ТОП 10:

Экономическое развитие России



Экономика России конца XIX - начала XX веков характеризовалась периодами подъема и спада, в целом ее развитие шло неуклонно по восходящей линии. Включившись в мировой цикл капиталистического производства, Россия пережила вместе с другими странами экономические кризисы 70-80-х годов, длительные депрессии второй половины 80-х годов, и крутой промышленный подъём 1893 - 1899-х гг.

В этот период Россия совершила гигантский скачок в своем индустриальном развитии. Особенно бурный подъем происходил в отраслях тяжелой промышленности. Высокими темпами развивалась металлургия, машиностроение, горнозаводская промышленность, добывающие отрасли. Россия вышла на третье место в мире по производству чугуна, на первое - по добыче нефти. В общем объеме производства преобладала лёгкая промышленность. В начале XX в. особенно активно шел процесс концентрации производства на наиболее крупных предприятиях*.

Значительными были достижения и в железнодорожном строительстве. В 80-е гг. были построены железные дороги, связывающие основные промышленные районы между собой, с портами Каспийского, Азовского и Черного морей, а также с центром страны. Важным показателем подъема экономики был рост торговли. С 70-х по 90-е гг. внутренний торговый оборот увеличился в три раза, а внешнеторговый – в четыре.

Сложные процессы происходили в сельском хозяйстве. Условия реформы 1861 г. были откровенно тяжелыми для крестьян. Тем не менее, за первое пореформенное 20-летие площадь посевов в России увеличилась на 6%, а к началу ХХ в. – еще на 10 %. В 1881 г. был принят Закон о повсеместном прекращении временнообязанных отношений бывших крепостных крестьян. В 1882 г. было положено начало отмене подушной подати.

В начале XX в. значительную роль во многих отраслях народного хозяйства стал играть иностранный капитал. С.Ю. Витте добился снятия препятствий для иностранных инвестиций. Политика российского правительства была направлена на то, чтобы иностранные инвесторы предпочитали ввозить в страну капитал, а не готовую продукцию. Преимущественно инвестиции направлялись в добывающие отрасли: угольную, нефтяную, железорудную, металлургическую, а также в железнодорожное строительство, т.е. в те отрасли, куда отечественные инвесторы не спешили вкладывать средства, прежде всего из-за медленной отдачи. За время министерства С.Ю. Витте в русскую экономику было инвестировано из-за границы более миллиарда рублей. До 96 % всех зарубежных капиталов приходилось на четыре европейские страны: Францию, Англию, Германию и Бельгию. Большую роль в процессе инвестирования сыграла денежная реформа 1897 г., в результате которой в Росси был установлен золотой стандарт.

Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления государственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в числе источников государственного бюджета можно назвать доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных дорог, а также косвенные налоги. Темпы роста промышленной продукции и производительности труда в России за период с 1880 по 1913 гг. были самыми высокими в мире и составляли в среднем 9 % в год.

Изменение экономической структуры повлекло за собой трансформацию социальной сферы. Городское население с 1894 г. выросло на 70 %, а доля его в общей численности населения составила 18 %. Количество работников наемного труда увеличилось с 10 млн. до 18 млн. человек.

В пореформенный период не только промышленный, но и аграрный сектор экономики России функционировал на основе рыночного механизма, роль которого в регулировании экономики беспрерывно возрастала.

Несмотря на то, что в начале века преобразование социально – экономического строя России в целом соответствовало общемировой тенденции развития капитализма, наблюдался и ряд отличительных черт. Промышленный переворот в России предшествовал буржуазной революции, аграрный переворот к началу XX в. был не завершен. Крупное фабричное производство нередко возникало без прохождения мануфактурной стадии. Капитал тесно связан с государственной властью.

Развитие капитализма в России затруднялось из – за господства помещичьего землевладения и сословной структуры общества, а также сохранения самодержавной политической системы. В начале века в стране остро ощущалась потребность модернизации политической системы.

4.2. Общественно – политическое развитие России на рубеже веков (до 1917 г.)

