Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификация выпускника – бакалаврСтр 1 из 2Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ. Проректор по учебной работе __________________А.А. Серегин «___________»______________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Б3.В.ОД.12 «Экономика отраслей АПК» Направление подготовки 080200.62 – «Менеджмент» Профиль «Производственный менеджмент» Отраслевая специализация «Агропромышленный комплекс» Факультет «Инженерно-экономический»
Кафедра «Экономики и управления»
Форма обучения очная Квалификация выпускника – бакалавр
Зерноград-2011 При разработке рабочей программы учебной дисциплины «Экономика отраслей АПК» в основу положены:
1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 – Менеджмент, утвержденный Министерством образования и науки РФ «20» мая 2010 года. Протокол № 544.
2. Учебный план профиля «Производственный менеджмент» одобрен Ученым советом ФГБОУ ВПО АЧГАА от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отраслей АПК» одобрена на заседании кафедры экономики и управления от «» 20 г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой А.Ф. Рева
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отраслей АПК» рассмотрена и рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании Методической комиссии по направлению подготовки 080200.62 – Менеджмент от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Председатель методической комиссии А.Ф. Рева
Разработчики: д.э.н., профессор В.В. Гарькавый
Содержание с.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Цель учебной дисциплины «Экономика отраслей АПК» - изучение в условиях рынка экономики АПК, роли и места комплекса и его отраслей в народном хозяйстве, отрасли сельского хозяйства как жизненно важной базовой, системообразующей, играющей роль связующего звена в АПК. Задачи: освоение и систематизация знаний по экономике отраслей АПК; приобретение студентами умения и практических навыков использования методов исследования и нормативно-правовой базы функционирования отраслевых систем предприятий и организации; изучение состояния, тенденций, актуальных проблем развития отраслей; приобретение знания о сущности, объективной необходимости и социально-экономической эффективности процессов разделения труда, кооперации интеграции и развития инфраструктуры; освоение методик определения эффективности производства продукции растениеводства, животноводства, мероприятия организационно - экономического, экологического и инновационного характера; изучение проблем цен и ценообразования, каналы сбыта продукции, формирование и распределение доходов с учетом требований расширенного воспроизводства в условиях рынка.
1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП 1.2.1. Рабочая программа дисциплины «Экономика отраслей АПК» относится к профессиональному циклу дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 – «Менеджмент», как обязательная дисциплина вариативной части (Б3.В.ОД.12)..
1.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Экономическая теория»: Знания: основных понятий, концепций экономической теории, законов, закономерностей, тенденций развития экономической системы общества; методов и приемов, включая современный математический инструментарий проведения анализа экономической ситуации на макроуровне, основных рынках или их сегментах; Умения: применять понятийно-категориальный аппарат, экономические законы, современный математический инструментарий в профессиональной деятельности; обобщать и анализировать закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне; предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и других странах; ориентироваться в важных проблемах рыночной экономики. Навыки: владения понятийным аппаратом экономической теории, методологией макроэкономического исследования; навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления экономического анализа современной экономики; возможными способами решения проблем, возникающих при взаимодействии экономических агентов, самостоятельного построения и анализа моделей хозяйственной деятельности. «Экономика организации»: Знания: законодательные и иные нормативно – правовые акты, регламентирующие производственно – хозяйственную и финансово – экономическую деятельность; теоретические основы экономики производственных систем, анализа их деятельности, а также отечественный и зарубежный опыт в этой области; методы экономического анализа производственной деятельности предприятия, методики оценки эффективности систем управления в производственной сфере. Умения: определять эффективность использования ресурсов производственной системы; выявлять сильные и слабые стороны рыночных позиций производственных систем в сравнении с их конкурентами; проводить мониторинг финансового состояния и результатов деятельности производственных систем для принятия эффективного организационно – управленческого решения; применять методы экономического анализа для производственной деятельности предприятия; применять методы анализа и оценки эффективности систем управления в производственной сфере.
