий курс «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре» призван познакомить студентов со всем многообразием форм коммуникаций в современном обществе. Учитывая, что курс лекций семестровый, не предусматривающий семинарских занятий, задача эта представляется весьма трудной. Для облегчения усвоения студентами материала данного курса он предваряется необходимыми минимальными знаниями в области теории коммуникации, студенты знакомятся с основной терминологией, им предлагается классификация видов коммуникаций в современной культуре. С первых же занятий студентам предлагается активная форма участия в данном курсе в виде сообщений двух типов: 1. «Актуальное событие (в нашем городе, стране, в мире) и освещение его в различных СМИ»; 2. «Антисобытие и освещение его в различных СМИ» (под «антисобытием» подразумевается чисто информационный генезис данного события или избыточное освещение его в СМИ). Доклад предполагает использование текущих знаний, получаемых студентами на лекциях, базовой терминологии, активный поиск максимально различных интерпретаций выбранного события, сопоставление их, самостоятельный анализ данного события и попытку его реконструкции. Каждый доклад сопровождается студенческой дискуссией. Данная самостоятельная работа студентов ставит перед собой цель: выработать навыки самостоятельного анализа и интерпретации событий и их информационных презентаций, противодействие приемам манипуляции сознания реципиентов СМИ.
Основные понятия Коммуникация – (лат. communicatio от глагола communicare – делать общим, связывать, сообщать, беседовать) понятие обозначающее: 1. средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2. общение, передачу информации от человека к человеку; 3. общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация) Социокультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Коммуникативная функция культуры состоит в том, что наличные социокультурные коммуникации обеспечивают саму возможность: 1. формирования социальных связей; 2. управления совместной жизнедеятельностью людей; 3. регулирование отдельных областей этой жизнедеятельности и 4. наконец, обеспечивают накопление и трансляцию социального опыта по горизонтали и вертикали. Условиями коммуникации и ее структурными компонентами являются: - общий язык у субъектов коммуникации; - каналы передачи информации; - правила осуществления коммуникации (семиотические, этические и т.д.). Типология процессов коммуникации может быть построена по следующим основаниям: - по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.); - по формам коммуникации (вербальная, невербальная); - по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специальных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специального уровня к обыденному и т.п.). Массовая коммуникация выступает специфической сферой социокультурных коммуникаций и может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Основные термины теории массовой коммуникации: Адресант – отправитель, посылатель, экспедиент, коммуникатор. Адресант в системе массовой коммуникации может быть представлен группой или даже иерархией типов от создателей, генераторов до коммуникаторов. Адресат – получатель, принимающий, реципиент, коммуникант. Адресат в системе коммуникаций выступает в предельно широком значении от конкретного собеседника в процессе межличностного общения до анонимно-безразличного реципиента в процессе восприятия содержания средств массовой коммуникации. Аксиальное-ретиальное – система коммуникации, состоящая из двух подсистем – адресант и адресат. В зависимости от семантики сообщения оно может быть направлено либо точно известным адресатам, либо их некоторому вероятному множеству. Характер этой направленности и является основанием разделения коммуникативных процессов на аксиальные и ретиальные. Аксиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений строго определенным получателям информации. Ретиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений неопределенному количественно и неизвестному качественно множеству принимающих систем. Актуальное - историческое – категории теории массовой коммуникации, описывающие два основных класса коммуникативных систем. Актуальные коммуникативные системы ориентированы в основном на пространственное перемещение сообщения, на его трансляцию и передачу на расстояние. Исторические коммуникатьивные системы преимущественно ориентированы на временное – диахронное (см. синхронное-диахронное) передвижение сообщения, на его консервацию. Знание – информация – пара категорий, которая выбрана в данном курсе как основание для разделения типов коммуникаций на формирующие (институты образования, библиотеки, музеи и т.п.), манипулирующие (реклама, деятельность в области паблик рилейшнз, СМИ и т.д.) и промежуточные (конфликт как форма коммуникации, Интернет и т.д.). Знание – проверяемый практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в объективном, и в субъективном отношении и, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. Знание должно служить становлению и развитию личности, которая этим знанием обладает – образовательное знание. При всем многообразии знания, его отличительной чертой является динамический и творческий характер. Нельзя установить совокупность того, что знает человек, так как знание представляет собой открытую систему, и нет четкой границы, отделяющей знание от незнания, догадок, предположений. Граница эта постоянно меняется, делая актуальной для человека вопрос о собственном незнании. Информация – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов. В кибернетике информация – это сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, т.е. сведения, направленные на управление и согласование. Важны прежде всего прагматические аспекты информации, т.е. оценка ее с точки зрения актуальности, количества (достаточная, избыточная, излишняя информация), ценности, полезности, адекватности, достоверности, полноты, новизны, убедительности, выразительности, восприимчивости. На восприятие информации, помимо 5 элементов коммуникативного процесса (см. ниже), влияют внутренние и внешние барьеры (фильтры): внутренние – индивидуальные психические и психологические особенности участников информационного обмена, их опыт, компетентность; внешние – социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления, что трансформирует (не всегда рационально) информацию. Информация есть сырой материал и состоит из простого собрания данных, тогда как знание предполагает некоторые размышления и рассуждения, организующие данные путем их сравнения и классификации. Информация – это знание минус субъект, а знание – это информация плюс субъект.