На рубеже веков оппозиционные правительству течения быстро распространяются по всей России. Либеральное движение растет в основном за счет земской оппозиции (идеологи Б.М. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.А. Гольцев). Идейным и организационным центром либерального движения стали «Земский союз» и Вольное экономическое общество. Заметно оживилось в эпоху контрреформ консервативное направление (К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и т.д.). Консерваторы не создали своих организаций, но их группировки существовали в земских и дворянских собраниях, в правительстве.

В 90-е гг. XIX века на смену народническим организациям пришли партии представителей рабочего класса. Теоретической базой рабочего движения в России стал марксизм. Задачу распространения марксистской идеологии в рабочей среде взял на себя бывший народник Г.В. Плеханов, организовавший в 1883 г. в г. Женеве (Швейцария) «Группу освобождения труда». Ее основу составили представители интеллигенции. Они переводили на русский язык произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, печатали их, нелегально привозили в индустриальные центры России для распространения и изучения в тайных рабочих кружках на заводах и фабриках.

Объединить разрозненные рабочие кружки в сильную и боеспособную партию удалось В.И. Ульянову - Ленину. В 1895 г. 20 марксистских кружков составили Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Аналогичные «Союзы борьбы» возникли вскоре в Москве и других крупных городах. В 1898 г. небольшая группа представителей «Союза борьбы» и иных марксистских организаций собралась в г. Минске. Она провозгласила создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Принять политическую программу ввиду арестов делегаты не успели. Тем не менее, в историю это событие вошло как первый съезд РСДРП.

Второй съезд РСДРП прошел в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне. В его работе участвовали 53 делегата. На нем была принята разработанная В.И. Лениным Программа РСДРП. Она состояла из двух частей. В первой были определены ближайшие задачи партии («программа – минимум»): ликвидация монархии и помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, введение права народов страны на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Это были задачи буржуазно-демократической революции. Вторую часть составляла «программа-максимум», включавшая в себя две главные идеи: организация социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Усиленная агитационная работа интеллигентских социалистических кружков пробуждала в рабочих интерес к политике. Опасаясь последствий распространения социалистических идей, правительство перешло к активным мерам противодействия, в число которых вошла русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Война, ненадолго отвлекшая внимание русского общества от внутренней политической борьбы, быстро стала непопулярной, что оживило и усилило оппозиционное настроение общества и революционное движение. В ноябре - декабре 1904 г. в столицах организовались профессиональные союзы интеллигенции. На публичных собраниях принимались резолюции с требованиями введения народного представительства.

В начале января 1905 г. общее политическое брожение и недовольство трудящихся экономическим положением вызвали массовую забастовку на предприятиях Петербурга. Рабочие требовали введение восьмичасового дня и повышение заработной платы. Мирная демонстрация рабочих 9 января 1905 г., несших петицию к Николаю II, была расстреляна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом. Это событие, вошедшее в историю как «кровавое воскресенье», послужило прологом первой русской революции 1905-1907 гг. Основными причинами революции стали: нерешенность аграрного вопроса; стремление буржуазии участвовать в решении важнейших государственных вопросов через парламентскую систему; поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Под давлением многочисленных забастовок и массовых крестьянских волнений правительство пошло на уступки. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ гарантировал обеспечение в России гражданских свобод, предоставление всеобщего избирательного права, создание Государственной думы.

Издание манифеста 17 октября 1905 г. формально означало изменение государственного устройства Российской империи. Согласно основным законам Российской империи, опубликованным в феврале 1906 г., верховная власть в стране по – прежнему принадлежала царю, законодательная власть сосредотачивалась в руках царя и двухпалатного парламента (выборная Государственная дума и Государственный совет, часть членов которого выбиралась, часть назначалась императором), исполнительная власть находилась в руках царя и назначаемого им правительства. Ни один закон теперь не мог быть принят без одобрения Государственной думы. При всем формальном ограничении монархии в результате можно говорить лишь о создании условий для трансформации самодержавной формы правления в конституционную. С 1905 – 1906 гг. началось развитие парламентаризма в России.