Навыки: владения методикой проведения анализа деятельности производственных систем, навыками оценки результатов их деятельности; обоснования и выбора управленческих решений для повышения эффективности деятельности предприятия; владения методиками проведения экономического анализа производственной деятельности и диагностики производственно–экономического потенциала предприятий, оценки эффективности систем управления. «Агроэкологические основы сельскохозяйственного производства». Знания: законов развития природы, общества, экономики; основ эколого-экономической оценки природоохранных мероприятий в аграрной сфере. Умения: оперировать знаниями законов развития природы, общества, методами эколого-экономической оценки природоохранных мероприятий в аграрной сфере в профессиональной деятельности. Навыки: способность к восприятию значимых социально-экономических и экологических проблем; умением использования современного математического инструментари для решения возникающих задач; владение методами организации проведения эколого-экономической оценки природоохранных мероприятий в аграрной сфере.
1.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: - управление в АПК; - управление маркетингом в АПК; - управление проектами; - стратегический менеджмент; - планирование и прогнозирование в АПК; - ценообразование в АПК; - сельскохозяйственные рынки; - внешнеэкономические связи предприятий АПК.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Основная часть 2.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
По учебной дисциплине, изучаемой в течение 7 семестра, итоговой оценкой в приложении к диплому указывается – зачет с оценкой. 2.2. Содержание учебной дисциплины (модуля)
2.2.1. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля
Примечание: УО-1 – устный опрос (собеседование); ПР-1 – письменная работа (тесты); ПР-4 – письменная работа (реферат); ТС-2 – технические средства контроля (решение учебных задач); УО-4 – зачет с оценкой Виды СРС
Образовательные технологии 40% -интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
Примерные темы курсовых проектов (работ) - Примерные темы рефератов (ПР-4) Модуль 3 (Тат-3) 1. Экономическая, социальная сущность, организационная сторона кооперации и интеграции, 2. Трансформация принципов кооперации 3. Связи между понятиями комбинирование, специализация, кооперация и интеграция. 4. Горизонтальная, вертикальная, агропромышленная интеграция 5. Развитие кооперации и интеграции в аграрной сфере России 6. Развитие кооперации и интеграции в аграрной сфере за рубежом, 7. Формы кооперативов в современном сельском хозяйстве 8. Экономическое содержание и формы интегрированных формирований. Модуль 4 (ТАт-4) 1. Сущность эффективности производства 2. Система показателей определения эффективности АПК и сельского хозяйства 3. Затраты на природоохранные и экологические мероприятия, их хозяйственное и социальное значение 4. Эколого-экономическая эффективность производства 5. Методические основы определения эколого-экономической эффективности
Модуль 1 (ТАт-1) . Введение в экономику отраслей Вариант 1 1. Верно ли, что частное разделение труда выражается в обособлении отдельных отраслей производства внутри таких крупных сфер, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д. 2. Какие отрасли относятся к группе материального производства: а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) пассажирский транспорт; г) связь; д) наука, образование; е) медицина; ж) информационные услуги; з) жилищно-коммунальное хозяйство. (выбор нескольких правильных ответов) 3. Какие отрасли относятся к группе нематериального производства: а) связь; б) пассажирский транспорт; в) промышленность; г) сельское хозяйство; д) наука; е) медицина; ж) информационные услуги; з) жилищно-коммунальное хозяйство. (выбор нескольких правильных ответов)