Коммуникация – общение, опосредованное техническими средствами связи, передачи сообщения, информации. Коммуникативная цепь – теоретическое описание коммуникативного процесса как последовательности элементарных составляющих и трансформация формы сообщения. Манипуляция – способ воздействия на личность через системы СМК с целью модификации ее установок, представлений, вкусов, поведения в направлении, заданном коммуникатором. Массовая коммуникация - объективно-исторический процесс: а). культуронаследования (исторический аспект) и б). передача информации внутри данного социума (актуальный аспект). Межличностные средства связи – средства связи, осуществляющие опосредованное технически межиндивидуальное общение (телефон, магнитофон, переписка). Молчание – предельная форма коммуникации, выступающая как знак по отношению к содержанию сообщений или как способ выражения позиции коммуникатора. Общение – способ взаимодействия индивидов и групп, предполагающий производство, потребление и усвоение информации. Оригинальное - банальное – категории, описывающие степень сочетания информативности передаваемого сообщения с его читабельностью и избыточностью. Наиболее оригинальное сообщение обладает наиболее высокой степенью информативности, крайне незначительной степенью предсказуемости, его читабельность возможна при большой знаковой избыточности. Банальное сообщение – наименее информативно, полностью предсказуемо, характеризуется абсолютной читабельностью при минимальной избыточности. Полностью банальное сообщение в системе СМИ не функционирует, его предельный вариант трансформируется в штамп. Синхронное-диахронное - противопоставление двух способов анализа: диахронного анализа с установкой на историчность и синхронного анализа (собственно структурного) с установкой на имманентность, гармоничность. Сообщение - конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого контекста и объединенных в определенную структуру. Структура коммуникативного процесса – состоит (минимально) из пяти элементов: адресата, адресанта, сообщения, канала связи и культурно-коммуникативного контекста. Уникальное-тиражированное – парные категории, характеризующие тип сообщения в системе средств массовой коммуникации. Проблема производства копий (тиражирование) возникла как производная проблема одновременного распространения информации по горизонтали общества.
Массовые коммуникации Понятие массовых коммуникаций. Роль СМИ в обществе. Возникновение теории массового общества и ее основные положения. Эволюция теорий о влиянии СМИ на общество в течение ХХ века. Теория манипулятивного воздействия СМИ (теория пропаганды, теория магической пули, теория формирования общественного мнения У.Липпмана, теория социальной ответственности СМИ). Теории ограниченного влияния СМИ (теория двухступенчатого распространения информации П.Лазарсфельда, теория диффузии Э.Роджерса). Теории активной аудитории СМИ (теория полезности СМИ, теория выбора повестки дня Б.Когена, принципы «спирали молчания» Э.Ноэль-Нойман) Проблема слияния СМИ и Интернета. Проблема манипуляции сознанием в СМИ. Основные манипулятивные технологии: дробление(локалиация), немедленность подачи информации, пассивность и индифферентность восприятия. Способы противостояния манипуляции. Основные направления эмпирических исследований СМК: исследование производства медиа-продукции, исследование содержания медиа-продукции, исследование потребления медиа-продукции.Коммуникативные технологии и массовая культура.