Другим итогом первой русской революции стало формирование в России многопартийной системы. По идейно-политическим воззрениям это были монархические, либерально-буржуазные и революционно-демократические партии. Наиболее крупными монархическими партиями были «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», которые выступали за сохранение господствующего положения православной церкви и самодержавия, единение царя с народом. Либерально-буржуазные партии (кадеты и октябристы) ратовали за сохранение самодержавия с узкосословным совещательным органом, а также отстаивали необходимость демократических свобод. Революционно-демократические партии были представлены социал-демократами и эсерами, которые требовали ликвидации самодержавия, решения рабочего и крестьянского вопросов революционным путем.

Активная межпартийная борьба развернулась в рамках работы I и II Государственной Думы. Первая Государственная дума работала с апреля по июль 1906 года. Большинство в Думе составляли депутаты от оппозиции: из 490 депутатов 190 принадлежали к Конституционно-демократической партии и 94 – к умеренным крестьянским группировкам. Результаты выборов сильно разочаровали правительство. Отношение между правительством и Думой быстро приняли враждебный характер. Думское большинство требовали отставки правительства. Другим объектом разногласий между правительством и Думой стал аграрный вопрос. 9 июля Николай II издал Манифест о роспуске Государственной Думы. Когда 5 марта 1907 г. была созвана вторая Государственная дума, стало ясно, что отношение ее депутатов к правительству стало еще более враждебным. Тем более что большинство в ней принадлежало левым партиям. Манифестом от 3 июня 1907 г. вторая Дума была распущена.

Для того чтобы впредь не допускать аналогичных выступлений оппозиции, в нарушение конституции был изменен избирательный закон. В составе третьей Думы, избранной в ноябре 1907 г., большинство депутатских мест принадлежало представителям правых партий, а либералы с социалистами оказались в меньшинстве. Тем не менее, работа первой и второй Государственной думы дала первые уроки парламентаризма в России и еще раз показала, что главной русской проблемой остается аграрный вопрос.

Итогом двухлетнего политического конфликта стало проведение аграрной реформы, подготовленной П.А. Столыпиным. Социально-политической целью реформы было стремление создать в деревне прочную основу для самодержавия из крепких собственников – противников революционных движений. Социально-экономическая цель заключалась в разрушении общины, насаждении частного хозяйства в виде отрубов и хуторов, направлении избытка рабочей силы в город, где ее должна поглотить растущая промышленность. Экономическая цель виделась в обеспечении подъема сельского хозяйства и дальнейшей индустриализации страны.

9 ноября 1906 г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Аграрные реформы Столыпина предполагали:

1. Разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежавших им земельных наделов в форме хутора или отруба.

2. Передачe Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам.

3. Организацию переселенческого движения за Урал с целью наделения малоземельных крестьян землей.

Итоги столыпинской аграрной реформы сложно оценить однозначно. За 1907 – 1914 гг. из общины вышло около 2,5 млн. домохозяйств (25 %). Активнее всего из общины выходили крестьяне, чье хозяйство уже было втянуто в капиталистические отношения, либо там, где общинные традиции были несильны. Таким образом, реформа прокатилась по окраинам России (западные губернии, Поволжье, Сибирь) и практически не затронула Европейский центр. Частное фермерское крестьянское хозяйство не стало преобладающим. Реформа не создала устойчивых буржуазных отношений в деревне. Переселенческая политика проводилась с нарушениями. В результате из трех с лишним миллионов переселенцев более пятьсот тысяч (16%) захотели вернуться в родные края. Аграрный вопрос не был разрешен до конца, по – прежнему остро стояла проблема крестьянского малоземелья. Не удалось Столыпину расширить социальную опору власти. Не сняла реформа и ключевое противоречие в российской деревне между крестьянами и помещиками.

Тем не менее, в ходе ее проведения были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства: посевные площади увеличились на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины – в полтора раза; на 1/3 возрос хлебный экспорт; удвоилось количество применяемых удобрений, использование сельскохозяйственных машин.