4. Является ли размещение производства формой географического разделения труда? 5. Действительно ли, что территориальная организация производства как одна из сторон общественного производства, проявляется в его размещении? 6. Эффективна ли узкая специализация в растениеводстве? 7. К показателям, определяющим место отрасли в экономике страны, можно отнести: 1)Удельный вес конечного продукта отрасли в ВВП страны; 2) Чистая прибыль, полученная в отрасли; 3)Удельный вес числа работников отрасли в общей численности всего трудоспособного населения; 4) Фондообеспеченность отрасли; 5)Удельный вес материально-производственных ресурсов, задействованных а отрасли. (исключение лишнего) 8. Выделите: Принципы размещения; Факторы размещения; 1) Учет требований рынка; 2) Природный потенциал региона; 3) Минимизация затрат труда и средств на производство единицы продукции; 4) Сокращение транспортных издержек; 5) Условия хранения и транспортировки сырья; 6) Соблюдение оптимальных пропорций между сельским хозяйством и промышленностью; 7) Землеобеспеченность; 8) Трудообеспеченность региона; 9) Экономическая эффективность производства продукции в данном регионе; 10) Обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны. (разбиение на группы) 9. Выделите основные принципы рационального сочетания отраслей в сельском хозяйстве: 1) Производство конкурентоспособной продукции при минимальных затратах труда и средств; 2) Получение максимальной прибыли; 3) Учет почвенно-климатических и экономических условий; 4) Рациональное использование сельскохозяйственных угодий; 5) Снижение издержек производства; 6) Преимущественное развитие тех отраслей, которые технологически и организационно связаны между собой; (выбор нескольких правильных ответов) 10. Стоимостными показателями экономической эффективности размещения являются: 1) Издержки производства на единицу продукции по одноименным видам; 2) Общий объем прибыли, полученный сельхозпредприятиями региона; 3) Производительность труда; 4) Средняя рентабельность отдельных видов продукции; 5) Средняя зарплата одного работника сельскохозяйственного производства; 6) Землеотдача; (выбор нескольких правильных ответов) 11. Уровень специализации предприятия определяется ________ главной отрасли в структуре _______. (определение термина или дополнение)
12. Производственный тип сельскохозяйственного предприятия характеризуется: 1) Размером производства; 2) Сочетанием основных и дополнительных отраслей; 3) Уровнем интенсивности ведения производства; 4) Финансовыми результатами; (выбор нескольких правильных ответов) 13. Выделите основные показатели, характеризующие специализацию с.-х. предприятия: 1) Удельный вес главной товарной отрасли; 2) Уровень товарности отрасли; 3) Объем товарной продукции на 100 га сельхозугодий; 4) Коэффициент специализации; (исключение лишнего). 14. Влияет ли развитие научно-технического прогресса на углубление специализации в сельском хозяйстве? 15 Концентрация сельскохозяйственного производства представляет собой сосредоточение средств производства, рабочей силы и объемов выпуска в ________. (определение термина или дополнение) 16. Верно ли, что уровень концентрации производства не зависит от специализации? 17. Является ли увеличение масштабов производства концентрацией производства? 18. Установите соответствие: 1) Абсолютная концентрация в отрасли; 2) Относительная концентрация в отрасли; 3) А) Рост размеров фирм; Б) Изменение количества фирм в отрасли не зависимо от их величины (определение соответствия) 19. Показателями измерения рыночной концентрации в отрасли являются: 1) Объем производимой продукции предприятиями отрасли; 2) Численность работающих в отрасли; 3) Число фирм в отрасли; 4) Размер чистых прибылей, получаемых фирмами в отрасли; 5) Доля продаж, приходящаяся на определенное количество фирм; 6) Коэффициент Джини с использованием кривой Лоренца. (выбор нескольких правильных ответов) 20. Способствует ли углубление специализации, концентрации материальных и финансовых ресурсов сельскохозяйственного предприятия? 21. Всегда ли в сельском хозяйстве более эффективны крупные предприятия, чем мелкие? 22. Является ли кооперация предприятий одной отрасли горизонтальной интеграцией? 23. Является ли межотраслевые связи между сельскохозяйственными и промышленными предприятиями АПК вертикальной интеграцией? 24. Является ли диверсификация производства формой концентрации производства? 25. Разбейте на группы: 1) Сельскохозяйственный производственный кооператив; 2) Сельскохозяйственный потребительский кооператив; 1) Сбытовой (торговый) кооператив; 2) Сельскохозяйственная артель; 3) Обслуживающий кооператив; 4) Кооперативное хозяйство; 5) Кредитный кооператив; 6) Снабженческий кооператив; 7) Рыболовецкая артель. (разбиение на группы)
Вариант 2 1. Отрасль – это совокупность качественно однородных предприятий, которые: 1) выпускают продукцию одного экономического назначения; 2) используют характерные для данной отрасли средства произ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.196 с.) |