Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие харизматического лидера.

Поиск

Харизматический лидер — это человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы; это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным; его точку зрения другие люди находят неоспоримой; он способен собрать вокруг себя группу людей, которые разделяют его мировоззрение, и посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами. Если говорить кратко, харизматическое лидерство — это способность определенным образом влиять на других людей и вести их за собой.

Лидер подобного типа обладает чувством миссии радикального политического изменения и особого предназначения спасти нацию. Типичным для лидера выступает значимая личная представительность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии. Классическими историческими примерами можно назвать фигуры Ганди, Гитлера, Мао Цзэдуна (времен Великой культурной революции в Китае).

Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.

Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской революции Робеспьера? А может быть наоборот? Вера Гитлера в собственное предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем самым углубилось кризисное состояние Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его к вере в наличие революционной ситуации в 1917 г.

Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию – удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случаи появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.

Межличностное влияние. Типы влияния (воздействия).

Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство. Когда воспитатель пытается привить своим подопечным определенные способы поведения, например привычку говорить правду или доводить начатое дело до конца, он делает это не только потому, что считает эти привычки необходимыми, но также и потому, что испытывает потребность формировать у молодых людей такие привычки, вообще формировать других людей. Когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только достигает какого-то социально значимого результата, но реализует собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, избегать неопределенности и т. п.).

Основные виды рационального влияния (воздействия)

Рациональное влияние — воздействие на разум партнера; его цель — убеждение партнера (объекта влияния), то есть его согласие с позицией (тезисом), который доказывает субъект влияния. Рациональное влияние всегда конструктивно, поскольку оно основано на логике и рациональном мышлении, которые претендуют на роль универсального, “объективного” языка, который призван разрешить разногласия между “субъективными” позициями отдельных людей и объединить их на одном основании.

“Чистое” рациональное воздействие — это архаизм в религиозной практике, который в новых религиях едва ли встречается. Обычно к рациональному влиянию примешивается иррациональное, и это вполне естественно, так как человек — это не только мыслящее, но также чувствующее, желающее и волящее существо.

Классическое рациональное влияние (убеждение партнера) использует техники аргументации (предъявление аргументов, развертывание аргументации, метод положительных ответов и пр.) и контраргументации (“перелицовка” аргументов партнера, расчленение аргументов партнера и встречное развертывание аргументации и пр.).

 

18. Основные виды иррационального влияния (воздействия). Иррациональное влияние — воздействие на эмоциональную и волевую сферу партнера; оно может быть как конструктивным, так и деструктивным. Можно выделить две основные формы иррационального воздействия: внушение (суггестия) и “заражение” (контаминация). Эти формы отличаются по способу влияния. Внушение основано главным образом на вербальном воздействии, а невербальное воздействие играет подчиненную роль, усиливая вербальное. “Заражение”, напротив, основано на невербальном воздействии, а вербальное воздействие сопутствует невербальному. Кроме этого к иррациональному воздействию можно отнести принуждение — воздействие на объект влияния благодаря преимуществу в силовых, статусных, материальных или других ресурсах с целью подчинения объекта влияния. Однако принуждение выходит за рамки исключительно психологического воздействия, а потому не будет рассматриваться.

Понятие манипуляции. Механизм манипуляции.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения.

Механизм манипуляции сознанием личности представляет собой единство и взаимодействие трех элементов составляющих «ядро» (сущность) данного механизма. Первый элемент механизма представляет собой процесс внедрения (внесения) манипуляторами в сознание личности истинных, ложных, полуложных идей и представлений на сознательном, бессознательном уровнях. Данное внедрение осуществляется через СМИ, лекции, беседы при помощи специальных технологий учитывающих особенности функционирования сознательных и бессознательных уровней, а также специфику социальной среды. Второй элемент - процесс освоения, осмысления, переживания идей и представлений, внесенных в сознание личности манипуляторами (с целью выдачи ложных и полуложных представлений за подлинно истинные), где полуложные представления являются связующим, переходным звеном между ложными и истинными идеями. И третий элемент - процесс ожидаемой манипуляторами деятельности личности, являющейся одновременно и целью и результатом (в случае успешно проведенного манипуляционного воздействия на сознание личности).

Типы манипуляторов.

Манипулятор так или иначе присутствует в каждом человеке.

