Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Справочный материал для выполнения контрольной↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рег. № М-892 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания к изучению дисциплины
Для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания
Составители канд. ист. наук, доц. С. В. Стрельников канд. ист. наук, доц. Я. А. Сексте
Рецензент: канд. ист. наук, доцент Т.А. Ковалева
Подготовлено на кафедре истории и политологии
Одобрено научно-методическим советом Университета
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями
©СПбГИЭУ, 2010 Содержание
Общие положения История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Основная цель изучения учебной дисциплины «Отечественная история» – помочь формированию у студенческой молодежи исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и отечественного исторического опыта (как положительного, так и отрицательного), осознанию особенностей и исторического места России в мировом сообществе. Полагаем, что вдумчивое отношение к отечественной истории поможет студентам почувствовать себя наследниками великой культурно-исторической традиции и определить свое место в возрождении истинного величия нашего Отечества. История – наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнографов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими. Сложившуюся совокупность общественных наук, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и технических, принято называть системой гуманитарных наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в совокупности гуманитарные науки способны решать в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью выявления его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего. Основным содержанием учебной дисциплины является исторический процесс развития (т.е. условия, ход и результат) российской государственности: формирование русского, а затем и российских народов, их территории, создание и функционирование органов государственной власти и других атрибутов российской государственности. Одной из важных задач курса является изучение накопленного исторического опыта в управлении государством, в использовании различных форм человеческого общежития, ознакомление с основными законами и правовыми актами, регулировавшими на различных этапах исторического развития отношения между гражданами и государством. В учебном курсе значительное место отводится освещению государственной, общественной, реформаторской деятельности отдельных исторических личностей, стоявших во главе важнейших экономических и политических реформ в России, ускоривших процесс ее исторического развития. Развитие России носило самобытный характер, имело свои особенности, и тем не менее, оно происходило в общих рамках развития европейской цивилизации, впитывало в себя опыт других стран и народов. В рамках мировой истории в целом Россия представляет собой государственное образование более позднего времени. И, тем не менее, самоотверженными усилиями и многочисленными жертвами народы России организовали государство, подобного которому по составу населения, размерам территории и мировому положению нет равного в мировой истории. Особенностью изучения дисциплины «Отечественная история» является значительный объем самостоятельной работыстудентов над документами и литературой по истории России. Студенты заочной формы обучения завершают изучение курса выполнением контрольного задания (контрольной работы) по одной из тем дисциплины. В результате изучения дисциплины и подготовки контрольной работы студент заочной формы обучения должен: 1. Иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления. 2. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними. 3. Иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий. 4. Иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах. 5. Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации. 6. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов. 7. Иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними. 8. Развивать способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории. Данные методические указания содержат общие рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы. Причем особое внимание уделяется поиску литературы, ее изучению, а также развитию у студентов навыков самостоятельной работы и аналитического мышления.
2. Методические указания к изучению дисциплины Изучение дисциплины «Отечественная история» студент-заочник должен начать с ознакомления рабочей программы дисциплины. Принцип и логика изложения дисциплины показаны в Приложении 1. После этого рекомендуется осуществить выбор одного или нескольких из предложенных в списке литературы учебных пособий, которые помогут при выполнении контрольной работы и подготовке к сдаче экзамена. Процесс овладения учебным материалом включает в себя написание контрольной работы по дисциплине, а также самопроверку по предложенному перечню контрольных вопросов по дисциплине.