Вступление России в I мировую войну первоначально привело к некоторой стабилизации внутриполитического положения. Произошло объединение общества на основе идеалов имперского сознания и государственного традиционализма. Забастовки рабочих прекратились. IV Дума единогласно проголосовала за военные кредиты, продемонстрировав свое единство с правительством (социал-демократы при голосовании воздержались). Земское и городское самоуправление (Земгор) активно включилось в работу по оказанию помощи армии. Партии объединились под лозунгом «внутреннего мира». Страну охватил патриотический энтузиазм.

Однако уже в 1915 г. русская армия стала переживать серьезные затруднения. По мере втягивания экономики России в войну, трудности со снабжением принимали все более основательный характер. Значительно осложнилось и внутриполитическое положение. Одним из следствий поражений 1915 г. было охлаждение отношений между правительством и Думой. На общей платформе объединилось большинство членов Думы и даже часть членов Государственного совета. Тем самым Государственный совет впервые со времени возникновения в 1810 г. выступил на стороне общества.

Постепенно царь утрачивал поддержку и правых и левых, а также союзников – он оказывался все в большей политической изоляции. Представители буржуазии тайно сформировали теневой Совет Министров. Либеральная оппозиция склонялась к необходимости военного переворота и свержения самодержавия. Политическое противостояние Думы и царя ослабляло обе стороны. Положение становилось благоприятным для распространения идей социалистических партий. Зимой 1916/17 года противоречия между Николаем II и Думой достигли наивысшего напряжения. Обозначился правительственный кризис.

Тяжелейший кризис переживала и экономика страны. Все это послужило социально-экономическими и морально-политическими причинами февральской буржуазно-демократической революции. 18 февраля рабочие Путиловского завода объявили забастовку, потребовав надбавки к зарплате. 25 февраля забастовка приняла всеобщий характер. В ходе революции – 27 февраля - были созданы временный комитет Государственной Думы во главе с М.В. Родзянко и Петроградский Совет рабочих депутатов (председатель Исполкома Совета Н.С. Чхеидзе). 2 марта Николай II отрекся от престола в пользу князя Михаила. Брат царя, Михаил Александрович, не решился стать императором. Самодержавно-монархический строй прекратил свое существование. Вопрос о власти должно было решить Учредительное собрание.

2 марта временный комитет Государственной думы, по согласованию с Петроградским Советом, создал Временное правительство. Оно должно было осуществлять свои полномочия до созыва Учредительного собрания. Официальная власть теперь принадлежала Временному правительству. Однако оно могло реализовать ее лишь при поддержке совета, на стороне которого была реальная сила – армия и народ. Так возникло двоевластие, что явилось особенностью Февральской буржуазно-демократической революции. Ведущую роль во Временном правительстве сыграли либералы-кадеты, а в Советах – социалисты-меньшевики. Полем противоборства двух властей стали острейшие проблемы – аграрный вопрос и вопрос о войне. Основные вопросы, которые были поставлены перед новым правительством: вопрос о земле, вопрос о мире.

В рассматриваемый период позитивные изменения в социально-экономической и внутриполитической сфере позволили России значительно расширить свою территорию, стать ведущей мировой державой. Однако остававшаяся стабильной имперская форма государственной организации и укрепляемая верховной властью сословная структура стали причиной революционных потрясений в стране в начале XX в.

В рамках семинара необходимо рассмотреть и дать анализ основным процессам, проходившим в социально-политической, экономической жизни страны. В хронологической последовательности проследите изменения, проистекавшие в государстве под влиянием либеральных реформ и консервативных тенденций по обозначенным проблемам:

- социально-экономические отношения;

- политическая система России;

- российское общество;

- внешняя политика государства в обозначенных временных рамках.

По результатам работы составьте схему или таблицу. Важно, чтобы схему (или таблицу) мог прокомментировать каждый член группы. Подготовьте вопросы представителям других групп (по 2 вопроса - каждой группе).

Выводы:

Подводя итоги сегодняшнему занятию необходимо отметить:

- Россия в XIX веке представляла собой особую цивилизацию с самобытной культурой и экономикой, имперскими традициями, влиятельным военно-бюрократическим аппаратом, политически-активной интеллигенцией. Традиционные основы русской жизни были не похожи на социальную и политическую жизнь Европы. Духовное и интеллектуальное развитие Запада было понятно образованному русскому обществу, но чуждо народу. В этом кроется одна из причин зревших в России противоречий, вылившихся в начале XX в. во всеобъемлющий кризис – кризис государственного устройства, религиозности, правосознания, русского национального характера, всей культуры.