Вводные замечания Общий курс «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре» призван познакомить студентов со всем многообразием форм коммуникаций в современном обществе. Учитывая, что курс лекций семестровый, не предусматривающий семинарских занятий, задача эта представляется весьма трудной. Для облегчения усвоения студентами материала данного курса он предваряется необходимыми минимальными знаниями в области теории коммуникации, студенты знакомятся с основной терминологией, им предлагается классификация видов коммуникаций в современной культуре. С первых же занятий студентам предлагается активная форма участия в данном курсе в виде сообщений двух типов: 1. «Актуальное событие (в нашем городе, стране, в мире) и освещение его в различных СМИ»; 2. «Антисобытие и освещение его в различных СМИ» (под «антисобытием» подразумевается чисто информационный генезис данного события или избыточное освещение его в СМИ). Доклад предполагает использование текущих знаний, получаемых студентами на лекциях, базовой терминологии, активный поиск максимально различных интерпретаций выбранного события, сопоставление их, самостоятельный анализ данного события и попытку его реконструкции. Каждый доклад сопровождается студенческой дискуссией. Данная самостоятельная работа студентов ставит перед собой цель: выработать навыки самостоятельного анализа и интерпретации событий и их информационных презентаций, противодействие приемам манипуляции сознания реципиентов СМИ.
Основные понятия Коммуникация – (лат. communicatio от глагола communicare – делать общим, связывать, сообщать, беседовать) понятие обозначающее: 1. средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2. общение, передачу информации от человека к человеку; 3. общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация) Социокультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Коммуникативная функция культуры состоит в том, что наличные социокультурные коммуникации обеспечивают саму возможность: 1. формирования социальных связей; 2. управления совместной жизнедеятельностью людей; 3. регулирование отдельных областей этой жизнедеятельности и 4. наконец, обеспечивают накопление и трансляцию социального опыта по горизонтали и вертикали. Условиями коммуникации и ее структурными компонентами являются: - общий язык у субъектов коммуникации; - каналы передачи информации; - правила осуществления коммуникации (семиотические, этические и т.д.). Типология процессов коммуникации может быть построена по следующим основаниям: - по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.); - по формам коммуникации (вербальная, невербальная); - по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специальных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специального уровня к обыденному и т.п.). Массовая коммуникация выступает специфической сферой социокультурных коммуникаций и может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Основные термины теории массовой коммуникации: Адресант – отправитель, посылатель, экспедиент, коммуникатор. Адресант в системе массовой коммуникации может быть представлен группой или даже иерархией типов от создателей, генераторов до коммуникаторов. Адресат – получатель, принимающий, реципиент, коммуникант. Адресат в системе коммуникаций выступает в предельно широком значении от конкретного собеседника в процессе межличностного общения до анонимно-безразличного реципиента в процессе восприятия содержания средств массовой коммуникации. Аксиальное-ретиальное – система коммуникации, состоящая из двух подсистем – адресант и адресат. В зависимости от семантики сообщения оно может быть направлено либо точно известным адресатам, либо их некоторому вероятному множеству. Характер этой направленности и является основанием разделения коммуникативных процессов на аксиальные и ретиальные. Аксиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений строго определенным получателям информации. Ретиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений неопределенному количественно и неизвестному качественно множеству принимающих систем. Актуальное - историческое – категории теории массовой коммуникации, описывающие два основных класса коммуникативных систем. Актуальные коммуникативные системы ориентированы в основном на пространственное перемещение сообщения, на его трансляцию и передачу на расстояние. Исторические коммуникатьивные системы преимущественно ориентированы на временное – диахронное (см. синхронное-диахронное) передвижение сообщения, на его консервацию. Знание – информация – пара категорий, которая выбрана в данном курсе как основание для разделения типов коммуникаций на формирующие (институты образования, библиотеки, музеи и т.п.), манипулирующие (реклама, деятельность в области паблик рилейшнз, СМИ и т.д.) и промежуточные (конфликт как форма коммуникации, Интернет и т.д.). Знание – проверяемый практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в объективном, и в субъективном отношении и, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. Знание должно служить становлению и развитию личности, которая этим знанием обладает – образовательное знание. При всем многообразии знания, его отличительной чертой является динамический и творческий характер. Нельзя установить совокупность того, что знает человек, так как знание представляет собой открытую систему, и нет четкой границы, отделяющей знание от незнания, догадок, предположений. Граница эта постоянно меняется, делая актуальной для человека вопрос о собственном незнании. Информация – любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов. В кибернетике информация – это сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, т.е. сведения, направленные на управление и согласование. Важны прежде всего прагматические аспекты информации, т.е. оценка ее с точки зрения актуальности, количества (достаточная, избыточная, излишняя информация), ценности, полезности, адекватности, достоверности, полноты, новизны, убедительности, выразительности, восприимчивости. На восприятие информации, помимо 5 элементов коммуникативного процесса (см. ниже), влияют внутренние и внешние барьеры (фильтры): внутренние – индивидуальные психические и психологические особенности участников информационного обмена, их опыт, компетентность; внешние – социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления, что трансформирует (не всегда рационально) информацию. Информация есть сырой материал и состоит из простого собрания данных, тогда как знание предполагает некоторые размышления и рассуждения, организующие данные путем их сравнения и классификации. Информация – это знание минус субъект, а знание – это информация плюс субъект.