Справочный материал для выполнения контрольной Работы
Основное место в библиографии должны занимать источники и важнейшие труды по истории России, которые являются основой любого научного реферативного исследования. Среди них следует выделить труды выдающихся историков России: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Важнейшими справочными источниками для написания контрольной работы и изучения курса являются документы и материалы по истории России, позволяющие глубже понять причины того или иного события, мотивы поведения государственных деятелей, полнее ощутить своеобразие исторического момента. Среди них следует выделить: Записки императрицы Екатерины Второй. М.: Наука, 1989; Записки Е.Р. Дашковой. М.: Наука, 1990; Законодательные акты русского государства. Вторая половина XVI - первая половина XVII вв. Тексты. Л.: Наука, 1986; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1981; Под стягом России: Сб. док. XVI-XIX вв. М.: Русская книга, 1992; Программные документы политических партий России: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1991; Российское законодательство. Х-ХХ вв.: В 9 т. М.: Панорама, 1993; Совет Министров Российской Империи 1905-1906 гг.: Док. и материалы. Л.: Наука, 1990; Столыпин П. А. Думские речи. М.: Знание, 1990 и др. Одним из наиболее доступных источников является периодическая печать, где регулярно публикуются материалы по истории России. Среди них особо следует выделить журналы: «Российская история», «Родина», «Клио», «Вопросы истории», «Общественные науки и современность» и др. Кроме этого, необходимо иметь в виду, что историческая наука обладает значительным количеством фундаментальных, монографических исследований по различным проблемам истории России, которые также необходимо использовать при написании контрольной работы. Для примера можно сослаться на следующие работы: Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб.: Лениздат, 1994; Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск: Наука, 1991; Корнилов А.А. Курс истории России XIX в, М.: Высш. шк., 1993; Павленко Н.И. Петр Первый. М.: Наука, 1994; Рыбаков В.А. Киевская Русь и русские княжества. ХП-ХШ вв. М.: Наука, 1993; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М.: Высш. шк., 1971; Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор. Жизнь и смерть П. Столыпина. М.: Наука, 1990; Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб.: Наука, 1992; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1907- 1914 гг. Л.: Наука, 1990 и др. Доступно изложен материал по истории России в следующих изданиях: Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. М.: Кн. палата, 1991; Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. IX - середина XVIIвв. М.: Мысль, 1992; Лебедева И.Н, и др. История Отечества: В 3 ч. СПб.: Образование, 1993; Пушакрев С.Г. Обзор русской истории. М.: Наука, 1991 и др. При самостоятельной работе студента заочной формы обучения над учебным курсом «Отечественной истории» и при написании контрольной работы рекомендуется использование учебных пособий, подготовленных преподавателями кафедры истории и политологам СПбГИЭУ и рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений. Например: Гончаренко Л. Н. Отечественная история: Пособие для студентов. СПб.: Невский проспект, 2007. История России: Атрибуты государственности: Учеб. пособие / А. А. Резник (отв. ред.), В. А. Лимонов (зам. отв. ред.), О. А. Сербина и др. СПб.: 000 «Петропресса», 1997. Отечественная история в схемах, таблицах, определениях: учебное пособие: для студентов вузов / Гончаренко Л.Н., Лимонов В.А., Сазонов О.Н., Снигирев С.Ф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета, 2008. Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относятся: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей». Консультации по правилам пользования такой справочной литературойможно получить у библиотекаря или дежурного библиографа. В последнее время в связи с бурным развитием Интернет-технологий значительная часть учебной и научной литературы оцифрована и выложена на различных Интернет-порталах в открытом доступе. Использование таких электронных ресурсов оправданно, так как многие студенты-заочники, в том числе проживающие за пределами Санкт-Петербурга, лишены возможности пользоваться крупными библиотеками. Однако использовать можно лишь оцифрованные (преимущественно в форматах pdf и djvu) учебные пособия, научные монографии, сборники статей и документов (список рекомендуемых Интернет-ресурсов см. в разделе «Рекомендуемая литература»). Интернет-поиск данной литературы может быть осуществлен также через различные поисковые системы, например, yandex.ru, google.ru и т.п. В то же время не рекомендуется скачивать из Интернета уже готовые контрольные работы и рефераты. Такие работы не будут зачтены.
4. Порядок определения темы контрольной работы.
В ходе изучения курса «История российской государственности» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы должен соответствовать последним двум цифрам зачетной книжки (например, № зачетной книжики 23456/08, номер темы контрольной работы – 56). Если две последние цифры номера зачетной книжки соответствуют 00, например, №23400/08, то номер темы контрольной работы – 100. Во многих темах скобками обозначены варианты тем, которые студент может самостоятельно выбрать (например, тема «Исторический портрет Ивана Калиты (Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV)». Следовательно, работа может быть написана по одному из перечисленных исторических деятелей). Темы контрольных работ указаны в разделе «Перечень тем контрольных работ» данных методических указаний.
