Внутрихозяйственные резервы инвесторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутрихозяйственные резервы инвесторов



а) Прибыль: реинвестирование дивидендов по акциям; основная эмиссия; дополнительная эмиссия; прибыль от учета векселей; прибыль от операций со вторичными ценными бумагами; обслуживание других участников фондового рынка; получение инвестиционного налогового кредита; предоставление платных услуг (инжиниринг); репатриация дивидендов; реализация льготных подписок на акции; залог ценных бумаг; фрейнчайзинг; процентные свопы с банками-участниками; эмиссия евроакций и еврооблигаций реализация валютного свопа на внешнем рынке; доход от сдачи в аренду помещений инвестора; доход от рекламы в процессе строительства; распространение льготной подписки на акции; доход от проведения аукционов. б) Амортизационные отчисления: собственный амортизационный фонд; ОФА клиентов; рынок амортизационных средств.

Вопрос №14

К привлеченным средствам предприятий и организаций относятся средства, не принадлежащие данному предприятию, но участвующие в деятельности и финансовом обороте, либо в качестве источника финансирования и обязательно имеют срок погашения или возврата. Зачастую, привлеченными средствами являются банковские кредиты.

Даже в благоприятные экономические времена, особенно в момент становления и развития предприятий и организаций, привлеченные средства являются неотъемлемой частью финансовой деятельности предприятия. И, зачастую, в таких организациях, привлеченные средства могут превосходить собственный капитал. Грамотное использование привлеченных средств, безусловно, способно принести большую пользу и прибыль предприятию, расширить объем его хозяйственной и финансовой деятельности. В итоге, это приводит к наращиванию оборотных средств и росту собственного капитала, с повышением рыночной стоимости предприятия.

Если рассмотреть подробнее привлеченные средства, выраженные в финансовом эквиваленте, то они характеризуются по степени возвратности. Делятся они на две группы: краткосрочные и долгосрочные финансовые обязательства. К первой группе привлеченных средств относятся любые формы привлеченного капитала со сроком погашения менее одного года. В основном, этими средствами являются краткосрочные кредиты в различной банковской сфере. Еще одной формой краткосрочного привлечения средств может являться кредиторская задолженность предприятия за товары и услуги. Сюда же, относятся привлеченные средства в виде материальных активов со сроком возврата менее одного года. Крайней формой может являться задолженность по оплате труда. Ко второй группе – долгосрочным привлечениям средств, относятся любые другие формы заемного капитала, со сроком возврата более одного года. Основными источниками этих привлеченных средств используют долгосрочные кредиты в банковской сфере. Так же это могут быть привлеченные материальные активы с длительным лизинговым соглашением. Опять же, крайними средствами будут считаться задолженности по предоставленным кредитам, но такая форма привлеченных средств имеет достаточно эфемерное определение, потому как будет являться на самом деле источником расходов, на основании выставленной пени и штрафных санкций. Хотя, соотношение получаемой прибыли и может иметь балансовый перевес в сторону прибыли, но тогда на другую чашу весов ложится авторитет предприятия и его кредитная история.

Тем не менее, привлеченные средства играют свою роль, и предприятие развивается. Но после погашения прошедших и текущих обязательств, зачастую возникает потребность в новых привлеченных средствах. Для этого, на предприятиях вводится отдел аналитики и управления привлеченными средствами, который разрабатывает процесс и ассортимент привлекаемых средств, необходимых для предприятия на данном этапе его развития. Все это тесно взаимосвязано с общей финансовой политикой предприятия, и работа по подбору привлекаемых средств дает большое отражение на общее состояние организации.

Вопрос №15

Вопрос о том, как финансировать те или иные активы предприятия – за счет краткосрочного или долгосрочного заемного и собственного капитала – можно обсуждать в каждом конкретном случае. Однако предприятие всегда следует правилу, согласно которому элементы основного капитала (страховые запасы, часть дебиторской задолженности) должны финансироваться за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, наоборот, финансируется за счет краткосрочного капитала.