Коммуникация – общение, опосредованное техническими средствами связи, передачи сообщения, информации. Коммуникативная цепь – теоретическое описание коммуникативного процесса как последовательности элементарных составляющих и трансформация формы сообщения. Манипуляция – способ воздействия на личность через системы СМК с целью модификации ее установок, представлений, вкусов, поведения в направлении, заданном коммуникатором. Массовая коммуникация - объективно-исторический процесс: а). культуронаследования (исторический аспект) и б). передача информации внутри данного социума (актуальный аспект). Межличностные средства связи – средства связи, осуществляющие опосредованное технически межиндивидуальное общение (телефон, магнитофон, переписка). Молчание – предельная форма коммуникации, выступающая как знак по отношению к содержанию сообщений или как способ выражения позиции коммуникатора. Общение – способ взаимодействия индивидов и групп, предполагающий производство, потребление и усвоение информации. Оригинальное - банальное – категории, описывающие степень сочетания информативности передаваемого сообщения с его читабельностью и избыточностью. Наиболее оригинальное сообщение обладает наиболее высокой степенью информативности, крайне незначительной степенью предсказуемости, его читабельность возможна при большой знаковой избыточности. Банальное сообщение – наименее информативно, полностью предсказуемо, характеризуется абсолютной читабельностью при минимальной избыточности. Полностью банальное сообщение в системе СМИ не функционирует, его предельный вариант трансформируется в штамп. Синхронное-диахронное - противопоставление двух способов анализа: диахронного анализа с установкой на историчность и синхронного анализа (собственно структурного) с установкой на имманентность, гармоничность. Сообщение - конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого контекста и объединенных в определенную структуру. Структура коммуникативного процесса – состоит (минимально) из пяти элементов: адресата, адресанта, сообщения, канала связи и культурно-коммуникативного контекста. Уникальное-тиражированное – парные категории, характеризующие тип сообщения в системе средств массовой коммуникации. Проблема производства копий (тиражирование) возникла как производная проблема одновременного распространения информации по горизонтали общества.
Необходимые коммуникативные теории В данном курсе, который носит прикладной, практический характер даются только две коммуникативные теории: теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и концепция Г.М.Маклюэна. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Различие понятий целерационального и коммуникативного действий. Коммуникативное действие как основа социокультурной жизни. Причины искажения социальной коммуникации. Перспективы общества «неискаженной коммуникации». Коммуникативное действие и дискурс. Проблема и условия достижения согласия (взаимопонимания) в коммуникации. Коммуникативное действие и жизненный мир. Рационализация жизненного мира в современном обществе. Колонизация жизненного мира системой: влияние этого процесса на коммуникацию и способы преодоления его негативных последствий.
Концепция Г.М.Маклюэна: построение типа культуры задается типом коммуникации в ней. Основные «коммуникативные революции» в истории западноевропейской культуры: создание фонетического алфавита, открытие книгопечатания, периодическая печать, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные системы. Аудиальный и визуальный типы культуры, понятие о глобальной деревне, средства связи как продолжение органов человека, «связь есть сообщение».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.01 с.) |