Работы Подготовка работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, ее оформление. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу самостоятельно подготовить качественную работу и при необходимости защитить ее. Наиболее сложным и ответственным является подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана. Рекомендуется выбирать после консультаций с преподавателем определенный ракурс исследования темы контрольной работы, который вызывает наибольший интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах, литературу, имеющуюся в распоряжении студента. После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования. Вся подобранная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление о ее содержании. Самостоятельная работа над литературой. Самостоятельная работа над документами и литературой требует выработки определенных навыков и умения работать с книгой. Использование брошюр, статей, посвященных анализу документа, никоим образом не компенсирует самостоятельную творческую деятельность студента, а лишь облегчает ему работу над литературой. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от того, какую цель ставит читатель. Основная цель изучения студентом литературы - усвоить содержание работы, выделить основные ее положения и уметь кратко сформулировать выводы. Многообразие литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для поиска необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографической службе библиотек, где имеются различные каталоги, библиографические справочники, компьютерные тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы. Самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов: 1. Предварительное общее ознакомление с произведением. На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основными разделами (содержанием). 2. Работа над изучением текста. После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. Читая, обязательно нужно делать пометки, записать понравившуюся мысль, обратить внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным и не очень медленным, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на выводы. 3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги. Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если быть целеустремленным и активным в поиске, а также систематически и последовательно овладевать практическими навыками изучения произведения. В процессе чтения можно использовать любые формы записи (подробный или краткий конспект, тезисы, выписки), при этом обязательно выделяйте главные положения книги, статьи. Не забывайте указывать выходные данные книги (фамилия и инициалы автора, название произведения, место и год издания) или статьи (фамилия и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Пометки, конспектирование можно выполнять как письменно, так и при помощи набора на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективна, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.
6. Требования к объему, оформлению и срокам Интернет-ресурсы 1. Русский биографический словарь: В 25 т. / Под ред. А.А. Половцова. М., 1896-1918. http://www.rulex.ru/xPol/index.htm 2. Интернет версия Русского биографического словаря, подготовленная на основе CD-ROM «Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Биографии. Россия» http://www.rulex.ru/be.htm 3. Интернет-ресурс «Восточная литература. Средневековые исторические источники Запада и Востока». http://www.vostlit.info 4. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. http://www.hist.msu.ru/ER/ 5. Сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина» http://www.istrodina.com/ 6. Электронная библиотека РГБ. http://www.rsl.ru/ 7. Древнерусские берестяные грамоты http://gramoty.ru/ 8. Рукописные памятники Древней Руси. Русские летописи и рукописная книга. http://www.lrc-lib.ru/ 9. Научный журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» http://www.lrc-lib.ru/ 10. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Библиотека литературы Древней Руси. Словарь русских писателей XVIII в. (и др.) http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2048 11. Военная литература http://militera.lib.ru/ 12. Оцифрованные издания преимущественно XIX-начала XX века. http://books.google.com/ 13. Портал «Археология России» http://www.archeologia.ru/ 14. Государственная Публичная историческая библиотека. http://www.shpl.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Извлечение из рабочей программы дисциплины Содержание разделов (модулей) и тем дисциплины Раздел 1. История как наука. Место России в мировой цивилизации ( Модуль 1) ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Тема: _____________________________________________
Выполнил: _______________________________ (Фамилия И.О.) студент ______ курса __________ спец. ____ (срок обучения)
группа________ № зачет. книжки_________________
Подпись:_____________________________________ Преподаватель: _______________________________ (Фамилия И.О.) Должность: ___________________________________ уч. степень, уч. звание Оценка: _____________Дата _____________________