Привлечение заемных средств позволяют:

– ускорить оборачиваемость оборотных средств;

– увеличить объем совершаемых хозяйственных операций;

– сократить незавершенное производство.

Все источники финансирования заемного капитала попадают в две категории: финансирования путем получения кредита (краткосрочного и долгосрочного) и эмиссии.

Коммерческий кредит является одним из способов краткосрочного финансирования. Он предоставляется поставщиком и оформляется по-разному: векселем, авансом покупателя, открытым счетом. Возникновение связано с совершаемыми фирмой сделками.

Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления.

Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь объединен с промышленным.

Цель коммерческого кредита – ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов.

Предприятие может получить коммерческий кредит при выпуске товаров или создании производственного запаса у поставщиков. Для мелких предприятий коммерческий кредит является важнейшим источником финансирования.

Так при закупке у других фирм товаров, сырья, комплектующих в кредит у рассматриваемой фирмы возникает долг в виде кредиторской задолженности. Чем дольше период погашения кредиторской задолженности и больше объем реализации закупок, тем значительнее дополнительное финансирование фирмы.

Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковской ссудой (кредитом). Коммерческие банки наиболее часто используются предприятиями в качестве источников краткосрочных и долгосрочных источников кредитов.

При взятии у банка заемных средств предприятие заключает кредитный договор, в котором определяются условия предоставления ссуды, однако еще до заключения договора предприятие должно определить возможность погашения ссуды, то есть оценить источники, из которых она будет погашаться.

Источниками могут быть как собственные средства, имеющиеся при взятии кредита, так и вырученные от реализации продукции.

Различают следующие формы банковского кредита:

– текущие (лимитируемые) кредиты используются, когда потребность в капитале у заемщика не постоянная (направлена на финансирование товарных запасов, запасов готовой продукции);

– кредит по простому ссудному счету – выдается вся сумма кредита полностью. Используется для финансирования элементов основного капитала.

Факторинг – это прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. Покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств. Доходы, полученные продавцом, равны номинальной стоимости дебиторской задолженности минус комиссионные, которые выше на 2–4%, чем процентная ставка заемщику. Стоимость соглашения факторинга включает комиссионные покупателя дебиторской задолженности по определению кредитоспособности, процент на неоплаченный остаток авансовых денежных средств и скидки с номинальной суммы дебиторской задолженности.

Факторинг имеет ряд преимуществ, для продавца перед кредитом. Это быстрое предоставление денежных средств; освобождение от функции оценки платежеспособности дебиторов; улучшение балансовой структуры.

Таким образом, при медленной оборачиваемости дебиторской задолженности по сравнению с кредиторской предприятие может выбрать одно из трех:

а) взять кредит на недостающие средства в обороте;

б) заключить с банком или финансовой компанией договор факторинга;

в) заключить с банком или финансовой компанией договор о передаче прав (залоге) на дебиторскую задолженность.

Кроме факторинга, возможен договор о передачи прав на дебиторскую задолженность. В соответствии с таким договором право собственности на дебиторскую задолженность не передается. Кредитор при этом выдает денежную сумму от 50 до 85 процентов номинальной суммы дебиторской задолженности. Предприятие, заложившее дебиторскую задолженность, несет расходы по оплате услуг, платит процент по выданной ссуде и всем возможным безнадежным долгам, продолжая при том получать денежные платежи от покупателей.

Инвестиционный налоговый кредит – отсрочка налогового платежа, которая предоставляется малым и приватизированным предприятиям для финансирования оборудования, автоматизации производства, создания рабочих мест для инвалидов. При этом сумма льгот не может превышать 50% всей суммы налога на прибыль за календарный год.

Финансовый лизинг (аренда) представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий период полной их амортизации с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору [16, с 50]. Финансовый лизинг рассматривается как один из видов финансового кредита. Основные средства, переданные в финансовый лизинг, включаются в состав основных средств арендатора.

Финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала – долгосрочном кредите. В отличие от банковского кредита, где обслуживание долга и возврат основной суммы осуществляется в форме денежных платежей, финансовый лизинг предусматривает возможность осуществления таких платежей в иных формах – формах поставок продукции, произведенной с участием лизингуемых активов [26, с 146].