1. Манипулятор-диктатор. Это тиран, направо и налево раздающий указы, сыплющий окриками, угрозами. Он стремится управлять, помыкать окружающими при помощи грубой силы сурового и жестокого слова и, конечно, действия. Такие манипуляторы зачастую рвутся к власти, а, получив её, используют весь деспотизм.

2. Манипулятор-калькулятор (вычислитель). Такой джентльмен в общении с людьми стабильно ищет выгоду, его намерения корыстны. Он постоянно что-то высчитывает, выгадывает, желает оставаться «в выигрышном положении» в каждой ситуации. Ему неведомо простое искреннее дружеское общение, опека и участие в судьбах близких.

3. Манипулятор-тряпка. Покоряет всех своей инфантильностью, беспечностью, безволием, слабостью. Хочет, чтобы его жалели, чтобы были рядом только с ним, сам стелется и желает, чтобы стелились около него. Как бы жестоко это ни звучало, в пример разрешается привести изнеженную женщину, постоянно жалующуюся на головную боль, упрекающую домочадцев в чёрствости, невнимании к своей персоне.

4. Прилипало. Этот манипулятор стремится быть ведомым, управляемым, руководимым. Он также слаб и безволен. Но в различие от «тряпки» (эгоиста, мелкого шантажиста), прилипало на самом деле слаб, ленив, назойлив.

5. Манипулятор-судья. Вечно всем недоволен, осуждает и порицает весь мир, приписывает каждому человеку мыслимые и немыслимые прегрешения, видит в каждом врага, лжеца, ходит с «осуждающим ликом».

6. Манипулятор-защитник. Готов выгородить, оправдать каждый поступок близкого человека. Так, «добрая» бабуся своего внучка любимого «не даёт в обиду» родителям, не наказывает, хвалит за любое действо и слово, тем самым портит ребёнка, мешает ему расти как воспитанному человеку.

7. Славный парень. Этот манипулятор сражает наповал своей добротой, но доброта его неискренняя, слащава до приторности, навязчива. Такой человек, мило улыбаясь, готов совершить любую подлость. Люди, контактирующие с ним и поимевшие из-за него неприятности, удивляются, что фальшивая доброта так подкупила их.

8. Манипулятор-хулиган. Этот джентльмен привык «наводить порядок» в своём окружении при помощи кулаков, агрессии, силы, дебоширства. Он громит всё и вся, если кто-то не согласен с ним.

Цели и виды общения.

Общение - реальность человеческих отноше­ний, предполагающая любые формы совмест­ной деятельности людей.

1 Познавательное общение. Учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, и их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия

Его цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую для профессиональной деятельности информацию, прокомментировать инновационные сведения.

2 Убеждающее общение.

Его цель: вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

3 Экспрессивное общение.

Его цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию.

4. Суггестивное общение.

Его цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок. Проведения и отношения.

5. Ритуальное общение.

Его цель: закрепить и поддерживать конвенционные отношения в деловом мире; обеспечивать регуляцию социальной психики в больших и малых группах людей; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

Три компонента общения.

Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов. В социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления. Социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Под влиянием жесткой установки на восприятие человека иногда формируется так называемый эффект ореола, когда существовавший ранее образ мешает увидеть истинные черты личности. Особенно важно помнить об этом журналистам, которые берут интервью у популярных людей. Они всегда на виду, но, как правило, восприятие их внутренних личностных качеств затруднено эффектом ореола и уже существующими стереотипами, которые, кстати, сами же журналисты плодят в большом количестве и всеми доступными средствами. Обычно в первый день общения влияние социальных установок очень сильно; участники процесса общения находятся в привычной оболочке своих социальных и профессиональных ролей, которая мешает проявлению личностных моментов и может искажать представление друг о друге. Постепенно коммуникативные барьеры снимаются, и по мере знакомства друг с другом и с правилами общения складываются доверительные и открытые отношения, когда каждый может высказать то, что он думает, и чувствует.

Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные (мы на них остановимся подробнее чуть позже).

Интерактивный компонент общения – это прежде всего особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Если говорить об интервью, то здесь ведущую роль играет личностная позиция интервьюера.

Все три компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования. Но эта условность не означает, что выделение этих трех компонентов общения – лишь умозрительные построения.
Итак, что мы делаем в процессе общения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.59 (0.009 с.)