Подпись: _____________________________________ Санкт-Петербург 20___ Рег. № М-892 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Методические указания к изучению дисциплины
Для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания
Составители канд. ист. наук, доц. С. В. Стрельников канд. ист. наук, доц. Я. А. Сексте
Рецензент: канд. ист. наук, доцент Т.А. Ковалева
Подготовлено на кафедре истории и политологии
Одобрено научно-методическим советом Университета
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями
©СПбГИЭУ, 2010 Содержание
Общие положения История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Основная цель изучения учебной дисциплины «Отечественная история» – помочь формированию у студенческой молодежи исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и отечественного исторического опыта (как положительного, так и отрицательного), осознанию особенностей и исторического места России в мировом сообществе. Полагаем, что вдумчивое отношение к отечественной истории поможет студентам почувствовать себя наследниками великой культурно-исторической традиции и определить свое место в возрождении истинного величия нашего Отечества. История – наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнографов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими. Сложившуюся совокупность общественных наук, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и технических, принято называть системой гуманитарных наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в совокупности гуманитарные науки способны решать в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью выявления его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего. Основным содержанием учебной дисциплины является исторический процесс развития (т.е. условия, ход и результат) российской государственности: формирование русского, а затем и российских народов, их территории, создание и функционирование органов государственной власти и других атрибутов российской государственности. Одной из важных задач курса является изучение накопленного исторического опыта в управлении государством, в использовании различных форм человеческого общежития, ознакомление с основными законами и правовыми актами, регулировавшими на различных этапах исторического развития отношения между гражданами и государством. В учебном курсе значительное место отводится освещению государственной, общественной, реформаторской деятельности отдельных исторических личностей, стоявших во главе важнейших экономических и политических реформ в России, ускоривших процесс ее исторического развития. Развитие России носило самобытный характер, имело свои особенности, и тем не менее, оно происходило в общих рамках развития европейской цивилизации, впитывало в себя опыт других стран и народов. В рамках мировой истории в целом Россия представляет собой государственное образование более позднего времени. И, тем не менее, самоотверженными усилиями и многочисленными жертвами народы России организовали государство, подобного которому по составу населения, размерам территории и мировому положению нет равного в мировой истории. Особенностью изучения дисциплины «Отечественная история» является значительный объем самостоятельной работыстудентов над документами и литературой по истории России. Студенты заочной формы обучения завершают изучение курса выполнением контрольного задания (контрольной работы) по одной из тем дисциплины. В результате изучения дисциплины и подготовки контрольной работы студент заочной формы обучения должен: 1. Иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления. 2. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними. 3. Иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий. 4. Иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах. 5. Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации. 6. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов. 7. Иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними. 8. Развивать способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории. Данные методические указания содержат общие рекомендации по написанию и оформлению контрольной работы. Причем особое внимание уделяется поиску литературы, ее изучению, а также развитию у студентов навыков самостоятельной работы и аналитического мышления.
2. Методические указания к изучению дисциплины Изучение дисциплины «Отечественная история» студент-заочник должен начать с ознакомления рабочей программы дисциплины. Принцип и логика изложения дисциплины показаны в Приложении 1. После этого рекомендуется осуществить выбор одного или нескольких из предложенных в списке литературы учебных пособий, которые помогут при выполнении контрольной работы и подготовке к сдаче экзамена. Процесс овладения учебным материалом включает в себя написание контрольной работы по дисциплине, а также самопроверку по предложенному перечню контрольных вопросов по дисциплине.