В отличие от традиционной практики обслуживания и погашения банковского кредита финансовый лизинг представляет предприятию возможность осуществления лизинговых платежей по значительно более широкому диапазону схем с учетом характера исполнения лизингуемого актива, срок его исполнения. В этом отношении финансовый лизинг является для предприятия более предпочтительным кредитным инструментом [14, с 407].

Недоступность многих видов кредитных ресурсов, высокая плата за кредит в сочетании с жесткими условиями предоставления требует от предприятия обеспечения рационального соотношения собственных и заемных средств.

 

Вопрос №16

Все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода). И. и. на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Они могут включать в себя:
а) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;
б) ценные бумаги;
в) целевые денежные вклады;
г) научно-техническую продукцию;
д) права на интеллектуальные ценности;
е) имущественные права.
Правовой режим И. и., а тж. деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за изъятиями, предусмотренными Законом "Об иностранных инвестициях в РСФСР". И. и. в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты рекви-зиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а тж. вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с И.и.

 

Вопрос №17

В наиболее общем смысле под инвестиционным проектом понимают любое вложение капитала на срок с целью извлечения дохода. В специальной экономической литературе по инвестиционному проектированию и проектному анализу инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенных целей в течение ограниченного периода времени.

В составе реальных инвестиционных проектов наибольшее значение имеют проекты, осуществляемые посредством капитальных вложений. Данные инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям (рис. 4.1).

В странах Западной Европы и США под мелкими проектами понимаются проекты, имеющие стоимость менее 300 тыс. долл., под средними (традиционными проектами) - проекты, имеющие стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн. долл. Крупные проекты - это проекты, носящие стратегический характер и имеющие стоимость более 2 млн. долл. Мегапроекты представляют собой государственные или международные целевые программы, которые объединяют ряд инвестиционных проектов единого целевого назначения. Стоимость мега-проектов - 1 млрд. долл. и выше. В российской практике (при выделении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов) крупными проектами считаются проекты стоимостью свыше 50 млн. долл.

Цели, которые ставятся инициаторами инвестиционных проектов, могут быть самыми различными. В ряде случаев проекты ориентированы не на прямое извлечение прибыли, а на снижение рисков производства и сбыта, экспансию в новые сферы бизнеса. Государственные инвестиционные проекты могут преследовать социальные или экологические цели.

Важное значение при анализе инвестиционных проектов имеет определение степени взаимозависимости инвестиционных проектов. Независимые проекты могут оцениваться автономно, принятие или отклонение одного из таких проектов никак не влияет на решение в отношении другого. Альтернативные проекты являются конкурирующими; их оценка может происходить одновременно, но осуществляться может лишь один из них из-за ограниченности инвестиционных ресурсов или иных причин. Взаимосвязанные проекты оцениваются одновременно, при этом принятие одного проекта невозможно без принятия другого.

Инвестиционные проекты могут различаться по степени риска: более рискованными являются проекты, направленные на освоение новых видов продукции или технологий, менее рискованными - проекты, предусматривающие государственную поддержку.

Инвестиционные проекты могут быть кратко- и долгосрочными. К краткосрочным относятся проекты со сроком реализации до двух лет, к долгосрочным - со сроком реализации свыше двух лет.

Период времени, в течение которого реализуются цели, поставленные в проекте, называется жизненным циклом проекта. Он включает определенные этапы. В качестве основных можно выделить три этапа:

ñпрединвестиционный этап,

ñэтап инвестирования,

ñэтап эксплуатации созданных объектов.

Ключевое значение для успешной реализации проекта имеет предынвестиционный этап подготовки инвестиционного проекта. Он включает следующие стадии:

ñпоиск концепции проекта,

ñпредварительная подготовка проекта,

ñоценка осуществимости и финансовой приемлемости проекта. Подготовка инвестиционных проектов осуществляется на основе предварительной разработки бизнес-плана.