- В рассматриваемый период модернизация (переход от аграрного к индустриальному обществу) получила дальнейшее развитие. Основным препятствием на пути модернизации экономики было сохранение крепостной зависимости крестьян, что препятствовало развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Кроме этого, экономическое развитие было обусловлено противоречием между начавшимся в 30 – 40 – е годы XIX в. промышленным переворотом и сохранением феодальных пережитков, развитием рыночных механизмов и высокой ролью государства в экономической сфере.

- В течение всего XIX в. Россия стояла перед выбором необходимости реформ. Власть ясно осознавала необходимость перемен и в то же время боялась реакции в обществе на слишком решительные преобразования. Большой вес в обществе имели сторонники консервативного направления. Это порождало половинчатость, незавершенность реформ, проводившихся на протяжении XIX - XX вв.

- Наиболее конструктивными были великие реформы 60-70-х гг., подготовленные предыдущими этапами реформирования страны. Ликвидация крепостного права открыла возможность ускоренного перехода к индустриальному обществу.

- Политические реформы начала ХХ в. на целое столетие определили характер центрального управления Российской империей. Они упорядочили административную систему, способствовали ее дальнейшей централизации и усилению верховной власти. Модернизация политической системы значительно отставала от модернизации социально – экономической сферы и получила развитие лишь в начале ХХ в. с созданием выборного парламента и введения ряда гражданских свобод.

- Общественно – политическое движение России отражало реакцию общества на события социально – политической жизни страны. В рассматриваемый период сложилось три направления в общественно – политической мысли: консервативное, либеральное и революционное. В 30 – 40 – е годы XIX в. окончательно оформились монархическая теория, возникло либеральное движение, расширился круг деятелей революционного лагеря. Незавершенность реформ 60 – 70 – х годов XIX в. способствовала вовлечению в революционное движение представителей различных слоев населения. Революционные события 1905 – 1907 гг. подтолкнули к размежеванию политических сил и формированию многопартийной системы. Широкий спектр партий отражал интересы основных социальных групп и представления их о будущем России.

- В результате активной внешней политики Россия значительно расширила свою территорию во второй половине XIX в. однако серьезные внутри- и внешнеполитические просчеты российского правительства в начале XX в. привели страну к поражению в I мировой войне и потере значительной части территорий.

Дополнительная литература:

1. 100-летие вех. Интеллигенция и власть в России 1909-2009гг. // Российская история. - 2009. - № 6. - С. 106-124.

2. Актуальные проблемы истории парламентаризма в России в начале XX в. / под ред. А.Б. Николаева. - СПб.: Вести, 2008.

3. Ильин, В.В. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса / В.В. Ильин, А.С. Панарин, А.С Ахиезер. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

4. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. - М.: Высшая школа, 1993.

5. Минаков, А.Ю. Социально-экономические взгляды русских консерваторов первой трети XIX в. / А.Ю. Минаков // Российская история. - 2010. - № 4. - С. 154-167.

6. Пресняков, А.Е. Российские самодержцы / А.Е. Пресняков. - М.: Книга, 1990.

7. Пушкарев, С.Г. Россия 1801-1917: власть и общество / С.Г. Пушкарев. - М.: Посев Содружество (НП), 2001.

8. Ружицкая, И.В. Кодификационные проекты императора Николая I / И.В. Ружицкая // Российская история. - 2010. - № 1. - С.29-44.

9. Сахаров, А.Н. Александр I / А.Н. Сахаров. - М.: Наука, 1998.

10. Сахаров, А.Н. История России с начала XVIII до конца XIX вв.: уч. пособие / А.Н. Сахаров и др. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

11. Струмилин, С.Г. Очерки экономической истории России / С.Г. Струмилин. - М.: Изд-во соц.-эк.лит., 1960.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.018 с.)