Справочный материал для выполнения контрольной Работы
Основное место в библиографии должны занимать источники и важнейшие труды по истории России, которые являются основой любого научного реферативного исследования. Среди них следует выделить труды выдающихся историков России: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова. Важнейшими справочными источниками для написания контрольной работы и изучения курса являются документы и материалы по истории России, позволяющие глубже понять причины того или иного события, мотивы поведения государственных деятелей, полнее ощутить своеобразие исторического момента. Среди них следует выделить: Записки императрицы Екатерины Второй. М.: Наука, 1989; Записки Е.Р. Дашковой. М.: Наука, 1990; Законодательные акты русского государства. Вторая половина XVI - первая половина XVII вв. Тексты. Л.: Наука, 1986; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М.: Наука, 1981; Под стягом России: Сб. док. XVI-XIX вв. М.: Русская книга, 1992; Программные документы политических партий России: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1991; Российское законодательство. Х-ХХ вв.: В 9 т. М.: Панорама, 1993; Совет Министров Российской Империи 1905-1906 гг.: Док. и материалы. Л.: Наука, 1990; Столыпин П. А. Думские речи. М.: Знание, 1990 и др. Одним из наиболее доступных источников является периодическая печать, где регулярно публикуются материалы по истории России. Среди них особо следует выделить журналы: «Российская история», «Родина», «Клио», «Вопросы истории», «Общественные науки и современность» и др. Кроме этого, необходимо иметь в виду, что историческая наука обладает значительным количеством фундаментальных, монографических исследований по различным проблемам истории России, которые также необходимо использовать при написании контрольной работы. Для примера можно сослаться на следующие работы: Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб.: Лениздат, 1994; Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск: Наука, 1991; Корнилов А.А. Курс истории России XIX в, М.: Высш. шк., 1993; Павленко Н.И. Петр Первый. М.: Наука, 1994; Рыбаков В.А. Киевская Русь и русские княжества. ХП-ХШ вв. М.: Наука, 1993; Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М.: Высш. шк., 1971; Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор. Жизнь и смерть П. Столыпина. М.: Наука, 1990; Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб.: Наука, 1992; Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1907- 1914 гг. Л.: Наука, 1990 и др. Доступно изложен материал по истории России в следующих изданиях: Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. М.: Кн. палата, 1991; Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. IX - середина XVIIвв. М.: Мысль, 1992; Лебедева И.Н, и др. История Отечества: В 3 ч. СПб.: Образование, 1993; Пушакрев С.Г. Обзор русской истории. М.: Наука, 1991 и др. При самостоятельной работе студента заочной формы обучения над учебным курсом «Отечественной истории» и при написании контрольной работы рекомендуется использование учебных пособий, подготовленных преподавателями кафедры истории и политологам СПбГИЭУ и рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений. Например: Гончаренко Л. Н. Отечественная история: Пособие для студентов. СПб.: Невский проспект, 2007. История России: Атрибуты государственности: Учеб. пособие / А. А. Резник (отв. ред.), В. А. Лимонов (зам. отв. ред.), О. А. Сербина и др. СПб.: 000 «Петропресса», 1997. Отечественная история в схемах, таблицах, определениях: учебное пособие: для студентов вузов / Гончаренко Л.Н., Лимонов В.А., Сазонов О.Н., Снигирев С.Ф. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета, 2008. Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относятся: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей». Консультации по правилам пользования такой справочной литературойможно получить у библиотекаря или дежурного библиографа. В последнее время в связи с бурным развитием Интернет-технологий значительная часть учебной и научной литературы оцифрована и выложена на различных Интернет-порталах в открытом доступе. Использование таких электронных ресурсов оправданно, так как многие студенты-заочники, в том числе проживающие за пределами Санкт-Петербурга, лишены возможности пользоваться крупными библиотеками. Однако использовать можно лишь оцифрованные (преимущественно в форматах pdf и djvu) учебные пособия, научные монографии, сборники статей и документов (список рекомендуемых Интернет-ресурсов см. в разделе «Рекомендуемая литература»). Интернет-поиск данной литературы может быть осуществлен также через различные поисковые системы, например, yandex.ru, google.ru и т.п. В то же время не рекомендуется скачивать из Интернета уже готовые контрольные работы и рефераты. Такие работы не будут зачтены.
4. Порядок определения темы контрольной работы.
В ходе изучения курса «История российской государственности» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы должен соответствовать последним двум цифрам зачетной книжки (например, № зачетной книжики 23456/08, номер темы контрольной работы – 56). Если две последние цифры номера зачетной книжки соответствуют 00, например, №23400/08, то номер темы контрольной работы – 100. Во многих темах скобками обозначены варианты тем, которые студент может самостоятельно выбрать (например, тема «Исторический портрет Ивана Калиты (Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV)». Следовательно, работа может быть написана по одному из перечисленных исторических деятелей). Темы контрольных работ указаны в разделе «Перечень тем контрольных работ» данных методических указаний.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.017 с.) |