 

Вопрос №18

Жизненный цикл инвестиционного проекта - это продолжительность времени от момента зарождения инвестиционной идеи до момента ее полной реализации или ликвидации объекта (в случае необходимости). Разработка промышленного инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия - может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Каждая из этих фаз, в свою очередь, подразделяется на стадии и этапы, некоторые из них содержат такие важные виды деятельности, как консультирование, проектирование и производство.

В предынвестиционной фазе имеют место несколько параллельных видов деятельности, которые частично распространяются и на следующую, инвестиционную, фазу. Таким образом, как только исследования инвестиционных возможностей определили надежные признаки жизнеспособности проекта, начинаются этапы содействия инвестициям и планирования их осуществления. Чтобы уменьшить потери ресурсов, необходимо ясное понимание последовательности действий при разработке инвестиционного проекта - от концептуальной стадии до эксплуатации предприятия. Проектные и консультационные работы выполняются во всех фазах проектного цикла. Однако они особенно значимы в предынвестиционной фазе, поскольку успех или провал промышленного проекта зависит в первую очередь от маркетинговых, технических, финансовых и экономических решений и их интерпретации, особенно при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО).

Предынвестиционная фаза включает несколько стадий: определение инвестиционных возможностей (исследование возможностей), анализ альтернативных вариантов проекта и предварительный выбор проекта, подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО), заключение по проекту и решение об инвестировании (оценочное заключение).

Стоимость проведения предынвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика и может составлять от 0,8% для крупных проектов до 5% при небольших объемах инвестиций.

Следующий отрезок времени отводится под фазу инвестирования или фазу осуществления проекта. Она включает в себя широкий спектр консультационных и проектных работ, в первую очередь и главным образом - в области управления проектом. Инвестиционная фаза может быть разделена на следующие стадии:

ñустановление правовой финансовой и организационной основ для осуществления проекта;

ñприобретение и передача технологий, включая основные проектные работы;

ñдетальная проработка и заключение контрактов, включая участие в тендерах, оценку предложений и проведение переговоров;

ñприобретение земли, строительные работы и установка оборудования;

ñпредпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы;

ñнабор и обучение персонала;

ñсдача в эксплуатацию и пуск предприятия.

На стадии участия в тендерах и оценки предложений особенно важно получить широкие предложения по товарам и услугам для проекта от большого числа отечественных и международных поставщиков, хорошо зарекомендовавших себя. Переговоры и заключение контрактов связаны с правовыми обязательствами, возникающими при передаче технологий, строительстве зданий и закупке и установке машин и оборудования, а также при финансировании. На этой стадии происходит подписание договоров между инвестором или предпринимателем, с одной стороны, и финансовыми учреждениями - с другой.

Стадия строительства включает подготовку участка земли для застройки, сооружение зданий и другие строительные работы, а также поставки и монтаж оборудования в соответствии с намеченными программами и графиками. Набор и обучение персонала, которые проводятся одновременно с этапом строительства, могут иметь решающее значение для ожидаемого роста производительности и эффективности работы предприятия. Особенно важно своевременное начало маркетинговой деятельности для подготовки рынка нового товара (предпроизвод-ственный маркетинг) и обеспечения поставок важнейших материалов и сырья (маркетинг поставок).

Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия - обычно короткий, но технически важный период осуществления проекта. Он связывает предшествующую фазу строительства с последующей эксплуатационной (производственной) фазой. Успех, достигнутый на этом этапе, демонстрирует эффективность планирования и осуществления проекта, предвещая его будущую действенность.

С момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или после приобретения недвижимости или иного вида активов начинается третья стадия развития инвестиционного проекта - эксплуатационная фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Проблемы фазы эксплуатации нуждаются в рассмотрении как с краткосрочных, так и с долгосрочных позиций. Краткосрочные касаются начала производства, когда могут возникать проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. Большинство из этих проблем берут начало в фазе осуществления проекта. Долгосрочный подход касается выбранной стратегии и совокупных издержек на производство и маркетинг, а также поступлений от продаж. Эти факторы непосредственно связаны с прогнозом, сделанным в предынвестиционой фазе. Если стратегии и перспективные оценки окажутся ошибочными, внесение любых корректив будет не только трудным, но и исключительно дорогостоящим.

 

Вопрос №19

Понятие "бизнес-план" означает план предпринимательской деятельности, предпринимательства. Бизнес-план в рыночных условиях хозяйствования помогает обозначить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие, фирма либо предприниматель в изменчивых, нестабильных и порой трудно предсказуемых рыночных ситуациях.
Бизнес-план - это документ, содержащий краткое, точное и понятное описание предполагаемой предпринимательской деятельности, необходимый при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее рациональные решения и определить средства для их реализации.
Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося предприятия, так и для работающих предприятий на очередном этапе их развития.
Для начинающего предпринимателя бизнес-план является документом, позволяющим привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана показывает надежность и серьезность предпринимателя и его дела.
Бизнес-план часто подготавливается к переговорам между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными фирмами.
Бизнес-план, как правило, имеет внешнюю направленность. Назначение бизнес-плана и его участники схематично изображены на рис. 1.5.
Если понятие "инвестиционный проект" относится к мероприятию (делу), то понятие "бизнес-план" относится к предприятию, фирме. С одной стороны, бизнес-планы могут входить в состав инвестиционного проекта, являясь документами, содержащими планы разработки и реализации отдельных частей инвестиционного проекта. С другой стороны, может быть разработан бизнес-план предприятия, фирмы, который включал бы в себя планируемые результаты проекта. Такой бизнес-план разрабатывается тогда, например, когда инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии и предусматривает его развитие. В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, и он регулирует порядок использования собственных и заемных финансовых средств в рамках инвестиционного проекта.
И наконец, для фирм, созданных под определенный инвестиционный проект, бизнес-план является планом реализации проекта, а иногда (особенно в сфере малого бизнеса) может и заменить инвестиционный проект. Таким образом, понятие "бизнес-план" и "инвестиционный проект" могут быть близки по структуре.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Объектами бизнес-планирования могут быть новые либо действующие предприятия (расширение Производства, модернизация, реконструкция, финансовое оздоровление и др.), либо продукция предприятий. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на инновации (нововведения), и они в отличие от стратегических планов имеют четко определенные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегические планы могут пересматриваться и корректироваться по мере их выполнения.
К бизнес-плану близок такой документ, как технико-экономическое обоснование. В настоящее время еще нередко бытует мнение, отрицающее целесообразность разработки развернутого бизнес-плана и предлагающее в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обоснование. В этом случае считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана может быть компенсировано знанием особенностей отечественного бизнеса, специфики предприятия, интуиции.
Однако в современных условиях такая позиция недостаточна для получения или выделения инвестиций. Главное отличие бизнес-плана от технико-экономического обоснования заключается в его стратегической направленности, предпринимательском характере, грамотном сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения предприятия.
Объем бизнес-плана зависит от специфики проекта и обычно не превышает 50 страниц.
Структура бизнес-плана зависит от конкретных целей, задач и объекта предпринимательства.
Главной целью предпринимательства в большинстве случаев является получение прибыли за счет предложения рынку конкурентоспособных видов продукции, услуг, новых технологических решений либо увеличение прибыли за счет увеличения объема продаж, снижения издержек и др.
Основными задачами бизнес-планирования являются:
* обоснование экономической целесообразности направлений раз-: вития объекта предпринимательства;
* расчет ожидаемых финансовых результатов предпринимательской деятельности;
* определение источников финансирования реализации выбранной стратегии предпринимательства;
* подбор команды работников, способных реализовать бизнес-планы, и др.
Каждая задача решается во взаимосвязи с другими задачами. Главное заключается в концентрации финансовых ресурсов для решения стратегических и тактических задач.
Объектами предпринимательства могут быть предприятия, фирмы (новые и реально действующие), отдельные предприниматели, продукция, услуги, технические решения и др.

 

 

Вопрос №20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.037 с.)